Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ОБЪЕМЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕГИОНАХ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ОБЪЕМЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОБОРОТ ТОРГОВЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репринцева Е. В.

Сфера торговли сегодня является одной из наиболее развитых отраслей в российской экономике, что связано с ее большой ролью в обеспечении всех экономических субъектов - население, организации, государственные структуры, необходимыми для жизни и работы товарами. При этом розничная торговля является не менее значимой, чем оптовая, поскольку играет первостепенную роль в обеспечении населения товарами первой необходимости. В период вынужденных ограничений существенно возросла роль дистанционных и интернет-продаж, что оказало негативное влияние сложившейся эпидемиологической ситуации на традиционную розничную торговлю. В ходе исследования изучено развитие розничной торговли в Российской Федерации, ЦФО, а также в Курской области и других областях Центрально-Черноземного региона за период 2016-2020 гг. Установлено, что розничная торговля в Курской области, как в целом по России и ЦФО, динамично развивается. Ее общий оборот за период 2016-2019 гг. увеличился со 190 млрд. руб. до 229 млрд. руб., а в условиях пандемии 2020 г. снизился на 0,3% и составил 228 млрд. руб. Сравнительная оценка развития розничной торговли в соседних регионах позволила выявить наличие существенной дифференциации по исследуемому показателю, как в общем объеме, так и на душу населения. Установлено, что лидируют Воронежская и Белгородская области, а Курская область является лишь 5-й из 6-ти регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE VOLUME OF RETAIL TRADE IN THE REGIONS

The sphere of trade today is one of the most developed industries in the Russian economy, which is due to its great role in providing all economic entities - the population, organizations, state structures, with goods necessary for life and work. At the same time, retail trade is no less important than wholesale, since it plays a primary role in providing the population with essential goods. During the period of forced restrictions, the role of remote and online sales has significantly increased, which has had a negative impact of the current epidemiological situation on traditional retail trade. The study examined the development of retail trade in the Russian Federation, the Central Federal District, as well as in the Kursk region and other regions of the Central Chernozem region for the period 2016-2020. It is established that retail trade in the Kursk region, as in Russia and the Central Federal District as a whole, is developing dynamically. Its total turnover for the period 2016-2019 increased from 190 billion rubles to 229 billion rubles, and in the conditions of the 2020 pandemic decreased by 0.3% and amounted to 228 billion rubles. A comparative assessment of the development of retail trade in neighboring regions revealed the presence of significant differentiation in the studied indicator, both in total and per capita. It is established that the Voronezh and Belgorod regions are in the lead, and the Kursk region is only the 5th out of 6 regions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ОБЪЕМЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕГИОНАХ»

УДК 332.1:339.13

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ОБЪЕМЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕГИОНАХ

РЕПРИНЦЕВА Е.В.,

кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Курский государственный медицинский университет, [email protected]

Реферат. Сфера торговли сегодня является одной из наиболее развитых отраслей в российской экономике, что связано с ее большой ролью в обеспечении всех экономических субъектов - население, организации, государственные структуры, необходимыми для жизни и работы товарами. При этом розничная торговля является не менее значимой, чем оптовая, поскольку играет первостепенную роль в обеспечении населения товарами первой необходимости. В период вынужденных ограничений существенно возросла роль дистанционных и интернет-продаж, что оказало негативное влияние сложившейся эпидемиологической ситуации на традиционную розничную торговлю. В ходе исследования изучено развитие розничной торговли в Российской Федерации, ЦФО, а также в Курской области и других областях Центрально-Черноземного региона за период 20162020 гг. Установлено, что розничная торговля в Курской области, как в целом по России и ЦФО, динамично развивается. Ее общий оборот за период 2016-2019 гг. увеличился со 190 млрд. руб. до 229 млрд. руб., а в условиях пандемии 2020 г. снизился на 0,3% и составил 228 млрд. руб. Сравнительная оценка развития розничной торговли в соседних регионах позволила выявить наличие существенной дифференциации по исследуемому показателю, как в общем объеме, так и на душу населения. Установлено, что лидируют Воронежская и Белгородская области, а Курская область является лишь 5-й из 6-ти регионов.

