Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития розничной торговли Забайкальского края'

Проблемы и перспективы развития розничной торговли Забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
1421
87
Поделиться
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ТОРГОВЛЯ / ТЕРРИТОРИЯ / РЕГИОН / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / СЕТЕВОЙ РИТЕЙЛ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Шнорр Жанна Павловна

Излагаются основные проблемы развития розничной торговли Забайкальского края, среди которых особое внимание уделяется сетевому ритейлу, пространственной неравномерности обеспеченности торговыми услугами, недостаточной территориальной и экономической доступности торгового обслуживания для насе ления по территориальным сегментам и др. Приведена динамика оборота торговых сетей в Забайкальском крае. Представлена характеристика сетевых ритейлеров в секторе продовольственных и непродовольственных товаров потребительского рынка региона. Перечислены основные факторы, сдерживающие развитие розничной торговли и сетевого ритейла в крае. Определены перспективы развития розничной торговли с учетом обозначенной отраслевой проблематики, региональных особенностей территории, влияния глобализационных трендов экономики и активизации инновационных процессов на потребительском рынке товаров Забайкальского края

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития розничной торговли Забайкальского края»

УДК 339.1

Шнорр Жанна Павловна Zhanna Shnorr

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF RETAIL TRADE OF TRANSBAIKAL REGION

Излагаются основные проблемы развития розничной торговли Забайкальского края, среди которых особое внимание уделяется сетевому ритейлу, пространственной неравномерности обеспеченности торговыми услугами, недостаточной территориальной и экономической доступности торгового обслуживания для населения по территориальным сегментам и др. Приведена динамика оборота торговых сетей в Забайкальском крае. Представлена характеристика сетевых ритейлеров в секторе продовольственных и непродовольственных товаров потребительского рынка региона. Перечислены основные факторы, сдерживающие развитие розничной торговли и сетевого ритейла в крае. Определены перспективы развития розничной торговли с учетом обозначенной отраслевой проблематики, региональных особенностей территории, влияния глобализа-ционных трендов экономики и активизации инновационных процессов на потребительском рынке товаров Забайкальского края

Ключевые слова: потребительский рынок, торговля, территория, регион, Забайкальский край, торговые сети, сетевой ритейл

The main problems of retail trade in the Transbaikal Region are outlined among which special attention is paid to the retail network, spatial non-uniformity of trade services provision, lack of territorial and economic access of trading service for the population due to territorial segments , etc. The dynamics of retail networks turnover in the Transbaikal Region is given. The characteristic of network retailers in the sector of food and non-food consumer goods market in the region are given. The main factors constraining the development of retail trade and network retail in the region are enumerated. The prospects of retail trade industry development based on designated issues, regional characteristics of the area, globalization impact trends in the economy and enhancing the innovation processes at the consumer goods market of the Transbaikal Region are defined

Key words: consumer market, trade, territory, region, Transbaikal Region, retail chains, network retail

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что эффективность экономической среды региона во многом зависит от степени развитости системы торгового обслуживания населения. В Забайкальском крае приоритетное развитие торговли и сферы услуг имеет важное значение, поскольку позволит значительно увеличить объем валового регионального продукта,

налоговых поступлений в бюджет территории, обеспечить высокий уровень занятости и в итоге — повысить уровень жизни населения и эффективность экономики края в целом.

В той связи актуальность приобретает четкое понимание проблем и перспектив развития розничной торговли на забайкальском потребительском рынке с учетом

принципиальных отличий и уникальности территории, влияния глобализационных трендов экономики.

В Забайкальском крае состояние торгового обслуживания в целом заслуживает положительной оценки, в чем убеждают следующие достижения торговой отрасли [1]:

— динамичное развитие розничных продаж и рост значимости розничной торговли в социально-экономическом развитии Забайкальского края;

— значительная доля предприятий малого бизнеса в торговой инфраструктуре;

— сокращение доли продаж неорганизованной торговли и завершение процесса преобразования рынков в стационарные торговые центры, комплексы и супермаркеты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— увеличение продаж методом самообслуживания, возрождение специализации и фирменной торговли;

— структурные изменения инфраструктуры розничной торговли, направленные на качественные преобразования розничной торговли в индустрию сервиса и развлечений;

— повышение обеспеченности населения края торговыми площадями и розничной торговой сетью;

— активизация торговых сетей и соответствующих им форматов магазинов;

— применение франчайзинговых технологий в секторе сетевых продаж непродовольственных товаров;

— укрепление позиций местных продовольственных розничных торговых сетей;

— усиление региональной экспансии сетевых ритейлеров из соседствующих регионов.

