Научная статья на тему 'Межрегиональное сотрудничество - новый формат в отношениях Республики Таджикистан с Российской Федерацией'

Межрегиональное сотрудничество - новый формат в отношениях Республики Таджикистан с Российской Федерацией Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
542
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ ФОРУМ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАЛАТЫ / TAJIKISTAN REPUBLIC / RUSSIAN FEDERATION / INTERREGIONAL COOPERATION / INTERPARLIAMENTARY FORUM / NORMATIVE-LEGAL BASE / TRADING-ECONOMIC COOPERATION / TRADING-INDUSTRIAL CHAMBERS / ҶУМҳУРИИ ТОҷИКИСТОН / ФЕДЕРАТСИЯИ РУСИЯ / ҳАМКОРИИ БАЙНИМИНТАЦАВӣ / ФОРУМИ БАЙНИПАРЛАМЕНТӣ / ПОЯИ МЕЪЁРИИ ҳУЦУЦӣ / ҳАМКОРИИ САВДОЮ САНОАТӣ / ПАЛАТА-ҳОИ САВДОЮ САНОАТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алиджанова А.Х.

Рассматривается новый подход во взаимоотношениях Республики Таджикистан с Российской Федерацией, проявляющийся в виде межрегионального сотрудничества на экономическом и гуманитарном уровне. Этот вид сотрудничества является для Республики Таджикистан новым шагом в разрешении экономических и политических проблем. Указана нормативно-правовая база, определяющая основы межрегионального и приграничного сотрудничества стран СНГ, которая применяется также при организации отношений между РФ и РТ. Отмечена значимая роль межпарламентского форума «Россия Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества», а также деятельности торгово-промышленных палат двух стран в развитии межрегионального сотрудничества. Изложено мнение, что отношения Российской Федерации и Республики Таджикистан в качестве самостоятельных субъектов международного сообщества характеризуются стабильностью, динамизмом, интенсивным и доверительным политическим диалогом и носят долгосрочный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Алиджанова А.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interregional Cooperation as a New Format in the Relations Between Tajikistan Republic and Russian Federation

The article dwells on a new approach in mutual relations between Tajikistan Republic and Russian Federation evincing in the term of interregional cooperation at economic and humanitarian levels. This sort of cooperation is a new a step of Tajikistan Republic in so far as a resolution of economic and political problems is concerned. The author of the article points out a normative-legal base defining the grounds of interregional and frontier cooperation between CIS countries; the base being applied under organization of relations between Tajikistan Republic and Russian Federation as well. Significant role of the interparliamentary forum “Russia Tajikistan: Potential of Interregional Cooperation” is underscored; the activities of trading-industrial chambers of both countries in the development of interregional cooperation being touched upon too. The author expounds the opinion that the relations between Russian Federation and Tajikistan Republic as self-sufficient subject of international community are characterized with stability, dynamism, intensive and trustful political dialogue bearing a long-term character.

Текст научной работы на тему «Межрегиональное сотрудничество - новый формат в отношениях Республики Таджикистан с Российской Федерацией»

07 00 15 ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 07 00 15 HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS AND OUTWARD POLICY

УДК 327 ББК66.4

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО -НОВЫЙ ФОРМАТ В ОТНОШЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

ХАМКОРИИ БАЙНИМИНТАЦАВЙ -ШАКЛИ НАВ ДАР МУНОСИБА ЩОИ ЦУМ^УРИИ ТОЦИКИСТОН БО ФЕДЕРАТСИЯИ РУСИЯ

INTERREGIONAL COOPERATION AS A NEW FORMAT IN THE RELATIONS BETWEEN TAJIKISTAN REPUBLIC AND RUSSIAN FEDERATION

Алиджанова Адиба Хамидовна,

старший преподаватель кафедры международных отношений ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Алицонова Адиба Хамидовна,

сармуаллими кафедраи муносибат^ои байналхалции ДДХ,БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Alijonova Adiba Homidovna,

senior lecturer of the department of international relations under the TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: adiba_80.97@mail.ru

Ключевые слова: Республика Таджикистан, Российская Федерация, межрегиональное сотрудничество, межпарламентский форум, нормативно-правовая база, торгово-экономическое сотрудничество, торгово-промышленные палаты

