12 00 14 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 12 00 14 ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PROCESS
УДК 341 ББК 67.910.24
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН (В ПЕРИОД 1990-2000 гг.)
БАРЦАРОРЁБИ ВА ТАШАККУЛИ ТАНЗИМИМЕЪЕРИЮ Х,УЦУЩИ РАВАНД^ОИ МУ^ОЧИРАТ ДАР ЧУМ^УРИИ ТОЧИКИСТОН (ДАР ДАВРАХ^ОИ 1990-2000)
FORMATION AND DEVELOPMENT OF NORMATIVE-LEGAL REGULATION OF MIGRATIONAL PROCESSES IN TAJIKISTAN REPUBLIC (THE PERIOD OF 1990-2000)
Санавваров Галибджон Бакоевич,
канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского и трудового права ТГУПБП (Таджикистан. Худжанд)
Санавваров Голибцон Бацоевич,
н.и.%., дотсент., мудири кафедраи ^уцуци граждани ва меунатии ДДХ,БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Sanavvarov Galibjon Bakoevich,
candidate of juridical sciences, Associate Professor, chief of the department of civil and labor law under TSULBP (Tajikistan Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: Республика Таджикистан, развитие миграции, становление миграционного законодательства, миграционные правоотношения, процесс регулирования миграции, реформа законодательства
На современном этапе развития мирового сообщества актуальной остается миграционная проблематика. Несмотря на значимость рассматриваемого вопроса, до сих пор у учёных и исследователей различных отраслей правовой науки не существует единства в понимании, правовом регулировании и управлении этими отношениями. В этой связи изучается проблематика становления и развития нормативно-правового регулирования миграционных процессов в Республике Таджикистан, поскольку проблема законодательного закрепления миграции и миграционных процессов всегда требует особого подхода к ее изучению. Рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования миграции и миграционных процессов в Республике Таджикистан в период с 1990 по 2002 г. Выявлены особенности правового регулирования миграции, определена система миграционного законодательства Республики Таджикистан в указанный период, проанализированы отдельные законодательные нормы и указаны некоторые направления их совершенствования.
Калидвожа^о: Цумуурии Тоцикистон, инкишофи мууоцират, ташаккули цонунгузории мууоцират, муносибатуои ууцуцй, раванди мууоцират, ислоуоти цонунгузорй
Дар маруилаи кунунии рушди цомеаи цауонй, масъалаи мууоцират уамоно мубрам боцй мондааст. Бо вуцуди мууиммияти ин масъала байни соуауои мухталифи илми ууцуц дар фаумиш, танзими ууцуцй ва идоракунии муносибатуои мазкур иттифоци ороъ вуцуд надорад. Бинобар ин дар мацола масъалаи ташаккул ва инкишофи танзими маъмурии ууцуции равандуои мууоцират дар Чумуурии Тоцикистон мавриди тадциц царор гирифтааст, зеро масъалаи мустаукамкунии мууоцират ва равандуои он дар цонунгузорй муносибати махсусро талаб менамояд. Масъалауои танзими ууцуции мууоцират ва равандуои мууоцират дар Чумуурии Тоцикистон дар даврауои солуои 1990-2002 баррасй шудааст. Хусусиятуои танзими ууцуции мууоцират ошкор ва низоми цонунгузории мууоцирати Чумуурии Тоцикистон дар даврауои зикргардида муайян карда шудаанд. Меъёруои алоуидаи цонунгузорй таулил гардидаанд, баъзе самтуои такмили минбаъдаи онуо баррасй шудаанд.
Key words: Tajikistan Republic, development of migration, formation of migrational legislation,
migrational legal relations, migration regulation process, reform of legislation
At the present stage of the development of world community migrational problematics proceeds remaining as an actual one. Notstanding with the significance of the issue canvassed, there is no unity in comprehension, legal regulation and management with these relations by scientists and explorers of different branches of law science up to now. In this connection the problematics of formation and development of normative-legal regulation of migrational processes in Tajikistan Republic is studied as the problem of legislative strengthening and migrational processes which always requires special approach to its examination. The author considers the issues of normative-legal regulation of migration and migrational processes in Tajikistan Republic for the period of 1990-2002. He has elicited the peculiarities of legal regulation of migration, determined the system of migrational legislation of Tajikistan Republic in the period pointed, analyzed separate legislative norms and indicated some directions for their perfection.
