Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА, ТЕХНОЛОГИИ, КРОЯ И СПОСОБОВ НАМАТЫВАНИЯ ЭЛЕЧЕКОВ ПО РЕГИОНАМ КЫРГЫЗСТАНА'

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА, ТЕХНОЛОГИИ, КРОЯ И СПОСОБОВ НАМАТЫВАНИЯ ЭЛЕЧЕКОВ ПО РЕГИОНАМ КЫРГЫЗСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР ЭЛЕЧЕК / ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ КОЧЕВНИКОВ / ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА / ТЕХНОЛОГИЯ / КРОЙ / СПОСОБЫ НАМАТЫВАНИЯ / КИРГИЗЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Асангулова Айдай Бектемировна, Цыбов Николай Николаевич, Сулайманова Айгуль Ишеналиевна

Головные уборы кочевников являются наиболее значимыми элементами национальной одежды, отражают особенности кочевого образа жизни киргизов и определяют их самоидентификацию этнической принадлежности. Наиболее ярким выражением этнической материальной культуры киргизов является женский традиционный головной убор элечек. Ранее ношение элечека отображало возрастную группу женщины, ее семейное положение и родоплеменную принадлежность. И так как головной убор элечек изготавливался специально для каждой женщины, то его конечное исполнение несло в себе отражение индивидуальности каждой женщины. Женские головные убры киргизов в зависимости от родоплеменной принадлежности отличаются по покрою и декоративному оформлению. Традиционно элечек всегда был белого цвета, который в киргизской традиции олицетворял чистоту, торжество и радость жизни кочевников. Элечек женщины одевали после замужества или после рождения первенца. Целью нашего исследования является выявление особенностей технологии, дизайна, кроя и способа наматывания элечека в зависимости от региона. Целью также является выявление психолого-педагогического ресурса культуры наматывания и ношения элечека для воспитания гармоничной личности и определения места элечека в современном мире, что поможет в свою очередь раскрыть значимость и ценность элечека для подрастающего поколения. Основными методами исследований были методы интервьюирования, анкетирования и практических работ с носителями традиционных знаний населения отдаленных окраин Кыргызстана. В целях исследования отношения современных киргизов к традиционной одежде применялся метод реконструкции основных видов элечека. В статье представлены материалы полевых исследований по регионам Кыргызстана, по результатам которых проведена реконструкция основных видов женского головного убора элечек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Асангулова Айдай Бектемировна, Цыбов Николай Николаевич, Сулайманова Айгуль Ишеналиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC FEATURES OF DESIGN, TECHNOLOGIES, CUT AND WINDING WAYS OF THE ELECHEK BY REGIONS OF KYRGYZSTAN

The Kyrgyz nomadic headdresses are the most significant elements of traditional clothing; they reflect the features of the nomadic lifestyle of Kyrgyz and determine their ethnical self-identification. Women's traditional headdress elechek is the most striking expression of the ethnic material culture of the Kyrgyz people. Before, wearing of this headdress reflected the woman’s age, marital status and tribal affiliation. And since the elechek was made especially for every woman, it reflected the individuality of each elechek owner as well. Kyrgyz women's headdresses differ in cut and decoration, depending on the tribal affiliation. Traditionally, elechek was always of a white color, which is traditionally meant the purity, triumph and joy of life of nomads. Kyrgyz women wore elechek after marriage or after the birth of their first child. The goal of our study is to identify the features of design, technologies, cut and winding ways of the elechek by regions of Kyrgyzstan. Another goal of our study is to identify the psychological and pedagogical resources of the winding culture and wearing of the elechek. These resources will help in educating of a harmonious personality and in finding of the place of elechek in the modern world. All these will help to reveal the significance and value of elechek for the younger generation. The main research methods: the methods of interviewing, questioning and practical work with the holders of traditional knowledge of the population of the remote parts of Kyrgyzstan. The method of reconstructing of the main kinds of elechek was used in studying of the attitude of contemporary Kyrgyz people to the traditional clothes. This article presents the materials of field studies hold in the regions of Kyrgyzstan. The reconstruction of the main types of women's headdress elechek was done upon the analyzing of these materials.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА, ТЕХНОЛОГИИ, КРОЯ И СПОСОБОВ НАМАТЫВАНИЯ ЭЛЕЧЕКОВ ПО РЕГИОНАМ КЫРГЫЗСТАНА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

УДК 391.4 https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/86

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА, ТЕХНОЛОГИИ, КРОЯ И СПОСОБОВ НАМАТЫВАНИЯ ЭЛЕЧЕКОВ ПО РЕГИОНАМ КЫРГЫЗСТАНА

©Асангулова А. Б., ORCID: 0000-0002-2289-5226, SPIN-код: 9460-3668, Национальная академия наук Киргизской Республики, Институт истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова, г. Бишкек, Кыргызстан, craftbukon@gmail.com ©Цыбов Н. Н., ORCID: 0000-0003-3196-0496, SPIN-код: 7787-2869, канд. техн. наук, Киргизский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызстан, Nikolay_research@mail.ru ©Сулайманова А. И., ORCID: 0000-0002-7518-1649, канд. психол. наук, Киргизско-Российская академия образования, г. Бишкек, Кыргызстан, sulaimanova_aigul@mail.ru

AESTHETIC FEATURES OF DESIGN, TECHNOLOGIES, CUT AND WINDING WAYS OF THE ELECHEK BY REGIONS OF KYRGYZSTAN

©Asangulova A., ORCID: 0000-0002-2289-5226,8РШ-код: 9460-3668, National Academy of Sciences the Kyrgyz Republic institute of History, archaeology and ethnology named B.

