_ ЭКОНОМИКА. НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ _
08.00.05 УДК 338.24
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РИТЕЙЛОВ
© 2016
Акифьева Лариса Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация и менеджмент» Проваленова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация и менеджмент» Кутаев Андрей Александрович, магистрант второго года обучения по направлению «Менеджмент» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. В настоящее время огромнейшее распространение голу^ют сетевые формы ведения бизнеса, при этом розничная продовольственная торговля стала наиболее благоприятной почвой для внедрение данного видa бизнеса. В условиях сложившейся в настоящее время жесткой конкуренции продовольственных ритейлов главным условием выживания является своевременный анализ конкурентов. Причинами, оказывающими непосредственное влияние на усиление конкуренции между продовольственными торговыми предприятиями, являются: влияние научно-технического и инновационно-маркетингового прогресса на торговые предприятия, эффективное использовании ноу-хау, использование маркетинговых инструментов, средств массовой информации и другие. Таким образом, для каждой торговой организации будет существенно новым тоздание такого торгового формата, который будет способен предложить услугу по удовлетворению потребностей потребителя, превосходную по параметрам, предложенным конкурентами. Выбор метода оценки конкурентного положения организации считается основным решением, которое одновременно должно удовлетворять полноте и достоверности оценки, и уменьшить затраты времени и средств на ее определение. В данной работе для выявления наиболее конкурентоспособного продовольственного ритейла г. Нижний Новгород и Нижегородской области предложены актуальные критерии конкурентоспособности продовольственных ритейлов. На основе данных критериев построен радар конкурентоспособности и рассчитаны индексы конкурентоспособности.
Ключевые слова: индекс конкурентоспособности, конкурентоспособность, критерии конкурентоспособности, магазин, оценка, продовольственный ритейл, радар конкурентоспособности, розничные торговые сети, торговые организации, торговые сети.
ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS FOOD RETAILERS
© 2016
Akif eva Larisa Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor chair «Organization and management» Provalenova Natalia Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor chair «Organization and management» Kutaev Andrei Aleksandrovich, master degree student of the second course in management, Nizhny Novgorod state engineering-economic University, Кпyaginino (Russia)
Аnnatation. Now the huge distribution is gained by network forms of business, thus retail food trade became the optimum soil for introduction of this type of business. In the conditions of the fierce competition of food retails which developed now the main condition of a survival is the timely analysis of competitors. The reasons having direct impact on strengthening of the competition between food trade enterprises are: influence of scientific and technical and innovative and marketing progress on trade enterprises, effective use of a know-how, use of marketing tools, mass media and others. Thus, for each trade organization there is actual a creation of such trade format capable to offer the consumer service in satisfaction of his requirements which would surpass the parameters offered by competitors in the parameters. The choice of a method of a quantitative assessment of competitive position of the organization is the key decision which, on the one hand, has to satisfy to functional completeness and reliability of an assessment, and with another - to reduce expenses of time and funds for its definition. In this work for identification of the most competitive food retail of of Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod Region actual criteria of competitiveness of food retails are offered. On the basis of these criteria the radar of competitiveness is constructed and competitiveness indexes are calculated.
Keywords: competitiveness index, competitiveness, criteria of competitiveness, shop, assessment, food retail, competitiveness radar, retail distribution networks, trade organizations, distribution networks.
Введение
Розничные торговые сети представляют собой одно из наиболее динамично развивающихся направлений отечественной экономики, во многом это объясняется тем, что продукты питания, а также непродовольственные товары повседневного использования традиционно пользуются условно постоянным спросом вне зависимости от того, каким образом изменяется уровень доходов населения [1, с. 106].
В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения, связанные, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями [2, с. 78], а также в условиях неразглашения коммерческой тайны [3; 4 с. 37] и учету запасов [5, с. 124] .
На долю розничной торговли в российской экономике приходится наибольшая численность занятых в экономике (18,2 %), ее валовая добавленная стоимость составляет 18,7 % от общей ВДС. Она также является одной из самых эффективных отраслей по таким спектрам ВВП, как основные фонды, инвестиции, занятость и рентабельность [6].
В настоящее время происходит модернизация российского продовольственного розничного рынка, увеличивается доля современных форматов торговли. Одновременно происходит сокращение доли традиционных форматов (открытые рынки, киоски, павильоны и т. д.) [7, c. 72].
