УДК 331
ББК 60.73+65.240.7
Таджибаева Мавджуда Негматовна,
соискатель ТГУПБП Азимова Зулайхо Абдумавлоновна,
соискатель ИЭТ ТГУК (Таджикистан, Худжанд)
Тоцибоева Мавчуда Неъматовна,
унвонцуи ДД^БСТ Азимова Зулайхо Абдумавлоновна,
унвощуи ДИСДДИТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Tajibayeva Mavdjuda Negmatjanovna,
claimant for candidate's degree of the TSULBP Azimova Zulaykho Abdumavlonovna,
claimant for candidate degree of IET TSUC (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: mavlon_1954@mail.ru
Ключевые слова: прирост населения, миграционная политика, трудовая миграция, внешняя миграция, внутренняя миграция, миграционное поведение, регулирование рынка труда
Рассмотрены основные стратегические задачи, цел и черты миграционного поведения населения Республики Таджикистан и его эволюционная динамика, миграционное движение населения с учетом сложившейся социально-экономической ситуации в условиях трансформационных процессов, регулирования миграции, миграционных и демографических процессов в условиях становления рыночной экономики в Республике Таджикистан и странах СНГ. Выделены структурные элементы миграционного поведения данного периода с учётом стратегических задач миграционной политики Российской Федерации. Охарактеризована внешняя и внутренняя трудовая миграция и содержание возвратной миграции. Указано число мигрантов из Республики Таджикистан за 1991-2015 годы. Описана ограниченная, внешняя и временная миграция, имеющая противоположные черты относительно возвратной формы миграции, и указаны временные интервалы и ситуационные позиции между этими формами миграционных процессов.
Калидвожа^о: афзоиши ауолй, сиёсати мууоциратй, мууоцирати мещатй, мууоцирати беруна ва дохила, рафтори мууоциратй, танзими давлатии бозори мещат
Дар мацола вазифа, мацсад ва хусусиятуои асосии рафтори мууоциратии ахолии Чумуурии Тоцикистон ва цараёни тауаввулоти он, уаракати ауолй бо назардошти вазъияти кунунии ицтимои - ицтисоди дар шароити равандуои ислоуотй, танзими
МИГРАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА И ЕГО ЭВОЛЮЦИОННАЯ ДИНАМИКА
РАФТОРИ МУ^ОЦИРАТИИ АХОЛИИ ТОЦИКИСТОН ВА ЦАРАЁНИ ТА^АВВУЛОТИ ОН
MIGRATIONAL BEHAVIOR OF TAJIKSTAN'S POPUJLATION AND ITS EVOLUTIONARY DYNAMICS
мууоцират, цараёщои демографй ва мууоцирати дар давраи ташаккули щтисодиёти бозоргонй дар Чумуурии Тоцикистон ва мамлакатуои муштаракулманофеъ мавриди баррасй царор гирифтааст. Унсуруои таркибии рафтори мууоцирати дар ин давра, бо назардошти вазифауои стратегии сиёсати мууоциратии Федератсияи Русия цудо карда шудааст. Мууоцирати меунатии долили ва беруна ва моуияти мууоцирати бозгаштй таулил шудааст. Дар мацола теъдоди мууоцирон аз Чумуурии Тоцикистон дар солуои 1991-2015 оварда шудааст. Мууоцирати маудуд, беруна ва муваццатй, ки нисбат ба мууоцирати бозгаштии хусусиятуои зид доранд, тавсиф шуда, фосилауои замонй ва мавцеъуои вазъиятии байни ин шаклуои раванди мууоцирати нишон дода шудаанд.
Key words: accretion of population, migrational politics, laboring migration, outward migration,
inward migration, migrational behavior, labour market regulation
The following issues have been under consideration: basic strategic goals, objectives, measures and features in regard to migrational behavior of Tajikistan Republic population and its revolutionary dynamics ; migrational movement of population with the formed social-economic situation under transformational process being taken into account. The former includes such phenomena as regulation of migration, migrational and demographic processes preconditioned by conformation of market economy in Tajikistan and CIS countries. The authors single out structural elements of migrational behavior for the given period with strategic goals of migrational policy pursued by Russian Federation being taken into consideration. Outward and inward labour migration and also the content of returning migration have been characterized. The number of migrants from Tajikistan for the years of 1991-2015, limited, outward and interim migration are indicated; the latter having contrary features in reference to a returning form of migration. Temporal intervals and situational positions between these forms of migrational processes are pointed out as well.