Миграция считается одним из основных элементов образа жизни человека и выступает как форма человеческой деятельности, которая реализуется путем постоянного, временного, добровольного или вынужденного переселения одного лица или группы лиц из одного региона (страны или государства) в другие регионы в целях проживания, работы, поселения и т.д. С одной стороны она выступает в качестве устойчивого показателя социального и культурного потенциала человечества, с другой стороны, миграция может стать основанием для возникновения различного рода ограничений прав и законных интересов личности. Следовательно, анализ указанного вопроса в современной национальной и зарубежной юридической науке день за днем приобретает особый статус.
Так, рассматривая отдельные вопросы трудовой миграции, таджикский учёный А.М. Диноршо справедливо отмечает: «Трудовая миграция, наряду с положительной, также имеет и отрицательные стороны. Уменьшение квалифицированных трудовых ресурсов, увеличение социальных проблем в связи с пенсионным обеспечением, распад семьи,
ухудшение состояния здоровья трудовых мигрантов, уменьшение демографического потенциала республики являются отрицательными сторонами этого процесса» [15, с. 366].
По мнению другого национального исследователя, Хуршеда Кодиркулова, отток большого количества квалифицированных кадров рабочих и специалистов из Республики Таджикистан в другие страны как результат трудовой миграции создает серьезную проблематику в обеспечении экономики страны необходимыми кадрами, соответствующими требованиям современной рыночной экономики [16, с.3].
Схожая позиция и у Т.Я. Хабриевой, которая отмечает, что спонтанная, неуправляемая миграция может оказать негативное влияние на экономические, социальные, демографические, этнокультурные процессы в обществе и государстве [18, с.7]. Выражая солидарность с мнениями указанных учёных, отметим, что от слаженной и своевременной правовой регламентации миграции и миграционных отношений может зависеть благосостояние общества и государства.
На современном этапе построения гражданского общества в Республике Таджикистан, гарантию которого устанавливает Конституция, масштабное и динамичное развитие миграционных процессов требует от Правительства выработки оптимального варианта законодательной регламентации, которая должна соответствовать международным стандартам и обеспечивать защиту прав и законных интересов внутренних и внешних мигрантов. Ибо это и есть сохранение безопасности страны, защита ее населения от угроз, которые вызываются неконтролируемыми миграционными процессами.
Миграция как социальное явление функционирует не одно столетие и, соответственно, требует специального государственного регулирования. Неоспорим тот факт, что особенности административно-правового регулирования миграции и миграционных отношений исходят из сущности государственно-управленческой деятельности уполномоченных органов и, конечно, из предмета административного права. Основная задача государства в данном направлении заключается в разработке и установлении необходимых правил и способов правового воздействия, которые должны в первую очередь отвечать современным реалиям и, по сути, регламентировать их.
На наш взгляд, правильное и объективное формирование нормативно- правового регулирования миграционных процессов -залог не только безопасности государства, но и обеспечения целенаправленного формирования правовой базы страны в данной сфере, цель которой заключается только в одном - в нормализации правового статуса всех субъектов миграционных процессов.
Миграционные процессы в Республике Таджикистан не имеют глубокой истории и берут истоки от политических и социально-экономических перемен начала 90-х годов, произошедших после распада Союза ССР, которые, к сожалению, происходили не один год. Указанные причины, и в первую очередь образование вместо СССР Содружества Независимых Государств, стали основанием для масштабного переселения населения с территории одного государства на территорию других. Об этом могут свидетельствовать статистические данные, согласно которым только в начале 90-х годов каждый пятый житель страны стал жертвой вынужденной миграции и перемещался из одного региона страны в другие. В период вооруженного конфликта в Республике Таджикистан (далее - РТ) в стране эмигрировали почти 284,6 тыс. человек, а за рубеж выехали почти 260 тыс. человек. Только в 1992 году с территории страны в страны
ближнего зарубежья выехали почти 100 тыс. человек, из них почти 66 % въехали в Российскую Федерацию, около 18 % - в Республику Узбекистан и около 8 % - на Украину [13, с.1-6]. Эти события поставили перед Республикой Таджикистан задачу по выработке четкой и слаженной системы отечественного законодательства по урегулированию миграционных отношений, которое могло бы обеспечить надежную защиту прав и законных интересов граждан-мигрантов. Оно призвано также поддерживать безопасность государства и населения от всяческих угроз, которые могут появиться в результате неконтролируемых миграционных процессов. На наш взгляд, именно данный период следует считать базовой основой для целенаправленного формирования правовой основы регулирования миграции в Республике Таджикистан.
