Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНОГО ПРОДУКТОВОГО РИТЕЙЛА'

УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНОГО ПРОДУКТОВОГО РИТЕЙЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
продуктовый ритейл / продовольственные сети / продуктовая розница / grocery retail / food chains / grocery retail

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л А. Четошникова, Л Г. Данилова

В настоящее время многие крупные продуктовые ритейлеры теряют покупателей и, как следствие, выручку от продажи товаров. Основной причиной является развитие онлайн-торговли и появление форматов магазинов «у дома». Это означает, что существующая система разделения продаж по способу формирования заказа (онлайн, офлайн) не соответствует ни бизнес-процессам компаний, ни потребностям покупателей. Это означает также, что она не отражает все возможные сценарии поведения покупателей. В статье анализируется состояние и развитие рынка розничного продуктового ритейла. Приведена динамика изменения доли продовольственных сетей в обороте розничной торговли, а также динамика темпов прироста оборота сетевого продуктового ритейла. Проведено исследование по продуктовому товарообороту в федеральных округах страны. Так, наиболее привлекательными рынками являются рынки Москвы и Московской области, Центрального и Приволжского федеральных округов. При этом самый высокий уровень оборота розничной торговли на душу населения в 2018 г. наблюдался в Центральном федеральном округе. Российский рынок ритейла остается высоко фрагментированным, на долю пяти крупнейших игроков приходится 28 %. Определены перспективы развития продуктового ритейла, которые состоят в расширении и консолидации российского рынка продуктовой розницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE FINANCE MANAGEMENT IN THE RETAIL GROCERY RETAIL MARKET

Currently, many large grocery retailers are losing customers and, as a result, revenue from the sale of goods. The main reason is the development of online trading and the emergence of "at home" store formats. This means that the existing system of dividing sales by the method of order formation (online, offline) does not correspond to either the business processes of companies or the needs of customers. This also means that it does not reflect all possible scenarios of customer behavior. The article analyzes the state and development of the retail food retail market. The dynamics of changes in the share of food chains in retail trade turnover, as well as the dynamics of growth rates in the turnover of food retail chains. A study was conducted on the product turnover in the Federal districts of the country. Thus, the most attractive markets are the markets of Moscow and the Moscow region, the Central and Volga Federal districts. At the same time, the highest level of retail trade turnover per capita in 2018 was observed in the Central Federal district. The Russian retail market remains highly fragmented, with the top five players accounting for 28 %. The prospects for the development of food retail, which consist in the expansion and consolidation of the Russian market of food retail, are determined.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНОГО ПРОДУКТОВОГО РИТЕЙЛА»

6. Chemyavskaya S.A. Financial statements as the main source for assessing the business activity of commercial organizations / Chernyavskaya S.A., Kravchuk A.S., Usachev V.V. // Financial Economics. 2019. No. 6. S. 529-533.

7. Khodarinova, N.V. Analysis of the use of fixed assets on the example of LLC «Yugtrubplast» Krasnodar Territory / S.A. Chernyavskaya, Khodarinova N.V., Grishko A.E. // Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy. 2017. No. 5. P. 101-106.

8. Problems of financing and accounting in the implementation of an innovative model of economic development: theory and practice / Kruglyak Z. I., Shvyreva O. I., Chernyavskaya S. A., Vlasenko E. A., Nebavskaya T. V., Fedotova E B., Litvinova V.S., Rudenko O.N. - Collective monograph / Moscow, 2015 .-- 278 p. S. 150-176.

9. Chernyavskaya S.A. Formation of the controlling service in an organization / S.A. Chernyavskaya, T.A. Salova // In the collection: Ways of increasing the efficiency of the economic and social activities of cooperative organizations Materials of the X International Scientific Practical Conference. 2015. P. 170-173.

10. Prokhorova, VV. Subregional aspects of the structuring of the economic space of modern Russia / V.V. Prokhorova, S.A. Chernyavskaya // Business in law. 2010. No. 1. S. 235-237.

11. Torchinova, O.V. Subregional system as an integrated subject of economic relations / O.V. Torchinova, S.A. Chernyavskaya // Terra Economicus. 2009. V. 7. No. 2-2. S. 200-204.

