УДК 331.556 ББК 65.248
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА НАЦИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ И ПУТИ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
РАВАНДХ,ОИ МУ^ОЧИРАТ ДАР БОЗОРИ МЕХ^НАТИ МИЛЛИ ДАР ШАРОИТИ МУОСИР: БАЪЗЕ САБАБХ^О ВА РОЩОИ БАТАНЗИМДАРОРИИ
ОН^О
MIGRATION PROCESSES AT NATIONAL LABOUR MARKET UNDER TODAY S CONDITIONS: SOME CAUSES AND WAYS OF THEIR REGULATION
Ризокулов Туракул Рабимкулович,
д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита ИЭТ ТГУК (Таджикистан, Худжанд) Назарова Гулчехра Шодмоновна,
ст. преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга ТГУК (Таджикистан, Душанбе)
Ризокулов Туракул Рабимкулович,
д.и.и., профессори кафедраи молия ва царзи ДИС ДДТТ (Тоцикистон, Хуцанд ) Назарова Гулчехра Шодмоновна,
муаллими калони менеджмент ва маркетинги ДДТТ (Тоцикистон, Душанбе)
Rizokulov Turakul Rabimkulovich, Dr. of the
sciences of economics of the department offinances and credit under the Tajik Institute of economy and trade attached to the TSUC
Nazarova Gulchehra Shodmonovna, senior lecturer of the marketing and management department under the TSUC (Tajikistan, Dushanbe) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: внешняя трудовая миграция, экспорт и импорт, рабочая сила, трансформационные кризисы, спрос и предложение, рынок труда, денежные переводы, трудовые мигранты, управление миграцией населения
Исследуются тенденции миграционных процессов в экономике Таджикистана. Рассмотрены исторические аспекты миграции. Приведены исторические факты наличия миграционных процессов на территории современного Таджикистана. Проанализированы основные причины развития миграционных процессов, в частности состояние оплаты труда, дисбаланс спроса и предложения на национальном рынке труда, незагруженность производственных мощностей и другие. Дана количественная характеристика притока денежных переводов трудовых мигрантов. Предполагается, что неразработанные богатые природные ресурсы Таджикистана, а также незагруженный промышленно-производственный потенциал могут стать необходимой базой, могущей в перспективе сыграть важную роль в регулировании миграционных процессов в республике. В качестве резюме сформулированы некоторые рекомендации по управлению миграционными процессами в национальном хозяйстве Таджикистана.
Калидвожщо: мууоцирати мещатии хорици, содирот ва воридоти цувваи кори, буурони давраи гузариш, талабот ва пешнщодот дар бозори мещат, интицоли пулии
мууоцирони меунати, идоракунии мууоцирати ауоли
Дар мацола тамоюлуои равандуои мууоцират дар щтисодиёти Тоцикистон мавриди тауциц царор гирифтаанд. Оид ба мавцудият ва инкишофи равандуои мууоцират дар уудуди Тоцикистони муосир далелуои таърихй оварда шудаанд. Сабабуои асосии рушди равандуои мууоцират, аз цумла уолати пардохти музди меунат, номутавозинии талабот ва пешниуодот дар бозори миллии меунат, бо ицтидори пурра кор накардани корхонауои истеусоли ва гайрауо зикр гардидаанд. Тавсифи сифатии интицоли пулии мууоцирони меунати оварда шудааст. Ибрози ацида шудааст, ки уамаи захирауои бои табиии мавриди истифода царор нагирифта ва ицтидори саноативу истеусолии пурра ба кор наандохтаи цумуури метавонанд дар танзими равандуои мууоцират нацши мууим бозанд. Дар хусуси идораи равандуои мууоцират дар хоцагии миллии Тоцикистон тавсияуо пешни^од гардидаанд.
