Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №9. 2022
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/82
УДК 327 https://doi.org/10.33619/2414-2948/82/75
СОВРЕМЕННЫЕ КИРГИЗСКО-ТАДЖИКСКИЕ ПОГРАНИЧНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
©Ормоналиев К.О., канд. ист. наук, Институт истории, археологии и этнологии имени Б. Джамгерчинова, Национальная академия наук Киргизской Республики,
г. Бишкек, Кыргызстан
MODERN KYRGYZ-TAJIK BORDER TERRITORIAL PROBLEMS
©Ormonaliev K., Ph.D.,, Institute of History, Archeology and Ethnology Named after B.
Dzhamgerchinov, National Academy of Sciences ofKyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация. Истоки современных киргизско-таджикских погранично-территориальных разногласий восходят к национально-территориальному размежеванию 1920-1930 гг. прошлого столетия, проводившемуся советской властью в рамках СССР необдуманно, без учета местных особенностей. Цели исследования: раскрыть пограничный вопрос между Киргизией и Таджикистаном, отмечавшийся в советское время совместными паритетными комиссиями, которые неоднократно пытались урегулировать территориальные споры, но пограничный вопрос так и остался открытым. В Баткенской области, на территории которой расположен таджикский анклав Ворух, столкновения по поводу земельно-водных ресурсов и инфраструктуры происходят наиболее часто. Подчеркивается необходимость комплексного решения проблемы с учетом интересов обеих сторон. Необходимо комплексное решение проблемы с учетом интересов обеих сторон. Выводы: процесс согласования границ должен сопровождаться улучшением инфраструктуры и социально-экономических условий жизни приграничного населения обоих государств.
Abstract. As it is known, origins of modern Kyrgyz-Tajik border-territorial disagreements date back to the national-territorial delimitation of 1920-1930th of the last century, carried out by the Soviet authorities within the framework of the USSR thoughtlessly, without taking into account local features. Research objectives: to reveal the border issue between Kyrgyzstan and Tajikistan, which was noted in Soviet times by joint parity commissions that repeatedly tried to resolve territorial disputes, but the border issue remained open. Research materials and methods: in the post-Soviet period, the border-territorial disagreements between them became even more aggravated. In Batken Oblast, where the Tajik enclave of Vorukh is located, clashes over land and water resources and infrastructure are the most frequent. The article emphasizes the need for a comprehensive solution to the problem, taking into account the interests of both parties. Research results: a comprehensive solution to the problem is needed, taking into account the interests of both parties. Conclusions: the process of agreeing borders should be accompanied by life infrastructure and socio-economic conditions improvement of the border population in both governments.
Ключевые слова: Кыргызстан, Таджикистан, анклав Ворух, границы, территория, делимитация, демаркация, земельные угодья, водные ресурсы, напряженность, разногласия, конфликт, столкновение.
Keywords: Kyrgyzstan, Tajikistan, Vorukh enclave, borders, territory, delimitation, demarcation, land, water resources, tension, disagreements, conflict, clash.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №9. 2022
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/82
Для новых независимых государств Центральной Азии (включая Кыргызстан и Таджикистан) национально-территориальное разграничение 20-30 гг. ХХ в. оставило немало спорных вопросов, которые не были урегулированы вплоть до распада Советского Союза. Таким образом, территориальные разногласия достались им в наследство от истории советского периода.
Как известно, до 1929 г. Таджикистан входил в состав Узбекской ССР в качестве автономной республики, включавшей в себя восточную, в основном горную часть бывшего Бухарского эмирата. Поэтому в процессе размежевания его интересы представляла Узбекская ССР. В 1929 г. Таджикистан получил статус советской социалистической республики, к которой была присоединена Ленинабадская область с имеющимися нерешенными проблемами на границе с Киргизией.
Несомненно, нынешние киргизско-таджикские пограничные разногласия обусловлены административно-территориальным размежеванием, которое проводилось в рамках единого советского государства. При этом советская власть руководствовалась принципами экономической или политической целесообразности. Однако не совсем понятно, почему в состав Таджикистана вошли районы с компактно проживающим киргизским населением (Джиргатальский район, Восточный Памир), которое издревле использовало имеющиеся там высокогорные пастбища. На формирование киргизско-таджикской границы повлияли процессы этнического размежевания, механизмом которых послужили административное обустройство и коллективизация сельского хозяйства 1930-х годов.
