Научная статья на тему 'Современное состояние и тенденции развития продуктового ритейла в России'

Современное состояние и тенденции развития продуктового ритейла в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
577
67
Поделиться
Ключевые слова
РИТЕЙЛ / ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ / ФОРМАТ ТОРГОВЛИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКТОВЫХ СЕТЕВЫХ РИТЕЙЛЕРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Иванова Елена Анатольевна

В статье рассмотрена проблема сетевого продовольственного ритейла. Определены отличия ритейла от других операторов розничной торговли. Автором проводится системный анализ параметров, учитываемых при оценке уровня конкурентоспособности продуктового сетевого ритейлера. В статье раскрыты особенности сетевого продуктового ритейла, рассмотрены перспективы его развития. На основании проведенного исследования авторами сделан вывод о значимости сетевого продовольственного ритейла в экономике России и острой конкурентной борьбе между отечественными и иностранными ритейлерами.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Иванова Елена Анатольевна,

Текст научной работы на тему «Современное состояние и тенденции развития продуктового ритейла в России»

Е.А. ИВАНОВА

Кандидат экон. наук Доцент кафедры экономики и менеджмента, ДГТУ, г. Ростов-на-Дону

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТОВОГО РИТЕЙЛА В РОССИИ

тового ритеила, рассмотрены перспективы его развития. На основании проведенного исследования авторами сделан вывод о значимости сетевого продовольственного ритейла в экономике России и острой конкурентной борьбе между отечественными и иностранными ритейлерами.

В статье рассмотрена проблема сетевого продовольственного ритейла. Определены отличия ритейла от других операторов розничной торговли. Автором проводится системный анализ параметров, учитываемых при оценке уровня конкурентоспособности продуктового сетевого ритейлера. В статье раскрыты особенности сетевого продук-

Ритейл, продуктовый ритейл, формат торговли, конкурентоспособность продуктовых сетевых ритейлеров.

Тематический рубрикатор e-Library: 06.61.00

E.A. IVANOVA

CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT TRENDS OF GROCERY RETAIL IN RUSSIA

The article deals with the problem of network food retail. The differences between retail and other retail operators are defined. The author conducts a systematic analysis of the parameters taken into account in assessing the level of competitiveness of the product network retailer. The article reveals the peculiarities of

the network product retail, considers the prospects of its development. On the basis of the conducted research the authors conclude about the importance of the network food retail in the Russian economy and the acute competition between domestic and foreign retailers.

Retail, grocery retailing, retail format, the competitiveness of grocery retail chains.

Успешное социально-экономическое развитие России предполагает расширение и совершенствование сферы услуг, ведущую роль в которой играет розничная торговля. С ростом конкуренции в сфере сетевой розничной торговли особое значение приобретают вопросы выявления современных тенденций и определение перспективных направлений дальнейшего развития бизнес-процессов, присущих этому сектору экономики.

Слово «retail» заимствовано из английского языка и буквально означает «розничная торговля, продажа товаров или услуг конечному потребителю». Синонимом понятия «ритейл» выступает слово «розница». Соответственно, ритейлом может называться компания или индивидуальный предприниматель, занимающийся торговлей и реализацией услуг [1].

Продуктовый ритейл представляет собой розничную торговлю продуктами питания, оптовые объемы которых сосредоточены на больших торговых площадях. Сетевой ритейл представляет собой сеть однофор-матных (иногда разноформатных) магазинов, объединенных единой торговой концепцией. Следовательно, сетевой продуктовый ритейл представляет собой сеть одноформатных и/или разноформатных магазинов, занимающихся торговлей продуктами питания, объединенных единой торговой концепцией. Целью современного сетевого продуктового ритейла является обслуживание как можно большего числа розничных

потребителей продовольственных товаров с наименьшими трудовыми и временными затратами [1].

Основу прибыли сетевого продовольственного ритейла составляет маржа, т.е. торговая наценка, которая устанавливается в процентах к стоимости товаров, предназначенных для перепродажи. Кроме этого, ритейлеры в ряде случаев требуют плату с производителей товаров за обеспечение для них доступа к потребителю. Ритейлеры также получают прибыль от промо-акций, рекламы и сдачи в аренду части торговых площадей.

Ряд авторов отмечает, что несмотря на определенную синонимичность понятий «розница» и «ритейл», между ними все-таки существуют определенные различия. Так, например, Е.М. Попова считает, что ри-тейл предполагает большое разнообразие реализуемых товаров и услуг, сосредоточенных в одном месте, что позволяет реализовывать товары в объемах, сопоставимых с товарооборотом оптовой торговли. С этой точки зрения ритейл является разновидностью розничной торговли, а ритейлер - ее субъектом [2].