Dzhamgerchinov, Bishkek, Kyrgyzstan, craftbukon@gmail.com ©TsybovN., ORCID: 0000-0003-3196-0496, SPIN-code: 7787-2869, Ph.D, Kyrgyz State University of Construction, transport and architecture. N. Isanova, Bishkek, Kyrgyzstan, Nikolay_research@mail.ru ©Sulaimanova A., ORCID: 0000-0002-7518-1649, Ph.D., Kyrgyz Russian Academy of Education,

Bishkek, Kyrgyzstan, sulaimanova_aigul@mail.ru

Аннотация. Головные уборы кочевников являются наиболее значимыми элементами национальной одежды, отражают особенности кочевого образа жизни киргизов и определяют их самоидентификацию этнической принадлежности. Наиболее ярким выражением этнической материальной культуры киргизов является женский традиционный головной убор элечек. Ранее ношение элечека отображало возрастную группу женщины, ее семейное положение и родоплеменную принадлежность. И так как головной убор элечек изготавливался специально для каждой женщины, то его конечное исполнение несло в себе отражение индивидуальности каждой женщины. Женские головные убры киргизов в зависимости от родоплеменной принадлежности отличаются по покрою и декоративному оформлению. Традиционно элечек всегда был белого цвета, который в киргизской традиции олицетворял чистоту, торжество и радость жизни кочевников. Элечек женщины одевали после замужества или после рождения первенца. Целью нашего исследования является выявление особенностей технологии, дизайна, кроя и способа наматывания элечека в зависимости от региона. Целью также является выявление психолого-педагогического ресурса культуры наматывания и ношения элечека для воспитания гармоничной личности и определения места элечека в современном мире, что поможет в свою очередь раскрыть значимость и ценность элечека для подрастающего поколения. Основными методами исследований были методы интервьюирования, анкетирования и практических работ с носителями традиционных знаний населения отдаленных окраин Кыргызстана. В целях исследования отношения современных киргизов к традиционной одежде применялся метод реконструкции основных видов элечека. В статье представлены материалы полевых

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

исследований по регионам Кыргызстана, по результатам которых проведена реконструкция основных видов женского головного убора элечек.

Abstract. The Kyrgyz nomadic headdresses are the most significant elements of traditional clothing; they reflect the features of the nomadic lifestyle of Kyrgyz and determine their ethnical self-identification. Women's traditional headdress elechek is the most striking expression of the ethnic material culture of the Kyrgyz people. Before, wearing of this headdress reflected the woman's age, marital status and tribal affiliation. And since the elechek was made especially for every woman, it reflected the individuality of each elechek owner as well. Kyrgyz women's headdresses differ in cut and decoration, depending on the tribal affiliation. Traditionally, elechek was always of a white color, which is traditionally meant the purity, triumph and joy of life of nomads. Kyrgyz women wore elechek after marriage or after the birth of their first child. The goal of our study is to identify the features of design, technologies, cut and winding ways of the elechek by regions of Kyrgyzstan. Another goal of our study is to identify the psychological and pedagogical resources of the winding culture and wearing of the elechek. These resources will help in educating of a harmonious personality and in finding of the place of elechek in the modern world. All these will help to reveal the significance and value of elechek for the younger generation. The main research methods: the methods of interviewing, questioning and practical work with the holders of traditional knowledge of the population of the remote parts of Kyrgyzstan. The method of reconstructing of the main kinds of elechek was used in studying of the attitude of contemporary Kyrgyz people to the traditional clothes. This article presents the materials of field studies hold in the regions of Kyrgyzstan. The reconstruction of the main types of women's headdress elechek was done upon the analyzing of these materials.

Ключевые слова: женский головной убор элечек, обычаи и обряды кочевников, женская одежда, технология, крой, способы наматывания, киргизы.

Keywords: women headdress elechek, customs and rituals of the nomads,women clothes, technology,cut, winding ways of the elechek, Kyrgyz.

Введение

Женский головной убор всегда содержит эстетические составляющие при выборе дизайна формообразующих элементов. Конструирование многообразия формообразующих компонентов женского головного убора не обходится без художественного и прикладного творчества дизайнера. Среди многообразия элементов головного убора наиболее значимыми являются функциональное назначение, конструкция, объем, материал, цвет и композиция декорирования. Формообразующие элементы головного убора каждого народа всегда содержат этнические традиционные особенности социума.

Традиционная одежда киргизов наглядно отражает этнические особенности кочевого образа жизни. Наиболее ярким выражением этнической материальной культуры киргизов является женский традиционный головной убор замужних женщин элечек [2-5].

Также как и к мужскому головному убору - колпаку также и к элечеку киргизы относились с особым уважением. Согласно традиции, женщина не могла выйти из жилища без головного убора. Элечек можно было снять только в юрте и расположить его на почетном месте. Ношение элечека отображало возрастную группу женщины, ее семейное положение и родоплеменную принадлежность [6]. И так как головной убор элечек изготавливался

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

специально для каждой женщины, то его конечное исполнение несло в себе отражение индивидуальности каждой женщины.

Элечек представляет собой многослойную, сложную конструкцию, для создания которого требуется особенная ткань, определенный алгоритм наматывания в зависимости от возраста, статуса и региона [7]. Наматывание элечека играет большую воспитательную роль. Этот процесс активизирует понимание законов красоты, правил жизни, любви к ближнему, к природе и ориентирует личность на творчество и созидание.

Традиционно элечек всегда имел белый цвет, который в киргизской традиции олицетворял чистоту, торжество и радость жизни кочевников. В соответствии с киргизской традицией белый цвет элечека ассоциируется с духовной и физичекой чистотой женского начала, добрыми пожеланиями и символизирует мудрость и богатый жизненный опыт.

Исследование киргизского национального головного убора «элечек», являясь важным для осознания ценности материальной культуры киргизов, нуждается в глубоком исследовании, возрождении и популяризации среди всех социальных групп Кыргызстана.

Материал и методы исследования

Основными методами исследований были методы интервьюирования, анкетирования и практических работ с носителями традиционных знаний населения отдаленных окраин Кыргызстана.

В целях исследования отношения современных киргизов к национальной одежде применялся метод реконструкции основных видов элечека.

В целях выявления взаимосвязей между обрядами, обычаями и видами женских головных уборов применялся метод исторического анализа и устной истории.

Результаты и обсуждение

Женский головной убор замужних женщин элечек является культурным наследием киргизских кочевников. В Кыргызстане элечек имеет еще два других названия - «илеки» и «келек».

Анализ истории развития моды за последние два столетия в части эстетических аспектов дизайна киргизского традиционного женского головного убора показал, что основные формообразующие элементы и стилевая форма элечека не претерпели значительных изменений.

