УДК 930
ББК 63.3 (5Тад)-6
Абдуллаева Азиза Равшановна,
соискатель кафедры истории таджикского народа ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Абдуллоева Азиза Равшановна,
унвонцуи кафедраи таърихи халци тоцики ДДХБСТ (Тоцикистон, Худжанд )
Abdullayeva Aziza Ravshanova,
claimant for candidate degree of the department of the history of the Tajik nation under the TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: межгосударственное сотрудничество, международные отношения, приграничные проблемы, водно-энергетические вопросы, торговля, культурно-гуманитарные отношения
Рассматривается процесс налаживания сотрудничества Республики Таджикистан с Кыргызской Республикой после распада Советского Союза. Анализируются вопросы установления и укрепления межгосударственных связей. Приводятся данные о двусторонних и многосторонних отношениях между странами. Констатируется существование спорных вопросов, связанных с делимитацией и демаркацией государственной границы. Рассмотрены вопросы сотрудничества в торгово-экономической, водно-энергетической, транспортно-коммуникационной, приграничной и культурно-гуманитарной областях. Отмечено, что таджикско-кыргызские отношения строятся на стремлении к налаживанию взаимовыгодных связей в различных направлениях сотрудничества и в последнее время наблюдается динамизм плодотворного взаимодействия по всем этим направлениям. Раскрыт большой потенциал сотрудничества двух соседних стран не только в области экономики, но и в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, спорта и туризма.
Калидвожа^о: робитаи байнидавлатй, муносибатхои байналмилалй, муаммохои сархадй, масъалахои обу энергетика, муносибатхои фархангй-гуманитарй
Дар мацола масъалахои ба рох мондани робитахо байни Чумуурии Тоцикистон ва Чумуурии Кцргизистон мавриди баррасй царор гирифтааст. Масъалахои барцарор ва мустахкам намудани алоцахои байнидавлатй тахлил гаштаанд. Роцеъ ба робитахои дуцониба ва бисёрцонибаи байни давлатхо маълумот оварда шудааст. Дар мацола мав-цуд будани масъалахои бахснок дар мавриди делимитатсия ва демаркатсияи сархади давлатй таъкид шудааст. Масъалахои хамкорй дар сохахои тицоративу ицтисодй, обу энергетика, алоцаву коммуникатсия, сархади давлатй ва фархангиву гуманитарй
40
ИЗ ИСТОРИИ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ В ПОСТСОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
АЗ ТАЪРИХИМУНОСИБАТХОИ БАЙНАЛХАЛЩИ ТОЧ,ИКИСТОНУ ЩРТИЗИСТОН ДАР ДАВРАИ ПАСОШУРАВИ
ON COLLABORATION OF TAJIKISTAN REPUBLIC WITH KYRGYZSTAN REPUBLIC IN THE POST-SOVIET EPOCH
тахлил гаштаанд. К,айд шудааст, ки муносибатхои Тоцикистону К,иргизистон ба цидду цахди тарафайн дар бобати ба рох мондани робитахои мутацобилаи судманд дар самтхои мухталифи хамкорй асос меёбанд. Вацтхои охир дар хамаи самтхои хамкорй пешрафт мушохида мешавад. Ицтидори азими хамкории ду мамлакати хамсоя на танхо дар сохаи ицтисодиёт, балки дар риштахои фарханг, илм, маориф, нигахдории тандурустй, варзиш ва сайёхй ошкор карда шудааст.
Key words: interstatal collaboration, international relations, frontier problems, water-power
issues, cultural-humanitarian relations.
The article dwells on the process of adjusting relations between Tajikistan and Kyrgyzstan after the disintegration of the Soviet Union. The author analyzes the issues concerned with establishment and consolidation of interstatal relations. She adduces the data on bilateral and multilateral realtions between the countries. The existence of controversial questions related to delimitation and demarcation of the state frontier is asserted. The problems of cooperation in commercial-economic, water-power, transport-communication, frontier and cultural-humanitarian fields are touched upon. It is underscored that Tajik-Kyrgyz relations are built on aspiration to adjusting mutually profitable ties in different streamlines of collaboration and in the latest time we observe dynamic fruitful interaction along the latters. The author discloses a big potential of cooperation between the two neighnouring countries not only in the sphere of economy but in those ones of culture, science, education, sports and tourism either.
