07.00.15.ТАЪРИХИ МУНОСИБАТ^ОИ БАЙНАЛХАЛ^И
ВА СИЁСАТИ ХОРИЧИ 07.00.15. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИИ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 07.00.15. HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS AND FOREIGN POLICY
УДК 327 ББК 66.4
ПРИГРАНИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА И КЫРГЫЗСТАНА В ПОСТСОВЕТСКОМ ПЕРИОДЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЕ СПОРНЫХ
ВОПРОСОВ
МУНОСИБАЩОИ ФАРОМАРЗИИ ТО ЦИКИСТОНУ ЩРГИЗИСТОН ДАР ДАВРАИПАСОШУРАВИ: МУШКИЛОТВА ХАЛЛИ МАСЪАЛАХрИ БАХСБАРАНГЕЗ
BORDER INTERRELATIONS BETWEEN TAJIKISTAN AND KYRGYZSTAN REFERRING TO THE POST-SOVIET PERIOD: PROBLEMS AND SOLUTION OF CONTROVERSIAL ISSUES
Абдуллоева Азиза Равшановна, соискатель кафедры отечественной истории и археологии ГОУ «ХГУ имени акад.Б. Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)
Абдуллоева Азиза Равшановна, унвонцуи кафедраи таърихи ватан ва археологияи МДТ «ДДХ ба номи акад. Б.Гафуров»(Тоцикистон, Хуцанд)
Abdullayeva Aziza Ravshanova, claimant for candidate degree of the department of the home history and archeology under the SEI «KhSU named fter acad. B. Gafurov» (Tajikistan, Khujand) E - mail: [email protected]
Ключевые слова: делимитация, демаркация, государственные границы, торгово-экономические отношения, территориальные споры, международные отношения
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся делимитации и демаркации государственной границы Республики Таджикистан с Кыргызской Республикой в период независимости, пути решения конфликтных ситуаций, связанные с вопросами приграничных регионов данных государств. Также рассматривается процесс налаживания сотрудничества Республики Таджикистан с Кыргызской Республикой после распада Советского Союза. Анализируются вопросы установления и укрепления межгосударственных связей. Приводятся данные о двусторонних и многосторонних отношениях между странами. Рассмотрены вопросы сотрудничества в торгово-экономической, водно-энергетической, транспортно-коммуникационной, приграничной и культурно-гуманитарной областях. Отмечается, что отношения Таджикистана и Кыргызстана строятся в духе дружбы и добрососедства.
Вожа^ои калиди: делимитатсия, демаркатсия, сарцадцои давлати, муносибатцои тицоративу щтисодй, бацсцои цудуди, муносибатцои байналмилали
Дар мацола масъалацои таъини марз ва мушаххас кардани сарцадцои давлатии Цумцурии Тоцикистон ва Цумцурии Киргизистон дар давраи истицлолият, роц цаллцои вазъияти низоии масъалацои минтацацои сарцадии ин кишварцо барраси мешавад. Масъалацои ба роу мондани робитауо байни Тоцикистон ва Киргизистон пас аз фурупошии иттицоди шурави мавриди барраси царор гирифтааст. Масъалацои барцарор ва мустаукам намудани алоцауои байнидавлати таулил мешавад.Вобаста ба робитацои дуцониба ва чандцонибаи байни давлатцо маълумот оварда шудааст.Масъалацои цамкори дар заминацои тицоративу ицтисоди, обу энергетика, цамлу нацл ва иртиботот, фарцангиву башардустона тацлил гаштаанд. Кайд карда мешавад, манотици марзи, ки муносибатцои Тоцикистону Киргизистон бо руцияи дустиву цусни цамцавори бунёд карда мешаванд.
Key-words: delimitation, demarcation, state borders, trade-economic relations, territorial disputes, international relations
The article under consideration dwells on the issues concerned with the statal border delimitation and demarcation of Tajikistan Republic between Kyrgyzstan referring to the period of independence; the ways
of solution of conflict situations beset with issues in reference to border regions of the relevant states being taken into account as well. Into the bargain, the author canvasses the process aimed at the establishment of cooperation between Tajikistan Republic and the Kyrgyz Republic after the Soviet Union disintegration. Issues dealing with establishing and strengthening interstatal relations are analyzed by the author.The data on bilateral and multilateral relations between the countries are adduced in the article. The article deals with the issues in regard to cooperation in trade-economic, water power, transport-communicational, border and cultural-humanitarian areas, on the whole. It is underscored that relations between Tajikistan and Kyrgyzstan are being built in the spirit of friendship and good neighborliness.