Церемония повязывания тюрбана-элечека сопровождается множеством ритуалов, вобравших в себя богатые традиции и знания предков. Выходящей замуж девушке, по обычаю элечек наматывает уважаемая в роду женщина, почетная мать в присутствии специально приглашенных пожилых женщин байбиче. В этой церемонии принимают участие только женщины. Сначала элечек окуривается дымящейся арчей, потом тончайшая белоснежная ткань в направлении слева направо начинается наматываться вокруг головы.

Этот ритуал сопровождается следующими благословениями: чтобы невестка нашла в новой семье свое место, чтобы приобрела она в этой семье счастье, чтобы бы с ее приходом увеличивалось поголовье скота, и чтобы она родила много детей. Кроме защитных, декоративных функций и демонстрации статуса обладательницы головного убора, являющегося частью традиционного костюма, элечек символизирует неразрывную связь Вселенной со всем живым на Земле. Ношение белого элечека матерью на протяжении всей жизни является символом чистоты женщины и символом материнства.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Элечек для женщины, для матери, для семьи, общества и мироздания имеет важное воспитательное значение. Наша планета Земля и жизнь людей, населяющих ее, неизменно должна быть такой же чистой, как белый цвет элечека. Киргизы всегда придавали особое значение белому цвету, они закрепляли кончики кос завязками из белого хлопка, предлагали гостям молочные напитки. Дошедшие до наших дней традиции наматывания элечека, ритуалы и способы его наматывания свидетельствуют о том, что элечек является живым наследием предков, дошедшего до нас через поколения. В наши дни старшее и среднее поколение являются носителями знаний традиций ношения и наматывания элечека, и используют данную традицию выдавая своих дочерей замуж.

Обычай и порядок ношения женского головного убора является общим для всех регионов Кыргызстана. Элечек может различаться в используемой ткани, общей комплектации, деталях, способе наматывания и украшении. Кроме функций оберега, декора и демонстрации статуса, являющийся частью национального костюма головной убор выражает неразрывную связь с зарождением жизни и Вселенной. Элечек и его элементы в практическом применении многофункциональны и использовались в различных сферах кочевого образа жизни:

1. В социально-половой сфере ношение элечека символизировало переход женщины от одной возрастной группы к другой. По форме различали социальный статус, «элечек старшей жены», «элечек снохи», «элечек второй жены», «элечек вдовы». Величина элечека менялась на каждом возрастном этапе, с переходом в зрелый возраст, элечек становился объемным, как говорили его «каз» элечек большой, величественный, без декоративных украшений. Это говорило о том, что женщина насладилась жизнью, готовится к переходу в иной мир. Киргизы издревле чтили и уважали женщин. Исторически кочевники всегда придавали особое значение роли киргизской женщины в решении вопросов семьи, племени и общества. Об этом свидетельствуют исторические факты, традиции и обряды. О почтительном отношении к женщине и об особом уважении к ней говорит то, что во время кочевок всю караванную процессию возглавляла женщина в элечеке она несла ответственность за сохранение и продолжение рода.

2. Ношение элечека содержит обрядовую функцию. Вращательное движение над головой при наматывании играет важную роль в формировании экологии здоровья, благоприятно воздействуя на физиологическое и эмоциональное состояние женщины. Следуя традициям, киргизы строго соблюдали правила наматывания. Наматывание элечека производилось всегда одинаково, полосу ткани брали в правую руку и начинали наматывать справа налево сзади по часовой стрелке. Старшее поколение, провожая невесту, наматывали элечек слой за слоем и в песнях благословляли, поучали ее уважать старших, желали ей благополучия в семье мужа [1]. Киргизы верили, что такое исполнение ритуала наматывания способствует формированию нравственных качеств женщины и ее счастливому материнству.

3. Ношение элечека выполняло адаптационную функцию и удовлетворяло физиологическую потребность, являлось своего рода щитом, предохраняющим голову и волосы женщины от природно-климатических воздействий и от преждевременного старения. Элечек защищал лицо женщины и влиял на формирование грациозной и величественной осанки. В древности у всех девушек и женщин были длинные густые волосы, которые следовало содержать в чистоте. А с выходом замуж, было принято тщательно прятать волосы от мужского глаза.

4. В особенных чрезвычайных ситуациях тканью элечека пеленали новорожденного, перевязывали раны и изготавливали саван для усопшего.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

5. Элечек содержит социально-регуляционную функцию в регулировании взаимоотношений, приписывая определенные социальные качества ее носителям. По элечеку могли определить социальный статус женщины и строить отношения.

6. Элечек несет в себе декоративную функцию. При декорировании элечека снаружи крепится красная повязка кыргак, украшенная вышивкой, бусами, в зависимости от возраста и статуса женщины. Молодая женщина до рождения 3-4 детей имела право носить украшение «кыргак» - функциональную и декоративную повязку красного цвета. Красный кыргак мог быть из хлопчатобумажной ткани, парчи, шелка, бархата и в зависимости от социального положения дополнительно украшен вышивкой, серебром, камнями и бусами. Особенной красотой отличались элечеки южного региона, которые называли «келек», их наматывали слоями поверх шапочки «чач кеп», расшитый ярким орнаментом, перламутровыми пуговицами, серебряными монетами, а сверху покрывали расшитым платком «дурия».

7. Элечек несет эстетическую функцию и составляет единую композицию полного костюма и способствует самовыражению женщины, придает ей оригинальность и отличительную особенность.

Таким образом, женский головной убор элечек, возникнув на определенном этапе исторического развития общества, передавался из поколения в поколение, пройдя сложный тернистый путь, испытал влияние целого ряда факторов, теряя свою актуальность и значимость в практическом использовании. Основными причинами снижения популярности ношения элечека является изменение образа жизни и переход от кочевой жизни к оседлой. В период становления советской власти, организацией коллективных хозяйств для работы в полях одежда женщины была неудобна, поэтому с начала XX века элечек стал вытесняться и был заменен белым платком. Из-за разрыва связи поколений, элечек частично утратил свое традиционное символическое значение, становясь всего лишь дополнением к одежде.

Особенности изготовления женского головного убора элечек Иссык-Кульского региона

В Иссык-Кульской области также как и по всему Кыргызстану при изготовлении женского головного убора элечек в большинстве случаев применялись ткани «ыстампул», «даки», «ситец». В настящее время для этих целей применяется хлопчатобумажная ткань «малмал» шириной в один метр. Белоснежная и очень тонкая ткань «малмал» не содержит крахмала и удобна при наматывании. Расход ткани «малмал» на такой вид элечека составляет 27 метров и имеет вес 1285 грамм [ПМА 1].