Key words: outward labour migration, export and import, working power, transformational crises, demand and supply, labour market, monetary transmittions, labour migrants, regulation of population's migration
The article dwells on a research of the tendencies dealing with migrationalprocesses in the economy of Tajikistan. Historic aspects of migration have been canvassed. The authors adduce historic facts related to the presence of migrational processes on the territory of contemporary Tajikistan. They have analyzed the main reasons accounting for labour payment plight, disbalance between demand and supply at the national labour market, idle standing of productive capacities and other problems. Quantitative characteristic of labour migrants's monetary transmittances influx is given. It is supposed that the non-prospected rich natural resources of Tajikistan and the still unused industrial-productive potential of the republic can become a necessary base and in perspective play an important role in regulation of migrational processes in the republic. Some recommendations on a management with migrational processes in the national economy of Tajikistan have been formulated as resumes.
Внешняя трудовая миграция в современных условиях в большинстве стран мира, и в частности в Таджикистане, превратилась в один из актуальных вопросов формирования и развития национального рынка труда. Главными предпосылками данного явления послужили: рост глобализационных процессов, а также реализация принципов открытой экономической политики в большинстве государств мира, которые создали благоприятные условия для свободного передвижения населения в мировом географическом пространстве. В свою очередь, в системе развития общества миграция расширяет границы глобализации, что обусловливает углубление международного разделения труда и формирование мировых или новых региональных рынков труда.
В данном контексте, если взглянуть на историю человеческой цивилизации, то, действительно, в развитии человеческой цивилизации внешняя миграция не является новым феноменом, а имеет место с давних времен. Например, в период арабских завоеваний и после них, население, находившееся на территории Центральной Азии и проживавшее вдоль границ Великого шелкового пути, под разными предлогами массово мигрировало с одного места на другое, покидая малоплодородные земли в поиске новых мест для жилья. Величайший персидский ученый средневековья Абулькасым Джурджони,
описывая в трактате «Манзарат-ул саёхат» («Пейзаж путешествия») историю и жизненную ситуацию народов Востока, утверждает, что в XVII веке, во времена великого тюркского шаха Джахангира, в трудовую миграцию из Средней Азии отбыли десятки тысяч ремесленников и мастеров для постройки Тадж-Махала [3, с. 57]. Таких примеров из истории мировой экономики можно привести достаточно много, но, на наш взгляд, отмеченного достаточно, чтобы утверждать, что население планеты во все времена находилось в движении между странами в поисках мирной, стабильной или лучшей жизни. Этот процесс продолжается до сих пор, хотя причинно-следственный характер миграции постоянно менялся.
Действительно, в современном мире внешняя трудовая миграция населения в каждом государстве существенно различается не только по значимости, но и по масштабности. Это обусловливается тем, что одни страны выступают в межгосударственной и международной миграции как принимающие, а другие - как экспортеры рабочей силы.
Что касается Республики Таджикистан, то для неё вопрос трудовой миграции в период господства планово-административной экономики, т.е. с 20-х и до начала 90-х годов прошлого века, так остро не стоял. В этот период страна находилась под централизованным управлением Союзного государства, которое ставило под запрет внешние миграционные процессы, хотя внутри страны, между союзными республиками, перемещение трудовых мигрантов планомерно регулировалось. В дальнейшем, в результате политического коллапса социалистической системы в конце XX века, наряду с другими союзными государствами, и в экономике Таджикистана произошли коренные изменения. Говоря иначе, появление на территории прежде единой страны множества отдельных независимых государств дало толчок к росту внешней трудовой миграции.
Социально-экономическая ситуация в Таджикистане, сложившаяся в начальные годы независимости, сопровождалась гражданской войной и реализацией рыночных отношений, что обусловило рост массовой внешней миграции населения. Но среди мигрантов доминировало русскоязычное население, к которому относились все некоренные народности. В тот период главным вопросом миграции было желание остаться в живых. В последующие годы, в связи с умелой политикой руководства страны, и особенно благодаря усилиям Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона и политической воле таджикского народа, в стране с 1997 года были установлены стабильность, мир и согласие. С этого периода, особенно с началом нового тысячелетия, начался созидательный этап в развитии суверенного Таджикистана.
