КРУПНЕЙШИЕ СЕТЕВЫЕ РИТЕЙЛЕРЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Е.К. Решетняк, студент
Научный руководитель: О.В. Гартованная, канд. с.-х. наук, доцент Донской государственный аграрный университет (Россия, п. Персиановский)
Аннотация. в данной статье рассматриваются ритейлеры на российском рынке, также сегменты, в которых работают ритейлеры, такие как: электроника, косметика, автосалоны, спорт и многие другие. Рассматривается сетевой ритейл. Ритейл - это способ продажи товара конечному потребителю через офлайн магазины. Проанализирован рейтинг крупнейших ритейлеров сегмента FMGG, их выручка за 2015-2017 года, представлен прирост за 2016-2017 год. Приведен ассортимент, акции, инновации двух крупнейших ритейлеров.
Ключевые слова: ритейл, сегменты ритейлеров, сетевой ритейл, рейтинг ритейлеров сегмента FMGG, ассортимент.
В настоящее время экономика рыночного типа характеризуется развитием малого и среднего бизнеса, что является основой конкуренции. Однако, немалую роль представляет развитие ритейла, заинтересованной в получении большей прибыли среди конкурирующих фирм.
Ритейл (от англ. Retail переводится как розница) - это способ продажи товара конечному потребителю через офлайн магазины. Его часто называют розницей, розничной торговлей, розничной продажей.
Также ритейл - это магазины и другие стационарные точки, куда любой клиент может прийти и купить товар согласно указанной не него цене.
Существует множество сегментов, в которых работают ритейлеры, вот некоторые из них:
- FMCG сегмент- быстро оборачиваемые потребительские товары
- БиКТ сегмент - расшифровывается как бытовая и компьютерная техника
- DIY (Ди Ай Вай) сегмент -Doityourself переводится как сделай сам. Это магазины товаров для дома и сада.
- Электроника - это магазины современной электроники: ПК, сотовые телефо-
ны, планшеты и аксессуары. Часто данный сегмент называют сотовым ритейлом.
- Мебель
- Спорт
- Косметика
- Аптеки, сейчас набирает популярность формат магазинов ёго§епе
- Автосалоны.
В настоящее время на рынке имеется множество сегментов, но к вышеперечисленным относится подавляющее большинство магазинов, а также самые большие товарообороты.
Подробнее рассмотрим такой вид ри-тейлинга, как сетевой. Сетевой ритейл -это группа магазинов, объединенных, как правило под один бренд, осуществляющих одинаковую товарную политику, а также имеющих общую инфраструктуру: склады, поставщиков, логистику и партнеров. Такие магазины могут быть объединены под одним собственником, часто используется франчайзинг.
Рейтинг крупнейших ритейлеров сегмента БМОО, то есть быстро оборачиваемых потребительские товары представлен в таблице 1.
Таблица 1. Рейтинг крупнейших ритейлеров в РФ *
Место Название Выручка (млрд.руб) Прирост
компании 2015 2016 2017 (%)
1 ПАО «Магнит» 950,61 1075 1143
2 Х5 ЯйаПагоирКУ. 804,13 1025 1286
3 «Ашан Ритейл Россия» 403 410 365,2 0
4 ГК «ДИКСИ, группа компаний» 272,3 311,2 282 0
5 ООО «Лента» 252,8 306,4 365 19,12
Примечание: *По данным сайта www.rbc.ru
По данным таблицы, видно, что самыми крупными ритейлерами в РФ являются ПАО «Магнит» и «X5 RetailGroupN.V.», и имеют наиболее высокий прирост, по сравнению с таким ритейлером как «Ашан Ритейл Россия».
Рассмотрим один из крупнейших ритейлеров России - ПАО «Магнит». Он представляет собой объект нового для каждого города формата: современная функциональная архитектура, просторная планировка, большая и удобная парковка, продажа полного набора товарного ассортимента для всей семьи в одном месте, организация зоны общественного питания -всё это сегодня остро востребовано на рынке услуг каждого города, где работают гипермаркеты или идет их строительство.
На 30 июня 2017 года сеть компании включала 14 844 торговые точки, из них: 11 114 - в формате «магазин у дома», 240 гипермаркетов, 190 магазинов «Магнит Семейный» и 3 300 - «Магнит Косметик». Выручка компании за 2017 год составила 1,143 триллиона рублей.
ПАО «Магнит» на протяжении нескольких лет занимает лидирующие позиции в списке ритейлеров, как продовольственных товаров, так и многих других, например, список Forbc и Российский ме-диахолдинг РБК. Розничная сеть вошла в рейтинг «250 крупнейших мировых ретей-леров» международной консалтинговой компании Deloitte Global.
Магазин «Магнит» отличается богатым ассортиментом. В нем представлены следующие однородные группы товаров:
хлеб и хлебобулочные изде-лия;зерномучные и плодоовощ-ные;кондитерские и вкусовые;сахар и са-харопродукты;крахмал и крахмалопродук-ты; растительные масла; алкогольные и безалкогольные напитки; детское питание; молоко и молочные продукты; мясо и мясопродукты; рыба и рыбные продукты; яйца и яйцепродукты; икра и икорные продукты; бытовая химия; косметика; табачные изделия; хозяйственные товары; газеты, журналы, открытки и канцелярские товары.
Не меньше ассортимент и у «X5 RetailGroup N.V.». Сеть X5 RetailGroup включает в себя супермаркеты «Пятерочка», «Перекресток», гипермарке-ты «Карусель» и магазины «Экспресс», а также распределительные центры и грузовой автотранспорт.
Но для осуществления полноценной конкуренции, одного только широкого ассортимента недостаточно. Поэтому крупнейшие розничные сети проводят различные акции, расширяют свои площадки, открывают различные магазины, так например ПАО «Магнит» запустил в 2017 году новый формат «Магнит Аптека», вносят инновации, идут в ногу со временем, так «X5 RetailGroup N.V.» запустила проект Smart Wi-Fi, в рамках которого создаётся бесплатная сеть Wi-Fi в 250 московских супермаркетах «Перекрёсток» с возможностью отправки покупателям рекламных сообщений и push-уведомлений сразу после их подключения к сети.
Библиографический список
1. http://moneymakerfactory.ru/
2. ритейл-маркетиингмосква 2015 г Нордфальт Й. стр 207
3. https://5ka.ru/about/Федеральная торговая сеть «Пятёрочка» - крупнейшая российская сеть продуктовых магазинов «у дома»
4. http://magnit-info .ru/about/hi story/
5. https://www.x5.ru/ru
LARGEST NETWORK RETAILERS: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW E.K. Reshetnyak, student
Supervisor: O.V. Gurtovannaya, candidate of agricultural sciences, associate professor Don state agrarian university (Russia, Persianovo)
Abstract. In this article retailers are considered on the Russian market, as well as segments in which retailers work, such as electronics, cosmetics, car dealerships, sports and many others. Considered network retail. Retail is the way to sell goods to the end consumer through offline stores. The rating of the largest retailers of the FMGG segment is analyzed, their revenues for 2015-2017, the growth for 2016-2017 is presented. The range, shares, innovations of the two largest retailers are presented.
Keywords: retail, segments of retailers, retail network, rating of retailers of the FMGG segment, assortment.