Традиционно во всех регионах Кыргызстана не было жестких требований по расходу ткани. Общий расход на изготовление элечека зависел от наличия ткани у владелицы.

Элечек в Иссык-Кульской области состоит из девяти деталей (Рисунок 1). При изготовлении элечека в киргизской традиции существует строго определенная последовательность пошива и кроя его составных деталей. Традиционно сначала изготавливается внутренняя шапочка, которая называется «кеп такыя», «такыя» или «топуча». Топуча является основой и каркасом для наматывания белой ткани элечека. Топуча шьют из заранее постиранного плотного ситца в 4 слоя. Для поддержания формы «топуча» простегивают на машинке швами треугольной формы.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Рисунок 1. Технический рисунок состава элечека Иссык-Кульского региона

Далее производится крой составных деталей элечека из ткани «малмал», шириной в 1 м. Первым этапом выполняется крой мелких деталей элечека, к которым относится свисающая вдоль спины белая полоса ткани, называемая «куйрукча» или «сала коймо», платок - обычно называют его «^ркенчек» и отдельный кусок ткани для выполнения наклона элечека, называемый «джыгым». Далее заготовка ткани для «куйрукча» длиной 80 см и шириной 70 см складывается в 4 слоя, которая по длине закрепляется стачным швом. По выполненному шву сложенная ткань разутюживается, затем с одного края по ширине она закрепляется стачным швом. Сшитая деталь выворачивается наружу и утюжится. Готовая деталь имеет размеры 16*79 сантиметров, которые могут меняться в зависимости от роста женщины и длины ее волос. Готовая деталь «куйрукча» пришивается к внутренней шапочке «топуча». Для заготовки платка вырезается по ширине ткани квадратный кусок. Кусок ткани обрабатывается по краю со всех сторон и складывается по диагонали. Для заготовки «джыгым» вырезается кусок ткани длиной 2,2 м.

Вторым этапом выполняется крой крупных деталей намотки, комплект которых называется «оромдор». Все заготовки для намоток складываются вдоль ткани.

Первая деталь представляет собой кусок ткани шириной 1 м и длиной 4 м, сложенный в 4 слоя.

Вторая деталь представляет собой кусок ткани шириной 1 м и длиной 6,35 м, сложенный в 4 слоя.

® I

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Третья деталь представляет собой кусок ткани шириной 1 м и длиной 6 м, сложенный в 8 слоев.

Четвертая деталь представляет собой кусок ткани шириной 1 м и длиной 5,4 м, сложенный в 4 слоя.

По традиции выкроенные куски ткани складывали заранее по определенным правилам.

В этом виде элечека существует особый прием складывания. Заготовленный отрез ткани складывается пополам, края ткани сшиваются вместе ручным крупным швом, затем линию полученного шва располагают по середине и складывают так, чтобы два края сгиба располагались друг от друга на расстоянии в 1,5 мм. Полученная параллельная линия считается рабочим краем для наматывания элечека. Такой подход в складывании куска ткани занимает больше времени но, при наматывании каждого оборота получаются равномерные, четкие двойные линии. Такой способ складывания ткани применяется для первого (Рисунок 1 в), второго (Рисунок 1 г) и четвертого (Рисунок 1 ж) куска ткани. Третий кусок ткани (Рисунок 1 е) складывается сначала в 2, затем в 4 а потом в 8 слоев таким образом, чтобы получились две параллельные линии в линии сгиба (Рисунок 1 е). Намотка любой заготовки начинается сначала с загиба ткани шириной в три пальца в виде гармошки, затем производится сворачивание в рулон до появлении залома на ткани, и далее повторяется загиб ткани в виде гармошки и таким образом ткань складывается до конца. Такой процесс сворачивания куска ткани при наматывании элечека обеспечивает удобство и равномерность рабочей линии ткани. При изготовлении элечека наиболее сложным и ключевым моментом является процесс наматывания, который в различных регионах Кыргызстана имеет свои индивидуальные особенности.

Процесс наматывания элечека Иссык-Кульского региона

В Иссык-Кульском регионе в большинстве случаев применялись три вида наматывания элечека. Из этих трех видов применялся один из двух видов наматывания племени бугу. Особенностью наматывания этого вида элечека является использование платка «^ркенчек» и способ складывания кусков ткани с получением параллельной рабочей линией. В другом виде наматывания элечека племени бугу платок «^ркенчек» не используется.

Рассмотрим на примере процес наматывания одного из видов Иссык-Кульского элечека.

На внутреннюю шапочку «топуча» пришивается свисающая вдоль спины белая полоса ткани прямоугольной формы «куйрукча». Затем надевается внутренняя шапочка «топуча» и начинается наматывание заранее заготовленных намоток (Рисунок 2 а).

Длина и слой намоток определяется заранее, в зависисмости от обьема и высоты элечека. Всегда первый слой ткани должен лежать выше внутренней шапочки «топуча» на 1,5-2 миллиметра. Это предохраняет слои ткани элечека от загрязнения (Рисунок 2 б).

Процесс наматывания кусков ткани производится с подъемом вверх каждого слоя ткани. Особенность этого элечека в том что «ээк алгыч» выполняется в конце намотки второго куска ткани из этого же куска. «Ээк алгыч» — это узкий кусок белой ткани, проходящий под подбородком (Рисунок 2 в).

После наматывания первого или второго куска ткани, верхняя часть намотанных тканей заворачивается вовнутрь, заполняя пустое пространство между головой и слоями ткани (Рисунок 2 г). После чего завязывается платок «^ркенчек» (Рисунок 2 д), а сверху платка продолжается наматывание следующего куска ткани (Рисунок 2 е). После завершения всех намоток, для выполнения наклона «джыгым» отдельный кусок ткани заворачивается на

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

одном и том же уровне, без смещения вверх каждого из последующих слоев (Рисунок 2 ж, 2 з). Декорированием служит вышитая повязка из ткани «кыргак» (Рисунок 2и).