Существуют разные типы (форматы) магазинов: дискаунтер, «у дома», гипермаркет, супермаркет и т. д. Каждый из перечисленных имеет свой размер ассортиментной матрицы, свое местоположение, свои поставки товара и свою политику ценообразования. Дискаунтеры присутствуют на розничном рынке уже несколько лет. И конкуренция в этом секторе увеличивается, особенно при благоприятном местоположении [8, с. 63].
Основными розничными продовольственными конкурентами в России выступают «X5 Retail Group», «Азбука вкуса», «АШАН», «АБК», «Райцентр», «Billa», «Виват», «Магнит» и другие. В Нижегородской области основными конкурентами на розничном продуктовом рынке являются «X5 Retail Group» (магазины: «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка»), «Магнит», «АШАН», «Отдохни», «SPAR», «Отдохни», «МясновЪ», «У Палыча», «Райцентр», «Авось-
ка», «Billa», «Атак», «MeTpo реал», «Мираторг», «Лента» и др.
Оборот розничной торговли в Нижегородской области по итогам первых семи месяцев 2015 года достиг 348 млн рублей. Причем Нижегородская области является одним из лидеров по динамике этого показателя в Приволжском федеральном округе.
В целом рост рынка продовольственного ри-тейла составляет - 10-15 % в год [9].
Материалы и методы
Прежде чем преступить к оценке конкурентоспособности основных торговых сетей Нижегородской области проведем их сравнительный анализ и дадим им характеристику.
Международные (транснациональные бренды) мало представлены («Ашан» (3 магазина), «Метро-реал»), за исключением «SPAR» (более 100 магазинов).
Высоко представлены федеральные розничные сети. В частности, только 69 универмагов «Пятерочка» расположены в г. Нижний Новгород, остальные в 29 районных центрах области: г. Арзамас - 10, г. Бо-городстк - 2, г. Дзержинск - 7, г. Сергач - 3, г. Кня-гинино - 1, г. Лысково - 1 и другие.
«Пятёрочка» - крупнейшая российская сеть продуктовых магазинов «у дома», широко популярная среди покупателей, ориентированных на быстрое приобретение качественных продуктов по доступным ценам [10]. Это магазины самообслуживания, с широким ассортиментом товаров первой необходимости и продуктов питания. Постоянно проводятся различные акции на снижение стоимости товара из каждой торговой группы. Действуют скидки пенсионерам -до 5 % от покупки.
Розничная торговая сеть «Магнит» занимает в Нижегородской области также одно из первых мест и включает в себя более 150 магазинов, 86 универсамов «Магнит» из которых расположены в г. Н. Новгород.
Розничная сеть «Магнит» работает для повышения благосостояния своих клиентов, предлагая им качественные товары повседневного спроса по доступным ценам. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики [11].
Одним из важных конкурентных преимуществ является то, что розничная сеть «Магнит» имеет позитивный опыт создания и продвижения собственной
торговой марки. Компания является одной из первых, кто предложил товары под собственным брендом.
При этом данные товары дешевле, чем аналоги других известных марок. Продвижение бренда укрепляет позиции организации на рынке. Ряд исследований, таких как IGD, показал, что российские покупатели придают особое значение наличию бренда при покупке того или иного товара [12, с. 1117].
Сеть «Лента» в Нижнем Новгороде представлена 2 магазинами. «Лента» одна из крупнейших розничных сетей в России и вторая по размеру сеть ги-пермаркетов в стране (по размеру выручки за 2014 г.). Компания развивает несколько форматов гипер-маркетов с низкими ценами, которые отличаются маркетинговой и ценовой политикой, а также ассортиментом товаров местных производителей [13].
Торговая сеть «Перекресток» представлена в г. Нижний Новгород 13 супермаркетами. Торговая сеть в настоящий момент активно работает над обновлением собственных супермаркетов. Новая концепция развития «Перекрестка» призвана создать все условия для комфортного совершения покупок за счет эффективной организации торгового зала и его зонирования, светового и цветового оформления, созданных на основе предпочтений покупателей [14].
Сеть «Карусель» - одна из крупнейших сетей гипермаркетов в г. Нижний Новгород (3 гипермарке-та). В городском гипермаркете представлен широкий спектр качественных продуктов питания и непродовольственных товаров, предоставлено оперативное обслуживание на кассах, а также предлагаются еженедельные каталоги.
