Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ ТОРГОВЛЮ (НА ПРИМЕРЕ DIY КОМПАНИИ ЛЕРУА МЕРЛЕН)'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ ТОРГОВЛЮ (НА ПРИМЕРЕ DIY КОМПАНИИ ЛЕРУА МЕРЛЕН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIY-РИТЕЙЛ / ПАНДЕМИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ДАРКСТОРЫ / DIY RETAIL / PANDEMIC / E-COMMERCE / DARKSTORES / NON-FOOD SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова М.Ю.

Актуальность данного исследования состоит в изучении направлений развития DIY ритейла на российском рынке на фоне распространения коронавирусной инфекции, предполагающее переход продаж в онлайн сферу. Автором были сделаны выводы о перспективах развития онлайн-продаж DIY рынка на примере компании Леруа Мерлен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE PANDEMIC ON NON-FOOD TRADE (USING THE EXAMPLE OF LEROY MERLIN DIY COMPANY)

The relevance of this research is to study the directions of development of DIY retail in the Russian market against the background of the spread of coronavirus infection, which implies the transition of sales to the online sphere. The author made conclusions about the prospects for the development of online sales of the DIY market on the example of Leroy Merlin.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ ТОРГОВЛЮ (НА ПРИМЕРЕ DIY КОМПАНИИ ЛЕРУА МЕРЛЕН)»

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ ТОРГОВЛЮ (НА ПРИМЕРЕ DIY КОМПАНИИ ЛЕРУА МЕРЛЕН)

М.Ю. Абрамова, магистрант

Научный руководитель: Р.М. Шафиев, д-р экон. наук, профессор Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-2-1-10-12

Аннотация. Актуальность данного исследования состоит в изучении направлений развития DIY ритейла на российском рынке на фоне распространения коронавирусной инфекции, предполагающее переход продаж в онлайн сферу. Автором были сделаны выводы о перспективах развития онлайн-продаж DIY рынка на примере компании Леруа Мерлен.

Ключевые слова: DIY-ритейл, пандемия, электронная коммерция, непродовольственный сектор, дарксторы.

Распространение коронавирусной инфекции СОУШ-19 оказало негативное воздействие практически на все отрасли экономики, особенно пострадала сфера услуг, в том числе торговля.

Согласно данным государственной статистики, оборот розничной торговли непродовольственными товарами в апреле снизился на 65% по сравнению с мартом того же года и составил 907 млрд. рублей [1].

Компании активно начали осваивать электронную коммерцию, адаптируясь к новой жизни. В апреле количество новых интернет-магазинов увеличилось практически в 2 раза по сравнению с мартом 2020 года (рис. 1).

Одним из лидеров сети строительных магазинов на российском рынке является Леруа Мерлен. Международная торговая компания специализируется на продаже товаров для отделки и обустройства дома среднего и низкого ценового диапазона. Крупнейшая сеть представлена в 10 863 магазинах городов России [3].

В период ограничительных мер некоторые из магазинов Леруа Мерлен работали, так как продавали товары первой необходимости (защитные маски, антисептические средства, спички и свечи). Благодаря этому многие рабочие места были сохранены.

Январь Февраль Март Апрель

Рис. 1. Количество новых интернет-магазинов за период с января по апрель

2019 и 2020 гг. [2]

Падение потребительского спроса привело к сокращению оборота и прибыли фирм непродовольственной торговли. Потребители стали отказываться от покупок, не входящих в список необходимых. Во 2 квартале 2020 года индекс потребительской уверенности россиян снизился на 19% по сравнению с 1 кварталом [4].

Коронавирус оживил онлайн-бизнес. Даже те компании, которые не задумывались о развитии электронной торговли, стали разрабатывать мобильные приложения и развивать интернет-сайты.

Однако онлайн продажи не смогли в полной мере восполнить оффлайн покупки. Так, до 80% магазинов Леруа Мерлен закрылись в период карантинных мер, остальная часть магазинов была перепрофилирована в дарксторы. Дарксторы (от англ. «dark store» - «темный магазин») - это магазины с закрытым для клиентов торговым залом, который используется как склад для товаров. Такой магазин собирает онлайн

заказы как для B2B, так и для В2С - клиентов, а затем передает заказ в транспортную компанию или клиенту с самовывозом.

Дарксторы Леруа Мерлен были разделены на 3 зоны: для клиентов с оплаченным заказом, без оплаты и клиентов B2B. Клиенты, которые приезжали забирать товар самостоятельно, регистрировались в электронной очереди и парковались в ожидании обслуживания. В зоне получения происходила бесконтактная оплата и выдача товаров [5].