В то же время, наряду с положительными моментами, существует целый комплекс недостатков и нерешенных проблем, а именно [1]:

— отставание оптовой отрасли от розничной торговли, дисбаланс в их взаимодействии;

— ухудшение позиций местных производителей на региональном рынке потребительских товаров;

— высокая доля импортной продукции в структуре товарооборота, а следовательно, сохранение угрозы продовольственной независимости (безопасности);

— неравномерное развитие розничной торговли по территориальным сегментам потребительского рынка и слабая обеспеченность сельского населения торговыми услугами, т.е. пространственная неравномерность развития розничной торговли;

— сохранение дефицита торговых площадей, следовательно, обеспеченности ими населения края, особенно сельских жителей;

— отсутствие сети магазинов шаговой доступности в местах жилой застройки, несоблюдение условий пешеходной доступности при размещении сельских магазинов, отсутствие сети развозной торговли в отдаленные села и поселения малой людности;

— слабая ценовая доступность торговых услуг для населения, неразвитость социальной торговой сети, учитывающей стратегическую позицию Забайкальского края по поддержке малообеспеченных граждан;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— не развита сеть магазинов, участвующих в программе социальной помощи малоимущим слоям населения, социально аккредитованных магазинов в муниципальных образованиях по причине слабой работы местных органов власти по привлечению новых торговых организаций, отсутствия мер материального и информационного стимулирования ритейлеров, участвующих в ней;

— слабая управляемость, отсутствие мониторинга, упорядоченности в размещении и развитии нестационарной розничной торговой сети, игнорирование ее возможностей в обеспечении территориальной, ценовой доступности торговых услуг для населения и поддержке местных товаропроизводителей;

— низкая обеспеченность населения современными форматами торговли;

— использование устаревшей типизации торговых объектов органами управления потребительским рынком;

— невысокий уровень конкуренции среди сетевых ритейлеров и отсутствие

крупных федеральных продовольственных торговых сетей на потребительском рынке края;

— неразвитость логистической сопровождающей и неадекватное состояние оптовой торговли розничному сегменту потребительского рынка;

— отсутствие мер протекционизма для региональных торговых сетей, а также четко оговоренных условий для вхождения на потребительский рынок Забайкальского края крупных международных, федеральных ритейлеров и торговых сетей из соседствующих регионов.

Следует отметить, что проблемы и перспективы развития торговли Забайкальского края определяются общими для отрасли и региональными факторами, обусловленными глобализацией экономики и активизацией развития инновационных процессов [2, 3, 4]. Глобализация в торговле проявляется в форме экспансии международного, федерального и регионально-

Доля оборота сетевого ритейла за исследуемый период заметно увеличилась и составила в 2012 г. 7,7 % товарооборота. Вместе с тем, значение аналогичного показателя в целом по Российской Федерации составило в 2012 г. 19,6 %, по Сибирскому федеральному округу — 15,7 % [7], что указывает на отставание от среднероссийских показателей на обозначенный временной лаг.

По нашему мнению, в Забайкальском крае развитие розничной торговли и становление сетевого ритейла сдерживается в силу следующих обстоятельств:

го сетевого ритейла (торговых сетей), усилении процессов интеграции и консолидации торгового капитала.

В Забайкальском крае становление сетевого ритейла и современных торговых форматов как основных форм проявления тенденций глобализации в торговле, происходит со значительным отставанием, по нашим оценкам, на 8-10 лет от европейской части страны. Такое суждение сложилось на основе сопоставления показателей сетевого ритейла в Забайкальском крае и достигнутого среднероссийского уровня се-тевизации торговли [5].