Несмотря на это, в процессе становления и развития отечественного рынка труда все еще ощущается влияние внешней миграции. Другими словами, почти во всех городах, районах и селах республики на текущем этапе развития страны значительная часть населения предпочитает трудоустроиться в других государства и в этих целях едет в дальнее и ближнее зарубежье. Структура мигрирующих групп населения разнообразна -среди них имеются и специалисты высокого класса: инженеры, строители, врачи, ученые, преподаватели высшей и средней школы, а также простые представители рабочего класса без специального образования. Чтобы не быть голословными, обратимся к некоторым фактическим данным. В 2005 - 2016 годах в среднем ежегодно около 40 тыс. человек из числа трудоспособного населения Республики Таджикистан выезжали за пределы страны. Основной поток внешней трудовой миграции приходился на долю Российской Федерации
- 98 %, в другие страны СНГ - около 1,0 %, и дальнего зарубежья - также приблизительно 1 % [8, с. 38]. Само собой разумеется, что высокий удельный вес внешней миграции на отечественном рынке труда привлек внимание ученых Таджикистана к исследованию её причин, последствий и природы. Особо можно выделить работы ученых-экономистов Р.У. Ульмасова [10, с.75], Х.У. Умарова [11, с. 19] и А. Дж. Азимова [1, с. 197], в которых подробно исследуются мотивы миграции и её последствия для социально-экономического развития Таджикистана, а также изучено миграционное поведение населения с целью его регулирования.
Согласно мнениям отмеченных ученых, в настоящее время в стране сохраняется доминирование причин, обуславливающих отток рабочей силы, что становится причиной превращения Таджикистана в крупного экспортёра трудовых ресурсов. Учет этого фактора имеет существенное значение в регулировании в будущем политики занятости и безработицы.
Сегодня к причинам, играющим важную роль в росте оттока рабочей силы, можно отнести следующие: низкая заработная плата, безработица, высокие налоги, стагнация в большинстве отраслей народного хозяйства, коррупция, рост теневой экономики, сокращение или отсутствие рабочих мест, неблагоприятный инвестиционный климат, неразвитость предпринимательского сектора и другие. В то же время к причинам притока трудовых ресурсов извне можно отнести: высокую оплату труда по сравнению с соседними странами региона, рост экономической активности населения, благоприятную бизнес-среду, низкие налоги, развитость малого и среднего предпринимательства, отсутствие элементов бюрократизма при трудоустройстве, свободу выбора места жительства, рабочего места и др.
На наш взгляд, среди разнообразных причин, обуславливающих рост внешней миграции, главной является недостойная оплата труда в народном хозяйстве Таджикистана. В этом ракурсе ради справедливости следует подчеркнуть, что в экономике страны, особенно с 2000 года и по настоящее время, отрадным является то, что средняя заработная плата растет вместе с ростом ВВП. Например, ежегодные темпы роста реального ВВП страны после 2000 года составили около 7 %, и на этом фоне наблюдается повышение уровня благосостояния народа. В частности, в Послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона о росте заработной платы совершенно верно отмечено, что «за 20 последних лет средняя заработная плата увеличилась в 60 раз, и средний размер пенсий - в 85 раз. Все это привело к снижению уровня бедности в 3 раза» [5, с. 5]. Несмотря на это, пока оплата труда в национальном хозяйстве по сравнению со странами постсоветского пространства, можно сказать, несколько отстает, что и влияет на развитие миграционных процессов. Чтобы не быть голословными, обратимся к фактическим данным, где налицо резкая дифференциация оплаты труда в бывших республиках Советского Союза в 2016 году (таблица 1) [4].
Таблица 1. Рейтинг бывших советских республик по средней заработной плате, по _ППС, в долл. США
Страна Средняя зарплата (в долл. США) Место в рейтинге
Эстония 1 150 1
Литва 1 007 2
Латвия 992 3
Россия 570 4
Грузия 430 5
Армения 404 6
Беларусь 400 7
Казахстан 339 8
Азербайджан 302 9
Молдова 280 10
Кыргызстан 235 11
Украина 215 12
Узбекистан 150 13
Таджикистан 138 14
Туркменистан Не публикует -
По данным таблицы видно, что среди бывших советских республик наиболее высокая средняя заработная плата в 2016 году имела место в экономике Эстонии, которая составляла 1150 долл., что почти на 8,4 раза больше, чем в Таджикистане, и 2 раза больше, чем в России. Второе и третье места в этом рейтинге принадлежат другим прибалтийским странам: в Литве средняя заработная плата составляет 1007 долл., в Латвии - 992 долл. США.
