Научная статья на тему 'Проблема занятости, трудоустройства и миграции молодежи и женщин в первые годы государственной независимости республики Таджикистан'

Проблема занятости, трудоустройства и миграции молодежи и женщин в первые годы государственной независимости республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
898
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ ГРАЖДАН / ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА / МОЛОДЁЖИ ТАДЖИКИСТАНА / БЕЗРАБОТИЦА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ / МИГРАЦИЯ ЖЕНЩИН / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЁЖИ / CITIZEN 'S EMPLOYMENT / THE WOMEN'S MIGRATION / THE PROBLEM CONCERNED WITH PLACING YOUTH IN A JOB / UNEMPLOYMENT AMONG YOUTH / DEVIATIONAL BEHAVIOR OF YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Муинова Мавсума Муинджановна

В статье рассматриваются проблемы занятости, трудоустройства и миграции населения, особенно молодёжи, а также женщин в первые годы независимости республики (1992 2005). Проведен анализ некоторых причин безработицы и миграции молодёжи в эти годы, предложены пути решения этих проблем. Автор анализирует эффективность реализации нормативно-правовых актов, принятых Правительством РТ в области труда, социальной защиты и миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employment Problem, Placing in Job and Migration in Regard to Youth and Women in the first Years of State Independence of Tajikistan Republic

The article dwells on the problem concerned with employment, placing in a job and migration of population in the first years of independence (1992 2005) ; the problem being especially acute in reference youth and women. The author analyzes the reasons of unemployment and migration of youth in those years and suggests the ways of solving the problems in question. The issue concerned with effectiveness of realization of normativelegal Instruments adopted by the Government of RT in the sphere of labor, social defense and migration is touched upon as well.

Текст научной работы на тему «Проблема занятости, трудоустройства и миграции молодежи и женщин в первые годы государственной независимости республики Таджикистан»

— 180-С НОМАИ донишгох 3

М.Муинова

ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ, ТРУДОУСТРОЙСТВА И МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ И ЖЕНЩИН В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Ключевые слова: занятость граждан, проблемы трудоустройства молодёжи Таджикистана, безработица среди молодёжи, миграция женщин, девиантное поведение молодёжи

Анализ социального развития населения Республики Таджикистан в 90-х годах свидетельствовал о наличии таких проблем, от решения которых зависело развитие и здоровье общества, как в настоящем, так и в будущем. Одной из таких ключевых проблем была проблема занятости и трудоустройства населения, особенно молодёжи.

В условиях отсутствия нормального финансирования государственных учреждений, отсутствия иностранных инвестиций, изолированности экономики, массового банкротства предприятий и даже целых отраслей народного хозяйства, намного возрос уровень безработицы среди молодёжи, которая привыкла к социальной направленности на рынке рабочей силы и в более широком плане на рынке труда вообще. Более того, это положение тогда привело к другим социальным проблемам: увеличению роста преступности, наркомании, проституции, алкоголизма, нервно-психических болезней и других факторов девиантного поведения молодежи.

Безработица является серьёзной проблемой, поскольку напрямую вызывает экономические, социальные и психологические последствия. Она потенциально сокращает производство ВВП, а для безработных ведет к непосредственной потере дохода и способствует становлению уязвимости населения. В конечном итоге феномен безработицы как социально экономическое явление

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 181 “

углубляет неравенство в обществе.

Важнейшей составной частью процесса перехода к рыночным отношениям явилась разработка системы социальной защиты населения, особенно малообеспеченных его слоев: многодетных семей, инвалидов, пенсионеров, студентов и работников с фиксированными доходами (3.3).

Рождаемость в Таджикистане в 90-е годы была очень высокой. Естественно, в результате этого в республике очень высока доля молодежи. В 1990г. молодежь в возрасте до 19 лет составляла 53.2%. а среди незанятого населения - 58.0% (4.47).

Более высокая безработица была очевидной среди молодежи. В те «нелегкие» годы, придя на производство, молодой человек заставал все рабочие места занятыми. Школы выпускали безработную молодёжь.