Уже тогда на всей территории Советского Союза в организации землепользования колхозов стали проявляться недостатки. Чтобы их устранить, советское правительство в июле 1935 г. приняло решение о проведении землеустроительных работ с выдачей государственных актов на право вечного пользования землей колхозам и другим землепользователям. В ходе этого процесса обнаружились факты бесхозяйственного использования земельных угодий, а также их чересполосность и мелкоконтурность. Выявилось переплетение и запутанность линий границ между отдельными хозяйствами, что создало большие сложности в работе землеустроительных комиссий: к ним стало поступать много жалоб от смежных землепользователей, считавших, что соседние хозяйства незаконно используют принадлежащие им земельные угодья. Решить подобные вопросы было очень сложно, особенно в тех случаях, когда наблюдалось несовпадение колхозных границ со спорными угодьями с административными границами республик. Эта проблема не обошла стороной Киргизскую и Таджикскую ССР: между ними появились разногласия по поводу некоторых земельных угодий.
В июне 1949 г. была создана первая совместная паритетная комиссия, которая рассмотрела земельные споры между колхозами «Правда», «Мехнат», «Большевик Таджикистана» Исфаринского района Ленинабадской области Таджикистана и колхозами «Озгерюш», «Кызыл-Ай» Баткенского района Ошской области Киргизской ССР. Имеющиеся разногласия были разрешены согласно Постановлению СНК СССР от 7 июля 1935 г. на основе принципа фактического землепользования колхозов. При этом комиссия пришла к выводу: «В целях устранения в дальнейшем возможных земельных споров и недоразумений при использовании не распределенных земель, паритетная комиссия считает крайне необходимым в ближайшее время уточнить межреспубликанские границы между Таджикской ССР и Киргизской ССР, имея в виду, что эти границы, указанные на карте масштаба 1:500000 и карты 1:100000 издания ВТО 1938-40 годов, не учитывают фактического расположения обеих республик, в результате чего 14 колхозов Баткенского
района Кирг. ССР оказались в границах Таджикской ССР, в том числе 8 колхозов с их населенными пунктами» [1].
Но споры на границе продолжались. Для их решения в феврале 1958 года была создана вторая киргизско-таджикская паритетная комиссия, определившая границы между Баткенским районом Ошской области и Исфаринским районом Ленинабадской области с учетом интересов обеих республик.
В марте 1959 г. вопрос об уточнении республиканской границы между Ляйлякским районом Киргизской ССР и соседними Канибадамским, Ленинабадским, Пролетарским, Науским и Ганчским районами Таджикской ССР рассмотрела третья паритетная комиссия, пришедшая к единому решению по их границам. Но на некоторых участках земельные споры продолжались.
В 1980 году проектные институты «Киргизгипрозем» и «Таджикгипрозем» подготовили данные по упорядочению межреспубликанской границы. Согласно этим материалам, выяснилось, что хозяйства Таджикской ССР используют на территории Киргизской ССР 1675 га, а хозяйства Киргизской ССР на территории Таджикской ССР - 473 га [1].
Уже в 1980-е гг. территория Баткенского района Киргизии стала ареной длительного конфликта между киргизами и таджиками соседнего Исфаринского района Таджикистана, в основе которого лежит спор за земельно-водные ресурсы. Столкновения между ними были зафиксированы в селениях Ворухе-Танги в 1982 г. и Матче-Актатыре в 1988 г.
Четвертая паритетная комиссия была создана в 1986-1987 гг. В процессе ее работы оказалось, что позиции сторон по установлению киргизско-таджикской административной границы не совпадают. Позже представители Таджикской ССР предложили установить межреспубликанскую границу исходя из ситуации, сложившейся на 1987 год, т.е. по фактическому землепользованию.