Ключевые слова: Курская область, розничная торговля, оборот торговли, экономический кризис, пандемия.

THE IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE VOLUME OF RETAIL TRADE IN THE REGIONS

REPRINTSEVA E.V.,

candidate of pharmaceutical sciences, associate professor of the department of economics and management, Kursk state medical university, [email protected].

Essay. The sphere of trade today is one of the most developed industries in the Russian economy, which is due to its great role in providing all economic entities - the population, organizations, state structures, with goods necessary for life and work. At the same time, retail trade is no less important than wholesale, since it plays a primary role in providing the population with essential goods. During the period of forced restrictions, the role of remote and online sales has significantly increased, which has had a negative impact of the current epidemiological situation on traditional retail trade. The study examined the development of retail trade in the Russian Federation, the Central Federal District, as well as in the Kursk region and other regions of the Central Chernozem region for the period 2016-2020. It is established that retail trade in the Kursk region, as in Russia and the Central Federal District as a whole, is developing dynamically. Its total turnover for the period 2016-2019 increased from 190 billion rubles to 229 billion rubles, and in the conditions of the 2020 pandemic decreased by 0.3% and amounted to 228 billion rubles. A comparative assessment of the development of retail trade in neighboring regions revealed the presence of significant differentiation in the studied indicator, both in total and per capita. It is established that the Voronezh and Belgorod regions are in the lead, and the Kursk region is only the 5th out of 6 regions.

Keywords: Kursk region, retail trade, trade turnover, economic crisis, pandemic.

Введение. Сфера торговли сегодня является одной из наиболее развитых отраслей в российской экономике, что связано с ее большой ролью в обеспечении всех экономических субъек-

тов - население, организации, государственные структуры, необходимыми для жизни и работы товарами [1]. Все это предопределяет высокую динамичность в развитии как оптовой, так и

розничной торговли, а также ежегодный рост их оборота. При этом розничная торговля является не менее значимой, чем оптовая [2]. Если в сфере оптовой торговли основными контрагентами выступают организации, то в розничной сети покупателями является все населения страны. Поэтому именно от ее активного функционирования зависит уровень обеспечения населения товарами первой необходимости, в том числе и фармацевтической продукцией [3, 4].

Вместе с тем, одним из значимых факторов социально-экономического развития отдельных территорий является их удаленность от экономических центров страны. Соответственно, чем ближе располагается тот или иной регион, тем более развита торговая логистическая сеть и меньше затраты на товародвижение, что в конечном итоге способствует большему разнообразию товаров, представленных конечным потребителям [5]. Это формирует изначально неравный уровень развития сферы торговли в регионах страны и влияние на нее негативных факторов, таких как пандемия. В период вынужденных ограничений существенно возросла роль дистанционной и интернет-торговли, которые позволили сохранить базовый уровень обеспечения населения необходимой продукцией в непростых условиях, однако негативное влияние сложившейся эпидемиологической ситуации на розничную торговлю все же оказалось ощутимым [6, 7].

Материал и методы исследования. В ходе исследования использовались данные статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели» за 2020 г., а также данные доклада «Социально-экономическое положение России» за 2020 г. [8, 9] об основных показателях развития розничной торговли в РФ и ЦФО, а также в Курской области и соседствующих с ней регионах (Белгородской, Брянской, Воронежской, Липецкой и Орловской областей) за период 2016-2020 гг. В ходе исследования рассмотрена динамика оборота розничной торговли в текущих ценах всего и в расчете на душу населения, что дает возможность оценить развитие данной сферы без учета влияния численности проживающего населения на суммарный показатель. Также дана оценка фактическому развитию сферы розничной торговли на основе динамики индексов физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах, что позволяет оценить темпы развития торговли без учета влияния инфляции. Анализ влияния пандемии на развитие розничной торговли в отдельных регионах страны прово-

дился с использованием широкого перечня методов и подходов к исследованию, среди которых: обобщение и интеллектуальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, методы статистики [10, 11]. Основным инструментом исследования стала оценка динамики показателей развития розничной торговли.

