Научная статья на тему 'Особенности проявления пограничных противоречий между центральноазиатскими странами СНГ'

Особенности проявления пограничных противоречий между центральноазиатскими странами СНГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2190
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОГРАНИЧНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / ГРАНИЦЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / INTERSTATE BORDER CONFLICTS / CENTRAL ASIAN COUNTRIES / BORDERS / TERRITORIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стащук Юлия Владимировна

В статье рассмотрены геопространственные аспекты распространения и характерные особенности межгосударственных пограничных противоречий между странами Центральной Азии. Проанализированы их основные причины и факторы возникновения. Исследована территориальная структура Центрально-азиатского региона пограничных противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the border conflicts between the Central Asian CIS countries

Geospatial aspects of the border conflicts between Central Asian countries, their enlargement and particular features are determined in the article. Ultimate causes and factors of the interstate border conflict sensitive are examined here. The territorial structure of the Central Asian region of the border conflicts have been studied in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления пограничных противоречий между центральноазиатскими странами СНГ»

Ю. В. Стащук

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИМИ СТРАНАМИ СНГ

В статье рассмотрены геопростран-ственные аспекты распространения и характерные особенности межгосударственных пограничных противоречий между странами Центральной Азии. Проанализированы их основные причины и факторы возникновения. Исследована территориальная структура Центрально-азиатского региона пограничных противоречий.

Geospatial aspects of the border conflicts between Central Asian countries, their enlargement and particular features are determined in the article. Ultimate causes and factors of the interstate border conflict sensitive are examined here. The territorial structure of the Central Asian region of the border conflicts have been studied in the article.

Ключевые слова: межгосударственные пограничные противоречия, страны Центральной Азии, границы, территориальная структура.

Key words: interstate border conflicts, Central Asian countries, borders, territorial structure.

После распада Советского Союза в Центральной Азии образовалось пять независимых государств, которым необходимо было решать ряд первоочередных задач в сфере формального создания государственных институтов и атрибутов. Одной из самых актуальных оказалась проблема установления государственных границ согласно нормам международного права.

Значение межгосударственных границ для Казахстана, Киргизстана, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана является очень важным, поскольку они становятся гарантией обеспечения территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государства, средством защиты от контрабанды, нелегальной миграции, международной преступности и т. д. Однако вопрос осуществления делимитации и демаркации межгосударственных границ привел к многочисленным противоречиям и ухудшению отношений между страна-

ми Центральной Азии. Позитивным моментом было то, что при установлении центральноазиатскими странами СНГ внешних границ, унаследованных от СССР, с Афганистаном, Китаем и Ираном некоторые проблемы уже решены, однако с внутрирегиональними границами, как прежними междуреспубликанс-кими, ситуация сложилась наоборот.

Границы между странами Центральной Азии были установлены советской властью в 20-30 гг. XX в. в результате национально-территориального разграничения и имели условный характер, а также не учитывали историкокультурные особенности региона. Кроме этого, во время Советского Союза они выполняли административные функции и были у большинства стран недемаркированными. Именно эти причины, в совокупности со многими другими, привели к возникновению современных межгосударственных пограничных противоречий в разных формах и видах, ряд которых до сегодняшнего дня не решены.

Исследованием проблем разграничения государств в Центральноазиатском регионе занимаются специалисты международного права, историки и политологи. В частности, труды Д. Алимова [24], О. Бокиева [6], А. Гор-диенко [10], Р. Масова [19; 20] и др. посвящены историческому развитию и разграничению стран Центральной Азии. С. Голунов [10], А. Здравомыслов [14], З. Караев [20], А. Матвеев [21] и Д. Озоди [22] исследовали влияние пограничных споров на проблемы безопасности и интеграции в регионе. Однако в этих публикациях не проанализированы особенности проявления пограничных противоречий в географическом пространстве, которые выражаются в наличии их территориальной организации и территориальной дифференциации. Поэтому целью данной статьи является исследование с географической точки зрения претензий, споров и конфликтов как форм пограничных противоречий между государствами Центральной Азии. Достижение этой цели возможно через решение таких задач:

- рассмотрение предпосылок и причин возникновения современных пограничных противоречий в регионе;

- анализ особенностей распространения пограничных инцидентов, претензий, споров и конфликтов в Центральной Азии;

- выявление характерных черт пограничных противоречий между центральноазиатскими странами СНГ;

- исследование территориальной структуры Центральноазиатского региона пограничных противоречий.