В условиях государственной независимости одной из приоритетных задач внешней политики Таджикистана стало налаживание политических, социально-экономических и культурно-гуманитарных связей с зарубежными странами, в т. ч. с соседними государствами. Поэтому исследование внешней политики Таджикистана, и прежде всего места и роли в ней сотрудничества с постсоветскими республиками Центральной Азии, в частности с Кыргызской Республикой, является очень актуальным и имеет важное научно-теоретическое и практическое значение.
Несмотря на то, что во внешнеполитической деятельности в годы независимости Республика Таджикистан взяла курс на политику открытых дверей, всё же приоритетным направлением остается тесное всестороннее сотрудничество с государствами СНГ, и в первую с бывшими союзными республиками Центральной Азии. В связи с этим суверенный Таджикистан особое внимание уделяет взаимодействию с Кыргызской Республикой, с которой традиционно имеет место тесное сотрудничество в политической, экономической и культурной сферах.
Следует отметить, что взаимовыгодное сотрудничество между двумя соседними государствами, особенно в последние годы, целеустремленно развивается на качественно новой основе. Именно в этот период прошли многочисленные встречи как на высшем уровне, так и на уровне представителей деловых кругов обеих стран, руководителей регионов, на которых обсуждались перспективы сотрудничества сторон в политической, торгово-экономической, гуманитарной и других областях. В упрочении этих связей важную роль сыграли сходные позиции глав государств, особенно Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона. Дружественная позиция лидера таджиков по отношению к Кыргызской Республике и его личная дружба с руководителями соседней страны предопределила вектор успешного развития сотрудничества наших стран [7] .
Исследование вопросов установления и укрепления связей двух соседних республик в торгово-экономической, политической и социально-культурной сферах базируется на принципах взаимопонимания, добрососедства и дружбы. Кыргызская Республика в сложный период утверждения государственной независимости таджиков, в годы межтаджикского конфликта (1992-1997 гг.) постоянно уделяла внимание оказанию материальной и моральной помощи, поддержке конституционного правительства нашей республики в деле установления мира и национального согласия.
За годы независимости между Таджикистаном и Кыргызстаном был подписан ряд документов, укрепляющих и развивающих двусторонние отношения. К числу важнейших документов относятся: Протокол о создании межправительственной Комиссии по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов от 1996 г.; Договор об основах межгосударственных отношений между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан от 1996 г.; Договор между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан о добрососедских и партнерских отношениях от 2004 г.; Совместное заявление Президентов двух стран о дальнейшем углублении дружественных отношений между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан от 2007 г.; Меморандум о создании Межгосударственного Координационного Совета Кыргызской Республики и Республики Таджикистан и Совета министров иностранных дел Кыргызской Республики и Республики Таджикистан от 2008 г.; Программа сотрудничества между МИДом Кыргызской Республики и МИДом Республики Таджикистан на 2009-2010 гг.
Эти и другие документы договорно-правового характера, подписанные между двумя странами, были призваны углублять и расширять двустороннее сотрудничество государств, эффективно решать приоритетные вопросы, поднять двусторонние отношения на качественно новый уровень, укреплять политические, экономические, культурно-гуманитарные связи, углублять взаимоотношения в области транспорта и коммуникаций, гидроэнергетики, а также в вопросах региональной безопасности [1, с. 11].
Следует констатировать, что два соседних государства уделили внимание налаживанию связей в рамках международных организаций. Так, Таджикистан и Кыргызстан в декабре 1991 года стали членами Содружества Независимых Государств (СНГ). В 1994 году Кыргызстан стал членом Центрально-Азиатского экономического сообщества (ЦАЭС), к которому в 1998 году присоединился Таджикистан [9, с. 39-40]. Эта организация в 2002 году была преобразована в Организацию Центрально-Азиатского Сотрудничества (ОЦАС), которая просуществовала до 2005 года [8, с. 29]1. В 2000 году Таджикистан и Кыргызстан присоединились к организации Евроазиатского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС). С 2001 года Республика Таджикистан и Кыргызская Республика сотрудничают в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В апреле 2003 г. на базе Договора о коллективной безопасности СНГ (Ташкентский договор 1992 года) была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда Таджикистан и Кыргызстан вошли в качестве полноправных членов. Задачей ОДКБ является борьба с угрозой стабильности и безопасности в Центральной Азии.