Рассматривается новый подход во взаимоотношениях Республики Таджикистан с Российской Федерацией, проявляющийся в виде межрегионального сотрудничества на экономическом и гуманитарном уровне. Этот вид сотрудничества является для Республики Таджикистан новым шагом в разрешении экономических и политических проблем. Указана нормативно-правовая база, определяющая основы межрегионального и приграничного сотрудничества стран СНГ, которая применяется также при организации отношений между РФ и РТ. Отмечена значимая роль межпарламентского форума «Россия - Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества», а также деятельности торгово-промышленных палат двух стран в развитии межрегионального сотрудничества. Изложено мнение, что отношения Российской Федерации и Республики Таджикистан в качестве самостоятельных субъектов международного сообщества характеризуются стабильностью, динамизмом, интенсивным и доверительным политическим диалогом и носят долгосрочный характер.

Калидвожа^о: Цум^урии Тоцикистон, Федератсияи Русия, уамкории байниминтацавй, форуми байнипарламенти, пояи меъёрии ууцуцй, уамкории савдою саноати, палата-%ои савдою саноат

Дар мацола %амкории байниминтацавии Цум%урии Тоцикистон бо Федератсияи Русия дар сат%и ицтисоды ва гуманитары, ки дар муносибат%ои байни ин ду давлат усули наве ба шумор меравад, баррасы шудааст. Ин намуди %амкоры барои Цум%урии Тоцикистон цадами нав дар халли масоили ицтисодию сиёсы ма%суб мегардад. Пояи меъёрии %уцуцы, ки асос%ои %амкории байниминтацавы ва наздимарзии мамолики ИДМ-ро муайян мекунад ва он %амчунин дар муносибат%ои байни Федератсияи Русия ва Цум%урии Тоцикистон истифода мешавад, зикр шудааст. Нацши назарраси форуми байнипарламентии «Русия - Тоцикистон: ицтидори %амкории байниминтацавы», %амчу-нин фаъолияти палата%ои савдою саноати ду мамлакат дар рушди %амкории байниминтацавы таъкид гардидааст. Из%ори ацида шудааст, ки ба муносибат%ои ФР ва ЦТ ба %айси субъект%ои мустацили цомеаи байналхалцы суботу пойдоры, пешравы, муколамаи сиёсии интенсивы ва эътимодомез хос буда, он хусусияти дарозмуулат дорад.

Key words: Tajikistan Republic, Russian Federation, interregional cooperation, interparliamentary forum, normative-legal base, trading-economic cooperation, trading-industrial chambers

The article dwells on a new approach in mutual relations between Tajikistan Republic and Russian Federation evincing in the term of interregional cooperation at economic and humanitarian levels. This sort of cooperation is a new a step of Tajikistan Republic in so far as a resolution of economic and political problems is concerned. The author of the article points out a normative-legal base defining the grounds of interregional and frontier cooperation between CIS countries; the base being applied under organization of relations between Tajikistan Republic and Russian Federation as well. Significant role of the interparliamentary forum "Russia - Tajikistan: Potential of Interregional Cooperation" is underscored; the activities of trading-industrial chambers of both countries in the development of interregional cooperation being touched upon too. The author expounds the opinion that the relations between Russian Federation and Tajikistan Republic as self-sufficient subject of international community are characterized with stability, dynamism, intensive and trustful political dialogue bearing a long-term character.

После обретения государственной независимости 9 сентября 1991 года, перед Республикой Таджикистан встал вопрос о формировании новых направлений во внутренней и внешней политике для дальнейшего политического и экономического развития страны. Но из гражданской войны 1992-1997 гг. республика вышла с разоренной экономикой, с низким уровнем социальной жизни, даже с нищетой. Надо было найти партнера для поднятия экономики страны из руин и наладить в стране общественную и социальную жизнь. Этим партнером оказалась Россия, которую с Таджикистаном связывают давние отношения, сложившиеся ещё во времена существования Российской империи и Бухарского эмирата, а затем наши страны были 70 лет объединены в составе СССР. После распада СССР и объявления Республикой Таджикистан независимости отношения двух стран вышли на новый уровень.

На сегодня между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией подписано более 230 межгосударственных соглашений, регулирующих почти все области взаимодействия: экономическую, политическую, торговую, гуманитарную, военно-техническую и т.д. [2, с. 32-38].