12. Chernyavskaya S.A. Subregional system as a result of the specification of economic relations / Terra Economicus. 2009.Vol. 7. No. 3-2. S. 68-70.

13. Chernyavskaya S.A. Accounting and analysis of financial results / Chernyavskaya S.A., Vlasenko E.A., Bondarenko E., Gavrilov A. // Natural-Humanitarian Studies. 2020. No. 1 (27). S. 310-315.

14. Chernyavskaya S.A. Analysis of production and economic activities of an economic entity / S. A. Chernyavskaya, T.E. Glushchenko, V.M. Masliy // Financial Economics. - 2019. - No. 4. - P. 104-110.

15. Chernyavskaya S. A. Accounting statements - information base for assessing the development potential in trade organizations / S. A. Chernyavskaya, O. V. Busko // Financial Economics. - 2019. - No. 6. - P. 89-94.

16. Chernyavskaya, S.A. Improvement of fixed assets accounting / S.A. Chernyavskaya, M.A. Kondranin. // Modern problems of accounting and reporting / Materials of the II International. stud. scientific. conf. Part 1. (Krasnodar, April 21-22, 2015) -Krasnodar: Publishing house Magarin O.G. - 2015 - S. 42-48.

17. Chernyavskaya, S.A. Optimization of the work of a transport enterprise in the field of construction cargo transportation / S.A. Chernyavskaya, E.A. Vlasenko, M.A. Parkhomenko. // In the collection: Topical issues of the economy and technological development of sectors of the national economy. Materials of the regional scientific and practical conference of students, graduate students, undergraduates and teachers. Compiled by: Degtyarev G.V., Chernyavskaya S.A., Degtyareva O.G. 2016.S. 278-286.

18. Chernyavskaya, S.A. Accounting for the sale of products in construction organizations / S.A. Chernyavskaya, A.I. Sivchenko. // Information support for effective management of the activities of economic entities. Materials of the VI International Scientific Conference. 2016.S. 274-278.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10495

Л.А. Четошникова - заведующий кафедрой «Экономика, финансы и менеджмент», к.э.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ (Новороссийский филиал), [email protected],

L.A. Chetoshnikova - head of the Department of Economics, Finance and management, Ph. D., associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Novorossiysk branch);

Л.Г. Данилова - доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент», к.э.н., Финансовый университет при Правительстве РФ (Новороссийский филиал), [email protected],

L.G. Danilova - associate Professor of the Department of Economics, Finance and management, Ph. D., Financial University under the Government of the Russian Federation (Novorossiysk branch).

УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНОГО ПРОДУКТОВОГО РИТЕЙЛА CORPORATE FINANCE MANAGEMENT IN THE RETAIL GROCERY RETAIL MARKET

Аннотация. В настоящее время многие крупные продуктовые ритейлеры теряют покупателей и, как следствие, выручку от продажи товаров. Основной причиной является развитие онлайн-торговли и появление форматов магазинов «у дома». Это означает, что существующая система разделения продаж по способу формирования заказа (онлайн, офлайн) не соответствует ни бизнес-процессам компаний, ни потребностям покупателей. Это означает также, что она не отражает все возможные сценарии поведения покупателей.

В статье анализируется состояние и развитие рынка розничного продуктового ритейла. Приведена динамика изменения доли продовольственных сетей в обороте розничной торговли, а также динамика темпов прироста оборота сетевого продуктового ритейла. Проведено исследование по продуктовому товарообороту в федеральных округах страны. Так, наиболее привлекательными рынками являются рынки Москвы и Московской области, Центрального и Приволжского федеральных округов. При этом самый высокий уровень оборота розничной торговли на душу населения в 2018 г. наблюдался в Центральном федеральном округе.

Российский рынок ритейла остается высоко фрагментированным, на долю пяти крупнейших игроков приходится 28 %. Определены перспективы развития продуктового ритейла, которые состоят в расширении и консолидации российского рынка продуктовой розницы.