Локальные сети представлены следующими магазинами: Новый век + Народный (24 магазина), Страна Калинка + Малинка (17 магазинов), Медведь (30 + 19 магазинов + мини-маркетов), EURO + Андреевский (7 магазинов), Райцентр (30 магазинов), Мясновъ + Отдохни (80 магазинов), Олсон (гипер-маркет 1), «Гипермаркет XXI век» (3 магазина), Ассорти (НТА - 12 магазинов), Апельсин (3 магазина), Азбука вкуса, Лебединка (из Выксы), Нагорный универсам (одиночный магазин) [15].
Конкурентоспособность торговой организации, структура которой соответствует структуре корпоративной торговой сети, значительно повышается в связи с ее особенностями: централизацией торговой функции; централизованным руководством на уровне филиалов. Преимущества деятельности в качестве торговой сети для всякой организации таковы: размещение товаров с учетом особенностей регионов
распространения сети и возможность расширения ассортимента; возможность проведения гибкой ценовой политики при поддержании широкого ассортимента и наличии устойчивого покупательского спроса; возможность закупки товаров крупными партиями по существенно сниженным ценам за счет наличия средств от большого оборота торговли; возможность диверсификации схем товарных закупок; высокий уровень управляемости структурой торговой сети при должной централизации; возможность привлечения к деятельности специалистов высокой квалификации; возможность объединения оптовой и розничной торговли; эффективность управления на уровне отдельного магазина, обусловленная достаточной свободой в принятии решений [16, с. 241].
М. С. Богданов под конкурентоспособностью розничной торговой сети понимает системную характеристику, основанную на способности предприятия торговли данного типа вести эффективную финансово-хозяйственную деятельность, позволяющую закупать, производить (в случае собственных торговых марок) и продавать товары (услуги) по наиболее выгодным для себя ценам, удовлетворяя потребительский спрос населения, удерживая и расширяя долю рынка с приемлемым риском на основе эффективного использования коммерческого потенциала сети [17, 21].
Е. Н. Ялунина представляет конкурентоспособность розничной торговой сети как способность сформировать и использовать в долгосрочной перспективе совокупный потенциал, обеспечивающий предприятию устойчивое рыночное положение, экономические преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами рынка и реализацию его приоритетных целей [18].
В данном случае оба определения конкурентоспособности розничной торговой сети отражают финансово-экономическую сторону. По нашему мнению, конкурентоспособность розничных торговых сетей затрагивает и потребности потребителей, такие как качество предоставляемых услуг, сервис, уровень цен и другие.
Конкурентоспособность можно рассматривать как количественно измеряемый параметра не только как качественную характеристику рыночного положения. Обоснованную с научной точки зрения методику оценки конкурентоспособности можно построить разными методами и использовать различные критерии. Так как предпочтение какому-то отдельному критерию отдать сложно, представляется возмож-
ным проведение комплексной оценки конкурентоспособности.
На практике могут применяться следующие методы:
- средняя арифметическая взвешенная;
- методы рейтинговой оценки;
- графические методы;
- метод балльной оценки;
- метод сумм;
- метод ранжирования.
По мнению авторов Фатхутдинова Р. А. [19, с. 239], Царева В. В. [20, с. 424], в настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации.
Отсутствие комплексного подхода к выбору критериев оценки является на данный момент главной причиной недостатков существующих подходов к оценке конкурентоспособности организацией сетевой розничной торговли продуктами питания.
Торговым сетям необходимо предлагать товары, которые, прежде всего, пользуются спросом, т. к. конкурентоспособность предприятия имеет тесную связь с конкурентоспособностью самих товаров. При этом необходимо уделять большое внимание параметрам комфортности: температурный режим, планировка магазина, использование аромаркетинга и т. д. Как показывают исследования, 80 % потребителей выбирают для совершения своих покупок магазины с более высоким качеством обслуживания и только 20 % готовы посещать дискаунтеры с целью экономии денежных средств [22, с. 67].
Для оценки конкурентоспособности розничных продуктовых ритейлеров можно использовать метод «Многоугольник конкурентоспособности» или «Радар конкурентоспособности». На наш взгляд, данный метод, позволяет достаточно быстро провести анализ конкурентоспособности компании в сравнении с ключевыми конкурентами и разработать эффективные мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности в целом.
Результаты
Проведем оценку конкурентоспособности на примере двух, на наш взгляд, тесно конкурирующих между собой розничных продовольственных ритей-леров - универсамов «Пятерочка» и «Магнит», расположенных в г. Нижний Новгород и Нижегородской области.
Для начала необходимо определить критерии конкурентоспособности продовольственных сетей:
1. Качество продуктов. Оцениваются продукты питания на срок годности, «не испорченности», «не просроченности».
