Научная статья на тему 'ЭТНОФИЛОСОФСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ЭЛЕЧЕК'

ЭТНОФИЛОСОФСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ЭЛЕЧЕК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР ЭЛЕЧЕК / ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА КОЧЕВНИКОВ / НАМАТЫВАНИЕ ЭЛЕЧЕК / КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕЧЕК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Асангулова Айдай Бектемировна, Цыбов Николай Николаевич, Сулайманова Айгуль Ишеналиевна

Во времена кочевничества головной убор замужних женщин элечек отождетствлял собой весь основной набор характеристик киргизской женщины - ее семейное положение, возраст, социальный статус и родоплеменную принадлежность. Гендерные особенности личности являются основными характеристиками человека, определяющими его социо-культурную адаптацию в обществе. Поскольку в сегодняшнем эклектичном культурном пространстве отсутствуют четкие ориентиры гендерных ролей, выявление этно-философских особенностей элечека, традиционного головного убора киргизских замужних женщин может способствовать созданию условий для разграничения и осознания членами общества мужских и женских ролей. В целом обычай и порядок ношения этого головного убора одинаков по всему Кыргызстану. Различия могут быть в выборе используемой ткани, общего устройства элечека, его деталей, способов наматывания и использовании украшений. Эпоха глобализации коренным образом изменила отношение народа к традиционным головным уборам. Основным критерием, предъявляемым современной модой к головному убору является удобство, хотя ранее по головному убору можно было определить социальный статус женщины, ее семейное положение и родоплеменную принадлежность. Методологической основой исследования являлся комплексный подход, включавший в себя взаимодополняющие методы, основными из которых были: метод реконструкции, методы интервьюирования и анкетирования и метод исторического анализа и устной истории. В статье представлен анализ особенностей женского традиционного головного убора элечек. Приведена классификация существующих видов элечека и способов его намотки. По результату проведенной реконструкции традиционных женских головных уборов восстановлены крой и комплектация, способы наматывания, характерные каждому региону и племенным особенностям Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Асангулова Айдай Бектемировна, Цыбов Николай Николаевич, Сулайманова Айгуль Ишеналиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-PHILOSOPHICAL FEATURES, SOCIO-CULTURAL DETERMINANTS AND CLASSIFICATION OF THE ELECHEK, TRADITIONAL WOMEN’S HEADDRESS

During the nomad way of life, elechek, the headdress of married women was identified the entire set of characteristics of a Kyrgyz woman - her marital status, age, social status and tribal affiliation. Gender features of a person are the main characteristics of a human that determine human’s socio-cultural adaptation in society, since there are no clear guides for gender roles in today's eclectic cultural space. Identification of the ethno-philosophical features of the elechek, traditional headdress of a Kyrgyz married women can help to create conditions for the differentiation and awareness of male and female roles by the society. In general, the customs and way of wearing this headdress is the same throughout Kyrgyzstan. Differences may have a place in the choice of fabric, the general view of the elechek, its components, winding methods, and decoration. The era of globalization has radically changed the attitude of the people to the traditional headdresses. Modern fashion’s main criterion for a headdress is convenience, but in old times someone could easily determine the social, marital status, and tribal affiliation by the elechek of the owner. The methodological basis of this study was an integrated approach that includes complementary methods, the main of which was the method of reconstruction, the methods of interviewing and questioning, and the method of historical analysis and oral history. The article presents an analysis of the features of the women's traditional headdress elechek. The classification of existing types of elechek and methods of its winding is given. Basing the results of the reconstruction of traditional women's headdresses the cut and equipment, methods of winding by region and by some tribal features of Kyrgyzstan have been restored.

Текст научной работы на тему «ЭТНОФИЛОСОФСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ЭЛЕЧЕК»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ/HISTORICAL SCIENCES

УДК 930.85 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/88

ЭТНОФИЛОСОФСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ЭЛЕЧЕК

©Асангулова А. Б., ORCID: 0000-0002-2289-5226, Национальная академия наук Киргизской Республики, Институт истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова, г. Бишкек,

Кыргызстан, [email protected] ©Цыбов Н. Н., ORCID: 0000-0003-3196-0496, SPIN-код: 7787-2869, канд. техн. наук, Киргизский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им.

Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected] ©Сулайманова А. И., ORCID: 0000-0002-7518-1649, канд. психол. наук, Киргизско-Российская академия образования, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]

ETHNO-PHILOSOPHICAL FEATURES, SOCIO-CULTURAL DETERMINANTS AND CLASSIFICATION OF THE ELECHEK, TRADITIONAL

WOMEN'S HEADDRESS

©Asangulova A., ORCID: 0000-0002-2289-5226, National Academy of Sciences the Kyrgyz Republic institute of History, archaeology and ethnology named B.Dzhamgerchinov, Bishkek,

