УДК 323 (575.3) ББК 66.4 (06)
ИКДОМОТБАРОИ ГУСТАРИШИ Фармонова Дилрухсор Чумабоевна, номзади
РАВОБИТИ ТОЧИКИСТОН БО илмуои таърих, докторанти кафедраи
МАКОМОТИ ОЛИИЦОНУНБАРОРИ таърихи Ватан ва археологияи МДТ «ДДХ ба
КИШВАРХ/ОИ ОСИЁИ МАРКАЗЙДАР номи академик Б. Гафуров»
СОЛ^ОИ АВВАЛИИСТИЦЛОЛИЯТ (Тоцикистон, Хуцанд)
МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СВЯЗЕЙ Фармонова Дилрухсор Жумабоевна, кандидат
ТАДЖИКИСТАНА С ВЫСШИМИ исторических наук, докторант кафедры
ЗАКОНОДА ТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ Отечественной истории и археологии
СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ГОУ «ХГУ имени академика Б.Гафурова»
ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ (Таджикистан, Худжанд)
MEASURES TO STRENGTHEN THE Farmonova Dilrukhsor Jumaboevna, сапЛёаг of
LINKS OF TAJIKISTAN WITH THE History sciences of the SEI «KSU named after
HIGHER LEGISLATIVE BODIES OF THE academician B.Gafurov» (Tajikistan, Khujand)
CENTRAL ASIAN COUNTRIES IN THE E-mail: [email protected] FIRST YEARS OF INDEPENDENCE
Вожщои калиди: Цумуурии Тоцикистон, Осие'и Маркази, Шурои Оли, истицлолияти давлатй, муносибати байнипарлумони, равобити сиеси, дипломатия, сиесати хорици
Дар мацола сухан оид ба тадбируои густариши равобити Тоцикистон бо мацомоти олии цонунбарор-парламентуои давлатуои Осие'и Маркази дар солуои аввали истицлолият меравад. Таъкид шудааст, ки дар солуои аввали истицлолияти давлати дар доираи мустаукам намудани уамкориуои манфиатбахш Чумуурии Тоцикистон бо давлатуои Осие'и Маркази дар самти равобити байнипарлумони ба дастовардуои махсус соуиб гардид, ки заминаи рушди уамкориуои минбаъдаи манфиатбахш байни давлатуои минтаца дар доираи муносибатуои ицтисоди-тицорати ва фаруанги-гуманитари гардид. Кайд гардидааст, ки солуои охири асри гузашта дар муносибати давлатуои минтаца тагйироти кулли ба вуцуд омад. Давлатуои Осиеи Маркази тарафдори мустаукам гардидани оромии минтаца, аз цумла, Тоцикистон буда, дар самти равобити байнипарлумони сиесати пешгирифтаи Х,укумати Чумуурии Тоцикистонро дар бунеди давлати демократи, ууцуцбунед ва соуибихтиер дастгири мекарданд.
Ключевые слова: Республика Таджикистан, Центральная Азия, Верховный Совет, государственная независимость, межпарламентские отношения, взаимовыгодное сотрудничество, внешняя политика
В статье приведены сведения о связи Таджикистана с высшими законодательными органами стран Центральной Азии в первые годы независимости, когда в сфере парламентских связей были достигнуты определенные успехи, заложившие основу дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества между государствами региона в области экономических, торговых, культурно-гуманитарных отношений. Отмечается, что, начиная с последних лет прошлого столетия, в отношениях стран Центральной Азии произошли коренные изменения. Указывается, что центрально-азиатские государства начали принимать активное участие в деле дальнейшего укрепления мира в регионе, в том числе и в Таджикистане, стали всесторонне поддерживать не на словах, а на деле политический курс Президента Республики Таджикистан, направленный на обеспечение процесса развития республики по пути строительства демократического, правового и светского государства.