Важным моментом в развитии таджикско-российских отношений стала встреча глав двух государств - Эмомали Рахмона и Владимира Путина - в Сочи 4 июня 2004 года. После этой исторической встречи сотрудничество двух стран перешло с военно-политического уровня на новый - торгово-экономический и культурно-гуманитарный [5, с. 75-80].

Сегодня взаимоотношения двух стран переходят с общегосударственного уровня на региональный.

Межрегиональные связи стали важной сферой сотрудничества стран СНГ. Сотрудничая на уровне «регион-регион», страны предоставляют на рынки друг друга различные товары и услуги, используя для реализации своих целей выставки, ярмарки, привлекая торговые дома и совместные предприятия [4, с. 1-4].

Важность межрегионального сотрудничества все страны Содружества подчеркнули ещё в начале 2000-х гг., и страны СНГ стали разрабатывать нормативную основу для налаживания такого взаимодействия.

Межрегиональное сотрудничество между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в настоящее время развивается на основе межправительственных соглашений. Нормативно-правовую базу межрегионального и приграничного сотрудничества стран СНГ определяют два основных документа:

- Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 сентября 2004 года;

- Конвенция по приграничному сотрудничеству государств - участников СНГ от 10 октября 2008 года [6, с. 10-15].

Республика Таджикистан в 2005 году также присоединилась к Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ. Эти межгосударственные соглашения стали основополагающими документами в дальнейшем развитии межрегионального сотрудничества Республики Таджикистан с Российской Федерацией [9;10].

Экономический Совет СНГ ежегодно контролирует процесс реализации данной Концепции, а также ранее оформленных между странами договоренностей.

Межрегиональное сотрудничество в странах СНГ в основном осуществляется в двустороннем формате и регулируется двусторонними межгосударственными соглашениями и национальным законодательством.

Межрегиональное сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации осуществляется в самых разных сферах деятельности. Если вначале стороны делали акцент на межрегиональное сотрудничество в торгово-экономической, научно-гуманитарной, энергетической областях, то в последние годы, согласно требованиям времени и в связи с расширением круга деятельности государств, двусторонние взаимоотношения развиваются также в сфере рационального и безопасного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, в правоохранительной деятельности, в области транспорта и связи, в сфере туризма и в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [1, с. 100-103].

Начало и развитие межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Таджикистан активно поддерживалось парламентами обоих государств.

Необходимо упомянуть межпарламентские визиты представителей двух стран, которые осуществлялись ещё в начале 2000-х годов и стали основным вектором в деле укрепления и расширения многопланового двустороннего сотрудничества.

В апреле 2004 года по приглашению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С. Миронова Москву с официальным визитом посетил Председатель Маджлиси Милли Маджлиси Оли РТ М. Убайдуллаев. В ходе встречи с парламентской делегацией были обсуждены вопросы, связанные с реализацией подписанных ранее договоренностей и выработкой новых механизмов сотрудничества, проработаны соглашения о деятельности трудовых мигрантов и о защите их прав.

Для совершенствования правовой базы комплекса отношений между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан в марте 2014 года Республику Таджикистан с официальным визитом посетила Председатель Совета Федерации Российской Федерации В.И. Матвиенко. Во время визита В.И. Матвиенко дала интервью журналистам Республики Таджикистан, в котором отметила, что «пауза» в межпарламентских контактах закончилась [12, с. 2-7]. Во время межпарламентской встречи акцент был сделан на первостепенные вопросы двустороннего взаимодействия, такие как укрепление политического партнерства и стабильное сотрудничество в экономической, социальной, гуманитарной, культурной сферах.

Важную роль в развитии и укреплении межрегионального сотрудничества двух стран играет межпарламентский форум «Россия - Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества».

К настоящему времени поочередно в двух столицах - в Душанбе и в Москве -состоялись шесть таких форумов. Первый форум был проведён в 2006 году в Республике Таджикистан, второй - в 2007 году в Москве, а третий - в 2008 году в Душанбе, но далее, до 2014 года, в проведении форумов имела место пауза. Четвертый форум был проведен в октябре 2014 года в Москве, пятый - в октябре 2016 года в Душанбе, а Шестой межрегиональный форум «Россия - Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» состоялся в Москве в октябре 2018 года.