Kyrgyzstan, [email protected] ©TsybovN., ORCID: 0000-0003-3196-0496, SPIN-code: 7787-2869, Ph.D, Kyrgyz State University of Construction, transport and architecture. N. Isanova, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected] ©Sulaimanova A., ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7518-1649, Ph.D., Kyrgyz Russian Academy of Education, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. Во времена кочевничества головной убор замужних женщин элечек отождетствлял собой весь основной набор характеристик киргизской женщины — ее семейное положение, возраст, социальный статус и родоплеменную принадлежность. Гендерные особенности личности являются основными характеристиками человека, определяющими его социо-культурную адаптацию в обществе. Поскольку в сегодняшнем эклектичном культурном пространстве отсутствуют четкие ориентиры гендерных ролей, выявление этно-философских особенностей элечека, традиционного головного убора киргизских замужних женщин может способствовать созданию условий для разграничения и осознания членами общества мужских и женских ролей. В целом обычай и порядок ношения этого головного убора одинаков по всему Кыргызстану. Различия могут быть в выборе используемой ткани, общего устройства элечека, его деталей, способов наматывания и использовании украшений. Эпоха глобализации коренным образом изменила отношение народа к традиционным головным уборам. Основным критерием, предъявляемым современной модой к головному убору является удобство, хотя ранее по головному убору можно было определить социальный статус женщины, ее семейное положение и родоплеменную принадлежность. Методологической основой исследования являлся комплексный подход, включавший в себя взаимодополняющие методы, основными из которых были: метод реконструкции, методы интервьюирования и анкетирования и метод

® I

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

исторического анализа и устной истории. В статье представлен анализ особенностей женского традиционного головного убора элечек. Приведена классификация существующих видов элечека и способов его намотки. По результату проведенной реконструкции традиционных женских головных уборов восстановлены крой и комплектация, способы наматывания, характерные каждому региону и племенным особенностям Кыргызстана.

Abstract. During the nomad way of life, elechek, the headdress of married women was identified the entire set of characteristics of a Kyrgyz woman - her marital status, age, social status and tribal affiliation. Gender features of a person are the main characteristics of a human that determine human's socio-cultural adaptation in society, since there are no clear guides for gender roles in today's eclectic cultural space. Identification of the ethno-philosophical features of the elechek, traditional headdress of a Kyrgyz married women can help to create conditions for the differentiation and awareness of male and female roles by the society. In general, the customs and way of wearing this headdress is the same throughout Kyrgyzstan. Differences may have a place in the choice of fabric, the general view of the elechek, its components, winding methods, and decoration. The era of globalization has radically changed the attitude of the people to the traditional headdresses. Modern fashion's main criterion for a headdress is convenience, but in old times someone could easily determine the social, marital status, and tribal affiliation by the elechek of the owner. The methodological basis of this study was an integrated approach that includes complementary methods, the main of which was the method of reconstruction, the methods of interviewing and questioning, and the method of historical analysis and oral history. The article presents an analysis of the features of the women's traditional headdress elechek. The classification of existing types of elechek and methods of its winding is given. Basing the results of the reconstruction of traditional women's headdresses the cut and equipment, methods of winding by region and by some tribal features of Kyrgyzstan have been restored.

Ключевые слова: женский головной убор элечек, традиционная одежда кочевников, наматывание элечек, классификация элечек.

Keywords: elechek, women's headdress, traditional clothes of nomads, winding elechek, classification of elechek.

Исследование дизайна и типов традиционного головного убора представляют исследователям возможность изучения социокультурных изменений в истории народа. Исследование эволюции разновидностей мужского и женского головного убора представляют возможность анализа развития гендерных ролей в прошлом.

Гендерные различия являются важнейшими особенностями личности, определяющими формы поведения человека в социуме. Эйдосное восприятие, ассоциативное мышление, ярко выраженная эмоциональность и чувственное восприятие окружающей действительности определяет особенности женской индивидуальности. Характеристиками женственности, определяющими типичный социальный стереотип образа женщины, являются такие качества, как заботливость, общительность, деликатность и обаяние. Элементы женской одежды в киргизской традиции всегда были взаимосвязаны с социальным статусом, семейным положением, возрастом и отражали роль женщины в семье. Образ киргизской женщины всегда воспринимался совместно с элементам традиционной одежды, из которых особое внимание уделялось головному убору.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

В киргизском традиционном костюме, женщины имели несколько видов головного убора. Замужние женщины носили тюрбанообразный головной убор «элечек», девушки — разновидность тюбетейки «топу», «такыя», меховые шапки «тебетей», а невесты надевали «шекуле» — шлемовидный головной убор с лопастями на затылке и ушах, изготавливаемый на войлочной основе. Шлемовидный головной убор существуют и в традициях соседних народов казахов, туркменов и каракалпаков. Различие в головном уборе незначительное: казахский вариант шекуле также выполнен на войлочной основе, верхняя часть которого в отличие от шлемовидной имеет конусообразную форму с пришивной лопастью на затылке. Верхняя же часть каракалпакского варианта выполнена в виде четырехклинной шапочки из красного сукна с вышивкой и накосником.

Традиционный женский головной убор элечек является разновидностью тюрбанообразного головного убора Средней Азии. Элечек в киргизской традиции был символом материнства и женской чистоты. Цвет элечека традиционно был белым, за исключение траурного элечека. Женщины в трауре снимали нижнюю деталь элечека «ээк алмай» и покрывали элечек темным платком или завязывали ткань черного цвета вокруг головного убора.

История исследований традиционных головных уборов киргизов насчитывает не более двух столетий. Исследования элементов национальной традиционной одежды было осложнено тем, что целенаправленно до начала XIX века этнографических исследований традиционной материальной культуры киргизского народа не проводилось. Началом этнографического исследования традиционной культуры киргизов можно считать миссию Зибберштейна в 1825 году, исследования П. П. Семенова-Тян-Шанского и Чокана Валиханова. Далее этнографические исследования были продолжены В. В. Радловым, Н. А. Северцовым, М. И. Венюковым, Г. С. Загряжским, Н. И. Гродековым, Н. А. Аристовым, Ф. В. Поярковым и Б. Л. Громбчевским.

