Научная статья на тему 'Равобити иттиҳоди Аврупо ва Тоҷикистон дар солҳои 1991-2007'

Равобити иттиҳоди Аврупо ва Тоҷикистон дар солҳои 1991-2007 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
460
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муносибатҳо / Иттиҳоди Аврупо / Ҷумҳурии Тоҷикистон / Созмони Аҳдномаи Атлантикаи Шимолӣ / Афғонистон / ҷанги шаҳрвандӣ / созишномаҳои дуҷониба / амният / ҳамкории иҷтимоиву иқтисодӣ / барномаҳои бисѐрҷониба / взаимоотношения / Европейский Союз / Республика Таджикистан / НАТО / Афганистан / гражданская война / двусторонние соглашения / безопасность / социально-экономическое сотрудничество / многосторонние программы

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рустамӣ Сӯҳроб

Дар мақола ҳамкории байналмилалии Иттиҳоди Аврупо ва Ҷумҳурии Тоҷикистон баъд аз пошхӯрии Иттиҳоди Шӯравӣ ва соҳибистиқлол гардидани Тоҷикистон дар солҳои 1991-2007, пеш аз қабули Стратегияи Иттиҳоди Аврупо дар Осиѐи Марказӣ, таҳлил карда шудааст. Таъкид меравад, ки дар соли 2007 Иттиҳоди Аврупо «Стратегияи нави шарикӣ» ро барои кишварҳои Осиѐи Марказӣ қабул кард ва он яке аз ҳуҷҷатҳои муҳимест, сиѐсати хориҷии Иттиҳоди Аврупоро дар минтақаи Осиѐи Марказӣ инъикос намуда, соҳаҳои амният, маориф, демократия, волоияти қонун ва ҳуқуқи инсонро фаро мегирад. Тазаккур меравад, ки бо қабули ин стратегия, муносибатҳои ду минтақа ба сатҳи нав расид, ки ҳам дар сатҳи минтақавӣ (Иттиҳоди Аврупо Осиѐи Марказӣ) ва ҳам дар шакли ҳамкориҳои мутақобилан судманди дуҷониба тақвият ѐфт. Таҳлили ҳамкории байни Иттиҳоди Аврупо ва Ҷумҳурии Тоҷикистон аз солҳои 1991 то соли 2007 нишон медиҳанд, ки сарфи назар аз тағирѐбии сиѐсати хориҷии онҳо дар баъзе марҳилаҳо, таҳкими ҳамкориҳои байни Ҷумҳурии Тоҷикистон ва Иттиҳоди Аврупо ба манфиати ҷонибҳо буд. Хотирнишон мешавад, ки Тоҷикистон баъди ба даст овардани истиқлолият муносибатҳои худро бо Иттиҳоди Аврупо густариш дода, ҳамкориҳои он бо Иттиҳоди Аврупо пас аз имзои Созишномаи шарикӣ ва ҳамкорӣ дар соли 2004 ба сатҳи нав расид.Муайян карда шудааст, ки ҳамкории Тоҷикистон ва Иттиҳоди Аврупо дар чаҳорчӯбаи ассотсиатсияҳои гуногуни интегратсионӣ хусусияти ѐрирасон дошта, дар айни замон созишномаҳои байни Тоҷикистон ва Иттиҳоди Аврупо дар чаҳорчӯби созмонҳои байналмилалӣ ва минтақавӣ, ки барои ҳифзи суботи минтақавӣ ва соҳибихтиѐрии он, ки дар шароити кунунии геополитикӣ дар таъмини субот дар минтақаи Осиѐи Марказӣ ва дар маҷмӯъ дар Аврупо омили муҳим ба шумор меравад, иборат аст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ТАДЖИКИСТАНА В 1991 -2007 ГОДАХ