Результаты исследования. В целом по стране оборот розничной торговли в период 2016-2019 гг. имел устойчивую тенденцию к росту с 28,24 трлн. руб. до 33,62 трлн. руб., что характеризует прирост на уровне 19%. При этом в последние два года темпы прироста оборота розничной торговли существенно замедлились, наблюдается несущественное снижение показателя (-0,1%) к 2020 г., который стал равен 33,56 трлн. руб. Вместе с тем в расчете на душу населения оборот розничной торговли имеет устойчивую тенденцию к росту со 192,5 тыс. руб. до 229,6 тыс. руб., что также свидетельствует о приросте на уровне более чем 19%. Оценка качественного изменения оборота розничной торговли, не обусловленного инфляционными процессами и ростом цен показала, что в 2016 г. наблюдался спад, что подтверждается индексом, равным 95,2%. В период 2017-2018 гг. произошло увеличение темпов прироста объемов розничной торговли на 1,3% и 2,8%, а в 2019 г. произошло снижение темпов прироста до 1,9%. В 2020 г. на фоне пандемии индекс стал равен 95,9%, что свидетельствует о сокращении оборота розничной торговли страны на 4,1% относительно уровня предыдущего года (таблица 1).

Оценка данных в целом по ЦФО также позволила выявить общую тенденцию к росту оборота розничной торговли на за период 20162019 гг. на 22,5%, в результате чего показатель достиг значения 11,68 трлн. руб. В последние два года оборот розничной торговли в ЦФО продолжил расти и составил 11,71 трлн. руб. к концу исследуемого периода. При этом оборот розничной торговли в расчете на душу населения в ЦФО выше, чем в среднем по стране во всем исследуемом периоде. В результате за 5 лет показатель вырос с 244,3 тыс. руб. до 298,4 тыс. руб. на человека, что характеризует прирост на уровне 22%. Вместе с тем оценка изменения индексов показала, что в 2016 г. отмечался спад в розничной торговле, а в последующие годы происходило ее увеличение. Максимальный прирост отмечен в 2018 г. - 4,2%. В последние 2 года вновь наметилась тенденция к снижению, способствовавшая появлению отрицательной динамики к концу исследуемого периода, когда снижение составило 3,2%.

Таблица 1 - Динамика основных показателей розничной торговли в Российской Федерации

Показатель Значение Изменение, %

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. в 2019 г. к 2016 г. в 2020 г. к 2019 г.

Оборот розничной торговли в России

Всего, трлн. руб. 28,24 29,75 31,58 33,62 33,56 19,1 -0,2

На душу населения, тыс. руб. 192,5 202,6 215,1 229,1 229,6 19,0 0,2

Индекс физического объема (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году 95,2 101,3 102,8 101,9 95,9 6,7 -6,0

Оборот розничной торговли в ЦФО

Всего, трлн. руб. 9,53 10,14 10,90 11,68 11,71 22,5 0,3

На душу населения, тыс. руб. 244,3 258,3 277,0 296,4 298,4 21,7 0,7

Индекс физического объема (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году 95,6 102,3 104,2 102,3 96,8 6,7 -5,5

Источник: составлено автором на основе данных сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели» и доклада «Социально-экономическое положение России» за 2020 г. [8, 9]

Таблица 2 - Динамика оборота розничной торговли в текущих ценах в Курской области и

Значение, млрд. руб. Изменение, %

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. в 2019 г. в 2020 г.

к 2016 г. к 2019 г.