Можно сказать, что проблема трудоустройства населения, особенно молодежи молодой независимой страны, была одной из самых острых. В республике сложилась странная картина, похожая на технологическую безработицу в развитых капиталистических странах - безработица при значительном числе пустующих мест.

В Республике Таджикистан темп роста общественного производства в 80-е - 90-е годы был значительно ниже, чем по всему бывшему СССР, в то время как прирост трудовых ресурсов в республике был почти в четыре раза выше, чем в среднем по стране.

К концу 1994 года безработица официально охватила 141400 человек. Быстрый рост безработных происходил в результате спада производства во всех отраслях экономики и закрытия предприятий.

Трагическая гражданская война (сразу же после приобретения государственной независимости Республикой Таджикистан) нанесла огромные потери инфраструктуре и сильно повлияла на человеческие ресурсы. Спад производства, начавшийся в конце 80х годов, стал наиболее ощутимым после распада Советского Союза.

Главной причиной кризиса был разрыв экономических и хозяйственных связей с бывшими странами Союза. Наряду с этим фактором на спад производства оказали влияние и факторы внутренние. И это. в первую очередь, конечно же. политическая нестабильность, гражданская война, слабый контроль в экономике, отсутствие квалифицированных трудовых ресурсов в промышленности. массовый отток русскоязычных специалистов и изменения

— 182-С НО МАИ донишгох 3

населением рода занятий, почти полное отсутствие малых и средних предприятий по производству товаров и услуг, рост преступности, связанный с распространением оружия и боеприпасов среди населения.

Как показывают исследования в области миграционной политики, до начала 90-х годов уровень внутренней и внешней миграции был довольно низким. Намечалось снижение общей доли жителей столицы, то есть внутренней миграции, и наоборот, стабильный положительный миграционный прирост за счет мигрантов из России и других республик.

В основном при формировании рабочего класса в промышленности республики главную роль сыграли мигранты из других республик СССР. К примеру, при создании ЮжноТаджикского ТПК предполагалось обеспечить работой местное население, и в первую очередь молодежь.

Тем не менее, из-за отсутствия квалификационных навыков у молодежи и местного населения в целом были вынуждены привлекать квалифицированных специалистов из России и других республик. Они составили 31,5% часть рабочей силы.

С приобретением государственной независимости ситуация в корне резко изменилась. Экономический кризис и трагические события гражданской войны внесли свои коррективы в общий процесс миграции населения.

Начиная с февральских событий 1990г., переключение общества на новые фазы социального напряжения, процесс миграции приобрели критический характер. Только в тот период пределы республики покинул 222071 человек. Это число в 1992г., с появлением беженцев и вынужденных переселенцев, выросло до 250746 человек.

Из-за трагических последствий гражданской войны миграционная активность увеличилась не только во внешней миграции, но и во внутренней. Миграционный прирост среди гражданского населения в 1990г. составил 46,971, в 1991г. - 15814, в 1992г. - 79769, в 1993г. -49614, в 1994г. - 34359, в 1995г. - 23,480, а в сельской местности соответственно- 11,894, 15814, 14,972, 25093, 11187, 14284.

Миграционные процессы, хотя и пошли на убыль, тем не менее, время от времени активизировались. По сведениям Центра по изучению общественного мнения, из нашей страны в Россию и другие страны бывшего СССР намеренно выехало почти 90%

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 183 “

русскоязычного населения.

Развал Советского Союза и гражданская война обернулись для народов государства широкомасштабной и необычной трагедией.

Ведь с началом оттока кадров нашу страну покинули в основном русскоязычные специалисты в области техники, медицины и образования. Более половины мигрантов .покинувших страну за последние годы, имели среднетехническое и высшее образование. Более того, по оценке Главного управления по делам беженцев при Министерстве труда и занятости около 100000 беженцев находились на территории Ирана. Афганистана. Пакистана.

Число вынужденных переселенцев внутри республики достигло 700000 человек.