В июне 1988 г. Совет Министров Таджикской ССР внес на рассмотрение Совета Министров Киргизской ССР проекты постановления и Указа Президиума Верховного Совета Таджикской ССР об установлении межреспубликанской границы по фактическому пользованию. В июле 1989 г. очередная паритетная комиссия приняла решение, что при установлении границы целесообразно принять за основу фактически сложившееся землепользование с учетом ранее передаваемых земель. Но пограничный вопрос так и остался нерешенным. Безрезультатные попытки урегулировать противоречия, в ходе которых выдвигались различные требования, вплоть до передачи спорных земель Таджикистану, привели к новой эскалации напряженности (1989-1991 гг.), угрожая перерастанием в открытый двусторонний конфликт.
На киргизско-таджикских двусторонних отношениях отражаются давние этнотерриториальные конфликты. Они возникли на фоне нехватки земельно-водных ресурсов, различий в этнопсихологии, а также проблем, связанных с региональным наркотранзитом. После провозглашения независимости в 1991 г. страны не могут определиться, по какому документу необходимо проводить государственные границы. Существует несколько документов, на которые ссылается каждая сторона, чтобы защитить свои государственные интересы. Таджикистан до настоящего времени при делимитации и демаркации границ придерживается карт и документов, появившихся в 1924-1926 гг. А Кыргызстан предлагает к использованию карты и документы 1958-1959 гг.
Карта 1924-1926 гг. появилась в процессе национально-территориального размежевания региона, когда между республиками начали определять национальные границы. Но, как уже отмечалось, после разделения некоторые колхозные границы со спорными угодьями не совпадали с административными границами Киргизской ССР и Таджикской ССР. Причиной
послужило то, что члены комиссии по разграничению были недостаточно осведомлены о местных географических и социально-экономических особенностях. СНК СССР с целью разрешения этой проблемы решил придерживаться принципа «фактического землепользования колхозов».
Как уже отмечалось, в 1958-1959 годы под руководством совместной паритетной комиссии были проведены вторые работы по определению границ. Но карту 1958 года таджикская сторона не принимает, так как она прошла ратификацию только со стороны Совета министров и Верховного Совета Киргизской ССР, а со стороны Таджикистана ратификации не было. Таким образом, существование разных карт усложняет решение проблемы по делимитации и демаркации границ между странами.
Исследование показало, что таджики понимают под своей этнической территорией совокупность земельных участков, находившихся в их пользовании до советского времени плюс введенную ими в сельскохозяйственный оборот в советское и постсоветское время пашню, плюс общинные отгонные пастбища. Киргизы считают своей этнической территорией землю, где живут и кочуют киргизы, независимо от письменных источников и документов. Противоречия в представлениях об этнических территориях стали более жесткими в последние годы [2].
В годы гражданской войны в Таджикистане (1992-1997 гг.) решение территориальных проблем по понятным причинам было приостановлено. Лишь после ее завершения в ноябре 1997 года в рамках работы Межправительственной киргизско-таджикской комиссии по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов в г.Ош Киргизской Республики были начаты переговоры по юридическому оформлению киргизско-таджикской государственной границы. Для ведения переговоров были созданы рабочие группы по пограничным вопросам. Их вторая встреча состоялась в феврале 1998 года в г. Худжанде (Таджикистан). На указанных встречах стороны обменивались мнениями по правовым основам проведения делимитации киргизско-таджикской государственной границы.
Следует отметить, что временами Кыргызстану и Таджикистану удавалось выстраивать позитивный диалог в рамках совместной деятельности в таких организациях, как ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС. Общие антиузбекские настроения также являлись точками соприкосновения двух стран. К примеру, Узбекистан в марте 2000 г. ввел высокую транзитную плату за проезд легкового транспорта по своей территории. После этого Кыргызстан и Таджикистан сразу же подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в реконструкции автотрассы Худжанд — Исфара — Ош — Мургаб и строительстве обходных дорог вдоль территории и анклавов Узбекистана.
Статья составлена на основе историко-нарративного, сравнительного и повествовательного методов. Рассмотрены пограничные вопросы между Кыргызстаном и Таджикистаном. Приведены примеры исторических фактов и событий происходивших на территории стран.
