Научная статья на тему 'ТАДЖИКИСТАН - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ТАДЖИКИСТАН - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1401
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АКТОРЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ВОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ / REPUBLIC OF TAJIKISTAN / CENTRAL ASIA / REGIONAL ACTORS / POLITICAL CLIMATE / TERRITORIAL DISPUTES / INTEGRATION PROCESSES / WATER CONFLICTS / ҶУМҳУРИИ ТОҷИКИСТОН / ОСИЁИ МАРКАЗӣ / СУБЪЕКТҳОИ МИНТАқАВӣ / ФАЗОИ СИЁСӣ / ТРАНЗИТИ қУДРАТ / БАҳСҳОИ МИНТАқАВӣ / РАВАНДҳОИ ҳАМГИРОӣ / НИЗОЪҳОИ ОБӣ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рустами Сухроб

Рассматриваются особенности взаимоотношений между Республикой Таджикистан и государствами Центрально-Азиатского региона. Актуальность заявленной темы обусловлена в первую очередь преддверием 30-летия независимости Республики Таджикистан и её экономическими и политическими достижениями за этот период, а также укреплением государственной власти в ней и изменением роли и положения Таджикистана в ЦА и в мире. Другим значимым событием стало потепление политического климата в государствах Центральной Азии в связи, в частности, со скоропостижной смертью лидера Узбекистана Ислама Каримова и приходом к власти либерального Ш. Мирзиёева, добровольным досрочным уходом из власти Президента Казахстана Н. Назарбаева и мирным «транзитом власти» в стране, возобновлением диалога между странами и началом интеграционного процесса в ЦА. Улучшение экономического положения в странах ЦА, формирование транспортной инфраструктуры и оптимизация инвестиционного климата привели к возрастающему интересу к Центрально-Азиатскому региону ведущих международных и региональных акторов (России, США, КНР, ЕС, Индии, Южной Кореи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAJIKISTAN - PECULIARITIES OF RELATIONSHIP WITH CENTRAL ASIA STATES

The article examines the features of the relationship between the Republic of Tajikistan and the states of Central Asian region. The relevance of the stated topic is primarily accounted for due to the eve of the 30th anniversary of independence of Tajikistan Republic and its economic and political achievements during this period, as well as the strengthening of its state power and the change in the role and position of Tajikistan both in Central Asia and in the world. In addition to this, another significant and important event was a warming of the political climate in the states of Central Asia, in particular: sudden death of the permanent leader of Uzbekistan - Islam Karimov and ascension to power of liberal S. Mirziyoyev, voluntary and early departure from power of the President of Kazakhstan - Elbasy N. Nazarbayev and peaceful "transit of power" in the country, resumption of dialogue between the countries and the beginning of the integration process in Central Asia. Improvement of economic situation of the countries of the region, transport infrastructure and optimization of investment climate have led to an increasing interest on the part of leading international and regional actors in this region (Russia, USA, China, EU, India, South Korea).

Текст научной работы на тему «ТАДЖИКИСТАН - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

УДК 327 ББК 66.4(5)

ТАДЖИКИСТАН - Сухроб Рустами, аспирант второго курса, ОСОБЕННОСТИ инженер-исследователь кафедры теории

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С и истории международных отношений ГОСУДАРСТВАМИ Уральского федерального университета ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (Екатеринбург, Россия)

ТОЧ,ИКИСТОН- Рустами Сугроб, ХУСУСИЯТХРИ Аспирант курси дувум, МУНОСИБАТХРИ муцандиси илмии кафедраи назария

МУТАЦОБИЛА БО ва таърихи муносибатцои байналхалции ДАВЛАТХОИ ОСИЁИ Донишгоци Федералии Урал (Русия, Екатеринбург) МАРКАЗЙ

TAJIKISTAN - Rustami, Suhrob, PhD student, second year,

PECULIARITIES OF research engineer, Ural Federal University

RELATIONSHIP WITH Department of Theory and History of International

CENTRAL ASIA STATES Relations (Yekaterinburg, Russiya),

E- MAIL: izan [email protected]

Ключевые слова: Республика Таджикистан, Центральная Азия, региональные акторы, политический климат, территориальные споры, интеграционные процессы, водные конфликты

Рассматриваются особенности взаимоотношений между Республикой Таджикистан и государствами Центрально-Азиатского региона. Актуальность заявленной темы обусловлена в первую очередь преддверием 30-летия независимости Республики Таджикистан и её экономическими и политическими достижениями за этот период, а также укреплением государственной власти в ней и изменением роли и положения Таджикистана в ЦА и в мире. Другим значимым событием стало потепление политического климата в государствах Центральной Азии в связи, в частности, со скоропостижной смертью лидера Узбекистана Ислама Каримова и приходом к власти либерального Ш. Мирзиёева, добровольным досрочным уходом из власти Президента Казахстана Н. Назарбаева и мирным «транзитом власти» в стране, возобновлением диалога между странами и началом интеграционного процесса в ЦА. Улучшение экономического положения в странах ЦА, формирование транспортной инфраструктуры и оптимизация инвестиционного климата привели к возрастающему интересу к Центрально-Азиатскому региону ведущих международных и региональных акторов (России, США, КНР, ЕС, Индии, Южной Кореи).

Калидвожщо: Цумцурии Тоцикистон, Осиёи Марказй, субъектцои минтацавй, фазои сиёсй, транзити цудрат, бацсцои минтацавй, равандцои цамгирой, низоъцои оби

Хусусиятцои муносибатцои Цумцурии Тоцикистон бо давлатцои минтацаи Осиёи Марказй мавриди муцокима царор гирифтаанд. Мубрамияти мавзуи мазкур пеш аз цама бо царор доштани малакат дар арафаи 30-солагии истицлолияти Цумцурии Тоцикистон ва дастовардцои ицтисодиву сиёсии он дар ин давра, инчунин тацкими цокимияти давлатй ва тагйир ёфтани нацш ва мавцеи Тоцикистон дар Осиёи Марказй ва цацон вобаста аст. Нарм шудани ицлими сиёсй дар давлатцои Осиёи Марказй, аз цумла дар

иртибот бо марги ногауонии пешвои Узбекистон - Ислом Каримов ва ба сари цудрат омадани либерал Ш. Мирзиёев, ихтиёран ва пеш аз муулат аз цудрат рафти Президенти Цазоцистон - Н. Назарбоев ва "интицоми мусолщатомези уокимият " дар ин кишвар, эуёи муколама байни мамлакатуо ва огози раванди уамгирои дар ОМ аз цумлаи воцеауои мууимтарин ба шумор меравад. Беутар кардани вазъи ицтисодии кишваруои минтаца, ташаккули инфрасохтори нацлиёти ва оптимизатсияи фазои сармоягузори боиси афзудани таваццууи акторони пешбари байналмилали ва минтацавии ин минтаца (Русия, ИМА, Чин, Иттщоди Аврупо, Хцндустон, Кореяи Цануби) гардид.

