Современные тенденции развития сетевого ритейла в России и за рубежом
Калинов С. И.
Аннотация. В статье исследуется развитие сетевого ритейла в современной России и за рубежом, анализируются различия в форматах торговли, обсуждаются применяемые технологии и приводятся обзоры актуальных рынков. Для более точного анализа, собраны фактические данные по крупнейшим и наиболее знаковым розничным игрокам. Сделаны выводы и предложены новые пути решения сегодняшних проблем в развитии сетевого ритейла.
Ключевые слова: сетевой ритейл, розничная торговля, сегмент, FMCG
В процессе перехода экономики России на рыночные основы и её интеграцию в мировое хозяйство наблюдается довольно активный рост сферы услуг, важным элементом которой является сетевой ритейл, демонстрирующий устойчивые темпы развития. Сетевая розничная торговля представляет собой важнейший элемент инфраструктуры рынка, её роль не ограничивается лишь реализацией продукции. От состояния сетевого ритейла во многом зависят темпы роста отраслей производства потребительских товаров, расширение межрегиональных и межгосударственных связей, развитие регионов и муниципалитетов, рост розничного товарооборота и доходов субъектов РФ, удовлетворение потребностей покупателей, повышение культуры потребления.
Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 35% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики [6].
Объем розничной торговли за последние три года растет опережающими темпами по сравнению с ВВП и оборотом промышленности. В 2011г. по сравнению с 2009 г. оборот розничной торговли увеличился на 22,5% и составил 9597,9 млрд. руб. Торговые предприятия занимают наибольший удельный вес (38,3%) от общего числа предприятий РФ. За последние пять лет их количество неуклонно растет, и к 01.01.2011г. достигло 2691 тыс. Для сравнения, промышленные предприятия и строительные организации, занимающие второе и третье место, составляют только 11,1% и 9,4% соответственно [3].
В январе-декабре 2011 года оборот розничной торговли составил 19075 млрд. руб., 107,2% к январю-декабрю 2010 года; в декабре 2011 года — 2042,5 млрд. руб., 109,5% к декабрю 2010 года и 120,1% к ноябрю 2011 года. Динамика оборота розничной торговли в разрезе товарных групп в 2011 г. характеризовалась более высокими темпами роста продаж непродовольственных товаров. По итогам 2011 г. оборот розничной торговли непродовольственными товарами вырос на 10,7% к 2010 году, пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями — на 3,6%. В декабре 2011 года оборот розничной торговли непродовольственными товарами увеличился на 11,1%, пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделиями — на 7,8% к декабрю 2010 года [4].
На потребительском рынке РФ уже успешно функционируют такие торговые сети как Пятерочка, Перекресток, Копейка, Рамстор, Лента, Метро, Паттэрсон, Ашан, Спар, Маркткауф, Эльдорадо, М-видео, Телемакс, Дикси, Красный Куб, Ароматный Мир, Эконика, Белый Ветер ЦИФ-
РОВОЙ и др. Именно интеграция стала сегодня ответным шагом отечественных торговых предприятий на усиление конкуренции со стороны иностранных сетей. Доля сетевых магазинов особо велика среди специализированных магазинов. В частности, по данным исследований компании Бизнес-Интел в Москве в различные сети входит уже 24%, а в Петербурге — 37% магазинов. Среди магазинов смешанного продовольственного ассортимента доля сетевых магазинов не велика: в Санкт-Петербурге эта цифра составляет менее 25%. Наибольшая же доля сетевых магазинов приходится на специализированные промтоварные магазины. Так среди магазинов, осуществляющих торговлю обувью, строительными товарами, ювелирными изделиями более 50% входят в различные сети [1].
По данным рейтинга INFOLINE&RETAILER RUSSIA в TOP-100 входят ведущие розничные компании России с совокупным товарооборотом более 2,6 трлн руб. (табл.1)
Как видно из данных таблицы 1., семь из десяти крупнейших сетевых ритейлеров России представляют сегмент товаров повседневного спроса (FMCG) — 65,6%. На втором месте — сегмент бытовой техники и электроники — 8,9%, на третьем — мобильные телефоны — 6,4% [13]. Если рассматривать эффективность сетевого ритейла через показатель выручки с 1 кв. м, то здесь лидеры меняются: на первом месте сети, торгующие компьютерной техникой, на втором — мобильными телефонами, на третьем — лекарственными препаратами (рис. 1).