Условия, порождающие беженцев и вынужденных переселенцев, являются источником серьезных нарушений здоровья людей, как на покидаемой территории, так и на территории приема. Бытовая неустроенность, психологический фон. недостаточность мер здравоохранения, отсутствие жизненных средств определяют исключительную сложность проблемы поддержания на необходимом уровне здоровья мигрантов, в том числе особо нуждающихся в помощи несовершеннолетних, беременных, кормящих матерей, лиц с ранениями и травмами.

Нормы Закона Республики Таджикистан «О беженцах», который был принят Парламентом страны в 2002 году, как раз таки устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев, определяет правовой статус беженца.

Всеобщий экономический кризис в стране породил чрезвычайно актуальную проблему трудоустройства молодежи, которая среди всех социальных проблем являлась одной из доминирующей.

Многие параметры девиантного и опасного поведения молодежи в значительной степени зависят от эффективного решения данной проблемы. Устойчивость этой проблемы обусловлена, прежде всего, катастрофическим спадом производства, возрастанием количественного и структурного несоответствия между спросом на труд и его предложением. Росла безработица среди молодежи, что негативно повлияло на уровень жизни молодых семей. Проблема обеспечения жильем молодых семей также являлась и по сей день является достаточно актуальной, особенно в городских условиях.

— Ш"~С НО МАИ донишгох 3

Как показывают данные, численность официально признанных безработных в возрасте 16-25 лет в 1995г. составила 19161 человек, в 1996г. - 31370, в 1997г. - 30187, в 1998г. - 33539, в 1999г. - 31549 человек. Главным образом, по последним данным, в 1999г. из 61379 официально признанных безработных граждан республики 31549 человек (60%) составляли молодые люди в возрасте до 29 лет (8,3-6).

Можно сделать вывод, что в эти годы каждый второй, зарегистрированный в органах государственной службы занятости республики - молодой человек.

Около четверти безработных молодых людей, зарегистрированных в центрах занятости, составляли выпускники школ, ПТУ, вузов.

В конце 90-х годов также особый размах приобрела скрытая безработица, существовавшая за счет простоев предприятий, вынужденных отпусков, сокращений рабочей недели.

За 4 квартал 1999г. по инициативе администраций число вынужденных отпусков составило 8312,8 единиц. Ими охвачено более % работающей молодежи, и они имели тенденцию к росту и переходу в открытые формы. Главная причина кроется в неэффективной социально-экономической политике, результатом которой являются развал производства, прекращение финансирования многих отраслей, преимущественное сокращение каждого третьего рабочего места, которое традиционно занимали молодые работники, не имеющие большого профессионального опыта.

При Комитете по делам молодёжи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан ещё в 1998 году была создана ГУП «Биржа труда молодежи». Основная функция: обеспечение сезонной и постоянной работой безработной молодежи как внутри страны, так и за её пределами; организация и проведение курсов повышения квалификации, подготовки специалистов; создание новых рабочих мест; проведение ярмарки вакансий свободных мест и т.д.

Для реализации поставленных задач Биржа труда молодежи открыла свои представительства в областях, городах и районах республики. Были подписаны соглашения со всеми организациями, предприятиями государственного и частного секторов экономики.

Главное направление в работе Биржи труда молодежи - это трудоустройство молодежи за пределами страны. Начиная с первых

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 185 “

лет функционирования и до сегодняшних дней, со стороны ГУП «Биржи труда молодежи» подписываются двухсторонние соглашения с субъектами Российской Федерации: Волгоградской, Астраханской, Калужской, Тюменской, Пермской, Московской, Воронежской и Саратовской областями. Если в 1998 году было отправлено в Российскую Федерацию всего 374 человека, то в 2000 году - около 5 тысяч человек из числа различных слоев молодежи республики. В начале 2001 года были подписаны соглашения с субъектами Российской Федерации и некоторыми областями Украины на 7 тыс. человек. Ежегодно Биржа труда молодёжи в сотрудничестве со структурами Министерства труда и социальной защиты населения. Службы миграции. Министерства труда, миграции и занятости населения по всей стране проводит ярмарку вакантных мест. В результате проведенных мероприятий более 500 молодых граждан обеспечиваются работой.