В ретроспективе вопросы границ в Центральной Азии всегда были делом сложным и до конца не определенным. Границами в регионе служили преимущественно естественные ландшафтные барьеры - реки, горные хребты, пустынные районы. В степных районах их вообще не существовало, поскольку большинство местного населения вело кочевой образ жизни [15].

В конце XVIII в. в регионе образовались Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства. Границы этих государственных образований не были четкими и часто перемещались в соответствии с балансом сил между ними. В 1876 г. был создан Российский Туркестан в пределах прежнего Кокандского ханства, который входил в состав Российской империи. Его южные границы на Памире были установлены англо-русской комиссией в 1885 г., когда такие историко-географические регионы, как Рошан и Вахан были переданы Бухарскому ханству в обмен на части региона Дарваз (на левобережье р. Пяндж), которые были отданы Афганистану.

Неопровержимым был факт столкновения в этом регионе в империалистическое время геополитических интересов России и Великобритании. Эти противоречия были решены англо-русским соглашением в 1907 г., которое размежевало сферы влияния в регионе. Россия отказалась от посягательств на Афганистан, признав его сферой британского влияния [22].

После революции 1917 г. в регионе победила Советская власть и были образованы Туркестанская, Бухарская и Хорезмская республики. В период 1920-1924 гг. в ходе сложных и неоднозначных процессов на месте этих республик были образованы Узбекская ССР, Туркменская ССР и Таджикская АССР, которая вошла в состав Узбекской ССР, Кара-Киргиз-кая (Киргизская) автономная область, которая

вошла в состав РСФСР, и Кара-Калпакская автономная область, которая вошла в состав Казахской АССР. Однако в 1924 г. национальнотерриториальное разграничение не закончилось, поскольку в мае в 1929 г. Таджикская Автономная ССР была преобразована в Таджикскую ССР, в 1926 г. Киргизская автономная область в Киргизскую АССР. В 1936 г. Казахская АССР и Киргизская АССР были преобразованы в советские социалистические республики и непосредственно вошли в СССР [27].

При национально-территориальном размежевании республик и создании новых государственных образований в регионе были допущены многочисленные ошибки, которые повлияли на последующее развитие каждой из республик. Были разделены фактически одинаковые этнические группы и природные ресурсы одних и тех же территорий между разными республиками. Часть территорий с другим этническим населением была включена в состав тех или других республик для того, чтобы создать структуру населения более полиэтнической, а республики более удобными для управления. Создав такие границы, власть хотела помешать сепаратистским движениям в регионе.

В составе Советского Союза пограничные территории соседних республик часто передавались друг другу. Например, в 1956 г. Сариагашский, Кировский, Махтааральский и Жетисуйский районы Южно-Казахской области Казахстана были переданы Узбекистану. Потом они были возвращены Казахстану, однако не полностью. 13 февраля 1956 г. из состава Казахстана Узбекистану была передана часть Голодной степи - колыбели казахской культуры, а также Бостандикский район, который впоследствии был взят в аренду до 1991 г., но до сих пор не возвращенный. Именно эти территории на современном этапе развития вызывают определенные претензии Узбекистана к Казахстану и наоборот [3].

С распадом СССР номинальные государственные границы республик Центральной Азии, которые были советскими, стали важнейшими атрибутом государственного суверенитета. Формирование новой государственности требовало от новых независимых государств СНГ оформления территориальных пределов действия суверенитета и создания условий,

которое обеспечивает достаточный уровень безопасности территории страны. Однако национально-территориальное разграничение в 20-30 гг. XX в. и последующие годы Советской власти оставили комплекс территориальных проблем в отношениях между республиками Центральной Азии, что создало сложную ситуацию для государств региона, которые должны были провести делимитацию и демаркацию межгосударственных границ.

Процесс установления границ между постсоветскими центральноазиатскими республиками реально начался в конце 1990-х гг., однако национальные пограничные службы были созданы только в 1993-1994 гг. [30]. В табл. 1 отображено современное состояние делими-тационных и демаркационных работ на границах государств Центральной Азии. Данные о протяжности границ между государствами взяты из Интернет-ресурсов Википедии [9].