Вопрос делимитации и демаркации государственной границы между Таджикистаном и Кыргызстаном является одним из важных вопросов во внешней политике Республики Таджикистан.
Данная проблема существует с момента осуществления национально-территориального размежевания на территории Средней Азии (1924 год). Но, несмотря на ее важность, Советским правительством она не была разрешена.
Стоит подчеркнуть, что одной из затяжных проблем, которая является очень важной составляющей в двусторонних отношениях Республики Таджикистан и Республики Киыргызстан, это решение вопросов, связанных с юридическим оформлением государственной границы между этими государствами. В феврале 1997 года была создана Кыргызско-Таджикская межправительственная комиссия по комплексному рассмотрению двусторонних международных отношений. Для ведения переговоров по определению государственных границ между этими государствами по итогам двух встреч межправительственной комиссии были организованы отдельные рабочие группы для решения вопросов, связанных с пограничными вопросами. В советском пространстве как бывшие союзные республики Республика Таджикистан и Кыргызская Республика не имели никаких территориальных споров, но после объявления независимости обоих государств на повестке дня появился вопрос о процессе деления государственных границ. Как показывает практика, юридическое оформление государственных границ с сопредельными странами способствует укреплению торгово-экономических взаимоотношений между ними.
Первая встреча делегаций по вопросам границ между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой состоялась в декабре 2002 года в городе Бишкек.
18 апреля 2003 года в городе Душанбе состоялось очередное заседание двух сторон по определению государственной границы между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой.В ходе заседаний стороны обсудили интересующие их вопросы. По предложению таджикской стороны основой делимитации государственных границ должны быть документы 1925 и 1927 годов, которые также использовали другие бывшие союзные республики с целью признания и определения государственных границ. Позиция кыргызской стороны отличалась тем, что они предлагали рассмотрение вопросов, касающихся государственной границы, на основе нынешнего расселения национальностей. В этом случае большая часть Республики Таджикистан должна была войти в состав Кыргызской Республики. Что касается Таджикистана и его национальных интересов, то таджикская сторона настаивала основываться на тех документах, которые использовались другими бывшими советскими республиками. В то же время Кыргызская Республика заявила о возврате более 50 тысяч гектаров земли в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области, которые в 1942 году были отданы ТССР в аренду сроком на 50 лет. На этих землях жили и работали граждане Таджикистана кыргызской национальности.
В июне 2003 года в Бишкеке состоялось третье заседание Межправительственной комиссии по вопросам делимитации и демаркации государственной границы между Таджикистаном и Кыргызстаном.В вопросах по упрощению пересечения границы для людей и транспорта стороны пришли к единому мнению.
Переговоры велись по трем направлениям:
1.Создание правовой основы определения государственной границы; 2. Порядок и состояние использования земли;3.Порядок использования снимков, сделанных из космоса,и территориальных широты и долготы (3,24).
Регулярность контактов и встреч на высшем и высоком уровне, искренние и плодотворные отношения президентов обоих государств могут служить показателем высокого уровня политических взаимоотношений. Так как для руководителей этих двух стран улучшение международных отношений с момента признания государственного суверенитета и установления дипломатических связей является приоритетным направлением.
Совместное использование водных ресурсов является также одним из важных вопросов в рамках работы Межправительственной комиссии.
Проведение согласованной политики по обеспечению стран региона водой входит в общие интересы двух государств. В данный период ощущалась важность разработки единой политики по этим вопросам и улучшение деятельности государств в этой области. По инициативе обеих стран этот вопрос обсуждался в Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества.Что касается внесения платежей за воду, то Кыргызская Республика приняла некоторые нормативно-правовые акты. Республика Таджикистан также сочла приемлемым эти условия, так как большие расходы ложатся на водное хозяйство.Осуществление принципа оплаты воды столкнулось с определенными трудностями, так как люди привыкли использовать воду бесплатно.