Key words: Republic of Tajikistan, Central Asia, regional actors, political climate, territorial

disputes, integration processes, water conflicts.

The article examines the features of the relationship between the Republic of Tajikistan and the states of Central Asian region. The relevance of the stated topic is primarily accounted for due to the eve of the 30th anniversary of independence of Tajikistan Republic and its economic and political achievements during this period, as well as the strengthening of its state power and the change in the role and position of Tajikistan both in Central Asia and in the world. In addition to this, another significant and important event was a warming of the political climate in the states of Central Asia, in particular: sudden death of the permanent leader of Uzbekistan - Islam Karimov and ascension to power of liberal S. Mirziyoyev, voluntary and early departure from power of the President of Kazakhstan - Elbasy N. Nazarbayev and peaceful "transit of power" in the country, resumption of dialogue between the countries and the beginning of the integration process in Central Asia. Improvement of economic situation of the countries of the region, transport infrastructure and optimization of investment climate have led to an increasing interest on the part of leading international and regional actors in this region (Russia, USA, China, EU, India, South Korea).

Распад Советского Союза имел очень тяжёлые, можно сказать, катастрофические последствия для Центрально-Азиатского региона, не стал исключением и Таджикистан. Острый социально-экономический кризис повлёк рост этнических, политических и экономических разногласий между государствами региона. В наиболее выгодном положении оказался Узбекистан, богатый углеводородами и получивший значительную часть военного потенциала размещавшихся в республике советских войск. Наиболее тяжко кризис 1990-х гг. сказался на Киргизии и Таджикистане. Что касается Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, обладающих большими запасами газа, нефти и других природных ресурсов, разведанных ещё при Советской власти, и имеющих хорошую транспортную логистику, то они сумели войти в новую эпоху, минуя экономический кризис, или же с минимальными потерями [6, с. 127].

Растущий национальный и экономический эгоизм не позволил государствам Центральной Азии наладить тесное социально-экономическое и политическое взаимодействие на региональном уровне. Исключением стали инициативы с участием России и других постсоветских стран, а в дальнейшем - и ШОС. «Богатые» государства отказались налаживать равноправное взаимовыгодное сотрудничество с «бедными», и Кыргызстан и Таджикистан имели лишь один выход - использовать перспективы развития водной энергетики. Однако подобный подход вызывал особое недовольство Узбекистана - узбекское руководство нередко агрессивно реагировало на любые инициативы Кыргызстана и Таджикистана по строительству ГЭС [5, с. 118].

Таджикистан расположен в самом сердце Азии, и этнические таджики расселены на территории современного Афганистана, Ирана, Пакистана, и самое важное то, что персоязычные жители данных территорий до сих пор не лишились возможности понимать друг друга. Республика Таджикистан не отличается большой территорией, процесс структурных и экономических реформ протекает здесь довольно вяло, международный товарооборот не отличается большими масштабами. Вывозят в основном хлопковое волокно и необработанный алюминий. Импорт отличается большей диверсификацией: Таджикистан покупает у других стран нефтепродукты, газ, стройматериалы, продукты питания, медикаменты, машины и оборудование [4, с.7].

Удаленность от международных торговых путей была причиной слабой интеграции РТ в международную экономику. Несмотря на это, Таджикистан осуществляет многовекторную внешнюю политику. Таджикистан и регион в целом являются объектом столкновения геополитических интересов России, США, Китая, других региональных игроков (Индии, Ирана, ЕС). Таджикистан стремится развивать равноправные партнёрские взаимоотношения со всеми государствами [10, с. 8].

В соответствии с п. 1 ст. 69 Конституции Республики Таджикистан, «определение основных направлений внутренней и внешней политики относится к полномочиям Президента как главы государства» [1]. Концепция внешней политики Таджикистана (п. 1.5), утверждённая Указом Президента от 27 января 2015 г., определяет основные внешнеполитические интересы государства: «обеспечение национальной безопасности и суверенитета Таджикистана, создание пояса безопасности и добрососедства на границах государства; развитие отношений доверия и партнёрства со всеми странами мира; обеспечение энергетической независимости и продовольственной безопасности, развитие внешних коммуникаций; защита прав и свобод граждан, укрепление авторитета Таджикистана как демократического, правового государства; содействие соотечественникам за рубежом» и т.д. [2].

С обретением независимости Республика Таджикистан начала проводить дружественную и добрососедскую внешнюю политику в отношении всех государств Центральной Азии. С каждой страной региона Таджикистан, как и свойственно всем государствам, проводил разную политику и выстраивал двусторонние взаимоотношения с государствами региона исходя из их необходимости и важности. Следует подчеркнуть, что Таджикистан - единственная страна в ЦА, являющаяся не-тюркоязычным государством, что, по мнению автора, выступает немаловажным фактором в выстраивании отношений с соседями по региону. Вторым значимым фактором, помешавшим стране в 90-е годы ХХ века влиться в новую эпоху мировой экономики и глобализации, являлась братоубийственная гражданская война, приведшая страну к хаосу, разрушившая почти всю экономику и превратившая Таджикистан в одну из беднейших стран мира. В свою очередь это привело к закрытию границ с Таджикистаном всеми соседями (в том числе с Узбекистаном).