В 2000 г. начала работу совместная межправительственная комиссия по делимитации и демаркации границ. Общая протяженность киргизско-таджикской границы составляет приблизительно 970 километров и является очень сложной. Баткенская область граничит с Согдийской, а Ошская на юге — с районами республиканского подчинения и Горно-Бадахшанской автономной областью Таджикистана. Если граница, пролегающая по Туркестанскому хребту, не вызывает разногласий, то ее ферганская часть осложнена перечнем спорных участков границы (https://goo.su/FtiseW). Большая часть границы остается несогласованной - это 459 км в Ферганской долине, а также 58 оспариваемых участков вдоль границы (https://goo.su/pK4p).
На склонах гор, окружающих Ферганскую долину, располагаются самые спорные участки, где идет борьба за доступ к плодородным землям, расположенным вдоль рек и горных потоков. Только там возможно ведение сельского хозяйства, которое является основной экономической отраслью Центральноазиатского региона. В борьбе за земельно-водные ресурсы участвуют не только местные жители, но и власти трех государств: Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана.
Абсолютное перенаселение, дефицит земли отмечались здесь еще в XIX веке. Следует признать, что стремительный демографический рост продолжает оставаться главной причиной конфликтов в приграничных зонах Ферганской долины. Так, например, население Воруха за XX век увеличилось более чем в 20 раз, за 25 лет независимости - еще в 4 раза и в настоящее время составляет 31 105 человек [2].
Основной зоной конфликта является Баткенская область, на территории которой располагается таджикский анклав Ворух. Баткен не имел своего чертежа, описаний населенных пунктов, перечня сведений о национальном и социальном составе жителей приблизительно до 1999 г. Это не позволяло точно определить территорию и население области, а соответственно и проводить делимитационные работы. Кроме того, дорога, проходящая через анклав Ворух, это единственная транспортная магистраль, соединяющая Ляйлякский район с остальной частью страны. При этом жители с. Ворух периодически перегораживают проезжую часть валунами, не пропуская транзитный автотранспорт. В результате (с относительной регулярностью) возникают межэтнические стычки (http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/430815).
Со стороны Таджикистана к попыткам незаконного смещения госграницы в направлении Кыргызстана подключены как таджикские силовые ведомства, так и местное таджикское население. Вовлечение в конфликт жителей сопредельных населенных пунктов многократно осложняет обстановку в приграничной зоне, создавая атмосферу напряженности в отношениях между гражданами соседних государств, периодически выливающуюся в открытое противостояние [3].
Нашумевший случай произошел 26 марта 2008 г. в Баткенской области, когда более 150 таджикских граждан во главе с руководителем администрации Исфаринского района вторглись на территорию Кыргызстана и с помощью экскаватора попытались разрушить дамбу на канале, препятствовавшую поступлению поливной воды на таджикскую территорию. По мнению киргизских экспертов, участие в приграничных инцидентах вооруженных людей во главе с хакимом Исфаринского района, которые при этом находились на киргизской стороне, могла явно спровоцировать вооруженный конфликт.
С 2014 г. обстановка на границе становится более напряженной: 11 января пытались выяснить между собой отношения пограничники двух стран. Произошла перестрелка на спорном участке между Ворухом и киргизским селом Ак-Сай, в результате которой 5 киргизских пограничников и милиционер, а также 2 таджикских пограничника получили ранения. Причиной послужила попытка строительства новой дороги, которую пытались проложить в обход Воруха, чтобы киргизские водители могли не останавливаться на таджикских пропускных пунктах в анклаве. Однако, по мнению таджиков, объездная дорога, которая свяжет киргизские села Ак-Сай и Тамдык, запланирована на земле, принадлежащей анклаву. В апреле напряжение по этому поводу вылилось в очередное столкновение между таджикскими жителями и киргизскими дорожными рабочими. В результате десятки человек с обеих сторон получили ранения (https://goo.su/CwW0ED).
По мнению экспертов, неспособность сторон решать проблемы своих анклавов не только сохраняет напряжение на местах, но и повышает экономические расходы на
строительство новых транспортных маршрутов в объезд анклавов. Как пояснил Ник Мегоран (эксперт по Центральной Азии в Университете Нью-Кастл в Великобритании), в особенности Узбекистан и Кыргызстан тратят большие суммы денег на изменение схемы инфраструктуры автомобильных и железных дорог для того, чтобы избежать пересечения границы. Он считает, что расходов на создание новой инфраструктуры можно было бы полностью избежать, если бы имелись реальные транзитные соглашения и процедуры (https://goo.su/CwW0ED).