Таблица 1

Современное состояние делимитационных и демаркационных работ на межгосударственных границах центральноазиатских стран СНГ*

Название страны и общая протяжность ее государствен ных границ Протяжность границ с соседними странами Современное состояние делимитаццонных и демаркационных работ на межгосударственных границах** Спорные участки межгосударственных границ **

Казахстан 12012 км Китай 1533 км Полная демаркация границы состоялась в 2002 г. -

Киргизстан 1224 км После ратификации Казахстаном в 2003 г., а Киргизстаном - в 2008 г. межгосударственного договора о границе (от 15 декабря в 2001 г.) начались демаркационные работы Могут быть внесены уточнения на участке Кок-Сай Кара-Бууринского района Таласской области и на отрезке дороги Бишкек-Торугарт около села Дружба Исик-Атинского района Чуйской области. Спорной остается передача территории Кар-Кира и других киргизских исконных земель, а также пансионатов на берегу озера Иссык-Куль Казахстану

Россия 7598,6 км Согласно межгосударственно го договора от 18 января в 2005 г. совместная демаркационная комиссия с июля 2007 г. разрабатывает и принимает документы, которые регламентируют процесс демаркации. В мае 2009 г. начата демаркация межгосударственной границы В связи с разработкой пятью прибрежными странами статуса Каспийского моря, морская граница между Россией и Казахстаном не установлена. Северная часть дна разграничена для использования недр моря

Туркменистан 379 км 5 июля в 2001 г. Подписан Договор о делимитации и процессе демаркации казахстанско -тур кме нско й государственной границы. 5 ноября в 2005 г. началась демаркация Для завершения процесса демаркации казахстанско-туркменской государственной границы необходимо обозначить пограничными знаками ее восточную часть протяжностью около 20 км в районе точки стыка государственных границ Казахстана, Туркменистана и Узбекистана

Узбекистан 2203 км 19 мая в 2004 г. официально началась демаркация узбекско-казахской границы Не урегулирована проблема разграничения акватории Аральского моря

Киргизстан 3878 км Китай 858 км В 1992 г. Начались переговоры об урегулировании вопроса межгосударственной границы, которые завершились в 1999 г. В 2004 г. провели демаркацию границ

Таджикистан 870 км Начиная с 2002 г. сторонами обсуждались правовые основы оформления границ. В сентябре в 2006 г. перешли к практическому описанию межгосударственной границы Споры в долине Исфара, в частности касательно анклавов Ворух и Западная Калача задерживают процессы установления границы

Узбекистан 1395 км Переговоры относительно установления границы начались в 2000 г. На современном этапе осуществлена делимитация 1050 км межгосударственной границы По данным на 2010 г. спорными остаются 58 участков границы, которые находятся в Баткенской (Киргизстан) и Ферганской (Узбекистан) областях общей протяжностью больше 300 км. Ситуация осложняется наличием узбекских анклавов Сох, Шахимардан, Чон-Г ара (Калача) и Джангайл на территории Киргизии, и киргизского анклава Барак на территории Узбекистана.

Т аджикистан 3651 км Афганистан 1206 км -

Китай 414 км В 2006 г., страны взяли обязательство начать демаркацию измененной границы, разграничение которой было согласовано в 2002 г.

Узбекистан 1161 км Переговоры относительно установления границы начались в 2000 г. На начало 2009 г. неделимиторованими остаются около 225 км межгосударственной границы Граница между государствами проходит по сложному горному рельефу, что осложняют процессы установления границы. Наличие таджикого анклава Сарвак на территории Узбекистана, а также заминированные границы не улучшают ситуацию.

Т уркменистан 3736 км Афганистан 744 км -

Иран 992 км

Узбекистан 1621 км Договор о делимитации границы с Узбекистаном был подписан в сентябре в 2000 г. Около 20 % границы остаются недемаркированными Нефтяные месторождения, которые находятся на юге Лебапского вилайета и претендуют на их обе стороны, есть предметом спора между странами.

морская граница с Азербайджаном Начиная с 2001 г. не могут разделить между собой богатые нефтегазовые месторождения срединной части Каспийского моря.

У збекистан 6221 км Афганистан 137 км -

* Составлено по: [23; 28].

** Данные о состоянии делимитационных и демаркационных работ на границах стран региона поданы без повторения пар межгосударственных границ.