статье анализируется международное сотрудничество Европейского Союза и Республики Таджикистан после распада СССР, в период становления независимости Таджикистана в 1991-2007 гг., до принятия стратегии ЕС по Центральной Азии. Отмечается, что в 2007 г. Европейским Союзом была принята «Стратегия нового партнерства» для стран Центральной Азии, которая стала важнейшим официальным документом, отражающим внешнюю политику ЕС в центрально-азиатском регионе и включающим такие сферы как: безопасность, образование, демократия, верховенство закона и права человека. Указывается, что с принятием данной стратегии взаимоотношения между двумя регионами поднялись на новый уровень, укрепивший взаимовыгодное сотрудничество как на региональном уровне (ЕС + ЦА), так и в двустороннем формате. Автор статьи опирается на источники исследования ЕС, России и Таджикистана.Анализ взаимодействия Европейского Союза и Республики Таджикистан с 1991 года по 2007 свидетельствует о том, что, несмотря на колебания их внешнеполитических курсов в отдельные периоды, углубление взаимодействия Республики Таджикистан и Европейского Союза соответствовало интересам обеих сторон. Республика Таджикистан после достижения независимости последовательно налаживала отношения с Европейским Союзом. Взаимодействие Республики Таджикистан с Европейским Союзом вышла на новый уровень после подписания в 2004 году Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.В ходе исследования установлено, что сотрудничество Республики Таджикистан и Европейского Союза в рамках различных интеграционных объединений носит вспомогательный характер. Вместе с тем, заключенные между Республикой Таджикистан и Европейским Союзом соглашения в рамках международных и региональных организаций, составляют существенный дополнительный рычаг защиты их территориальной целостности и суверенитета, что в современной геополитической ситуации становится важным фактором обеспечения стабильности в центрально-азиатском регионе и в Европе в целом.

Текст научной работы на тему «Равобити иттиҳоди Аврупо ва Тоҷикистон дар солҳои 1991-2007»

07.00.15.ТАЪРИХИ МУНОСИБАТУОИ БАЙНАЛХАЛКИ ВА СИЁСАТИ ХОРИЧИ 07.00.15. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИИ

И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 07.00.15. HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS AND FOREIGN POLICY

УДК 269.74+001.25(575.3) ББК 66.4(0)

РАВОБИТИ ИТТИУОДИ АВРУПО ВА ТОЦИКИСТОНДАР СОЛУОИ1991-2007

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ТАДЖИКИСТАНА В 1991 -2007 ГОДАХ

INTERACTION BETWEEN THE EUROPEAN UNION AND THE REPUBLIC OF

TAJIKISTAN REFERRING TO 1991 - 2007

Вожа^ои калиди: муносибатуо, Иттщоди Аврупо, Цумуурии Тоцикистон, Созмони Аудномаи Атлантикаи Шимоли, Афгонистон, цанги шаурванди, созишномауои дуцониба, амният, уамкории ицтимоиву ицтисоди, барномауои бисёрцониба

Дар мацола уамкории байналмилалии Иттиуоди Аврупо ва Цумуурии Тоцикистон баъд аз пошхурии Иттиуоди Шурави ва соуибистицлол гардидани Тоцикистон дар солуои 1991-2007, пеш аз цабули Стратегияи Иттиуоди Аврупо дар Осиёи Маркази, таулил карда шудааст. Таъкид меравад, ки дар соли 2007 Иттиуоди Аврупо «Стратегияи нави шарики» - ро барои кишваруои Осиёи Маркази цабул кард ва он яке аз ууццатуои мууимест, сиёсати хориции Иттиуоди Аврупоро дар минтацаи Осиёи Маркази инъикос намуда, соуауои амният, маориф, демократия, волоияти цонун ва ууцуци инсонро фаро мегирад. Тазаккур меравад, ки бо цабули ин стратегия, муносибатуои ду минтаца ба сатуи нав расид, ки уам дар сатуи минтацави (Иттиуоди Аврупо -Осиёи Маркази) ва уам дар шакли уамкориуои мутацобилан судманди дуцониба тацвият ёфт. Таулили уамкории байни Иттиуоди Аврупо ва Цумуурии Тоцикистон аз солуои 1991 то соли 2007 нишон медиуанд, ки сарфи назар аз тагирёбии сиёсати хориции онуо дар баъзе маруилауо, таукими уамкориуои байни Цумуурии Тоцикистон ва Иттиуоди Аврупо ба манфиати цонибуо буд. Хотирнишон мешавад, ки Тоцикистон баъди ба даст овардани истицлолият муносибатуои худро бо Иттиуоди Аврупо густариш дода, уамкориуои он бо Иттиуоди Аврупо пас аз имзои Созишномаи шарики ва уамкори дар соли 2004 ба сатуи нав расид.Муайян карда шудааст, ки уамкории Тоцикистон ва Иттиуоди Аврупо дар чауорчубаи ассотсиатсияуои гуногуни интегратсиони хусусияти ёрирасон дошта, дар айни замон созишномауои байни Тоцикистон ва Иттиуоди Аврупо дар чауорчуби созмонуои байналмилали ва минтацави, ки барои уифзи суботи минтацави ва соуибихтиёрии он, ки дар шароити кунунии геополитики дар таъмини субот дар минтацаи Осиёи Маркази ва дар мацмуъ дар Аврупо омили мууим ба шумор меравад, иборат аст.