Но, несмотря на все отрицательные стороны взаимоотношений между Таджикистаном и странами ЦА в 90-е годы ХХ столетия, все же между ними, хоть и медленными темпами и с осторожностью, осуществлялись и развивались двусторонние и многосторонние отношения. Далее мы представим по отдельности краткую хронологию и анализ межгосударственных взаимоотношений Таджикистана с государствами Центрально-Азиатского региона.

Таджикистан - Казахстан

Весьма значимы для Таджикистана взаимоотношения с Казахстаном. Казахстан является гарантом геополитического равновесия в регионе. Двусторонние отношения

отличаются дружественным, стабильным характером. Немаловажно, что политическое и экономическое сотрудничество, взаимодействие двух государств в области безопасности является равноправным. Дипломатические отношения Таджикистана и Казахстана были установлены 7 января 1993 года, их основу заложил Договор об основах взаимоотношений между Республикой Казахстан и Республикой Таджикистан, подписанный 13 января 1993 года. В 2015 году в ходе официального визита Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Таджикистан был подписан Договор о стратегическом партнерстве. Сегодня насчитывается более 80 официальных документов, ставших правовой основой двустороннего сотрудничества в области политики, экономики и безопасности, которые охватывают практически все сферы [17].

Оба государства активно взаимодействуют в области политики и безопасности. В частности, Таджикистан и Казахстан совместно участвуют в СНГ, ОДКБ и ШОС. Важными площадками для сотрудничества двух государства остаются ООН и ОБСЕ. Казахстан принимал активное участие в политическом урегулировании гражданской войны в Таджикистане (1992-1997 гг.). Несколько раундов переговоров представителей правительственных и оппозиционных сил проходили на территории Казахстана. Казахстанские пограничники участвовали в охране таджикско-афганской границы. Подписание Соглашения о коллективных миротворческих силах на уровне СНГ (1993 г.) сопровождалось тем, что Казахстан обязался обеспечить 30 % финансирования подразделения [8, с. 90]. Таджикское политическое руководство, как правило, поддерживает международные инициативы Казахстана в области экономической и политической интеграции на различных международных форумах и площадках.

Таджикистан поддержал вступление Казахстана в ВТО, избрание в Межправительственный комитет по охране нематериального наследия ЮНЕСКО и т.д. Оба государства подтверждали приверженность экономической и политической интеграции на постсоветском пространстве, заявляли об общих позициях по ситуации в Афганистане, о наличии совместных интересов в сфере безопасности.

Взаимная поддержка двух государств в области внешней политики объясняется совпадением долгосрочных стратегических и геополитических интересов. Особое значение поддержка Казахстана приобретала при обострении таджикско-узбекских отношений, попытках Узбекистана изолировать Таджикистан в регионе, во время транспортной блокады и экономической войны между двумя государствами (особенно во второй половине 2000-х гг.). Таджикистан традиционно заинтересован в сдерживании региональных амбиций Узбекистана ввиду непростых таджикско-узбекских отношений [8, с. 88-89].

Поскольку Казахстан также претендует на региональное лидерство, государство было заинтересовано не в разжигании и обострении международных споров и разногласий, а в развитии взаимодействия. В итоге в 2000-2010-е гг. Казахстан фактически становится лидером в Центральной Азии, а геополитические позиции Узбекистана несколько ослабели. Непростые отношения с соседями привели к фактической самоизоляции промышленности и сельского хозяйства Узбекистана, тогда как Казахстан расширял финансово-экономическую экспансию в регионе. Вследствие этого экономическое присутствие Казахстана выросло и в Таджикистане, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране [7, с. 3-4].

Казахстан является важнейшим торгово-экономическим партнёром Таджикистана из стран региона. Доля Казахстана в экспорте Таджикистана на 1

января 2018 г. (2017 г.) составляет 21,7 %, в импорте - 15,9 % [4, с. 13]. Основу таджикского экспорта в Казахстан составляют электроэнергия, хлопок, алюминий и изделия из него, плодоовощная продукция и текстильные материалы. Таджикистан импортирует из Казахстана зерно и изделия из муки, а также нефтепродукты, продукцию неорганической химии, прокат чёрных металлов.

Экономическое взаимодействие двух государств развивается, чему способствуют и существующие договорённости о привлечении денежных средств Инвестиционного фонда Казахстана. В 2010 г. был создан Казахстанско-Таджикский фонд прямых инвестиций [21]. Ключевыми направлениями дальнейшего сотрудничества могут стать: развитие гидроэнергетики, включая постройку ряда объектов, развитие горнорудной промышленности, разведка и использование месторождений нефти, финансирование сельского хозяйства и угольной промышленности Таджикистана, а также наращивание мощностей по производству бетона, цемента и железобетонных конструкций. Взаимодействуют две страны и в развитии «зелёной» энергетики и экономики, в экологизации производства и в охране окружающей среды. Большинство совместных экономических проектов осуществляется на территории Таджикистана: в республике работают представительства крупных казахстанских компаний (ЗАО «Казкоммерцбанк Таджикистана», холдинг «ЦЕСНА», «Объединённая зерновая компания» и т.д.) [7, с. 6-7].

Казахстан стал традиционным инвестором в экономику Таджикистана. В Казахстане действует квота для ста таджикских студентов, имеющих право обучаться в вузах государства. Выходцы из Таджикистана получают профессии учителя, инженера, военнослужащего, агронома, врача, в области музыки и изобразительного искусства и т.д. Достаточно активно развивается экономическое партнёрство и на уровне предпринимателей и бизнес-сообщества двух стран.

С 2005 года в Таджикистане началось создание свободных экономических зон (СЭЗ). Сегодня в стране функционируют четыре СЭЗ: «Сугд», «Пяндж», «Дангара» и «Ишкашим». СЭЗ «Сугд» промышленно-инновационного типа была создана в 2009 году в Согдийской области, в юго-западной промышленной части г. Худжанда. СЭЗ «Пяндж» размещена на территории Кумсангирского района Хатлонской области, СЭЗ «Дангара» - в Дангаринском районе Хатлонской области, СЭЗ «Ишкашим» - в Ишкашимском районе ГБАО [16].