Так, согласно данным официальной статистики, в 2012 г. оборот торговых сетей в Забайкальском крае составил 8 944,3 млн руб., величина оборота розничной торговли в целом достигла 116 158,9 млн руб.

/"Ч о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сетевой ритейл демонстрирует высокие темпы роста, являясь одним из быстрорастущих секторов региональной экономики (см. таблицу).

— меньшая покупательная способность населения по сравнению с городами европейской части страны и округа, обусловленная высокой величиной прожиточного минимума, значительной численностью бедного населения, сдерживающих рост платежеспособного спроса;

— значительная территориальная протяженность края, низкая плотность населения и товарооборота на территории;

— неразвитость инфраструктуры рынка, слабая обеспеченность транспортным полотном, коммуникациями, объектами

Динамика оборота торговых сетей и оборота розничной торговли Забайкальского края за 2008-2012 гг.*

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012

Оборот торговых сетей, млн руб. % к предыдущему году 29,6 83,8 283,1 4523,6 53,9 раз 7623,3 168,5 8944,3 117,3

Оборот розничной торговли - всего, млн руб. % к предыдущему году 75369,9 84162,7 111,7 94030,1 111,7 106365,9 113,1 116158,9 109,2

Доля оборота торговых сетей в совокупном обороте, % 0,04 4,3 6,9 7,4 7,7

*Рассчитано по [6, 7].

оптового и логистического посредничества, отвечающих современным требованиям, медленное внедрение прогрессивных и инновационных технологий в процесс товародвижения;

— превышение уровня цен на потребительские товары по сравнению со средним по Сибирскому федеральному округу, в том числе за счет высоких транспортных расходов и нерациональной организации процесса товародвижения, отрицательно влияющих на ценовую доступность товаров для населения края;

— более суровые климатические условия, что увеличивает сроки и затраты на капитальное строительство;

— отсутствие организационно-экономического механизма согласования интересов субъектов товародвижения на территории края, а также крупных сетевых ритейлеров и представителей малого бизнеса.

Принимая во внимание невысокую покупательную способность населения, можно признать, что инфраструктура розничной торговли на потребительском рынке края в данное время соответствует потребностям населения. Вместе с тем, на среднесрочную перспективу следует предусмотреть воздействие мировых и общероссийских тенденций глобализации экономики, повышение платежеспособного спроса населения, ресурсный потенциал территории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспансия сетевого ритейла имеет во многом закономерный характер расширения бизнеса в розничной торговле. На забайкальском потребительском рынке действуют региональные продовольственные сети, находящиеся в стадии своего формирования преимущественно органическим способом развития. Сильные позиции имеет продовольственная торговая сеть «Забайкальский Привозъ», в состав которой входит почти 40 торговых розничных площадок, 2 цеха по переработке полуфабрикатов, ресторан, 3 кафе, кондитерский цех и пекарня.

Федеральные продовольственные сети в регионе отсутствуют и пока не проявляют интереса к региональному потребительско-

му рынку. Опасность представляют сетевые ритейлеры из соседствующих регионов, в частности, Бурятии и Иркутской области, которые уже активно действуют на потребительском рынке Забайкалья, открывая торговые объекты сетевых форматов (к примеру, сети супермаркетов «Спутник» и «Читинка» из Бурятии, сеть фирменных магазинов «Янта» из Иркутской области).

В непродовольственном секторе розничной торговли получили развитие как региональные, так и федеральные сети. Региональные представлены в реализации товаров бытовой химии, одежды, бытовой техники, ювелирных изделий, материалов для ремонта и отделки; федеральные — в реализации компьютерной и бытовой техники, электротоваров, сотовой связи, парфюмерно-косметических товаров (имеются магазины сетей «Эльдорадо», «ДНС», «Евросеть», «Связной», «Лэтуаль» и др.).