Следует отметить, что российский розничный рынок в большинстве сегментов является достаточно конкурентным, несмотря на то, что уровень концентрации ниже, чем в странах Европы и США. При этом ключевыми факторами, негативно влияющими на развитие сетевой розничной торговли практически во всех сегментах, являются: недостаток квалифицированных кадров, нехватка современных торговых площадей, высокий уровень арендных ставок, а также административные и коррупционные барьеры на уровне местных властей и контролирующих организаций.
В то же время российский потребительский рынок в физическом выражении продолжает расти, а высокий уровень инфляции в сочетании с укреплением курса рубля позволил ему по итогам 2010 г. стать крупнейшим в Европе (€408 млрд. против менее €400 млрд. в Германии). В 2011 г. тенденция роста абсолютных объемов розничного товарооборота, высокие темпы роста цен и продолжение укрепления рубля по отношению к евро позволило России закрепить лидерство в Европе по величине оборота розничной
Рисунок 1. Выручка сетевого ритейла в РФ с 1 кв. м торговых площадей в 2009-2010 гг.
торговли. Уровень консолидации рынка в отдельных сегментах розничной торговли характеризуется высокой неравномерностью, в связи с чем структура выручки сетевого ритейла по сегментам существенно отличается от структуры оборота розничной торговли.
При этом высокий уровень консолидации в сегментах бытовой техники и электроники, мобильных телефонов, компьютерной техники и DIY обусловил широкую представленность ритейлеров существенно большую долю в структуре выручке ТОП-100 по сравнению с долями сегментов в общем обороте розничной торговли.
На рынке бытовой техники и электроники, сформировалось три лидера это «Эльдорадо», «М.Видео» и MediaMarkt. Темпы роста у MediaMarkt с точки зрения выручки гораздо выше, чем у первых двух операторов, это объясняется тем, что уровень, база от которого производится этот рост, у MediaMarkt, ниже, чем у других операторов.
По мнению Валерия Симанова, операционного директора по развитию «М.Видео» в 2011 году доля средств, которые население будет тратить на Non-Food, будет возрастать, считается что в сегменте бытовой техники и электроники эта доля тоже будет увеличиваться. Если взять усредненные показатели предыдущих годов, что приблизительно 50% на
Таблица 1. ТОП-10 сетевых ритейлеров России в 2010 г. [13]
№ Группакомпаний Бренд Основные форматы Сегмент Выручка в 2010 г., млрд. руб.
1 X5 Retail Group Карусель, Пятерочка, Перекресток С, Г, М* FMCG 342,6
2 Магнит, ОАО Магнит М, Г FMCG 236,2
3 Auchan Group Ашан, Ашан-Сити, Радуга Г FMCG 178,1
4 Metro Group Metro C&C Г FMCG 118,0
5 М Видео, ООО М.Видео Г БТЭ 86,4
6 Эльдорадо, ООО Эльдорадо Г БТЭ 82,9
У О'Кей, ООО О'Кей, О'Кей-экспресс Г, С FMCG 82,7
В Лента, ООО Лента Г FMCG 70,6
9 Дикси групп, ОАО Мегамарт, Минимарт, Дикси С, Г, М FMCG 64,8
10 Евросеть, ООО Евросеть М Мобильные телефоны 61,9
Примечание: Г - гипермаркет, С- супермаркет, М - магазин Всероссийский журнал научных публикаций № 2(12) 2012
50% — это food, доля бытовой техники и электроники в покупках населения составляет порядка 5-7% в зависимости от городов, регионов. Возможности увеличения потребления в сегменте Non-Food все-таки ограничены природой человека: нельзя скушать больше качественных продуктов, чем человек может потребить, а техника не только в сегменте бытовой техники и электроники развивается сейчас такими темпами, что нам даже сложно прогнозировать, что будет через пять лет. Техника это совершенно другой уровень развития, ежемесячно на рынке появляется новых гаджет, значительно отличающийся от своих предшественников. Поэтому в зоне non-food, особенно в зоне сложной техники, доля потребления будет расти [8].