1 Толипов Фарход. Центральная Азия: теория интеграции// Центральная Азия - 25: Мысли о прошлом, проекция будущего / Сборник эссе из Центральной Азии. - март 2017. гС.29 (28-32).
Вместе с тем между двумя соседними государствами существуют проблемы, связанные с делимитацией и демаркацией государственной границы, передачей Таджикистану 89 тыс. га земли, которые в советское время Кыргызская Республика использовала для хозяйственных нужд.
На границе между Кыргызской Республикой и Таджикистаном насчитывается около 70 спорных участков. В основном они располагаются в Лейлекском районе Ошской области, Баткенской области (Кыргызстан) и Исфаринском районе Худжандской области и Джиргитальском районе (Таджикистан) [10, с.103]. Кыргызстан не отрицает наличия данной проблемы и необходимости её решения. Поэтому еще в 2004 году два заседания Межправительственной комиссии были посвящены решению данного вопроса.
Кыргызстан и Таджикистан, являясь соседями, поддерживают друг с другом дружеские добрососедские отношения. Таджикско-кыргызские отношения, без преувеличения, считаются примером гармоничного развития политических отношений как для стран региона, так и для стран дальнего зарубежья. Несмотря на локальные приграничные конфликты на спорных участках Баткенской области КР и Исфаринского района Согдийской области, стороны всегда стремились сообща решать проблемы.
Политические отношения между Таджикистаном и Кыргызской Республикой складываются весьма благоприятно для интенсивного развития торгово-экономических отношений. Эти государства граничат друг с другом (протяженность общей государственной границы - около 970 км), у обоих государств различные природно-экономические условия. Таджикский и кыргызский народы известны трудолюбием, обладают разнообразными трудовыми навыками, прежде всего в области сельского хозяйства. Анализ имеющихся ресурсов и потребностей обеих стран позволяет организовать взаимовыгодное сотрудничество в сфере торговли и производственной кооперации.
В марте 2004 г. в Бишкеке проводилось заседание Межправительственной таджикско-кыргызской комиссии, на котором рассматривались вопросы двустороннего взаимовыгодного сотрудничества в области экономики, социальной сферы и в других отраслях. На данном заседании особое внимание уделялось проблемам совместного использования водных ресурсов. Вопросы использования водных ресурсов являются актуальными в том плане, что обе страны располагаются в верховьях крупных рек Средней Азии, имеют большой запас водных ресурсов и обязаны проводить согласованную политику по обеспечению стран региона водой. Таджикистан и Кыргызстан заинтересованы в активизации деятельности в этом направлении с целью выработки единой концепции по водно-энергетическим вопросам. Лидеры двух государств вышли с инициативой о решении водной проблемы в Организацию Центрально-Азиатского сотрудничества. Кыргызской Республикой был принят ряд нормативно-правовых актов, касающихся условий внесения платежей за воду. Республика Таджикистан также считает приемлемым внедрение платы за воду, потому что в данный момент водное хозяйство республики несет огромные расходы. Но ввиду того, что государства, находящиеся в низовьях Амударьи и Сырдарьи, привыкли пользоваться водой бесплатно, при реализации принципа оплаты за воду возникли определенные трудности.
18-19 мая 2011 года в Душанбе было проведено девятое заседание кыргызско-таджикской Межправительственной комиссии по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов. На заседании стороны рассматривали принципы совместных действий в торго-
во-экономической сфере, обсуждали проблемы сотрудничества в водно-энергетической, транспортно-коммуникационной, приграничной и культурно-гуманитарной областях.