Характерные черты и элементы миграционного поведения в эволюционно-институциональном аспекте охватывают временной интервал от начала трансформационных процессов и до настоящего времени. В начале формирования рыночных отношений миграционные процессы формировались по причине гражданской войны. Основным мотивом вынужденной эмиграции наиболее квалифицированной части рабочей силы, подвижности этой части населения были: выступления радикальных религиозных сил, ухудшение культурной среды для творческого и созидательного труда и межэтнические противоречия. Структурными элементами миграционного поведения переселенцев в данный период являются: наличие высокого уровня квалификации и мастерства, высокопроизводительный и творческий труд, высокая культура поведения и достаточная заработная плата. Поведенческая цель миграции - обеспечить благоприятную среду жизнедеятельности с позитивным климатом для проявления своих способностей.
Миграция может препятствовать развитию страны исхода мигрантов путем перекачивания за рубеж квалифицированных кадров, молодых энергичных работников, сокращая возможности для позитивных социальных изменений в будущем. Миграция ведет к передаче из менее развитой страны в более развитую страну самого ценного ресурса страны - человеческого капитала. Страна приема мигрантов имеет выгоды от
трудовых инвестиций, а страна исхода трудовых мигрантов будет иметь выгоды в том случае, если сможет продуктивно использовать накопленный опыт вернувшихся назад мигрантов и выгоды от этого будут превышать затраты на регулирование миграции. [7, с. 6]
После распада СССР миграционные процессы на постсоветском пространстве все более становятся составной частью всемирного перемещения населения. Постсоветские миграционные процессы вливаются в мировые потоки, влияют на них и в свою очередь сами подвергаются их воздействию. Осуществление перехода к рыночным отношениям привело к глубокому кризису экономики России, Таджикистана и ряда других стран СНГ. «Вместо повышения конкурентоспособности наших товаров реформа превратила Россию и другие страны в сырьевой придаток развитых стран. Экономика все более деградирует, принимая периферийно-колониальный характер». [4, с. 25] Миграционные процессы в ходе проведения реформ претерпели существенное изменение во всех бывших республиках СССР.
Основным стратегическим направлением миграционной политики стран Западной Европы является создание «менее благоприятных условий» для новых иммигрантов, предотвращение нелегальной миграции, а также интеграция ранее прибывших иммигрантов и представителей различных этнических меньшинств в новое общество. В современных условиях практически все страны Западной Европы стремятся ограничить приток мигрантов в свои государства. Для этого применяются методы сокращения социальных преимуществ (выплат, пособий, размеров помощи и т.д.). Ряд стран Западной Европы ужесточил отношение к нелегальной иммиграции в связи с тем, что масштабы ее очень велики и миграционные потоки создают нестабильную, а иногда криминальную обстановку в странах - местах концентрации мигрантов. Однако практика показывает, что ужесточение миграционного режима не снижает нелегальную миграцию, а лишь осложняет жизнь нелегальным мигрантам. Каждая из стран Западной Европы накопила значительный опыт управления миграционными потоками, и его необходимо изучать и использовать в странах СНГ, в том числе в Таджикистане и в России, с учетом конкретной миграционной ситуации.
После распада СССР, сопровождавшегося социально-экономическим кризисом, резким спадом производства, гиперинфляцией, массовой безработицей, фактически прекратилось действие системы льгот, что вызвало исход населения из северных и восточных регионов страны. Практически в течение всего XX столетия, вплоть до начала 90-х годов, миграционные процессы в России и СССР характеризовались следующими чертами:
- миграция носила в основном добровольный характер (за исключением переселений в годы Великой Отечественной войны и депортации некоторых народов);
- обмен населения происходил в основном внутри страны, между отдельными регионами, республиками, а внешняя миграция была незначительной;
- в ходе обмена населением между регионами происходило перераспределение населения в пользу периферии, следовательно, в миграции преобладали центробежные тенденции;
- главный поток составляла трудовая миграция, стимулируемая государством;
- миграция в значительной мере была регулируемой государством. [5, с. 42- 43]
Проблемы занятости для переселенцев не существовало, так как действовал
организованный набор работников, направление на работу выпускников вузов и техникумов и т.д. Обустройством мигрантов занимались государственные органы и
структуры, заинтересованные в притоке рабочей силы, и в первую очередь сами предприятия и местные власти при поддержке государства.
