Научная статья на тему 'Состояние розничной торговли и торговых сетей в Забайкальском крае'

Состояние розничной торговли и торговых сетей в Забайкальском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4093
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / RETAILING / GLOBALIZATION / DISTRIBUTION NETWORKS / ZABAIKALYE TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шнорр Ж. П.

Рассматриваются вопросы оценки состояния розничной торговли и формирования торговых сетей в Забайкальском крае в контексте процессов, соответствующих глобализации торговли в сфере обращения, становления сетевых структур и современных торговых форматов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of retailing and distribution network in Zabaikalye Territory

Questions of retailing state and forming of distribution networks in Zabaikalye Territory in context of processes according to globalization of trade in distribution chain, in formation of network structures and modern trade formats are considered

Текст научной работы на тему «Состояние розничной торговли и торговых сетей в Забайкальском крае»

Ж.П. ШНОРР

Состояние розничной торговли и торговых сетей в Забайкальском крае

Рассматриваются вопросы оценки состояния розничной торговли и формирования торговых сетей в Забайкальском крае в контексте процессов, соответствующих глобализации торговли в сфере обращения, становления сетевых структур и современных торговых форматов.

Ключевые слова: розничная торговля, глобализация, торговые сети, Забайкальский край.

State of retailing and distribution network in Zabaikalye Territory.

ZH.P SHNORR.

Questions of retailing state and forming of distribution networks in Zabaikalye Territory in context of processes according to globalization of trade in distribution chain, in formation of network structures and modern trade formats are considered.

Key words: retailing, globalization, distribution networks, Zabaikalye Territory.

В последние годы в сфере розничной торговли происходят изменения, вызванные влиянием глобализационных процессов. Мировой опыт глобализации торговли обусловил появление и активное развитие сетевых форм организации торговых структур и в России. Характерной чертой сетевого ритейла является экспансия крупных федеральных и иностранных торговых сетей в регионы на фоне пространственной диверсификации, т. е. взаимного проникновения сетевых операторов на территории. Аспекты территориального становления сетевых форм торговли и соответствующих им современных торговых форматов нуждаются в особом исследовании, поскольку для России характерна неравномерность развития торговых сетей и интеграционных трансформаций субъектов потребительского рынка в региональном контексте.

Ситуация в сфере розничной торговли Забайкальского края, выбранного автором в качестве объекта наблюдения, в общих чертах отражает общероссийские тенденции, но при этом значительно подвержена влиянию специфических особенностей региона в части геополитического расположения, природно-климатических условий, транспортной обеспеченности и доступности, экономической структуры, социально-демографических процессов, формирования товарных ресурсов и т. п.

Статус приграничного региона обусловил активное вовлечение края в торговые отношения с Китаем не только в развитии организованного

импорта, но и активизации малого бизнеса в розничной торговле: первоначально в виде массового челночества, бума стихийных рынков и засилья нелегальных мигрантов. На территории региона сформировался своеобразный анклав свободной торговли. Постепенно эта торговля стала приобретать более цивилизованные формы. Это обусловлено накоплением торгового капитала, стабилизацией потребительского рынка, ростом реальных денежных доходов населения, ужесточением контроля над состоянием розничной торговли со стороны местных органов власти.

В Забайкальском крае розничная торговля является привлекательной отраслью деятельности и активно развивается. В последние годы она приобретает все большее экономическое и социальное значение, внося существенный вклад в формирование валового регионального продукта. Доля торговли в валовом региональном продукте в 2009 г составила 14,3 %.

Оборот розничной торговли в целом в 2006-2010 гг. характеризуется устойчивым ростом объемов продаж в товарном эквиваленте, хотя темпы роста этих объемов и несколько ниже среднероссийских. За 2010 г. оборот розничной торговли в действующих ценах возрос на 11,9 %, в сопоставимых - на 3,9 %, на душу населения - увеличился за исследуемый период в 2 раза (табл. 1). Вместе с тем по последнему показателю Забайкальский край находится всего на 7-м месте среди регионов Сибирского федерального округа и на 50-м - среди субъектов РФ.

Таблица 1

Основные показатели розничной торговли в Забайкальском крае за 2006-2010 гг.

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Оборот розничной торговли в действующих ценах, млрд руб. 47,3 56,9 75,4 84,2 94,3

в сопоставимых ценах, % к предыдущему году 109,6 112,4 117,7 98,6 103,9

на душу населения, руб. 42079 50863 67416 75347 84943,6

Доля продаж непродовольственных товаров, % 56.3 54,9 53,9 53,2 53,7

*Рассчитано по [6; 13, с. 13, 15-17].