В условиях расширения на территории Таджикистана свободных экономических зон, демографического роста и экономического развития, необходимость в присутствии казахстанских инвесторов возрастает. Таджикский рынок весьма перспективен для казахстанских предприятий: особенный интерес представляют гидроэнергетика, фармакологическая отрасль и телекоммуникации, сельское хозяйство и т.д. К проблемным вопросам двусторонних отношений следует отнести водную проблему, традиционно разделяющую регион на богатые углеводородами Казахстан, Узбекистан и Туркменистан - с одной стороны, и богатые водными ресурсами Таджикистан и Кыргызстан [11, с. 420]. Таджикистан и Казахстан связывают отношения стратегического партнёрства.

Таджикистан - Узбекистан

Особый интерес для Таджикистана представляет и Республика Узбекистан. С момента провозглашения независимости Узбекистан стал претендовать на роль регионального гегемона, обосновывая это также тем, что он граничит со всеми государствами Центральной Азии. Узбекистан обладает немалыми природными ресурсами, сильной армией и значительным промышленным потенциалом. Узбекский и

таджикский народы связывают непростые взаимоотношения и развитые культурные связи. Последний фактор обусловлен, в частности, и тем, что, по официальным данным, на территории Узбекистана проживает 5-6 % таджиков (а неофициально - до 6 млн человек), и не менее 24,4 % населения Таджикистана (до 1,5 млн человек) составляют узбеки [18].

Дипломатические отношения между государствами были установлены 22 октября 1992 года, а 4 января 1993 г. Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о дружбе и взаимной помощи. Тем не менее, первая официальная встреча лидеров двух государств состоялась лишь в 1998 году, когда глава Таджикистана посетил Ташкент по приглашению президента Узбекистана И. Каримова. В рамках этого визита были подписаны межправительственные соглашения о взаимных расчётах за транзит грузов и о поставках узбекского газа в Таджикистан. В июне 2000 г. И. Каримов совершил ответный визит в Таджикистан, в ходе которого были подписаны взаимовыгодные двусторонние соглашения [8, с. 85]. Был заключён Договор о вечной дружбе, ставший знаменательным событием для двух народов. Согласно ему: «Высокие Договаривающиеся Стороны, будучи братскими и дружественными государствами, строят свои отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и взаимного доверия; подтверждают свою решимость активно развивать отношения на основе уважения независимости, суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ обоих государств, принципов невмешательства во внутренние дела друг друга, равноправия и взаимной выгоды» [3].

С начала 2000-х гг. стороны развивают сотрудничество в области свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала, а также транспортных средств. Принимались меры по либерализации пограничного режима, реструктуризации и сокращению долга Таджикистана перед Узбекистаном, снижению цен и тарифов на поставляемый Таджикистану газ, другие товары. В декабре 2001 г. президенты достигли договорённости о возобновлении деятельности Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Первое заседание комиссии состоялось в Душанбе в августе 2002 г. [8, с. 86].

Тем не менее, таджикско-узбекские отношения традиционно отличает не только соперничество, но и попытки узбекской стороны навязать партнёру неравноправный диалог. Пограничный режим, обеспечиваемый Узбекистаном, граничил с транспортной блокадой Таджикистана. В настоящее время не разминированы отдельные участки границы общей площадью 9,5 км2. В 2018 году началось совместное разминирование территории в Пенджикентском районе Согдийской области Таджикистана, граничащей с Самаркандской областью Узбекистана. Обострение двусторонних отношений произошло в конце 2000-х гг., когда Узбекистан практически вдвое повысил цены на газ для Таджикистана (98 % газа Таджикистан импортирует из Узбекистана) [19].

Узбекистан активно использует и зависимость Таджикистана от транзита грузов через его территорию. Узбекистан реагировал и на водные проблемы в регионе, в том числе на попытки Таджикистана наладить развитие гидроэнергетики (включая намечавшуюся достройку Рогунской ГЭС) [8, с. 86-87]. Особенно непреклонной была позиция узбекского руководства по «водной» проблеме при президенте Исламе Каримове.

«Водные» споры и межэтнические разногласия перерастали в пограничные

конфликты и инциденты. Периодически такие конфликты случались с конца 1980-х -начала 1990-х гг., а своеобразный пик подобных инцидентов пришёлся на конец 2000-х гг. Самый известный спор - это разногласия по поводу строительства Таджикистаном Рогунской ГЭС на реке Вахш, так как страна испытывает острую потребность в электроэнергии. Узбекистан выступал против этого строительства, поскольку это может привести к обмелению Амударьи, а в случае прорыва плотины последствия техногенной катастрофы затронут его территорию и сельхозугодья [12].

Узбекистан остаётся важным торгово-экономическим партнёром Таджикистана. Доля Узбекистана в таджикском экспорте составила 4 % (2017 г.), а в импорте - 1,1% [14, с. 13]. Основным экспортным товаром Таджикистана является электроэнергия, основным импортным товаром - узбекский газ.

Примечательно, что в области двусторонних отношений действует достаточно широкая нормативно-правовая база. Основными документами, регулирующими главные направления отношений Таджикистана с Узбекистаном, считаются Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РТ и РУ, подписанный 4 января 1993 года в Ташкенте, и Договор о вечной дружбе между РТ и РУ от 15 июня 2000 года [15].

Однако Узбекистан периодически сворачивал двустороннее сотрудничество по всем направлениям, ограничивая и экономическое взаимодействие с Таджикистаном. В частности, Узбекистан в одностороннем порядке вводил визовый режим с Таджикистаном в 2001, а потом в 2013 году, чем провоцировал соседнее государство на принятие аналогичной меры. В итоге экономические взаимоотношения двух государств неоднократно становилось минимальными [8, с. 86].

Таджикистан и Узбекистан сотрудничают в рамках СНГ и ШОС, взаимодействуют на уровне ООН, ОБСЕ, других международных организаций. Региональное сотрудничество и партнёрство являются залогом сохранения межнационального мира и согласия и в двусторонних таджикско-узбекских отношениях. Таджикское руководство традиционно стремилось смягчить разногласия с Узбекистаном, создать условия для развития равноправных взаимоотношений.