Радикальное социально-экономическое реформирование общественно-экономического уклада в корне изменило течение миграционных процессов на постсоветском пространстве и их характеристики:
- в структуре переселяющихся появились категории мигрантов - беженцев и вынужденных переселенцев;
- миграция в значительной мере стала носить вынужденный характер;
- изменились направления миграционных потоков. Перемещение населения стало идти с окраины в центральные районы страны, то есть приняло центростремительный характер;
- русскоязычное население из бывших советских республик устремилось на свою историческую родину;
- миграционные процессы почти полностью утратили трудовой, организованный характер, обрели черты стихийности.
Стратегическими задачами миграционной политики России были: прием и размещение на территории государства на постоянное место жительства трудоспособных, квалифицированных переселенцев из нового зарубежья, являющихся ценным демографическим потенциалом, регулирование потоков внутренних мигрантов и их рациональное расселение [6].
Миграционными проблемами и миграционной политикой занималось Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации. Руководитель Департамента по миграционной политике Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политике Российской Федерации О.Д. Воробьева в докладе «Миграционная политика и ее реализация» отметила, что в современной России отсутствует единая, научно обоснованная общегосударственная политика, а большинство общегосударственных мер в отношении миграционных процессов преследуют сиюминутные выгоды и чаще всего далеки от долговременных целей государства, общества и интересов самих переселенцев. [3, с. 14]
Таким образом, миграционная политика должна быть ориентирована на регулирование миграционных потоков для улучшения демографической и социально-экономической ситуации в стране.
Современную миграционную ситуацию в Республике Таджикистан определяет комплекс социально-экономических, политических, демографических факторов. Важнейшими из них являются: суверенизация, экономический кризис, обострение ситуаций в мире, связанных с миграционным потоком, пограничные конфликты, влияние исламского фундаментализма. Все эти факторы в совокупности вызвали широкое распространение репатриации и стрессовых миграций, массовые потоки беженцев.
Проблемами регулирования миграционных процессов занимается и Правительство Республики Таджикистан. В начале 90-х годов начался широкомасштабный отток из Таджикистана населения не титульных национальностей. Первым толчком к массовому выезду населения из Таджикистана стало принятие Верховным Советом республики Закона «О государственном языке», согласно которому государственным языком в республике признавался таджикский, русский язык получил статус языка межнационального общения.
Новые социально-экономические отношения вызвали необходимость существенного изменения законодательства, регулирующего миграцию населения. В Таджикистане были приняты законы "О беженцах", "О внутренней миграции", "О внешней миграции", в известной мере регулирующие миграционные процессы в республике. Однако эти законы не затрагивают в должной мере все проблемы в сфере миграции [2, с. 25].
Известно, что в республике принят проект Национальной стратегии развития (НСР) на период до 2030 года, являющейся второй по счету долгосрочной программой развития страны. В проекте в основном сделан упор на улучшение условий жизни населения, создание новых рабочих мест, устойчивое сохранение показателей микро- и макроэкономического развития страны. В НСР-2030 также особое значение придается поддержке развития частного сектора, который, по предварительным расчётам, должен обеспечивать 65% занятости трудоспособного населения.
Следует отметить, что основополагающей целью долгосрочного развития Республики Таджикистан является повышение уровня и качества жизни народа на основе устойчивого развития национальной экономики.
Для достижения этой цели Правительство республики в Национальной стратегии развития на период до 2015 года определило такие приоритеты, как улучшение инвестиционного климата и обеспечение инвестиционной привлекательности страны на международной арене. Они направлены на решение первостепенных задач социально-экономического развития посредством осуществления реформы государственного управления, развития частного сектора, привлечения инвестиций и развития человеческих ресурсов.