Рост реальных денежных доходов и покупательной способности населения положительно сказывается на структуре покупок. В 2006-2010 гг доля непродовольственных товаров в объемах покупок составляла 53-56 %, однако уровень покупательной способности населения как отношение средних денежных доходов к стоимости минимального набора продуктов питания в Забайкальском крае значительно ниже по сравнению с другими регионами. Так, в 2010 г. он равнялся 5,27, что и соответствует 7-му месту в Сибирском федеральном округе. В большей степени интенсивным продажам непродовольственных товаров способствует сравнительно низкий уровень роста цен на эти товары, а также активное развитие системы потребительского кредитования населения банками на приобретение товаров длительного пользования.

Значительный вклад в развитие розничной торговли вносит малый бизнес, роль которого в товарообеспечении населения региона динамично возрастает. Субъекты малого предпринимательства в 2010 г. формировали 85,4 % всего оборота розничной торговли (в 2006 г. - 69,5 %, в 2007 г. - 72,6 %, 2008 г. - 82,8 %, 2009 г. - 85,1 %) [10, 13].

В настоящее время имеются два основных канала продажи товаров: розничная торговая сеть; продовольственные, вещевые и смешанные рынки. В крае в 2010 г. действовало 25 рынков. Наблюдается устойчивая тенденция к универсализации данных субъектов розничной торговли на фоне значительного сокращения их общего числа. Так, в 2009 г. к универсальным относились 17 рынков, или 71 % от общего количества, в 2006 г. -57 %. Количество рынков сократилось за исследуемый период в 2,6 раза, одни из них ликвидированы, другие преобразованы в стационарные торговые центры, комплексы и супермаркеты, т. е. приближаются к требованиям современных торговых форматов (рис. 1).

Год

Рис. 1. Динамика количества рынков в Забайкальском крае, ед.

Сокращение количества объектов рыночной торговли обусловило сокращение объемов продаж товаров на рынках и ярмарках. За исследуемый период доля рынков в общем объеме оборота розничной торговли имеет тенденцию к сокращению, что заслуживает положительной оценки (рис. 2).

2006 2007 2008 2009 2010

Год

Рис. 2. Оборот розничной торговли Забайкальского края по формам торговли: а - торговые организации, б - рынки, ярмарки

Рост реальных денежных доходов населения обусловил тенденцию изменения потребительского спроса, вызвал рост требований к культуре обслуживания, качеству товаров. Все больше потребительские предпочтения, в первую очередь в краевом центре, смещаются в сторону покупок, произведенных в магазинах современных форматов, позволяющих обеспечить наиболее высокий ассортиментный ряд и необходимые гарантии покупателям.

За последние пять лет открыты современные торговые центры: «Макси» (общегородского назначения), «Империал», «Остров», «Галерея», «Парад», «Виктория», «Палермо» и др. Наблюдается увеличение количества пунктов продажи, появление новых форматов магазинов (например, супермаркеты, дискаунтеры и др.), получают дальнейшее развитие специализация и фирменные магазины. Достигнут рост продаж методом самообслуживания и в кредит. В целом торговый облик, в первую очередь г. Читы, стал более привлекательным.

Развитие розничной торговли проявляется не только в показателях оборота торговли, но и наличии инфраструктуры - магазинов и торговых площадей. За исследуемый период общее число объектов розничной торговли возросло на 2456 ед., т. е. с 2066 по 2010 г. оно увеличилось почти в 1,5 раза (табл. 2).

Таблица 2

Объекты розничной торговли и торговые площади в Забайкальском крае в 2006-2010 гг.

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Объекты розничной торговли, всего, ед. 6460 6916 7836 7943 8916

В том числе: стационарная сеть 5302 5671 6528 6576 7539

нестационарная сеть 1158 1245 1308 1367 1377

Число магазинов, % к предыдущему году - 106,9 115,1 100,7 114,6

Торговая площадь магазинов в абсолютных показателях, тыс. м2 395,8 428,1 506,5 550,1 576,0

в относительных показателях, % к предыдущему году - 108,2 118,3 108,6 104,7

Торговая площадь в расчете на 1000 жителей в абсолютных показателях, тыс. м2 412,1 453,5 452,7 497,5 521,5

в относительных показателях, % к предыдущему году - 110,0 99,8 109,9 104,8

Рассчитано автором по материалам выборочного исследования.