Вопросы делимитации и демаркации государственной границы также оставались нерешенными и в дальнейших отношениях Республики Таджикистан и Киргизской Республики. Два заседания Межправительственной комиссии, состоявшиеся в 2004 году, были посвящены этому вопросу.
Вопросы по отдельным участкам приграничных территорий между населенными пунктами Ворух (поселок Октябрьский) Исфаринского района Таджикистана и Аксай Баткенской области Кыргызстана и на ходжентско-ляйлякском направлении общей площадью 34 тыс. га являются нерешенными и создают трудности как для граждан Республики Таджикистан, так и для граждан Республики Кыргизстан.
В соответствии с постановлением Пленума Средазлик-прома от 17 марта 1925 года от Республики Кыргызстан в пользу Республики Таджикистан должно было отойти 34 тысяч га земли, касающиеся прежде всего анклавного участка Ворух Исфаринского района Таджикистана, при котором шло бы непосредственное соединение с этим районом, так как до 1924 года эти участки земли использовались жителями кишлаков Ворух и Октябрьский, но по итогам национально-территориального размежевания 1924-1927 г.г. разногласия по этому вопросу все же возникли (2,638-639).В связи со значимостью данной проблемы на очередном заседании Правительства Республики Таджикистан от 7 марта 2000 года был утвержден состав таджикской части Таджикско-Кыргызской межправительственной комиссии по сотрудничеству и комплексному рассмотрению двусторонних вопросов и 18 сентября этого года Правительство Таджикистана утвердило состав правительственной делегации таджикской стороны на переговорах о разделении государственной границы между Республикой Таджикистан и Республикой Кыргызстан.
13-15 сентября 2000 года Глава государства Эмомали Рахмон совершил рабочую поездку в Раштский район, Тавильдару и Сагирдаштскую зону Дарвазского района.
Некоторые зарубежные государственные деятели и СМИ заявляли о наличии групп международных террористов, якобы проникающих на территорию Кыргызской Республики с восточных районов Таджикистана. Поездка нашего Президента Эмомали Рахмона показала полную безосновательность этих заявлений, так как Главу государства сопровождали зарубежные и отечественные журналисты, которые убедились в том, что население этих районов живут своим созидательным трудом в мире и на данных территориях отсутствуют какие-либо базы и полигоны по подготовке международных террористов.
Делая анализ взаимосвязей Республики Таджикистан и Республики Кыргызстан в последовательности вопросов определения государственной границы, отмечалось, что отношения Таджикистана с Кыргызстаном находятся на стадии укрепления и нет никаких трудностей. Но вопросы определения государственной границы остаются нерешенными. Также имеются технические трудности, так как специалисты с обеих сторон изучают огромный объем документов 1924-1929 годов и периоды после образования Таджикской Советской Социалистической Республики из состава Узбекистана.Таджикско-Кыргызская совместная комиссия по вопросам демаркации и делимитации государственной границы была учреждена в 2002 году. Стороны, начиная с 2002 по 2006 годы, искали правовые основы для проведения делимитации и демаркации границы.В качестве юридической основы были использованы документы 1924-1929 годов. При этом кыргызская сторона настаивала на проведении демаркации и делимитации границы согласно документам национально-территориального размежевания 1989 года, которые не имеют юридического оформления.
Комиссия провела большую работу.В нынешнее время прошли процедуру разделения границ 505 км (51,2%) от общей границы.Но, когда стороны подошли к описанию границ, кыргызская сторона предложила провести дальнейшую работу в соответствии с фактически установленной
границей, которая определена материалами земле- и водопользования, таким образом отказываясь придерживаться своей первоначальной позиции по данному вопросу (5,4).
Для создания этой комиссии причиной послужило то, что пресс-служба Парламента Кыргызской Республики сообщила о массовом переселении кыргызов приграничных районов на территорию Кыргызстана и продаже своих домов гражданам Республики Таджикистан, она была озвучена так: «Захват земель в Баткенской области Кыргызской Республики со стороны граждан Республики Таджикистан». Они также сообщили, что население приграничных районов Республики Таджикистан захватывает земли Алайского района Баткенской области. В их задачи входило определение причин и путей решения этой проблемы.