Key words: Tajikistan Republic, Central Asia, Supreme Council, state independence, inter-parliamentary relations, mutually beneficial cooperation, foreign policy
In her article the author adduces information beset with the relationship between Tajikistan with the highest legislative bodies of Central Asian countries in the early years of independence when certain successes were achieved in the sphere of parliamentary relations which laid the foundation for further mutually beneficial cooperation between the states of the region in the following fields such as economic, trade, cultural and humanitarian relations. It is underscored that since the last years of the past century, fundamental changes have taken place in the relations of the countries of Central Asia. It is indicated that the Central Asian states began to take an active participation in further strengthening peace in the region, including Tajikistan, and began to comprehensively support, not in words, but in practice either, the political course of Tajikistan Republic President aimed at ensuring the development of the republic along the way building a democratic, legal and secular state, upon the whole.
Республика Таджикистан имеет глубокие исторические взаимоотношения со странами Центральной Азии, в её внешней политике и после обретения независимости существенное место отводится странам этого региона. Исходя из равновекторности политических устремлений стран региона и, несмотря на декларируемые ими заявления о вечной дружбе, наши отношения с центрально-азиатскими государствами далеко не всегда были ровными и безоблачными.
Касаясь взаимоотношений Таджикистана со странами Центральной Азии, надо сказать, что на протяжении прошедших лет после завоевания суверенитета, несмотря на то, что руководители тех или иных стран региона стремились занять лидирующее положение, эти амбиции, за исключением временного ухудшения добрососедских отношений между этими странами, ни к чему не приводили, так как они не имели под собой логической основы. А исторической логикой на современном этапе развития стран региона являются не амбиции и притязания новоявленных лидеров отдельных стран, а совсем наоборот - мир и сотрудничество между центрально-азиатскими государствами. Исходя из того, что регион Центральной Азии - это неделимое пространство тесного экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества и углубления добрососедских отношений, интеграция государств этого региона жизненно необходима в первую очередь как для самих государств, так и для мирового сообщества в целом.
Учитывая исключительную актуальность взаимовыгодного сотрудничества со странами Центральной Азии, во благо своего дальнейшего развития, Республика Таджикистан во второй половине 90-х годов уделяла этому вопросу большое внимание.
Председатель Верховного Совета Республики Казахстан С. Абдильдин от 2 января 1992 года направил заявление Председателю Верховного Совета Республики Таджикистан, в котором говорилось:
«В связи с прекращением деятельности Секретариата Верховного Совета СССР представляется целесообразным в интересах независимых государств, объединившихся в Содружество, сформировать на базе некоторых структурных подразделений Секретариата Межгосударственный центр информационной поддержки высших государственных органов государств Содружества, удовлетворение информационных запросов республиканских депутатов, организацию обмена опытом работы парламентов, обеспечение Верховных Советов зарубежной парламентской информацией. В дальнейшем центр мог бы взять на себя функции, связанные с обеспечением суверенных государств социально-экономической информацией в пределах единого экономического пространства, информацией о действующем республиканском законодательстве, состоянии законности и правопорядка, межнациональных отношений и т. п.
Решение этого насущного вопроса помогло бы избежать в условиях ликвидации Секретариата безвозвратной утраты накопленных информационных массивов, разрушения сложившейся системы информационной поддержки парламентов суверенных республик.
Просим Вас поддержать идею создания Межгосударственного центра информационного обмена на базе информационных подразделений Секретариата бывшего Верховного Совета СССР. В случае принятия такого предложения можно было бы создать рабочую комиссию из представителей Верховных Советов государств Содружества для проработки вопросов организации и деятельности Центра информационного обмена членов СНГ»(8, 204-205). В связи с этим заявлением было видно, что с распадом СССР была прекращена деятельность Секретариата Верховного Совета СССР по информационному обмену. Этот вопрос был обсуждён на встречах заместителей парламентов государств-членов СНГ от 24 января 1992 года, где присутствовал заместитель Председателя Верховного Совета Республики Таджикистан В. И. Приписнов. 20 марта 1992 года на Совещании глав государств СНГ в городе Киеве было принято «Решение о создании Международной Вещательной Компании и Евраазиатского Вещательного Союза» (3, 90-91).
Необходимость экономического стимулирования внешнеполитических связей двух стран привела к подписанию ряда соглашений между Республикой Таджикистан и Республикой Казахстан. В частности, были подписаны следующие соглашения: «О принципах торгово-экономического сотрудничества на 1993 год», «О торгово-экономическом сотрудничестве на 1994год», «Об обслуживании поставок зерна урожая 1994 года » (2, 8-9).