Abstract. Currently, many large grocery retailers are losing customers and, as a result, revenue from the sale of goods. The main reason is the development of online trading and the emergence of "at home" store formats. This means that the existing system of dividing sales by the method of order formation (online, offline) does not correspond to either the business processes of companies or the needs of customers. This also means that it does not reflect all possible scenarios of customer behavior.

The article analyzes the state and development of the retail food retail market. The dynamics of changes in the share of food chains in retail trade turnover, as well as the dynamics of growth rates in the turnover of food retail chains. A study was conducted on the product turnover in the Federal districts of the country. Thus, the most attractive markets are the markets of Moscow and the Moscow region, the Central and Volga Federal districts. At the same time, the highest level of retail trade turnover per capita in 2018 was observed in the Central Federal district.

The Russian retail market remains highly fragmented, with the top five players accounting for 28 %. The prospects for the development of food retail, which consist in the expansion and consolidation of the Russian market of food retail, are determined.

Ключевые слова: продуктовый ритейл, продовольственные сети, продуктовая розница.

Keywords: grocery retail, food chains, grocery retail.

Российский рынок продуктового ритейла начал свое стремительное развитие только 25 лет назад. Развитие началось с преобразования принципа торговли продуктами питания. После развала СССР в России преобладала архаичная форма торговли - через прилавок. И только к концу 1990-х годов в крупных городах стали появляться магазины розничной торговли продуктами питания, организованные по западным стандартам [1].

Сетевой формат торговли позволял внедрять самые передовые маркетинговые технологии, благодаря чему большие массы покупателей стали выбирать торговые точки именно сетевых ритейлеров для совершения повседневных покупок. Пиком прироста оборота сетевого продуктового ритейла являются 2006 и 2007 годы. В этот период шел активный захват продуктовыми ритейлерами российских рынков.

Бизнес, базирующийся на традиционной прилавочной торговле не выдержал конкуренции с магазинами самообслуживания, которые постоянно совершенствовали свои технологии.

Как следствие, доля продовольственных сетей в обороте розничной торговли продуктами питания возросла с 1% в 2000 году до 31,5 % в 2012 году [2]. На рисунке 1 представлена динамика изменения доли продовольственных сетей в обороте розничной торговли, а также динамика темпов прироста оборота сетевого продуктового ритейла за период 2006-2012 гг.

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

31,50%

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Доля продовольственных сетей в обороте розничной торговле продуктами питания Доля продовольственных сетей в обороте розничной торговли Темпы прироста оборота сетевого продуктового ритейла

Рисунок 1 - Динамика изменения доли продовольственных сетей за период 2006-2012 гг.

Расчеты показывают, что в последующие годы, с 2013 по 2018, доля продовольственных сетей в обороте розничной торговли продуктами питания постепенно увеличивалась и составила 47,7 % в 2018 г.

Сегодня нельзя не отметить очевидный тренд в бизнесе ритейлеров - это рост дискаунтеров. Представляется, что это вызвано высокими издержками ритейлеров при содержании значительных торговых площадок и, конечно, снижением покупательной способности населения.

Для того чтобы определить, на какие федеральные округа приходились самые высокие доли продуктового товарооборота, было проведено исследование: на основании данных Российского статистического ежегодника были взяты данные товарооборота по федеральным округам страны и данные доли пищевых продуктов в общем розничном товарообороте по регионам страны.

На основании этих двух источников проведены расчеты по определению суммового значения продуктового товарооборота в 2014 году и в 2018 году для сравнения по федеральным округам. Расчеты приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Продуктовый товарообо

ют в федеральных округах России

Федеральный округ Оборот розничной Доля продуктов пита- Товарооборот продук- Доля товарооборота

торговли ния в товарообороте тов питания продуктов питания

(млрд. руб.) (%) (млн. руб.) округа в России (%)

2014 г. 2018 г. 2014 г. 2018 г. 2014 г. 2018 г. 2014 г. 2018 г.