Ключевые слова: взаимоотношения, Европейский Союз, Республика Таджикистан, НАТО, Афганистан, гражданская война, двусторонние соглашения, безопасность, социально-экономическое сотрудничество, многосторонние программы

В статье анализируется международное сотрудничество Европейского Союза и Республики Таджикистан после распада СССР, в период становления независимости Таджикистана в 19912007 гг., до принятия стратегии ЕС по Центральной Азии. Отмечается, что в 2007 г. Европейским Союзом была принята «Стратегия нового партнерства» для стран Центральной Азии, которая стала важнейшим официальным документом, отражающим внешнюю политику ЕС в центрально-азиатском регионе и включающим такие сферы как: безопасность, образование, демократия, верховенство закона и права человека. Указывается, что с принятием данной стратегии взаимоотношения между двумя регионами поднялись на новый уровень, укрепивший взаимовыгодное сотрудничество как на региональном уровне (ЕС + ЦА), так и в двустороннем формате. Автор статьи опирается на источники исследования ЕС, России и Таджикистана.

- 68 -

Рустами Сугроб, аспирант, ходими хурди илмии Донишгоуи федералии Урал(Русия, Екатеринбург )

Рустами Сухроб, аспирант, младший научный сотрудник Уральского федерального

университета (Россия, Екатеринбург)

Rustami Suhrob, postgraduate student, junior researcher of the Ural Federal University (Russia, Yekaterinburg), E-MAIL: izan_93@mail.ru

Анализ взаимодействия Европейского Союза и Республики Таджикистан с 1991 года по 2007 свидетельствует о том, что, несмотря на колебания их внешнеполитических курсов в отдельные периоды, углубление взаимодействия Республики Таджикистан и Европейского Союза соответствовало интересам обеих сторон. Республика Таджикистан после достижения независимости последовательно налаживала отношения с Европейским Союзом. Взаимодействие Республики Таджикистан с Европейским Союзом вышла на новый уровень после подписания в 2004 году Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.В ходе исследования установлено, что сотрудничество Республики Таджикистан и Европейского Союза в рамках различных интеграционных объединений носит вспомогательный характер. Вместе с тем, заключенные между Республикой Таджикистан и Европейским Союзом соглашения в рамках международных и региональных организаций, составляют существенный дополнительный рычаг защиты их территориальной целостности и суверенитета, что в современной геополитической ситуации становится важным фактором обеспечения стабильности в центрально-азиатском регионе и в Европе в целом.

Key words: Relations, European Union, Republic of Tajikistan, NATO, Afghanistan, civil war, bilateral agreements, security, socio-economic cooperation, multilateral programs

The article dwells on the international cooperation between the European Union and the Republic of Tajikistan after the dissolution of the USSR referring to the period of Tajikistan independence in 19912007 before the adoption of the EU strategy for Central Asia. It is underscored that in 2007, the European Union adopted the "New Partnership Strategy" for the Central Asian countries, which became the most important official document reflecting the EU foreign policy in the Central Asian region, including such areas as security, Education, democracy, the rule of law and human for rights. It is indicated that with the adoption of the relevant strategy, the relationship between the two regions has risen to a new level, strengthened mutually beneficial cooperation both at the regional level (EU + CA) and in the bilateral format. Designing on the premise of sources of research beset with the EU, Russia and Tajikistan, the author analyzes interaction between the European Union and the Republic of Tajikistan from 1991 to 2007 and shows that despite the fluctuations of their foreign policy in certain periods, deepening of cooperation between the Republic of Tajikistan and the European Union interests of both parties. After achieving independence, the Republic of Tajikistan has consistently established relations with the European Union. The Interaction of the Republic of Tajikistan with the European Union reached a new level after the signing of the partnership and Cooperation Agreement in 2004.In the course of study the author found that the cooperation of the Republic of Tajikistan and the European Union within the framework of various integration associations is of auxiliary character. However, the agreements concluded between the Republic of Tajikistan and the European Union within the framework of international and regional organizations constitute a substantial additional lever for the protection of their territorial integrity and sovereignty, which in Modern geopolitical situation becomes an important factor in ensuring stability in the Central Asian region and in Europe as a whole.