По общему виду элечеки Нарынской области особых различий не имеют. Некоторые различия существуют в способе наматывания и в выполнении наклона «джыгым». Элечек Нарынского региона по внешнему виду аналогичен элечеку Иссык-Кульского региона, но имет свойственные ему особенности наматывания и свою комплектацию [ПМА 2, ПМА 3].

Рисунок 2. Последовательность наматывания элечека Иссык-Кульского региона

В зависимости от племенной принадлежности в Нарынской области можно выделить два вида элечека, отличающиеся по выполнению наклона «джыгым» и по методам наматывания. В Нарынском регионе, также как и в Иссык-Кульском ранее применялась ткань «ыстампул». Ткань «ыстампул» имела мелкую структуру, и не имела различия в дизайне лицевой и изнаночной сторон, а по краям в конце рулона имела красную или зеленную кайму. В настоящее время для наматывания элечека применяется тонкая белая хлопчатобумажная ткань мелкой и мягкой структуры, очень приближенная по качеству к ткани «ыстампул». Ширина используемой ткани 1 метр. По комплектации элечек Нарынского региона состоит из двенадцати деталей (Рисунок 3).

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice http://www.bulletennauki.ru

Т. 8. №6. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Рисунок 3. Технический рисунок состава элечека Нарынского региона

Традиционно также, как и в Иссык-Кульском регионе изготовление элечека начинается с пошива внутренней шапочки «топуча» из плотного ситца. Все остальные детали элечека кроме декоративных, выполняются из той же ткани, что и ткань для наматывания элечека.

Свисающая задняя часть элечека «куйрукча» длиной 70 см и шириной готового размера 15 см выполняется так же, как и в Иссык-Кульском регионе и пришивается к внутренней шапочке «топуча». Кусок ткани, идущей под подбородком «ээк алгыч» выполняется отдельно. Размеры заготовки куска ткани «ээк алгыч» составляют 75*105 сантиметров. Заготовленный кусок ткани «ээк алгыч» складывается в 3 слоя и пришивается машинным швом по краям, после чего выворачивается наружу, чтобы открытый край ткани остался внутри (Рисунок 3 в).

Крой заготовок намотки выполняется длиной 4,7 м, 4 м и 3,5 м. После этого заготовки складываются в длину и по линии сгиба разрезаются пополам. Затем полученные куски ткани складывается в 2 слоя (Рисунок 3 г, д, е, ж, з, и). Такой способ складывания заготовок дает тонкую рабочую линию для наматывания. Ткань для выполнения наклона «джыгым» состоит из одного куска ткани длиной 4 метра, сложенного в 2 слоя (Рисунок 3 л).

Следующим этапом по ширине ткани выкраивается квадратный платок «^ркенчек», края которого обрабатываются машинным швом с двойной подгибкой (Рисунок 3 к).

Процесс наматывания элечека Нарынского региона

Сначала одевается внутренняя шапочка «топуча», к которой пришивается свисающая вдоль спины белая полоса ткани, называемая «куйрукча». На внутреннюю шапочку топуча

® I

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

сверху через подбородок накладывается отдельная заготовленная деталь, идущая под подбородком «ээк алгыч». Применение «ээк алгыч» как отдельной детали является очень удобным и практичным в ношении. «Ээк алгыч» можно отдельно постирать (Рисунок 3 а). «Ээк алгыч» накладывается под подбородком и фиксируется поверху внутренней шапочки «топуча». Далее начинается наматывание кусков ткани. Все заготовки наматываются одинаково. Намотка заготовок вокруг головы выполняется с мелким отступом каждого витка над предыдущим витком (Рисунок 4 б, в).

Рисунок 4. Последовательность наматывания элечека Нарынского региона

После завершения наматывания всех кусков наматывается заготовка для выполнения наклона «джыгым» (Рисунок 4 г). Ткань для выполнения наклона «джыгым» собирается в левую сторону и наклоняется на правый бок элечека (Рисунок 4 д, е).

После того как завершается наматывание ткни для выполнения наклона «джыгым» завязывется платок «^ркенчек» (Рисунок 4 ж).

«Кыргак» вид декорирования элечека, представляет собой вышитую полоску ткани, цвет и орнамент которого зависит от возраста женщины (Рисунок 4 з, и).

Общий расход ткани элечка Нарынского региона составляет 18 м и весит 1050 г.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Особенности изготовления женского головного убора элечек Таласского региона племени кушчу В Таласском регионе встречается семь разновидностей элечека, которые можно в зависимости от состава и техники наматывания подразделить по племенной принадлежности племени «кушчу», «кытай» и «саруу». В Таласском регионе элечек называют илеки что означает не только головной убор элечек, но и саму ткань которая применяется при наматывании элечека [ПМА 3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим особенности элечеков племени кушчу и кытай. Особенностью элечека племени кушчу является выполнение наклона «джыгым» толстым слоем, а также двойная «куйрукча», свисающая вдоль спины белая полоса ткани. Стоит отметить что этот вид элечека племени кушчу в Таласском регионе является единственным элечеком, имеющим наклон «джыгым». Элечек племени кушчу состоит из десяти деталей (Рисунок 5).

Рисунок 5. Технический рисунок состава элечека Таласского региона

Изготовление элечека начинается с пошива внутренней шапочки «топуча» и свисающей части вдоль спины белой полосы ткани «куйрукча». В этом виде элечека «топуча» и «куйрукча» шьют из одной и той же ткани, плотного ситца. «Куйрукча» отдельно простегивают двойным машинным швом по краям. Двойной машинный шов дает одополнительное декорирование и плотность при ношении элечека, и равномерно ложиться

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

вдоль спины. Также как и в Иссык-Кульском в Таласском регионе существует строго определенная последовательность пошива и кроя составных деталей. Сначала традиционно заранее складывают намотки (куски белой ткани) следующим образом:

Все заготовки ткани для намоток также как и в других регионах складываются вдоль длинной стороны. Четырехслойные куски ткани (Рисунок 5. в, г, д, е) складываются таким образом, чтобы в рабочей зоне сгиба слои ткани плотно прилегали друг к другу.

Трехслойные куски ткани (Рисунок 5. ж, и) используются для наклона «джыгым». Восьмислойный кусок ткани (Рисунок 5. з) используется для придания бокового обьема элечека. В отличие от платка «^ркенчек» Иссык-Кульского региона платок Таласского региона называют «джоолук» (Рисунок 5к). Размеры платка «джоолук» намного больше 1,3х1,3 м. Платок «джоолук» изготавливается из такой же ткани намотки как и все остальные куски ткани. Общий расход ткани на изготовление элечека составляет 30,5 м. Такой элечек имеет вес 1430 г.