Отличия ритейла от других операторов розничной торговли обусловлены различиями в содержании их экономической деятельности. Современная концепция управления предприятием не может игнорировать логистические принципы, а потому без ритейла в принципе невозможно перемещение продукции повседневного спроса от производителей конечным потребителям. Ритейл становится элементом объеди-

ненной системы, именуемой «цепью поставок». В установлении бизнес-коммуникаций с ним заинтересованы и производители, и закупщики, и дистрибьюторы. Кроме того, ритейл имеет самое непосредственное отношение к ритейлингу, который помимо продажи товаров предполагает организацию производства и продажу продукции собственного производства, продукции под собственной торговой маркой, мерчандайзинг, использование брендов и трэйд-маркетинговых технологий, создание собственных логистических структурных подразделений, а также предоставление покупателям некоторых субординированных услуг (например, доставка товаров, прием заказов, расчет с покупателями по кредитным и дебетовым картам и др.). В этом и заключается расширение содержания ритейла как вида экономической

деятельности. Таким образом, ритейл в организационном плане состоит из ритейлеров, имеющих бизнес-отношения (деловые коммуникации) с посредническими, логистическими, банковскими структурами (кредитные продукты, пластиковые карты, переводы), компаниями оптовой торговли [2].

Особенности сетевого продуктового ритейла представлены на рис. 1.

В последние годы драйвером развития розничной торговли выступают торговые сети, объем продаж которых растет быстрее выручки розничной торговли в целом. Ежегодно увеличивается доля современных форматов торговли, и в перспективе до 2020 г. она составит 83% (рис. 2).

Рис. 1. Особенности сетевого продуктового ритейла

17

2006

мое

2010

2012

2014

2020

■ Доля савременных форматов Доля традиционные форматов

Рис. 2. Доля современных и традиционных форматов в обороте розничной торговли

Таблица 1

Характеристика Топ-10 продуктовых сетей в России по итогам 2017 г.*_

Название сети Объем продаж, трлн рублей Акционеры Число магазинов Основные форматы География сети Число сотрудников, чел.

1 2 3 4 5 6 7

X5Retail Group 1,29 «Альфа Групп» -основатели «Пятерочки» - 11,43%, в свободном обращении - 40,63% 12121 «Пятерка», «Перекресток», «Карусель» 63 субъекта России в 7 федеральных округах, 57% выручки приходится на ЦФО 196000

Магнит 1,14 Сергей Талицкий 16350 «Магнит» (магазин «У дома»), «Магнит Семейный», «Магнит-Косметик», новые направления «Магнит-опт», «Магнит-Аптека» 2664 населенных пункта, около двух третей - в городах с населением менее 500000 человек 260000

Ашан 0,389 Нет данных 290 Гипермаркеты «Ашан-Сити», «Наша радуга» «Ашан» - это город с населением от 500000 человек. «Наша радуга» - города с населением от 150000 жителей 147000

Лента 0,365 328 Гипермаркеты и супермаркеты «Лента» Гипермаркеты - 83 города России. Супермаркеты - Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Центральные регионы 40400

Дикси 0,282 ГК «Меркурий» -54%, бывшие владельцы «Виктории» - 13,1%, в свободном обращении -33,5% 2703 Магазин «Дикси у дома», супермаркеты «Виктория» 753 населенных пункта Центрального, СевероЗападного, Уральского и Приволжского федеральных округов 60000

Metro Cash & Curry Нет данных Нет данных 90 Мелкооптовые маркеты Metro Cash & Curry, компактные гипермар-кеты «Метро Пункт», франчайзинговый проект «Фасоль» 51 регион России, преимущественно в крупных городах 20000

Красное и белое 0,180 Основатель сети Сергей Студенников 5262 Магазины у дома (60 кв.м), ассортимент -преимущественно алкогольная продукция 54 региона России 50000

О'Кей 0,174 О'Кей Group - 100 131 Компактные гипермар-кеты дискаунтеры «Да!» Северо-Западный, Центральный, Уральский и Сибирский регионы Нет данных

Глобус 0,084 Нет данных 13 Полноформатные гипермаркеты (от 10-12 до 20 тысяч кв.м) Москва и Подмосковье, города Центральной России 9000

Монетка 0,078 «РМ Групп» - 99,9 1000 Дискаунтеры «Монетка», супермаркеты, гипермаркеты «Монетка», гипермаркеты и универсамы «Райт» 700 городов России Нет данных

* Составлена автором с использованием источника [3].

В секторе продовольственного сетевого ритейла в России функционирует около ста продовольственных сетей, находящихся в ведении 78 управляющих компаний.

Ежегодно формируется информация о Топ-10 продуктовых сетей в России, которая по итогам 2017 г. имела следующий вид (табл. 1).

Уровень развития сетевого продовольственного ритейла имеет довольно существенные колебания как по федеральным округам, так и по субъектам Федерации (табл. 2).