В период реализации Национальной стратегии развития на период до 2015 года проводились комплексные законодательные реформы, улучшалась отраслевая правовая база. В частности, были приняты законы «Об инвестициях», «О государственной защите и поддержке предпринимательства», «Об инвестиционном соглашении», «О концессиях», «О распределении продукции», «О разрешительной системе», «О проверках хозяйственной деятельности предпринимательских субъектов», «О государственно-частном партнерстве». На этой почве было разработаны и внедрены программы, стратегии, концепции и планы действий. Была сформирована отраслевая инфраструктура, в частности создан уполномоченный орган по реализации инвестиционной политики и развитию предпринимательства в лице Государственного комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом. В целях обеспечения экономического развития посредством государственно-частного диалога был создан Консультативный совет по улучшению инвестиционного климата при Президенте Республики Таджикистан и региональные советы более чем в 40 городах и районах страны. При их посредничестве проводятся значительные реформы по развитию рынка ценных бумаг, улучшению инвестиционного климата в секторе туризма, страхования, промышленности и активизируется развитие отечественного производства, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и логистики.
По инициативе Президента Республики Таджикистан создано Государственное учреждение «Фонд поддержки предпринимательства», которое на сегодняшний день поддержало 132 проекта предпринимателей общей стоимостью более 120 млн долларов США. В период независимости с целью развития инфраструктуры, производства конкурентоспособной импортозамещающей и экспортируемой продукции, развития отраслей
энергетики, транспорта, здравоохранения, образования, сельского хозяйства, в рамках реализации инвестиционных проектов в экономику страны было привлечено иностранных инвестиций на сумму более 63 млрд сомони.
Для упрощения деятельности инвесторов и предпринимателей Таджикистан ратифицировал Нью-Йоркскую конвенцию о признании международных арбитражных решений и Гаагскую конвенцию 1961 года об отмене легализации официальных иностранных документов, что дало равные права отечественным и иностранным инвесторам. Необходимо отметить, что в целом законодательством страны предусмотрено более 70 видов стимулирования, в том числе налоговых и таможенных льгот, для содействия инвестиционной предпринимательской деятельности.
В результате проведенных реформ в стране создан благоприятный инвестиционный и деловой климат, обеспечивший увеличение доли частного сектора в ВВП с 30% в 2000 году до 67% в 2015 году. В свою очередь частный сектор обеспечивает 78% налоговых платежей в государственный бюджет и 65% занятости трудоспособного населения. Это также позволило удержать экономический рост на уровне 6-7% в год и снизить уровень бедности с 83% в 2000 году до 30% в 2016 году [1, с. 185].
Так, в соответствии с предварительными оценками, объём прогнозируемых средств на последующие 15 лет по всем источникам финансирования стратегии составляет 118,1 млрд долларов США, из которых на частный сектор приходится 54,7 млрд долларов США (46,3 процента), на бюджетные средства - 56,1 млрд долларов США (47,5 процента) и на вклады партнёров по развитию - 7,3 млрд долларов США (0,2 процента). Это свидетельствует о важности частного сектора для обеспечения устойчивого развития национальной экономики.
Согласно институциональной экономической теории, связь с прошлым имеет три характеристики: 1. Эта связь носит устойчивый характер. 2. Связь настоящего и будущего с прошлым имеет опосредованный характер. 3. Эта связь носит слабый характер. Исходя из этого, в первые годы независимости республику покинули 83 тыс. квалифицированных кадров, которые составляли основу научно-технического и творческого потенциала страны. Восстановить его пока не удалось.
Одна из главных причин этого - примитивизация трудовых процессов, которая не требует специализированного труда, с низким уровнем производительности труда, что приводит к появлению неэффективных институтов занятости в экономике республики. Решение данного вопроса требует углубления разделения труда при осуществлении трудовых процессов посредством внедрения новых технологий и развития инфраструктуры экономики.
На базе этого тренда не сформировались неформальные правила поведения для получения квалифицированного труда, роста мастерства и производительности труда, высокого уровня культурного поведения и стремления к росту заработной платы. Это поведение в большей мере присуще мигрантам, ибо у них имеется большая мотивация.
Необходимо определить причины такого оттока населения республики в исторической динамике, а затем определить последствия этого процесса для экономики республики. Сложность этого процесса заключается в том, что республике не удалось восстановить потери, связанные с изменением постоянного места жительства представителей данного вида миграции. Этим и обусловлена проблема решения данного вопроса с позиций возможностей настоящего периода. Трудность данного аспекта анализа
заключается в том, что нет достоверных статистических данных о структуре и профессиях этого переселения, и поэтому анализ будет проведен на базе косвенных данных и их сопоставления со стандартами за длительный период.