Анализ данных табл. 1 показывает, что только Казахстан и Туркменистан заключили соответствующие договора со всеми соседними странами относительно установления сухопутных границ согласно норм международного права. С определенными трудностями государства столкнулись во время демаркации, поскольку границы проходили через населенные пункты, делили на части жилые дома. В результате возникали определенные проблемы с переселением населения. В одних случаях власть контролировала установление границы на местах, поэтому возникло меньше недовольства и недоразумений с населением пограничных территорий. В других случаях граница устанавливалась согласно делимитационных карт, не обращая внимание на протесты населения. В частности, во время проведения демаркационных работ на границе Туркменистана с Узбекистаном туркменские военные требовали от населения принудительно выселяться из домов, которые оказались на стороне Туркменистана. Члены многих семей оказались по разные стороны границы и в течение многих месяцев не могли встретиться, поскольку туркменские военные не позволяли приближаться ближе, чем на 15 м от границы. Кроме этого большое количество узбеков, которые оказались на территории Туркменистана потеряли работу [12]. Такие бытовые проблемы свидетельствуют о некомпетентном разграничении пограничных территорий между этими государствами.

Проблематичным в отношениях Казахстана и Туркменистана со странами-соседями оказалось разграничение вод Аральского и Каспийского морей. В частности, нерешенной между Туркменистаном и Азербайджаном остается проблема разграничения недр шельфа Каспийского моря, богатых на нефть и газ. В течение длительного времени шли переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря - Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран - на разделе Каспия на пять равных частей между всеми прикаспийскими государствами. На современном этапе лишь три страны - Казахстан, Россия и Азербайджан договорились о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (от 14 мая 2003 г), которым установлены пределы, в которых сто-

роны осуществляют свои суверенные права в сфере разведки и добычи минеральных ресурсов. Такая ситуация свидетельствует о несовпадении позиций Туркменистана и Ирана с этими странами в разграничении Каспийского моря. Найболее спорным моментом есть правовой статус Каспийского моря, которое представляет собой закрытый внутриконтинен-тальный водоем, не имеющий естественного соединения с Мировым океаном.

Также возник казахско-узбекский спор относительно границы по Аральскому морю, которая проходит через о. Возрождение. Как известно, в 1924 г. в состав Казахской АССР вошла Каракалпакская автономная территория, которая раньше входила в состав Туркестанской АССР. 5 декабря в 1936 г. была создана Казахстанская ССР, а Каракалпакская автономия была преобразована в автономную республику и передана Узбекской ССР. Таким образом, Аральское море с о. Возрождение с начала 1920-х и до 1936 г. полностью принадлежало Казахстану. В 1963 г. граница с Казахстаном была изменена в пользу Узбекистана. Сегодня она прямой линией разделяет Аральское море на две части, что вызывает несогласованность позиций современных суверенных государств. Тем более, граница неделимитирована и неде-маркирована. Спор заострился по поводу о. Возрождение, поскольку Узбекистан уже проводит геолого-разведовательные и исследовательские работы относительно обнаружения нефти на этой территории. Весомым является такой аргумент, что Узбекистану принадлежит 78,97 % территории острова, Казахстану - только 21,03 % [21].

Наиболее напряженная ситуация сложилась при установлении границ между Узбекистаном, Киргизстаном и Таджикистаном, особенно в Ферганской долине. На современном этапе созданы соответствующие комиссии для проведения делимитации и демаркации, однако встречи членов этих комиссий происходят очень редко, к тому же очень сложно достичь компромисса. Самые многочисленные противоречия возникли на узбекско-таджицкой, киргизс-ко- таджицкой и узбекско-киргизской границах. Здесь существует ряд пограничных споров относительно принадлежности пограничных территорий, а также линий прохождения границы. Ситуация осложняется переплетением разнооб-

разных факторов, которые еще больше обостряют отношения между государствами.

Одной из самых весомых причин таких сложных отношений между странами в регионе есть пестрая этническая и конфессиональная структура населения. Причина кроется в национально-территориальном размежевании в 1924 г., поскольку несовпадение этнических и государственных границ привело к тому, что во всех республиках проживают большие общины других титульных этносов региона. Так, в Узбекистане проживает 1,2 млн. таджиков, 967 тыс. казахов, 216 тыс. киргизов и 142 тыс. туркмен [15]. Важным является тот факт, что местожительства компактного этнических общин находятся вблизи государственных границ титульной нации. Эта особенность расселения приводит к пограничным инцидентам и спорам за владение территориями. Например, причиной киргизско-узбекских напряженных отношений и одной из главных угроз территориальной целостности Киргизстана считается компактное проживание узбеков в южных областях, которые граничат с Узбекистаном. По данным переписи в 1999 г здесь проживало 632,8 тыс. узбеков, что составляло 26,1% население [7]. Узбекский фактор постоянно отражался во время событий "революции тюльпанов" в 2005 г, когда в результате захвата оппозицией органов власти на юге возникла реальная угроза территориального распада Киргизии.