Несмотря на принятые меры по налаживанию добрососедских отношений в торгово-экономической сфере, пока задействованы не все механизмы развития взаимовыгодных связей в таких отраслях, как сельское хозяйство, производственная кооперация, расширение товарной номенклатуры взаимной торговли, создание совместных предприятий, горнорудной и электротехнической промышленности. Существуют трудности по увеличению объема товарооборота. До 2011 года торгово-экономические отношения между двумя странами держались на одном уровне, примерно в пределах 20 млн долларов США ежегодно. В последующие годы наблюдалась тенденция к их увеличению. Официальные статистические сведения Республики Таджикистан свидетельствуют о том, что с 2011 и по 2013 год наблюдался стабильный рост товарооборота с Кыргызстаном, который достиг 187 млн долл. США. Но в дальнейшем пограничные инциденты негативно повлияли на товарооборот, который в 2014 году упал в 6 раз и составил около 30 млн долл. США в год [5].
В истории развития межгосударственных отношений важную роль сыграл государственный визит руководителя нашей республики, Президента Эмомали Рахмона, в Кыргызскую Республику 14 января 2013 года, посвященный 20-летию установления дипломатических отношений между двумя странами, который открыл новые горизонты сотрудничества двух стран в различных сферах. В ходе этого визита состоялось первое заседание Высшего Межгосударственного Координационного Совета Республики Таджикистан и Кыргызской Республики, в рамках которого были обсуждены актуальные вопросы таджикско-кыргызского сотрудничества, определены приоритетные направления дальнейшего укрепления взаимовыгодных отношений и добрососедства. Подписанный в ходе визита пакет из 10 межгосударственных и межправительственных документов значительно расширил договорно-правовую базу двустороннего многопланового сотрудничества между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой [5].
Выступая перед журналистами в рамках данного официального визита в Кыргызстан, Президент Эмомали Рахмон отметил, что «развитие дружественных связей с Кыргызстаном считается одним из приоритетных направлений внешней политики государства Таджикистан» [6, с. 84].
Важной вехой в укреплении взаимовыгодных отношений стала встреча глав двух государств в рамках саммита ШОС, который проходил 12 сентября 2014 г. в Душанбе. В ходе встречи были определены дальнейшие стратегические планы сторон. Благодаря подобным доверительным встречам глав государств, в последние годы таджикско- кыргызские отношения в различных сферах в целом можно охарактеризовать как поступательные и стабильные. Оба государства выбрали правильный путь взаимоотношений. Об этом свидетельствуют и контакты стран в рамках международных и региональных организаций [6, с. 83].
На современном этапе оба государства придают особое значение развитию отношений в сфере автомобильного транспорта и горнорудной промышленности, взаимным поставкам товаров народного потребления и электроэнергии.
Руководство обеих республик относит к числу приоритетных направлений осуществление совместной транспортной политики, совершенствование транспортной инфраструктуры, налаживание совместной разведки и добычи полезных ископаемых, создание совместных промышленных предприятий, рациональное и эффективное использование
водных ресурсов, и прежде всего создание гидроэнергетических объектов, расширение торговых отношений [6, с. 259].
Создание благоприятных институциональных возможностей для межгосударственного приграничного сотрудничества между государствами и задействование народной дипломатии в этом деле также являются важной задачей правительств и местных органов власти, а также национальных диаспор. Местные органы власти приняли успешные меры к созданию условий для развития торговли и производственной кооперации в сопредельных районах.
Представители гражданского общества относят к числу важнейших факторов экономической интеграции обеих стран создание и расширение масштабов взаимного инвестирования, совместных предприятий и взаимное использование конкурентных преимуществ. Несмотря на то, что Таджикистан и Кыргызстан подвергаются политическому и экономическому давлению региональных обструкционистских сил, они ищут пути выхода из кризиса в сфере торгово-экономического сотрудничества.
Сегодня странам удалось на высоком уровне наладить экономические, культурные и региональные связи. Стороны уделяют должное внимание наращиванию экономических связей и всестороннему использованию имеющегося потенциала. Во время переговоров первых лиц, а также представителей различных министерств, учреждений и деловых кругов обеих стран постоянно подробно обсуждаются вопросы расширения экономического и культурного взаимодействия.
Взаимодействие государств развивается с учетом обоюдного стремления к взаимодополняемости двух экономик, сходных природных условий, а также проживания таджикской диаспоры в Кыргызстане и кыргызской диаспоры в Таджикистане.