В этом контексте следует отметить, что в прибалтийских республиках и в советскую эпоху не только средняя заработная плата, но и уровень жизни опережали другие союзные республики. Об этом подробно написано в работе [6, с. 75]. Что касается состояния нашего стратегического партнера, России, то здесь средняя заработная плата в 2016 году составила 570 долл. США, что является четвертым показателем в рейтинге стран бывшего Советского Союза. Этот показатель опережает уровень Таджикистана на 4,13 раза, что также указывает на существенный разрыв в оплате труда. Далее в рейтинге на пятом месте следует Грузия, Армения - на шестом, Беларусь - на седьмом, Казахстан - на восьмом и т.д.; Таджикистан - на четырнадцатом месте.
Несмотря на то, что прибалтийские страны имеют более высокий уровень заработной платы, таджикские мигранты предпочитают мигрировать на территорию Российской Федерации. Этому есть много причин, среди которых главными являются следующие: Россия является основным стратегическим партнером Таджикистана; отсутствие языкового барьера; единое экономическое, политическое и культурное прошлое; установленные в годы Советской власти и ещё не потерянные тесные хозяйственные отношения и множественные родственные связи; наличие у России широких возможностей для создания новых рабочих мест. По этому вопросу известный российский ученый С.В. Рязанцев правильно отмечает: «Таджикистан и другие страны Центральной Азии как ключевые миграционные доноры России, несмотря на географическое расположение в
сердце Евразии, в транспортном отношении значительно плотнее связаны с Россией и Казахстаном, чем с Ближним Востоком и Западной Европой. На территорию РФ из стран Закавказья и Центральной Азии можно добраться различными видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным. В последние годы получили развитие воздушные перевозки. Многие национальные и российские авиакомпании открыли прямые рейсы не только в Москву, но и другие крупные города России. Авиабилеты стоят сравнительно недорого, развивается система кредитования поездок (например, в странах Центральной Азии). Транспортный фактор в сочетании с географическим положением стимулирует трудовую миграцию из Центральной Азии и Закавказья в РФ» [7, с. 57].
В последние годы, из-за ухудшения отношений с Западом, некоторые макроэкономические показатели России ослабли, что отразилось и на снижении потока мигрантов из Таджикистана. Однако начиная с 2017 года, за счет инновационного развития военно-промышленного комплекса, модернизации промышленности, резкого повышения эффективности сельского хозяйства, строительства и торговли, экономические индикаторы России опять постепенно выходят на новый виток развития, что привлекает внешнюю миграцию.
Наряду с оплатой труда, на наш взгляд, стагнация в отраслях реального сектора и нехватка рабочих мест также играют существенную роль в углублении миграционных процессов в национальном хозяйстве Таджикистана. В этом контексте рассмотрим состояние конъюнктуры рынка труда в республике.
Таблица 2. Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда в экономике __Таджикистана (на конец года, человек) [8, с. 98]; [9, с. 90]
1995 2000 2005 2010 2015 2016
Лица, ищущие работу и состоящие на учете в службах занятости населения 64441 54681 72373 59669 72521 77349
Заявленная предприятиями потребность в работниках 6054 7883 15748 10473 7275 9224
Доля рабочих мест в общем контенте спроса, в % 9,4 14,4 21,7 17,5 10,1 11,9
Из данных таблицы видно, что создаваемые рабочие места не в состоянии удовлетворить потребность трудовых ресурсов в работе, предъявляемую внутри страны. В 1995 году удовлетворялись всего 9,4 % спроса населения на рабочие места. В последующие годы ситуация немного улучшилась, то есть в 2000 году спрос на рабочие места был удовлетворен на 14,4 %, в 2005 году - на 21,7 %, в 2010 году - на 17,5 % , но в 2015 и 2016 годах опять наблюдается снижение числа рабочих мест, что является негативным в развитии национального рынка труда. Следует отметить, что в Таджикистане большинство граждан, являющихся безработными и находящихся в
постоянном поиске работы, не состоят на учете в официальных службах занятости, что дополнительно увеличивает напряженность на рынке труда.