2. Широта ассортимента. Оценивается общее количество различных товарных категорий, включенных в ассортимент магазина.
3. Выкладка товара. Предполагает выкладку по планограмме, по всем известным правилам и принципам.
4. Система скидок и акции. Скидки и акции помогают торговым розничным сетям привлекать клиентов и дают возможность увеличить число постоянных покупателей, что является весьма важным условием для развития конкурентоспособности. Как правило акции действуют определенный отрезок времени и рассчитаны на отдельные социальные группы.
5. Реклама и PR. При оценке учитывается количество используемых каналов рекламы: ТВ, Интернет, буклеты, листовки, рекламные шиты и другие.
6. Близость к потребителю. Предполагает оценку размещения торговых сетей близко к дому, работе, местам массового скопления людей, транспортной доступности.
7. Режим работы. Режим работы многих сетей часто ограничен по времени. Магазины «Магнит» - с 8:00, 9:00, 9:30-21:00, 21:30, 22:00, «Пятерочка» - с 9:00-21:00. Круглосуточно в г. Нижний Новгород работают магазины «Магнит» - 4 и «Пятерочка» - 13.
8. Чистота в магазине. Чистота в магазине создает приятное впечатление от посещения и обеспечивает хорошую репутацию.
9. Качество и быстрота обслуживания. Немаловажным условием является контакт продавца и покупателя при совершении продажи. Оцениваются профессиональные и человеческие качества продавца, умение помочь при выборе товара, ожидание у кассы, длина очередей.
10. Уникальные продукты (деликатесы, экзотика).
11. Уровень цен. Предполагает средний уровень цены на идентичные товары в той или иной розничной продуктовой сети.
12. Количество магазинов.
13. Динамика расширения сетей. Открытие новых или расширение существующих) торговых точек.
14. Наличие парковки и остановок. Оценка удобства подъезда к магазину, наличие парковки, станций общественного транспорта.
Далее проведем оценку конкурентоспособности выбранных нами розничных торговых сетей с при-
Продолжение таблицы 1
глашением экспертов, работающих в сфере розничной торговли (50 чел.), потребителей (более 300 чел.) (таблица 1). Опрос проводился в г. Нижний Новгород и Нижегородской области в июле 2015 г. Оценка проводилась по 10-ти балльной шкале.
Таблица 1 - Конкурентоспособность продовольственных розничных торговых сетей «Пятерочка» и «Магнит» в г. Нижний Новгород
Критерий/наименование торговой сети «Пятерочка» «Магнит»
1.Качество продуктов 7 7
2.Широта ассортимента 6 6
З.Выкладка товара 9 6
4.Система скидок 9 5
и акции
5.Реклама и РЯ 8 4
б.Близость 9 9
к потребителю
7.Режим работы 9 7
8.Чистота в магазине 8 5
9.Качество и быстрота обслуживания 7 5
10.Уникальные 3 3
продукты (деликатесы, экзотика)
11.Уровень цен 7 6
12. Количество магазинов 8 10
13. Динамика расширения сетей 10 10
14. Наличие парковки и остановок 9 8
Обсуждение Далее на основе данных таблицы 1 построим радар конкурентоспособности, отражающий уровень развития сети согласно выделенным критериям (рис. 1).
По данным рисунка 1 можно видеть, что лидером по критерию «Количество магазинов» является универсам «Пятерочка», по критерию «Динамика расширения сети» - «Пятерочка», «Магнит». В результате расчетов получаем следующие данные (табл. 2).
Таблица 2 - Индексы конкурентоспособности продовольственных торговых сетей «Пятерочка» и «Магнит» г. Нижний Новгород и Нижегородской области
Наименование торговой сети Индекс конкурентоспособности
1.«Пятерочка» 0,17
2.«Магнит» 0,14
Рисунок 1 - Радар конкурентоспособности универсамов «Пятерочка и «Магнит» согласно критериям продовольственных сетей г. Нижний Новгород и Нижегородской области
Далее на основе данных таблицы 1 построим радар конкурентоспособности, отражающий уровень развития сети согласно выделенным критериям (рис. 1).
По данным рисунка 1 можно видеть, что лидером по критерию «Количество магазинов» является универсам «Пятерочка», по критерию «Динамика расширения сети» - «Пятерочка», «Магнит».
Рассчитаем индексы конкурентоспособности для каждой из торговых сетей, основываясь на построенном радаре конкурентоспособности.