В литературе по миграционным проблемам такого рода миграцию называют «возвратной миграцией». «Возвратная миграция - вид международной добровольной миграции на постоянное место жительства, как стимулируемый, так и не стимулируемый принимающим государством, при котором переселение происходит в государство происхождения лиц, ранее эмигрировавших из него (или оказавшихся за границей в силу его распада), а также потомков этих лиц, в основе может лежать упрощенный порядок предоставления гражданства или вида на жительство». [8, с. 28]. Среди лиц- переселенцев этого периода есть мигранты, которые, получая гражданство в других странах, вернулись домой. Эту форму называют возвратной миграцией. Её надо отличать от реэмиграции. «В данном случае реэмиграция является последним этапом... временной трудовой миграции, которая подразумевает возвращение в страну въезда» [8, с. 32]. (см. Рисунок 1)
Рисунок 1. Содержание возвратной миграции Граждане Республики Таджикистан, обладая высоким уровнем квалификации, имели мотив работать продуктивно для дальнейшего развития и прогресса республики. Но, прогнозируя будущее, они пришли к выводу о том, что в будущем работать здесь будет очень сложно. Ожидание деструктивных политических и экономических тенденций вынудило их стать переселенцами.
Республику Таджикистан в этот период покинули примерно 86 тыс. чел. Достоверность этих данных можно доказать данными миграционных потоков начала 90 -х годов прошлого столетия. (см. таблицу 1)
Таблица 1. Число мигрантов из Республики Таджикистан за 1991 - 2015 гг. (тыс. чел.)*
Показатели миграции 1991 1995 2005 2010 2015
Число выбывших, в том числе: 101,3 74,9 27,3 36,1 40,1
Горно - Бадах-шанская автономная область 5,0 2,0 2,1 1,8 1,8
Согдийская область 24,1 29,1 8,1 12,4 9,5
Хатлонская область 24,7 17,3 9,2 11,3 17,8
Душанбе 30, 0 16,8 3,1 2,9 2,9
Районы республиканского подчинения 17,5 9,8 4,9 7,7 8,1
*Таджикистан: 25 лет государственной независимости: статсборник. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - С. 38-45. [1].
По этим данным можно сделать следующие выводы:
- в первые три года - 1991 - 1993 гг. - количество мигрантов из республики имеет нарастающую тенденцию, а затем происходит их сокращение. Структура этих мигрантов состоит из числа возвратных мигрантов и из некоторого количества временных трудовых мигрантов. Именно в этот период начался высокий уровень инфляции и остановка многих предприятий, что привело к безработице. Поэтому определенное количество работников стали мигрантами в другие страны СНГ;
- высокая доля мигрантов приходится на индустриальные зоны республики, где высока доля квалифицированной рабочей силы. К таким зонам республики можно отнести гор. Душанбе и Согдийскую область.
Для определения степени подготовки квалифицированных кадров определённое значение имеет анализ динамики развития среднего профессионального образования (СПО) в республике. Количество единиц СПО за двадцать пять лет (1991-2015 гг.) увеличилось с 43 до 51. Количество учащихся в них сократилось с 41 до 38 тыс. чел. Общий выпуск специалистов за этот период сократился с 14 до 10 тыс. чел. [1, с. 58]. Это произошло на фоне роста населения и её активной части - трудовых ресурсов. В этих условиях преждевременно говорить о том, что подготовка специалистов идет на неплохом уровне.
Если смотреть в недалёкое прошлое, то есть на первые годы суверенитета, то можно увидеть, что отток населения из республики произошёл и на межэтнической основе. Особенно пострадало русскоязычное население. Покажем динамику количества русскоязычного населения на базе данных таблицы 2.
Эти данные показывают, что из стран Центральной Азии - бывших республик СССР наибольший отток русскоязычного населения произошёл из Таджикистана. В 2000 г. количество русскоязычного населения по сравнению с 1989 г. сократилось в пять раз, а в 2010 г. по сравнению с 2000 г. - в два раза. Наличие передовых наций в составе любой
нации приводит к развитию во всех отношениях, и поэтому отток представителей великой русской нации оборачивается для нас проигрышем. Другие республики Центральной Азии значительно превосходят нашу республику по абсолютным показателям, и степень оттока из них значительно меньше.
Страны 1989 2000 2010
Таджикистан 388 68 35
Узбекистан 1653 1092 720
Киргизия 917 603 420
Казахстан 6062 4480 3794
*Таджикистан: 25 лет государственной независимости: статсборник. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - С. 38-45. [1].