«Одним из главных успехов нашей работы, - отмечал Председатель Комитета по делам молодежи при Правительстве Республики Таджикистан Рахимов И.Х. (2001г.) - является то, что с непосредственной помощью Биржи труда молодёжи почти во всех областях Российской Федерации созданы таджикские общины, которые ежегодно принимают на трудоустройство по 500-600 человек. К примеру, таджикская община в Волгоградской области в 2000 году приняла 1500 человек, в Астраханской - 1200 человек» (7,54).

Миграция часто является причиной серьезных проблем для многих жен и детей мигрантов на территории разных государств. Международная Конвенция «О защите прав всех трудящихся -мигрантов и членов их семей» предусматривает вопросы, касающиеся обеспечения прав и свобод указанной категории лиц, которые находятся на их территории. Однако многие женщины по-прежнему не уведомлены о таких нормах, они обеспечивают и воспитывают своих детей в одиночестве.

После завершения гражданской войны из-за низкого жизненного уровня, безуспешных поисков работы и маленькой зарплаты многие женщины, чтобы прокормить своих детей, оставшись без кормильца, сами отправлялись на заработки в другие страны, т.е. становились мигрантками. Приехав в другую страну, они чаще всего сталкивались со многими трудностями, которые делали их уязвимыми к дискриминации и грубому обращению. А происходило

— 186-С НОМАИ донишгох 3

это потому, что у большинства был очень низкий уровень информированности. Они совсем были неграмотны в правовом отношении, не знакомы с обычаями и традициями местного населения, не знали языка, не имели навыков адаптации в новой среде обитания. Но тем не менее, отчаявшись, многие женщины всё равно покидали свою родину и выезжали на заработки в соседние страны, а чаще всего в Российскую Федерацию.

Женскую трудовую миграцию можно рассматривать в двойном ракурсе. С одной стороны, женщина обеспечивает себя работой, а с другой - у нее вновь возникают проблемы в семье. Здесь уже чаще всего страдают дети, которые остаются без родителей и находятся под присмотром престарелых бабушек и дедушек.

Чтобы глубже понять проблему, связанную с женской трудовой миграцией в Таджикистане, необходимо прежде всего знать положение, которое трудовые мигрантки - женщины занимают на международном рынке труда.

Переход от централизованного планирования к рыночной экономике привел к ухудшению положения молодых женщин, они стали намного уязвимее. Женщины первыми оказались в числе безработных, неконкурентоспособными на ограниченном рынке труда. От общего числа экономически активного населения женщины составляют 47,1%.

Статистика показывает, что в 2003г. - 7800ч., 2004г. - 11932ч., 2005г. - 9902ч. официально составляют зарегистрированные безработные женщины. Как показывают исследования, в трудовой миграции женщины в основном работают на низкооплачиваемых работах во всех сферах: экономике, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении и т.д.

После гражданской войны 1992-1997гг. резко увеличилось число домохозяек. Их число на июль 2002г. по данным ЮНИФЕМ, составляло 70000. Основными причинами роста является потеря кормильца и возрастающая трудовая миграция мужского населения за рубеж. Так как в те годы правовое сознание женщин находилось на невысоком уровне, естественно у них нехватало знаний и навыков по ведению хозяйства, что и являлось одной из причин ограниченного доступа женщин к финансовым и земельным ресурсам.

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан в период 2003-2006 годов провело опрос домохозяек

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 187 “

по всей территории нашей страны. Такое же мероприятие было проведено и в 2008 году, когда было выявлено, что уровень женской трудовой миграции возрос. Чтобы в этом убедиться, нужно сопоставить необходимые для этого данные и сравнить их.

Так. в 2003 году численность женщин - трудовых мигранток. выехавших в другие страны, составила 18914. в 2006 году эта цифра увеличилась до 30034. в 2008 году трудовыми мигрантками стали 41369 представительниц прекрасного пола.