Основные принципы сотрудничества с Республикой Казахстан и проблемы согласованной ратификации обсуждались в ходе визита парламентской делегации Республики Казахстан в Республику Таджикистан 30 августа - 1 сентября 1994 года. Стороны выразили уверенность в том, что согласованные ратификации двусторонних межгосударственных соглашений обеспечат эффективное сотрудничество между государствами. Постепенно набирал ход экономическое,
культурное, гуманитарное сотрудничество с Республикой Казахстан. Начали развиваться и межпарламентские отношения между парламентом Республики Таджикистан и парламентом Республики Казахстан. Так, с целью установления тесного сотрудничества с таджикскими депутатами, изучения опыта развития парламентской деятельности Таджикистана, Маджлис (парламент) Республики Казахстан в 1996 году создал депутатскую группу по сотрудничеству с Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Установление непосредственных контактов между двумя законодательными органами способствовало развитию и расширению взаимовыгодного двустороннего сотрудничества в различных областях.
Установление таких связей способствовало достижению договорённости о синхронизации ратификации различных межгосударственных соглашений, имеющих важное значение для экономики обеих стран. Так, в 1999 году парламенты обеих стран практически одновременно ратифицировали заключённые между Республикой Таджикистан и Республикой Казахстан двусторонние межгосударственные Соглашения «О поощрении и взаимной защите инвестиций», «О дальнейшем развитии и углублении экономического сотрудничества», «О сотрудничестве в области здравоохранения, фармации, медицинской техники и медицинской науки и подготовки кадров», «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал».
Наметились перспективы экономического сотрудничества и с Республикой Узбекистан. Ратификация ряда заключенных соглашений «О торгово-экономическом сотрудничестве на 1993 год», «О порядке применения таможенных процедур во взаимной торговле на 1993 год», «О совместных предприятиях», а также Декларация «Об углублении всестороннего сотрудничества между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан», подписанная в Ташкенте 8 октября 1994 года, способствовали увеличению товарооборота между двумя государствами, который происходил за счёт:
- восстановления сложившихся рынков сбыта продукции, производимой на территориях государств;
- восстановления и развития кооперационных связей, прежде всего, в цветной, химической и лёгкой промышленности, в машиностроении, агропромышленном комплексе;
- создания межгосударственных финансово-промышленных групп, совместных предприятий и других организационно-хозяйственных структур, с учётом взаимных экономических интересов;
- совершенствования механизма регулирования и стимулирования внешнеэкономических связей и развития инвестиционного сотрудничества(1, 104-105).
Кроме того, заинтересованность в политической стабильности в регионе, стремление обезопасить внешние рубежи, в частности, таджикско-афганскую границу, способствовали подписанию 15 июля 1994 года в Ташкенте трёхстороннего Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в охране внешних границ СНГ. До конца 1994 года данное Соглашение было ратифицировано парламентами подписавших его государств (6, 12-18).
Следует подчеркнуть, что, начиная с последних лет прошлого столетия, в таджикско-узбекских отношениях произошли коренные изменения. Республика Узбекистан стала принимать активное участие в деле дальнейшего укрепления мира в регионе, в том числе и в Таджикистане, стала всесторонне поддерживать не на словах, а на деле политической курс Президента Республики Таджикистан, направленный на обеспечение процесса развития республики по пути строительства демократического, правового и светского государства. Укрепилась договорно-правовая база таджикско-узбекских отношений по широкому спектру вопросов взаимовыгодного сотрудничества между двумя государствами. Стороны при встречах на высшем государственном и правительственном уровнях особое внимание стали уделять вопросам двусторонних отношений, ходу реализации многочисленных ранее подписанных документов двустороннего сотрудничества, взаимодействия в рамках международных организаций (1, 280).