При анализе взаимоотношений Европейского Союза и Республики Таджикистан были рассмотрены основные работы таджикских ученых относительно взаимного сотрудничества Европейского Союза и Республики Таджикистан, а также российских ученых относительно взаимоотношений стран Центральной Азии со странами запада в целом.

Необходимо отметить, что в настоящее время недостаточно комплексных и системных научных трудов по данной тематике. Среди отечественных авторов особое внимание взаимоотношениям ЕС и Республики Таджикистан уделил таджикский ученый, Чрезвычайный и Полномоченный посол Республики Таджикистан в Азербайджанской Республике Рустам Абдуллаевич Солиев (11). Автором были рассмотрены механизмы взаимоотношений ЕС и Таджикистана. Им были проанализированы отношения ЕС и Таджикистана в сфере безопасности, образования, финансовых институтов, а также истории формирования ЕС.

Среди российских ученых в целом взаимоотношения Европейского Союза и стран Центральной Азии рассматривали такие ученые, как А. Богатуров (6) и А. Целикин (10). Авторами была поставлена задача, исследовать теоретико-методологические проблемы и основные цели взаимодействия ЕС и Республики Таджикистан. Им удалось обобщить вопросы, связанные с особенностями развития отношений между ЕС и Таджикистаном, а также выявить специфические направления взаимного сотрудничества и сделать попытку определения перспектив взаимодействия Европейского Союза и Республики Таджикистан.

Привлеченный комплекс разноплановых источников, среди которых законы и подзаконные акты Республики Таджикистана и Европейского Союза; дипломатические документы МИД

Таджикистана; статистические и социологические данные; материалы официальных веб-порталов, международных организаций, дипломатических миссий, органов государственной власти Республики Таджикистан и Европейского Союза и других государств, позволили всесторонне и на более качественном уровне раскрыть главные направления сотрудничества между Таджикистаном и Европейским Союзом в указанный период.

Становление сотрудничества Европейского Союза с Республикой Таджикистан. Становление Республики Таджикистан как молодого независимого государства пришлось на период кардинальных изменений как в общественно-политической, социально-экономической жизни стран европейского континента, так и в системе международных отношений.

Современные международные отношения характеризуются интеграционными процессами в политической и экономической плоскостях. Несмотря на короткую историю взаимоотношений Европейского Союза и Таджикистана, Европейский Союз является не основным, но важным стратегическим партнером для Таджикистана, на международной арене.

Рассмотрение стратегических интересов и деятельности Европейского Союза в Таджикистане невозможно без понимания внешнеполитической модели поведения, выбранной государством, его стратегий и тактикой. Многие исследователи обращают внимание на модель внешнеполитической стратегии государств Центральной Азии, которая является для них в целом похожей, поскольку отвечает критериям многовекторности. То есть государства на прагматичной основе поддерживают кооперативные связи с заинтересованными не региональными акторами и допускают использованиями ими своих ресурсов.

Модель отношений стран Центральной Азии, в том числе Таджикистана с большими государствами ярко иллюстрирует А. Богатуров. Он рассматривает три типа внешнеполитического поведения малых и средних стран относительно преобладающих их государств. Первый тип - «агентский»: «я - твой младший брат, моя земля - твой бастион, форт и крепость». Второй тип - «защитный»: «ты -мой недруг, и я готовлюсь к борьбе с тобой, нападаешь ты или можешь хотеть напасть"» Третий тип поведения - «условно партнерский»: «мы ничем друг другу не обязаны и пробуем сотрудничать не только друг с другом, но и со всеми странами, несмотря на разницу потенциалов» (6, с.16). По мнению А. Богатурова, центрально-азиатские государства тяготеют к третьему типу поведения, пытаясь осторожно дистанцироваться от всех мощных государств, одновременно сохраняя с ними всеми хорошие отношения и отвоевывая себе хотя бы небольшое автономное пространство.

В своей внешней политике Таджикистан объединяет партнерство с Москвой и Пекином со стремлением независимо от последних развивать сотрудничество с США и ЕС. При этом, государство не стремится участвовать в военном сотрудничестве за пределами минимально необходимой безопасности. Подобный тип внешнеполитического поведения А. Богатуров называет «потенциальным или отложенным нейтралитетом» (6, 16).

Другая российская исследовательница Д. Малышева, высказывает мнение, что государства Центральной Азии, диверсифицируя политических партнеров, подменяют национальные интересы «упрощенным маневрированием внешнеполитическими приоритетами», что способствует преобразованию региона (7, 16).