Центральный

(без Москвы и МО) 2997 3746 48,9 49,7 1465,5 1861,8 11,9 12,4

- Москва

- Московская обл. 4436 4798 51,6 53,6 2289,4 2571,9 18,5 17,1

1582 2355 46,6 46,2 737,4 1003,4 6,0 6,6

Северо-Западный (без

Санкт-Петербурга) 1365 1700 43,6 43,4 595,1 737,8 4,8 4,9

- Санкт-Петербург

1017 1412 33,6 33,7 341,9 474,6 2,8 3,1

Южный 2405 3034 44,6 45,4 1072,6 1377,4 8,7 9,1

- Крым 183 256 43,1 47,6 79,2 121,9 0,6 0,8

Северо-Кавказский

1340 1549 48,3 48,6 647,2 752,8 5,2 4,9

Приволжский 4851 5540 46,8 47,1 2270,3 2609,3 18,4 17,3

Уральский 2435 2707 46,0 47,1 1120,1 1274,9 9,1 8,5

Сибирский 2696 2739 45,4 46,5 1223,9 1273,6 9,9 8,5

Дальневосточный 1043 1743 49,7 51,1 518,4 890,7 4,2 5,9

РФ 26356 31579 46,9 47,7 12362,8 15063,2 100 100

В результате проведенных исследований, выявлено, что наиболее привлекательными рынками являются рынки Москвы и Московской области, Центрального и Приволжского федеральных округов.

Исследование развития российского рынка ритейла и его сравнение с существующим мировым соотношения современных торговых сетей и точек традиционной торговли показывает, что емкость сетевого ритейла ограничена, и скоро компании вынуждены будут снизить темпы роста количества магазинов. Во-первых, необходимо инвестировать не только в развитие сети, но и в бизнес, сопутствующий розничной торговле.

Во-вторых, изучение поведения покупателя. Покупатели стремятся экономить время, совершать покупки в удобной форме, все больше отдают предпочтения в приобретении готовой еды и товаров fгesh-категории. При всем этом, главным приоритетом для покупателя останется цена. Цена есть и будет оставаться самым важным фактором. В условиях стагнации доходности населения, компании-ритейлеры, разрабатывая новый концепт, улучшая ассортимент и повышая комфорт, будут стремиться оставлять цену на одном уровне.

При этом самый высокий уровень оборота розничной торговли на душу населения в 2018 г. наблюдался в Центральном федеральном округе - 276, 5 тыс. руб. (таблица 2.)

Таблица 2 - Оборот розничной торговли в федеральных округах (в расчете на душу населения) _в 2018 году __

Федеральный округ Оборот розничной торговли, млрд. ру<5. Реализовано товаров в расчете на душу населения, тыс. руб.

1. Центральный 10881,6 276,5

2. Северо-Западный 3074,3 220,2

3. Уральский 2706,8 219,1

4. Дальневосточный 1738,2 211,8

5. Приволжский 5545,4 188,2

6. Северо-Кавказский 1599,8 162,5

7. Сибирский 2713,0 157,7

Крупнейшие ритейлеры в 2006-2007 годах инвестировали в развитие розничных продуктовых сетей. Разворачивание логистических сетей на основных транспортных узлах Центрального, Северо-Западного, Уральского федеральных округов позволило крупнейшим «игрокам» розничной торговли надежно закрепиться на рынках регионов этих округов.

В настоящее время исследователи уверены, что в российской экономике мир ритейла вертится не вокруг потребителей, а вокруг технологий, которые будут менять поведение потребителей. Прогноз будущего ритейла состоит в следующем. Во-первых, станет нормой, что при совершении покупок потребители будут полагаться на рекомендации AI-ассистентов и чат-ботов. Во-вторых, через 2-3 года искусственный интеллект, как приоритетная инвестиция для всех ритейлеров, получит массовое внедрение. В-третьих, оснащение торговых залов сенсорами, сбор и постоянная обработка данных увеличивают издержки в продажах, поэтому, будущее IOT в ритейле пессимистично. В-четвертых, маловероятно массовое внедрение в ближайшие годы блокчейна в ритейле и дополненной, виртуальной реальности.