Воронежская область 487,1 516,6 552,3 585,9 576,4 20,3 -1,6

Белгородская область 298,7 315,4 336,1 357,2 366,3 19,6 2,6

Липецкая область 226,0 237,0 256,6 275,8 268,2 22,0 -2,8

Брянская область 219,9 234,4 253,2 270,2 268,0 22,9 -0,8

Курская область 189,6 197,2 213,3 228,7 227,9 20,6 -0,3

Орловская область 118,4 124,7 132,1 139,2 140,1 17,6 0,7

Источник: составлено автором на основе данных сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели» и доклада «Социально-экономическое положение России» за 2020 г. [8, 9]

Оценка данных в разрезе отдельных регионов ЦФО позволила выявить наличие существенного различия между ними по обороту розничной торговли, что является закономерным следствием неравенства площади и численности населения. В результате, наибольший размер оборота розничной торговли во всем разматываемом периоде отмечается в Воронежской области, где показатель за четыре года вырос более чем на 20%, достигну наибольшего значения - 586 млрд. руб. В последние два года на фоне пандемии произошло снижение показателя до 576,4 млрд. руб. Вторую позицию занимает Белгородская область, в которой во всем рассматриваемом периоде сохраняется положительная динамика к росту оборота розничной торговли с 299 млрд. руб. до 366 млрд. руб., что свидетельствует о

приросте более чем на 22%. В Липецкой, Брянской и Курской областях оборот розничной торговли варьирует в пределах 200-300 млрд. руб. и имеет схожую тенденцию к росту в период 2016-2019 гг., а в последние два года - к несущественному снижению. Самый низкая величина оборота розничной торговли во всем рассматриваемом периоде наблюдается в Орловской области, где показатель хоть и имеет устойчивую тенденцию к росту даже в условиях пандемии, за пять лет вырос со 118 млрд. руб. до 140 млрд. руб. (таблица 2).

Вследствие социально-демографической дифференциации регионов, наиболее объективной является оценка оборота розничной торговли в расчете на душу населения. В начале исследуемого периода наибольшее значение показателя отмечалось в Воронежской и

Липецкой областях, являющихся лидерами по уровню социально-эконмического развития среди рассматриваемых регионов. Однако с течением времени произошло замедление темпов роста оборота розничной торговли в расчете на душу населения в лидирующей Воронежской области, в результате чего за период 2016-2019 гг. наибольшие темпы прироста оборота розничной торговли на душу населения показывают Брянская и Липецкая области.

За последние два года в Воронежской и Липецкой областях отмечается отрицательная динамика, связанная с несущественным сокращением показателя, в то время как в остальных регионах сохранилась положительная динамика. Вместе с тем, по-прежнему наибольшее значение оборота розничной торговли отмечается в Воронежской области - 250 тыс. руб. на человека. В Курской же области во всем рассматриваемом периоде величина оборота розничной торговли в расчете на душу населения является одной из самых низких: за 5 лет показатель вырос со 169 тыс. руб.

до 207,8 тыс. руб., что больше лишь уровня Орловской области, где оборот розничной торговли увеличился со 156 тыс. руб. до 193 тыс. руб. (таблица 3).

Оценка изменения оборота розничной торговли в процентах к предыдущему году позволила выявить, что в 2016 г. лишь только в Белгородской области сохранилась положительная тенденция к росту объема розничной торговли на 1,7%, в то время как в прочих регионах отмечается снижение показателя. В период 2017-2019 гг. во всех регионах отмечается рост оборота розничной торговли, что подтверждается индексами, превышающими 100%. При этом в 2017 г. наибольший прирост отмечается в Воронежской области (2,8%), а в 2018 г. и 2019 г. - в Липецкой области (5,2% и 2,4% соответственно). При этом, сопоставляя данные за 2016 г. и 2019 г., можно отметить общую положительную динамику во всех регионах, но в наибольшей степени прирост произошел в Брянской (8,2%) и Орловской (5,7%) областях (таблица 4).

Таблица 3 - Динамика оборота розничной торговли на душу населения в текущих ценах в Курской области и соседних регионах в 2016-2020 гг.__

Значение, тыс. руб. на душу населения Изменение, %

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. в 2019 г. в 2020 г.

к 2016 г. к 2019 г.