Эксперт московского Института стратегических оценок и анализа А. Целикин в коллективной монографии «Центральная Азия: геополитика и экономика региона» высказывает мнение, что соотношение сил, имеющих интересы в Центральной Азии, можно представить в виде параллелограмма, одну сторону которого составляет Россия, вторую-Китай, третью -исламский мир, четвертую - Запад. Региональные организации, представляющие интересы каждой из «сторон» и отстаивающие разную направленность интеграции, как бы «тянут» регион в разные стороны" (10, 104-105).

А. Целикин считает, что направления внешней политики самих государств Центральной Азии чрезвычайно противоречивы, ведь большинство из них готовы участвовать в любых, даже взаимоисключающих интеграционных проектах, если это связано с оказанием внешней помощи.

После обретения независимости государствами Центральной Азии, все соседние и не региональные субъекты предстали перед необходимостью выстраивать новый комплекс взаимосвязей и схем регионального и нерегионального сотрудничества. Великие державы - не единственные акторы, стремящиеся закрепить свое влияние над регионом и его ресурсами.

Практически сразу же после распада СССР и обретения независимости Республика Таджикистан, не сумев сохранить стабильность, погрузилась в гражданскую войну (1992-1997 гг.), а после ее окончания переживала довольно трудный и длительный период возвращения к

мирной жизни. Поэтому даже, несмотря на то, что еще в 1992 году Таджикистан установил дипломатические отношения со многими странами Европы, на протяжении 90-х годов взаимодействие между Европейским Союзом и Республикой Таджикистан было

незначительным. Вплоть до начала этого века Евросоюз ограничивался преимущественно лишь оказанием гуманитарной помощи этой центрально-азиатской стране.

В свою очередь, Республика Таджикистан была открыта к взаимодействию с Западом, ее целью, прежде всего, было получение экономической помощи и политической поддержки республике. В своём послании Маджлиси Оли (парламент) Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон особо отметил, что «смысл и цель политики открытых дверей, реализация которой постоянно пополняет ряды друзей нашей страны, и впредь останутся прежними, что послужит расширению и углублению связей Таджикистана со всеми государствами мира» (9).

Отношения между Европейским Союзом и Таджикистаном начали развиваться после обретения независимости в 1991 году. Одним из фундаментальных документов, положившим начало взаимоотношениям между Европейским Союзом и Таджикистаном, является принятие Решения Европейского Сообщества о признании Республики Таджикистан от 16 января 1992 г.(1). Именно этот документ позволил, начиная с 1993 г., заключить ряд двусторонних соглашений, среди которых особое место занимает Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) подписанное в Люксембурге в 2004 году (2).

Со стороны Таджикистана Соглашение было подписано Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, со стороны Европейского Союза - главой МИД председательствующих в этой региональной организации Нидерландов Бернардом Ботом, а также со стороны Европейской Комиссии - комиссаром по внешним сношениям Крисом Паттеном,

Указанное соглашение состоит из XI разделов, 101 статьи, а также Приложения и Протоколов к ним. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве регулировало широкий круг вопросов таких как: политический диалог, вопросы, регулирующие торговлю товарами, а также бизнес и инвестиции, законодательное и экономическое сотрудничество, в том числе культурное и финансовое сотрудничество, а также особо значимым вопросом для Европейского Союза и Республики Таджикистан - демократии, правам человека и предотвращении незаконной деятельности. Заключенное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Республикой Таджикистан являлось значимым событием и свидетельствовало о том, что Республика Таджикистан достигла прогресса в решении своих внутренних проблем и отражает признание Европейского Союза о взаимодействии в борьбе против терроризма и торговли наркотиков, а также оказании международной помощи в поддержку Афганистана. Уникальность указанного соглашения заключается в том, что Республика Таджикистан не имеет аналогичного соглашения с другими государствами и международными организациями.

Кроме этого соглашения были также подписаны Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Европейским Сообществом по атомной энергии от 11 октября 2004 г. (3) и Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Европейским Сообществом по торговле и торговым вопросам от 2004 г. (4). Последнее Соглашение сыграло важную роль в регулировании торговых вопросов. Важность указанного соглашения заключается том, что товары, производимые в Республике Таджикистан, смогут попадать на рынок Европейского Союза.