Анализ межгосударственных связей в экономической сфере показывает, что страны уделяют большое внимание развитию отношений в водно-энергетической и транспортно-коммуникационной сферах, потому что главным ресурсом обоих государств, как уже было отмечено, является вода. Этим обусловлено налаживание партнерских отношений между государствами. Кроме того, перед государствами стоят абсолютно схожие задачи по развитию гидроэнергетики. Учитывая данное обстоятельство, Таджикистан и Кыргызская Республика должны выработать общие позиции и согласованные подходы в деле отстаивания и продвижения общих интересов в вопросах водно-энергетического сотрудничества в регионе. Страны ведут переговоры по реализации существующих и перспективных возможностей, в частности по налаживанию совместного экспортирования электроэнергии третьим странам, а также по обеспечению стабильной работы объединённых энергосистем. Кроме того, Таджикистан и Кыргызстан, осознавая значение регионального сотрудничества в водно-энергетической сфере, при решении водных проблем выступают с инициативами не только местного, но и глобального масштаба, в частности по рациональному и эффективному использованию водно-энергетических ресурсов Центральной Азии.
Позитивный импульс межправительственным отношениям придал официальный визит Премьер-министра Республики Таджикистан в Кыргызскую Республику 14-15 ноября 2014 года. В ходе визита обсуждались самые актуальные вопросы двустороннего и многостороннего таджикско-кыргызского сотрудничества.
Дополнительный стимул дальнейшему развитию двусторонних отношений придал ответный официальный визит Премьер-министра Кыргызской Республики в Республику
Таджикистан 8-9 июля 2015 года. В ходе визита была выражена заинтересованность в наращивании и укреплении взаимовыгодного сотрудничества и расширении равноправных партнёрских взаимоотношений, основанных на традициях добрососедства и дружбы.
С точки зрения дальнейшего укрепления двустороннего сотрудничества между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой, а также при обсуждении позиций двух государств по актуальным вопросам международного и регионального характера, представляющим взаимный интерес, большое значение имели визиты министра иностранных дел Кыргызской Республики в Республику Таджикистан в марте и августе 2013 года, в сентябре 2014 года и в феврале 2015 года. Также немаловажную роль в этом направлении сыграл официальный визит министра иностранных дел Республики Таджикистан С. Аслова в Бишкек в июле 2014 года.
Таджикистан и Кыргызская Республика уделяют огромное внимание развитию регионального сотрудничества и укреплению интеграционных процессов. В этом плане они придают большое значение сотрудничеству в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС и других международных организаций, в которых участвуют оба государства. В этих структурах есть возможность координации позиций и отстаивания общих интересов. В целом политические контакты между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой успешно развиваются как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
Договорно-правовая база таджикско-кыргызских отношений состоит из 88 документов, подписанных в период с 1993 по 2014 г. На сегодня между двумя странами документально оформлены договоренности о сотрудничестве в области экономики, образования, науки, информационных технологий, культуры, спорта, о взаимодействии правоохранительных органов и специальных структур.
Таджикистан и Кыргызская Республика, выступая за дальнейшее углубление и расширение двустороннего сотрудничества, учредили Высший Межгосударственный Координационный Совет Республики Таджикистан и Кыргызской Республики, первое заседание которого прошло 27-28 мая 2013 года в Бишкеке, и Совет министров иностранных дел (первое заседание состоялось 6 августа 2009 года в Душанбе).
Образование данных формирований свидетельствует о стремлении двух сторон к эффективному решению приоритетных вопросов и выводу двусторонних отношений на качественно новый уровень.
Следует констатировать, что Межправительственная комиссия по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов между двумя государствами была учреждена 12 июля 1997 года. С 1997 по 2014 г. прошло тринадцать заседаний данной комиссии, последнее из которых состоялась 27-28 августа 2014 года в Бишкеке. В ходе заседания стороны обсудили широкий спектр актуальных вопросов двустороннего сотрудничества.
Республика Таджикистан и Кыргызская Республика имеют мощный водно-энергетический и горнорудный потенциал, однако уровень их использования по сей день остается низким. [4, с. 7] Поэтому в дальнейшем, с целью развития национальных экономик, оба государства стремятся более эффективно использовать имеющиеся водно-энергетические ресурсы.
Наши государства, недавно вставшие на путь самостоятельного развития, не могут стать высокоразвитыми государствами в «одиночку», решить экономические, политические и экологические проблемы без эффективного внешнеэкономического сотрудничества, без привлечения иностранного капитала, без внешних инвестиций.