Актуальной в киргизско-узбекских отношениях остается также проблема водных ресурсов. Республика Киргизия после гражданской войны в Таджикистане (в результате которой содержание системы водонапорных коммуникаций на территории этой страны стало проблематичным) стала контролировать систему снабжения водой Узбекистана и Казахстана, поскольку две главных реки региона Сырдарья и Амударья берут свое начало в горах Тянь-Шань и Памир, которые находятся на территории Киргизстана и Таджикистана. Киргизстан для пополнения бюджета принял политическое решение о продаже воды соседям [1]. Следовательно, в любом случае Киргизстан способен навязать свою волю соседям. Во избежание такого давления, узбекские лидеры настаивали на внесении позиции о статусе рек Сырдарья и Нарын как трансграничных, с чем категорически не соглашался Киргизстан. Дело

в том, что статус трансграничной реки предусматривает присоединение стран региона к разным международным конвенциям. В частности, предусматривается, что страны обязательно должны согласовывать планы строительства любых гидротехнических сооружений в верховьях реки со всеми пользователями воды. Тран-граничность также допускает, что все пользуются водой бесплатно. Таким образом, эксплуатация водных ресурсов заостряет и без этого сложную ситуацию относительно установления границ [17].

Другим конфликтогенним фактором, который влияет на ситуацию с установлением государственных границ в Центральноазиатском регионе, остается проблема этнических анклавов. В Киргизии расположено четыре узбекских эксклава - наибольшие из которых - Сох и Шахимардан, где проживает от 40 до 50 тыс. чел. На территории Баткенской области Киргизской Республики расположены анклавы Ворух и Западная Калача, которые являются частью Таджикистана и находятся лишь в 20 километрах от основной территории этого государства, а на территории Узбекистана находится киргизское село Барак с населением около 600 чел., а также таджикский эксклав Сарвак [4]. Жители населенных пунктов анклавов сталкиваются с определенными проблемами при пересечении государственной границы, с функционированием экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения. Попытка решить эти проблемы путем обмена территориями оказалась безуспешной. Например, в 2001 г. предложение соединить узбекский эксклав Сох с Узбекистаном широкой полосой киргизской территории в обмен на передачу южной части эксклава Киргизии. Однако обмен не состоялся, из-за того, что киргизская сторона считала, что предложенные земли не имеют агротехнической ценности, а Ляйлякский и Баткенский районы в результате были бы отрезанные от остальной территории республики. Стоит отметить, что пограничные противоречия между Узбекистаном и Киргизстаном вблизи анклавов привели к неопределенной линии границы между государствами и на современном этапе переговоры по этому вопросу зашли в тупик [18].

Киргизско-таджикские отношения относительно установления границы осложняются наличием таджикского эксклава Ворух на тер-

ритории Киргизстана. Дорога через эксклав -единственная транспортная магистраль, которая соединяет соседний Ляйлякский район с остальной территорией Киргизстана. Вокруг эксклава Ворух и прилегающих к нему пограничных территорий расположено несколько спорных участков межгосударственных конфликтов, которые издавна являются предметом столкновений киргизов и таджиков. Главная причина - это борьба двух этнических групп населения за ресурсы, орошаемые земли и поливную воду, а истоки этой проблемы - исторические: таджики считают, что часть Бат-кенской области испокон веков принадлежала им, киргизы же утверждают обратное. Еще пять лет назад население эксклава составляло около 23 тыс. чел. Сегодня численность увеличилась почти вдвое. Такая тенденция увеличения населения не объясняется естественным приростом, а является результатом миграций. Одним из основных проблемных участков - это село Максат Ляйлякского района, который находится на границе с Республикой Таджикистан, где острейшим образом выступают проблемы таджикской ползучей миграции и вопроса водопользования [23].

Одной из главных проблем таджикско-узбекских отношений есть выдвижение таджикскими научными и политическими элитами исторических претензий на Бухару и Самарканд, что рассматриваются ими как колыбель таджикского этноса и культуры. Стоит обратить внимание на то, что количество таджиков в Узбекистане за определенными оценками достигает 56 млн. чел. (20-25% населения республики), а в Бухаре и Самарканде они составляют большинство населения [14]. Косвенно на пограничные противоречия между Таджикистаном и Узбекистаном также влияет политическая ситуация в обеих странах. Например, власть в Республике Таджикистан концентрируется в руках Э. Рах-монова, что выражается в позиционировании страны как региональной силы "большой империи Исмаила Сомони". Поэтому в будущем будут усиливаться тенденции связанные с захватом пограничных киргизских и узбекских земель путем их заселения таджикскими переселенцами, которое не будет способствовать улучшению отношений между центральноазиатскими государствами [29].