Более 70 % приходится на специализированные магазины. Положительной оценки заслуживают менее интенсивные темпы роста мелкорозничной сети по сравнению со стационарными объектами розничной

торговли. Значительная часть магазинов сосредоточена в г. Чите - 1804, или 23,9 %, а всего в городах области их 2262, или 30 %.

Стабильный рост общего числа магазинов обусловил увеличение торговых площадей. За исследуемый период эта величина возросла почти в 1,5 раза и достигла в 2010 г. 576,0 тыс. м2. Наличие достаточного количества торговых площадей обеспечивает географическую доступность товаров для населения, а уровень обеспеченности ими населения является одним из индикаторов, отражающих качество жизни в регионе. В целом по краю показатель обеспеченности населения торговыми площадями магазинов низкий: в 2010 г. составил 521,5 м2 на 1000 жителей при среднем по стране -615,4 м2 [5]. В качестве ориентира обеспеченности розничной торговой сетью мы рекомендуем уровень, принятый в международной практике, - 1 м2 на одного жителя края. Тогда потребность Забайкальского края, имеющего 1108,3 тыс. чел. (на начало 2011 г.), определяется в 532,3 тыс. м2 торговой площади. Фактическое наличие торговых площадей покрывает лишь часть потребностей (табл. 3).

Таблица 3

Обеспеченность населения Забайкальского края торговыми площадями

Показатель Г орода Сельские районы Итого

Фактическая торговая площадь, тыс. м2 319,8 256,2 576,0

Дефицит торговых площадей, тыс. м2 408,1 124,2 532,3

Коэффициент обеспеченности населения торговой площадью, % 43,9 67,4 51,9

Рассчитано автором по материалам выборочного исследования.

Сократить дефицит торговых площадей, повысить обеспеченность населения торговой сетью позволит усиление процессов глобализации в сфере обращения. В развитии торговой сети хотя и наблюдаются положительные моменты, но с учетом тенденций глобализации торговая отрасль в Забайкалье значительно отстает от современных трендов и требований. Прежде всего отсталость проявляется в развитии инфраструктуры потребительского рынка товаров, незначительном уровне качественных и структурных изменений в отрасли, в частности становлении и развитии торговых сетей и соответствующих им современных форматов.

Следует отметить сложность в исследовании тенденций формирования торговых сетей и показателей, их характеризующих. Это связано с отсутствием нормативных документов, регламентирующих современные формы сетевых структур в торговле. В Государственном стандарте Российской Федерации (ГОСТ Р 51303-99 «Термины и определения») дано определение торговой сети как совокупности торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под

общим управлением (торговая сеть Забайкальского края, торговая сеть потребительской кооперации, торговая сеть частной торговли, торговая сеть индивидуальных предпринимателей) [2].

В настоящее время органы государственной статистики относят к торговым сетям субъекты торговли, которые соответствуют определению, прописанному в Федеральном законе № Э81-ФЗ от 28 декабря 2009 г. и введенному в действие 1 февраля 2010 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: «Торговая сеть - совокупность двух и более объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации» [15]. Данное определение учитывает лишь два из основных критериев или признаков торговых сетей - количественный критерий и единое управление сетью, вернее критерий индивидуализации. При этом весьма спорен минимальный количественный критерий (два объекта) отнесения к торговым сетям. Современная планка для вхождения магазинов в сеть, по экспертной оценке экономистов, должна быть не менее 15 объектов, и эта величина постоянно взрастает [4,11,13].

Указанный подход к пониманию торговых сетей, по нашему мнению, в большей степени соответствует инструменту государственного управления торговлей и потребительского рынка, а не экономическим соображениям. Более того, данная трактовка сетевой розницы изначально ставит в неравные условия федеральные и региональные сети. С учетом обобщения экспертных оценок в области исследования сетевого ритейла предлагаем рассматривать торговую сеть как способ горизонтальной интеграции объектов торговли (магазинов) в рамках единой собственности, общей системы управления, имеющих идентичную концепцию торгово-технологических процессов на основе следующих признаков: единство бренда, ассортиментной и ценовой политики; аналогичные торговые форматы; централизованная доставка товарных ресурсов; типовое внешнее и внутреннее оформление.