Эксперты из компаний «Grondard», «Марвел-Дистрибуция», аналитических агентств «Forrester» и «GfK», а также Ассоциации «Маркетинг в ритейле» POPAI Россия» поделились мнением о трендах в ритейле, которые они фактически наблюдают. Так, ритейл фокусируется в текущем году на персональные предложения и привлечение AI для осуществления этой персонализации. В последние десятилетия, в условиях развития цифрового пространства, у потребителей появляется не только «излишний» выбор, но и сокращается время на принятие решений. В этих условиях потребитель начинает искать себе «помощников» для определения с выбором. В качестве таких помощников выступают персональные рассылки, персональные предложения и скидки. Очень важно «облегчить жизнь» покупателям, начиная с момента выбора магазина до момента оплаты товара. Сегодня покупатель предпочитает удобные условия совершения покупки товара стоимости самого товара. И, следует отметить, что в настоящее время покупатели в большей степени готовы заплатить большую сумму денег за товар, чем тратить силы и время на его поиск и выбор [3].

Помощь покупателю в экономии времени и сил на поиск и выбор товара называется персонализация. Другими словами, это возможность ассистировать потребителя. Повышение релевантности персональных предложений будет способствовать формированию лояльности покупателя к магазину. Она формируется у покупателя при следующих условиях. Магазин всегда ждет покупателя, всегда готов и знает, что ему предложить и знает, как это сделать. Такая позитивная эмоциональная поддержка покупателя, а также отсутствие навязчивой рекламы позволит выстроить надежные длительные товарно-денежные отношения с ним. При этом, конечно, при работе с персональными предложениями, обязательным является соблюдение этического аспекта во взаимоотношениях.

Кроме персонализации, проявляются также такие тренды, как сегментация на максимально детальный уровень в зависимости от поведения, психографики, миссии и ситуации покупок и сотрудничество с целью обогащения данных (банки, медиа-агентства, потребительские панели и т.д.) [4].

По оценке компании «InfoLine», объем продовольственного рынка в России в 2019 году составил 17,6 трлн. руб. Из них 90,4 % приходилось на офлайн-сегмент (продовольственные магазины), 8,4 % - на офлайн-сегмент готовой еды (кафе и рестораны), 1 % - на сервисы доставки готовой еды и всего 0,2 % - на онлайн-продажи продовольствия. Ожидается, что в 2029 году продовольственный рынок в целом прирастет на 12,6 трлн. руб. и составит, по прогнозам экспертов, больше 30 трлн. руб. При этом доля офлайн-магазинов сократится до 84,2 % и, главным образом, за счет роста доставки готовой еды (до 2,5%) и онлайн-ритейла (до 4,5%) [5].

Российский рынок ритейла остается высоко фрагментированным, на долю пяти крупнейших игроков приходится 28 %. При этом, в Германии этот показатель составляет 73 %, в Великобритании — 60 %, в США — 47 %, (сообщает Finmarket со ссылкой на исследование компании «InfoLine»). По ожиданиям, к концу 2020 года рынок ждет консолидация, в том числе в продовольственном ритейле.

Онлайн-продажи в том или ином виде развивают все крупные ритейлеры.

В настоящее время на российском рынке розничного продовольственного ритейла представлены такие торговые сети как:

- компания X5Retail Group (основана в г. Москва при создании сети Перекресток);

- сеть магазинов «Магнит» (г. Краснодар);

- сеть магазинов «Лента» (основана в Санкт-Петербурге);

- сеть магазинов «Дикси» (основана в г. Москва);

- сеть магазинов О'Кей (основана в Санкт-Петербурге);

- сеть магазинов A^han (основана во Франции);

- сеть магазинов Metro Cash&Carry (основана в Германии)

В 2018 году в Топ-10 российских ритейлеров вошли восемь компаний розничного продуктового ритейла (таблица 3.)

Таблица 3 - Топ-10 российских ритейлеров по выру чке в 2018 году*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компания Общая выручка, (млрд. руб., без НДС) Динамика к 2017 г. (%)

X5Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») 1532,5 18,3

«Магнит» 1237,0 8,2

«Лента» 413,5 13,2

Auchan 306,4 -8,5

«SPS Холдинг» («Красное & белое») 301,2 40

ГК «Дикси» 298,7 5,6

Leroy Merlin 272,6 20,7

Metro 203,3 -8

*Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3975596

В начале 2000-х годов единственным заметным игроком на российском рынке был "Утконос". По данным компании «InfoLine», он до сих пор остается лидером online grocery с долей 44,3 % и большим отрывом от конкурентов.