Сотрудничество Европейского Союза с Республикой Таджикистан не ограничивается подписанием двусторонних соглашений. По инициативе ЕС для привлечения на свою сторону новых независимых стран постсоветского пространства был реализован ряд многосторонних программ. В основном эти программы призваны создать «зону безопасности» вокруг Евросоюза и обеспечивать экономическую и политическую стабильность стран, которые не являются членами ЕС. Это такие программы, как: TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States), DCI (The Development Cooperation Instrument), ПРМ (Партнерство ради мира), CADAP (Central Asia Drug Action Programme) и другие.

В качестве примера можно привести одну из наиболее известных программ ЕС, созданных для оказания помощи странам бывшего Советского Союза, включая Таджикистан, - программа технической помощи TACIS (1992-2007г.). Несмотря на то, что в 1992-1997 гг. Республика Таджикистан погрузилась в гражданскую войну, офис TACIS в г. Душанбе по соображениям безопасности был закрыт, сама программа, по сути, не прекращала своей деятельности (8, 61).

Программа TACIS была учреждена Европейским Союзом в 1991 году для оказания технической помощи 12 странам Восточной Европы и Центральной Азии (Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины). Основной целью программы было ускорение процесса экономических и политических изменений в этих странах. Основное внимание программы TACIS было сосредоточено на достаточно масштабных проектах, которые способствовали достижению целей Соглашений о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и странами-партнерами.

TACIS предоставляла финансирование для реализации программ в таких сферах:

• Поддержка институциональных, правовых и административных реформ;

• Поддержка частного сектора и содействие экономическому развитию;

• Поддержка в преодолении социальных последствий переходного периода;

• Развитие инфраструктурных сетей;

• Содействие защите окружающей среды и управления природными ресурсами;

• Экономическое развитие сельских районов;

• Поддержка ядерной безопасности.

Направления, на которых сконцентрировалось финансирование TACIS, выбирались таким образом, чтобы они дополняли друг друга, и каждая программа, действовавшая в одной или нескольких странах, была направлена не более чем на три из вышеупомянутых сфер (а также ядерную безопасность, исходя из обстоятельств в каждой стране).

Помимо предоставления гуманитарной помощи, содействия демократизации и переходу к рыночной экономике, программа TACIS в Республике Таджикистане также фокусировалась на поддержке сельского хозяйства и социальной сферы, реформировании органов статистики Республики Таджикистан. Только за период 1992-2001 годов по линии TACIS Евросоюз выделил на проекты в Таджикистане порядка 328 млн. евро (8, 61).

Необходимо отметить, что в 2007 году TACIS была заменена новой программой - DCI (The Development Cooperation Instrument).

Влияние Европейского Союза на Республику Таджикистан в сфере безопасности на первый взгляд является довольно сильным. По большому счету, Европейский Союз располагает позициями в Республике Таджикистан лишь благодаря острой потребности этого центрально-азиатского государства в европейской финансовой и технической помощи (в особенности в плане обеспечения пограничной безопасности).

Однако вплоть до начала военной операции США/НАТО в Афганистане взаимодействие Европейского Союза с Республикой Таджикистан в сфере безопасности все же было крайне незначительным, причем осуществлялось преимущественно через механизмы СБСЕ/ОБСЕ. Как представляется, это во многом объясняется гражданской войной в Таджикистане и сложным процессом восстановления страны (8, 70)

Только в начале первого десятилетия наступившего века, фактически одновременно с введением воинского контингента США/НАТО в Афганистан, Евросоюз получил шанс наладить более тесные формы взаимодействия с Республикой Таджикистан. Так, еще в 2001 году ЕС приступил к реализации в Республике Таджикистан программы CADAP по борьбе с трансграничным наркобизнесом и наркоманией.

В 2002 году, практически сразу же после запуска программы CADAP, Европейский Союз распространил на Республику Таджикистан и действие программы БОМКА (Border Management Programme in Central Asia). Также в 2002 году в Республике Таджикистан был создан центр ОБСЕ, переименованный в 2008 году в Бюро ОБСЕ, которое оказывает помощь правоохранительным структурам Республики Таджикистан, а также помощь в разработке учебных программ и проведении тренингов для сотрудников Верификационного центра при Министерстве обороны Республики Таджикистан.

Республика Таджикистан стала последней из стран Центральной Азии, присоединившейся к программе «Партнерство ради мира» НАТО. В соответствии с соглашением, подписанным в 2002 году в г. Брюсселе (Бельгия), НАТО и Республика Таджикистан взаимодействуют по вопросам борьбы с терроризмом (8, с.12).