Отсюда исходит, что на текущем этапе развития Таджикистана важным направлением стратегии развития страны является создание новых рабочих мест, дабы обеспечить эффективное управление внешней трудовой миграцией ради снижения ее влияния на социально-экономическое развитие страны.
Общеизвестно, что одним из позитивных аспектов внешней трудовой миграции является рост объемов денежных переводов трудовых мигрантов, которые содействуют решению частных проблем домохозяйств и снижают тем самым социальную напряженность в обществе в целом. Некоторые фактические данные о денежных поступлениях трудовых мигрантов в Республике Таджикистан приведены в таблице 3.
Таблица 3. Денежные переводы и ВВП в экономике Республики Таджикистан (в млрд.
долл. США) [2, с. 7-112]
Годы 2006 2010 2013 2014 2015 2016
Денежные переводы 1,019 2,306 4,219 3,384 2,259 1,900
ВВП 2,830 5,642 8,506 9,241 7,852 6,592
Темпы роста ВВП 107,7 113,3 112,0 108,6 84,9 88,5
Денеж. переводы в % к ВВП 36,0 40,9 49,6 36,6 28,7 27,9
Исходя из данных таблицы, можно обнаружить, что денежные переводы трудовых мигрантов имеют непосредственное отражение в темпах экономического роста в долларовом исчислении. Действительно, если проанализировать данные таблицы 3, то можно обнаружить, что когда переводы трудовых мигрантов составляли более 40 % по отношению к ВВП, то темпы роста ВВП в Республике Таджикистан в долларовом исчислении существенно выросли.
В структуре источников поступления денежных переводов мигрантов по географическому признаку доминирует приток из Российской Федерации, поскольку, как отмечено выше, около 98 % внешних мигрантов Таджикистана находятся и трудятся именно в этой стране. В связи с изменением ситуации в экономической активности субъектов народного хозяйства в экономике России с 2014 года по настоящее время произошло некоторое сокращение численности трудовых мигрантов, что и повлияло на объем денежных переводов в страну и на социальную жизнь.
На основе всех изложенных аспектов внешней трудовой миграции в качестве резюме можно предложить следующие рекомендации:
- Правительству Республики Таджикистан совершенствовать политику доходов и оплаты труда во всех отраслях народнохозяйственного комплекса, особенно в секторах, вносящих существенный вклад в подготовку трудовых ресурсов. В этой политике главной целью должно быть установление достойной заработной платы, позволяющей обеспечить широкие возможности для роста профессионально-квалификационного потенциала трудовых ресурсов;
- местным исполнительным органам государственной власти следует принять меры к созданию как можно большего числа новых рабочих мест и не допустить слишком большого масштаба внешней трудовой миграции. Для этого внутри страны имеется достаточный потенциал, поскольку сегодня задействованы только около 30 %
производственных возможностей страны;
- в ближайшей перспективе Правительству Республики Таджикистан предстоит заключить международные трудовые договора и соглашения с развитыми странами о налаживании миграционных взаимоотношений. В этом аспекте готовить отечественные трудовые ресурсы в следующих направлениях: овладение, наряду с русским, другим языком межнационального общения, в частности английским или китайским; обладание техническими или строительными специальностями; освоение положений законодательства о трудовой миграции той или иной страны; уважение институциональных правил (традиций и обычаев) страны пребывания и т.д.
В целом реализация отмеченных направлений регулирования международного движения рабочей силы будет содействовать модернизации миграционной политики страны на перспективу.
Список использованной литературы:
1. Азимов А. Некоторые проблемы трудовой миграции в Республике Таджикистан: сборник материалов Международного симпозиума «Миграционный мост между Центральной Азией и Россией: моделирование и эффективное управление миграционными потоками». -Москва-Худжанд, 2009. - 367 с.