Фундаментальным основанием для нормативно-правового регулирования миграционных процессов в Республике Таджикистан следует считать принятие Декларации «О суверенитете Таджикской ССР» 24 августа 1990 года на второй сессии Верховного Совета Таджикской ССР [6]. Однако первое время, несмотря на то, что этот суверенитет декларировался ещё в составе Советского Союза, указанная Декларация была первым документом, предвещавшим путь к действительной независимости Республики Таджикистан. В ней провозглашалось: «Таджикская ССР на своей территории самостоятельно решает все политические, экономические, социальные и культурные вопросы, кроме тех вопросов, которые Таджикистан добровольно передает в компетенцию СССР» [17].
По справедливому мнению таджикского ученого Х. Хамидова, Декларация была первым документом, который предопределил начальные шаги Таджикистана в продвижении к независимости и наделил Верховный Совет республики полномочиями прекратить действие документов СССР, которые противоречили законным правам Таджикистана [17]. Таким образом, 9 сентября 1991 года Верховный Совет Таджикистана на внеочередной сессии провозгласил государственную независимость Республики Таджикистан. В этот же день в Декларацию о суверенитете были внесены некоторые изменения, в основном усиливающие черты суверенности и самостоятельности в статусе республики: в частности, было исключено действие актов Союза СССР на территории Таджикской ССР; Республика Таджикистан была объявлена самостоятельным субъектом международного права, Таджикская ССР была переименована в Республику Таджикистан.
Начался новый период государственности Республики Таджикистан, который имел, по сути, свои особенности, и, несмотря на дестабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране, с начала 90-х гг. и по настоящее время были предприняты существенные шаги в сфере совершенствования нормативно-правового регулирования миграционных процессов. Исходя из того, что указанная проблематика очень обширна, в данной работе будут проанализированы вопросы становления и развития нормативно-правового регулирования миграционных процессов в период 1990-х-2000-х гг.
Итак, с обретением государственной независимости в Таджикистане началась разработка нормативных правовых актов, определяющих административно-правовой статус мигрантов и миграционных процессов. В целях организации сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств, предоставления информации и оказания помощи гражданам Республики Таджикистан в трудоустройстве за рубежом, защиты их интересов и исходя из требований Международной Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, ключевым подходом Кабинета Министров
Республики Таджикистан было принятие постановления «О создании службы внешней трудовой миграции в Республике Таджикистан» от 25 мая 1992 года [9]. После принятия данного нормативного правового акта в структуру центрального аппарата Государственного комитета Республики Таджикистан по труду и подготовке рабочих кадров было введено Управление внешней трудовой миграцией со штатной численностью в 7 человек на хозяйственном расчете. Далее были образованы соответствующие отделы внешней трудовой миграции в областях, городе Душанбе и районах республиканского подчинения, имея в виду, что указанное управление и соответствующие территориальные отделы входят в состав Государственной службы занятости.
Положительная сторона указанного нормативного правового акта заключалась в том, что перед Управлением внешней трудовой миграцией РТ была поставлена задача по обеспечению социальной защиты, гарантии экономических и юридических прав граждан Республики Таджикистан, которые работали за границей, членов их семей, а также работающих в Республике Таджикистан иностранных граждан; координация деятельности государственных и иных организаций по вопросам внешней трудовой миграции из Республики Таджикистан и въезда иностранных граждан в Республику Таджикистан для работы; анализ законодательства и состояния рынка труда зарубежных стран; прогноз масштабов внешней трудовой миграции граждан и ее последствий; изучение проблем, связанных с занятостью граждан Республики Таджикистан в зарубежных странах, а также в оценке перспектив и последствий работы в Республике Таджикистан иностранных граждан [9].