Ограниченная, внешняя и временная миграция имеет противоположные черты относительно вышеназванной формы миграции, и во временном интервале между этими формами миграции практически отсутствует связь. Характерными чертами поведения представителей этой миграции являются: низкоквалифицированный ручной труд, низкий уровень образования и культуры, превалирование религиозных предрассудков, отсутствие специальных знаний и мастерства и незнание русского языка. Цель этой формы -получение определенных доходов, позволяющих обеспечить семью на уровне нормальной жизнедеятельности. В этом отношении связь с прошлым состоит в том, что мы имели институты, которые ранее стимулировали более или менее результативный труд, а в настоящее время мы имеем институты с низкими стимулами к этой деятельности.
В соответствии с Национальной стратегией развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, основными приоритетами в улучшении инвестиционного климата будут выступать факторы, которые способствуют улучшению рационального использования трудоспособного населения:
• развитие производственного предпринимательства и промышленности по переработке отечественного сырья, реализация инвестиционных проектов с внедрением передовых технологий и повышение экспортного потенциала страны;
• сокращение административных барьеров и формирование инфраструктуры развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на республиканском и местном уровнях;
• формирование информационной системы предпринимательства в промышленности и содействие организации бизнес-инкубаторов с учетом потребностей мужчин и женщин, сельских предпринимателей;
• поддержка и мотивация производителей и экспортеров отечественной продукции. В этом плане по сравнению с прошлым мы имеем регрессивный тренд для институтов настоящего и будущего.
Список использованной литературы:
1. 25 лет государственной независимости: статистический сборник. - Душанбе: Агентство
по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016.-250 с.
2. Арабаев Ч.И, Абакирова А.М. Государственно-правовое регулирование миграционных потоков. - М.: Наука, 2014. - 153 с.
3. Воробьева О.Д. Миграционная политика и ее реализация //Социально-экономическое и демографическое развитие: Взаимосвязи в современной России / Международная научно-практическая конференция, 17 ноября 2000 г. -М., 2004. - С. 398.
4. Ионцев В.А. Марксово наследие и современная экономическая наука // Вопросы экономики. -
2005. - №1. - С. 159.
5. Регент Т.М. Миграция в России: Проблемы государственного управления. - М., 1999. - 205
с.
6. Рязанцев С.В., Хорие Н. Моделирование потоков трудовой миграции из стран Центральной Азии в Россию: Экономико-социологическое исследование. - М.: Научный мир, 2011.
7. Юдина Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. - М: «Дашков и Ко», 2004. - 146 с.
8. Рязанцев С.В., Гребенюк А.А. «Наши» за границей. Русские, россияне, русскоговорящие, соотечественники: расселение, интеграция и возвратная миграция в Россию. - М.: ИСПИ РАН, 2014. - 370 с.
Reference Literature:
1. 25 Years of State Independence : Statistical Collection .-Dushanbe: Agency on Statistics under Tajikistan Republic President. 2016. - 250 pp.
2. Arabayev Ch.I. , Abakirova A.M. Statal-Legal Regulation of Migrational Streams. - M.: Science, 2014 - 153pp.
3. Vorobyova O.D. Migrational Policy and its Realizations // Social-Economic and Demographic Develooment: Interactions in Contemporary Russia // International scientific-practical conference. November 17,2000- M.: 2004.-p.398
4. Iontsev V.A. Marx's Heritage and Modern Economy Science // Issues of Economics. 2005,№ 1.-p.159
5. Reghent I.M. Migration in Russia. Problems of State Management. -M., 1999.- 205pp.
6. Ryazontsev S.V., Khoriye N. Modelling of Labour Migration Streams from Central Asia Countries to Russia: Economico-Sociological Exploration. - M.: Scientific World, 2011
7. Yudina T.N. Sociology of Migration: to the Formation of New Scientific Trend. - M.: "Dashkov and Co", 2004.- 146pp.
8. Ryazantsev S.V., GrebenyukA.A. "Ours" abroad. Russians, Citizens of Russia, Russian-Speaking People, Compatriots: Setting, Integration and Returning Migration to Russia. - M.: Institute of Sociology, Politics and History under Russian Academy of Sciences (RAS ISPH), 2014.-370 pp.