На рынке продуктового ритейла, лидирует Краснодарская сеть ОАО «Магнит», магазин у дома. ОАО «Магнит»—холдинговая компания группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит». Около двух третей магазинов компании работает в городах с населением менее 500 тыс. человек. Большинство магазинов «Магнит» расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском федеральных округах. Магазины сети «Магнит» также присутствуют в Северо-Западном, Уральском и Сибирском федеральных округах. По состоянию на конец декабря 2011г. сеть «Магнит» насчитывает 5 тыс. 309 магазинов с общей торговой площадью 1 млн 970,16 тыс. кв. м. Чистая прибыль «Магнита» по МСФО в 2010г. выросла на 21,3% по сравнению с 2009г. — до 333,7 млн долл., выручка увеличилась на 45,27% и составила 7,777 млрд долл.[11].
Оборот интернет—торговли в России за 2010 год составил 240 млрд. рублей. Темпы роста электронной коммерции в 6-8 раз превышают темпы роста оффлайновой розницы. Около 6-7 млн. человек совершают покупки в Интернете в течении месяца, а всего за год что-либо заказывали и покупали более 15 млн. человек. Самым крупным интернет магазином в России является OZON.ru. В ассортименте магазина более 1 500 000 наименований товаров. Ежемесячно данный онлайн-магазин посещают более 1000000 человек. В 2009 году интернет-магазин OZON.ru отправил своим клиентам
1 460 204 заказа (1 268 724 — в 2008 году), в которых содержалось 6 636 755 (5 466 022- в 2008 году) товаров. В 2009 году оборот интернет-магазина OZON.ru увеличился по сравнению с 2008 годом на 21% и составил 3,1 млрд. рублей. В денежном выражении 38% продаж интернет-магазина OZON.ru составили книги, 30% — электроника, 12% — видео, 5% — софт и игры, по 4% — у музыки и антиквариата. Оборот OZON. ru в первом полугодии 2010 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 36 % и составил 1,8 млрд. рублей. Посещаемость сайта www.ozon.ru в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась в пять раз и составила 4,7 миллиона посетителей [12].
Однако следует отметить, что, несмотря на стремительное развитие в последние годы отечественных розничных сетей, они пока еще не способны противостоять приходу крупных иностранных конкурентов. И по количеству, и по качеству, торговая сеть РФ еще не достигла уровня развитых стран мира. Например, такие розничные сети, как Edeka, Rewe (Германия) насчитывают в своем составе более 10 000 магазинов различного формата. На 10 крупнейших розничных сетей США приходится более 15% всего розничного товарооборота США. На четыре крупнейших фирмы в области розничной торговли Великобритании (Sainsbury/Sava centre, Tesco, Argyll и Asda) приходится 40% различных про-
довольственных магазинов и аптек. По данным «Агрикон-салт» в 2010 г. сетевые операторы в России составляли всего 25% розничной торговли, автономные предприятия — 50%, неорганизованная торговля — 25%[1].
Выход международных розничных сетей на региональные рынки РФ носит неоднозначный характер. С одной стороны, формирование отечественных и приход международных сетей с мощными финансовыми, материальнотехническими ресурсами позволяет внедрить современные системы работы с поставщиками и покупателями, повысить степень централизации функций логистики и дистрибуции, сократить число и ужесточить работу с поставщиками, существенно повысить качество обслуживания, расширить ассортимент продаваемых товаров, а также снизить розничные цены. С другой стороны, их появление приводит к монополизации потребительского рынка, к диктату условий как производителям, так и потребителям, к одновременному закрытию или банкротству большого количества самостоятельных магазинов, небольших местных розничных сетей и зачастую предприятий местной промышленности, которое сопровождается массовым увольнением торговых работников, дополнительной социальной напряженностью, нарушением хозяйственных связей, ухудшением финансового положения, нередко снижением отчислений в местные бюджеты и на социальные программы.
Основными технологиями развития и укрепления сетей становятся внедрение в оптовую торговлю, установление прямых контактов с производителями товаров, диверсификация форматов торговли, вложение в брендинг и маркетинговые исследования, покупка собственных сетевых торговых марок. Использование собственных торговых марок дает розничным сетям существенные преимущества, значительно большие, чем использование карточек постоянных покупателей и систем накопительных скидок; их применение позволяет снизить издержки и цены на товары, оптимизировать и стабилизировать систему поставок товаров. За счет использования сетевых торговых марок и современных методов АСУ продажами розничные предприятия получают возможность более мобильно реагировать на постоянно изменяющиеся потребности покупателей, подстраивать товары и ассортимент под потребности того сегмента, который является ключевым для данной розничной сети.