Органы государственной статистики исследуют торговые сети по двум показателям: «величина оборота розничной торговли по торговым сетям»; «доля в процентах оборота торговых сетей к обороту розничной торговли торгующих организаций». Остается неясным, каким образом учитывать оборот торговых сетей предпринимателей без образования юридического лица. По нашему мнению, целесообразно исчислять оборот торговых сетей по отношению к общей величине оборота розничной торговли территории.

По официальным данным Росстата в 2009 г. оборот розничных торговых сетей в Забайкальском крае составил 83,8 млн руб., или всего 0,6 % к обороту розничной торговли торгующих организаций края [9, с. 723]. Это один из самых низких результатов не только в Сибирском федеральном округе, но и в России (табл. 4). Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2008 г.

Таблица 4

Оценка оборота розничной торговли торговых сетей в Сибирском федеральном округе за 2008-2010 гг., (млн руб.; по РФ - в млрд руб.)

Регион 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Российская Федерация 1965,8 (26,8) 2135,1 (30,6) 2606,6 (31,5)

Сибирский федеральный округ 192904,2 (29,1) 179899,9 (28,7) 245516,5 (32,5)

Республика Алтай 2574,2 (59,0) 1299,9 (34,1) 1940,1 (45,0)

Республика Бурятия 537,5 (2,9) 3505,3 (18,5) 4066,1 (18,5)

Алтайский край 22292,7 (31,9) 26954,4 (42,2) 37597,2 (43,0)

Забайкальский край 29,6 (0,2) 83,8 (0,6) 4523,6 (21,4)

Красноярский край 22927,1 (23,0) 35338,0 (36,2) 38192,3 (34,9)

Иркутская область 25629,9 (26,4) 12386,2 (12,7) 24180,4 (22,8)

Кемеровская область 33002,6 (29,3) 19841,0 (21,2) 22106,4 (19,7)

Новосибирская область 52930,2 (36,1) 47340,8 (33,1) 64368,7 (37,2)

Омская область 17315,8 (34,4) 18718,6 (39,50 34257,1 (46,9)

Томская область 13467,4 (36,0) 12299,9 (36,4) 11816,6 (28,6)

Республика Хакасия 2197,1 (25,0) 2132,1 (18,6) 2319,9 (32,1)

Рассчитано по: [9, 14].

Примечание. В скобках приводится % к обороту торговых организаций.

В 2010 г. оборот розничных торговых сетей достиг 4523,6 млн руб., или 21,4 % к обороту розничной торговли торговых организаций. Отмеченный значительный рост данного показателя обусловлен изменением критерия определения оборота торговых объектов в соответствии с описанным выше, а не реальным ростом показателя. По отношению к величине оборота розничной торговли всех субъектов края доля продаж торговых сетей в 2010 г. составила всего порядка 5,0 %, что отрицательно характеризует уровень торгового обслуживания населения в крае.

Сдерживающее влияние на развитие сферы розничной торговли и совершенствование форм торгового обслуживания, по нашему мнению, оказывает ориентация органов статистики и управления потребительским рынком на типизацию предприятий торговли, которая во многом устарела и не соответствует правильному и полному учету современных форматов магазинов, входящих в состав торговых сетей. Так, в применяемой классификации находят свое отражение продовольственные, непро-

довольственные, универсальные магазины, в том числе универсамы, комиссионные магазины и т. п. При этом не формируется массив информации о супермаркетах, дискаунтерах, минимаркетах, магазинах у дома, торговых центрах и других форматах розничной торговли, адекватно соответствующих торговым сетям.

Мировой опыт развития торговых сетей свидетельствует, что под форматом торговли, как правило, понимается определенная совокупность параметров, которая позволяет идентифицировать принадлежность торгового объекта (магазина) к одному из существующих в мировой практике стандарту [8]. В отечественной практике управления торговлей на нормативном уровне термин «формат торговли» пока не находит своего применения, предпочтение отдается понятию «тип предприятия торговли». Типизация предприятий розничной торговли представляет собой процесс их унификации и структурирования, в основе которых находится тот или иной тип магазина. Мы считаем более правильным использовать понятие «формат торговли» как соответствующего современным реалиям и процессам сегментации рынка потребительских товаров. Особую важность приобретают параметры или признаки структурирования объектов торговли в рамках существующих форматов.