Процесс наматывания элечека Таласского региона племени кушчу На внутреннюю шапочку топуча наматывается первый кусок ткани (Рисунок 6 а). При наматывании с каждым оборотом смещение слоев вверх производится с лицевой стороны мелким отступом в 1 мм, а с задней стороны более крупным отступом в 3 -4 мм. Конец первого куска ткани фиксируется с левой стороны элечека и пропускается по овалу лица через подбородок, а края ткани завязываются сверху элечека (Рисунок 6 б, в).

Рисунок 6. Последовательность наматывания элечека Таласского региона племени кушчу

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Оставшуюся ткань первого куска складывают в 8 слоев и закидывают на спину сверху свисающей части вдоль спины белой полосы ткани «куйрукча». Таким образом, получается двойной куйрукча (Рисунок 6 г). Следующие куски ткани в 4 слоя наматываются анологично первому куску ткани (Рисунок 6 д).

Кусок ткани для наклона «джыгым» наматывается таким же способом. Узкий слой ткани (Рисунок 5 з) наматывается между кусками (Рисунок 5 ж) и (Рисунок 5 и) для придания бочкообразного вида (Рисунок 6 е).

Верхние края ткани для наклона «джыгым» выравниваются и подгибаются на левую сторону с целью формирования толстого слоя наклона «джыгым» (Рисунок 6 ж).

Большой платок «джоолук» сложенный треугольником накладывается на элечек впереди и обвязывается. При этом одна часть края платка «джоолук» подворачивается, а другая часть слева фиксируется декоративной булавкой.

Особенности изготовления женского головного убора элечек Таласского региона племени кытай

Отличительными особенностями элечека Таласского региона племени кытай является яйцеобразная форма, техника наматывания и вид используемой ткани. Для этого элечека используется ткань даки, или илеки шириной 80 сантиметров. Это обыкновенная ткань, марля, очень мелкой и мягкой структуры. Именно такую ткань называют илеки. Овальная яйцеобразная форма элечека племени кытай достигается особым методом наматывания с использованием ткани особой структуры, благодаря которой в процессе наматывания ткани илеки держит заданную форму [ПМА 1, ПМА 4].

Элечек Таласского региона состоит из четырех деталей. Первый (Рисунок 7 б) и второй (Рисунок 7 в) кусок ткани складывается в 2 слоя. Третий кусок ткани (Рисунок 7 г) складывается в 4 слоя.

Рисунок 7. Технический рисунок состава элечека Таласского региона племени кытай

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Общий расход ткани на изготовление элечека племени кытай составляет 26,5 м. Такой элечек весит 950 г.

Процесс наматывания элечека Таласского региона племени кытай Сначала надевается внутренняя шапочка «топуча» и поверх шапочки начинают наматывать первый кусок ткани (Рисунок 8 а). В конце наматывания первого куска ткани пропускается ткань по овалу лица, через подбородок (Рисунок 8 б) и завязывается сверху элечека (Рисунок 8 в). Перед наматыванием второго куска ткани один конец ткани сворачивается в виде треугольника, сложенного в 4 слоя длиной 75 см. Сложенный в 4 слоя треугольник прислоняется к затылочной части элечека, являющейся свисающей частью вдоль спины «куйрукча». Далее этот же кусок ткани наматывается до конца (Рисунок 8 г). После наматывания двух кусков ткани верхняя часть элечека выравнивается и скручивается вперед (Рисунок 8 д). Таким образом, задняя затылочная часть элечека получается овальной. Третий кусок ткани начинают наматывать поверх скрученного первого и второго куска ткани, закрывая края скрученного слоя (Рисунок 8 е). Далее при наматывании третьего куска ткани формируется овальная форма элечека (Рисунок 8 ж). Конец третьего куска ткани пропускается под подбородком и заправляется в складки элечека (Рисунок 8 з). Такой способ наматывания придает жесткую фиксацию элечеку и держит его форму.

Рисунок 8. Последовательность наматывания элечека Таласского региона племени кытай

® I

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Особенности изготовления женского головного убора элечек Жалал-Абадского региона

Для изготовления элечека Жалал-Абадского региона применяется тонкая хлопчатобумажная ткань «малмал» шириной 1,1 м [ПМА 3]. Изготовление элечека Жалал-Абадского региона также начинается с пошива внутренней шапочки «топуча» и свисающей части вдоль спины белой полосы ткани «куйрукча». Внутренняя шапочка «топуча» шьется аналогично внутренней шапочке Таласского региона. Следующим этапом выкраиваются остальные детали элечека. Свисающая задняя часть элечека «куйрукча» длиной в готовом виде 90 см, складывается из квадратного куска ткани. Квадратный кусок ткани для куйрукча складывается пополам, чтобы отметить линию сгиба по диагонали. К линии сгиба диагонали каждую из сторон подгибают два раза. Получается треугольная восьмислойная деталь куйрукча. Кусок ткани, идущей под подбородком «ээк алгыч» выполняется отдельно и имеет размеры 50*90 см.

Традиционно намотки (куски белой ткани) складываются следующим образом.

Все заготовки ткани для намоток также как и в других регионах складываются по длине ткани. Первый кусок ткани намоток складывается в два слоя и затем от линии сгиба складывается на 11 см (Рисунок 9 г).

Рисунок 9. Технический рисунок состава элечека Жалал-Абадского региона

Второй и третий кусок ткани складывается в три слоя (Рисунок 9 д, е). Последним выкраивается кусок ткани намотки для завершения элечека длиной 2,85 м (Рисунок 9 ж). Элечек Жалал-Абадского региона состоит из семи деталей и по форме аналогичен элечеку Таласского региона (Рисунок 9).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Процесс наматывания элечека Жалал-Абадского региона Особенность наматывания этого вида элечека состоит в том, что также как и в Таласском регионе «куйрукча» имеет треугольную форму и складывается из отдельного куска ткани. Если в других видах элечека сначала надевается внутренняя шапочка «топуча», то в этом виде элечека сначала подвязывается под подбородком однослойный кусок ткани «ээк алгыч» и завязывается на макушке (Рисунок 10 а). Такой способ применения «ээк алгыч» защищает внутреннюю шапочку «топуча» от загрязнения.