Когда в Узбекистане к власти пришел Шавкат Мирзиёев, отношения двух стран начали постепенно улучшаться: сначала было возобновлено транспортное сообщение (2017 г.), решен наконец спорный вопрос о принадлежности Фархадской ГЭС: сама станция была признана собственностью Узбекистана, а территория под ней -Таджикистана [13].

Таджикистан - Кыргызстан

Таджикистан и Кыргызстан установили дипломатические отношения 14 января 1993 года. Оба государства весьма схожи и близки - Кыргызстан также богат водными ресурсами (стоит на втором месте в регионе после Таджикистана), в рельефе страны преобладают горы, а местные земледельцы составляют две трети населения. Двусторонние отношения изначально отличались конструктивным характером. В 1990-е гг. были подписаны десятки межгосударственных, межправительственных и межведомственных двусторонних соглашений. Самыми важными считаются: Договор об основах межгосударственных отношений от 1996 года и Договор о добрососедских и партнерских отношениях от 2004 года [20].

Они создали надёжную основу для взаимодействия двух государств, которое носит равноправный характер. Развитию партнёрства способствовало наличие политической воли у лидеров и руководства двух государств [8, с. 87]. Непростыми для обоих государств остаются и взаимоотношения с Узбекистаном, весьма не

заинтересованным в развитии гидроэнергетики обоих государств.

Договор об основах межгосударственных отношений между двумя государствами был подписан в 1996 г., а также ряд правовых актов в области экономики и культуры. Документы были подписаны в ходе официального визита президента Кыргызстана А. Акаева в Таджикистан, и таджикское руководство приняло решение открыть торговое представительство в Бишкеке, столице Кыргызстана [18]. В феврале 1997 г. была создана и Таджикско-Кыргызская межправительственная комиссия по комплексному рассмотрению общих проблем. Комиссия рассматривает социально-экономические, пограничные, финансовые вопросы, проблемы безопасности (противодействие терроризму и организованной преступности), транспорта, миграции, дорог и иных коммуникаций [8, с. 87-88].

В конце 1990-х гг. Кыргызстан, как и Казахстан, активно поддерживал Таджикистан на пути к евразийской интеграции. Оба государства весьма заинтересованы в совместном противодействии терроризму, осознавая общерегиональный характер угроз и вызовов, исходящих из Афганистана. Достаточно активно развивается и торгово-экономическое взаимодействие двух государств: доля Кыргызстана в таджикском экспорте составляет 1 % (2017 г.), а общем импорте Таджикистана - 0,6 % [14, с. 13]. Кыргызстан является важным торгово-экономическим партнёром Таджикистана. В целом наблюдается положительная динамика в двусторонних торгово-экономических отношениях. К числу основных кыргызских товаров, представляющих интерес для Таджикистана, относятся электроэнергия и текстильная продукция, строительные материалы и товары народного потребления. Важным направлением двустороннего сотрудничества является развитие транспортных коммуникаций между Кыргызстаном и Таджикистаном, включая и современные автомобильные магистрали.

Развивается и взаимодействие двух государств в гуманитарной сфере. Так, достаточно привлекательно для граждан Таджикистана кыргызское образование -сотни таджиков учатся в кыргызских университетах, в Таджикистане действуют средние школы с кыргызским языком обучения. В двух государствах проводятся дни культуры, посвящённые культурным достижениям соседнего государства, существенное значение имеют совместные симпозиумы, семинары и иные культурные мероприятия [8, с. 88].

Таджикско-кыргызские отношения основываются на общих долгосрочных интересов. Определённые проблемы в двусторонних отношениях, типичные для Центральной Азии, связаны с наличием отдельных территориальных споров (порядка 70 спорных пограничных участков). Киргизы в Таджикистане преимущественно проживают в горной пограничной местности. На территории Кыргызстана имеется крупный таджикский анклав Ворух с населением более 30 тыс. человек [8, с. 88-89].

За 2018 год было зафиксировано семь столкновений, в 2019 году в прессе широко освещались два крупных вооруженных конфликта. 13 марта 2019 года на территории таджикского анклава Ворух в городе Исфаре произошло столкновение, был открыт огонь. Причиной послужило строительство Киргизией автодороги "Кокташ-Оксой-Тамдик". 16 сентября 2019 года вооружённый конфликт произошел на стыке Баткенской области Кыргызстана и Согдийской области Таджикистана, в районе кыргызского погранпоста "Максат" [14].

Причиной этнических конфликтов между таджиками и киргизами бывало неравномерное использование ресурсов. Основные столкновения имели место в

начале 1980-х гг. и в 1989 г. В 1999, 2000 гг. на территорию Кыргызстана проникли боевики из «Исламского движения Узбекистана», что повысило необходимость в совместном обеспечении охраны границ, противодействии международному терроризму [8, с. 89].

Таджикистан - Туркменистан

Началом взаимоотношений между Таджикистаном и Туркменистаном послужило подписание Протокола «Об установлении дипломатических отношений между Республикой Таджикистан и Туркменистаном» от 27 января 1993 года. Договорно-правовая основа таджикско-туркменских взаимоотношений состоит из более чем 50 документов. Эти соглашения составляют основу двустороннего сотрудничества в политической, экономической, культурно-гуманитарной, инвестиционной, налоговой и таможенной сферах. Таджикистан закупает у Туркменистана нефтепродукты, рафинированное хлопковое масло, а Туркменистан импортирует из Таджикистана товары народного потребления, алюминий и изделия из него, сельскохозяйственную продукцию.

В июле 1995 г. в Ашхабаде с рабочим визитом находился Президент Таджикистана Э. Рахмон. По итогам визита было принято Совместное коммюнике и ряд двусторонних документов в различных сферах. В свою очередь, в начале октября 2007 года состоялся официальный визит Президента Туркменистана Г. Бердымухамедова в Республику Таджикистан [22].