Между нашими государствами наблюдается активное развитие культурно-гуманитарных связей. В традицию вошло проведение дней культуры обеих республик, организация различных национально-музыкальных мероприятий, выставок, международных научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров с участием представителей науки, искусства и творческой интеллигенции. Министерства культуры двух стран подписали специальное Соглашение о сотрудничестве, где стороны достигли договорённости о поочередном проведении Дней культуры двух стран. Доброй традицией стал культурный диалог между дружественными народами. Театральные коллективы Таджикистана и Кыргызстана сыграли огромную роль в деле ознакомления с культурой и искусством обоих государств. Сближению народов и укреплению культурных связей способствуют регулярно проводимые фестивали, в которых принимают участие творческие коллективы двух стран.
Таджикский и кыргызский народ много веков связаны между собой, имеют общую историческую судьбу. Близость культурных и духовных ценностей обоих народов позволяет им во взаимопонимании строить жизнь в многообразном и прекрасном регионе.
При этом Республика Таджикистан считает приоритетным направлением внешней политики всестороннее развитие высоких идеалов культуры, расширение и углубление культурного обмена и регионального сотрудничества и является твердым заслоном на пути распространения чуждых для наших народов идей. Наши народы имеют древнейшую богатую культуру, которая известна далеко за пределами региона, а её представители пользуются всемирной славой. Процесс взаимообогащения культур двух народов-соседей протекал на протяжении столетий. Таджики хорошо знают народный эпос кыргызов «Манас»; замечательные произведения одного из выдающихся представителей современной мировой литературы, Чингиза Айтматова, пользуются у нас огромной популярностью. Не понаслышке мы знакомы с творчеством таких видных деятелей кыргызской культуры, как Т. Касымбеков, Т. Садыкбеков, А. Акаев и многих других. Достойный вклад в дело процветания Таджикистана вносят наши кыргызские сограждане. Как органическая часть нашего многонационального общества, они играют важную роль в его материальной и духовной жизни.
Позитивным в двусторонних отношениях независимых государств является укрепление и расширение контактов в сфере культуры, искусства и образования не только на межгосударственном, но и на региональном уровне, в особенности между приграничными областями. Так, в последние годы между Согдийской областью Республики Таджикистан и Баткенской областью Кыргызской Республики проводятся регулярные фестивали, которые способствуют всестороннему укреплению дружбы и взаимопонимания. Две области организуют обмен делегациями школьников, чтобы дети могли познакомиться с культурой, традициями и природой обоих государств [2].
Так, с 8 по 13 июля 2015 года в Кыргызской Республике прошли Дни культуры Республики Таджикистан. Мероприятия, проведенные в рамках Дней культуры Таджикистана в Кыргызстане, познакомили зрителей с яркой и многообразной палитрой искусства таджикского народа, с его самобытными обычаями и традициями, с современными достижениями Таджикистана в области культуры.
Многочисленные мероприятия, прошедшие в рамках Дней культуры Таджикистана в Бишкеке, а также в Иссык-кульской области, отразили нацеленность дружественных стран
на дальнейшее развитие культурно-гуманитарного диалога, придания ему еще более разнопланового и содержательного наполнения.
В феврале 2018 года президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков осуществил официальный визит в Таджикистан, в ходе которого был подписан ряд документов о двустороннем сотрудничестве в разных сферах. В их числе - соглашения о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, о сотрудничестве в сфере здравоохранения, культуры и др. [3]. В целом таджикско-кыргызские отношения строятся на стремлении к налаживанию взаимовыгодных связей в различных направлениях.
Сегодня Таджикистан и Кыргызстан - государства с большим потенциалом сотрудничества не только в области экономики, но и в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, спорта и туризма. В последнее время наблюдается динамизм плодотворного взаимодействия по всем этим направлениям.
Сегодня Кыргызская Республика последовательно реализует шаги по обеспечению гражданского согласия и экономического развития. Будучи заинтересованной в дальнейшем поддержании добрососедских отношений, Республика Таджикистан желает успешного выполнения поставленных задач и полной стабилизации ситуации в этой братской и дружественной стране - важном партнере в регионе.