Согласно археологическим данным чалмообразный головной убор, женщины Средней Азии носили еще с кушанской эпохи [1]. Сведений о том, когда впервые в киргизской традиции появился тюрбанообразный головной убор, не выявлено. Тюрбанообразный головной убор носили женщины соседних народов: казашки, узбечки, таджички.

Одними из наиболее ранних зарисовок элечека были рисунки П. М. Кошарова и Чокана Валиханова (1857 год) (Рисунок 1). Также сведения о головном уборе киргизских женщин элечеке содержатся в этнографическом очерке Н. Д. Зеланда (1885 год).

Рисунок 1. Традиционный женский головной убор элечек. (Зарисовки Ч. Валиханова (а), Рисунок П. М. Кошарова (б))

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

Особенности киргизского женского костюма и взаимосвязь формы, дизайна, вышивки и способа намотки тюрбанообразного головного убора с племенной и региональной принадлежностью женщины описаны российским военным Б. Л. Громбчевским.

Наиболее информативными исследованиями киргизской традиционной одежды являются этнографичесие материалы Ф. А. Фиельструпа, К. К. Юдахина, Е. И. Маховой и К. И. Антипиной.

Головной убор элечек киргизские женщины носили до 20-30-х годов XX века. Переход к оседлому образу жизни, коллективизация и индустриализация изменили отношение киргизов к традиционной одежде. Работать на поле в тюрбанообразном головном уборе было неудобно и его заменили платки.

Целью статьи является анализ особенностей женского традиционного головного убора элечека и классификация существующих видов элечека и способов его намотки.

Материал и методы исследования

Методологической основой исследования являлся комплексный подход, включавщий в себя взаимодополняющие методы, основными из которых были следующие:

При исследовании образа и роли женщины применялся системный, историко-философский и социокультурный подходы.

При исследовании отношения современной молодежи к традиционной одежде применялся метод реконструкции.

При исследовании особенностей изготовления и способов намотки элечек применялись методы интервьюирования, анкетирования и практических работ с носителями традиционных знаний.

При исследовании взаимосвязей между обычаями и видами головных уборов киргизских женщин применялся метод исторического анализа и устной истории.

Результаты

Восприятие образа женщины немысленно без особенностей ее головного убора и одежды. Проблема восприятия образа женщины, как социокультурного феномена своими корнями уходит в эпохи матриархата и патриархата.

В различные исторические периоды образ женщины и ее социальный статус был подвержен неоднократным изменениям. Со временем концепция о неполноценности женщины и о доминирующем положении мужчины во всех сферах жизни человека теряла свою актуальность. Трансформация образа женщины в социуме осуществлялась в направлении признания равноценности женского и мужского начала.

Вплоть до середины двадцатого века на создание стереотипов образа и поведения женшины в обществе значительное влияние оказали классовые, социально-культурные характеристики и биологическая обусловленность женского начала, а революционное переосмысление образа женственности реализовалось только в конце 80-х годов ХХ столетия.

Женственности, кроме биологических признаков, характерны стереотипные социокультурные формы поведения, закрепленные обществом конкретного народа. То, что формирует «женственность» как основную черту личности женщины представляет собой накопленные веками традиционные знания о доброте, заботе, нежности и созидании, что в свою очередь определяет в будущем нравственное здоровье нации. Здоровье нации всегда взаимосвязано с эффективностью методов воспитания молодежи. Этническое культурное

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

наследие каждого народа является летописью традиционных знаний, накопленного народом. Элементы одежды, как составные части традиционной материальной культуры несут в себе веками накопленные знания о гармонии формы, цвета и орнамента в создаваемых композициях.

Традиционная одежда киргизов и головной убор, как ее составная часть, являются важнейшими элементами гендерных различий и социальных ролей. В целях анализа элементов традиционной одежды и выявления предпочтений киргизских кочевниц к головному убору элечек обратимся к понятию архетипов, определяющих логику поступков и идеи, которые побуждают человека реагировать на воздействие социума. По своей сути архетипы хранят информацию о повторяющемся опыте народа. Согласно К. Юнгу архетипы представляют собой образцы коллективного бессознательного, определяющие формы поведения и мышления. И одной из задач в формировании менталитета нации состоит в том, чтобы приобщить человека к духовной традиции, к коллективным мифо-религиозным сюжетам и через них предоставить ему возможность осмыслить свою индивидуальность [2].

Особый интерес для настоящего исследования представляет собой выделенный К. Юнгом архетип «Матери», отражающий в себе суть женского начала, способность к продолжению рода. В архетипе матери К. Юнгом выделены основные функции созидания, плодородия и сохранности семейного очага.

В различных культурах, символом плодородия и плодовитости являлась земля, являющаяся неотъемлемой частью материнства. Основные характеристики матери в кочевой культуре показаны Ч. Т. Айтматовым в его повести «Материнское поле» в персонаже — Толгонай. Прежде всего, мать — это прародительница, она дает начало роду и жизнь каждому человеку, влияя на формирование его основных качеств. В повести «Материнское поле» Ч. Айтматов подчеркивает значение земли для человека [3]. В повести ярко отражена взаимосвязь матери земли и матери трех сыновей. Мать земля и мать троих сыновей понимают друг друга, как матери.