В целях приведения российского опыта к мировым стандартам и более адекватного учета процессов развития сетевой торговли на российском потребительском рынке разработан ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (взамен ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий») [3]. Новый ГОСТ введен в действие с 1 января 2011 г. Согласно ему перечень типов магазинов значительно расширен и многие современные форматы торговли нашли свое отражение. Недостатком, по нашему мнению, является ограниченный круг параметров типизации магазинов. По-прежнему в основу типа магазина положено всего три признака - размер торговой площади, ассортимент товаров, формы торгового обслуживания покупателей, - что не соответствует в полной мере концепции развития торговых сетей и вряд ли сможет обеспечить решение задач по учету современных форматов торговли, возложенных на данный стандарт.

Существуют разные признаки классификации объектов торговли, но с учетом экспертной оценки российских экономистов целесообразно представить ее следующими стандартными параметрами [8, с. 59-60]: размер торговой площади магазина, широта ассортиментных позиций, средние инвестиции в один объект, средний товарный чек, годовой оборот розничной торговли, ценовой сегмент, плотность покупательских потоков (ежедневное количество покупателей), численность персонала магазина, количество парковочных мест на автостоянке, рекомендуемое расположение форматов торговли.

В целях повышения возможностей анализа ситуации и эффективности управления в торговле, активизации развития торговых сетей и современных форматов торговли с учетом предложенных параметров необходимо иметь доступ к информации об инфраструктуре потребительс-

кого рынка края посредством развития автоматизированной информационной системы «Реестр объектов потребительского рынка Забайкальского края». По нашему мнению, реестр окажет положительное влияние на развитие торговых сетей и современных торговых форматов, повысит управляемость в размещении объектов розничной торговли по территории края, позволит отслеживать количественные и качественные изменения в инфраструктуре розничной торговли.

Первые розничные торговые сети в Забайкалье возникли в 2005-2007 гг. Мы склонны считать, что столь затянувшееся их появление обусловлено сильными позициями неорганизованной торговли (в том числе за счет близости границы с КНР, с чем связана активность развития экономического туризма и теневого бизнеса), низким уровнем платежеспособности населения, формированием товарных ресурсов за счет ввоза из других регионов и отсутствием поддержки местных органов власти развития современных торговых форматов.

В целом развитие сетевой торговли оказывает положительное влияние на внутреннюю торговлю и уровень конкуренции в Забайкальском крае. Здесь действуют более 40 федеральных и региональных сетей, розничную торговлю ведут более 250 магазинов. В настоящее время в крае имеются в основном продовольственные региональные сети, которые до сих пор находятся в стадии своего формирования. К ним относятся сети «Привоз», «Караван», «Читинка», «Народный» и др. Федеральные продовольственные торговые сети в регионе не представлены, в связи с чем не образуется конкурентное поле для улучшения торгового обслуживания, роста обеспеченности населения торговой площадью и формирования приемлемых цен. В отличие от крупных продовольственных федеральных ритейлеров, пока не проявляющих интереса к Забайкальскому краю, ритейлеры из соседних регионов, в частности Бурятии и Иркутской области, уже активно действуют на потребительском рынке Забайкалья, открывая магазины сетевых форматов (к примеру, сеть супермаркетов «Спутник» из республики Бурятии, сеть фирменных магазинов из Иркутской области «Янта» и др).

В непродовольственном секторе розничной торговли получили развитие как региональные, так и федеральные сети. Региональные представлены в реализации товаров бытовой химии, мебели, одежды, обуви, бытовой техники, ювелирных изделий, материалов для ремонта и отделки; федеральные - в реализации компьютерной и бытовой техники, электротоваров, сотовой связи, парфюмерно-косметических товаров (имеются магазины сетей «Эльдорадо», «ДНС», «Евросеть», «Связной», «Лэтуаль» и др).

Ряд федеральных сетей входит в регион на условиях франчайзинга-более мягкого инструмента глобализации. Активно используют франшизу в регионе федеральные сети по продаже мебели, одежды, обуви, спортивных товаров. В результате франчайзинговых схем расширения сетевого бизнеса для жителей края стали доступными многие известные российские и иностранные бренды: «Дочки и сыночки», «OGGI», «Glance», «Donatto», «Wool Street», «Спортландия», «Reebok» и др.

Как отрицательный момент следует отметить отсутствие иностранных торговых сетей из стран, находящихся в территориальном соседстве с краем, - Китая, Монголии. Обращает на себя внимание рост числа дилеров по продаже автомобилей. Вместе с тем преобладают независимые магазины, о чем свидетельствует тот факт, что совокупная доля наиболее крупных сетевых операторов торговли не превышает 3 %, а дисперсия рыночных долей организаций розничной торговли составляет порядка 0,1 %. Иными словами, доминирования какого-либо участника рынка розничной торговли и консолидации в отрасли в целом не наблюдается [7, с. 7]. Низкий по сравнению со среднероссийским уровень формирования региональных торговых сетей говорит о слабости в крае торговой отрасли в целом, недостаточном применении современных форм и методов обслуживания населения региона, а следовательно, и о недостаточном развитии процессов интеграции на потребительском рынке.