Пограничные противоречия в "конфликтном треугольнике" Киргизия-Таджикистан-Узбекистан резко заострились в ходе Баткенс-ких событий 1999-2000 гг., когда вооруженные отряды Исламского движения Узбекистана (ИРУ) дважды осуществляли рейды с Северного Таджикистана в Киргизию и Узбекистан. Побаиваясь повторного прорыва боевиков ИРУ, Ташкент начал одностороннее минирование границ с Таджикистаном и Киргизстаном, что повлекло многочисленные жертвы среди мирного населения. Недовольство киргизской стороны вызывало также размещение вооруженных сил Узбекистана в своих эксклавах Сох и Шахимардан, что, по мнению Бишкека, противоречило международным нормам [13].

С началом нового тысячелетия ситуация из урегулирования пограничных споров и конфликтов в некоторых странах региона становится еще более напряженной. Об этом свидетельствуют события 2009-2010 гг, когда состоялись пограничные инциденты, связанные с незаконным пересечением узбекско-киргизской границы гражданами обоих государств. Кроме этого, в пограничных киргизских городах Ош и Джалал-Абад летом в 2010 г. состоялись межэтнические столкновения с узбеками, которые привели к массовым убийствам [25]. В такой ситуации возникает проблема урегулирования пограничных споров между соседними государствами.

Следовательно, в регионе Центральная Азия существует ряд пограничных противоречий в разных формах и видах, поскольку сложное переплетение предпосылок и факторов непосредственно влияют на их появление и затяжной характер. На основе этих фактов можно определить характерные особенности, присущие пограничным противоречиям между государствами региона:

1. Поскольку страны Центральной Азии неравномерно обеспечены основными для их жизнедеятельности ресурсами (вода, топливо и в горной местности - земля), то наиболее актуальными являются ресурсные споры. Наиболее спорными являются межгосударственные отношения в Ферганской долине.

2. Другой характерной чертой региона является наличие в странах, между которыми существуют споры, этнических анклавов - мест

компактного жительства народов, которые считают территорию анклава и приграничье извечной принадлежностью их этноса. В результате распространенным является также топографический вид территориальных споров между государствами.

3. Границы стран Центральной Азии во времена пребывания в составе СССР выполняли функции административно-территориальных границ и были прозрачными. После распада СССР вопросы установления межгосуцар-ственных границ в регионе решаются на уровне глав государств и пограничных служб, в большинстве случаев без обсуждения в парламенте. В результате население недовольно и даже после подписания определенных договоров об урегулировании ситуации, столкновения на границе опять повторяются, в итоге пограничные противоречия в регионе имеют затяжной характер.

4. Достаточно часто страны региона прибегают к силовым методам или откровенному давлению при решении напряженной ситуации. Поэтому в Центральной Азии распространенной является самая сложная форма пограничных противоречий - пограничный конфликт.

Таким образом, центральноазиатские страны СНГ характеризуются сложной территориальной дифференциацией локальных пограничных инцидентов, претензий, споров и конфликтов, которые создают предпосылки выделения этих территорий в отдельный Центральноазиатский регион пограничных противоречий.

Учитывая такое многообразие явления в регионе, необходимо описать его территориальную структуру, которая выражается в наличии точечных, линейных и ареальных элементов проявления в пространстве. Территориальную структуру можно определить как деление определенного региона (например, это Центральноазиатский регион пограничных противоречий (РПП)) на пространственно четко выражены элементы, при этом каждый из которых выполняет определенную функцию в развитии этого пространственного образования и эта функция в той или иной степени связана с географическим положением элемента и исследуемой территории [2].

Основные элементы территориальной структуры Центральноазиатского региона по-

граничных противоречий - это точечные (место конфликта), линейные и ареальные (ареал, зона, регион).

Точечным элементом территориальной структуры РПС есть место конфликта, которое определяется как спорный географический объект на определенном участке границы или пограничной территории, внутренними собственными размерами которого можно пренебречь. В случае Центральной Азии это может быть даже определенное сооружение (кладбище, шахта), населенный пункт (село или город), местность (урочище, лес). Например, жители села Степное Иссык-Кульской области Киргизстана хоронили своих родственников на территории Казахстана. После подписанного Договора о киргизско-казахской межгосударственной границе кладбище стало киргизским. Соответственно с этим же Договором Казахстан получил гранитную шахту в Карабуурин-скому районе. В обмен Киргизстан получил 155 гектаров орошаемой пашни [16]. Однако киргизская оппозиция считает передачу карьера казахской стороне безосновательной.