Как было отмечено выше, Первый межпарламентский форум между Таджикистаном и Россией под названием «Россия - Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» прошел в августе 2006 года в г. Душанбе. На этом форуме 25 августа 2006 года был подписан ряд соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарно-культурном сотрудничестве между исполнительными органами государственной власти административно-территориальных единиц Республики Таджикистан и регионов Российской Федерации: Москвы, Санкт-Петербурга, Астраханской, Саратовской, Оренбургской, Ивановской и Свердловской областей, Алтайского края. Названные регионы являются примером стремления к плодотворному взаимовыгодному сотрудничеству регионов Российской Федерации с Республикой Таджикистан. Первый форум был огромным шагом в создании нормативно-правовой базы двух стран на уровне регионов.

Таким образом, Первый межпарламентский форум «Россия - Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» был важным шагом в деле развития региональных отношений между субъектами двух государств. На нём были заключены первостепенные по своему значению соглашения и меморандумы между регионами Российской Федерации и Республики Таджикистан:

- Соглашение между исполнительным органом государственной власти Согдийской области Республики Таджикистан и правительством Астраханской области Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве;

- Меморандум о сотрудничестве между исполнительным органом государственной власти Согдийской области Республики Таджикистан и правительством Оренбургской области Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве;

- Меморандум о сотрудничестве между исполнительным органом государственной власти Согдийской области Республики Таджикистан и правительством Саратовской области Российской Федерации о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве [11, с.16-20].

В сентябре 2007 года в Российской Федерации прошел Второй межпарламентский форум «Россия - Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» в г. Москве и в Оренбургской области. Под эгидой форума состоялись круглые столы, на которых обсуждались актуальные проблемы двусторонних отношений и пути их решения на межведомственном уровне. Проведенный в Москве 18 сентября 2007 года круглый стол на тему «Правовое регулирование процессов трудовой миграции» стал важным событием, в ходе которого был принят комплекс мер и рекомендаций с учетом глобальных интеграционных процессов и требований рынка труда. Участники круглого стола обсудили наиболее актуальные вопросы миграционной политики, в том числе касающиеся совершенствования нормативно-правовой базы двусторонних отношений в области миграции и либерализации национального миграционного законодательства.

Другой круглый стол на тему «Развитие сотрудничества в гуманитарной и социальной сферах» в рамках Второго межпарламентского форума «Россия - Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» тоже состоялся в Москве. На нём председательствовали председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов и председатель Комитета Маджлиси Милли Маджлиси Оли по социальным вопросам, охране здоровья, науке, образованию, культуре и политике среди молодежи и женщин в обществе, президент Академии наук Республики Таджикистан Мамадшо Илолов. Как отметили участники круглого стола, сотрудничество в сфере образования занимает важное место в двустороннем взаимодействии наших стран. Особое внимание было уделено формированию единого образовательного пространства, созданию условий для качественного изучения русского языка в школах и вузах Республики Таджикистан.

Шестой межпарламентский форум «Россия - Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» состоялся с 24 по 26 октября 2018 года в Москве. На этом форуме акцент был сделан на проблемы гуманитарной и торгово-экономической сферы. По инициативе президентов Владимира Путина и Эмомали Рахмона с февраля 2017 года на русском языке российские преподаватели ведут литературу, алгебру, физику, химию, информационные технологии и, естественно, сам русский язык в 15 учебных заведениях шести городов Таджикистана, включая столицу республики Душанбе. После окончания первого года работы подавляющее большинство преподавателей - 26 человек из 28 -пожелали продолжить работу в Таджикистане. В 2018 году в проекте принимал участие уже 51 учитель [8, с. 2-4].

Стоит подчеркнуть, что в Таджикистане функционируют 26 русских школ, из них 5 - в Душанбе, а также 132 школы с несколькими языками преподавания, в том числе и с русским языком.

С целью обеспечения таджикских школ учебниками на русском языке, в 2003 году Посольство России в Таджикистане передало в дар таджикским школам более 42 тысяч экземпляров учебников на русском языке на сумму 60 тысяч долларов. Это свидетельствует о том, что у населения республики имеется высокий спрос на русскоязычное образование [13]. А в 2009 году при содействии фонда «Русский мир» таджикским школам было выделено 25 тысяч книг.

