УДК 331
ББК 65.240.7(2Т)
НЕКОТОРЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ МИГРАЦИИ В ТАДЖИКИСТАНЕ
SOME WAYS OF IMPROVEMENT OF REGULATION OF MIGRATIONAL PROCESSES IN TAJIKISTAN
Азимов Абдумавлон Джалилович,
к. э. н., доцент, завкафедрой экономической теории Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции (Таджикистан, Худжанд)
Azimov Abdumavlon Djalilovich,
Candidate of Economy Sciences, Associate Professor, head of the department of economic theory of the Institute of economy and trade under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Khujand)
E-MAIL: mavlon_1954@mail.ru
Ключевые слова: трудовая миграция, внешняя миграция, внутренняя миграция,
миграционное поведение, рынок труда, сельское население, городское население
Статья посвящена анализу общности некоторых экономических факторов, вызывающих перемещение граждан Таджикистана по территории республики, внутренней и внешней миграции с учетом их особенностей, требующих разных управленческих решений. В статье освещаются актуальные вопросы: пути совершенствования и регулирования миграции в Таджикистане, её цели и меры, направления миграционного движения населения с учетом сложившейся социально-экономической ситуации в современных условиях рыночных отношений. Автор доказывает, что необходимо предусмотреть осуществление комплекса мер, направленных на создание дополнительных рабочих мест и повышение уровня жизни в районах исхода населения. Обосновано, что сложившаяся экономическая ситуация в Таджикистане требует от правительства нахождения дополнительных источников развития и разработки новых подходов к регулированию миграционных потоков.
Key words: labour migration, outward migration, inward migration, migrational behaviour,
labour market, rural population, urban population
The article dwells on some economy factors causing migration of the citizens of Tajikistan along the territory of the republic; the peculiarities of inward and outward migration should be taken into consideration as they require different managerial solutions. Actual issues are elucidated in the article: ways of improvement and regulation of migration in Tajikistan, its goals and measures; streamlines of migrational movement of population with taking into account the formed social-economic situation under modern conditions of market economy. The author proves that one ought to envisage an implementation of a complex of measures aimed at a creation of additional working places and an elevation of living standard in the areas marked with population’s exodus. It is grounded well that the shaped economic situation in Tajikistan demands that the government should
- 62 -
Azimov A. D. Some Ways of Improvement of Regulation of Migrational Processes in Tajikistan
find additional sources of development and elaborate new approaches to regulation of migrational streams.
В современных условиях становления и развития рыночной экономики Республики Таджикистан, рынок труда следует рассматривать не только как фактор решения проблем занятости, но и как важнейшую предпосылку и элемент процесса формирования новых социально-экономических отношений, качественной трансформации всей общественной системы. То, что правительством республики уделяется большое внимание этой проблеме, можно увидеть в Послании Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 23 января 2015 года: «Регулирование вопросов, связанных с трудовой миграцией, является одной из основных целей Правительства, руководителей исполнительных органов государственной власти областей, городов и районов. В этом направлении в целях сокращения миграции необходимо как можно больше создавать новых рабочих мест внутри страны, а по вопросам регулирования трудовой миграции, в том числе защиты прав наших граждан, углублять сотрудничество с соответствующими органами стран, принимающих рабочую силу. Кроме того, необходимо принять дополнительные меры по освоению гражданами профессий и ремесел, отвечающих требованиям рынка труда, и изучению языков, а также до конца текущего года подготовить и представить в Правительство страны проект закона «О трудовой миграции» в целях совершенствования политики в сфере трудовой миграции и обеспечения защиты прав и интересов мигрантов за рубежом» . Миграция населения в РТ имеет свои особенности, заключающиеся в том, что число прибывших в страну намного отличается от числа выбывших из страны, что показано в табл. №1 «Миграция населения в 2013году» [4, с. 61].
Таблица №1. Миграция населения в 2013 году (число зарегистрированных в органах внутренних дел
при перемене постоянного места жительства, тысяч человек)
Число прибывших в страну Число выбывших из страны
2012 2013 2012 2013
Таджикистан 0,7 0,7 4,2 3,5
Казахстан 366,1 361,4 367,5 361,7
Кыргызстан 49,3 35,8 56,8 44,2
Россия 4196,1 4496,9 3901,2 4201,0
Узбекистан 169,7
(В таблице №1 некоторые расхождения итоговых данных возможны за счет лиц, не указавших страну прежнего проживания. Миграционные процессы, указанные в таблице в расчетах численности населения, отличаются от отчетных данных за счет поправок в связи с имеющимся недоучетом миграционных потоков)
Различия в уровне экономического развития и, соответственно, в уровне доходов в различных странах могут рассматриваться как основной побудительный мотив для трудовой миграции. Этот фактор можно проследить на основании данных таблицы №2 [4, с. 65]. Как видно из таблицы №2, Россия имеет наиболее благоприятные условия для
Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан 23 января 2015года //Народная газета. №4 (19974) от 28 января 2015 года. С. 3.