Рисунок 10. Последовательность наматывания элечека Жалал-Абадского региона

Сверху «ээк алгыч» надевается внутренняя шапочка топуча. На топуча сверху прикладывается свисающая задняя часть элечека «куйрукча» (Рисунок 10 б).

После завершения намотки первого куска верхние концы ткани выравниваются и складываются на лобную часть элечека. Наматывание всех кусков ткани происходит с мелким отступом в передней части каждого следующего витка поверх предыдущего, а в задней части с более крупным отступом (Рисунок 10 в).

Все верхние края кусков ткани, складываются свободно с целью придания объема и формы передней части элечека (Рисунок 10 г).

Для завершения элечека завязывается узелок на уголке отдельного четвертого куска ткани. Перед наматыванием четвертого куска намотки полученный узелок прикладывается к

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

затылочной части элечека. Затем скручивается ткань в передней части, после чего завершается наматывание элечека (Рисунок 10 д, ж, з). Завершает наматывание элечека узкий конец ткани (Рисунок 10 и).

Особенности изготовления женского головного убора элечек Ошского региона племени мунгуш В Ошском регионе встречается шесть разновидностей элечека. В южных регионах, к которым относится Ошская область, элечек называют «келек» [ПМА 1].

Рассмотрим особенности элечеков Ошского региона на примере элечеков племени «мунгуш» и «теелес». Для изготовления элечека племени «мунгуш» применяется тонкая хлопчатобумажная ткань шириной 1,05 м. Особенностью элечеков Ошского региона является применение при наматывании элечека внутренней шапочки «кеп такыя». «Кеп такыя» — это богато декорированная вышивкой шапочка, на которую наматывается ткань элечека. Обычно «кеп такыя» изготавливалась матерью для дочери и передавалась по женской линии. Традиционно женщинам не рекомендовалось выходить на улицу только в «кеп такыя» без элечека. После замужества молодые женщины носили «кеп такыя» только вместе с элечеком (Рисунок 11 а).

Рисунок 11. Технический рисунок состава элечека Ошского региона племени «мунгуш»

Элечек Ошского региона племени мунгуш состоит из шести деталей - внутренней шапочки «кеп такыя» (Рисунок 11 а), платка «туп жоолукча» (Рисунок 11 б), намоток (Рисунок 11 в, г, д), платка «дурия». Платок «дурия жоолук» имеет размеры: 1,05х1,05 м. Особенностью элечеков племени «мунгуш» является форма элечека с выступающей верхней надлобной частью (Рисунок 11, 12 д). Перед наматыванием элечека сначала изготавливается внутренняя шапочка «кеп такыя» и платок, который называют «туп жоолукча». Платок «туп жоолукча» выкраивается из той же ткани что и другие куски намоток. Платок «туп жоолукча»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

наматывается выше «кеп такыя» (Рисунок 11 б). Все заготовки ткани для намоток складывают в два слоя (Рисунок 11 в, г, д).

Процесс наматывания элечека Ошского региона племени мунгуш Перед наматыванием кусков ткани сначала надевается внутрення шапочка «кеп такыя» (Рисунок 12 а), затем сверху накладывается платок «туп жоолукча» (Рисунок 12 б). Первый кусок ткани наматывается сверху платка «туп жоолукча» (Рисунок 12 в).

Рисунок 12. Последовательность наматывания элечека Ошского региона племени «мунгуш»

Последующие заготовки намоток наматывается также как и первый кусок ткани со смещением вверх мелкими отступами 1,5-2 мм каждого последующего витка над предыдущим (Рисунок 12 г). Далее выравненные края верхней части элечека складываются и сваричиваются в рулон в переднюю часть элечека (Рисунок 12 д). Свернутая верхняя часть элечека подвязывается краями платка «туп жоолукча» (Рисунок 12 е). Завершают наматывание элечека обматыванием вышитого декорированного платка «дурия жоолук» (Рисунок 12 ж, з, и). Общий расход ткани на изготовление элечека племени мунгуш составляет 14,5 м. Такой элечек вместе с «кеп такыя» весит 1220 г.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Особенностью элечеков Ошскогорегиона племени «теелес» Для изготовления элечека племени теелес применяется тонкая хлопчатобумажная ткань очень мягкой структуры шириной 0,8 метра. Заранее отрезанные куски ткани складываются в два слоя и скручиваются в клубок. Сложенная ткань в виде клубка удобна при наматывании для получения необходимой формы элечека [ПМА 1, ПМА 3].

Особенностью элечеков племени «теелес» является форма элечека с выступающей верхней надлобной и затылочной частями (Рисунок 13 ж). Элечек Ошского региона племени «теелес» состоит из шести деталей — внутренней шапочки «кеп такыя» (Рисунок 13 а), намоток с размерами 9 и 7 м (Рисунок 13 б, в), декоративной ленты «тасма» размером 0,023^4,7 м (Рисунок 13 г), декоративной повязки «кыргак» размером 8x77 сантиметра (Рисунок 13 д) и платка «^рия жоолук» размером 1,35x1,35 м (Рисунок 13 е). Заготовки кусков ткани длиной 9 м и 7 м одинаково складываются по длине ткани.

Рисунок 13. Технический рисунок состава элечека Ошского региона племени «теелес»

Процесс наматывания элечека Ошского региона племени «теелес» Перед наматыванием элечека сначала на голову надевается внутренняя шапочка «кеп такыя» (Рисунок 14 а).

После наматывания двух оборотов первого куска ткани вокруг головы намотка останавливается в затылочной части и ткань закрепляется булавкой.