Чувство материнства приходит после рождения первенца, это чувство большой ответственности, продолжение рода и охраны семейного очага. У киргизских кочевников забота о потомстве и продолжении рода была одной из ключевых задач, при выполнении которой женщины заботились не только о своих собственных детях, но и о детях, рожденных от второй жены мужа. Есть немало примеров из истории, когда женщина не могла иметь детей, но высоко ценя духовные способности, образованность и лучшие качества мужа, принимала решение и сама находила для него вторую жену, чтобы его лучшие качества передались потомкам. Элечек для второй жены традиционно был ниже и меньше по объему.

Всякий архетип по своей природе амбивалентен, и важнейшей составляющей в нем является эмоциональная окрашенность, несущая мощный энергетический заряд. Архетип матери ориентирован на создание благоприятных условий для воспитания своих детей. Архетип матери в киргизской традиции отождествляет образ киргизской женщины в головном уборе элечек, олицетворяющего нравственность и чистоту. Для киргизского народа образ женщины в элечеке ассоциируется с такими историческими героями, как Каныкей жена Манаса, Алайская царица Курманджан Датка и другими народными героинями.

Не менее важным архетипом, выделенным К. Юнгом, является архетип «девы». Данный взгляд считается традиционным в характеристике природы женственности, которому свойственны положительные социополовые характеристики: обаяние, привлекательность, чуткость и заботливость, жизнерадостность, общительность, интерес к противоположному полу, деликатность. Данные характеристики формируют образ женщины, которые

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

принимаются в обществе за эталон. Вид одежды и головной убор в киргизской традиции всегда был взаимосвязан с семейным положением женщины и ее возрастной категорией, что оказывало соответствующее дисциплинирующее воздействие на выполнение ее ролевых функций.

Классификация элечек Согласно исследованиям К.И. Антипиной, киргизский головной убор элечек насчитывает несколько разновидностей [4-7].

В целом основные виды элечека можно классифицировать по следующим категориям:

-по способу намотки;

-по региональным особенностям;

-по крою и комплектации деталей;

-по виду декорирования;

-по возрастной принадлежности;

-по племенной принадлежности.

Классификация элечека по способу намотки.

При классификации по способу наматывания элечек можно разделить на две основные группы в соответствии с двумя видами внутренней шапочки, на которые он наматывается.

Первый вид внутренней шапочки используют при наматывании белой ткани элечека в северном и северо-западном регионах Кыргызстана. Первый вид внутренней шапочки, которую также шьют из белой ткани называют «топуча» или «такыя». Внутренняя шапочка является каркасом, на который наматывается белая ткань. Внутренняя шапочка защищает слои белой ткани элечека от загрязнения. Внутреннюю шапочку из нескольких слоев ткани простегивают для поддержания формы. Иногда к внутренней шапочке для удобства надевания пришивают наушники (Рисунок 2).

Рисунок 2. Первый вид внутренней шапочки «топуча». Узлы швов шапочки (а), общий вид швов (б), наушники (в), готовая шапочка «топуча» (г), готовая шапочка из белой ткани (д).

Способ наматывания элечека первой группы имеет следующие отличительные особенности. Перед наматыванием элечека на голову сначала надевают внутреннюю шапочку «топуча», сшитую в несколько слоев из белой ткани. Внутренняя шапочка защищает слои элечека от загрязнения, а также служит каркасом и держит форму головного убора. Ткань наматывается поверх внутренней шапочки слой за слоем методом «бычак учу». Намотка

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

методом «бычак учу» выполняется наматываением слоев белой ткани один на другой таким образом, что каждый оборот ткани вокруг головы выступает вверх от предыдущего на расстояние, равное толщине лезвия ножа. После намотки всех слоев элечеку придается определенный внешний вид. Например: по заверешении наматывания элечека наматывается отдельный кусок белой ткани для выпонения наклона конструкции. Такой кусок ткани называют «джыгым». В некоторых видах элечека наматывание слоев завершается куском ткани, который заварачивается в последние слои или же завязывается треугольно сложенным платком. Этот способ наматывания используется в Нарынской, Иссык-Кульской, Чуйской, Таласской и Джалал-Абадской областях.

Второй вид внутренней шапочки называют «кеп такыя» и его же называют «баш кеп», «чач кеп» или «кеп чач» (Рисунок 3). Это вид внутренней шапочки декорируется вышивкой, кораллами, жемчугом, перламутром, серебренными деталями и кисточками.

Рисунок 3. Второй вид внутренней шапочки «кеп такыя». Крой внутренней шапочки (а), тыльная часть внутренней шапочки «куйрукча» (б), вид сбоку готовой шапочки (в), общий вид с боку (г), общий вид сзади (д).

Способ наматывания элечека второй группы имеет следующие отличительные особенности.

Перед наматыванием элечека на голову сначала надевают внутреннюю шапочку «кеп такыя», поверх которой наматывают белую ткань. В этом способе наматывания элечека ткани перекрещиваются. Для элечека используется одна или две длинные полоски ткани. Желаемая форма головного убора достигается путем наматывания слоев ткани внахлест. Элечек намотанный таким способом называется «келек» или на южном диалекте он называется «каляк» или «сорогой». Такое наименование элечек получил благодаря своей вытянутой форме. В обьеме и форме этого элечека проявляются региональные и родовые особенности. Этот способ наматывания применяется в Ошской, Баткенской и частично Джалал-Абадской областях.

Классификация элечека по региональным особенностям.