Во время гражданской войны в Таджикистане на территории Туркменистана находились многочисленные таджикские беженцы. Правительством Туркменистана была оказана помощь в их приеме и размещении. Республику Таджикистан покинули более 17-ти тысяч этнических туркмен и более 60-ти тысяч таджиков. Руководство Туркменистана откликнулось на просьбу Посольства Таджикистана помочь и приютить таджикских беженцев. Президент Туркменистана поручил администрации всех велаятов, городов и этрапов принять таджикских беженцев, обеспечить их временным жильем и продуктами питания [9, с. 36].

В рамках контактов на высшем политическом уровне в 2009 году имел место рабочий визит Президента Республики Таджикистана Эмомали Рахмона в Туркменистан. Результатом данного визита стало подписание двусторонних документов, в том числе Соглашения о Совместной межправительственной таджикско-туркменской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству [22].

Туркменистан является слабым торгово-экономическим партнёром Таджикистана. Таджикистан экспортировал в Туркменистан товары на сумму 1,5 млн долларов США, а импорт из Туркменистан составил 118,8 млн долларов США. Основными экспортными товарами Таджикистана являются алюминий и сельхозпродукция, основным импортным товаром - нефтепродукты [23, с. 125-126].

Железная дорога Туркменистан-Афганистан-Таджикистан: дорога в никуда?

В 2013 году в Ашхабаде между главами Таджикистана, Туркменистана и Афганистана был подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании между Туркменистаном, Исламской Республикой Афганистан и Республикой Таджикистан по проекту строительства железной дороги «Таджикистан-Афганистан-Туркменистан» (ТАТ).

5 июня 2013 года в г. Атамураде при участии глав Таджикистана, Туркменистана и Афганистана состоялась официальная церемония по закладке туркменского участка железной дороги ТАТ. В 2016 году Туркменистан завершил строительство своего

участка до границы с Афганистаном. Общая протяженность новой стальной магистрали составляет 88 километров, из них 85 проложены по территории Туркменистана, а завершающие три километра — между приграничными пунктами Имамназар и Акина - на территории Афганистана. В июле 2019 года состоялось открытие очередного участка железной дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан (ТАТ): туркменской стороной было завершено строительство десяти км железной дороги от туркменской границы до станции Акина, началась прокладка пути до афганского города Андхой.

Проект ТАТ появился в период противостояния Душанбе и Ташкента из-за строительства Рогунской ГЭС, когда Узбекистан в качестве рычага экономического давления на Таджикистан использовал и блокирование железнодорожных путей. Проект ТАТ главной своей целью ставил создание общего для всех стран Центральной Азии транспортного узла как альтернативы существующей монополии Узбекистана. Железная дорога протяженностью более 400 км должна пролегать от границы Туркменистана через афганские населенные пункты Акина-Андхой-Шибирган - Мазари-Шариф-Кундуз-Шерхан-Бандар, дойдя до таджикского Нижнего Пянджа и Джалолиддинбалхийского района. Но в 2016 году, в рамках общего улучшения отношений с Ташкентом, ситуация для Таджикистана изменилась: был восстановлен транзит через Узбекистан, что изменило приоритеты Душанбе. Таджикистан отложил реализацию проекта ТАТ «до лучших времен», чем вызвал негативную реакцию у Туркменистана [24]. Строительство таджикского участка этой дороги откладывалось в течение нескольких лет, что вызывает неудовольствие у Туркменистана. Так, 22 сентября 2018 года МИД Туркменистана выразил "непонимание в связи с заявлением посла Таджикистана в Узбекистане Содика Имоми о том, что в Душанбе намерен «отложить до лучших времен» идею строительства железной дороги ТАТ». Однако посол РТ в Узбекистане в сентябре заявил, что в интервью с «Коммерсантом» ничего подобного не говорил [25].

Таким образом, на основе всех приведенных выше факторов, мнений и анализа роли и особенностей взаимоотношений Республики Таджикистан с государствами Центральной Азии, автор формулирует такие выводы и предложения:

а) Таджикистан, являясь горной страной (93%), не имеющей выхода к морю, находится в удалении от международных торговых путей. Слабая интеграция в международную экономику не позволяет Таджикистану быть полноценным актором в Центрально-Азиатском регионе;

б) Таджикистан благодаря участию в различных региональных и международных экономических и политических проектах и организациях стремится диверсифицировать свои международные связи и ищет альтернативные маршруты в обход своих «партнеров» (Узбекистана и Кыргызстана). Правительству Таджикистана необходимо завершить строительство железной дороги ТАТ как одну из альтернатив и плана «Б» на худшие времена, так как нынешнее улучшение взаимоотношений и сближение с Ташкентом могут снова привести к транспортной зависимости Душанбе от северного соседа;

в) каждая страна ЦА имеет свои рычаги давления на соседей, исключением является Таджикистан. На данный момент он пока не обладает «мягкой» силой воздействия на соседей, способной в случае возникновения каких-либо событий или происшествий между государствами региона использовать ее для решения также и

национальных интересов. Но с завершением строительства и запуска в эксплуатацию Рогунской ГЭС, железной дороги ТАТ, китайского проекта «Один пояс - один путь» у Душанбе появятся мощные рычаги давления, которые он сможет использовать в качестве защиты государства и национальных интересов как в регионе, так и на международной арене;

г) Правительство Таджикистана в связи с потеплением отношений с Узбекистаном благодаря Ш. Мирзиёеву приостановило осуществление множества внутренних и региональных проектов, которые были направлены на выход страны из коммуникационного тупика и ослабление зависимости от узбекских дорог. Правительству Таджикистана было бы целесообразно и правильно с точки зрения меняющегося политического климата в мире, в том числе в государствах ЦА, продолжить внедрение всех запланированных проектов, таких как ж/д ТАТ, строительство внутренних ж/д и автомобильных дорог, объединяющих все регионы страны;

д) налаживание регионального взаимодействия, международного сотрудничества является необходимой мерой укрепления международной и региональной безопасности и гарантией сохранения общественно-политической стабильности в Таджикистане;

е) Таджикистан играет важнейшую роль в сохранении стабильности и безопасности в Центрально-Азиатском регионе и в России: гранича с Афганистаном, страна подвергается таким угрозам, как распространение терроризма, исламского радикализма, рост организованной преступности и наркоторговли.