- 63 -
Азимов А. Некоторые пути совершенствования регулирования процессов миграции в Таджикистане
трудовых мигрантов из-за своих экономических, социальных, исторических и других факторов. Рост неформальной трудовой занятости мигрантов в странах пребывания и, как следствие, отсутствие их социально-правовой защищённости приводит к ущемлению их прав.
Таблица №2. Основные источники денежных доходов домашних хозяйств
по данным выборочных обследований домашних хозяйств; в процентах к денежному доходу)
Оплата труда работаю- щих по найму Доход от самостоятельной занятости и предпринимательской деятельности Поступления от продажи сельско -хозяйственной продукции Социальные выплаты В том числе пенсии
Таджикистан
2012 19,3 30,0 9,5 5,6 5,4
2013 18,4 31,3 8,8 6,2 6,0
Казахстан
2012 71,0 8,0 2,3 14,9 11,9
2013 70,1 8,9 2,2 15,1 12,2
Кыргызстан
2012 42,9 22,6 13,3 16,7 16,1
2013 39,9 23,9 14,4 17,2 16,5
Россия
2012 66,0 8,6 18,3 12,7
2013 66,1 8,3 18,3 12,7
(В таблице №2 расчеты по России произведены без учета сельскохозяйственной деятельности)
Внутренная и внешняя миграция в Республике Таджикистан отличается своими особенностями, что необходимо учесть при принятии решений в области управления этим процессом. Для стабилизации внутренних миграционных процессов, где преобладающим направлением является «село-город», необходимо предусмотреть осуществление комплекса мер для создания дополнительных рабочих мест, повышения уровня жизни в районах исхода населения (например в сельской местности) [1, с. 101-108]. Уровень бедности, который сохранился до сегодняшнего дня, вызывает усиление миграционных настроений и, как следствие, рост оттока сельского населения в города, что повысило напряженность на рынках труда места пребывания в использовании рабочей силы. Для этого необходимо поддержать сельскохозяйственных производителей в виде предоставления льготных кредитов, целевых инвестиций, что в некоторой степени позволит решить проблемы с трудоизбыточностью, бедностью, оттоком сельского населения из мест постоянного проживания.
Инвестиции как один из факторов выхода из трудной ситуации можно направлять на создание предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья в местах его производства, на развитие народных промыслов, бытового обслуживания и т.д. Для стабилизации внутренней миграции и роста уровня жизни населения необходимы усилия государства по решению имеющихся социальных проблем в сельской местности, без чего невозможно преодолеть современные тенденции миграционного процесса и измененить положение в структуре рынка труда в Республике Таджикистан.
- 64 -
Azimov A. D. Some Ways of Improvement of Regulation of Migrational Processes in Tajikistan
В современных условиях государству при проведении миграционной политики необходимо осуществлять регулирование процессов стихийной и неупорядоченнной миграции. Сложившаяся ситуация на рынке труда и в экономике республики не позволяет государству в полной мере осуществлять регулирование миграционных потоков [2, с. 172-174]. В целях осуществления цивилизованной интеграции Республики Таджикистан в международный рынок труда необходимо: придать трудовой миграции организованный характер; принять закон о внешней трудовой миграции, направленный на защиту прав трудя-щихся-мигрантов и определяющий порядок привлечения иностранных специалистов в Таджикистан [1, с. 136-140].
В целях защиты внутреннего рынка труда, в миграционной политике страны необходимо разработать соответствующий механизм по осуществлению: введения разрешительной системы по найму иностранных специалистов; установлению квот по импорту рабочей силы; обеспечению приоритетного права граждан Республики Таджикистан на занятие вакантных рабочих мест по сравнению с прибывшими из-за рубежа. Процессы миграции в период перехода к рыночным отношениям носят волнообразный характер и прошли три этапа: 1991-1993 годы, когда шло увеличение масштабов миграционной убыли населения, достигшей пика в 1993 году, когда из республики выехали 143,6 тысячи человек. Второй этап: 1994-1998 годы, когда шел процесс спада темпов миграции и её убыли; 1999-2009 годы, когда усиливался процесс постепенного роста эмиграции. Особенностью внешней миграции населения в 1990-2008 годах было преобладание русскоязычного населения среди выезжающих за пределы республики [1, с.23-29].