При классификации по региональным особеностям элечек можно разделить на пять групп:

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

- элечек Нарынской области;

- элечек Иссык-Кульской области;

- элечек Таласской области;

- элечек Джалал-Абадской области;

- элечек Ошской области.

Термин «элечек» при наименовании женского головного убора в основном применяется в северных регионах Кыргызстана. В северо-западной части Кыргызстана «элечек» называют также «илеки», а в южной его части — «келек».

Элечек Нарынской области имеет следующие отличительные особенности. Элечек имеет форму цилиндра, состоит из четырех, а иногда из пяти кусков ткани. Первые два куска ткани наматывают, приподнимая каждый слой вверх очень мелкими отступами в 1-1.5 мм. Другие куски ткани наматывают на одном и том же уровне, не поднимая слои вверх. После того как закончилась намотка отдельных куски тканей в конце наматывания ткань для наклона сворачивают в виде трубочки и наклоняют в одну сторону. Такой кусок ткани называют «джыгым». Со слов большинства информантов наклон «джыгым» делался на правую сторону. После наклона, обычно наматывают узкий кусок ткани или же декоративную повязку «кыргак». (Рисунок 4) [ПМА 1, ПМА2, ПМА 3].

Рисунок 4. Виды элечеков Нарынской области

Элечек Иссык-Кульской области имеет следующие отличительные особенности. Способы наматывания элечека Иссык-Кульской и Нарынской области имеют одинаковую основу. Основное отличие заключается в способе выполнения наклона «джыгым». Намотанный кусок ткани «джыгым» складывается в виде конверта и наклоняется в одну из сторон. Кроме куска ткани «джыгым» в Иссык-Кульской области при завершении наматывания элечека используют маленький платок «^ркенчек», которым покрывают элечек сверху (Рисунок 5) [ПМА 1].

Рисунок 5. Виды элечеков Иссык-Кульской области

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

Элечек в Таласской области называют «илеки». Термин «илеки» применим не только к наименованию головного убора, но и к наименованию ткани, используемой для наматывания элечека. Элечек Таласской области имеет следующие отличительные особенности. В этом регионе используется три вида элечека (Рисунок 6, 7) [ПМА 4].

При наматывании элечека в Таласской области используется от трех до пяти кусков ткани. Отличительной особенностью элечека первого вида является завершение наматывания отдельным куском ткани в виде платка завязанного с переди на спину. Все куски ткани элечека первого вида наматывают таким образом, что каждый оборот ткани вокруг головы выступает вверх от предыдущего на расстояние в 1-1.5 мм (Рисунок 6а).

Отличительной особенностью элечека второго вида является завершение наматывания отдельным куском ткани в виде платка, завязанного сзади на переднюю сторону (Рисунок 6 б). Все куски ткани элечека второго вида наматывают таким образом, что каждый оборот ткани вокруг головы выступает вверх от предыдущего на очень маленькое расстояние. При этом каждый слой ткани приподнимается на 1.5 мм только с задней стороны элечека (Рисунок 66).

Рисунок 6. Виды элечеков Таласской области

Отличительная особенность элечека третьего вида в том, что завершение наматывания элечека происходит без применения куска ткани в виде платка. При завершении наматывания этого вида элечека используется последний кусок ткани. Свисающая вдоль спины белая полоса ткани, называемая «куйрукча», не пришивается отдельно, как в первом и во втором виде элечека, а является начальной частью первого куска ткани элечека (Рисунок 7).

Рисунок 7. Виды элечеков Таласской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

Элечек Джалал-Абадской области имеет следующие отличительные особенности. Элечек Джалал-Абадской области имеет овальную форму и так же состоит из трех или четырех кусков ткани. Все куски ткани элечека наматывают таким образом, что каждый оборот ткани вокруг головы выступает вверх от предыдущего на маленькое расстояние. После наматывания основных кусков ткани, с целью придания нужной формы, на элечек завязывают большой платок или отдельный кусок ткани. Наиболее значимым отличием элечека Джалал-Абадской области является его деталь в виде белой полосы ткани, свисающая вдоль спины, под названием «куйрукча», которая не встречается в других регионах Кыргызстана. «Куйрукча» в Джалал-Абадской области выполняется в виде треугольника из двухслойной ткани (Рисунок 8а), или в виде треугольника из сложенной в четыре слоя из первого куска наматываемой ткани (Рисунок 8б). Последняя форма «куйрукча» встречается также в элечеке племени кытай [ПМА 1].

Рисунок 8. Виды элечеков Джалал-Абадской области

Элечек Ошской области имеет следующие отличительные особенности. Все виды элечека этого региона наматываются поверх внутренней шапочки «кеп такыя» с использованием, как правило, одного или двух кусков ткани. Особенностью Ошского элечека является наматывание кусков ткани без соблюдения четких линий намотанных слоев. Элечек Ошской области имеет различные формы, — одни смещены вперед, другие свисают с тыльной стороны, а некоторые значительно вытянуты вверх (Рисунок 9) [ПМА1].

Рисунок 9. Виды элечеков Ошской области

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

Классификация элечека по крою и комплектации деталей.

По крою и комплектации деталей элечек можно разделить на три основных группы:

- северный комплект;

- северо-западный комплект;

- южный комплект.