Ряд федеральных сетей входит в регион на условиях франчайзинга — более мягкого инструмента глобализации. Активно используют франшизу в регионе федеральные сети по продаже мебели, одежды, обуви, спортивных товаров. В результате франчайзинговых схем расширения сетевого бизнеса для жителей края стали доступными многие известные российские и иностранные бренды: «Дочки и сыночки», «OGGI», «Glance», «Donatto», «Wool Street», «Спортландия», «Reebok» и др. [1].

В ближайшей перспективе возможно вхождение крупных продовольственных федеральных сетевых ритейлеров на забайкальский рынок, который представляет интерес по причине низкого уровня конкуренции и слабой освоенности современными форматами. По нашему мнению, на потребительском рынке товаров необходимо параллельное развитие разных торговых операторов ( сетевых и независимых магазинов), но приоритет должен оставаться за местными сетями. Развитие местных сетей выгодно региону, поскольку доходы и налоги остаются на территории. В этой связи перспективы развития торговли необходимо направить на достижение баланса интересов и федеральных инвесторов, и

региона. Одновременно следует предусмотреть формирование торговых интеграций, обеспечивающих баланс интересов местных производителей, оптовых посредников и розничных торговых организаций в формате социально ориентированной торговой сети на основе ассоциативных связей при активной поддержке органов власти. Местные сети, по нашей идеологии, призваны обеспечить защиту регионального рынка от угроз глобализации и экспансии торгового капитала, обеспечить более высокую бюджетную отдачу по сравнению с федеральным сетевым ритейлом.

Перспективы развития розничной торговли, по нашему мнению, должны быть связаны и с решением других первоочередных проблем, которые перечислены далее.

Серьезным комплексом проблем для потребительского рынка является пространственная неравномерность развития розничной торговли, недостаточная территориальная и экономическая доступность торговых услуг для населения Забайкальского края по территориальным сегментам.

В Забайкальском крае достигнутая обеспеченность населения торговыми площадями и торговой сетью уступает аналогичным показателям обеспеченности в развитых странах и в целом по Российской Федерации. Особенно остро этот вопрос стоит для сельского сегмента потребительского рынка Забайкальского края, обусловливая пространственную неравномерность развития розничной торговли и слабую территориальную доступность торговых услуг для сельского населения. Отметим, что в сельских районах отсутствуют магазины современных торговых форматов, не соблюдаются условия пешеходной доступности, не развита развозная торговля. Очевиден дисбаланс в дислокации торговых объектов на городском и сельском сегменте потребительского рынка, что оценивается отрицательно и сдерживает социально-экономическое развитие сельских территорий, подтверждается результатами интегральной оценки развития розничной торговли в Забайкальском крае [8].

Слабая территориальная обеспеченность населения торговыми услугами, пространственная неравномерность развития розничной торговой сети сопровождаются невысокой ценовой доступностью услуг торговли для населения, поскольку не развита сеть социальных магазинов, в том числе территориально приближенных к местам проживания населения.

Торговая сеть Забайкальского края не включает социально ориентированную торговую сеть, учитывающую стратегическую позицию края по поддержке малообеспеченных категорий населения с душевыми доходами ниже прожиточного минимума и фиксированными доходами. Объективно существующая потребность в объектах торговли с низкими ценами не восполняется. Нижний ценовой сегмент поддерживается неорганизованными формами торговли, что отрицательно влияет на уровень торгового обслуживания населения и лояльность покупателей.

Преодоление пространственной неравномерности, повышение территориальной и экономической доступности торговых услуг для населения края, по нашему мнению, предусматривают следующие перспективы и направления развития розничной торговли:

1) прежде всего, по нашему мнению, в Забайкальском крае необходимо формирование социально ориентированной торговой сети, учитывающей стратегическую позицию региона по поддержке малообеспеченных слоев населения. В развитии такой сети важное значение должно принадлежать административным органам управления Забайкальского края, в чем убеждает опыт других регионов.

Отметим, что ценовая доступность торговых услуг для социально незащищенных слоев населения достигается разными методами. К примеру, в Самарской области реализуется инициатива органов власти по организации эффективной сети социального обслуживания населения услугами торговли, в рамках которой совместно с представителями бизнеса разработаны акции «Социальный хлеб» и «Забота». На территории

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

области открыты магазины, реализующие продукты питания первой необходимости по сниженным ценам, ведется систематическая работа по расширению ассортиментного перечня товаров, осуществляется подбор приспособленных помещений под открытие социальных магазинов [9].