Линейными элементами территориальной структуры Центральноазийского региона пограничных противоречий выступают спорные линии границ, которые проходят по рекам, каналам, дорогам и т. п. Примером такого элемента территориальной структуры может быть 800-метровый отрезок объездной дороги Биш-кек-Торугарт, который проходит по территории Казахстана. Сегодня здесь размещены две казахские АЗС, однако фактически этим сегментом дороги пользуется Киргизстан. Эта дорога является стратегической, поскольку соединяет с Бишкеком Иссык-Кульскую и Нарынскую области, а дальше идет в направлении Китая. Конфликт заключается в том, что представители Казахстана огласили заявление, что из двух сторон отрезка дороги могут поставить шлагбаум и сделать его платным, так будет осуществляться давление на страну [10].

Ареал конфликта - это небольшая территория, где есть пограничные споры и происходят военные действия. Ареал объединяет в себе точечные и линейные элементы, из которых конфликт распространяется на соседние территории. В исследуемом Центральноазиатском РПП ареалом конфликта является узбекский эксклав Сох в Киргизстане, таджикский экск-

лав Сарван в Узбекистане, таджикский эксклав Ворух в Киргизстане и др.

Зона конфликта охватывает несколько ареалов конфликта, а также соседние территории, на которые существование конфликта имеет влияние. Например, беженцы из ареала конфликта убегают в соседние области, где конфликт не распространен. В Центральноазиатском регионе пограничных противоречий нами выделяются Ферганская (рис. 1), Аральская и Каспийская зоны конфликта.

Такая территориальная структура, которая характерна для Центральноазиатского региона пограничных противоречий наблюдается в других регионах Азиатского континента, в которых существуют пограничные противоречия.

Таким образом, в центральноазиатских странах СНГ создалась сложная политическая и экономическая ситуация, которая вызвана рядом межгосударственных пограничных противоречий. Фактором, который непосредственно повлиял на нерешенность споров и конфликтов между государствами региона есть национально-территориальное размежевание

проведенное во времена СССР, что породило проблему этнических анклавов, а также борьбу за земельные и водные ресурсы. Такое сложное сочетание факторов привело к распространению ресурсных, топографических за предметом спора и затяжных за характером видов пограничных противоречий, а также разных форм - пограничный инцидент, пограничный спор, пограничный конфликт. Характерные особенности распространения пограничных противоречий между центральноазиатскими странами СНГ позволяет выделить точечные, линейные и ареальные элементы территориальной структуры Центральноазиатского региона пограничных противоречий.

Важным во всех отношениях есть решение пограничных противоречий на взаимовыгодной основе, поскольку за прогнозами пресная вода будет приобретать все большее значение, которое приведет к заострению существующих и появлению новых конфликтов, если межгосударственные границы стран Центральной Азии не будут установлены в соответствии с практикой и нормами международного права.

Литература

1. Абдуллаев Н. Водные ресурсы ЦентрАзии - лишь краткосрочное сотрудничество. URL: http:// www.ariana.su/?S=7.0812151116.

2. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарью. М.: Мысль, 1983.

3. Аляев Д. Узбекистан обостряет пограничные отношения с соседями. URL: http://chromkzentralasien-dw.rpod.ru/139280.html.

4. Аляев Д., Волков В. Эксперты: Анклавы в Ферганской долине - часть неразрешенных проблем. URL: http://www.dw-worid.de/dw/artide/0,,5730525,00. html?maca=rus-rss-ru-all-1126-rdf.

5. Ата-Мирзаев О., Гентшке В. Л., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: историко-демографический аспект. Ташкент: Изд-во мед. лит-ры. им. Абу Али ибн Сино, 1998. 159 с.

6. Бокиев О. Б. Завоевание и присоединение Таджикистана к России. Душанбе: "Ирфон", 1994. 358 с.

7. Брянцева Д. Киргизия - Узбекистан: камень преткновения - делимитация границы. URL: http:// www.dw-world.de/dw/article/0,,955298,00.html.

8. Волков В. Кто получит ферганскую нефть?

URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1047959760.

9. География стран Центральной Азии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Центральная Азия

10. Голунов С. Фактор границ как проблема безопасности постсоветских стран Средней Азии. Россия - Средняя Азия. Барнаул: Алтайская книга , 2002.