Становление и развитие сетевой торговли в Забайкальском крае имеет специфические черты. Так, особенность региональных розничных торговых сетей состоит в том, что они возникли на основе оптового посредничества и являются частью компаний, включающих предприятия оптовой и розничной торговли. Это обусловлено процессами отраслевой диверсификации. Расширение бизнеса за счет диверсификации видов деятельности и конвертации финансовых ресурсов из оптового сектора в розничный имеет свои положительные моменты. В практике отечественной торговли достаточно много примеров, когда субъекты оптовой торговли, сохраняя свой основной вид деятельности, стремятся к приращению магазинов розничной торговли и созданию собственных сетей. В этом прослеживается тенденция к пространственному построению рынка потребительских товаров.

Вместе с тем у предпринимателей Забайкальского края недостаточно инвестиций для одновременного развития оптовой торговли и сетевой розницы, поэтому большая часть оборотных средств удовлетворяет потребности магазинов, что ведет к постепенному уменьшению операций по оптовой торговле и сокращению доли собственного опта в формировании товарных ресурсов торговой сети. Исследование, проведенное автором, показывает: доля собственного опта в наиболее конкурентоспособных и относительно крупных сетях региона не превышает 30 %. Это обусловливает формирование товарных ресурсов за счет закупок у конкурентов или оптовых посредников - нередко у одних сетей другими. Данный принцип закупочной деятельности приводит к снижению эффекта от сетевых технологий торгового бизнеса, способствует росту цен, неправильному формированию ассортиментной матрицы, низкому разнообразию товаров, представленности одних и тех же брендов в магазинах разных торговых сетей.

Большинство магазинов современных форматов позиционируют себя как супермаркеты и работают под одной маркой. Формат супермаркетов предполагает наличие единой распределительной системы, ядром которой выступают закупочный центр, распределительный склад; использо-

вание сетевых технологий в менеджменте магазинов сети; унификацию и стандартизацию торгово-технологических процессов, позволяющих ускорять оборачиваемость товарных запасов и сокращать расходы на продажу. Тем не менее многие супермаркеты города работают по принципу самостоятельных закупок в каждый магазин и не координируют товарные потоки сети в целом, что не соответствует в полной мере концепции торговых сетей.

Логика построения торговых сетей приводит к необходимости создания собственного опта и централизации закупочной деятельности. Учитывая ввозной характер формирования товарных ресурсов, роль оптовой торговли для развития сетевого бизнеса многократно возрастает и актуализируется. Недостаточность крупных инвестиций в собственный опт может успешно компенсироваться при интеграции бизнес-структур региона, формировании оптово-розничных объединений, ассоциативного ритейла и других объединительных трансформаций.

Одним из основных барьеров для расширения деятельности торговых сетей служит неразвитость инфраструктуры. Сравнительно немногие сети могут позволить себе строительство новых торговых площадей и вынуждены использовать переоборудованные складские, производственные и жилые помещения. Четко обозначилась тенденция расширения торговых площадей за счет аренды площадей и помещений в новых торговых центрах.

Следует остановиться и на количестве магазинов, входящих в состав сети. Как правило, региональные продовольственные сети сравнительно невелики и насчитывают порядка 2-3 объектов. В этом случае более уместно говорить о совокупности магазинов под единой маркой, но возможен и другой подход: малое количество может свидетельствовать о том, что торговая сеть еще находится на начальных этапах запуска бизнеса и при прочих равных условия получит свое развитие как в количественном, так и качественном отношении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка современных торговых форматов позволяет увидеть, что наиболее развиваемым из них выступает супермаркет. В нынешних условиях низкого платежеспособного спроса мы усматриваем несоответствие между реальными доходами населения и наиболее распространенным форматом. По нашему мнению, целесообразно развивать сети дискаунтеров и магазинов у дома, реализующих товары по более низким ценам.