Индекс конкурентоспособности рассчитывается по следующей формуле [23]:
где - площадь 1-го многоугольника,
- площадь общего многоугольника,
П - коэффициент абсолютной конкурентоспособности.
Заключение
Согласно расчетам, лидирующую позицию занимает продовольственная розничная сеть «Пятерочка» (0,17), за счет системы скидок и акций, близости к потребителю, наличия парковочных мест, динамики расширения сети, достижения политики умеренной цены, режима работы. На втором месте сеть «Магнит» (0,14) лидирующая по близости к потребителю, динамики расширения сети, количества магазинов.
Таким образом, анализируя конкурентоспособность продовольственного ритейла г. Нижний Новгород и Нижегородской области можно сделать выводы, что качество товара и его цена - это не достаточные факторы победы на розничных рынках. В настоящее время продовольственные ритейлеры приобретают дополнительные преимущества за счет акций и системы скидок, чистоты магазина, улучшения качества и быстроты обслуживания, наличия парковочных мест и остановок городского транспорта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астраханцева А. С., Назаретян А. О. Современные подходы к повышению конкурентоспособности сбытовой деятельности предприятий торговли // Логистические системы в глобальной экономике. № 5. 2015. С. 106-109
2. Попова И. Н. Современные тенденции развития розничной торговли // Экономика, общество, человек: теория, методология, реальность. Сборник научных публикаций: в 2 частях. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. Екатеринбург. 2013. С. 76-80.
3. Пескова Д. Р. Коммерческая тайна в системе
экономических отношений : монография. Москва : МАКС Пресс. 2011.
4. Пескова Д. Р. Коммерческая тайна. О критерии эффективности коммерческой тайны // Российское предпринимательство. 2009. № 6-1. С. 35-41.
5. Поддубная З. В. Учет запасов по МСФО и РСБУ // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2016. № 1 (23). С. 123-126.
6. Розничная торговля в России - уходящий локомотив экономики URL: http://rusrand.ru/ events/roznichnaj a-torgovlj a-v-rossii-uhodj aschij -lokomotiv-ekonomiki (Дата обращения: 26.10.2015 г.).
7. Урасова А. А. Анализ конкурентоспособности продовольственных сетей на рынке розничной торговли Пермского края // Art Administrandi. 2013. № 1. С. 72-81.
8. Карх Д. А. Характеристика основных тенденций развития отрасли в Российской Федерации / Экономика, общество, человек: теория, методология, реальность. Сборник научных публикаций: в 2 частях. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. Екатеринбург. 2015. С. 61-66.
9. Экономика - Агентство экономической информации Прайм URL : http://www.1prime.ru_ (Дата обращения: 26.10.2015 г.).
10. О компании «Пятерочка» URL : http://www.pyaterochka.ru/about/ (Дата обращения: 1.11.2015 г.).
11. Магнит сегодня - Розничная сеть Магнит АО «Тандер» URL : http://magnit-info.ru/about/today/ (Дата обращения: 2.11.2015 г.).
12. Гусакова Е. П. Собственная торговая марка как фактор повышения конкурентоспособности торговых розничных сетей / Научный журнал КубГАУ. № 99 (05). 2014. С. 1112-1125.
13. О компании - торговая сеть «Лента» URL : http://www.lenta.com (Дата обращения: 2.11.2015 г.).
14. О компании - торговая сеть «Перекресток» URL : http://www.perekrestok.ru (Дата обращения: 02.11.2015 г.).
15. Рынок продовольственного ритейла г. Нижний Новгород URL : http://logvanov.r52.ru /?itid=959 (Дата обращения: 2.11.2015 г.).
16. Магомедова А. З. Розничные торговые сети: особенности и тенденции развития // Инновации и инвестиции. № 7. 2013. С. 239-247.
17. Богданов М. С. Обеспечение конкурентоспособности региональных торговых сетей по продаже продуктов питания : Автореферат. СПб. : 2012. 20 с.
18. Ялунина Е. Н. Конкурентоспособность розничного торгового предприятия : Автореферат. Екатеринбург. 2007. 25 с.
19. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособности организации: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Маркет ДС, 2008. 432 с.
20. Царев В. В., Кантарович А. А., Черныш В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций): Теория и методология: Учебное пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 799 с.
21. Богданов М. С., Богданова С. П. Определение консолидированного показателя конкурентоспособности сетевого торгового предприятия / Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (14). 2012. С. 280-284
22. Жилина Е. В. Определение конкурентоспособности розничного торгового предприятия / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. № 34. 2014. С. 64-71.