Наиболее активная миграция женщин в зарубежные страны наблюдается в Согдийской области, откуда в 2008 году выехали 21113 женщин, на втором месте идет Хатлонская область, оттуда выехали 9942 женщины и соответственно из ГБАО - 3729. РРП -4655. из столичного Душанбе - 1922 женщины. Огорчает, конечно, и тот факт, что в последние годы миграция в нашей стране омолаживается. Больше всего за границу на заработки выезжают женщины в возрасте 18-29 лет. Если в 2003 году выехало 6677 молодых женщин, в 2006 году - 13765. то в 2008 году выехали 32356 молодых женщин, что свидетельствует о резко возрастающей женской миграции из страны. И это несмотря на то. что многие женщины-мигрантки выполняют неквалифицированную низкооплачиваемую работу. В то же время многие из них оставляют на родине маленьких детей и престарелых родителей.

Но несмотря на это. как показывает исследование «О статусе соблюдения прав трудящихся женщин-мигрантов из Таджикистана». проведенное в 2009 году международной организаций ЮНИФЕМ совместно с Общественным фондом «Панорама», около 75% опрошенных женщин в результате трудовой миграции смогли улучшить своё материальное положение. Больше 38% женщин смогли приобрести необходимые вещи, более 34% улучшили жилищные условия. Более 11% опрошенных признали, что отношения окружающих к членам семьи стало более уважительным. 12% смогли дать образование ребенку, более 10% приобрели хороший деловой и профессиональный опыт. 4.6% накопили денег и смогли открыть свой бизнес.

Однако женщины говорили и об отрицательных последствиях миграции. В частности, около 22% женщин говорили, что им нехва-тает времени на воспитание детей, около 19% жаловались на ухудшение здоровья. 6% потратили больше денег, чем заработали.

— 188^С НО МАИ донишгох 3

Женщины-мигрантки жаловались на ухудшение отношений с мужем, вплоть до распада семьи, и на потерю хорошей работы по месту постоянного проживания (9).

Данная проблема, конечно, не может не волновать многие заинтересованные министерства и ведомства страны, в том числе Министерство труда, миграции и занятости населения. Это ведомство в последние годы проводит определенную работу по привлечению женщин и девушек к обучению необходимым, востребованным на рынке труда профессиям, выделяет микрокредиты для организации малого и среднего бизнеса.

Такая практика уже оказала ощутимую помощь многим женщинам и девушкам.

В настоящее время Минтруда имеет по всей стране 77 центров обучения взрослых, которые готовят нужных специалистов, в том числе и из числа женщин. Благодаря работе этих центров только в 2013 году 95504 безработных гражданина, работоискатели и трудовые мигранты были охвачены профессиональной подготовкой, повышением квалификации. Необходимо отметить, что из этого числа 40% составляют женщины.

Но всё равно этого недостаточно. Необходимо образовывать все новые и новые рабочие места, чтобы как можно больше женщин могли не зависеть от других материально, зарабатывать себе на жизнь и таким образом можно сократить миграцию.

Чтобы они жили в материальном достатке и не выезжали на заработки в Российскую Федерацию, необходимо в стране развивать малый и средний бизнес. Ведь в этом плане для них имеется широкое поле деятельности. Но и для этого нужны значительные средства.

В стране для реализации миграционной политики принимались и реализовывались ряд нормативно-правовых актов, касающихся миграции, а также были созданы такие госорганы, как миграционная служба при МВД Таджикистана, Миграционная служба при Правительстве Республики Таджикистан. В настоящее время этими вопросами непосредственно занимается Министерство труда, миграции и занятости населения.

Отрадно, что в стране Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 4 октября 2011 года за №460 принята «Национальная стратегия трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за рубеж на период 2011-2015 годов». Данная

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 189 “

Стратегия разработана как составная и неотъемлемая часть Национальной Стратегии развития до 2015 года, в соответствии с которой определена основная цель Стратегии: формирование и реализация эффективной политики трудовой миграции за рубежом с учетом тенденций быстрого роста трудоспособного населения республики и временно ограниченных возможностей обеспечения его рабочими местами в стране.