Отличительными особенностями элечека северного комплекта является соблюдение четких линий каждого слоя при наматывании ткани (Рисунок 10). Во всех видах севернего комплекта элечека применяется внутренняя шапочка «топуча» или «такыя» одинаковой формы. По мере необходимости к внутренней шапочке иногда для удобства пришивают наушники, после чего к внутренней шапочке пришивается «куйрукча» прямоугольной формы, деталь сшивается из той же ткани, из который наматывают элечек. По словам информанта Байтемировой Сонункан каждая деталь северного элечека имеет свое ниаменование. К примеру заранее зоготовленные и сложенные куски ткани, намотанные с незначительным смещением каждого слоя вверх называют «каттамасы», а куски тканей намотанных после намотки «каттамасы» на одном месте без смещения слоев вверх называют «устек».

Рисунок 10. Комплект деталей элечека северного региона. Внутренняя шапочки (а), «куйрукча» спинная часть внутренней шапочки (б), сложенный ткань которая идет под подбородком «ээк алгыч» (в), обмотки тканей (г), «джыгым» — ткань для наклона (д), «кыргак» — декоративная повязка (е), общий рисунок головного убора (ж)

Обычно детали северного комплекта элечека состоят из 3-5 кусков ткани. Заготовки ткани складывают в четыре, шесть или восемь слоев. После завершения наматывания всех кусков ткани наматывается отдельный кусок ткани для выполнения наклона «джыгым». Наклон «джыгым» выполняется в правую или левую сторону в зависимости от племенной принадлежности его обладательницы.

Отличительными особенностями элечека северо-западного комплекта является применение платка (Рисунок 11). Платок применяют при завершении намотки элечека. Все заготовленные куски ткани наматывают с очень малым смещением слоев вверх. На

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

внутреннюю шапочку пришивают «куйрукча» прямоугольной формы а в некоторых видах северо-западного комплекта элечека вместе «куйрукча» применяют сложенный в несколько слоев тот же кусок ткани, который используют для наматывания элечека. Только в северозападном комплекте можно встретить вид элечека с двойным «куйрукча». Если одна заготовка «куйрукча» пришивается к внутренней шапочке, то вторая накладывается сверху из первого куска наматываемой ткани элечека. После наматывания всех кусков различными способами для завершения элечека завязывают платок.

Рисунок 11. Комплект деталей элечека северо западного региона. Внутренняя шапочки (а), «куйрукча» спинная часть внутренней шапочки (б), сложенный ткань которая идет под подбородком «ээк алгыч» (в), обмотки тканей (г), серебренняя булавка с совиньим перьями (д), платок (е), общий рисунок головного убора (ж)

Отличительными особенностями элечека южного комплекта является внутренняя шапочка «кеп такыя». Внутреняя шапочка «кеп такыя» используется во всех видах южных элечеков. В южный комплект входит также вышитый платок «дурия», тканевый платок, декоративная тканная тесьма, вышитая и декорированная повязка «тартма», декоративная повязка «^пкуч», которую завязывают на заднюю часть элечека (см. рис. 12). В процессе наматывания южного элечека применяют 2-3 куска ткани, которые заранее заготавливают и сворачивают в клубок.

Классификация элечека по виду декорирования.

При классификации по виду декорирования элечек можно разделить на три вида:

декорирование северного элечека;

- декорирование северо-западного элечека, известного также под называнием илеки;

- декорирование южного элечека, известного также под называнием келек.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

Рисунок 12. Комплект деталей элечека южного региона. Внутренняя шапочки «кеп такыя» (а), обмотка ткани (б), декоративная повязка «тартма» (в), платок платок «дурия» (г), общий рисунок головного убора (д).

Молодые невестки носили ярко украшенный головной убор небольшого обьема. Элементом декорирования элечека молодых женщин была красная повязка «кыргак». Красному цвету, как в южных, так и в северных регионах придавалось особое значение. Красную повязку женщины носили до рождения трех или четырех детей, после рождения которых они могли носить повязки, декорированные серебренными вставками, вышивкой и кораллами. Объем элечека традиционно возрастал с возрастом женщины. Пожилые женщины носили элечек без декорирования.

При декорировании северного элечека его основным украшением служила повязка «кыргак», которую также называли и «элечектин куру», что означало ремень элечека (Рисунок 13).

Повязка «кыргак» изготавливалась из различных хлопчатобумажных тканей, шелка, парчи или бархата. Она декорировалась вышивкой и расшивкой натуральными камнями, кораллами и бисером. Кроме тканевых повязок в северных регионах носили серебренные повязки без тканей.

Для декорирования края северо-западного элечека, который также известен под названием «илеки» использовали ткань «ыстанпул». Ткань «ыстанпул» имела полоски красного и зеленного цвета, которые назывались «кирене». Элечек также украшали совьими перьями, булавками, сделанными из иголок, вставленных в коралловые бусы, булавками с серебренными монетами и бусами, специально сделанными серебрянными булавками «теенегуч» в виде овала и месяца (Рисунок 14).

Наиболее яркое и богатое декорирование применялось в украшении южного элечека, который также известен под названием «келек». При декорировании южного элечека использовали несколько видов украшений. В качестве украшений использовали вышитую тканевую повязку в 8-10 см шириной, тканную тесьму в 2-3 см шириной, повязку «тартма», состоящую из трех кусков вышитой тканевой полоски в 3-4 см шириной, а также отдельные

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

повязки, вышитые и украшенные бисером. В декорировании также использовали платок «дурия» с вышитым одним углом, с кисточками и с серебренными деталями (Рисунок 15).