За последние два года объем товарооборота через супермаркеты, гипермаркеты и универсамы увеличился в 2 раза, тем не менее, процесс замещения на розничном рынке таких форматов, как многопрофильные, специализированные и узкоспециализированные магазины с малой торговой площадью и оптовые рынки, будет проходить еще в течение долгого времени, так как обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в РФ в целом, относительно невысокая; она в 2,5 раза меньше европейского уровня. Тем более что большая часть населения (около 60%) пока предпочитает делать покупки в традиционных местах: небольших розничных магазинах, рынках, киосках[9]
Российский рынок во многом отличается от западного. Например, в США или Европе большую часть ИТ-услуг компаниям уровня корпорации (с оборотом в несколько миллиардов долларов) оказывают крупные сервисные провайдеры, такие как IBM Global Technology Services или Fujitsu Services. В России подобные компании не имеют столь сильных позиций. И хотя в нашей стране усиливается их присутствие и укрупняется сервисная сеть, в случае взаи-
модействия с российскими заказчиками им приходится пользоваться услугами местных субконтракторов. По ряду качественных показателей, в том числе таких, как розничный оборот на душу населения или обеспеченность торговыми площадями сетевых форматов, российский рынок отличается низкой степенью насыщения по сравнению с США, а также европейскими странами. В России сетевой ритейл занимает не более 10% продовольственного рынка. В то же время в Португалии его доля составляет 17%, в Испании — 39%, в Италии — 57%, а во Франции—до 84%. По мнению экспертов, через 5—7 лет доля сетевого ритейла в России может превысить 50% [5].
К мировым лидерам сетевого ритейла относится Wal-Mart. Ее годовой оборот превышает 500 млрд долл., а количество открываемых магазинов за тот же период составляет более 200. Объем закупок товаров Wal-Mart в одном только Китае составляет более 19 млрд долл. в год. Для сравнения: в 2010 г внешнеторговый оборот РФ с другими государствами составил 520,375 млрд долл. Из них более 42 млрд долл. приходятся на взаимоотношения России и Германии.
В Америке Wal-Mart достигла таких масштабов, что может диктовать условия промышленности и власти. Ресурсы сети позволяют при выходе на любой рынок держать самые низкие цены не пару недель после открытия, как это демонстрируют «Рамстор», «Ашан», «Метро» и многие другие сети в рекламных целях, а столько, сколько посчитают возможным маркетологи и менеджмент компании. Иногда этот срок может исчисляться годами. Wal-Mart под силу уничтожить на рынке не только небольшие, но и достаточно крупные сети, которые существуют много лет, что, кстати, и произошло с сетью K-Mart в США.
Возведенная в абсолют ориентация на покупателя приводит к реальному разорению не только торговые организации, но и производителей продукции, основной сбыт которых начинает замыкаться на этой сети, — в мире глобальной экономики всегда найдутся страны, готовые поставить нужный товар по самой низкой цене. Wal-Mart ориентирована на покупателя, и кормить производителя с высокими издержками только за то, что он «свой», «местный», не входит в стратегические планы компании.
Чистая прибыль Wal-Mart Stores Inc., крупнейшей в мире сети розничной торговли, за 2010 г., выросла на 9,4 % — до 11,231 млрд долл. по сравнению с показателем в 10,267 млрд долл., полученным за предыдущий отчетный период. Операционная прибыль Wal-Mart за 2010 г. составила 24,530 млрд долл., увеличившись на 8,4 % по отношению к показателю 2009 г. в 19,091 млрд долл. Объем продаж вырос на 9,6 %, составив 415,654 млрд долл. против 288,132 млрд долл. годом ранее [5].
Однако существуют и другие сети, темпы экспансии которых в мире нарастают. Розничная торговля в сравнении с другими отраслями была одной из последних, вставших на путь интернационализации бизнеса. В Европе, с ее территориально небольшими государствами, многие сетевые ритейлеры вышли на международную арену. Carrefour (Франция) стала открывать за пределами своей страны гипермаркеты, Aldi (Германия) взялась за проведение политики высоких скидок в магазинах ограниченного ассортимента.
Серьезные темпы интернационализации стали ощутимы еще в 1990-х гг. Однако лишь небольшую часть компаний можно назвать действительно интернациональными,
т. е. такими, которые осуществляли бы свои операции на значительной территории, во многих странах.