Крупный ритейлер X5Retail Group, который запустил онлайн-супермаркет "Перекресток" в 2017 году, рассчитывает стать лидером на рынке онлайн-продажи к концу 2020 года. Так, по итогам 2018 года доля perekrestok.ru оценивалась в 5,7 %, а рынок полностью - в 23 млрд. рублей. За девять месяцев 2019 года выручка онлайн-супермаркета выросла до 2,7 млрд. рублей с 654 млн. рублей в 2018 г. При этом общая выручка X5Retail Group составила 1,265 трлн. рублей. Благодаря стратегии закрепления на самых емких региональных рынках, компания X5Retail Group является бесспорным лидером.

Согласно стратегии X5Retail Group, в 2029 году около 20 % ее выручки должен обеспечивать новый бизнес: онлайн-магазин, 5 POST (подразделение компании, развивающее услуги доставки заказов из сторонних интернет-магазинов в постаматы в магазинах X5Retail Group), экспресс-доставка и другие. До половины выручки X5Retail Group планирует получать за счет цифровых каналов (например, персонализированных промо-предло-жений).

Другой крупный ритейлер «Магнит» пока отстает от главного конкурента X5Retail Group. Развитие ом-никанальной модели, включающей e-commerce - часть новой пятилетней стратегии «Магнита». В мае 2020 г. «Магнит» начал тестировать в г. Краснодар сервис доставки продовольственных и непродовольственных товаров из своих супермаркетов вместе с компанией Broniboy. Кроме того, ритейлер запустил аналогичные пилотные проекты в Москве и Казани с сервисом iGooods.

Как и в 2014 году, на сегодня всего лишь эти две компании, X5Retail Group и «Магнит», со значительным отрывом опережают остальных «игроков» данного рынка.

В результате активной конкурентной борьбы и захвату лидирующими сетями все новых продуктовых рынков России, процент магазинов современных форматов на рынке составляет 63 % (рисунок 2). По уровню процента цивилизованной торговли мы находимся на уровне Бразилии и Китая.

В настоящее время, на фоне ограничений в условиях пандемии COVID—19, российский рынок розничной торговли и общественного питания в апреле 2020 года упал на 30 %. В мае падение составило 25 %, в июне -10 % [6].

85% 83%

79%

72%

64% 63%

51%

32%

2%

Germany USA UK France Japan Poland China Russia Brazil Turkey India

§ §®O0©§®§®©

Рисунок 2 - Доля рынка магазинов современных форматов среди различных стран мира [6]

«Тут можно быть заложниками формулировки о том, что мы все-таки видим рост, и ритейл один из немногих секторов экономики, который показывает положительную динамику, но эта положительная динамика очень сильно, очень быстро замедляется. В том году был негативный тренд, связанный с замедлением темпов роста, мы его наблюдаем в 2019 году и ожидаем такого же тренда в 2020 году. Оборот розничной торговли фактически не растет. Это важно, потому что розничная торговля в последние годы была одним из немногих драйверов экономического роста. И если этот сектор начинает чувствовать на себе давление макроэкономики, начинает замедляться - это очень тревожный сигнал», - считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков (АКОРТ объединяет всех крупных ритейлеров в РФ) [7].

Однако перспективы есть, и состоят они в расширении и консолидации российского рынка продуктовой розницы. Так, если по итогам 2015 года на долю 100 крупнейших ритейлеров приходилось около 30 % оборота продуктов питания и товаров народного потребления, то в 2019 году - уже около 40 % розничного товарооборота (таблица 4).