Всего на таджикско-кыргызской границе имеются 38 спорных участков протяженностью 970 км.Восьмое заседание Таджикско-Кыргызской межправительственной комиссии по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов прошло 27 июля 2008 года в Исфаре (2,53).На встрече Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона с Президентом Кыргызской Республики Курманбеком Бакиевым, проходившей в Алма-Ате 28 апреля 2009 года, обсуждались вопросы укрепления добрососедства и сотрудничества между соседними странами.Отмечалось, что строительство международной автомагистрали Душанбе-Рашт-граница с Кыргызстаном способствует развитию регионального сотрудничества и интересам обеих стран, так как будет иметь выход на Казахстан и Китай, с одной стороны, и на Афганистан - с другой. Также со стороны обоих глав государств шло подтверждение заинтересованности строительства железной дороги по этому же маршруту (1,67).
В марте 2010 года в Бишкеке прошли переговоры о делимитации и демаркации государственной границы между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой. Переговоры сторон прошли в атмосфере взаимопонимания и учитывали обоюдные интересы. На сегодняшний день определено чуть более 50% линии государственных границ Республики Таджикистан и Кыргызской Республики.В горной местности Согдийской области Республики Таджикистан и Баткенской области Кыргызской Республики имеются спорные территории (3,26).Переговоры по юридическому оформлению Кыргызско-Таджикской государственной границы начинались на таком сложном историческом фоне.К 2011 году состоялось 13 экспертных встреч топографических и землеустроительных служб двух сторон, более 20 пленарных заседаний межправительственных рабочих групп, прошло 9 заседаний Кыргызско-Таджикской межправительственной комиссии по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов (3, 42).В ходе ведения переговоров таджикская и кыргызская стороны, опираясь на мировой опыт решения пограничных вопросов и двусторонний опыт юридического оформления государственных границ между Кыргызстаном и Казахстаном, а также в рамках Совместной делегации (Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Российская Федерация) на переговорах с Китайской Народной Республикой, согласовали сбалансированный механизм соблюдения правил и принципов неконфликтных переговоров. Это стало основой того, что за прошедший этап переговоров, которые велись между Таджикистаном и Кыргызстаном, появилась возможность согласования прохождения линии границ на протяжении 541 км, в основном в горных районах, что составляет 50% ее протяженности. Самой большой трудностью является согласование местоположения линии границ в долинной части, которая является сверхзадачей сторон. Для решения специальных, дипломатических и политических вопросов правительственным делегациям нужно приложить все усилия. Совместное использование транспортно-коммуникационных возможностей двух государств и их дальнейшее развитие при этом имеет большое значение (9,15).Схожесть и близость позиций двух государств по вопросам региональной безопасности, экономического сотрудничества, водно-энергетической политики, укрепления приграничных связей подтверждают результаты официальных визитов, встреч и переговоров на высших и высоких уровнях.
В приграничных районах Таджикистана и Кыргызстана часто случаются стычки между кыргызами и таджиками, переходящие в конфликтные ситуации, которые приводят к усугублению отношений приграничных диаспор Таджикистана и Кыргызстана.
В новейшей истории Таджикистана в период со дня принятия государственной независимости во внешней политике Республики Таджикистан Кыргызская Республика сыграла наиважнейшую роль. Так как поддержав Таджикистан во всех начинаниях, Кыргызстан доказал свою дружбу и добрососедство по отношению к миролюбивому таджикскому народу. Первым визитом иностранного президента (из стран СНГ и Центральной Азии) на территории независимого Таджикистана был именно визит Президента Кыргызской Республики. Также и
Таджикистан отвечает взаимностью во всех отношениях с Кыргызской Республикой, так как всегда готов протянуть руку помощи этому братскому народу.