23. Графические методы оценки конкурентоспособности - Студопедия URL : http://studopedia.ru /2_22911_graficheskie-metodi-otsenki-konkuren-tosposobnosti.html (Дата обращения: 02.11.2015 г.).
REFERENCES
1. Astrakhantseva S. A., Nazaretyan A. O. Modern approaches to improving the competitiveness of sale-quantum of activity of the enterprises of trade / Logistics system in the global economy. No. 5, 2015, Pp. 106-109
2. Popova I. N. Modern tendencies of development of retail trade / Economy, society, people: theory, methodology, reality. Collection of scientific publications: in 2 parts. The Ministry of education and science of the Russian Federation, Ural state economic University. Ekaterinburg. 2013, S. 76-80
3. Peskova D. R. Kommercheskaya tajna v sisteme ehkonomicheskih otnoshenij (Commercial secret in the system of economic relations) : monografiya, Moskva : MAKS Press, 2011.
4. Peskova D. R. Kommercheskaya tajna. O krite-rii ehffektivnosti kommercheskoj tajny (Trade secret. On a criterion for the effectiveness of trade secrets), Ros-sijskoe predprinimatel'stvo, 2009, No. 6-1, pp. 35-41.
5. Poddubnaya Z. V. Uchet zapasov po MSFO i RSBU (Accounting for reserves under IFRS and RAS), Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy i puti ih re-sheniya. 2016, No. 1 (23), pp. 123-126.
6. Retail trade in Russia - the outgoing engine of the economy URL: http://rusrand.ru/events/roznichnaja-torgovlj a-v-rossii-uhodj aschij -lokomotiv-ekonomiki (reference date: 26.10.2015).
7. Urasova A. A. Analysis of competitiveness of food networks in the market of retail trade of Perm Krai / Art Administrandi. 2013, No. 1, S. 72-81.
8. Karkh D. A. Characteristics of main tendencies of development of branch in the Russian Federation / Economy, society, people: theory, methodology, reality.
Collection of scientific publications: in 2 parts. The Ministry of education and science of the Russian Federation, Ural state economic University. ECAT-rinburg. 2015, S.61-66.
9. Economy - economic news Agency Prime URL : http://www.1prime.ru (reference date: 26.10.2015).
10. About the company «the roundabout» URL : http://www.pyaterochka.ru/about/ (accessed: 1.11.2015).
11. Magnet today the Retail chain Magnit JSC «Tander» URL : http://magnit-info.ru/about/today/ (date about reduced: on 2.11.2015).
12. Gusakova E. P.'s Own brand as the factor of increase of competitiveness of trade retail chains / Scientific journal of Kubsau. No. 99 (05), 2014, S. 1112-1125.
13. About the company - a trading network «Lenta» URL : http://www.lenta.com (accessed on 02.11.2015).
14. About the company - a trading network «the Crossroads» URL : http://www.perekrestok.ru (accessed on 2.11.2015).
15. The food retail market in Nizhny Novgorod URL : http://logvanov.r52.ru/?itid=959 (date about reduced: on 02.11.2015).
16. Magomedova Z. A. Retail outlets: characteristics and trends / Innovations and investment in information. No. 7, 2013, S. 239-247
17. Bogdanov S. M. ensuring the competitiveness of regional trade networks for the sale of products comrade food: abstract .SPb. 2012, 20 C.
18. Yalunina E. N. The competitiveness of retail trade enterprise: thesis. Ekaterinburg. 2007, 25 C.
19. Fatkhutdinov R. A. Management of competitiveness of the organization: textbook. 3rd ed., Rev. and extra. M. : Market DS, 2008, 432 p.
20. Tsarev V. V. Estimation of competitiveness of enterprises (organizations): Theory and methodology: a textbook / V. V. Tsarev, A. A. Kantarovich, V. V. Cher-nysh. M. : YUNITI-DANA, 2008, 799 p.
21. Bogdanov M. S., Bogdanova S. P. Determination of the consolidated indicator of competitiveness network commercial enterprise // Theory and practice of service: economy, social sphere, technologies. No. 4 (14), 2012, P. 280-284.
22. Zhilina E. V. Determination of competitiveness of retail trade enterprise / Economics and modern management: theory and practice. No. 34, 2014, S. 64-71.
23. Graphic methods of an estimation of competitiveness - Sudopedia URL : http://studopedia.ru /2_22911_graficheskie-metodi-otsenki-konkurentospo-sobnosti.html (accessed on 02.11.2015).
Дата поступления статьи в редакцию 15.05.2016.