Ежегодно российские вузы предоставляют бюджетные места таджикским студентам. По данным Посольства Республики Таджикистан в Российской Федерации, в 2015-2016 учебном году в российские вузы при содействии Россотрудничества поступили около 700 абитуриентов.

В 2018 году в российских вузах обучались почти 15 тысяч студентов из Таджикистана, поскольку в республике очень высока востребованность российского высшего образования.

Также на последнем межпарламентском форуме были обсуждены вопросы торгово-экономического характера. Поскольку в России существует огромный спрос на фрукты и овощи из Таджикистана, но до российских прилавков они доходят с трудом, таджикская сторона попросила открыть «зеленый коридор» для реализации произведённой сельхозпродукции на территории Российской Федерации. В ходе переговоров были обсуждены вопросы об упрощении таможенного контроля при ввозе товаров из Таджикистана и о создании хорошей логистической инфраструктуры.

В процессе развития межрегионального сотрудничества между РТ и РФ значительную роль играют связи между городами-побратимами. На уровне городов активно организуются деловые встречи, консорциумы, форумы, бизнес-конференции. Сегодня городами-побратимами Душанбе являются Москва и Санкт-Петербург, а побратимом Худжанда - Оренбург.

За годы, в течение которых проводились межпарламентские форумы и межрегиональные конференции, руководители субъектов Российской Федерации и областей Республики Таджикистан неоднократно проводили встречи, конференции, симпозиумы, носившие экономический и политический характер.

Именно межрегиональное сотрудничество стало вехой в развитии сотрудничества между торгово-промышленными палатами двух стран.

Торгово-промышленные палаты являются одним из ключевых факторов развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между странами. Торгово-промышленные палаты Республики Таджикистан и Российской Федерации сотрудничают на основе Соглашения «О сотрудничестве» от 27 ноября 2004 года. В его рамках развиваются отношения по обмену экономической и правовой информацией, разработке новых взаимовыгодных проектов, реализации совместных проектов по взаимовыгодному партнерству, инвестированию и привлечению средств частных предпринимателей, открытию совместных малых и средних предприятий.

Правовую базу двусторонних отношений ТПП Таджикистана с торгово-промышленными палатами субъектов Российской Федерации формируют договоры о сотрудничестве с 45 российскими территориальными палатами, на основе которых на территории Российской Федерации функционируют представительства ТПП Республики Таджикистан [3, с. 85-88].

Активная деятельность ТПП обоих государств содействовала укреплению и развитию торгово-экономических отношений регионов, и примером этому является проведение в Душанбе в ноябре 2004 года первого совместного таджикско-российского бизнес-форума «Мехргон», в котором участвовали 19 регионов Российской Федерации и 40 таджикских предприятий. На форуме обсуждались двусторонние экономические отношения и проблемы производственной кооперации: создание совместных предприятий, поставки продукции, инвестиции российских партнеров и кредитование. В центре внимания форума в основном было таджикско-российское межрегиональное сотрудничество в сфере экономики. В работе форума активно участвовала ТПП Пензенской области, которая провела переговоры с сорока таджикскими предприятиями о создании совместного производства запчастей для текстильных машин и бытовой техники. Готовность к сотрудничеству показали предприятия «Пензтекстильмаш», «Пензенский велозавод», «Радиозавод», «Пензмаш», «Маяк» и другие фирмы Пензенской области Российской Федерации [14, с. 166-168]. А ТПП регионов Сибири вели переговоры с ТИП Республики Таджикистан об организации эффективной логистики, доставке транзитных грузов и пассажирских перевозках авиа- и железнодорожными путями.

По итогам бизнес-форума «Мехргон» ТПП Республики Таджикистан подписала соглашения о сотрудничестве с ТПП Тульской, Пензенской и некоторыми сибирскими областями Российской Федерации. ТПП Согдийской области также подписала ряд соглашений с ТПП Свердловской, Челябинской областей, Алтайского и Красноярского краёв РФ.