В пике кризиса доля онлайн в товарообороте Леруа Мерлен достигала 65%, тогда как докризисная составляла лишь 4,5% (рис. 2.).

Дачный сезон, совпавший с введенным карантином в апреле-мае, повысил товарооборот компании в категории «сад и огород» и «стройматериалы». Отложенные средства на отпуск потребители решили потратить на отделку и ремонт дома.

70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

65,0%

7 0%

4,5%

1

□ докризисная доля онлайн-продаж

■ онлайн-продажи во время карантина

□ прогнозное значение онлайн-продаж после кризиса

Рис. 2. Онлайн-продажи Леруа Мерлен во время пандемии [5]

Для того, чтобы поддержать резкий скачок онлайн-спроса, компании приходилось ограничивать минимальную сумму заказа по доставке товаров в силу перестройки операционных возможностей в период самоизоляции. Часть интернет доходов вынужденно терялся.

По прогнозам директора Леруа Мерлен по онлайн-бизнесу, доля онлайн-продаж останется на уровне 7%, так как клиенты возвращаются к обычной жизни и едут в оффлайн-магазины, чтобы приобрести то-

вары, требующие покупки «вживую» (например, декоративные товары) [5].

Пандемия наглядно показала сильные и слабые стороны ритейлеров. Конкурентоспособными оказались те ритейлеры, которые смогли наладить онлайн-продажи и эффективную цепочку доставки заказа клиенту.

Перспективными сферами развития российского ритейла являются: продвинутая машинная аналитика динамического ценообразования в зависимости от валютного курса для импортных товаров, персо-

нализированный маркетинг, цифровизация и автоматизация бизнес-процессов [6].

В планах Леруа Мерлен на будущее -это развитие собственной платформы гео-налитики на алгоритмах машинного обучения с учетом факторов стоимости квартир, пассажиропотока, доли новостроек для того, чтобы дифференцировать потребителей по уровню дохода и предпочтениям в более дорогих дизайнерских или эконом-товарах.

Разработка в мобильном приложении 3D моделирования интерьера комнат с целью «примерки» кухонной мебели или цвета обоев в собственном доме - еще одно из направлений развития строительных магазинов. Электронный ритейлер Amazon уже сейчас использует дополненную реальность для переноса любого товара из интернет-магазина в комнату потребителя.

Библиографический список

1. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (19.01.2021)

2. Исследование онлайн-продаж в период карантина. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics (20.01.2021)

3. Официальный сайт Леруа Мерлен. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.leroymerlin.ru (дата 21.01.2021)

4. Российский ритейл ждет консолидация. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://expert.ru/2020/07/29/ritejl (21.01.2021)

5. Единственным правильным решением в период пандемии был переход на режим дарксторов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.retail.ru/interviews (22.01.2021)

6. Синявская Е.Е. Российский ритейл: влияние пандемии и перспективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 9-1. - С. 149-154.

7. Беляков С. Ритейл в эпоху пандемии: новая приостановка торговли будет губительной для бизнеса. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/opinions/9018519 (23.01.2021)

IMPACT OF THE PANDEMIC ON NON-FOOD TRADE (USING THE EXAMPLE OF LEROY MERLIN DIY COMPANY)

M.Y. Abramova, Graduate Student

Supervisor: R.M. Shafiev, Doctor of Economic Sciences, Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The relevance of this research is to study the directions of development of DIY retail in the Russian market against the background of the spread of coronavirus infection, which implies the transition of sales to the online sphere. The author made conclusions about the prospects for the development of online sales of the DIY market on the example of Leroy Merlin.

Keywords: DIY retail, pandemic, e-Commerce, darkstores, non-food sector.

Леруа Мерлен нацелена на развитие онлайн технологий, автоматизацию и качественную логистику. Эффективность цепочки продаж компания намерена повышать через «единый заказ» и центральный склад. Таким образом, поставщик снизит свои издержки, потому что не будет собирать заказы для каждого магазина. Сотрудничество с производителями сырья также позволит снизить розничные цены, так как поставщики получат сырье на более выгодных условиях.

Фирма поддерживает тренд локальности ритейла и планирует открывать небольшие магазины формата «городской». В 2020 году Леруа Мерлен запустит в пилотном режиме свой маркетплейс с целью расширения товарного предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.