Научная статья на тему 'Социально-экономические последствия миграционных процессов в Республике Таджикистан'

Социально-экономические последствия миграционных процессов в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
617
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ / EMPLOYMENT / РАБОЧИЕ МЕСТА / JOBS / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOR RESOURCES / РЫНОК ТРУДА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН / LABOR MARKET OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / EMPLOYMENT SERVICE / EMPLOYMENT LEVEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коситов Одилбой, Абдусатторова Рано Шакиржановна

В статье рассмотрены возможности трудоустройства населения, проанализировано распределение численности городского и сельского населения Республики Таджикистан по возрастным группам за периоды 20012017 гг., а также уровень занятых трудовых ресурсов. Рассмотрены причины роста миграции за пределы страны, предложены меры по повышению эффективности миграционных процессов в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the employment opportunities of the population, analyzed the distribution of the urban and rural population of the Republic of Tajikistan by age groups for the periods 2001-2017, the level of employed labor resources, the reasons for the growth of migration outside the country, and proposed measures to improve the efficiency of migration processes in the country.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические последствия миграционных процессов в Республике Таджикистан»

УДК 3.33.331.5.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Коситов Одилбой, Институт экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции, г. Худжанд, Таджикистан

Абдусатторова Рано Шакиржановна, Институт экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции,

г. Худжанд, Таджикистан, E-mail: abdusattarova@rambler.ru

Аннотация. В статье рассмотрены возможности трудоустройства населения, проанализировано распределение численности городского и сельского населения Республики Таджикистан по возрастным группам за периоды 20012017 гг., а также уровень занятых трудовых ресурсов. Рассмотрены причины роста миграции за пределы страны, предложены меры по повышению эффективности миграционных процессов в стране.

Abstract. The article considers the employment opportunities of the population, analyzed the distribution of the urban and rural population of the Republic of Tajikistan by age groups for the periods 2001-2017, the level of employed labor resources, the reasons for the growth of migration outside the country, and proposed measures to improve the efficiency of migration processes in the country.

Ключевые слова: занятость, уровень занятости, рабочие места, миграция, рыночная экономика, трудовые ресурсы, рынок труда Республики Таджикистан, служба занятости.

Key words: employment, employment level, jobs, migration, market economy, labor resources, labor market of the Republic of Tajikistan, employment service.

Личности эмигрируют, нации - никогда

Фредерик Дуглас

Известно, что занятость населения является одной из главных и ключевых государственных задач. Достижение высокого уровня занятости, особенно в Республике Таджикистан, остается одним из вопросов развития государства. Проблема обеспечения трудоспособного населения Таджикистана рабочими местами существовала и в советские времена, когда государство гарантировало работу всем лицам трудоспособного населения, актуальна и по сей день.

Неслучайно в стране получили развитие такие трудоемкие отрасли производства, как хлопководство, овощеводство, хлопкоперерабатывающие и другие промышленные направления. Тем не менее, и советский период из-за отставания темпов создания новых рабочих мест от темпов роста населения в трудоспособном возрасте значительная часть населения оставалась незанятой. Миграция до 1970 года имела отрицательное сальдо для Республики Таджикистан.

В условиях рыночной экономики существенно меняется точка зрения на вопрос занятости, т.е. на смену идеологии всеобщей занятости лиц трудоспособного возраста приходит идея занятость по желанию. В стране создаются условия и возможности трудоустройства, а населения вправе принимать или не принимать участие в трудовой деятельности.

Тем не менее, высокий рост трудовых ресурсов и их концентрации в сельской местности при ограниченных возможностях расширения сферы приложения труда создает большой избыток населения в трудоспособном возрасте, что можно проследить по данным, приведенным в табл.1.

Таблица 1

Распределение городского и сельского населения Республики Таджикистан по возрастным группам (в %, на начало года) [1]

Население в возрасте

Моложе трудоспособного Трудоспособном Старше трудоспособного

Городское Сельское Городское Сельское Городское Сельское

2001 27,7 38,0 36,6 54,3 8,7 7,7

2005 26,8 36,0 64,9 56,5 8,3 7,5

2010 28,1 36,9 62,7 55,2 9,2 7,9

2015 35,1 35,5 63,4 59,5 5,3 5,0

2017 35,2 35,6 63,5 60,0 5,3 5,1

На сегодня в республике недостаточно быстро увеличивается количество работников индустриальной сферы. Численность лиц, занятых в промышленности и строительстве, растет медленно, следовательно, потребность в рабочей силе в этих отраслях небольшая.