На фоне углубления и расширения сотрудничества по вопросам безопасности в рамках конкретных европейских программ, ОБСЕ, НАТО и даже отдельные страны-члены Европейского Союза стали предпринимать попытки по развитию с Республикой Таджикистан прямых военных связей. В этом плане наиболее успешной оказалась Франция (возможно, не в последнюю очередь в силу хороших в то время отношений с Россией). В частности, Париж договорился с Душанбе о размещении в столичном аэропорту Республики Таджикистан группы французских Военно-Воздушных Сил.

В 2002 году Республика Таджикистан передала в аренду Франции часть аэропорта г. Душанбе, где была создана небольшая авиабаза. На базе размещались от 170 до 230 французских военнослужащих. База оказывала содействие в проведении военных операций на территории Афганистана, и через нее были передислоцированы несколько тысяч военнослужащих НАТО.

Экономическое влияние Европейского Союза на Республику Таджикистан довольно слабое. Это необходимо объяснить тем, что Европейский Союз, хоть и являлся довольно важным финансовым донором Республики Таджикистан, но вместе с тем не имел каких-либо значительных экономических интересов в этой центрально-азиатской стране. Европейский Союз сумел занять определенные ниши в таджикской экономике за счет прямого финансирования тех или иных статей бюджета, развития торговых связей и реализации довольно крупного проекта в нефтегазовой отрасли. Необходимо отметить, что вплоть до окончания гражданской войны в Республике Таджикистан (1997 года) Европейский Союз ограничивался лишь гуманитарной помощью. В 1993 г. ЕС запустил межрегиональную программу технической помощи TRACECA (Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия) (5, 15). И только в период 1998-1999 гг. Европейский Союз сумел привлечь Республику Таджикистан к ряду масштабных европейских инфраструктурных программ. Так, к примеру, в 1998 году Республика Таджикистан стала участником программы TRACECA (Transport Corridor Europe - Caucasus - Asia) по развитию транспортного коридора «Европа - Кавказ -Азия».

Спустя примерно год после того, как Республика Таджикистан присоединилась к программе TRACECA, Европейский Союз привлек эту страну в другую европейскую программу по формированию энергетической инфраструктуры для транспортировки энергоресурсов в Европу

- INOGATE (Interstate Oil and Gas Transportation to Europe,). Таджикистан стал участником программы INOGATE в 1999 году и является бенефициарием как минимум 28 из 69 ее проектов, в рамках которых Европейский Союз оказывает республике техническую помощь в различных секторах энергетики (8, с. 65). В связи с острым дефицитом в Таджикистане энергоресурсов (за исключением гидро-энергоресурсов) активность указанной программы фокусируется, главным образом, на проектах по энергосбережению. Через несколько лет после начала реализации в Республике Таджикистан программ TRACECA и INOGATE, европейско-таджикское экономическое взаимодействие несколько интенсифицировалось. Во многом это было вызвано запуском после 2001 года многочисленных международных проектов по восстановлению Афганистана, в том числе развитию с ним торговли, а также формированию системы трансафганских коммуникаций.

Касательно вопросов социальной сферы необходимо отметить, что позиции Европейского Союза достаточно слабые в республике, несмотря на значительные объемы финансовой помощи. Во многом это связано с фактическим отсутствием какого-либо серьезного информационного, культурного и иного социального и политического взаимодействия Европейского Союза и Республики Таджикистан. Кроме того, незначительны и сами масштабы европейско-таджикских человеческих контактов.

Тем не менее, на основании вышеизложенного следует, что сотрудничество между Республикой Таджикистан и Европейским Союзом в 1991 -2007 гг. приобрело характер стратегического партнерства в контексте общих инициатив Европейского Союза, что вытекает из содержания двусторонних соглашений.

Таким образом, в процессе исследования было установлено, что основными формами сотрудничества Республики Таджикистан и Европейского Союза были: в политической сфере

— заключение двусторонних соглашений, встречи на всех уровнях, выдвижение и реализация совместных инициатив (взаимоотношения между Республикой Таджикистан и Европейским

Союзом вышли на новый уровень взаимного сотрудничества после подписания в 2004 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве); в экономической — заключение двусторонних соглашений, взаимная торговля (Европейский Союз - важный торговый партнер Республики Таджикистан), инвестиции в экономику между странами (более активные со стороны Европейского Союза), в социально-культурном обеспечении (деятельность общественных организаций, функционирование образовательных учреждений), ведение активного диалога, обмен студентами.