На московском потребительском рынке ценовая доступность торговых услуг для малоимущего населения достигается при помощи социальной карты москвича, развития сети аккредитованных социальных магазинов, применения практики продажи товаров в утренние часы со скидкой 5.. .10 % на товары и т.д. [10, 11].

Эффективен опыт Кемеровской области по развитию сети губернских магазинов и губернских рынков, Орловской области по формированию социальной фирменной торговой сети «Родное село», Алтайского края, Томской области и других регионов, где создаются местные торговые сети, имеющие социальную направленность [3, 4, 12].

Социально ориентированная торговая сеть в Забайкальском крае должна быть направлена не только на повышение ценовой доступности товаров для населения, но и интеграции взаимодействий органов власти, местных производителей, организаций торговли, населения, что объективно востребовано в условиях глобализации и соответствует идеологии развития социального партнерства на основе сетевых технологий бизнеса.

Цели, которые остаются для каждого участника сети специфическими, дополняются общими для всех его участников: реализация механизма социальной защиты населения и повышения экономической доступности торговых услуг; поддержка местных производителей; развитие розничной торговли; рост доходности показателей деятельности участников сети.

В создании такой торговой сети необходимо участие органов власти, местных производителей и торговых организаций любых форм собственности. Функции участников сети оформляются тройственным соглашением на основе ассоциативных связей.

Практика показывает, что деятельность местных производителей и торговых организаций социально ориентированной торговой сети региона при непосредственном ( на основе соглашения) участии органов власти обеспечивает: соблюдение баланса интересов всех ее участников, увеличение их доходов и прибыли за счет объема производства, покупательских потоков, привлеченных доступной ценой при гарантированном высоком качестве и достаточном ассортименте товаров;

2) обеспечение территориальной доступности торговых услуг за счет оптимального размещения торговой сети: на городском сегменте потребительского рынка — на уровне, не ниже принятых градостроительных и социальных стандартов обслуживания; на сельском сегменте потребительского рынка — на уровне обеспечения пешеходной доступности и в соответствии с планами социально-экономического развития сельских территорий;

3) повышение качества торговой сети и равномерности распределения за счет активного привлечения средств инвесторов и субъектов малого бизнеса для строительства объектов розничной торговли в сельских муниципальных районах и отдаленных районах жилой застройки в городских округах;

4) использование сети передвижных магазинов на сельском сегменте потребительского рынка, обслуживающих поселения малой людности и отдаленные села;

5) формирование сети мелкорозничной торговых объектов по реализации товаров местных производителей по умеренным ценам и их размещение в местах жилой застройки, максимально приближенных к населению;

6) предоставление специальных зон для уличных сельскохозяйственных ярмарок и их обустройство;

7) возрождение торговли потребительской кооперации, особенно на сельском сегменте потребительского рынка товаров;

8) обеспечение защиты и конкурентоспособности местных торговых сетей, неас-социированной торговли, субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следующая важная проблема — продовольственное обеспечение населения Забайкальского края. Продовольственной торговле на рынке потребительских товаров края принадлежит особая роль, с развитием которой связано жизнеобеспечение населения, продовольственная безопасность региона. Спрос населения края удовлетворяется, в основном, ассортиментом реализуемых товаров. Вместе с тем, качество и цены реализуемых товаров не всегда соответствуют требованиям населения. Цены на продовольствие довольно высоки в магазинах, на рынках, что во многом ущемляет интересы жителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние годы на местном уровне традиционно организуются сельскохозяйственные ярмарки и ярмарки выходного дня, которые пользуются широким спросом населения. При такой форме торговли у сельхозпроизводителей существует возможность реализовать свою продукцию без посредников, а у населения — приобрести продукты питания по справедливым ценам. Тем не менее, ярмарки, несмотря на их преимущества, имеют сезонный характер и не решают в полном объеме проблемы и задачи продовольственного обеспечения населения края.