Список использованных источников: I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30391383 (Дата обращения: 21.09.2019 г.).

2. Указ Президента Республики Таджикистан «О Концепции внешней политики Республики Таджикистан» от 27 января 2015 г. № 332 / [Электронный ресурс] // Режим доступа https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=72915 (Дата обращения: 21.09.2019 г.).

3. Договор о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан от 15 июня 2000 г. Ратифицирован Постановлением ОМ РУз от 31 августа 2000 года N 130-П, вступил в силу с 28 марта 2001 г. / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nrm.uz/contentf?doc=42217_&products=1_zakonodatelstvo_respubliki_uzbekistan (Дата обращения: 17.10.2019 г.).

II. Список использованной литературы:

4. Асадов Шохоз. Транзитные коридоры Таджикистана и их потенциал для развития региональной торговли. - Бишкек, 2012. - 44 с.

5. Забиров Д.В. Интересы и цели Таджикистана и России в Центральной Азии // Международные отношения. - 2018. - № 1. - С. 113-122.

6. Имомов А. Территориальные и земельно-водные конфликты в Центральной Азии: взгляд из Таджикистана // Центральная Азия и Кавказ. - Т. 16, № 2. - С. 124-139.

7. Муллоджанов П. Таджикско-казахстанские отношения: новые вызовы и будущие перспективы (2018) / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cc-

sauran.kz/rubriki/safety/197-tadzhiksko-kazahstanskie-otnosheniya-novye-vyzovy-i-buduschie-perspektivy.html. (Дата обращения: 23.09.2019).

8. Осинина Д.Д. Элитные группы Центральной Азии в большой геополитической «игре» России, КНР и США в начале XXI века: монография / Д.Д. Осинина. М.: Инфра-М, 2018. 144 с.: ил.

9. Фармонова Д. Основы межгосударственных отношений Республики Таджикистан с Туркменистаном (1991-2001) // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2019. №2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/nyasos-oi-munosibati-baynidavlatii-um-urii-to-ikiston-bo-turkmaniston-1991-2001 (дата обращения: 10.05.2020).

10. Pamment J. New public diplomacy in the 21st century: a comparative study of policy and practice. New York: Routledge, 2012. 30 p.

11. Troitskiy E.F. US Policy in Central Asia and Regional Security // US Policy Global Society: Journal of Interdisciplinary International Relations. Jul2007, Vol. 21, Issue 3, p. 415-428.

III. Интернет-источники

12. Отношения Таджикистана и Узбекистана вчера, сегодня, завтра - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tj.sputniknews.ru/world/20150220/1014488517.html

13. Договор по Фархадской ГЭС стал прорывом между Таджикистаном и Узбекистаном - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tj.sputniknews. ru/analytics/20180112/1024398890/farhadskaya-ges-proryv-tadzhikistan-uzbekistan.html (Дата обращения: 17.10.2019 г.).

14. Конфликт на границе Таджикистана и Киргизии: каковы истинные причины? -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tj.sputniknews. ru/trend/tajikistan_kyrgyzstan_border-konflikt/ (Дата обращения: 17.10.2019 г.).

15. Министерство иностранных дел Республики Таджикистан: Отношения Таджикистана с Узбекистаном - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mfa.tj/ru/main/view/145/otnosheniya-tadzhikistana-s-uzbekistanom (Дата обращения: 17.10.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Свободные экономические зоны в Таджикистане: Кого привлекают и насколько эффективны? - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://avesta.tj/2017/06/05/svobodnye-ekonomicheskie-zony-v-tadzhikistane-kogo-privlekayut-i-naskolko-effektivny/(Дата обращения: 17.10.2019 г.).

17. Сотрудничество Республики Казахстан с Республикой Таджикистан/ Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Казахстан -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mfa.gov.kz/ru/content-view/sotrudnichestvo-respubliki-kazakhstan-s-respublikoj-tadzhikistan (Дата обращения: 17.10.2019 г.).

18. Таджикистан и Узбекистан: перезагрузка отношений в региональной перспективе / CA-portal/ Среднеазиатский портал - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ca-portal.ru/article:41284 (Дата обращения: 17.10.2019 г.).

19. Таджикистан и Узбекистан приступили к разминированию общей границы -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tj.sputniknews. ru/country/20181009/1027049995/Tajikistan-Uzbekistan-pristupili-razminirovaniyu-obschey-granitsy.html(Дата обращения: 17.10.2019 г.).

20. Таджикско-кыргызские отношения / Посольство Республики Таджикистан в Кыргызской Республике - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. tajikemb.kg/index.php?option=com_content&view=article&id= 61&Itemid=124(Дата обращения: 17.10.2019 г.).

21. Kazakhstan business magazine / КАЗИНФОРМ / Создан Казахстанско-таджикский фонд прямых инвестиций - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://investkz.com/articles/3709.html (Дата обращения: 17.10.2019 г.)

22. Министерство иностранных дел Республики Таджикистан: отношения Таджикистана с Туркменистаном - [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://mfa. tj/ru/main/view/143/otnosheniya-tadzhikistana-s-turkmenistanom (дата обращения: 9.05.2020)

23. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан: Таджикистан в цифрах - 2018, экспорт и импорт товаров / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://stat.ww.tj/publications/June2019/tajikistan-in-figures-2018.pdf (дата обращения: 9.05.2020).

24. Князев Александр Алексеевич. Туркменистан строит очередную "дорогу в никуда"/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ng.ru/vision/2019-09-29/5_7688_view.html (дата обращения: 9.05.2020)

25. Радио «Озоди». Минтранс РТ: "Душанбе не отказывается от реализации проекта Ж/Д ТАТ"/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ng.ru/vision/2019-09-29/5_7688_view.html (дата обращения: 9.05.2020).