Рисунок 13. Декоративные детали севернего элечека. Декоративная повязка «кызыл кыргак» (а), декоративная повязка из парчи (б), декоративная повязка с вышивкой и кораллами (в), декоративная повязка «сайма кыргак» (г), декоративная повязка «шуру кыргак» (д), декоративная повязка с серебренными вставками (е)

Рисунок 14. Декоративные детали северо-западных элечеков. Перья совы с бусинкой (а), серебренная булавка «тeeнeгYч» (б), серебренная булавка «тeeнeгYч» (в), булавка с кораллом (г), декоративная повязка из ткани «ыстанпул» (д).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

Рисунок 15. Декоративные детали южного элечека. Внутренняя шапочка «кеп такыя» (а), декоративная повязка вышивкой (б), декоративные повязки «тартма» (в), декоративная повязка «тартма» (г), платок «дурия» (д)

Классификация элечека по возрастной принадлежности.

При классификации по возрастной принадлежности элечек можно разделить на три возрастные группы.

К первой возрастной группе относится элечек молодых женщин, который они носят до рождения третьего ребенка. К первой возрастной группе относились женщины от 18 до 40 лет. В этом возрасте женщины носили повязку «кыргак» и тесьму красного цвета. По сведениям информантов всех регионов женщины в этой возрастной группе носили повязку красного оттенка, и не снимали ее до рождения третьего ребенка. Выражение «кызыл кыргагы туше элек» означает, что женщина еще молодая. Женщины первой возрастной группы носили не только повязки красного цвета, но и одежду ярких оттенков. На юге кроме красной тесьмы носили лицевые занавески, которые называли «чумбет», «тор бет жабуу», «бет жабуу», «бет калка». Лицевые занавески снимали после рождения третьего ребенка. Вышитую шапочку «кеп такыя» снимали после рождения второго или третьего ребенка и заменяли ее белым платком.

Ко второй возрастной группе относится элечек женшин от 40 лет до 60 лет. В этой возрастной группе яркие украшения не применялись. При декорировании повязки и тесьма имели не яркие оттенки. К примеру на юге вместо вышитой шапочки кеп такыя носили только платок.

К третьей возрастной группе относятся элечеки пожилых женщин «байбиче» это женщины старше 60-ти лет. Начиная с этого возраста головной убор носили без всяких украшений. Элечек был полностью белым.

Классификация элечека по племенной принадлежности.

К. И. Антипиной выделены виды элечека следующих племенных групп: адигине, муцгуш, канды найман, кыпчак, теелес. По результатам наших полевых исследований 20132019 годов классификацию К. И. Антипиной можно дополнить элечеком следующих племенных групп:

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

- элечек племени бугу;

- элечек племени саяк;

- элечек племени кытай;

- элечек племени кушчу;

- элечек племени саруу;

- элечек племени мунгуш;

- элечек племени тейит.

Отличительными особенностями элечека племени бугу являются цилиндрообразная форма и наклон элечека, свисающего в одну сторону.

Отличительными особенностями элечека племени саяк являются цилиндрообразная форма и наклон элечека «джыгым» в одну из сторон, в виде сложенной ткани.

Отличительными особенностями элечека племени кытай является в первую очередь овальная форма, которую информанты называют «жумурткадай», что в переводе означает яйцеобразная. Деталь элечека «куйрукча», спускающаяся по спине, изготавливается из первого куска ткани, из которого будут наматываться слои элечека. Этот вид элечека завершается тем же куском ткани, которым он наматывается.

Отличительными особенностями элечека племени кушчу является применение двойного «куйрукча». При этом первый «куйрукча» который пришивается к внутренней шапочке, простегивают по краям машинными строчками. Также при завершении намотки элечека применяют отдельную ткань «джыгым» для придания наклона. Наклон «джыгым» в этом племени наматывается более толстым слоем, чем в элечеке других племен. Далее «джыгым» обязательно покрывают большим платком, складывая края платка по окружности элечека. В завершенном виде этого элечека под платком должны просматриваться линии «джыгым».

Отличительными особенностями элечека племени саруу является наматывание кусков ткани, постепенным поднятием с его задней части. При этом передняя часть остается на одном и том же уровне. В этом виде элечека к внутренней шапочке пришивается «куйрукча», сшитая и простеганная машинным швом.

Отличительными особенностями элечека племени мунгуш является способ наматывания на внутреннюю шапочку «кеп такыя» с примененим 2-3 кусков ткани сложенных в 2 слоя. Перед наматыванием кусков тканей сверху внутренней шапочки «кеп такыя» укладывают отдельный тканевый платок из той же ткани из которой наматывают элечек, и сверху этого платка начинают наматывать куски ткани. В завершении намотки все концы намотанных тканей собирают и наклоняют вперед и собранную намотку завязывают тканевым платком. Завершают намотку завязыванием платка «дурия».

Отличительными особенностями элечека племени тейит является простая форма наматывания. На внутреннюю шапочку «кеп такыя» укладывают платок из ткани, из которой наматывают элечек. Сверху платка наматывают ткани, сложенные в зависимости от высоты элечека в четыре или шесть слоев. В завершении намотки конец куска ткани прикрепляют булавками, подвязывают декоративную повязку «тартма» и намотку завершает покрытие платком «дурия».

Заключение

Традиционный женский головной убор замужних женщин элечек является важнейшим элементом гендерных различий и социальных ролей.