Воронежская область 208,6 221,3 237,0 251,9 250,0 20,7 -0,7

Липецкая область 195,5 205,5 223,7 241,6 237,7 23,6 -1,6

Белгородская область 192,5 203,3 217,1 230,7 237,7 19,8 3,0

Брянская область 179,8 192,8 210,0 225,8 226,6 25,6 0,3

Курская область 169,1 176,2 191,9 206,8 207,8 22,3 0,5

Орловская область 156,3 166,0 177,8 189,0 193,3 20,9 2,3

Источник: составлено автором на основе данных сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели» и доклада «Социально-экономическое положение России» за 2020 г. [8, 9]

Таблица 4 - Динамика индекса физического объема оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах) в процентах к предыдущему году в Курской области и соседних регионах в 20162020 гг.

Показатель Значение, в % к предыдущему году Изменение, %

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. в 2019 г. к 2016 г. в 2020 г. к 2019 г.

Воронежская область 97,2 102,8 104,3 101,6 94,4 4,4 -7,2

Белгородская область 101,7 102,8 103,8 101,8 99,3 0,1 -2,5

Липецкая область 97,5 101,7 105,2 102,4 93,5 4,9 -8,9

Брянская область 93,9 102,2 104,9 102,1 95,4 8,2 -6,7

Курская область 97,7 100,2 104,3 101,8 95,6 4,1 -6,2

Орловская область 95,3 101,6 103,6 101 97 5,7 -4

Источник: составлено автором на основе данных сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели» и доклада «Социально-экономическое положение России» за 2020 г. [8, 9]

В последние два года, сопряженные с началом пандемии коронавируса, во всех регионах произошло существенное снижение индексов розничной торговли, которые стали менее 100%, что свидетельствует о сокращении объёмов торговли по сравнению с уровнем 2019 года. В результате, в 2020 г. наибольшее значение показателя отмечено в Белгородской области, свидетельствующее о снижении на 0,7%, а наименьшее - в Липецкой области, что свидетельствует о сокращении розничной торговли на 6,5%. В Курской области наибольшее значение индекса розничной торговли отмечается в 2018 г. (104,3%), а к 2020 г. произошло снижение темпов прироста вплоть до отрицательной динамики (-4,4%).

Выводы. Проведенное исследование показало, что розничная торговля в Курской области динамично развивается, в результате чего ее общий оборот вырос со 190 млрд. руб. до 229 млрд. руб. за период 2016-2019 гг., а на фоне пандемии снизился на 0,3% и составил 228 млрд. руб. Сравнительная оценка развития розничной торговли в соседних регионах позволила выявить наличие существенной дифференциации по исследуемому показателю, что связано с их различием по численности населения. В результате лидируют Воронеж-

ская и Белгородская области, а Курская область является лишь 5-й из 6-ти регионов. При этом оценка данных в расчете на душу населения лишь подтвердила факт наличия дифференциации по исследуемому показателю, что связано с различием уровня социально-экономического развития. Наибольший среднедушевой размер розничной торговли также отмечается в Воронежской области - 250 тыс. руб. на человека, а наименьший в Орловской -193,3 тыс. руб. В свою очередь в Курской области оборот розничной торговли в расчете на душу населения в 2020 году составил 207,8 тыс. руб., что более чем на 20% выше уровня базисного периода. Динамика индексов объема розничной торговли в регионах показала, что в период 2017-2019 гг. сохранялась положительная тенденция к росту, а в 2020 году на фоне ухудшения социально-экономической ситуации наметилось снижение. В Курской области за последний год снижение оборота розничной торговли составило 4,4%. Таким образом, по итогам исследования можно сделать вывод о том, что ситуация в сфере розничной торговли является относительно стабильной во всех регионах и изменения происходят под воздействием внешних факторов, к числу которых можно отнести начало пандемии коронавирусной инфекции в 2020 г.

Список использованных источников

1. Седова К.А. Розничная и оптовая торговля как подсистемы торговой отрасли РФ // Экономические исследования и разработки. - 2017. - № 6. - С. 22-27.

