Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития сетевого ритейла в России'

Современное состояние и перспективы развития сетевого ритейла в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1684
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙРИТЕЙЛ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / СЕГМЕНТ / RETAIL / SEGMENT / FMCG / NETWORK RETAIL / RETAIL SALES NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинов С.И.

В статье исследуется развитие сетевого ритейла в современной России и за рубежом, анализируются различия в форматах торговли, обсуждаются применяемые технологии и приводятся обзоры актуальных рынков. Для более точного анализа собраны фактические данные по крупнейшим и наиболее знаковым розничным игрокам. Сделаны выводы и предложены новые пути решения сегодняшних проблем в развитии сетевого ритейла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND HORIZONS OF RETAIL NETWORK IN RUSSIA

In this article describes the development of retail network in modern Russia and abroad, analyzes the the differences in the forms of trade, discusses the technologies used and provides overviews of current markets. The actual data has been collected on the largest and the most significant retailplayers for deeper and more accurate analysis. Conclusions are drawn and proposed new solutions of today's problems in development of retail network.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития сетевого ритейла в России»

Проблемы экономики и менеджмента

«спрос на плохие институты» со стороны корпораций и «блокаду реформ» в политике, реализовать их крайне трудно.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

2. Государственные инвестиции в рыночной экономике: пределы и возможности / под ред. Б. А. Хейфец. - М.: АОЗТ «ЭПИКОН», 2006.

3. Россия 2012: Стат. Справочник / Р76 Росстат. - М., 2012. - 59 с.

4. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

List of references:

1. Order of the Government of the Russian Federation from 17.11.2008 Ш662-р (ред. From 08.08.2009) « About the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020»

2. State investments in market economy: limits and opportunities / under ред. B.A.Hejfets. - M.: Joint-Stock Company "APICON", 2006.

3. Russia 2012: Stat. Directory / Р76 Rosstat. - M., 2012. - 59 p.

4. http: // www.gks.ru

С.И. Калинов

магистрант, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО РИТЕЙЛА В РОССИИ

Аннотация. В статье исследуется развитие сетевого ритейла в современной России и за рубежом, анализируются различия в форматах торговли, обсуждаются применяемые технологии и приводятся обзоры актуальных рынков. Для более точного анализа, собраны фактические данные по крупнейшим и наиболее знаковым розничным игрокам. Сделаны выводы и предложены новые пути решения сегодняшних проблем в развитии сетевого ритейла.

Ключевые слова: сетевой ритейл, розничная торговля, сегмент, FMCG.

S.I. Kalinov, Kuban State University

CURRENT STATE AND HORIZONS OF RETAIL NETWORK IN RUSSIA

Abstract. In this article describes the development of retail network in modern Russia and abroad, analyzes the the differences in the forms of trade, discusses the technologies used and provides overviews of current markets. The actual data has been collected on the largest and the most significant retailplayers for deeper and more accurate analysis. Conclusions are drawn and proposed new solutions of today's problems in development of retail network.

Keywords: network retail, retail, retail sales network, segment, FMCG.

Сетевая розничная торговля представляет собой важнейший элемент инфра-

40

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

структуры рынка, её роль не ограничивается лишь реализацией продукции. От состояния сетевого ритейла во многом зависят темпы роста отраслей производства потребительских товаров, расширение межрегиональных и межгосударственных связей, развитие регионов и муниципалитетов, рост розничного товарооборота и доходов субъектов РФ, удовлетворение потребностей покупателей, повышение культуры потребления.

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 35% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики [5].

Объем розничной торговли за последние три года растет опережающими темпами по сравнению с ВВП и оборотом промышленности. В 2011г. по сравнению с 2009 г. оборот розничной торговли увеличился на 22,5% и составил 9597,9 млрд руб. Торговые предприятия занимают наибольший удельный вес (38,3%) от общего числа предприятий РФ. За последние пять лет их количество неуклонно растет, и к 01.01.2011г. достигло 2691 тыс. Для сравнения, промышленные предприятия и строительные организации, занимающие второе и третье место, составляют только 11,1% и 9,4% соответственно [2].

В январе-декабре 2011 года оборот розничной торговли составил 19075 млрд руб., 107,2% к январю-декабрю 2010 года; в декабре 2011 года - 2042,5 млрд руб., 109,5% к декабрю 2010 года и 120,1% к ноябрю 2011 года. Динамика оборота розничной торговли в разрезе товарных групп в 2011 г. характеризовалась более высокими темпами роста продаж непродовольственных товаров. По итогам 2011 г. оборот розничной торговли непродовольственными товарами вырос на 10,7% к 2010 г., пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями - на 3,6%. В декабре 2011 года оборот розничной торговли непродовольственными товарами увеличился на 11,1%, пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделиями - на 7,8% к декабрю 2010 года [3].