До тех пор, пока страны не урегулируют проблему анклавов, вряд ли произойдут позитивные изменения. Когда возникают конфликты, проезжающие мимо машины забрасывают камнями, водителей избивают или захватывают в заложники. Иногда дело доходит до стрельбы. Каждое новое столкновение еще более обостряет существующие проблемы.
Со стороны граждан соседнего государства в отношении Кыргызстана имеют место: незаконное освоение земель (например, местность Бедек возле таджикского анклава Ворух), аренда земель (во многих случаях - с согласия киргизских местных органов власти и самоуправления, к примеру, в районе дороги от с.Кайтпас в с.Бургонду Баткенской области). Вошли в практику и незаконные выпас скота, сбор лекарственных трав, вырубка арчевых лесов и использование воды [3].
Ситуация на границе усугубляется продолжающимся местами оттоком граждан Кыргызстана с приграничья. Продажа таджикским гражданам жилых домов и участков без соответствующего юридического оформления значительно увеличивает опасность возникновения в дальнейшем конфликтных ситуаций и неопределенность в государственной принадлежности земель (www.24.kg).
Таджикистан латентно сдвигает линию своей границы, фактически увеличивая площадь спорных территорий. Так, по словам депутата Кулундинского айыльного кенеша Ш. Орозалиева, в селе Арка Ляйлякского района Баткенской области граждане Таджикистана скупили дома вдоль дороги Худжанд — Канибадам, разделяющей две страны, и уже перешли на сторону Кыргызстана. С учетом текущей миграционной динамики Кыргызстан может потерять часть территории Баткенской области (www.24.kg).
Очевидно, таджикская сторона не особо заинтересована в принятии решительных мер и быстром улаживании приграничных вопросов. Занимая выжидательную позицию, она рассчитывает, что Кыргызстан будет вынужден пойти на некоторые уступки.
Делимитация и демаркация киргизско-таджикской границы - это не только проблема, касающаяся определения и обозначения государственных границ между двумя странами на местности. Это более широкая проблема, которая связана с жизнедеятельностью приграничного населения, земельно-водными ресурсами, инфраструктурой и т.д. Необходимо комплексное решение проблемы с учетом интересов обеих сторон. Сам процесс согласования границ должен сопровождаться улучшением инфраструктуры и социально-экономических условий жизни приграничного населения обоих государств. Вместе с тем, следует отметить, что даже после четкого определения границ напряженность по поводу ресурсов (вода, земля, пастбища, инфраструктура) может продолжиться.
Список литературы:
1. Аламанов С. К. Краткая история и опыт решения пограничных проблем Кыргызстана. Бишкек, 2005.
2. Олимова С., Олимов М. Конфликты на границах в Ферганской долине: новые причины, новые участники // Россия и новые государства Евразии. 2017. Т. 1. №34. С. 21-40.
3. Волков И. В. Основные проблемы геополитического положения Центральной Азии в эпоху глобализации. Бишкек, 2007.
References:
1. Alamanov, S. K. (2005). Kratkaya istoriya i opyt resheniya pogranichnykh problem Kyrgyzstana. Bishkek. (in Kyrgyz).
2. Olimova, S., & Olimov, M. (2017). Konflikty na granitsakh v Ferganskoi doline: novye prichiny, novye uchastniki. Rossiya i novye gosudarstva Evrazii, 1(34), 21-40. (in Russian).
3. Volkov, I. V. (2007). Osnovnye problemy geopoliticheskogo polozheniya Tsentral'noi Azii v epokhu globalizatsii. Bishkek. (in Kyrgyz).
Работа поступила в редакцию 17.08.2022 г.
Принята к публикации 21.08.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Ормоналиев К. О. Современные киргизско-таджикские погранично-территориальные проблемы // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №9. С. 664-670. https://doi.org/10.33619/2414-2948/82/75
Cite as (APA):
Ormonaliev, K. (2022). Modern Kyrgyz-Tajik Border Territorial Problems. Bulletin of Science and Practice, 8(9), 664-670. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/82/75