В ноябре 2005 года в Душанбе состоялись Российская национальная выставка и экономический форум «Россия и Таджикистан. Экономическое сотрудничество: реальность и перспективы» с участием 90 предприятий, представлявших двадцать три российских региона. Этот форум дал новый импульс межрегиональному сотрудничеству двух стран, назвав его приоритетными областями гидроэнергетику, разработку месторождений полезных ископаемых, алюминиевую промышленность, проведение совместных научных исследований, подготовку специалистов разных отраслей и другие сферы.

Торгово-промышленные палаты двух стран активно сотрудничают в выставочно-ярмарочной деятельности. Ими были организованы: выставка таджикской продукции в «ПРОДМАРКЕТ - 2006» г. Пензы; российская выставка «Урал и Сибирь в Таджикистане» в 2007 г.; Международная выставка продуктов питания и сырья «ПРОДЭКСПО - 2007» в Москве; выставки «20 лет СНГ: К новым горизонтам партнерства» - 2011; VII специализированная выставка продуктов питания и напитков «ЕХРОБООБ» в Сочи в 2012 г. [7, с. 170-171].

Проведение международных конференций по межрегиональному сотрудничеству способствует глубокому осмыслению потребности в новых тенденциях сотрудничества на уровне регионов, поиску и нахождению перспективных механизмов межрегионального сотрудничества и упрочнению стратегического партнерства между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Примером плодотворных результатов работы конференций по межрегиональному сотрудничеству является конференция «Россия -Таджикистан: к новым горизонтам межрегионального сотрудничества», состоявшаяся в декабре 2010 года в Душанбе.

В апреле 2013 года в Душанбе состоялась Международная конференция «Новые подходы к межрегиональному сотрудничеству России и Таджикистана», на которой

обсуждались современные проблемы сотрудничества между регионами Российской Федерации и административно-территориальными образованиями Республики Таджикистан и перспективы его развития. В рамках конференции состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между ТПП Согдийской области Республики Таджикистан и Пензенской ТПП Российской Федерации.

Каждая конференция по межрегиональному сотрудничеству - это активный диалог между региональными администрациями, неправительственными структурами, авторитетными лицами и деловыми кругами двух государств, которые способствуют качественному и количественному улучшению партнерских отношений.

Конечно, на современном этапе существует ряд проблем, замедляющих динамичное развитие таджикско-российского межрегионального сотрудничества. К таковым можно отнести недостаточность двусторонней нормативно-правовой базы, способствующей расширению форм межрегионального сотрудничества, а также разницу в экономическом потенциале стран, решение которых может способствовать дальнейшему развитию двусторонних отношений.

Таким образом, отношения Российской Федерации и Республики Таджикистан в качестве самостоятельных субъектов международного сообщества характеризуются стабильностью, динамизмом, интенсивным и доверительным политическим диалогом и носят долгосрочный характер. Однако для повышения эффективности межрегионального сотрудничества двум странам необходимо учитывать опыт интеграции европейских стран.

Список использованной литературы:

1. Алиева Р.Р. Межрегиональное сотрудничество - путь к укреплению двусторонних отношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией // Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе, 2017. - №3. - С. 100-105.

2. Алиева Р.Р. Приоритетные направления таджикско-российских отношений на рубеже ХХ-ХХ1 вв. // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. - Худжанд, 2016. - №2. - С. 30-41.

3. Аршинов Ю.Е, Лапенко М.В., Рекеда С.В. Россия - Таджикистан: основные сферы сотрудничества (К 25-летию установления дипломатических отношений) // Евразийский юридический журнал. - 2017. - №2(105). - С.170-182.

4. Вардомский Л.Б. Некоторые проблемы межрегионального сотрудничества стран СНГ /Доклад на круглом столе «Улучшение межрегионального сотрудничества Украины с соседними странами в контексте глобализации» (Украина, Киев, 27 мая 2005 г.) Электронный ресурс: http://www.imepi-eurasia.ru/new s.php?id=11 (Дата обращения: 25.10.2018).

5. Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня. В двух томах / Под общей редакцией Хамрохона Зарифи. Том 1. Серия: Внешняя политика Таджикистана. - Душанбе: Ир-фон, 2009. - 296 с.

6. Конвенция о приграничном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств от 10 октября 2008 года / http://www.e-cis.info. (Дата обращения: 25.03.2017).