На потребительском рынке РФ уже успешно функционируют такие торговые сети как Пятерочка, Перекресток, Копейка, Рамстор, Лента, Метро, Паттэрсон, Ашан, Спар, Эльдорадо, М-видео, Дикси, Ароматный Мир, Эконика, Белый Ветер ЦИФРОВОЙ и др. Именно интеграция стала сегодня ответным шагом отечественных торговых предприятий на усиление конкуренции со стороны иностранных сетей. Доля сетевых магазинов особо велика среди специализированных магазинов. В частности, по данным исследований компании Бизнес-Интел в Москве в различные сети входит уже 24%, а в Петербурге - 37% магазинов. Среди магазинов смешанного продовольственного ассортимента доля сетевых магазинов не велика: в Санкт-Петербурге эта цифра составляет менее 25%. Наибольшая же доля сетевых магазинов приходится на специализированные промтоварные магазины. Так среди магазинов, осуществляющих торговлю обувью, строительными товарами, ювелирными изделиями более 50% входят в различные сети [1].

По данным рейтинга INFOLINE&RETAILER RUSSIA в TOP-100 входят ведущие розничные компании России с совокупным товарооборотом более 2,6 трлн руб. (табл.1).

№ 4 (8) - 2012

41

Проблемы экономики и менеджмента

Таблица 1 - ТОП-10 сетевых ритейлеров России в 2010 г. [10

№ Группа компаний Бренд Основные форматы Сегмент Выручка в 2010 г., млрд руб.

1 X5 Retail Group Карусель, Пятерочка, Перекресток С, Г, М* FMCG 342,6

2 Магнит, ОАО Магнит М, Г FMCG 236,2

3 Auchan Group Ашан, Ашан-Сити, Радуга Г FMCG 178,1

4 Metro Group Metro C&C Г FMCG 118,0

5 М Видео, ООО М. Видео Г БТЭ 86,4

6 Эльдорадо, ООО Эльдорадо Г БТЭ 82,9

7 О'Кей, ООО О'Кей, О'Кей-экспресс Г, С FMCG 82,7

8 Лента, ООО Лента Г FMCG 70,6

9 Дикси групп, ОАО Мегамарт, Минимарт, Дикси С, Г, М FMCG 64,8

10 Евросеть, ООО Евросеть М Мобильные телефоны 61,9

Примечание: Г - гипермаркет, С - супермаркет, М - магазин

Как видно из данных таблицы 1, семь из десяти крупнейших сетевых ритейлеров России представляют сегмент товаров повседневного спроса (FMCG) - 65,6%. На втором месте - сегмент бытовой техники и электроники - 8,9%, на третьем - мобильные телефоны - 6,4% [9]. Если рассматривать эффективность сетевого ритейла через показатель выручки с 1 кв. м, то здесь лидеры меняются: на первом месте сети, торгующие компьютерной техникой, на втором - мобильными телефонами, на третьем - лекарственными препаратами (рис. 1).

Рисунок 1 - Выручка сетевого ритейла в РФ с 1 кв. м торговых площадей в 2009-2010 гг.

42

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Следует отметить, что российский розничный рынок в большинстве сегментов является достаточно конкурентным, несмотря на то, что уровень концентрации ниже, чем в странах Европы и США. При этом ключевыми факторами, негативно влияющими на развитие сетевой розничной торговли практически во всех сегментах, являются: недостаток квалифицированных кадров, нехватка современных торговых площадей, высокий уровень арендных ставок, а также административные и коррупционные барьеры на уровне местных властей и контролирующих организаций.

1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» -так называемый закон о торговле.

Он ограничивает деятельность крупных торговых сетей, делает более прозрачной работу продавцов с поставщиками и дает больше возможностей мелким производителям для продвижения их товара на рынке. Так, предприятиям торговли запрещено включать в цену договора поставки продуктов ряд вознаграждений. Также запрещается понуждать поставщика продовольственных товаров к услугам по рекламированию поставляемых товаров.