В Европе в условиях существенного регулирования зонального развития рынка со стороны государств, применение крупными ритейлерами поступательных схем развития стало неэффективным. Необходимо было двигаться вперед более быстрыми темпами. Поэтому большинство компаний, несмотря на высокий процент неудач и рисков, выбрали стратегии слияний и поглощений.
При проникновении на зарубежные рынки, в том числе и в Россию, розничные сети используют отработанные в других странах схемы. Агрессия со стороны местных сетей позволила им получить колоссальный опыт захвата рынка и успешно противодействовать локальным операторам. Такие компании, как Carrefour, Rewe, Aldi, Tesco, Metro смогли извлечь из этого противостояния бесценные уроки.
В чем же все-таки кроется успех работы данных сетей:
• во-первых, все они отыскали, разработали и в дальнейшем использовали в своем развитии определенные ниши на рынке, которые оказались свободны и которыми не смогли или не захотели воспользоваться другие местные компании. В результате предложение этих организаций для покупателей стало наиболее привлекательным, по сравнению со всеми остальными;
• во-вторых, многие компании до их прихода развивались достаточно медленно, поступательно, создавая различные альянсы, пулы и союзы. Новые организации приобретали розничные сети, уходящие с рынка, тем самым быстро захватывая доминирующие позиции;
• в-третьих, имея стандартизированный регламент работы, крупные операторы, тем не менее, приводили собственные бизнес-процессы, действия и ассортиментную политику в соответствие со вкусами и требованиями покупателей;
• в-четвертых, все компании использовали в своей деятельности местных менеджеров, обладающих достаточным уровнем знаний данных рынков, и проводили серьезную работу по их дальнейшему обучению;
• в-пятых, чтобы минимизировать или свести к нулю возможные риски, эти организации никогда не начинали своей бизнес в экономически и политически нестабильных странах и странах с низким рейтингом инвестиционной привлекательности, в отсутствие необходимой законодательной базы и защиты возможных капиталовложений.
Чтобы понять уровень конкуренции в мире, приведем некоторые цифры. Немецкая розничная индустрия — одна из наименее прибыльных во всем мире розничной торговли, со средней прибылью, достигающей 0,8 % от объема продаж. Для сравнения: средняя прибыльность производственного сектора Германии составляет 3 % (в США — 8 %). Особенно низкая прибыль отмечается в продовольственном секторе—0,5 % от оборота, в то время как в Великобритании этот показатель составляет 5 %, во Франции—3,5 %. С доходом в пределах около
2 % от объема продаж группа Aldi является не только наиболее успешным, но и наиболее доходным розничным оператором Германии. Компании даже в тяжелые времена экономического спада в 2008г. удалось удвоить доход до 4 % [6].
Соответственно, большая доля розничных сетей, работающих в режиме жестких дискаунтеров с низкими ценами, и их огромное влияние на весь розничный рынок приводят к тому, что этот бизнес в стране становится низко рентабельным и объясняет чрезвычайно низкие доходы в своем секторе.
Всероссийский журнал научных публикаций № 2(12) 2012
27
Но в то же время в странах Западной Европы существуют различные законы и нормы, которые позволяют работать на рынке большим и малым магазинам. Вот некоторые из этих мер:
• ряд стран придерживается строгого ограничения на количество магазинов и складских терминалов, площадь которых превышает, например, 700-2500 кв. м;
• вводятся режимы планирования и зонального регулирования, которые могут отсрочить или запретить проникновение на рынок нового оператора, причем не только открытием новых торговых точек, но и посредством инвестиций или покупкой уже существующих магазинов;
• применяется нормирование и жесткое регулирование графиков работы торговых точек (часы и дни работы);
• вводится ограничение ценовой конкуренции, запрещаются различные формы и виды рекламы.
Если рассмотреть некоторые моменты детально, то например, зональное регулирование запрещает строительство крупных объектов торговли в небольших населенных пунктах, антимонопольные законы длительное время не разрешают продавать товары ниже их себестоимости (что часто предпринимает Wal-Mart), поэтому такая ценовая политика, «продажи в убыток», становится просто незаконной. Ограничение на строительство крупных объектов торговли по площадям в Германии составляет более 2500 кв. м, а во Франции и Великобритании торговые объекты, подходящие под формат дискаунтеров, не должны превышать 700 кв. м. Вводятся ограничения на общее количество рабочих часов магазина в неделю, например, в Германии этот показатель составляет 80 часов и является самым низким в Европе, в Великобритании — 168 часов, в Нидерландах—96 часов и 144 часа во Франции. Запрещается работа магазинов по воскресеньям и праздничным дням. Только с 1 июня 2003 г. германское правительство приняло закон, который разрешает работать магазинам до 20.00, а не до 16.00, в соответствии с местным законодательством, и увеличило время их работы по субботам.