Таблица 4 - Прогноз российского рынка продуктовой розницы

Показатели 2018 г. 2020 г. (прогноз)

Общий объем продуктовой розницы, трлн. руб. 15,0 17,2

Доля современных розничных форматов, % 73 82

Доля 10 ведущих национальных торговых сетей, % 31 41

"В горизонте 2021-2022 гг. мы прогнозируем, что на долю первой сотни будет приходиться до половины рынка в нашей стране. Это достаточно серьезный показатель, учитывая ее масштабы, - отметил генеральный директор компании «InfoLine» Иван Федяков» [8].

Источники:

1. Солодилов К.В. Инновации в розничных торговых сетях // Социально-экономические инновации. ISSN 2305-7815. Вестник. Волгоградского гос. ун-та. Сер. 10, Инновационная деятельность. Выпуск 7. 2012. Стр. 3.

2. Интернет-ресурс «Маркетинговое агентство РБК», статья «Сетевой продовольственный ритейл - в ожидании стагнации?», URL_http://marketing.rbc.ru/articles/01/08/2013/562949988321202.shtml/ (дата обращения: 18.07.2020 г.).

3. Российский статистический ежегодник. 2015 год. Раздел 21. URL http://www.gks.ru/free_doc/doc_2014/year/year14.rar/ (дата обращения: 06.07.2020 г.)

4. Российский статистический ежегодник. 2015 год. Раздел 21. URL http://www.gks.ru/free_doc/doc_2014/year/year14.rar/ (дата обращения: 26.08.2020 г.).

5. Российский статистический ежегодник. 2019 год. Раздел 21. URL http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/year/year18.rar/ (дата обращения: 26.08.2020 г.).

6. Официальный сайт X5Retail Group, Раздел «Презентации инвесторам», X5 Presentation for Goldman Sachs Russian Retail Fieldtrip, Moscow, July 2008, URL https://www.x5.ru/ru/PublishingImages/Pages/Investors/PresentationsInves-tors/Investor%20Presentation_July%202008_final.ppt (дата обращения: 26.08.2020 г.).

7. Официальный сайт X5Retail Group, Раздел «Презентации инвесторам», Presentation for 21st Annual Global Retailing Conference, Goldman Sachs, September 2014, URL https://www.x5.ru/ru/PublishingImages/Pages/Investors/Presenta-tionsInvestors/2014.09.01_X5_GS_Global_Retailing_Conference.pdf (дата обращения: 26.08.2020 г.)

8. Рейтинговое агентство Интерфакс. https://www.interfax.ru/business/689565 (дата обращения: 26.08.2020 г.). References:

1. Solodilov K. V. Innovations in retail trade networks // Socio-economic innovations. ISSN 2305-7815. Bulletin. Volgograd state University. UN-TA. Ser. 10, Innovation activity. Issue 7. 2012. Page 3.

2. Internet resource "RBC Marketing Agency", article " Network food retail-waiting for stagnation?", URL_http:/ / market-ing.rbc. ru/articles/01/08/2013/562949988321202.shtml/ (accessed 18.07.2020).

3. Russian statistical Yearbook. 2015. Section 21. URL http://www.gks.ru/free_doc/doc_2014/year/year14.rar/ (accessed: 06.07.2020)

4. Russian statistical Yearbook. 2015. Section 21. URL http://www.gks.ru/free_doc/doc_2014/year/year14.rar/ (accessed 26.08.2020).

5. Russian statistical Yearbook. 2019. Section 21. URL http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/year/year18.rar/ (accessed 26.08.2020).

6. Official website of X5Retail Group, section "presentations to investors", X5 Presentation for Goldman Sachs Russian Retail Fieldtrip, Moscow, July 2008, URL https://www.x5.ru/ru/PublishingImages/Pages/Investors/PresentationsInvestors/Inves-tor%20Presentation_July%202008_final.ppt (accessed 26.08.2020).

7. Official website of X5Retail Group, section "presentations to investors", Presentation for 21st Annual Global Retailing Conference, Goldman Sachs, September 2014, URL https://www.x5.ru/ru/PublishingImages/Pages/Investors/PresentationsIn-vestors/2014.09.01_X5_GS_Global_Retailing_Conference.pdf (accessed 26.08.2020).

8. Rating Agency Interfax. https://www.interfax.ru/business/689565 (accessed 26.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.