Новый закон сдержит крупные торговые сети, желающие еще больше расшириться: их ограничат в приобретении дополнительных торговых площадей, если доля данной торговой сети превышает 25% в границах региона, муниципального района или городского округа, а также в границах города федерального значения, такого, как Москва или Санкт-Петербург. Федеральный закон «О торговле», продолжает вызывать массу споров. Очередная волна внимания к главному отраслевому документу пришлась на конец июня. Связано это с подготовкой Росстатом к 1 июля расчетов по установлению так называемого «порога доминирования», а также целым рядом сложностей, которые вызывает применение закона на практике.

Об этих проблемах говорилось в Москве на всероссийском Бизнес-Форуме «ФЗ о Торговле» при участии представителей Министерства промышленности и торговли, ФАС России, Государственной Думы, участников рынка и ведущих профильных аналитиков. О виденье ситуации независимыми ритейлерами рассказал собравшимся Исполнительный директор Союза НСР Александр Мальчевский. Закон, доставивший столько хлопот крупным федеральным сетям и транснациональному ритейлу, вполне может быть полезен российскому торговому бизнесу, независимому от крупного промышленного и международного капитала. Власть впервые обратила внимание на независимую розницу и продолжение диалога с властными структурами может принести реальную пользу быстроразвивающимся региональным сетям.

«Независимые сети сегодня, - отметил Александр Мальчевский, - сохраняя лучшие традиции российского купечества, при активном участии Союза будут повышать свою эффективность в управлении бизнес-процессами, маркетингом, развитии информационных технологий».

Безусловно, российскому ритейлу, не раз доказавшему за кризисные годы свою

№ 4 (8) - 2012

43

Проблемы экономики и менеджмента

незаменимость в структуре товаропроводящей сети, необходима поддержка государства. Закон «О торговле», в котором содержится немало положительных моментов, вместе с тем может и негативно сказаться на торговле в регионах. Беспокойство участников Союза вызывают разночтения в трактовке Закона Федеральными органами власти и, например, территориальными отделениями ФАС. Немало вопросов у независимых сетей и к главному инструменту обеспечения равноправной конкуренции, установленному в Законе - порогу доминирования и методике определения доли присутствия сети в рамках конкретного муниципалитета. Союз независимых сетей России продолжит участие во всех рабочих группах профильных Министерств и ведомств по обсуждению правоприменительной практики закона «О торговле» в интересах всех Союзников.

Резкую критику ритейлеров еще вызвало появление в тексте законопроекта, направленного в парламент, статьи 16, запрещающей открывать новые магазины ритейлерам, чья доля на локальном рынке превышает 25%, а суммарный товарооборот в РФ - один миллиард рублей. Однако в переходных положениях (статья 26) инициаторы и конкретизировали: у ритейлеров есть время, чтобы заключить сделки по приобретению торговых объектов, которые после вступления закона о торговле в силу окажутся вне закона» [6].

31 марта 2011 вышел приказ об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы и период до 2020 года. Ожидается, что ее реализация приведет к обеспеченности современными торговыми площадями в размере 120-150 кв. м на 1 тыс. человек к 2015 г. и 200-300 кв. м на 1 тыс. человек к 2020 г.. Доля современных форматов в торговле достигнет 45-60% к 2015 г. и 60-80% к 2020 г.; доля пяти крупнейших ритейлеров в общем обороте достигнет 25-35% к 2015 г. и 3550% к 2020 г.; конкуренция достигнет среднего уровня к 2015 г. и высокого к 2020 г..

В то же время российский потребительский рынок в физическом выражении продолжает расти, а высокий уровень инфляции в сочетании с укреплением курса рубля позволил ему по итогам 2010 г. стать крупнейшим в Европе (€408 млрд против менее €400 млрд в Германии). В 2011 г. тенденция роста абсолютных объемов розничного товарооборота, высокие темпы роста цен и продолжение укрепления рубля по отношению к евро позволило России закрепить лидерство в Европе по величине оборота розничной торговли. Уровень консолидации рынка в отдельных сегментах розничной торговли характеризуется высокой неравномерностью, в связи с чем структура выручки сетевого ритейла по сегментам существенно отличается от структуры оборота розничной торговли.

При этом высокий уровень консолидации в сегментах бытовой техники и электроники, мобильных телефонов, компьютерной техники и DIY обусловил широкую представленность ритейлеров существенно большую долю в структуре выручке ТОП-100 по сравнению с долями сегментов в общем обороте розничной торговли.

На рынке бытовой техники и электроники, сформировалось три лидера это «Эльдорадо», «М.Видео» и MediaMarkt. Темпы роста у MediaMarkt с точки зрения выручки гораздо выше, чем у первых двух операторов, это объясняется тем, что уровень, база от которого производится этот рост, у MediaMarkt, ниже, чем у других операторов.