Расширение и ужесточение конкурентной борьбы между розничными сетями на рынках своих стран ускоряет процесс выхода розничных ритейлеров на динамично развивающиеся и огромные рынки Азии, например, таких стран, как Индия и Китай. На фоне ускоренной глобализации розничной торговли в настоящее время Индия сохранила свое положение как самый привлекательный мировой рынок для предприятий, занимающихся торговлей товарами массового спроса и продуктами питания и стремящихся к расширению торговли за океаном. Эти данные, содержащиеся в индексе глобального развития розничной торговли (Global Retail Development Index—GRDI), показывающем привлекательность развивающихся рынков для торговых инвестиций за 2010 г., представлены консалтинговой компанией А. Т. Kearney, которая занимается ежегодным изучением привлекательности инвестиций в розничную торговлю среди 30 развивающихся рынков.
Подводя итог данного исследования, приоритетными направлениями развития сетевого ритейла РФ считаем следующие:
• во многих компаниях необходимо провести квалифицированный отбор новых кадров и переквалификации существующего состава. Недостаток квалифицированных кадров, на сегодняшний день самая главная проблема сетевого ритейла. По статистике 80% обанкротившихся сетей, были закрыты по причине некачественного анализа рынка и отсутствия единой системы управления в компании.
• Необходимо понизить арендные ставки и строить более новые и качественные помещения. Нехватка качественных помещений и высокий уровень арендных ставок не позволяет многим сетям расширяться и открывать новые магазины.
• Необходимо доработать законодательную базу, т.к. многие положения в законах по отношению к сетевой торговле трактуются неоднозначно, что может привести к неоправданным штрафам торговых сетей, замедлить их развитие и снизить темпы роста, что критически может сказаться на некоторых компаниях.
• Необходимо совершенствовать логистические процессы в компании. Отдел логистики в современных компаниях является связующим звеном в работе всех служб предприятия, он является координирующим центром компании и без совершенствования данного звена компания успешного развития компании не будет.
• Некоторым сетям можно поменять формат торговли, к примеру с формата «дрогери» на формат аптеки. К примеру, Сергею Галицкому можно открыть в каждом «Магните» по аптеке, следовательно сеть аптек будет составлять 5309 штук, что очень положительно скажется на рынке.
Очевидно, что сегодня необходима новая комплексная программа развития розничной торговли РФ, в которой одним из основных пунктов должен являться вопрос о взаимоотношении уже имеющейся структуры с международными розничными сетями.
Список использованных источников
1. http://www.dv-reclama.ru/dvbussines/press/detail. php?blog=euroset&post_id=15811
2. Итоги конференции национальной ассоциации участников электронной торговли. — URL: http://www.e-moneynews.ru/ itogi-konferencii-nauet/
3. http://www.minpromtorg.gov.ru/stats/industry/12-2011/?
4. Оборот розничной торговле за 2011 год. — URL: http://www. csb.gov.lv/en/notikumi/retail-trade-turnover-june-201 1-32052. html
5. Рабочий инструмент работника и поставщика. — URL: http:// www.retail.ru/news/60758/?sphrase_id=262648
6. Рейтинг эффективности крупнейших сетевых ритейлеров на 29.11.2011. — URL: http://rating.rbc.ru/article. shtml?2011/1 1/29/33491278
7. http://www.rg.ru/2011/11/16/wto.html
8. Статистика крупнейших сетевых ритейлеров зарубежного рынка. — URL: http://www.csb.gov.lv/en
9. Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ enterprise/retail/
10. Энциклопедия маркетинга. — URL: http://www.marketing.spb. ru/mr/services/retail.htm
11. INFOLine. — URL: http://megaresearch.ru/files/ demo_file/6995.pdf
12. OZON.ru. — URL: http://www.ozon.ru/context/detail/ id/6093720/
13. INFOLine. — URL: http://top100.retailer.ru/media/upload/ top100/05/03/INF0LineRetailerRussiaT0P-100_2011.pdf