Положительные результаты были достигнуты и в практике регулярных взаимных визитов рабочих правительственных переговоров и консультаций по рассмотрению вопросов двусторонних отношений. Особенно успешно стало развиваться сотрудничество парламентов Узбекистана и Таджикистана: Председатель Олий Маджлиса Республики Узбекистан Э.Х. Халилов во главе с правительственной делегацией Республики Узбекистан принял участие в торжествах, посвящённых 1100-летию Государства Саманидов, которые проходили в 1999 году в столице Таджикистана. Во время этой поездки глава узбекского парламента встречался с Председателем Маджлиси Оли Республики Таджикистан С. Раджабовым, в результате которой в межпарламентских отношениях двух соседних государств в скором времени произошли позитивные сдвиги. В частности, при
парламенте Республики Таджикистан из числа народных депутатов была организована группа по сотрудничеству Маджлиси Оли Республики Таджикистан с Олий Маджлис Республики Узбекистан по сотрудничеству с парламентом Узбекистана, посредством которой развивались межпарламентские связи двух государств (5, 112). Стали чаще общаться между собой парламентарии двух стран. Депутаты Маджлиси Оли и члены Центральной избирательной комиссии Республики Таджикистан в конце 1999 и начале 2000 годов в качестве наблюдателей принимали участие в выборах парламента и Президента Узбекистана. В свою очередь, представители узбекского парламента и Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан аналогичным образом наблюдали за ходом выборов Президента и парламента Таджикистана, которые проходили в ноябре 1999 года и марте 2000-го.
В 1997 году наметились перспективы межпарламентского сотрудничества между парламентами Таджикистана и Кыргызстана.
Вопросы углубления такого сотрудничества обсуждались в ходе участия таджикской парламентской делегации в семинаре по вопросам пресечения нарушения Международного права в национальном законодательстве государств Средней Азии и Казахстана, организованном законодательным собранием Жогорку Кенеша (парламентом) Республики Кыргызстан.
Стороны отметили необходимость такого сотрудничества, поскольку обе страны накопили достаточный опыт в законотворческой деятельности.
В итоге, в январе 1997 года при таджикском парламенте была образована депутатская группа по сотрудничеству с кыргызским парламентом.
В августе 1998 года в кыргызском городе Чолпон-Ата состоялась встреча руководителей парламентов государств-участников Договора о создании единого экономического пространства в Центрально-Азиатском регионе(4, 56). Вхождение Республики Таджикистан в состав Центрально-Азиатского экономического сообщества требовало расширения и углубления интеграционных процессов не только в экономической области, но и в сфере науки, техники, культуры и политики. В связи с этим на встрече была признана необходимость создания Совета парламентариев стран, входящих в Центрально-Азиатское экономическое сообщество с целью решения, прежде всего, проблемы гармонизации и унификации, принимаемых парламентами этих стран законов, обеспечивающих формирование правовой базы экономической, научно-технической и культурной интеграции. Активизация межпарламентского сотрудничества на многосторонней основе в рамках Совета парламентариев внесла значительный вклад в дело укрепления правовой базы интеграции и стала весомым фактором наращивания интеграционных процессов в Центральной Азии, давала новые возможности в деле углубления двусторонних межпарламентских связей между таджикским и кыргызским парламентами. По мнению Председателя палаты Законодательного собрания Жогорку Кенеша (парламента) Республики Кыргызстан А. Эркебаева, присоединение Республики Таджикистан к Договору о создании единого экономического пространства, активная деятельность Межгосударственного Совета и его институтов делают актуальным углубление межпарламентского сотрудничеств между центрально-азиатскими республиками.
Исследуемый период характеризовался также созданием различных депутатских групп связи парламента Таджикистана с парламентами других стран мира, и в первую очередь стран СНГ.
С 1994г. постепенно расширились взаимовыгодные отношения и с Туркменистаном. Между Республикой Таджикистан и Туркменистаном были заключены соглашения по следующим направлениям:
- «Об основных принципах и направлениях экологического сотрудничества»;
- «О производственной кооперации»;
- «О содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций»(1, 106).
В результате ратификации этих соглашений был дан импульс дальнейшему взаимовыгодному развитию интеграционных связей, созданию совместных производственных предприятий, увеличению экспорта в Таджикистан более дешёвых, по сравнению с другими странами СНГ, нефтепродуктов и других товаров, необходимых для наших производственных нужд, в том числе и для горнорудных комплексов.