44

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

По мнению Валерия Симанова, операционного директора по развитию «М.Видео» в 2011 г. доля средств, которые население будет тратить на Non-Food, будет возрастать, считается что в сегменте бытовой техники и электроники эта доля тоже будет увеличиваться. Если взять усредненные показатели предыдущих годов, что приблизительно 50% на 50% - это food, доля бытовой техники и электроники в покупках населения составляет порядка 5-7% в зависимости от городов, регионов. Возможности увеличения потребления в сегменте Non-Food все-таки ограничены природой человека: нельзя скушать больше качественных продуктов, чем человек может потребить, а техника не только в сегменте бытовой техники и электроники развивается сейчас такими темпами, что нам даже сложно прогнозировать, что будет через пять лет. Техника это совершенно другой уровень развития, ежемесячно на рынке появляется новый гаджет, значительно отличающийся от своих предшественников. Поэтому в зоне non-food, особенно в зоне сложной техники, доля потребления будет расти [6].

На рынке продуктового ритейла, лидирует Краснодарская сеть ОАО «Магнит», магазин у дома. ОАО «Магнит» - холдинговая компания группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит». Около двух третей магазинов компании работает в городах с населением менее 500 тыс. человек. Большинство магазинов «Магнит» расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском федеральных округах. Магазины сети «Магнит» также присутствуют в Северо-Западном, Уральском и Сибирском федеральных округах. По состоянию на конец декабря 2011г. сеть «Магнит» насчитывает 5 тыс. 309 магазинов с общей торговой площадью 1 млн 970,16 тыс. кв. м. Чистая прибыль «Магнита» по МСФО в 2010г. выросла на 21,3% по сравнению с 2009г. - до 333,7 млн долл., выручка увеличилась на 45,27% и составила 7,777 млрд долл.[8].

Оборот интернет - торговли в России за 2010 год составил 240 млрд рублей. Темпы роста электронной коммерции в 6-8 раз превышают темпы роста оффлайновой розницы. Около 6-7 млн человек совершают покупки в Интернете в течение месяца, а всего за год что-либо заказывали и покупали более 15 млн человек. Самым крупным интернет магазином в России является OZON.ru. В ассортименте магазина более 1 500 000 наименований товаров. Ежемесячно данный онлайн-магазин посещают более 1000000 человек. В 2009 г. интернет-магазин OZON.ru отправил своим клиентам 1 460 204 заказа (1 268 724 - в 2008 г.), в которых содержалось 6 636 755 (5 466 022- в 2008 г.) товаров. В 2009 г. оборот интернет-магазина OZON.ru увеличился по сравнению с 2008 годом на 21% и составил 3,1 млрд рублей. В денежном выражении 38% продаж интернет-магазина OZON.ru составили книги, 30% - электроника, 12% - видео, 5% - софт и игры, по 4% - у музыки и антиквариата. Оборот OZON.ru в первом полугодии 2010 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 36 % и составил 1,8 млрд рублей. Посещаемость сайта www.ozon.ru в 2010 г. по сравнению с 2009 годом увеличилась в пять раз и составила 4,7 миллиона посетителей [9].

По данным "Агриконсалт" в 2010 г. сетевые операторы в России составляли все-

№ 4 (8) - 2012

45

Проблемы экономики и менеджмента

го 25% розничной торговли, автономные предприятия - 50%, неорганизованная торговля - 25% [1].

За последние два года объем товарооборота через супермаркеты, гипермаркеты и универсамы увеличился в 2 раза, тем не менее, процесс замещения на розничном рынке таких форматов, как многопрофильные, специализированные и узкоспециализированные магазины с малой торговой площадью и оптовые рынки, будет проходить еще в течение долгого времени, так как обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в РФ в целом, относительно невысокая; она в 2,5 раза меньше европейского уровня. Тем более что большая часть населения (около 60%) пока предпочитает делать покупки в традиционных местах: небольших розничных магазинах, рынках, киосках [7].

В России сетевой ритейл занимает не более 10% продовольственного рынка. В то же время в Португалии его доля составляет 17%, в Испании - 39%, в Италии - 57%, а во Франции - до 84%. По мнению экспертов, через 5-7 лет доля сетевого ритейла в России может превысить 50% [4].