Цель регулирования рынка труда и сферы занятости - это эффективное, рациональное использование трудового потенциала республики. Важное значение в сфере распределения трудовых ресурсов имеет обеспечение сбалансированности развития отдельных регионов республики. Несоответствие качественного состава трудовых ресурсов современным требованиям будет сдерживать экономическое развитие регионов. Решение этой проблемы во многом зависит от организации государством внутренних миграционных потоков. В Таджикистане в современных условиях внутренние миграционные процессы противоречивы и неустойчивы и определяются динамикой рыночных преобразований, ситуацией в сфере занятости, территориальными различиями в уровне жизни населения и другими факторами.
Зоной притяжения в республике выступают центры Согдийской, Хатлонской областей и г. Душанбе. Зонами оттока трудящихся-мигрантов выступают все другие регионы республики. Широкий поток миграции наблюдается из сельской местности, где уровень жизни ниже, чем в городах. Сёла республики теряют наиболее молодую, активную и образованную часть, что изменяет в негативную сторону трудовые ресурсы сельской местности [1, с. 205-210]. На основе проведенной оценки процессов внутренней миграции в РТ можно предложить следующие меры по управлению внутренней миграцией:
- развитие малого бизнеса в сельских районах по инициативе населения, предоставление долгосрочных кредитов на выполнение жизненно важных проектов (животноводство, перерабатывающее производство);
- привлечение инвестиций на развитие сельской экономики и её социальной инфраструктуры, обеспечив донорскую поддержку, техническую и гуманитарную помощь;
- 65 -
Азимов А. Некоторые пути совершенствования регулирования процессов миграции в Таджикистане
- активизация деятельности органов местного самоуправления и неправительственных организаций для стабилизации центростремительных миграционных потоков населения внутри страны, а также принять меры для осуществления защиты их прав и интересов;
- принять программы по преодолению бедности в регионах, где наблюдаются значительные миграционные потоки (создание новых рабочих мест, развитие на этих местах перерабатывающих отраслей промышленности, туризма, производств по переработке полезных ископаемых и т.п.) [1, с. 65-77].
Чтобы остановить значительный отток сельского населения в города внутри республики, необходимо создавать рабочие места в сельской местности. Как отмечал Ф. Энгельс, «....Чтобы эти вытесненные из земледелия люди не оставались без работы или не были вынуждены скапливаться в городах, для этого необходимо занять их промышленным трудом в самой деревне, а это может быть с выгодой для них организовано только в крупных масштабах» [3, с.345]. То есть, необходимо осуществить агропромышленную интеграцию, создавать в республике агропромышленные холдинги, где будут сочетаться производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.
Низкий уровень производства негативно влияет на социально-экономическую обстановку в стране, поэтому обеспечение экономической безопасности является основной задачей социально- экономического развития страны. Социально-экономическая ситуация в Республике Таджикистан требует от правительства принятия мер по нахождению дополнительных источников развития, как эндогенных, так и экзогенных. В Таджикистане, в связи со сложившейся тенденцией в миграционных процессах («утечка умов», отток высококвалифицированной рабочей силы, специалистов и т.д.), назрела необходимость разработки новых подходов к регулированию миграционных потоков.
Список использованной литературы:
1. Азимов А.Д. Трансформация миграционного поведения и процессов в трудоизбыточной стране (на примере Таджикистана): вопросы теории и методологии исследования. -Душанбе, 2014.- 329 с.
2. Азимов А.Д. Взаимодействия рынков труда Таджикистана и стран СНГ в условиях трансформационной экономики/ Миграционные мосты в Евразии: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Роль миграции в социально-экономическом и демографическом развитии посылающих и принимающих стран Евразии: регионы Восточной Европы и Центральной Азии». Москва, 5 ноября 2014 г.; 6-7 ноября 2014 г., Ереван. - С. 171-176.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. - С. 345.
4. Таджикистан и страны СНГ: статистический справочник Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2014. - 84 с.
Reference Literature:
1. Azimov A.D. Transformation of Migrational Behaviour and Processes in the Country Sustaining Labour Surplus (on the example of Tajikistan): issues of theory and methodology ofresearch. -Dushanbe, 2014. - 329р.
2. Azimov A.D. Interaction of Labour Markets of Tajikistan and CIS Countries under the Canditions of Transformational Economy /Migrational Bridges in Eurasia. Collection of the materials of the Vl-th International scientifico-practical conference “The Role of Migration in Social Economic and Demographic Development of Referring and Accepting Countries of Eurasia: Regions of Eastern Europe and Central Asia”. Moscow, November 5, 2014; November 6-7, 2014. Yerevan. - pp. 171-176.
3. Marx K., Engels F. Compositions. V.19. -P. 345.
4. Tajikistan and CIS Countries: Statistical Reference-book of the Statistics Agency under the Auspices of the President of Tajikistan. - Dushanbe, 2014. -p. 84.
- 66 -