Тем не менее, несмотря на своевременное принятие данного нормативного правового акта, в нём имелись существенные недостатки. Так, отсутствовали конституционные гарантии по обеспечению социальной защиты граждан, гарантии экономических и юридических прав граждан страны, которые работали за границей, членов их семей, а также иностранных граждан, которые работали на территории Республики Таджикистан. Более того, практическая реализация данного документа оставалась на бумаге в связи с обострением политической обстановки в стране в период его принятия. Год за годом увеличивался поток граждан, выезжающих за территорию страны. Так, только в период с марта по декабрь 1992 года страну покинули более одного млн граждан, и основной поток беженцев из республики направился в такие государства, как Афганистан, Пакистан, Иран, а также в Россию [14, с.137].
Ключевым шагом Правительства Республики Таджикистан в данном направлении было принятие 6 ноября 1994 года Конституции Республики Таджикистан путём всенародного референдума, которая состоит из 10 глав и 100 статей и в которой свобода и права личности провозглашены высшей ценностью. Нормы Конституции РТ закрепляют право каждого гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, право на свободный выезд за пределы государства и беспрепятственное возвращение граждан в страну, гарантии предоставления политического убежища, и ограничение указанных прав граждан допускается только на основании закона [1]. Также нормы Конституции РТ устанавливают, что лица, которые не являются гражданами Республики Таджикистан и законно находятся на территории страны, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Республики Таджикистан в соответствии с ее нормами, а также международными договорами,
признанными Республикой Таджикистан. На наш взгляд, установленные и действующие в Конституции Республики Таджикистан нормы считаются основополагающими идеями или принципами, которые составляют правовую основу миграционного законодательства страны, и принятая Конституция РТ заложила базу для подготовки и принятия ряда нормативных правовых актов в этой сфере.
Так, в целях совершенствования практических мер по решению вопросов внешней трудовой миграции граждан Республики Таджикистан, а также для осуществления профессиональной деятельности за рубежом и обеспечения государственных экономических, социальных и юридических гарантий прав граждан страны, Совет Министров Республики Таджикистан 24 января 1994 года принял постановление «О первоочередных мерах по решению вопросов внешней трудовой миграции граждан Республики Таджикистан» [10].
Принятие данного постановления поставило перед Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством труда и занятости населения Республики Таджикистан задачу: предложить Правительству страны командировать несколько групп специалистов для проведения переговоров и подписания соглашений по вопросам направления граждан Республики Таджикистан для работы в страны дальнего и ближнего зарубежья в 1994 году. В целях своевременной реализации данной задачи постановлением Правительства Республики Таджикистан от 21 октября 1997 года за №462 было принято Положение «О Межведомственной комиссии по регулированию миграционных процессов при Правительстве Республики Таджикистан». Её задача заключалась в координации разработки и принятия соответствующих решений по проблемам мигрантов всех категорий, беженцев и лиц, ищущих убежище [12].
Далее, 15 января 1997 года за № 35 было утверждено «Временное положение о внешней трудовой деятельности», которое регулировало отдельные вопросы внешней трудовой миграции и защиты прав трудящихся-мигрантов страны [5]. Главная задача этого документа заключалась в регламентации выезда за границу граждан Республики Таджикистан и въезда в республику иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности согласно действующему законодательству и соглашениям между правительствами Республики Таджикистан и других государств об обмене рабочей силой.
В данном направлении 20 ноября 1998 г. Правительство Республики Таджикистан, в соответствии с подписанным 26 марта 1998 года Протоколом «О присоединении Республики Таджикистан к Договору о создании единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан от 30 апреля 1994 года», приняла постановление «О внесении на рассмотрение в Маджлиси Оли Республики Таджикистан вопроса о присоединении Республики Таджикистан к Меморандуму о сотрудничестве в области миграции между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан», подписанному в городе Алматы 8 июля 1994 года. В связи с этим парламент Республики Таджикистан принял постановление «О присоединении Республики Таджикистан к Меморандуму о сотрудничестве в области миграции между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан», которое сыграло важную роль в регулировании вопросов внешней миграции между этими странами [11].