По нашему мнению, предпринимателям, функционирующим на рынке продовольствия Забайкальского края, следует глубже включиться в процесс продовольственного обеспечения жителей региона. Важно учитывать мировой и отечественный опыт по снижению цен на продовольственные товары, который увязывается с процессами так называемой обратной интеграции, при которой интеграторами на сельском сегменте потребительского рынка выступают не сельхозпроизводители, а пищевая промышленность, снаб-женческо-сбытовые, торговые компании, т.е. субъекты не сельского сегмента продовольственного рынка, а городского сегмента рынка товаров. Говоря иначе, инициатива интеграционных процессов принадлежит субъектам торговли (не там, где товары производятся, а там, где товары потребляются).

Во многих странах, в частности, странах Скандинавии, интеграторами выступают кооперативы. В странах Восточной Европы функции интеграторов принадлежат пищевой промышленности. Интересен и имеющийся сибирский опыт. Мэрия г. Красноярск уже несколько лет совместно с местным бизнес-сообществом реализует проект «Зеленый луг» [13]. Создана сеть внутриквартальных павильонов, которыми охвачены все районы города. Они реализуют овощные, молочные продукты, мясные изделия и полуфабрикаты только местных производителей. Рядом с павильонами торгуют разливным молоком, доставка которого осуществляется по расписанию. Сеть павильонов оказывает существенное влияние на цены магазинов и рынков в сторону их снижения, а также частично решает проблему продовольственного обеспечения населения и поддержки местных товаропроизводителей, что востребовано в современных условиях развития потребительского рынка товаров.

Следовательно, примеры стран с рыночной экономикой и отечественный опыт показывают, что улучшение продовольственного обеспечения достигается не только и не столько интеграцией в самом сельском хозяйстве, сколько в объединении сельхозпроизводителей и переработчиков по инициативе либо органов местного самоуправления, либо переработчиков, либо кооперативов.

С учетом сказанного, считаем, что важным перспективным направлением развития розничной торговли и повышения продовольственного обеспечения за счет собственных товарных ресурсов территории в Забайкальском крае является возрождение кооперативной торговли сельхозпродуктами и выполнение Забайкальским крайпотребсоюзом функции интегратора взаимосвязи с сельхозпроизводителями.

Таким образом, обозначенные проблемы и перспективы развития розничной торговли в Забайкальском крае в условиях глобализации экономики позволят, на наш взгляд, осуществлять единую политику развития торговли на всех уровнях управ-

ления, повысить конкурентоспособность региона, его инвестиционную привлекательность. Осуществление предлагаемых мероприятий в среднесрочной перспективе может дать значительный экономический и социальный эффект, заключающийся в увеличении налоговых поступлений в местные и региональный бюджеты за счет роста товарооборота, прибыли, а также роста

Литература_

1. Шнорр Ж.П. Состояние розничной торговли и торговых сетей в Забайкальском крае // Вестник Тихоокеан. гос. экон. ун-та. 2012. № 1 (61). С. 25-39.

2. Новоселов А. С. Рыночная система региона: проблемы теории и практики. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. 568 с.

3. Петрова А.Т., Наговицин А. А. Территориальная организация рынка потребительских товаров: торговые бизнес-сети в городе и на селе. Красноярск: Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т, 2012. 154 с.

4. Таловский А.И. Рынок потребительских товаров региона: состояние и перспективы развития в условиях глобализации. Новосибирск: СибУПК, 2006. 174 с.

5. Шнорр Ж.П. Современные тенденции и особенности развития отечественного сетевого ри-тейла // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2013. № 2. С. 138-147.

6. Торговля в Забайкальском крае в 2012 г.: стат. сб. Чита, 2013. 76 с.

7. Торговля в России. 2013: стат. сб. Росстат: М.: 2013. 511 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Шнорр Ж.П. Интегральная оценка развития торговли в Забайкальском крае // Вестник За-бГУ. 2014. № 2 (105). С. 132-139.

9. Потапова Е.В. Инновационное развитие регионального потребительского рынка (на примере г.о. Самара) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2011. № 2. С. 79-84.