Как уже было отмечено выше, крупные федеральные продовольственные ритейлеры пока не проявляют интереса к региону, более опасны ритейлеры из соседних регионов, о чем убедительно свидетельствует опыт развития торговой сети из г. Улан-Удэ - компании «Спутник». Сеть начала осваивать торговое пространство г. Читы сравнительно недавно -в 2008 г. с построения и открытия крупного супермаркета в отдаленном спальном районе города. Она выгодно отличается от большинства региональных торговых сетей в продуктовом сегменте, поскольку применяет классические схемы развития, имеет единую распределительную систему, характеризуется централизованной закупочной деятельностью, рас-

полагает наработанными связями с поставщиками, адаптированной системой лояльности покупателей. Ежедневно в магазинах сети совершают покупки более 12000 покупателей, создано 600 рабочих мест. В организационном аспекте компания «Спутник» применяет холдинговую модель развития и управления бизнесом. Программа развития бизнеса и региональной экспансии предусматривает стратегию расширения бизнеса за счет нового строительства и аренды торговых площадей с целью захвата данного сегмента и максимизации прибыли. В настоящее время сеть насчитывает 10 магазинов, что дает компании право считаться более крупной по сравнению с региональными торговыми сетями по количеству объектов, входящих в ее состав. Следует отметить, что для региона наиболее предпочтительной рассматривается стратегия создания новых организаций торговли и строительство торговых площадей. Это предполагает повышение обеспеченности населения региона объектами современной торговой инфраструктуры и торговой площадью.

Существенным сдерживающим фактором расширения деятельности торговых сетей и магазинов современных форматов выступает крайне низкий уровень развития логистики в регионе и сопутствующие этому явления: дефицит современной оптово-складской инфраструктуры, слабая транспортная обеспеченность, плохое состояние дорог. Инвестиции в развитие транспортно-логистических центров практически отсутствуют. Только в сентябре 2010 г. на базе хладокомбината введен в эксплуатацию современный склад-холодильник для хранения скоропортящихся продуктов. Проект финансировался иркутскими инвесторами фирменной сети «Янта». Это в определенной мере восполнит недостаток услуг по хранению и обработке товаров, но необходимо строительство современного грузового терминала с полным комплексом современных логистических услуг. Неразвитость современной логистической инфраструктуры сопряжена со слабостью внедрения логистических концепций в процессы организации товародвижения и товароснабжения потребительского рынка. Данная ситуация предопределяет развитие оптового звена и посреднических услуг, в том числе на условиях аутсорсинга.

Основной проблемой совершенствования региональных торговых сетей, по нашему мнению, является отсутствие достаточных инвестиций для налаживания сетевой торговли и создания магазинов современных форматов, низкий уровень бизнес-технологий, ориентация на горизонтально интегрированные торговые сети. Прогрессивные изменения происходят лишь в краевом центре, в муниципальных и сельских районах края сетевой торговли практически нет - наблюдается пространственная неравномерность в развитии современных торговых форматов.

Процессы глобализации на потребительском рынке региона предполагают комплексное восприятие торговой инфраструктуры и современных форматов по всей территории края с учетом специфики населенных пунктов. Это означает необходимость дифференцированного подхода в размещении типов торговых организаций. Торговая сеть региона должна выстраиваться как целостная социально-экономическая система, состоящая их трех

подсистем: краевой торговый центр, подсистема торговых форматов районного значения, подсистема торговых форматов сельского значения [11].

Организации краевого торгового центра должны быть ориентированы на удовлетворение покупательского спроса жителей не только г. Читы, но и районной периферии. Для этой подсистемы характерна региональная зона обслуживания, которая должна включать самые современные и разнообразные форматы торговли, в том числе драгсторы, дискаунтеры, супермаркеты, магазины-склады, торговые комплексы, торгово-развлека-тельные центры и др. Необходимо строительство пешеходной торговой улицы с удобной парковкой автомобилей. Краевой торговый центр должен трансформироваться в отрасль современной индустрии сервиса.

В подсистему торговых форматов районного значения должны входить минимаркеты, дискаунтеры, универсамы и специализированные магазины.

Подсистема торговых форматов сельского значения также должна включать в себя (с учетом социально-экономических и демографических факторов) современные форматы: дискаунтеры, минимаркеты, магазины у дома.

Отметим, что развитие современных торговых форматов районного и сельского значения предполагает формирование торговой сети потребительской кооперации в качестве ведущей организации по обслуживанию сельского населения.