Список использованной литературы:
1. Кыргызстан-Таджикистан: курс на укрепление партнерства в контексте региональных связей / Под редакцией Н. Керим; Общественный фонд Турдакуна Усубалие-ва. - Бишкек, 2010. -117 с.
2. Кыргызстан-Таджикистан: независимость, доверительное партнерство и взаимодействие во имя процветания народов / Режим доступа: //http://avesta.tj/2013/08/30/kyrgyzstan-tadzhikistan-nezavisimost-doveritelnoe-partnerstvo-i-vzaimodejstvie-vo-imya-protsvetaniya-narodov-3/ (Дата обращения: 15 мая 2018 г.)
3. Таджикистан и Кыргызстан подписали ряд документов о двустороннем сотрудничестве в разных сферах /Режим доступа: http://avesta.tj /2018 /02/02/ tadzhikistan-i-kyrgyzstan-podpisali-ryad-dokumentov-o-dvustoronnem-sotrudnichestve-v-raznyh-sferah/ (Дата обращения: 14 мая 2018 г.)
4. Назаров А.А., Бойматов А.А., Ходжомуротова Р.Н., Шиповалова С. Таджикистан и Кыргызстан: торгово-экономическое сотрудничество. - Худжанд: Меъроч, 2011. -206 с.
5. Ниязов М. : За 25 лет доверие и дружба между Таджикистаном и Кыргызстаном стали крепче// http : //ave s ta. tj/2018/01/17/m-niyazov-za-25-let-doverie-i-druzhba-mezhdu-tadzhikistanom-i-kyrgyzstanom-stali-krepche/ (Дата обращения: 15 мая 2018)
6. Саидов З.Ш. Внешняя политика Таджикистана в период его становления как самостоятельного независимого государства: монография. 7-е изд. - Душанбе: ООО «Контраст», 2010. - 446 с.
7. Таджикистан-Кыргызстан: с чего все начиналось / Режим доступа: https://www.news.tj /ru/news /tajikistan/politics/20150814/tadzhikistan-kyrgyzstan-s-chego-vse-nachinalos (Дата обращения: 14 мая 2018 г.)
8. Толипов Ф. Центральная Азия: теория интеграции// Центральная Азия - 25: Мысли о прошлом, проекция будущего. /Сборник эссе из Центральной Азии. -Ташкент, март,2017. -С.28-32.
9. Холикназар Х. Степень и характер участия Республики Таджикистан в системе регионального сотрудничества в Центральной Азии//Сборник докладов международной конференции «Центральная Азия -главный приоритет внешней политики Узбекистана». -Ташкент, 2017. -С.38-45.
10. Целикин А. Взаимоотношения государств Центральной Азии. Конфликтный потенциал региона// Центральная Азия. Геополитика и экономика региона . -М,, 2010. -С. 99121.
Reference Literature:
1. Kyrgyzstan - Tajikistan: the Course Targeted at Consolidation of Partnership in the Context of Regional Ties // under the editorship of N. Kerim; Social Foundation of Turdakun Usubaliyev. - Bishkek, 2010. - 117pp
2. Kyrgyzstan - Tajikistan: Independence, Trustful Partnership and Interaction in the Name of Peoples' Efflorescence // Regime of abvailability (Date of request: May 15, 2018
3. Tajikistan and Kyrgyzstan Have Signed a Number of Documents on Bilateral Cooperation in the Various spheres // Regime of availability (Date of request: May 15, 2018
4. Nazarov A. A., Boymatov A. A., Khodjomuratova N. N., Shipovalova S. Tajikistan and Kyrgyzstan: Commercial-Economic Cooperation. -Khujand: Ascension, 2011. -206pp
5. Niyazov M. For 25 Years Trust and Friendship between Tajikistan and Kyrgyzstan Have become Stranger. (Date of request: May 15, 2018)
6. Saidov Z. Sh. Foreign Policy of Tajikistan in the Period of its Formation as a Self-Sufficient Independent State: monograph. The 7-th education. -Dushanbe: "Contrast" Assoc. Ltd., 2010. - 446pp.
7. Tajikistan - Kyrgyzstan: what to begin with // Regime of availability (Date of request: May 14, 2018