2. Ананьева И.И., Каменева А.Ю., Морозова А.В. Тенденции и перспективы развития потребительского рынка Курской области // Наука и практика регионов. - 2020. - № 1 (18). - С. 31-36.

3. Пильник Н.Б., Куликова О.М., Кравцова М.В. Анализ благоприятных условий развития предпринимательской сферы в регионах России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 120. - С. 353364.

4. Майорова Е.А. Анализ развития сетевой торговли в регионах России // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 216-218.

5. Борбодоев М.М., Раимжанов Н.К. Экономическое развитие торговли регионов на потребительском рынке // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. - 2017. - № 4. - С. 8789.

6. Павлюк В.П. Рынок розничной торговли России в условиях пандемии: поиск новых направлений бизнеса // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2021. - № 3. - С. 44-48.

7. Адаманова З.О., Шацкая Э.Ш. Анализ российского рынка интернет-торговли // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2020. - № 4 (70). - С. 36-41.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Стат. сб. / Росстат. - М., 2020. - 1242 с.

9. Доклад «Социально-экономическое положение России» в 2020 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/b20_01/Main.htm (дата обращения 08.11.2021).

10. Методы статистики и возможности их применения в социально-экономических исследованиях: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, А.Ю. Быстрицкая и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 168 с.

11. Практические аспекты применения регрессионного метода в исследовании социально-экономических процессов: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, О.В. Власова и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 166 с.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Sedova K.A. Roznichnaya i optovaya torgovlya kak podsistemy' torgovoj otrasli RF // E'ko-nomicheskie issledovaniya i razrabotki. - 2017. - № 6. - S. 22-27.

2. Anan'eva I.I., Kameneva A.Yu., Morozova A.V. Tendencii i perspektivy' razvitiya potrebitel'skogo ry'nka Kurskoj oblasti // Nauka i praktika regionov. - 2020. - № 1 (18). - S. 31-36.

3. Pil'nik N.B., Kulikova O.M., Kravczova M.V. Analiz blagopriyatny'x uslovij razvitiya predprinimatel'skoj sfery' v regionax Rossii // Politematicheskij setevoj e'lektronny'j nauchny'j zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2016. - № 120. - S. 353-364.

4. Majorova E.A. Analiz razvitiya setevoj torgovli v regionax Rossii // Azimut nauchny'x issledovanij: e'konomika i upravlenie. - 2019. - T. 8. - № 1 (26). - S. 216-218.

5. Borbodoev M.M., Raimzhanov N.K. E'konomicheskoe razvitie torgovli regionov na potrebitel'skom ry'nke // Nauka, novy'e texnologii i innovacii Ky'rgy'zstana. - 2017. - № 4. - S. 8789.

6. Pavlyuk V.P. Ry'nok roznichnoj torgovli Rossii v usloviyax pandemii: poisk novy'x napravlenij biznesa // Sovremennaya nauka: aktual'ny'e problemy' teorii i praktiki. Seriya: E'konomika i pravo. -2021. - № 3. - S. 44-48.

7. Adamanova Z.O., Shaczkaya E'.Sh. Analiz rossijskogo ry'nka internet-torgovli // Ucheny'e zapiski Kry'mskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. - 2020. - № 4 (70). - S. 36-41.

8. Regiony' Rossii. Social'noe'konomicheskie pokazateli. 2020: Stat. sb. / Rosstat. - M., 2020. -1242 s.

9. Doklad «Socialnoekonomicheskoe polozhenie Rossii» v 2020 g. [E'lektronny'j resurs]. -Rezhim dostupa: https://gks.ru/bgd/regl/b20_01/Main.htm (data obrashheniya 08.11.2021).

10. Metody' statistiki i vozmozhnosti ix primeneniya v social'no-e'konomicheskix issledovaniyax: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, A.Yu. By'striczkaya i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2021. - 168 s.

11. Prakticheskie aspekty' primeneniya regressionnogo metoda v issledovanii social'no-e'konomicheskix processov: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, O.V. Vlasova i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2021. - 166 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.