А Государственной Программой «Содействие занятости населения РТ на 2012-2013 годы (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 декабря 2011 года №598)» прогнозировалось создать 246,3 тысяч новых рабочих мест

Создание новых рабочих мест в течение 2012-2013 годов в территориальном масштабе предусматривает следующее:

- Горно-Бадахшанская автономная область - 13,4 тысяч рабочих мест;

- Хатлонская область - 78,0 тысяч мест;

- Согдийская область - 71,3 тысяч рабочих мест;

- столичный Душанбе - 41,7 тысяч рабочих мест;

- города и районы республиканского подчинения -41,9 тысяч рабочих мест (2).

Как было отмечено министром труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан Махмадаминовым М. на прессконференции об итогах деятельности данного Министерства в 2012 году (17 января 2013 года в городе Душанбе) : «В 2012 году для реализации мероприятий Программы содействия занятости населения Республики Таджикистан на 2012-2013 годы в целом 35374 гражданина обеспечены рабочими местами. На основе совместных договоров с предприятиями и организациями 5283 человека были привлечены к общественным работам и 53047 человек были обучены в центрах профессионального обучения органов занятости населения по 48 профессиям. В связи с потерей рабочих мест 8140 гражданам выплачивалось пособие по безработице в течение 3 месяцев» (6).

В 2012 году было проведено 627 ярмарок свободных рабочих мест и вакантных должностей, которые позволили привлечь 12030 безработных и ищущих работы граждан. Годовой план мероприятий на 2012 год выполнен на 122,6%. Программа содействия занятости оказала содействие в улучшении уровня занятости населения. В результате выполненных работ количество занятости населения

— 190 "С НОМАИ донишгох 3

увеличилось до 26000 человек и более 1,2 %.

Согласно сведениям Министерства труда и занятости населения в 2012 году по всей республике было создано 132251 рабочее место, 7263 из них относятся к ГБАО, 42619 - к Хатлонской области, 38099 - к Согдийской области, 22104 - к столичному Душанбе, 22166 - к городам и районам республиканского подчинения.

В Программе содействия занятости населения имеется отдельный раздел «Содействие занятости молодежи», в котором предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на содействие занятости молодежи. Это прежде всего:

- содействие в трудоустройстве молодёжи за счёт существующих свободных рабочих мест (28,8 тысяч человек);

- предоставление профессионально-ориентационных и консультативных услуг (7,7 тысяч человек);

- привлечение молодёжи к краткосрочным курсам профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по профессиям, имеющим спрос на внутреннем и внешнем рынках труда (18,5 тысяч человек);

- привлечение молодёжи к выполнению оплачиваемых общественных работ (5,7 тысяч человек);

- поддержка инициатив молодежи в организации деятельности малого и среднего предпринимательства посредством выделения им льготных кредитов (2,4 тысяч человек);

- реализация мер по правовому воспитанию молодёжи в сфере рынка труда.

Таким образом, посредством реализации вышеназванных мер различными видами занятости будут охвачены около 63,1 тысяч молодёжи страны (2).

Население Таджикистана естественно растёт год за годом, по прогнозам численность населения до 2020 года достигнет 10 млн.

В своем Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26 апреля 2013 года Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон подчеркнул, что вопрос создания рабочих мест является одной из важнейших проблем дальнейшего развития экономики страны и в этом направлении только в бюджетных организациях и учреждениях за последние 7 лет было создано 100 тысяч новых рабочих мест. Однако следует отметить, что несмотря на стабильное развитие национальной экономики принятие необходимых мер.

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 191 “

количество экономически активного населения на рынке труда в последние годы остается неизменным и ныне составляет 50% трудоспособного возраста населения. Процесс создания новых рабочих мест тоже отстает от ускоренного и естественного роста населения и трудовых резервов, сейчас внутренний трудовой рынок не имеет полной возможности обеспечить работоискателей рабочими местами. Ежегодно почти 150 тысяч выпускников общеобразовательных и средних специальных школ вступают в рынок труда и сегодня на одно вакантное место, зарегистрированное в государственном органе занятости населения, приходится 7 претендентов (5).

Необходимо отметить, что именно поэтому проблема содействия занятости населения является самой актуальной в нашей стране. Развитие отраслей экономики, количество создаваемых рабочих мест во многом отстают от темпов роста трудоспособного населения.