11. Гордиенко А.А. Создание советской национальной государственности в Средней Азии. М.: На-ука,1959. 476 с.

12. Демаркация туркмено-узбецкой границы создает новые проблемы для жителей приграничных районов. URL: www.centrasia.ru/newsA.php?st=1097019180.

13. Дмитриев А. Узбекистан и Киргизия поссорились из-за 27 километров границы.

URL: http://www.ferghana.ru/article.php?id=2584.

14. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-Пресс, 1999. 286 с.

-\ ■ -\ Межгосударст венная граница

* Место конфликта

• Линейный элемент ТС

\ Границы ареала конфликта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л • ,4 Границы зоны конфликта

~7Т~

6 є

\

Кара-Жига Кербен

о 61»^'

, Джалал-Абаз о ¿1

Л #

с°

Худжанд О

.¿■о -V.

_ ЧГ 'Гафуров ПроЬетарх*

X

чЛ /к

Т у X 'е /Є т ;эн

V

■**

• *-»*• ^ІС^ні^адаІі

Исфарэф ._____-1

ад***ТІ ЬатЦ

Т!'$.-лГг'^1 ^ЭИэмамгаи .

е 1_2^г» -о

Паитуг.,,*/ „ —

//Г1-^77 л А н .Кіз ж л II / к .1 я о о і'л.

„ - 'т^ Андижа н £> Ахунбаб

\ ^ЛЗ^йГ

н ГчкаДл,. -'о б Л7\ '^в»'Ф'СТТ"!5Ь ч

~зар- ^оКок-Джангаї

Торгом /Г*\ X І 4Г

Гґора

К е

с к и/

А (\^0

■ V

Фергана4- „>>аса. ®ру»»^ >Х V

:^^^\кВаиМ,и,:/^

¡Овуадіі^ь \ / ) )

/ / I -

«Р*Р1

И

ч

б л

б е Т і

Рг/с. 1. Территориальная структура Ферганской зоны Центральноазиатского региона пограничных противоречий

15. Игнатьев П. М. Страноведение. Страны Азии: учебное пособие. Черновцы: Книги-ХХ1, 2006. С. 194-202.

16. Исмаилова Р. Договор о кыргызско-казахстанской государственной границе.

URL: http://risk.kz/606.

17. Киргизия и Узбекистан трутся границами // Коммерсантъ, 2010. № 8 (4308).

URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1524792&ThemesID= 252.

18. Мамараимов А. Саламат Аламанов: Граница между Киргизией и Узбекистаном напоминает сито. URL: http://www.easttime.ru/analitic/1/3/69.html.

19. Масов Р. История топорного разделения. Душанбе: "Ирфон", 1991. 316 с.

20. Масов Р. Таджики: история с грифом "Совершенно секретно". Душанбе: "Ирфон", 1995. 380 с.

21. Матвеев А. В центральной Азии вспыхивают межгосударственные территориальные конфликты / / Военно-промышленный курьер, 2008. 28 мая. С. 3.

22. Озоди Д. Ссора Ашхабада и Ташкента затронет Москву // Российские вести, 2004. 1 июля. URL: http://www.freeas.org/?nid=3106&print=1.

23. Споры в Азии. URL: http://karty.narod.ru/claim/az-tm/az-tm.html.

24. Туркестан в начале ХХ века: к истории истоков национальной независимости / под ред. Д. Алимова. Ташкент: Фан, 2000. 428 с.

25. Хамидов А. Инциденты на границе в Ферганской долине: риск межгосударственного конфликта? URL: http://www.report.kg/analitic/politic/print:page,1,1464-incidenty-na-granice-v-ferganskojj-doline-risk.html.

26. Allworth E. Central Asia: 120 Years of the Russian Rule. Duke University Press, Durham and London, 1989. р. 140.

27. Giinsburg G. Recent History of the Territorial Question in Central Asia // Central Asia Monitor. 1992. № 3/21. Р. 12-15.

28. International Crisis Group "Central Asia: Border Disputes and Conflict Potential" // Asia Report 3. Brussels, 2002. 30 р.

29. Karaev Z. Border Disputes and Regional Integration in Central Asia // Harvard Asia Quaterly. 2005. Volume IX. № 4. Р. 47-50

30. Rahimov M., Urazaeva G. Central Asia Nations and Border issues // Conflict Studies Research Center, Central Asia Series. 2005. March. Р. 23-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.