В 2016 году в Республике Таджикистан на учете в службах занятости состояло около 100 тыс. человек. Однако по материалам экспертной оценки треть экономически активного населения Республики являются безработными.

Тяжелые социальные экономические условия вынуждают граждан Республики Таджикистан покидать родину.

Анализ собранных данных, личных наблюдений и бесед с представителями населения даёт основание выделить основные причины миграции: высокий уровень роста трудовых ресурсов, недостаточное количество рабочих мест, а так же низкая заработная плата и т.д. По данной причине многие трудоспособные граждане предпочитают трудоустраиваться за пределами Республики (в основном в России и Казахстане).

При этом миграционная политика РФ играет определяющую роль в формировании потоков внешней трудовой миграции населения Таджикистана в силу значительных экономических возможностей, действия культурно-исторических факторов и наличия спроса на трудовые ресурсы.

Действия социальных сетей является мощным стимулирующим фактором для граждан РТ, намеренных выехать в Россию из Таджикистана на заработки

[5].

Трудовая миграция имеет множество как положительных, так и отрицательных последствий. Массовая трудовая миграция снижает напряженность на национальном рынке труда. Денежные переводы трудовых мигрантов является значительным источником иностранной валюты. Доходы трудовых мигрантов повышают уровень жизни населения, улучшают платежный баланс республики. В тоже время из страны уходит лучшая, наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, ослабляя тем самым национальную экономику. Тем не менее, современная внешняя трудовая миграция в целом выгодна Республике, поскольку она способствует решению многих острых социально-экономических проблем.

Для рационального регулирования распределения трудовых ресурсов Республики Таджикистан необходимо разработать эффективную миграционную политику. Государственные органы управления должны усилить сотрудничество в сфере регулирования миграционных процессов с Россией и Казахстаном. В этой связи странами ЕАЭС целесообразно гармонизировать национальные законодательные акты, чтобы создать единую нормативно-правовую базу ЕЭП.

В ближайшие годы правительство РТ как основную часть мер по регулированию миграционных процессов запланировало снижение уровня стихийности внешней трудовой миграции населения. Для Республики особенно важно разработка и реализации долговременной программы по направлению избытка трудовых ресурсов за рубеж и созданию механизма привлечения финансовых средств мигрантов в экономику РТ.

Из-за низкого уровня профессионального образования мигранты выполняют неквалифицированные низкооплачиваемые работы. Многие трудовые мигранты - это сезонные работники, которые мигрируют на работу весной, а зимой возвращаются.

Многие трудовые мигранты устраиваются на работу по устной договоренности без оформления контрактов и, в результате, лишаются социальных гарантий государства. В случае травмы или смерти, они или их родные не могут рассчитать на содержание или компенсацию, а также на социальное обеспечение в старости.

Не способствуют защите интересов трудовых мигрантов также отсутствие четкой правовой основы трудовой миграции в самой республике, многочисленные трудности на пути следования до места назначения. Косвенно страдают также семьи трудовых мигрантов во время отсутствия главы семьи [6].

Основными причинами привлекательности трудовой миграции остаются отсутствие новых рабочих мест, низкий уровень заработной платы, бедность, отсутствия перспектив в Республике. Кроме того, таджикская рабочая сила считается дешевой, и это вполне устраивает работодателей в странах СНГ [4].

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что экономическими факторами трудовой миграции в Россию и в другие страны СНГ является:

- потребность в рабочей силы;

- относительно высокий уровень заработной платы; возможность получения гражданства РФ, постоянной работы и жилья;

- обеспеченность качественными продовольственными и другими товарами;

- возможность получения профессии и повышения квалификации.

Анализируя нынешнее положение республики можно предположить, что

безработные граждане Таджикистана и дальше будут продолжать выезжать в Российскую Федерацию в поисках работы.