Немаловажное значение в правовой регламентации миграционных процессов в нашей стране имеет и принятие Закона Республики Таджикистан «О занятости населения» от 27 декабря 1997 года [2]. В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, указанный закон определял правовые, организационные и экономические гарантии реализации права граждан на труд, а также гарантии государства в реализации права граждан на труд. По сути, данный нормативный правовой акт впервые определял такие понятия, как «занятость», «безработные», «подходящая работа», и устанавливал основные принципы государственной политики в области занятости населения:
- обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам, независимо от расы, пола, отношения к религии, политических убеждений, национальности, социального положения, места жительства и языка, в реализации права на труд и свободного выбора вида занятости;
- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение развития их способностей к производительному и творческому труду, обеспечивающему трудящимся достойные условия занятости и жизни;
- содействие занятости и предотвращение безработицы;
- добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан, и др. [2].
Тем не менее, в период действия этого закона проблематика обеспечения социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, которые могли бы способствовать занятости отдельных категорий граждан страны, которые испытывали трудности в поиске работы, имели сугубо декларативный характер (ст.2). Через шесть лет указанный закон утратил юридическую силу после принятия нового Закона РТ «О содействии занятости населения» от 01 августа 2003 года [3].
Положительная сторона нового Закона РТ «О содействии занятости населения» заключалась в установлении правовых, социально-экономических и организационных основ государственной политики Республики Таджикистан в области занятости населения. В том числе в установлении гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Республики Таджикистан на труд и социальную защиту от безработицы в современных условиях рыночной экономики. Так, в целях своевременного обеспечения реализации его норм, Законом РТ №472 от 31декабря 2008 г. были внесены изменения и дополнения в п. 11. ст. 1 Закона РТ «О содействии занятости населения». Согласно им, перед государственными органами занятости населения и иными органами была поставлена задача: путем трудового посредничества содействовать населению при трудоустройстве. Однако полностью реализовать принцип трудового посредничества между уполномоченными органами и населением, к сожалению, до сих пор не удается. Обосновать указанный факт можно отсутствием необходимых свободных рабочих мест на предприятиях и в организациях.
Особое место в совершенствовании правовой регламентации миграционных процессов занимает и утвержденная постановлением Правительства РТ от 8 октября 1998 года за № 411 «Концепция государственной миграционной политики Республики Таджикистан». Нормы данного нормативного правового акта устанавливают, что масштабы миграции и разнообразие миграционных процессов обязывают по- новому подойти к проблеме демографического развития страны, поднять управление этим
процессом на государственный уровень, выработать государственную миграционную политику. Настоящую концепцию следует рассматривать как базовую основу правового управления миграционными процессами в Республике Таджикистан, которая была призвана не только стать гарантом обеспечения миграционных процессов, но и определённым образом обеспечить защиту законных прав и интересов внутренних и внешних мигрантов.
Нормы указанного нормативного правового акта базировались на таких принципах: защита прав и интересов мигрантов независимо от расовой, религиозной и этнической принадлежности, гражданства, социального происхождения, политических убеждений, языка, пола и возраста; защита внутренних и внешних интересов страны путем регулирования миграционных процессов; управление миграционными процессами в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и международно-правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан, и др. [7].
В целях реализации норм указанной Концепции, постановлением Правительства Республики Таджикистан от 27 октября 1999 года была утверждена «Программа реализации государственной миграционной политики страны до 2001 года», которая была разработана согласно постановлению Правительства Республики Таджикистан от 8 октября 1998 г. за № 411 "Об утверждении Концепции государственной миграционной политики Республики Таджикистан" с учетом нынешней социально-экономической ситуации в республике [8]. Цель указанной программы заключалась в усовершенствовании и разработке законов, нормативно-правовых актов, которые определяют правовое положение различных категорий мигрантов.