Reference Literature:

I. Normative-Legal Instruments

1. Constitution of Tajikistan Republic from November 6, 1994 [Electronic resource] // Regime of availability: http: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30391383 (Date of request: 21.09.2019)

2. The Fiat of Tajikistan Republic President "On Tajikistan Republic Foreign Policy Conception" from January 27, 2015. N332 [Electronic resource] // Regime of availability: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=72915 (Date of request: 21.09.2019)

3. The Treaty on Eternal Friendship between Uzbekistan Republic and Tajikistan Republic from June 15, 2000. Being Ratified by OM of UR from August 31, 2000; N130-II; Being Validated on March 28, 2001 // [Electronic resource] // Regime of availability: https://nrm.uz/contentf?doc=42217_&products=1_zakonodatelstvo_respubliki_uzbekistan (Date of request: 17.10.2019)

II. List of Used Literature:

4. Asadov, Shokhoz. Transit Corridors of Tajikistan and their Potential for Regional Trade Development. - Bishkek, 2012. - 44 pp.

5. Zabirov D. V. Interests and Goals of Tajikistan and Russia in Central Asia // International Relations. - 2018, N1. - pp. 113 - 122

6. Imomov A. Territorial and Land-Water Conflicts in Central Asia: View from Tajikistan // Central Asia and Caucasus. - V.16, N2. - pp. 124-139

7. Mullodjanov P. Tajik-Kazakh Relations: New Challenges and Future Prospects (2018) [Electronic resource] // Regime of availability: http: (Date of request: 23.09.2019)

8. Osinina D. D. Elite Groups of Central Asia in Big Geopolitical "Game" of Russia, China and USA at the Beginning of the XXI-st Century: monograph // D. D. Osinina. M. M.: Infra-M, 2018. - 144 pp. : illustrated.

9. Farmonova D. Foundations of Interstatal Relations between Tajikistan Republic and Turkmenistan (1991-2001) // Scientific Notes of Khujand State University Named after Academician B. Gafurov. Humanitarian Sciences. 2019, N2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/asos-oi-munosibati-baynidavlatii-um-urii-to-ikiston-bo-turkmaniston-1991-2001 (Date of request: 10.05.2020)

10. Pamment J. New Public Diplomacy Referring to the XXI-st Century: a Comparative Study of Policy and Practice. - New York: Routledge, 2012. - 30 pp.

11. Troitskiy E.F. US Policy in Central Asia and Regional Security // US Policy Global Society: Journal of Interdisciplinary International Relations. Jul2007, Vol. 21, Issue 3, - pp. 415 -428.

III. Internet Sources

12. Relationships between Tajikistan and Uzbekistan yesterday, today, tomorrow. [Electronic resource]: httsp:generamb

13. Treaty on Farhad HEPS Has Been a Breakthrough between Tajikistan and Uzbekistan -[Electronic resource] - Regime of availability: https://tj.sputniknews.ru/analytics/20180112/1024398890/farhadskaya-ges-proryv-tadzhikistan-uzbekistan.html (Date of request: 17.10.2019)

14. The Conflict at the Frontier between Tajikistan and Kyrgizia: what are Genuine Causes? -[Electronic resource] - Regime of availability: https://ti.sputniknews.ru/trend/taiikistan_kyrgvzstan_border-konflikt/ (Date of request: 17.10.2019

15. Ministry of Foreign Affairs of Tajikistan Republic: Relationships between Tajikistan and Uzbekistan - [Electronic resource] - Regime of availability: https://mfa.ti/ru/main/view/145/otnosheniya-tadzhikistana-s-uzbekistanom (Date of request: 17.10.2019)

16. Free Economy Zones in Tajikistan: whom Do they Attract and to what Extent Are they Effective? - [Electronic Resource]. Regime of availability: http://avesta.tj/2017/06/05/svobodnye-ekonomicheskie-zony-v-tadzhikistane-kogo-privlekayut-i-naskolko-effektivny/( (Date of request: 17.10.2019)

17. Collaboration of Kazakhstan Republic with Tajikistan Republic // Official Site of the Ministry of Foreign Affairs of Kazakhstan - [Electronic resource] - Regime of availability: http://www.mfa.gov.kz/ru/content-view/sotrudnichestvo-respubliki-kazakhstan-s-respublikoj-tadzhikistan (Date of request: 17.10.2019)

18. Tajikistan and Uzbekistan: Overcharge of Relations in Regional Perspective. (SA-Portal) -[Electronic resource] - Regime of availability: http://www.ca-portal.ru/article:41284 (Date of request: 17.10.2019)

19. Tajikistan and Uzbekistan Got down to Unmining of Common Border. - [Electrnic resource] - Regime of availability: https://tj.sputniknews.ru/country/20181009/1027049995/Tajikistan-Uzbekistan-pristupili-razminirovaniyu-obschey-granitsy.html (Date of request: 17.10.2019)

20. Tajik-Kyrgyz Relationships // Tajikistan Republic Embassy in Kyrgyz Republic -[Electronic resource] - Regime of availability: https://www.tajikemb.kg/index.php?option=com_content&view=article&id= 61&Itemid=124 (Date of request: 17.10.2019

21. Kazakhstan Business Magazine KAZINFORM // Being Created by the Kazakh-Tajik Foundation of Direct Investments - [Electronic resource] - Regime of availability: http://investkz.com/articles/3709.html (Date of request: 17.10.2019)

22. Tajikistan Republic Ministry of Foreign Affairs: Relationships of Tajikistan with Turkmenistan - [Electronic resource] // Regime of availability: https://mfa.tj/ru/main/view/143/otnosheniya-tadzhikistana-s-turkmenistanom (Date of request: 9.05.2020)

23. Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President: Tajikistan in Figures of 2018, Export and Import of Goods // [Electronic resource] http://stat.ww.tj/publications/June2019/tajikistan-in-figures-2018.pdf (Date of request: 9.05.2020)

24. Knyazev Alexander Alekseyevich. Turkmenistan is Building a Recurrent Road into Nowhere. // [Electronic resource] - Regime of availability: http://www.ng.ru/vision/2019-09-29/5_7688_view.html (Date of request: 9.05.2020)

25. "Ozodi" Broadcasting. TR Ministry of Transport: "Dushanbe Doesn 't Refuse from "TAT Railway Road Project Realization" // [Electronic resource] - Regime of availability: http://www.ng.ru/vision/2019-09-29/5_7688_view.html (Date of request: 9.05.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.