Конечно после этих всевозможных усилий были случаи стычек между жителями приграничных районов (январь 2014 года, март и июль 2019 года Ворух, Исфара), но они были решены мирным путем с участием Глав двух государств, которые провели беседу с местными жителями и выслушали все их требования по этому поводу, потому что таджикская и кыргызская стороны заинтересованы в обоюдном согласии и совместном мирном созидании. Это один из примеров того, что конфликтная ситуация должна решаться посредством мирных переговоров на высшем уровне. На этой встрече в Исфаринском районе Таджикистана и Чолпон-Ате (Иссык-Кульская область) Кыргызстана прошла встреча глав государств Республики Таджикистан и Кыргызской Республики - Эмомали Рахмона и Сооронбая Жээнбекова. В истории таджикско-киргизских приграничных споров эта встреча послужила ключевой, так как лидеры, побеседовав с жителями и аксакалами приграничных районов, в рабочей обстановке обсудили все вопросы, касающиеся делимитации и демаркации государственной границы между Таджикистаном и Кыргызстаном (4.3).
Стоит подчеркнуть, что этот метод (ведение переговоров на высшем уровне) является важной составляющей для разрешения конфликтных ситуаций между государствами. Решение проблемы нашими государствами без вмешательства третьей стороны (отдельного государства: например, России) свидетельствует о том, что стороны пришли к определенной договоренности, принимая во внимание все вопросы относительно данной проблемы.
Конфликтные ситуации, произошедшие между жителями приграничных районов в отдельные периоды новейшей истории и Таджикистана и Кыргызстана, не должны повлиять на развитие международных отношений этих стран, потому что укрепление дружбы и добрососедства является главной целью внешней политики обоих государств.
На сегодняшний день Правительства Республики Таджикистан и Кыргызской Республики последовательно делают шаги по обеспечению мирного созидания и согласия между жителями приграничных районов. Республика Таджикистан, будучи заинтересованной в дальнейших добрососедских отношениях, желает успешного выполнения поставленных задач и полной стабилизации ситуации, связанной с вопросами таджикско-киргизской границы, поскольку Кыргызская Республика является одним из стратегических партнеров Таджикистана в среднеазиатском регионе и Таджикистан в свою очередь, объявив политику «открытых дверей», реализовывает все шаги по упрочению добрососедства во имя стабилизации и процветания региона.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня. Под общей редакцией Хамрохона Зарифи. -Душанбе: Ирфон, 2009. -295с.
2. Дубовицкий,В. В.Внешняя политика Республики Таджикистан (1991—2010 гг.)/В.В.Дубовицкий//История таджикского народа в 6 Т.- Душанбе.-2011.- С.615-669- Т.6.
3. Кыргызстан - Таджикистан: Курс на укрепление партнерства в контексте региональных связей. Общественный фонд Турдакуна Усубалиева, Фонд им. Фридриха Эберта в Кыргызской Республике. - Бишкек, 2010.-117 с.
4. Лидеры Киргизии и Таджикистана вновь заявляют о приверженности укреплению добрососедства. 28.07.2019 | Новости | 00.23 Версия для печати https://www.ritmeurasia.org/news--2019-07-28.
5. Таджикско-кыргызский конфликт. Долгое молчание Таджикистана было обосновано// Согдийская правда.2014.- №9 , 29 января
REFERENCES:
1. Diplomacy of Tajikistan: Yesterday and Today: under the editorship of Khamrokhon Zarifi. -Dushanbe: Cognition, 2009. - P. 295
2. Dubovitsky, V.V. Foreign Policy of Tajikistan Republic (1991—2010). - P. 638 - 639.
3. Kyrgyzstan-Tajikistan: A Course aimed at Strengthening Partnerships in the Context of Regional Relations. Delimitation and Demarcation of Statal Borders between Tajikistan Republic and the Kyrgyz Republic. S.Safarov, Sh. Sh. Rizoev, Turdakun Usubaliev Public Foundation, Friedrich Ebert in the Kyrgyz Republic. - Bishkek, 2010.
4.The Leaders of Kyrgyzstan and Tajikistan Reaffirm their Commitment to Strengthening Good Neighborliness.07/28/2019| News |00.23 Print version https://www.ritmeurasia.org/news-2019-07-28.
5. Tajik-Kyrgyz Conflict. Long Silence of Tajikistan Was Grounded. The Truth of Sughd. -№. 9, January 29, 2014. - P. 4.