Однако динамичные темпы развития современных миграционных процессов требуют неотложных мер по разработке и принятию новой «Концепции государственной миграционной политики Республики Таджикистан». Нормы названной выше Концепции также имеют декларативный характер и требуют более тщательной систематизации, в них содержится немало пробелов и противоречий, отсутствует достаточная внутрисистемная связь и должная содержательная увязка норм.
Думаем, что принятие новой Концепции государственной миграционной политики Республики Таджикистан будет способствовать последующей разработке и принятию современной Программы реализации государственной миграционной политики нашей страны.
В правовом регулировании миграционных процессов Республики Таджикистан в период 1990-2000 гг. особую роль сыграл действующий Закон РТ от 11 декабря 1999 года за № 881 «О миграции».
Настоящий закон состоит из двадцати семи статей, в основу которых возложена задача по определению правовых, экономических и социальных основ внутренней и внешней миграции, а также определение основных направлений регулирования миграционных процессов в Республике Таджикистан [4]. Нормы указанного закона впервые установили такие понятия, как «внешняя трудовая миграция», «приграничная трудовая миграция», «трудящийся мигрант», «пограничный трудящийся», «внутренняя миграция» и т.д. Однако в период действия данного закона в его нормы было внесено немало изменений и дополнений, и, по сути, в его содержании существует немало противоречий и пробелов, которые требуют пояснений.
Так, нормы п. 3. ст. 1 указанного закона устанавливают, что трудящийся мигрант - это лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, в котором не проживает постоянно и гражданином которого не является. Между тем, нормы п.5 этой статьи под государством выезда граждан указывают государство, на территории которого трудящийся мигрант проживает постоянно и выезжает для получения оплачиваемой работы в другое государство. Итак, налицо противоречие в норме закона. Исходя из того, что проблематика исследования норм названного закона требует более детального анализа, мы считаем, что ее рассмотрение выступает для нас в качестве предмета отдельного исследования.
Существенным шагом в нормативно-правовой регламентации миграционных процессов в РТ следует считать и утверждение постановлением Правительства Республики Таджикистан от 26 июля 2000 года под № 322 «Положения о Государственной миграционной службе при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан». В его задачи входили: реализация государственной миграционной политики совместно с министерствами, ведомствами и другими органами исполнительной власти на местах; подготовка предложений по совершенствованию миграционного законодательства Республики Таджикистан; разработка проектов республиканских миграционных программ и обеспечение их реализации; организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией на территории республики; разработка и реализация мер по регулированию внешней трудовой миграции, а также по привлечению и использованию труда иностранных граждан на территории республики; организация научных и социологических исследований в области миграции и т.д.
Итак, хотя многолетняя череда административных реформ в период 1990-2000 годов в области миграционных процессов в некоторой части и решила актуальнейшие проблемы миграционной сферы страны, однако полностью решить данную проблему не удается.
Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования правовой регламентации миграционных процессов считаем необходимым:
- определить единый подход к определению системы миграционных отношений, которые нуждаются в нормативно-правовом регулировании;
- предлагаем четко разграничить предметы ведения и полномочий в области правового регулирования миграционных процессов между уполномоченными органами государственной власти, и, в целях гармонизации и упорядочения действующего миграционного законодательства РТ, появляется необходимость в ее систематизации, принятии дополнительных нормативных правовых актов о правовом статусе мигрантов и пересмотре действующих с целью обеспечения их согласованного взаимодействия.
Список использованной литературы:
1. Конституция Республики Таджикистан от 06.11.1994. С изменениями и дополнениями от 1999 г., 2003 г. и от 22 мая 2016 г. [Электронный ресурс] /Режим доступа: URL: http://mmk.tj.
2. Закон Республики Таджикистан от 27 декабря 1997 года «О занятости населения». Утратил юридическую силу в соответствии с Законом РТ от 01.08.2003 №44.
3. Закон Республики Таджикистан от 30 июня 2003 года «О содействии занятости населения». [Электронный ресурс] /Режим доступа: URL: http://mmk.tj.
4. Закон Республики Таджикистан от 11 декабря 1999 года «О миграции». [Электронный ресурс] //Режим доступа: URL: http://mmk.tj.