7. Курс на партнерство / Информационный бюллетень Торгово-промышленной палаты Республики Таджикистан. - Душанбе, 2014.- 490 с.

8. Москва принимает VIМежпарламентский форум «Россия — Таджикистан» // Парламентская газета. 2018. 28 октября. Электронный ресурс: https://www.pnp.ru/story/vi-mezhparlamentskiy-forum-rossiya-tadzhikistan (Дата обращения: 10.11.2018).

9. Межрегиональное и приграничное сотрудничество государств-участников СНГ: проблемы и перспективы (2006 год) - М.: Исполнительный Комитет СНГ, 2006. -160 с.

10. Межрегиональное и приграничное сотрудничество государств-участников СНГ (информационно-аналитическая записка). - М. : Исполнительный Комитет СНГ, 2011. -80 с.

11. О ходе реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ. - М.: Исполнительный Комитет СНГ, 2007.- 149 с. Электронный ресурс: http://www.ds.minsk.by/foto/pages/18929/3.doc. (Дата обращения: 25.03.2017).

12.Пауза межпарламентских контактов России и Таджикистана закончилась // Народная газета . 2014. 12 марта.

13.Правительство России передало в дар таджикским школам более 42 тысяч учебников на русском языке [Электронный ресурс]: https://ria.ru/20030806/416510.html (Дата обращения: 10.11.2018).

14. Хроника деятельности Торгово-промышленной палаты Республики Таджикистан за 2003-2008 годы. - Душанбе, 2008.- 398 с.

Reference Literature:

1. Aliyeva R. R. Interregional cooperation as the Way to Consolidation of Bilateral Relations between Tajikistan Republic and Russian Federation // Bulletin of the Tajik National University. - Dushanbe, 2017, N3. - pp. 100 - 105

2. Aliyeva R. R. Priority Directions of Tajik-Russian Relations at the Junction of the XX-th - the XXI-st Centuries // Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. - Khu-jand. 2016, N2. - pp. 30-41

3. Arshinov Yu. Ye., Lapenko M. V., Rekeda S. V. Russia - Tajikistan: Principal Forms of Cooperation (to the 25-th Anniversary of Diplomatic Relations Establishment) // Eurasian Juridical Journal. - 2017, N2 (105). - pp. 170 - 182

4. Vardomsky L. B. Some Problems Dealing with Interregional Cooperation between CIS Countries // The Report at the Round Table "Improvement of Interregional Cooperation of the Ukraine with Neighbouring Countries in the Context of Globalization (Ukraine, Kiev, May 27, 2005) [Electronic Resource]: (date of request: 25.10.2018)

5. Diplomacy of Tajikistan: yesterday and today: In two volumes // Under the general editorship of Khamrokhon Zarifi. Volume I. Series: Foreign Policy of Tajikistan. - Dushanbe: Cognition, 2009. - 296 pp.

6. Convention on Frontier Collaboration of States-Participants of the Common-Wealth of Independent States from October 10, 2008 // (date of request: 25.03.2017)

7. The Course for Partnership // Informational Bulletin of the Trading-Industrial Chamber of Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2014. - 490 pp.

8. Moscow Receives the VI-th Interparliamentary Forum "Russia - Tajikistan // Parliamentary Newspaper". 2018. October 28. [Electronic Resource]: (date of request: 10.11.2018)

9. Interregional and Frontier Cooperation of CIS States Participants: Problems and Perspectives (2006). - M. : CIS Executive Committee, 2006. - 160 pp.

10.Interregional and Frontier Cooperation of CIS States Participants. - M.: CIS Executive Committee, 2011. - 80 pp.

11.On the Course of Realization of the Conception of Interregional and Frontier Cooperation of CIS States Participants. - M. : CIS Executive Committee, 2007. - 149 pp. [Electronic Resource]: (date of request: 25.03.2017)

12.The Pause in Interparliamentary Contacts of Russian and Tajikistan Has Finished // Narod-naya Gazeta (People's Newspaper). 2014, March 12

13. The Government of Russia Has Sent more than 42 thousand Text-Books in Russian as a Gift for Tajik Schools [Electronic Resource]: (date of request: 10.11.2018)

14.Chronicles of Activities of the Trading-Industrial Chamber of Tajikistan Republic for 2003 -2008. - Dushanbe, 2008. - 398 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.