Установлено, что Республика Таджикистан с 1994 г. является активным участником программы военного сотрудничества с НАТО «Партнерство ради мира», видя в этом возможность повысить собственную обороноспособность и уровень безопасности в центрально-азиатском регионе. НАТО оказывает постоянную политическую поддержку Республике Таджикистан в сохранении и восстановлении территориальной целостности страны и защите таджикско-афганской границы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Решение Европейского Сообщества о признании Республики Таджикистан от 16 января 1992 г.

2. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Европейским Сообществом 2004 г.

3. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Европейским Сообществом по атомной энергии от 11 октября 2004 г.

4. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Европейским Сообществом по торговле и торговым вопросам от 2004 г.

5. Асадов, Ш. Транзитные коридоры Таджикистана и их потенциал для развития региональной торговли. - Душанбе: / Ш. Асадов.//Институт государственного управления и политики Университета Центральной Азии. - 2012 год. - 44 с.

6. Богатуров, А.Д. Центральная Азия: «отложенный нейтралитет» и международные отношения в 2000х годах. Очерки текущей политики. Выпуск 4/А.Д. Богатуров, А. С. Дундич, Е.Ф. Троицкий. - М.: НОФМО, 2010. -104 с.

7. Малышева, Д. Б. Центральноазиатский узел мировой политики/Д.Б.Малышева. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. -100 с.

8. Парамонов, В.В. Влияние Европейского Союза на Центральную Азию: обзор, анализ и прогноз/В.В.Парамонов,А.В.Строков, З.А.Абдуганиева. - Алматы: Фонд им. Фридриха Эберта, 2017 год. - 117 с.

9. Послание Президента Республики Таджикистан в Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 23.01.2015 г. - г. Душанбе.

10. Целикин, А. Взаимоотношения государств Центральной Азии. Конфликтный потенциал региона /Центральная Азия. Геополитика и экономика региона /ред. В. А. Гусейнов/А.Целикин - М.: Красная звезда, 2010. - 254 с.

11. Солиев, Р.А. Основные механизмы устойчивых отношений между Республикой Таджикистан и Европейским союзом /Р.А.Солиев// Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно- общественных наук.- 2018.- №3 (56). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osnovnye-mehanizmy-ustoychivyh-otnosheniy-mezhdu-respublikoy-tadzhikistan-i-evropeyskim-soyuzom

REFERENCES:

1. Agreement on Partnership and Cooperation between the Republic of Tajikistan and the European

Community in 2004.

2. Agreement on Partnership and Cooperation between the Republic of Tajikistan and the European Atomic Energy Community of October 11, 2004.

3. Agreement on Partnership and Cooperation between the Republic of Tajikistan and the European

Community on trade and trade issues of2004.

4. Bogaturov, A.D. Central Asia: "Deferred Neutrality " and International Relations in the 2000. Essays on Current Politics. Issue 4/A.D. Bogaturov, A. S. Dundich, E.F. Troitsky. - M.: NOFMO, 2010. -104 p.

5. Decision of the European Community on Recognition of the Republic of Tajikistan of January 16,

1992.

6. Malysheva, D. B. The Central Asian knot of World Politics. - M.: IMEMO RAN, 2010. - 100p.

7. Message from the President of the Republic of Tajikistan to the Majlisi Oli of the Republic of

Tajikistan dated January 23, 2015 - Dushanbe.

8. Paramonov, V.V., Strokov A.V., Abduganieva Z.A. (under the general editorship and guidance of Paramonov V.V.). The Influence of the European Union on Central Asia: Review, Analysis and Forecast. - Almaty: Fund them. Friedrich Ebert, 2017. -117p.

9. Sh. Asadov. Transit Corridors of Tajikistan and their Potential for the Development of Regional Trade. - Dushanbe: Institute of Public Administration and Politics, University of Central Asia, 2012. - 44p.

10. Soliev, R.A. Basic Mechanisms of Stable Relations between the Republic of Tajikistan and the European Union//Scientific notes of Khujand State University named after Academician B. Gafurov. Humanities. 2018. № 3 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-mehanizmy-ustoychivyh-otnosheniy-mezhdu-respublikoy-tadzhikistan-i-evropeyskim-soyuzom

11. Tselikin, A. Relationships of Central Asian States. Conflict Potential of the Region / Central Asia. Geopolitics and the Economy of the Region / under the editorship of V.A. Guseinov. - M.: Red Star, 2010. - 254p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.