Элечек отождествляет основные характеристики киргизской женщины — ее семейное положение, возраст, социальный статус и родоплеменную принадлежность.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

Обращение к культуре ношения элечека, способствует нравственному воспитанию молодого поколения, росту национального самосознания, проявлению интереса к истокам, поскольку для киргизского народа образ женщины в элечеке ассоциируется с Каныкей женой Манаса, Алайской царицей Курманджан Даткой и другими народными героинями.

Возрождение элечека предполагает понимание постфигуративной культуры, свойственной киргизским кочевникам, в соответствии с которой старшее поколение пользовалось непререкаемым авторитетом. Старики являлись носителями основного традиционного источника знаний, передаваемого от одного носителя к другому.

На сегодняшний день в эпоху глобализации все больше наблюдается господство конфигуративной культуры, когда авторитет старшего поколения падает и прерывается связь поколений. Обращение к традиционной культуре и ношение элечека, способствует формированию основ нравственного воспитания молодого поколения, любви и уважения к родителям и росту национального самосознания. Возрождение традиции ношения элечека поможет обогатить народ новыми уникальными смыслами: «Уникальный смысл сегодня — это универсальная ценность завтра». Поэтому в эпоху глобализации задачи сохранения традиционной культуры и идентичности народа являются приоритетными.

Выявление этно-философских особенностей и социо-культурных детерминантов традиционного головного убора может способствовать созданию условий для осознания членами общества мужских и женских ролей.

Киргизский народ верит, что белый элечек сохранит киргизов, как этнос, укрепит связь с родной землей, отечеством и будет служить примером того каким должен быть человек в современном обществе.

Источники:

ПМА 1. Полевые материалы автора. Экспедиция в Нарынскую, Иссык-Кульскую, Чуйскую, Джалал-Абадскую, Ошскую области и в Таджикскую республику Горно-Бадахшанской области 2013 г. (информанты: Ш. Мамбетова 1933 г.р.; Г. Татышева 1931 г.р.; С. Байтемирова 1944 г.р.; Н. Исабекова 1941 г.р.; Б. Романова 1933г.р.; Ж. Бектенова 1928г.р.; С.Жумабаева 1924г.р.; М. Иманбекова 1943 г.р.; К. Дуйшобаева 1937 г.р.).

ПМА 2. Полевые материалы автора. Экспедиция в Таласскую область 2017 г. (информанты: Э. Калдыкеева 1940 г.р.; Ж. Жуманалиева 1942 г. р.; С. Ырысалиева 1934 г.р.; М. Омуралиева 1946 г.р.; Ж. Исабекова 1950 г.р.).

ПМА 3. Полевые материалы автора Экспедиция в Нарынскую область 2018 г. (информанты: Б. Алыбекова 1938 г.р.; 1944 г.р; К. Омуралиева 1928 г.р.).

ПМА 4. Полевые материалы автора. Экспедиция в Нарынскую и Чуйскую область -2016 -2018 г.г. (информанты: Б. Мадаканова 1944г.р.; А. Ботоканова 1929г.р;, Тилек Султан 1990г.р.; Ы. Копоева 1939г.р.).

Список литературы

1. Сухарева О. А. Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. М., 1979. 248 с.

2. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга, 1997. 544 с.

3. Айтматов Ч. Т. Повести и рассказы. Фрунзе: Кыргызстан, 1985.

4. Антипина К. И. Народные традиции в современной материальной культуре и прикладном искусстве Киргизии // Материалы VII международного Конгресса антропологии и этнографии. М., 1964.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

5. Антипина К. И. Материальная культура. История и социальный быт колхоза им. К. Маркса Сузакского р-на. Фрунзе, 1965.

6. Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе, 1962.

7. Антипина К. И. Материальная культура и прикладное искусство киргизского народа. История Киргизии. Фрунзе, 1963.

References:

1. Sukhareva, O. A. (1979). Kostyum narodov Srednei Azii. Istoriko-etnograflcheskie ocherki. Moscow. (in Russian).

2. Yung, K. G. (1997). Soznanie i bessoznatel'noe. St. Petersburg. (in Russian).

3. Aitmatov, Ch. T. (1985). Povesti i rasskazy. Frunze. (in Russian).

4. Antipina, K. I. (1964). Narodnye traditsii v sovremennoi material'noi kul'ture i prikladnom iskusstve Kirgizii. In VII mezhdunarodnyi Kongress antropogologicheskikh i etnograficheskikh nauk. Moscow. (in Russian).

5. Antipina, K. I. (1965). Material'naya kul'tura. Istoriya i sotsial'nyi byt kolkhoza im. K. Marksa Suzakskogo r-na. Frunze. (in Russian).

6. Antipina, K. I. (1962). Osobennosti material'noi kul'tury i prikladnogo iskusstva yuzhnykh kirgizov. Frunze. (in Russian).

7. Antipina, K. I. (1963). Material'naya kul'tura i prikladnoe iskusstvo kirgizskogo naroda. Istoriya Kirgizii. Frunze. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в редакцию 18.04.2022 г. 23.04.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Асангулова А. Б., Цыбов Н. Н., Сулайманова А. И. Этнофилософские особенности, социально-культурные детерминанты и классификация традиционных женских головных уборов элечек // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №5. С. 713-730. https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/88

Cite as (APA):

Asangulova, A., Tsybov, N., & Sulaimanova, A. (2022). Ethno-philosophical Features, Socio-Cultural Determinants and Classification of the Elechek, Traditional Women's Headdress. Bulletin of Science and Practice, 8(5), 713-730. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/88

® I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.