Подводя итог данного исследования, приоритетными направлениями развития сетевого ритейла РФ считаем следующие:

- во многих компаниях необходимо провести квалифицированный отбор новых кадров и переквалификации существующего состава. Недостаток квалифицированных кадров, на сегодняшний день самая главная проблема сетевого ритейла. По статистике 80% обанкротившихся сетей, были закрыты по причине некачественного анализа рынка и отсутствия единой системы управления в компании.

- Необходимо понизить арендные ставки и строить более новые и качественные помещения. Нехватка качественных помещений и высокий уровень арендных ставок не позволяет многим сетям расширяться и открывать новые магазины.

- Необходимо доработать законодательную базу, т.к. многие положения в законах по отношению к сетевой торговле трактуются неоднозначно, что может привести к неоправданным штрафам торговых сетей, замедлить их развитие и снизить темпы роста, что критически может сказаться на некоторых компаниях.

- Необходимо совершенствовать логистические процессы в компании. Отдел логистики в современных компаниях является связующим звеном в работе всех служб предприятия, он является координирующим центром компании и без совершенствования данного звена компания успешного развития компании не будет.

- Некоторым сетям можно поменять формат торговли, к примеру с формата «дрогери» на формат аптеки. К примеру, Сергею Галицкому можно открыть в каждом «Магните» по аптеке, следовательно сеть аптек будет составлять 5309 штук, что очень положительно скажется на рынке.

Очевидно, что сегодня необходима новая комплексная программа развития розничной торговли РФ, в которой одним из основных пунктов должен являться вопрос о взаимоотношении уже имеющейся структуры с международными розничными сетями.

46

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Список литературы:

1. Шалина М. Dv-brand и Евросеть. 2012 - Режим доступа: http://www.dv-reclama.ru/dvbussines/press/detail.php?blog=euroset&post_id=15811

2. Итоги конференции национальной ассоциации участников электронной торговли. 2011 - Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.rU/stats/industry/12-2011/7

3. Фелдмани И. Оборот розничной торговли. 2011 - Режим доступа: http://www.csb.gov.lv/en/notikumi/retail-trade-turnover-june-2011-32052.html

4. Рейтинг эффективности крупнейших сетевых ритейлеров // РБК статистика. 2011 - Режим доступа: http://rating.rbc.ru/article.shtml?2011/11/29/33491278

5. Фелдмани И. Статистика крупнейших сетевых ритейлеров зарубежного рынка. 2011 - Режим доступа: http://www.csb.gov.lv/en

6. Федеральная служба государственной статистики// Вопросы статистики. 2010, №7 - Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/retail/

7. INFOLine. 550 торговых сетей FMGG России. 2010 - Режим доступа: http://megaresearch.ru/files/demo_file/6995.pdf

8. OZON.ru. Пресс - релизы интернет магазина. 2011 - Режим доступа: http://www.ozon.ru/context/detail/id/6093720/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. INFOLine. Итоговый рейтинг ТОП 100 ритейлеров России. 2010 - Режим доступа: http://top100.retailer.ru/media/upload/top100/05/03/lNF0LineRetailerRussiaT0P-100_2011.pdf

List of references:

1. A. Shalina M. Dv-brand and Euroset. 2012 - Mode of access: http://www.dv-reclama.ru/dvbussines/press/detail.php?blog=euroset&post_id=15811

2. Results of the Conference of National Association of e-commerce. 2011 - Mode of access: http://www.minpromtorg.gov.ru/stats/industry/12-2011/7

3. Feldman J. The turnover of retail trade. 2011 - Mode of access: http://www.csb.gov.lv/en/notikumi/retail-trade-turnover-june-2011-32052.html

4. Rating the effectiveness of the largest network of retailers / / RBC statistics. 2011 - Mode of access: http ://rating.rbc.ru/article .shtml?2011/11/29/33491278

5. Feldman I. Statistics of the largest network of retailers in foreign markets. 2011 - Mode of access: http://www.csb.gov.lv/en

6. Federal State Statistics Service / / Problems of Statistics. 2010, №7 - Mode of access: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/retail/

7. INFOLine. 550 retailers FMGG Russia. 2010 - Mode of access: http://megaresearch.ru/files/demo_file/6995.pdf

8. OZON.ru. Press - Press releases online store. 2011 - Mode of access: http://www.ozon.ru/context/detail/id/6093720/

9. INFOLine. The final rating of top 100 retailers in Russia. 2010 - Mode of access: http ://top100.retailer.ru/media/upload/top100/05/03/INFOLineRetailerRussiaTOP-100_2011.pdf

№ 4 (8) - 2012

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.