Научная статья на тему 'Перспективы политического взаимодействия Кыргызской Республики и Монголии'

Перспективы политического взаимодействия Кыргызской Республики и Монголии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
387
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / POLITICS / КЫРГЫЗСТАН / KYRGYZSTAN / МОНГОЛИЯ / MONGOLIA / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / POLITICAL COOPERATION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / СОГЛАШЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / AN AGREEMENT COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бадрал Даваасамбуу

Данная статья посвящена вопросам политического взаимодействия между Кыргызской Республикой и Монголией и перспективам их сотрудничества. В развитии и расширении отношений и сотрудничества двух стран особую роль играют встречи и переговоры на высшем уровне, о которых речь идет в данной статье. Оба государства имеют одну цель всесторонне развивать тесные связи. Речь идет о необходимости дальнейшего сотрудничества не только в торгово-экономической и политической связи между Кыргызстаном и Монголией, но и в расширении научных, культурных, образовательных и других отношений на договорно-правовой основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы политического взаимодействия Кыргызской Республики и Монголии»

PROSPECTS FOR POLITICAL COOPERATION THE KYRGYZ REPUBLIC AND MONGOLIA Badral D.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И МОНГОЛИИ Бадрал Д.

Бадрал Даваасамбуу / Badral Davaasambuu — соискатель, кафедра политологии,

Кыргызский государственный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: данная статья посвящена вопросам политического взаимодействия между Кыргызской Республикой и Монголией и перспективам их сотрудничества. В развитии и расширении отношений и сотрудничества двух стран особую роль играют встречи и переговоры на высшем уровне, о которых речь идет в данной статье. Оба государства имеют одну цель - всесторонне развивать тесные связи. Речь идет о необходимости дальнейшего сотрудничества не только в торгово-экономической и политической связи между Кыргызстаном и Монголией, но и в расширении научных, культурных, образовательных и других отношений на договорно-правовой основе.

Abstract: this article is devoted to the issues of political cooperation between the Kyrgyz Republic and Mongolia, and the prospects for their cooperation. The development and expansion of relations and cooperation between the two countries play a special role meetings and negotiations at the highest level, which are referred to in this article. Both countries have the same goal - to fully develop close ties. We are talking about the need for further cooperation not only in trade and economic and political ties between Kyrgyzstan and Mongolia, but also in the expansion of scientific, cultural, educational and other relations on the legal basis.

Ключевые слова: политика, Кыргызстан, Монголия, политическое взаимодействие, международные отношения, соглашение, сотрудничество.

Keywords: politics, Kyrgyzstan, Mongolia, political cooperation, international relations, an agreement cooperation.

Политическое взаимодействие двух стран означает:

1) активные, целенаправленные отношения в сфере политики;

2) личные отношения политической и государственной власти, их лидеров;

3) стандартизация международных отношений.

С этих позиций политические взаимодействия Кыргызстана и Монголии начались с июля 1986 г., когда Генеральный секретарь ЦК Монгольской народной революционной партии Ж. Батмунх с сопровождающими лицами прибыл с официальным визитом в Киргизскую ССР. Встречал делегацию Первый секретарь ЦК Компартии Киргизии А. Масалиев [1, с. 88-94; 2, с. 37-84].

Главы двух республик закрепили подписью соглашение об установлении прямых дружественных связей между Монгольской Народной Республикой и Киргизской ССР.

Так, до уровня республик были расширены отношения, ранее имевшиеся между аймаками, областями и городами. Таким образом, Монгольская Народная Республика стала первым государством, установившим прямую связь с Киргизской ССР. Это соглашение в то время было новоявленным, привлекавшим внимание сотрудничеством. Кроме соглашения был подписаны ряд договоров, которые соблюдались долгие годы.

Во время визита Генерального секретаря ЦК МНРП Ж. Батмунха между несколькими организациями и промышленными предприятиями Монголии и Кыргызстана были установлены прямые связи и подписаны договоры и соглашения о сотрудничестве. Например:

1. Между сельскохозяйственным предприятием «Ере» Селенгийского аймака и Тянь-Шаньской опытной станцией имени Куйбышева Нарынской области.

2. Между сельскохозяйственным предприятием «Батсумбэр» Центрального аймака и госплемзаводом имени Стрельниковой Аламединского района.

3. Между научно-исследовательским институтом по животноводству имени Ж.Самбуу и Кыргызским научно-производственным объединением по животноводству.

4. Между научно-исследовательским институтом растениеводства и земледелия МНР и Кыргызским научно-производственным объединением по земледелию.

Решив установить прямые дружественные связи между Монгольской Народной Республикой и Киргизской ССР, 17 ноября 1986 г. в городе Улан-Батор секретарь ЦК МНРП Д. Моломжамц и секретарь ЦК Компартии Киргизии Д. Б. Аманбаев подписали соглашение о главных направлениях сотрудничества в 1987-1990 гг. [1, с. 88-94; 3, с. 56].

Соглашение было направлено на плодотворное использование накопленного сторонами опыта развития сельского хозяйства, его ведущей отрасли - животноводства.