Второй кусок ткани наматывается следующим образом: сначала он концом ложится поперек головы и 90 см его начала остается свисать со стороны лица (Рисунок 14. б, в), он будет использоваться на завершающей стадии намотки (Рисунок 14 з). Затем ткань скручивается (для придания объема элечеку) и складывается с выступом в направлении от затылка к лобной части, и опять от лобной части к затылку. Потом выступ сложенной ткани в лобной части сворачивается в рулон в 2-3 оборота (для создания объемной формы переда

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

элечека) (Рисунок 14 г). Далее ткань этого куска выравнивается и наматывается вокруг головы в два оборота, таким образом, что они закрывают часть этого куска, свернутого в рулон в лобной части головы (Рисунок 14 д). Таким образом, остатки первого и второго кусков намотки перекрещиваются в затылочной части головы (Рисунок 14 е). Намотка элечека продолжается до конца в виде восьмерки путем чередования первого и второго кусков (Рисунок 14 ж). Концы второго и первого кусков намотки подворачиваются в складки элечека. Оставленным куском намотки со стороны лица закрывается передняя часть элечека (Рисунок 14 з), затем он перекрещивается на макушке и закрывает затылочную часть элечека (Рисунок 14 и). Конец куска подвязывается со стороны затылка, и складывается в полученную складку (Рисунок 14 к).

Рисунок 14. Последовательность наматывания элечека Ошского региона племени «теелес»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Для поддержания формы на полученную объемную переднюю часть элечека завязывается красная лента «тасма» (Рисунок 14 л). Декоративное украшение «кыргак» закрепляется на передней части элечека, поверх красной ленты (Рисунок 14 л). Заканчивается наматывание элечека укладыванием декоративного платка «дурия» в направлении с задней части к передней элечека (Рисунок 14 м). Общий расход ткани на изготовление элечека племени «теелес» составляет 16 м и вместе с «кеп такыя» элечек весит 1800 г.

Заключение

1. Сегодня в Кыргызстане идет процесс возрождения традиции ношения элечека, который с пониманием воспринимается в обществе старшим и младшим поколением. Современная киргизка надевает традиционную одежду в комплекте с головным убором элечек на праздниках и сообщает этим о своей роли в обществе, о своем отношении к историко-культурному наследию своего народа.

2. Во все времена в киргизской традиции существовала взаимосвязь характера одежды с обычаями и обрядами [3, 5]. Проводимая фондом Кийиз ДYЙне реконструкция и восстановление традиционных головных уборов способствует исследованию социокультурных изменений в истории киргизского народа а также анализу гендерных ролей в киргизской традиции.

Источники:

ПМА 1. Полевые материалы автора. Экспедиция в Нарынскую, Иссык-Кульскую, Чуйскую, Джалал-Абадскую, Ошскую области и в Таджикскую республику Горно-Бадахшанской области 2013 г. (информанты: Ш. Мамбетова 1933 г.р.; Г. Татышева 1931 г.р.; С. Байтемирова 1944 г.р.; Н. Исабекова 1941 г.р.; Б. Романова 1933г.р.; Ж. Бектенова 1928г.р.; С.Жумабаева 1924г.р.; К. Дуйшобаева 1937 г.р.; М. Турганбаева 1946г.р.; К. Назиева 1938г.р.).

ПМА 2. Полевые материалы автора Экспедиция в Нарынскую область 2018 г. (информанты: Б. Алыбекова 1938 г.р.; 1944 г.р; К. Омуралиева 1928 г.р.).

ПМА 3. Полевые материалы автора. Экспедиция в Нарынскую и Чуйскую область -2016 -2018 г.г. (информанты: Б. Мадаканова 1944г.р.; А. Ботоканова 1929г.р; Тилек Султан 1990г.р.; А. КоцурбY 1958г.р.; Адилхан кызы Жибек 1960г.р.; Ы. Копоева 1939г.р.; М. Иманбекова 1943 г.р.; А. Шайдылдаева 1938г.р.).

ПМА 4. Полевые материалы автора. Экспедиция в Таласскую область 2017 г. (информанты: Э. Калдыкеева 1940 г.р.; Ж. Жуманалиева 1942 г. р.; С. Ырысалиева 1934 г.р.; М. Омуралиева 1946 г.р.; Ж. Исабекова 1950 г.р.).

Список литературы:

1. Сухарева О. А. Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. М., 1979. 248 с.

2. Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе, 1962.

3. Антипина К. И. Народные традиции в современной материальной культуре и прикладном искусстве Киргизии // VII междунар. Конгр. антропог. и этнограф, наук. М., 1964.

4. Антипина К. И. Материальная культура и прикладное искусство киргизского народа. История Киргизии. Фрунзе, 1963.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

5. Абрамзон С. М., Антипина К. И., Махова Е. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Бишкек, 1962.

6. Фиельструп Ф. А. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века. М.: Наука, 2002.

300 с.

7. Абрамзон С. М. Очерки культуры киргизского народа. Фрунзе: Изд-во АН Кирг. ССР.

1946.

References:

1. Sukhareva, O. A. (1979). Kostyum narodov Srednei Azii. Istoriko-etnograficheskie ocherki. Moscow. (in Russian).

2. Antipina, K. I. (1962). Osobennosti material'noi kul'tury i prikladnogo iskusstva yuzhnykh kirgizov. Frunze. (in Russian).

3. Antipina, K. I. (1964). Narodnye traditsii v sovremennoi material'noi kul'ture i prikladnom iskusstve Kirgizii. In VII mezhdunar. Kongr. antropog. i etnograf, nauk, Moscow. (in Russian).

4. Antipina, K. I. (1963). Material'naya kul'tura i prikladnoe iskusstvo kirgizskogo naroda. Istoriya Kirgizii. Frunze. (in Russian).

5. Abramzon, S. M., Antipina, K. I., & Makhova, E. I. (1962). Osobennosti material'noi kul'tury i prikladnogo iskusstva yuzhnykh kirgizov. Bishkek. (in Russian).

6. Fiel'strup, F. A. (2002). Iz obryadovoi zhizni kirgizov nachala KhKh veka. Moscow. (in Russian).

7. Abramzon, S. M. (1946). Ocherki kul'tury kirgizskogo naroda. Frunze. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 11.05.2022 г. 17.05.2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылка для цитирования:

Асангулова А. Б., Цыбов Н. Н., Сулайманова А. И. Эстетические особенности дизайна, технологии, кроя и способов наматывания элечеков по регионам Кыргызстана // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №6. С. 742-763. https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/86

Cite as (APA):

Asangulova, A., Tsybov, N., & Sulaimanova, A. (2022). Aesthetic Features of Design, Technologies, Cut and Winding Ways of the Elechek by Regions of Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 8(6), 742-763. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.