5. Временное положение о внешней трудовой деятельности. Утверждено постановлением Правительства Республики Таджикистан от 15 января 1997 года, № 35. Электронный ресурс: «Адлия»: Централиз. банк правовой информации Республики Таджикистан. Режим доступа: URL: http://www.adlia.tj. (дата обращения: 12.02.2019).
6. Декларация «О суверенитете Таджикской ССР». Принята на второй сессии Верховного Совета Таджикской ССР 24 августа 1990 года. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.spinform.ru. (Дата обращения: 10.02.2019).
7. Концепция государственной миграционной политики Республики Таджикистан. Утверждена постановлением Правительства РТ от 8 октября 1998 года за № 411 [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.spinform.ru. (Дата обращения: 12.02.2019).
8. Программа реализации государственной миграционной политики страны до 2001 года. Утверждена постановлением Правительства Республика Таджикистан от 27 октября 1999 года. Электронный ресурс: «Адлия»: Централиз. банк правовой информации Республики Таджикистан. Режим доступа: URL: http://www.adlia.tj. (Дата обращения: 12.02.2019).
9. Постановление Кабинета Министров Республики Таджикистан «О создании службы внешней трудовой миграции в Республике Таджикистан» от 25 мая 1992 г. Электронный ресурс: «Адлия»: Централиз. банк правовой информации Республики Таджикистан. Режим доступа: URL: http://www.adlia.tj. (Дата обращения: 12.02.2019).
10. Постановление Совета Министров Республики Таджикистан от 24 января 1994 года «О первоочередных мерах по решению вопросов внешней трудовой миграции граждан Республики Таджикистан». Электронный ресурс: «Адлия»: Централиз. банк правовой информации Республики Таджикистан. Режим доступа: URL: http://www.adlia.tj. (Дата обращения: 09.02.2019).
11. Постановление Маджлиси Оли Республики Таджикистан «О присоединении Республики Таджикистан к Меморандуму о сотрудничестве в области миграции между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан» от 20 ноября 1998 года за № 440. Электронный ресурс: «Адлия»: Централиз. банк правовой информации Республики Таджикистан. Режим доступа: URL: http://www.adlia.tj. (дата обращения: 11.02.2019).
12. Положение «О Межведомственной комиссии по регулированию миграционных процессов при Правительстве Республики Таджикистан». Утверждено постановлением Правительства Республики Таджикистан 21 октября 1997 года за №462. Электронный ресурс: «Адлия»: Централиз. банк правовой информации Республики Таджикистан. Режим доступа: URL: http://www.adlia.tj. (дата обращения: 12.02.2019).
13. Архипцев А.И., Джобиров Р.Ф. Миграционные процессы в Республике Таджикистан: особенности развития и оптимизации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2011.- №20 (115). - Вып.18. - С.15.
14. Бобохонов Р. С. Миграционные процессы в Таджикистане (XX в) и России // Политика и общество. - 2012. - № 4 (88).- С. 137-146.
15. Диноршо (Диноршоев) А.М. Конституционные основы регламентации и реализации прав и свобод человека и гражданина в Республике Таджикистан: дисс. ... д-ра юрид. наук/12.00.02. Диноршоев АзизМусоевич. -М., 2015. - 535 с.
16. Кодиркулов Х.Р. Проблемы правового регулирования трудовых отношений в международном частном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / 12.00.03. -Душанбе, 2004. - 28 с.
17. Класс А.А. Исторический опыт конституционного строительства в Таджикистане: дисс.....канд. ист. наук / 07.00.02. - Душанбе, 145 с.
18. Хабриева Т.Я. Миграционное право России. Теория и практика. [Текст] - М.: Контракт, 2008. - 227 с.
Reference Literature:
1. Tajikistan Republic Constitution from 06.11.1994. With Alterations and Addenda from 1999, 2003 and from May 22, 2016 [Electronic resource] // Regime of availability: URL http://mmk.tj.
2. Tajikistan Republic Law from December 27, 1997 "On Population's Engagement" Has Lost its Jurisdical Validity in Correspondence with TR Law from 01.08.2003, N44
3. Tajikistan Republic Law from June 30, 2003 "On Promotion to Engagement" [Electronic resource] //Regime of availability: URL http://mmk.tj.