Именно среди стран СНГ эта страна располагает большей возможностью поглотить значительную часть безработных, поскольку, несмотря на трудности, связанные с финансовым кризисом, ВВП страны имеет тенденцию к росту, а этого нельзя добиться без создания новых рабочих мест и использования трудовых мигрантов из других стран.

С одной стороны, Правительство Республики Таджикистан в определенной мере заинтересовано в выезде трудовых мигрантов за рубеж. Ведь каждый мигрант ввозит в республику определенную сумму денег и вносит определенную лепту в укрепление экономики своей страны. Известно, что трудовые мигранты ежегодно в республику в среднем переводят до 200-300 млрд. рублей, не говоря о суммах, ввезённых трудовыми мигрантами без использования услуг банков.

Таким образом, исключительная важность трудовой миграции для Таджикистана очевидна. Выезд на заработки в Российскую Федерацию сотен тысяч работоспособных людей позволяет Таджикистану решать целый ряд острейших социально-экономических задач. Прежде всего, трудовая миграция смягчает проблему безработицы в Таджикистане, снимает определенную социальную напряженность в обществе, позволяет получать значительные

валютные ресурсы, которые в конечном итоге работают на национальную таджикскую экономику.

С другой стороны, отток трудовых мигрантов за границу имеет негативные стороны, которые заключаются в следующем:

1. Существующая практика выезда безработных в поисках работы не создает приемлемые условия для реализации интересов мигрантов.

В Республике Таджикистан процесс трудовой миграции идет стихийно, и преимущественно граждане выезжают на поиски работы самостоятельно, без приглашения работодателя и заключения договора с ним. Поэтому они являются нелегальными трудовыми мигрантами и не могут пользоваться своими юридическими и социальными правами в полной мере.

2. Действующие законодательные документы ещё недостаточно обеспечивает регулирование миграционного процесса. Многие трудовые мигранты устраиваются на работу без заключения договора и оформления соответствующих документов, где указываются условия проезда, размеры, порядок и сроки выплат, сроки найма.

3. Выезд определенного количества трудоспособного населения, с одной стороны, при хронической нехватке рабочих мест создает условия для снижения напряженности рынка труда, но с другой - выезд высококвалифицированных рабочих и специалистов с высшим, среднетехническим и среднеспециальным образованием создало очень большую нехватку этих кадров в народном хозяйстве Республики. Для подготовки и переподготовки этих специалистов необходимы дополнительные средства и, безусловно, определенное время, что имеет значительное отрицательное экономическое последствие.

4. Трудовая миграция породила немало социальных проблем. Материалы опроса членов семьи трудовых мигрантов свидетельствует о том, что до 10 % трудовых мигрантов не отправляют домой заработанные деньги, и семьи практически бедствуют. Не все выехавшие на работу в Российскую Федерацию возвращаются домой; часть граждан годами не дают о себе знать, создают там новые семьи, а и их семьи на родине распадаются, дети растут без отцов.

Для повышения эффективности межгосударственных миграционных процессов целесообразно проводить следующие мероприятия:

- организации социально-психологической работы с трудовыми мигрантами Республики в целях сохранения заботы о членах своей семьи:

- разработать проект для повышения профессионального уровня и правового знания трудовых мигрантов страны, что поможет им в поиске достойной работы и источника дохода для своей семьи и внесет определенный вклад в снижении уровня бедности в Республике Таджикистан.

Таким образом, как уже отмечалась ранее, Республике необходима долговременная программа по направлению избытка трудовых ресурсов за рубеж и созданию механизма привлечения финансовых средств мигрантов в экономику РТ.

Список использованных источников:

1. Статистический сборник. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе, 2017.

2. Олимова С. Трудовая миграция из Таджикистана. Душанбе, 2003. С. 21102.

3. Рыбаковский Л.Л. Трансформация миграционных процессов на постсоветском пространстве. - М.: 2009. С. 432.

4. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в России и странах СНГ: тенденции и управление. М.: 2009. - 210 с.

5. Рынок труда. Научный журнал. Государственное учреждение научно-исследовательского института труда, миграции и занятости населения. Душанбе, 2017. - № 32.

6. Умаров Х. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане. Перспективы миграции. Восточная Европа и Центральная Азия. Планирование и управление трудовой миграцией МОМ, ЦТС в ЕЦА. - Вена, 2006. - С. 110-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.