В любой из трех перечисленных подсистем торговых форматов наиболее перспективной формой выступают торговые сети, поскольку обладают дополнительными конкурентными преимуществами за счет эффекта масштаба [11]. С учетом низкого на настоящее время уровня развития торговых сетей, отсутствия крупных продовольственных федеральных ритейлеров и слабости региональных торговых сетей можно предположить усиление процессов интеграции на потребительском рынке региона за счет объединительных трансформаций сравнительно небольших розничных сетей и оптового посредничества. Необходимо создавать условия для вхождения иностранных торговых сетей из Китая, Японии, Кореи и крупных столичных ритейлеров, в том числе за счет франчайзинговых технологий в продуктовом сегменте розничной торговли. Возможно усиление консолидации торговли за счет процессов слияний и поглощений с соседствующими региональными сетями.

В Забайкальском крае целесообразна интеграция торговых бизнес-структур среднего и малого предпринимательства. Приоритет должен принадлежать региональным сетям на основе вертикальной и горизонтальной интеграции, поскольку в таком качестве межфирменные интеграционные усилия способны развивать регион, вовлекать местных субъектов потребительского рынка в процесс воспроизводства, выполнять защитную функцию перед глобальными торговыми сетями, обеспечивать продовольственную безопасность.

Итак, при исследовании состояния розничной торговли в Забайкальском крае мы отмечаем динамичное развитие отрасли, проявление про-

цессов глобализации в появлении торговых сетей, современной инфраструктуры и соответствующих им торговых форматов. Но следует отметить, что по сравнению с другими регионами и Россией в целом сетевые технологии бизнеса применяются крайне слабо, отсутствуют крупные инвестиции в развитие сетевого ритейла. Существенными сдерживающими факторами выступают ориентация на горизонтально-интегрированные сети, отставание в адаптации логистических концепций и неадекватная розничному сетевому сектору организация процессов товародвижения, что предполагает повышение роли оптовой торговли в процессах товароснабжения.

Положительным моментом мы считаем имеющиеся предпосылки для развития сетевого ритейла региона в контексте горизонтальной и вертикальной интеграции бизнес-субъектов, в частности процессы отраслевой диверсификации, наметившиеся процессы пространственной интеграции торговых бизнес-структур. Существенные резервы для развития сетевого ритейла региона имеет система потребительской кооперации, что особенно важно для сельского сегмента потребительского рынка.

Таким образом, мы выделяем две основные задачи - развитие современной системы оптового посредничества и региональных, в том числе кооперативных, торговых сетей. Решение этих задач усилит глобализационные и интеграционные процессы в сфере розничной торговли края.

Литература

1. Бейдель Т.В. Эффективность интеграции торговых отраслей потребительской кооперации, работающих в режиме торговых сетей. - Новосибирск: СибУПК, 2004. - 110 с.

2. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения // Сб. нормативных документов, регламентирующих предоставление услуг розничной торговли / Минторг России. М. : Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2011. С. 359-369.

3. ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req= cgi?req=doc;base=EXP;n=491932 [Дата обращения 05.05.2011 г.].

4. Наговицин A.A. Варианты создания торговых сетей // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2008. Вып. 2 (26). С. 206-210.

5. О состоянии розничной торговли в 2010 году и первом полугодии 2011 года. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/Bll_04/IssWWW. ехе/ Stg/d08/2-torg.htm [Дата обращения 12.08.2011 г.].

6. О состоянии розничной торговли и общественного питания в Забайкальском крае: аналит. зап. / Забайкалкрайстат. - Чита, 2009. - 34 с.

7. Программа развития конкуренции в Забайкальском крае на 2010-2012 годы. -Режим доступа: http://zab.fas.gov.ru [Дата обращения 24.09.2011 г.].

8. Радаев В.В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. - М. : Издат. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 220 с.

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. /

Росстат. - М., 2011. - 996 с.

10. Статистический ежегодник Забайкальского края. 2010: стат. сб. - Чита, 2011.-299 с.

11. Таловский А.И. Рынок потребительских товаров региона: состояние и перспективы развития в условиях глобализации. - Новосибирск: СибУПК, 2006. - 174 с.

12. Телятников Э.Н. Торговля: формы и методы в условиях глобализации. -Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006. - 168 с.

13. Торговля в Забайкальском крае. 2010: стат. сб. - Чита, 2011. - 52 с.

14. Торговля в России. 2009: стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 629 с.

15. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. № 381-Ф3. -Режим доступа: ЬйрУ/Ьаве. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; Ьа8е=ЬА\¥;п=108367 [Дата обращения 14.08.2011 г.].

© Шнорр Ж.П., 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.