4. Tajikistan Republic Law from December 11, 1999 "On Migration" [Electronic resource] http://mmk.tj. //Regime of availability: URL
5. Temporary Provision on Outward Labour Activity. Validated by the Enactment of Tajikistan Republic Government from January 15, 1997, N35. [Electronic resource: Adliya: Centralized Bank of Legal Information of Tajikistan Republic. Regime of availability: URL: http://www.adlia.tj. (Date of request: 12.02.2019)
6. Declaration " On the Tajik SSR Sovereignty". Adopted at the second Session of the Supreme Council of the Tajik SSR on August 24, 1990. [Electronic resource] // Regime of availability: http://base.spinform.ru. (Date of request: 10.02.2019)
7. Conception of State Magrational Policy of Tajikistan Republic. Validated by the Enactment of TR Government from October 8, 1998, N411 [Electronic resource] // Regime of availability: http://base.spinform.ru. (Date of request: 12.02.2019)
8. The Programme of Realization of State Migrational Politics of the Country up to 2011. Validated by the Enactment of Tajikistan Republic Government from October 27, 1999. Electronic resource: "Adliya". Central Bank of Legal Information of Tajikistan Republic. Regime of availability: http://www.adlia.tj. (Date of request: 12.02.2019)
9. The Enactment of Tajikistan Republic Cabinet of Ministers " On Creation of the Service of Outward Labouring Migration in Tajikistan Republic from May 25, 1992" [Electronic resource]: "Adliya". Central Bank of Legal Information of Tajikistan Republic. Regime of availabiity: URL: http://www.adlia.tj. (Date of request: 12.02.2019)
10. The Enactment of Tajikistan Republic Council of Ministers from January 24, 1994 "On first Priority Measures on a Solution of the Questions Concerned with Outward Labour Migration of Tajikistan Republic Citizens. Electronic resource: "Adliya". Central bank of Legal Information. Regime of availability: URL http://www.adlia.tj. (Date of request: 09.02.2019)
11. The Enactment of Tajikistan Republic Majlisi Oli "On Tajikistan Republic Joining the Memorandum on Collaboration in the Realm of Migration between Kazakhstan Republic, Kyrgyz Republic and Uzbekistan Republic from November 20, 1998, N440. Electronic resource: "Adliya": Central Bank of Legal Information of Tajikistan Republic. Regime of availability: URL: http://www.adlia.tj. (Date of request: 11.02.2019)
12. Provision "On Interdepartmental Commission on Regulation of Migrational Processes under the Auspices of Tajikistan Republic Government. Validated by the Enactment of Tajikistan Republic Government from October 21, 1997, N462. Electronic resource: "Adliya". Central Bank of Legal Information of Tajikistan Republic. Regime of availability: URL: http://www.adlia.tj. (Date of request: 12.02.2019)
13. Arkhiptsev A. I., Djobirov R. F. Migrational Processes in Tajikistan Republic: Peculiarities of Development and Optimization // Scientific Tiding of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Law. - 2011, N20 (115). - Issue 18. - p. 15
14. Bobokhonov R. S. Migrational Processes in Tajikistan (the XX-th c.) and Russia // Politics and Society. - 2012, N4 (88). - pp. 137-146
15. Dinorsho (Dinorshoyev) A. M. Constitutional Foundation of Regulation and Realization of Human Rights and Freedoms of Man and Citizen in Tajikistan Republic: Doctoral dissertation in jurisprudence //12.00.02. Dinorshoyev Aziz Musoyevich. - M., 2015. - 335 pp.
16. Kodirkulov Kh. R. The Problems of Law Regulation of Labour Relations in International Private Law: synopsis of candidate dissertation in jurisprudence // 12.00.03. - Dushanbe: 2004. - 28 pp.
17. Klass A. A. Historic Experience of Constitutional Building in Tajikistan: candidate dissertation in history // 07.00.02. - Dushanbe. - 145pp.
18. Khabriyeva T. Ya. Migrational Law of Russia. Theory and Practice. [Text]. - M.: Contract, 2008. - 227pp.