В этих целях соответствующие министерства и госкомитеты на основе взаимных соглашений консультировались по вопросам, представляющим взаимный интерес, и обменивались делегациями для изучения опыта работы.

В 1987 г. секретарь ЦК МНРП Б. Дэжид и другие члены делегации были с государственным визитом в Кыргызстане.

Для реализации соглашения о сотрудничестве между Монгольской Народной Республикой и Киргизской ССР, изучения опыта по разным направлениям с 1987 по 1990 гг. в Кыргызстане побывали около 270 человек из Монголии, в свою очередь в Монголии побывали более 150 представителей Кыргызстана.

За эти годы отношения между МНР и Киргизской ССР перешли на новый уровень развития. Высшими государственными органами было принято решение о переводе вице-консула из числа сотрудников Генерального консульства Монголии в г. Ташкенте для работы на постоянной основе в столицу Киргизской ССР г. Фрунзе.

Следует отметить, что в исследуемый период получили свое дальнейшее развитие политические, экономические, культурные взаимосвязи. Были восстановлены многие традиции культурного взаимообмена, возникли новые его формы. Были осуществлены меры по развитию сотрудничества в области подготовки кадров, науки и здравоохранения. Взаимодействие Кыргызстана и Монголии в этих сферах позволило добиться некоторых положительных количественных и качественных изменений, создать основу для будущих глубоких интеграционных процессов.

Тем не менее, до 1991 г. отношения между Монголией и Кыргызстаном во всех аспектах имели форму «полной зависимости от общесоюзного центра - Москвы». После роспуска СССР с провозглашением суверенной Кыргызской Республики наступил новый период внешних отношений между Кыргызстаном и Монголией.

Руководствуясь намерением развивать сотрудничество и дружеские отношения на основе равноправия и взаимной выгоды двух стран, 22 апреля 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Монголией и Кыргызской Республикой. Протокол об установлении дипломатических отношений между двумя государствами был подписан в Москве: за правительство Монголии подписал Чрезвычайный и полномочный посол Монголии в Российской Федерации Н. Мишигдорж, за правительство Кыргызской Республики - посол Кыргызстана в Российской Федерации А. Нанаев [2, с. 37-84].

Визит министра иностранных дел Монголии Ц. Гомбосурэна в Кыргызстан с 27 по 30 марта 1993 г. способствовал активизации дипломатических отношений. Так, с 1993 г. дипломатические отношения Монголии с Кыргызской Республикой осуществлялись через посольство в г. Алма-Ате, а с 1998 г. дипломатические отношения Кыргызстана с Монголией осуществляются через посольство в г. Пекин.

6 октября 1997 г. в г. Нью-Йорк министр иностранных дел Монголии Ш. Алтангэрэл встретился и обменялся мнениями по интересующим вопросам двусторонних отношений и сотрудничества с министром иностранных дел Кыргызской Республики М. С. Иманалиевым.

Дружеские встречи на уровне министров иностранных дел продолжались и в последующие годы. Так, 14 января 2004 г. в г. Пекин состоялась встреча министра иностранных дел Монголии Л. Эрдэнэчулуун с министром иностранных дел Кыргызской Республики А. Ч. Айтматовым [3, с. 56].

Важное значение в развитии всестороннего сотрудничества двух стран имеет открытие почетного консульства Монголии в Кыргызской Республике, которое состоялось 17 апреля 2009 г. в г. Бишкек. Почетным консулом Монголии в Кыргызской Республике стал гражданин Кыргызстана У. С. Чолпонбаев.

В развитии и расширении отношений и сотрудничества двух стран особую роль играют встречи и переговоры на высшем уровне. Так, в 1993, 2002 гг. состоялись официальные визиты в Монголию Президента Кыргызской Республики А. А. Акаева [1, с. 88-94].

Во время его первого официального визита в Монголию в июле 1993 г. стороны подписали ряд документов, образующих правовую основу отношений двух стран. Из них:

- Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Монголией и Кыргызской Республикой;

- Соглашение между Правительством Монголии и Правительством Кыргызской Республики о торгово-экономическом сотрудничестве;

- Платежное соглашение между Правительством Монголии и Правительством Кыргызской Республики;

- Соглашение между Правительством Монголии и Правительством Кыргызской Республики о создании и функциях межправительственной монголо-кыргызской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству;

- Соглашение между Правительством Монголии и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды;

- Соглашение между Правительством Монголии и Правительством Кыргызской Республики о взаимной занятости кыргызских и монгольских граждан в хозяйственных единицах и организациях;

- Соглашение между Центральным банком Монголии и Национальным банком Кыргызской Республики о порядке осуществления расчетов и ведения счетов по торгово-экономическим операциям между Монголией и Кыргызской Республикой.