Пока только трудовая миграция является серьёзным ослабляющим фактором на рынке труда. И к сожалению, пока государство не имеет эффективных рычагов регулирования процесса трудовой миграции.

Важно разработать эффективную стратегию в области занятости с учетом организованного набора граждан для работы за рубежом и развития сферы профессиональной подготовки (1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный вопрос находится под постоянным контролем Главы государства.

Наряду с созданием новых рабочих мест необходимо уделять серьезное внимание вопросу профессионального обучения, особенно усилению системы усовершенствования квалификации и деятельности центров профессионального обучения. И конечно же. улучшить качество обучения, чтобы профессиональные навыки выпускников учреждений профессионального обучения отвечали требованиям современного рынка труда.

Таким образом, обострение проблем трудоустройства граждан в стране обусловили необходимость принятия соответствующих мер институционального, экономического и социального характера по стабилизации ситуации на рынке труда. Это нашло свое отражение в Национальной Стратегии Развития до 2015 года. Государсгвенной Стратегии развития рынка труда до 2020 года и Стратегии повышения благосостояния населения на 2013-2015 годы.

—192 ~С НОМАИ донишгох 3

При этом реализация государственной политики в сфере сокращения уровня безработицы среди населения суверенного Таджикистана и регулирования внутренней и внешней занятости возможна только на основе тесного взаимодействия и сотрудничества соответствующих государственных и негосударственных структур, а также неправительственных и международных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Министра труда и занятости населения РТ Махмадаминова М. на VI Астанинском экономическом форуме на тему «Глобальная безработица: комплексный путь решения» 22-24 мая 2013 г.Астана (www.astanaforum.org - 8.12.2013)

2. Государственная программа содействия занятости населения Республики Таджикистан на 2012-2013 годы (www.kor.ti -23.11.2013)

3. Джабборов А., Джабборов 3. Социальная защита населения. -Душанбе. 2004

4. Народное хозяйство Республики Таджикистан в 1993 г// Стат.сборник. - Душанбе. 1995

5. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26 апреля 2013 года (www.president.tj - 20.05.2013)

6. Пресс-релиз об итогах деятельности Министерства труда и социальной защиты населения РТ в 2012 году - Душанбе. 2012 (www.mehnat.tj - 25.12.2013)

7. Рахимов И.Х. Проблемы занятости и трудоустройства молодёжи в Республике

Таджикистан //Сборник научных статей «Чавонон ва андеша». -Душанбе. 2001

8. Статистический ежегодник Республики Таджикистан - Душанбе. 2000

9. Тилав Расулзода. Трудовая миграция в Таджикистане кик государственная проблема. Международное информационное агентство «Фергана» 2010 (www/fergananews.com - 13.11.2013)

Проблема занятости, трудоустройства и миграции молодежи и женщин в первые годы государственной независимости Республики Таджикистан

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 193 “

М.Муиноеа

Ключевые слова: занятость граждан, проблемы трудоустройства, молодёжи Таджикистана, безработица среди молодёжи, миграция женщин, девиантное поведение молодёжи

В статье рассматриваются проблемы занятости, трудоустройства и миграции населения, особенно молодёжи, а также женщин в первые годы независимости республики (1992 - 2005). Проведен анализ некоторых причин безработицы и миграции молодёжи в эти годы, предложены пути решения этих проблем. Автор анализирует эффективность реализации нормативноправовых актов, принятых Правительством РТ в области труда, социальной защиты и миграции.

Employment Problem, Placing in Job and Migration in Regard to Youth and Women in the first Years of State Independence of Tajikistan Republic

M. Muinova

Key words: citizen’s employment, the problem concerned with placing youth in a job, unemployment among youth, the women’s migration, deviational behavior of youth

The article dwells on the problem concerned with employment, placing in a job and migration of population in the first years of independence (1992 - 2005); the problem being especially acute in reference youth and women. The author analyzes the reasons of unemployment and migration of youth in those years and suggests the ways of solving the problems in question. The issue concerned with effectiveness of realization of normative- legal Instruments adopted by the Government of RT in the sphere of labor, social defense and migration is touched upon as well.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.