Таблица 2

Оборот сетевого продовольственного ритейла по федеральным округам России

Регион Оборот на душу населения, руб. Отклонение от показателя в среднем по России, руб. Отклонение от показателя в среднем по России, %

1 2 3 4

Российская Федерация 180410 - -

Центральный федеральный округ 231873 51463 28,5

Северо -Западный федеральный округ 172438 -7972 -4,4

Северо-Кавказский федеральный округ 139263 -41147 -22,8

Южный федеральный округ 171997 -8413 -4,7

Краснодарский край 196892 16482 9,1

Ростовская область 177702 -2708 -1,5

Волгоградская область 126856 -53554 -29,7

Астраханская область 162393 -18017 -10,0

Республика Адыгея 164975 -15435 -8,5

Республика Калмыкия 62779 -117631 -65,2

Приволжский федеральный округ 163193 -17217 -9,5

Уральский федеральный округ 198727 18317 10,0

Сибирский федеральный округ 139849 -40561 -22,5

Дальневосточный федеральный округ 167755 -12655 -7,0

: Рассчитана автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ.

Только в двух федеральных округах - Центральном и Уральском оборот на душу населения превышает показатель в среднем по России, соответственно, на 28,5 и 10,1%. Наибольшее отклонение имеет место в Северо-Кавказском федеральном округе - 22,8%. Среди субъектов ЮФО больше других отстают от среднего по стране показателя Республика Калмыкия -65,2% и Волгоградская область - 29,7%. Превышает среднероссийский уровень только Краснодарский край -9,1%.

Различия в уровне регионального проникновения, а также борьба за лояльных покупателей приводят к острой конкурентной борьбе между независимыми и сетевыми ритейлерами. При этом выделяется внешняя и внутренняя конкурентоспособность продуктовых сетевых ритейлеров. Параметры внешней конкурентоспособности представлены на рис. 3, а внутренней конкурентоспособности - в табл. 3.

Рис. 3. Параметры внешней конкурентоспособности продуктового сетевого ритейлера

Таблица 3

Параметры внутренней конкурентоспособности продуктового сетевого ритеилера*

Блок А Оценка эффективности торговой деятельности Количество завершенных покупок

Средний чек

Коэффициент обновления ассортимента

Количество наименований продукции собственного производства

Темп роста товарооборота

Рентабельность продаж

Коэффициент установочной площади

Блок Б Оценка эффективности торговой деятельности Производительность труда

Постоянство кадров

Средняя заработная плата работников

Доля сотрудников с профессиональным образованием

Затраты на повышение квалификации персонала

Блок В Оценка рыночного положения Доля рынка

Мультиформатность

Качество магазинов

Количество охваченных городов, территорий

Блок Г Оценка эффективности финансовых показателей Коэффициент платежеспособности

Коэффициент финансовой независимости

Коэффициент износа основных средств

Скорость обновления основных средств

: Источник [5].

: Источник [6].

Рис. 4. Элементы инновационной структуры «магазина будущего»*

Анализ каждого из параметров, учитываемых при оценке уровня конкурентоспособности продуктового 1. сетевого ритейлера, позволяет сделать вывод, что большинство из них прямо или опосредованно 2. зависят от состояния логистики распределения. Поэтому дальнейшее повышение конкурентоспособных позиций продуктового ритейлера связано с совершенствованием логистических процессов. В 3. качестве конечного результата предполагается реализация на практике модели магазина будущего с его инновационной инфраструктурой (рис. 4).

Таким образом, можно сделать вывод, что проис- 4. ходит рост доли сетевого продовольственного ритей-ла в общем объеме продаж продуктов питания, но этот показатель все равно ниже уровня, достигнутого в развитых странах. Наблюдаются существенные раз- 5. личия в уровне развития этого сектора экономики страны в разрезе как федеральных округов, так и субъектов Федерации в их составе. В результате действия указанных и ряда других факторов наблю- 6. дается острая конкурентная борьба между независимыми и сетевыми ритейлерами, между федеральными и региональными сетевыми ритейлерами, между отечественными и иностранными ритейлерами.

БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИИ СПИСОК Что такое ритейл [Электронный ресурс]. - URL: http://www.delasuper.ru/view_post.php?id=9150). Попова Е.М. Становление и особенности развития российского продуктового ритейла: автореф. дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.М. Попова. -Хабаровск, 2009. - 24 с.

Топ-10 продуктовых сетей в России. Итоги 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.malls.ru/ rus/news/top-10-setey-na-rynke-fmcg-v-rossii-itogi-2017-goda.shtml

Ахмедзянова Р.М. Международный опыт развития розничных торговых сетей/ Р.М. Ахмедзянова // Вестник Тюменского государственного университета. Социология. - 2014. - № 8. Жилина Е.В. Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой сети/ Е.В. Жилина // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2014. Богданов М.С. Обеспечение конкурентоспособности региональных торговых сетей по продаже продуктов питания: автореф. дис. .канд. экон. наук: 08.00.05 / М.С. Богданов. - СПб., 2012. - 24 с.

©Иванова Елена Анатольевна, 2018 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2018