10. Клюкач В. А., Седова Н.М. Потребительский рынок промышленного центра (на примере г. Москвы) // Аграрный вестник Урала. 2007. № 4

(40). С. 14-17.

11. Клюкач В.А., Седова Н.М. Потребительский рынок промышленного центра (на примере г. Москвы) // Аграрный вестник Урала. 2007. № 5

(41). С. 6-8.

денежных доходов населения края. Особо следует отметить, что развитие розничной торговли позволит повысить уровень обеспеченности населения услугами торговли населения края в целом и по территориальным сегментам потребительского рынка, что может положительно повлиять на решение значительного комплекса социально-экономических проблем региона.

_References

1. Shnorr Zh.P. Vestnik Tikhookean. gos. ekon. un-ta. (Bulletin of Pacific State University of Economics). 2012. no 1 (61). P. 25-39.

2. Novoselov A.S. Rynochnaya sistema regiona: problemy teorii i praktiki. (Market system region: problems of theory and practice). Novosibirsk: IEOPP SO RAN, 2007. 568 p.

3. Petrova A.T. Territorialnaya organizatsiya rynka potrebitelskih tovarov : torgovye biznes-seti v gorode i na sele. (Territorial organization of consumer market: trading business network in urban and rural areas). Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Trade and Economic Institute, 2012. 154 p.

4. Talovskiy A.I. Rynok potrebitelskkh tovarov regiona: sostoyanie iperspektivy razvitiya v usloviyakh globalizatsii. (Regional consumer goods market: status and prospects of development in the context of globalization). Novosibirsk : SibUPK, 2006. 174 p.

5. Shnorr Zh.P. VestnikAGTU. Ser.: Ekonomika. (Bulletin of ASTU. Ser.: Economy). 2013. no 2. P. 138-147.

6. Torgovlya v Zabaykalskom krae v 2012 godu: stat. sb. (Trade in the Transbaikal region in 2012: collected articles). Chita, 2013. 76 p.

7. Torgovlya v Rossii. 2013: stat. sb. Rosstat. (Trade in Russia. 2013: collected articles Rosstat). Moscow: 2013. 511 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shnorr Zh.P. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal). 2014. no 2 (105). P. 132-139.

9. Potapova E.V. Nauchno-tekhnicheskie vedo-mosti SPbGPU. (Scientific and technical statements of SPbSPU). 2011. no 2. P. 79-84.

10. Klyukach V.A. Agrarny vestnik Urala. (Urals agrarian bulletin). 2007. no 4 (40). P. 14-17.

11. Klyukach V.A. Agrarny vestnik Urala. (Urals agrarian bulletin). 2007. no 5 (41). P. 6-8.

12. Тимофеева С. А. Состояние развития торговли Орловской области в современных условиях // Научные записки ОрелГИЭТ. 2010. № 2. С.368-373.

13. Щербенко Е.В. Маркетинг в формировании системы продовольственного обеспечения региона. Новосибирск: Наука, СО РАН, 2011. 480 с.

12. Timofeeva S.A. Nauchnye zapiski OrelGIET (Scientific Notes of OrelGIET). 2010. no 2. P. 368373.

13. Shcherbenko E.V. Marketing v formirova-nii sistemy prodovolstvennogo obespecheniya regiona. (Marketing in food system forming in the region). Novosibirsk: Nauka, SO RAN, 2011. 480 p.

Коротко об авторе _

Шнорр Ж.П., канд. экон. наук, доцент каф. «Антикризисное управление, финансы и кредит», Забайкальский государственный университет; доцент каф. «Бухгалтерский учет и аудит», Читинский институт Байкальского государственного университета, г. Чита, Россия Shnorr75@mail.ru

Научные интересы: экономические науки, потребительский рынок, торговля

_ Briefly about the author

Zh. Shnorr, candidate of economic sciences, associate professor, Crisis Management, Finance and Credit department, Transbaikal State University, associate professor, Accounting and Auditing department, Chita Institute of the Baikal National University of Economics and Law, Chita, Russia

Scientific interests: economics, consumer market, trade