Независимый Таджикистан по отношению к другим странам, в том числе на пути укрепления политических отношений с соседними государствами Центральной Азии, стремился укрепить дружественно-политические, добрососедские, мирно-созидательные (т.е. не вмешиваться во внутреннюю политику соседа) отношения. Потому что наши границы, наша вода, наша электроэнергия, наши дороги - всё это является совместным богатством. Кроме того, в составе населения соседних государств живут представители нашей нации, нашего народа. По этой
причине Таджикистан с первых же дней обретения своей независимости старался укрепить связи с этими республиками.
Таким образом, в первые годы независимости в области укрепления взаимовыгодных связей с государствами Центральной Азии были достигнуты определённые успехи. Эти связи были установлены между парламентами государств в области экономических, торговых, культурных отношений, которые положили основу дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества между государствами региона.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Джалилов, М. Международные отношения парламента Республики Таджикистан в годы национальной независимости и политического суверенитета (1991-2000г.г.)/ М.Джалилов -Душанбе: Эчод, 2005.-308с.
2. Казахстан - Таджикистан для дружбы нет расстояний. Специальный выпуск.- Душанбе, 2007.-48с.
3. Назриев, Д. Республика Таджикистан: история независимости, год 1992 (хроника событий). Том 2./ Д. Назриев, И. Сатаров -Душанбе: Эбберт, 2005.- 731с.
4. Постановление Президиума Маджлиси Оли РТ от 20.07.98г. «О поездке парламентской делегации РТ в город Чолпон-Ата с 29.07 по 2.08.1998г.» //Ахбори Мачлиси Олии Ч,Т .-1998.-№19-20.-174с.
5. Постановление Маджлиси Оли РТ. №1006 от 5.04. 1999г. «Об организации группы по сотрудничеству Маджлиси Оли Республики Таджикистан с Олий Маджлис Республики Узбекистан». //Ахбори Мачлиси Олии Ч,Т.-1999.- №7. - 205с.
6. Текущий архив Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Раздел: Отдел по межпарламентским связям и протоколу Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли РТ.-Кн.-№7.- Л.12-18.
7. Ушакова, Н. Центрально-азиатское сотрудничество: направления трансформации / Н.Ушакова // Центральная Азия и Кавка. - 2003. - №3.
8. Центральный Государственный архив Республики Таджикистан.- Фонд Р-297. -Опись.- 40.-Ед. хр. 1537.- лист 204-205.
REFERENCES:
1. Jalilov, M. International Relations of the Parliament of the Republic of Tajikistan during the Years of National Independence and Political Sovereignty (1991-2000) / M. Jalilov. - Dushanbe: Invention, 2005. - 308 p.
2. Kazakhstan - Tajikistan for Friendship there are no Distances. Special Issue. - Dushanbe, 2007. -48 p.
3. Nazriev, D. Tajikistan Republic: a History of Independence for 1992 (chronicle of events). Volume 2. / D. Nazriev, I. Satarov. - Dushanbe: Ebbert, 2005. - 731 p.
4. Decree of the Presidium of the Majlisi Oli of RT Dated 07.20.98. "On the Trip of the Parliamentary Delegation of the Republic of Tatarstan to Cholpon-Ata-city from 29.07 to 2.08.1998." // Tiding of Supreme Council of Tajikistan Republic. - 1998. - №19-20. - 174 p.
5. Resolution of the Majlisi Oli of the RT. No. 1006 dated 5.04. 1999 "On the Organization of a Group for Cooperation of the Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan with the Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan." // Tiding of Supreme Council of Tajikistan Republic. - 1999. - №7. -205 p.
6. The Current Archive of the Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan. Section: Department for Inter-Parliamentary Relations and Protocol of the Majlisi Namoyandagon Majlisi Oli RT.-Kn.-No. 7.- L.12-18.
7. Ushakova, N. Central Asian Cooperation: Areas of Transformation // Central Asia and the Caucasus / N.Ushakova. - 2003. - No. 3.
8. The Central State Archive of the Republic of Tajikistan. - Fund R-297. -List .- 40.- Unit hr 1537.- Sheet 204-205.