2. Банковский статистический бюллетень.- Душанбе: Национальный банк Таджикистана, 2016. - 148 с.
3. Джурджони А. Манзарат-ул саёхат. /Перевод с персидского Н. Низомиддинова / Институт востоковедения им. А. Беруни. - Ташкент: Шарк, 1983. - -239 с.
4. Корчагин Ю.А. Рейтинг стран - бывших республик СССР по средней зарплате. http://viperson.ru/articles/reyting-stran-byvshih-respublik-sssr-po-sredney-zarplate (дата обращения 15.09.2017)
5. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - Душанбе: Шарки Озод, 2017. - 49 с.
6. Ризокулов Т.Р. Теоретические основы преодоления стагфляции и зарубежный опыт. -Худжанд: Нури маърифат, 2009. - 274 с.
7. Рязанцев С.В. Масштабы и социально-экономическое значение трудовой миграции для стран СНГ/Практика привлечения и использования иностранной рабочей силы в России: тенденции, механизмы, технологии/ Материалы научно-практической конференции (16-17 октября 2012 г.). -М., 2012. - С. 57.
8. Таджикистан: 25 лет государственной независимости (статистический сборник). -Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - 520 с.
9. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2017. - 480 с.
10. Ульмасов Р.У. Таджикистан в зеркале миграции/ Монография (в соавторстве). -Душанбе: Ирфон, 2016. - 130 с.
11. Умаров Х. У. Повышение уровня занятости как фактор ускорения динамики и эффективности национальной экономики / Х.У. Умаров // Материалы республиканской научно-практической конференции «Проблемы трудовых отношений и социального развития Таджикистана». - Душанбе: Товус, 2008. - 547 с.
Reference literature:
1. Azimov A. Some Problems of Labour Migration in Tajikistan Republic: collection of materials of the International Symposium "Migrational Bridge between Central Asia and Russia: Modelling and Effective Management with Migrational Streams" - Moscow -Khujand. 2009. - 367pp.
2. Statistical Bulletin of Banking. - Dushanbe: Tajikistan National Bank, 2016. - 148pp.
3. Djurdjoni A. Panorama of Travels // Translation from Persian by N. Nizomiddinov // The Institute of Oriental Studies named after A. Beruni. - Tashkent: Orient, 1983. - 239pp.
4. Korchagihn Yu. A. Average Wages Rating in Reference to the Countries being Former Soviet Republics // http://viperson.ru/articles/reyting-stran-byvshih-respublik-sssr-po-sredney-zarplate (date of addressing - 15. 09. 2017)
5. The Message of Tajikistan Republic President Emomali Rakhmon to Majlisi Oli of Tajikistan. - Dushanbe; Freedom of Orient, 2017. - 49pp.
6. Rizokulov T. R. Theoretical Grounds of Stagflation Overcoming and Foreign Experience. -Khujand: Light of Enlightanment, 2009. - 274pp.
7. Ryazantsev S. V. Scales and Social-Economic Significance of Labour Migration for CIS Countries // Practice of Attraction and Usage of Foreign Labour Forces in Russia: Tendencies, Mechanisms, Technologies // Materials of scientific-practical conference (October 16-17, 2012). - M, 2012. - p. 57
8. Tajikistan: 25 Years of State Independence (statistical collection). - Dushanbe: Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President, 2016. - 520pp.
9. Statistical Annual of Tajikistan Republic. - Dushanbe: Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President. 2017. - 480 pp.
10.Ulmasov R. U. Tajikistan in the Mirror of Migration: monograph (in coauthorship). -Dushanbe: Cognition, 2016. - 130pp.
11. Umarov Kh. U. Elevation of Engagement Standard as a Factor of Acceleration of Dynamics and Effectiveness of National Economy // Kh. U. Umarov // Materials of the republican scientific-practical conference "The Problems of Labour Relations and Social Development of Tajikistan". - Dushanbe: Peacock, 2008. - 547pp.