В 1999 г. Президент Монголии Н. Багабанди, в 2007 г. Президент Монголии Н. Энхбаяр побывали с официальными визитами в Кыргызской Республике. В ходе этих встреч президентов состоялся обмен мнениями о состоянии и перспективах отношений и сотрудничества двух стран, также были подписаны ряд межгосударственных соглашений. Так, в декабре 1999 г. были подписаны:

1. Совместная Декларация Монголии и Кыргызской Республики о дальнейшем развитии дружественных отношений и сотрудничества, ориентированных в XXI век;

2. Соглашение между Правительством Монголии и Правительством Кыргызской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал;

3. Соглашение между Правительством Монголии и Правительством Кыргызской Республики об установлении воздушных сообщений;

4. Соглашение между Правительством Монголии и Правительством Кыргызской Республики об условиях взаимных поездок граждан;

5. Соглашение между Правительством Монголии и Правительством Кыргызской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Вышеуказанные соглашения, связанные с торговлей и экономикой во многом определили и укрепили правовые основы развития отношений и сотрудничества Монголии и Кыргызской Республики. Но урегулированные на высоком государственном уровне жизненно важные вопросы на уровне министерств и учреждений задерживаются и некоторые соглашения не выполняются. К примеру, в феврале 2004 г. в г. Бишкек была организована первая межправительственная Комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому, культурному сотрудничеству. Но по-прежнему нет регулярных торгово-экономических отношений между Кыргызстаном и Монголией.

Следует отметить, что в политическом взаимодействии двух стран особое значение отводится межпарламентским отношениям. Парламентские отношения начались с официального визита в Кыргызской Республике председателя Великого Государственного Хурала Монголии С. Тумурочира в декабре 2003 г.

В 2004 г. спикер Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики А. А. Борубаев, в 2008 г. вице-спикер Жогорку Кенеша Кыргызской Республики К. Исабеков, в 2011 г. вице-спикер Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Б. Торобаев побывали с официальными визитами в Монголии. В ходе этих визитов состоялись двусторонние переговоры на высшем уровне, а также обмен опытом в парламентской деятельности [2, с. 37-84].

Подытоживая, следует подчеркнуть, что оба государства обладают весомым экономическим и интеллектуальным потенциалом, имеют общие исторические корни, давние дружеские связи. Главная задача Монголии и Кыргызской Республики - максимально реализовать потенциал монгольско-кыргызстанского сотрудничества в стратегических интересах обеих стран.

В целом, сотрудничество между Монголией и Кыргызстаном имеет положительную динамику. Договорно-правовая база отношений Монголии и Кыргызской Республики

охватывает практически все грани сотрудничества. У двух государств одна цель - всесторонне развивать тесные связи. Монголия и Кыргызстан имеют огромный потенциал для развития политических, экономических, культурно--гуманитарных отношений.

На фоне быстро прогрессирующих политических, торгово-экономических, культурных и иных связей Монголии с другими развитыми государствами Востока и Запада нынешние темпы налаживания и развития всестороннего сотрудничества между Кыргызстаном и Монголией недостаточно динамичны. Это не может не вызывать озабоченности, особенно в свете сложившейся расстановки сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому необходимо и дальше расширять не только торгово-экономические и политические связи между Кыргызстаном и Монголией, но и расширять научные, культурные, образовательные и другие отношения, включая возможность вовлечения Монголии в систему коллективной региональной безопасности и Шанхайскую Организацию Сотрудничества.

Литература

1. Бадрал Д. Монгол Улс Кыргыз Улсын харилцаа. 1986-2011. Улан-Батор, 2011. С. 88-94.

2. История Монголии. М., 2006. С. 37-84.

3. Чулуунбаатар Г. Формирование и развитие гражданского общества в Монголии на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: политико-философский анализ. Улан-Батор, 1999. С. 56.

COMPARATIVE ANALYSIS OF POLITICAL SYSTEMS THE KYRGYZ REPUBLIC AND MONGOLIA Badral D.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И МОНГОЛИИ Бадрал Д.

Бадрал Даваасамбуу / Badral Davaasambuu — соискатель, кафедра политологии,

Кыргызский государственный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: данная статья посвящена сравнительному анализу политических систем Кыргызской Республики и Монголии и даны общие рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию и оптимизации политических систем между двумя странами. Политические перемены в Кыргызской Республике и Монголии указывают на то, что закономерной особенностью данных изменений является переход к новой политической демократии с рыночными отношениями. Все радикальные меры по либерализации общественно-политических основ показывают, что оба государства на нынешнем этапе находятся в условиях преддемократии с усилением формирования демократических принципов. В статье даны итоги политического исследования, а также некоторые рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию и оптимизации политических систем Кыргызстана и Монголии.

Abstract: this article is devoted to comparative analysis of political systems of the Kyrgyz Republic and Mongolia and given General recommendations and suggestions for further improvement and optimization of the political systems between the two countries. The political changes in Kyrgyz Republic and Mongolia indicate that a natural feature of these changes is the transition to a new political democracy with market relations. All the radical measures of liberalization ofpublic-political foundations show that the two States at the current stage are in terms of prodemocratia with increased formation of democratic principles. The article provides the results of political research as well as some recommendations and suggestions for further improvement and optimization of the political systems of Kyrgyzstan and Mongolia.

Ключевые слова: мировая система, политическая система, Кыргызстан, Монголия, общественно-политическая деятельность, социально-экономическая жизнь. Keywords: the world system, the political system, Kyrgyzstan, Mongolia, the socio-political activities, social and economic life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.