ПАРАМОНОВА Татьяна Николаевна
Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой технологий и управления продажами
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
117997, РФ, г. Москва, Стремянный пер., 36 Контактный телефон: (499) 237-60-46 e-mail: t_paramonova@inbox.ru
УРЯСЬЕВА Татьяна Ивановна
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры технологий и управления продажами
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
117997, РФ, г. Москва, Стремянный пер., 36 Контактный телефон: (499) 237-60-46 e-mail: urtativ@mail.ru
РАМАЗАНОВ Ибрагим Агаевич
Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры технологий и управления продажами
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
117997, РФ, г. Москва, Стремянный пер., 36 Контактный телефон: (499) 237-60-46 e-mail: iaramazanov@mail.ru
ПОПОВА Ирина Николаевна
Старший преподаватель кафедры технологий и управления продажами
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
117997, РФ, г. Москва, Стремянный пер., 36 Контактный телефон: (499) 237-60-46 e-mail: popovairen@mail.ru
Влияние маркетинговой среды на развитие российского продуктового ритейла
< s
Выявлены тенденции изменения покупательского поведения на рынке продуктового ритейла. Показано влияние сетевой организации розничной торговли как экономического и социального инструмента на качество жизни населения. Отмечено увеличение онлайн-каналов продаж. Уточнен подход к классификации розничных торговых сетей в зависимости от масштабов деятельности: международные, федеральные, региональные и локальные, что дает возможность ориентации их деятельности на определенный средний уровень жизни населения в отдельных географических регионах России. Проанализировано влияние факторов внешней макросреды (законодательных, экономических, социально-демографических, технологических) на развитие продуктового ритейла. Систематизированы проблемы в системах управления и организации бизнеса в российском ритейле: отсутствие понимания целевого потребителя, эффективных инструментов управления ассортиментом, неоптимизированные бизнес-процессы и низкая операционная эффективность, кадровые проблемы. Показано, что для сохранения
S3 н
я н
рыночной позиции розничных торговых сетей в экономически сложные периоды необходимы разработка и внедрение целостной антикризисной концепции, включающей маркетинговые инструменты преодоления сложившейся ситуации.
JEL classification: L81
Ключевые слова: торговая сеть; продуктовый ритейл; проблемы российского ритейла; макроэкономические факторы; прогнозная оценка; поведение торговых сетей.
Сточки зрения масштабов и влияния на уровень жизни населения торговля является важнейшей отраслью экономики. В ней занято более 18% трудоспособного населения Российской Федерации (13,5% мужчин и 23,7% женщин)1.
За короткий промежуток времени российская розничная торговля прошла в своем развитии путь от стадии становления и формирования свободной торговли до стадии замедления роста. Данные Госкомстата подтверждают, что в последние годы темпы роста розничного товарооборота по России в целом замедляются. Снижение наблюдается начиная с 2012 г., когда они в сопоставимых ценах составили 106,3% к предыдущему году; в 2013 г. прирост составил 103,9%, в 2014 г. - 102,7%. В I квартале 2015 г. сокращение розничных продаж продолжается: по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года они составили 93%2. Прогнозные значения показателя объема розничных продаж в 2015 г. составляют 91,8-92% к уровню 2014 г.3 Это связано в основном с повышением цен и снижением покупательной способности населения. Как следует из данных официальной статистики, за январь-февраль 2015 г. Россия импортировала продуктов на общую сумму 3,7 млрд дол., в 1,7 раза меньше, чем за аналогичный период 2014 г., что, разумеется, повлияло и на рост цен. Помимо объективных факторов, прежде всего таких как резкое ослабление курса рубля, участие стран-поставщиков продуктов питания в санкциях против России, на росте цен в розничной торговле сказались спекулятивные действия участников рынка.
Почти двадцать лет торговля являлась одним из наиболее быстро развивающихся секторов экономики в России и занимала лидирующие позиции в структуре валового внутреннего продукта. За это время изменился образ жизни потребителей, стали проявляться новые для российского потребителя качества: россияне стали ценить свое свободное время, изменились формы проведения досуга. Соответственно меняется и покупательское поведение. Как показывают наши исследования рынка продуктового ритейла, многие покупатели со средними доходами и доходами выше среднего уровня уже отдают предпочтение, наряду с супермаркетами, магазинам эконом-класса, во многом благодаря удобству их расположения, что позволяет тратить значительно меньше времени на совершение покупок. Активно растет российский рынок онлайн-торгов-ли, темпы развития которой значительно опережают сетевую розницу, однако сегмент продовольственных товаров увеличивается не так стремительно. Для удержания своих покупателей, создания большего удобства для совершения покупок, более высокого уровня сервиса торговые сети стремятся к активному развитию этой формы торговли. Аналитики розничного бизнеса предполагают, что к концу 2015 г. отечественный ритейл станет гибридным, большинство компаний будут увеличивать онлайновые каналы продаж и обслуживания с последующей возможностью интеграции сервисов [2. С. 112]. В то же время многие эксперты считают, что возможности агрессивного роста российского ритейла исчерпаны, и в купе с ужесточением конкуренции внутри
1 Данные Госкомстата 2014 г. Режим доступа: http://www.gks.ru.
2 Официальный сайт Государственного комитета статистики. Режим доступа: http://www. gks.ru/.
3 Социально-экономическое положение России / Росстат, 2015 г. Режим доступа: http://www. gks.ru/bgd/regl/b14_01/Main.htm.
отрасли это подводит руководство продуктового ритейла к необходимости принятия эффективных управленческих решений. Актуализируются задачи исследования внешней среды функционирования отрасли для раскрытия внутренних проблем развития.
В настоящее время на российском рынке продуктового ритейла (сектор FMCG -Fast Moving Consumer Goods, товары повседневного спроса) работают сетевые и независимые торговые предприятия. Современное развитие розничной торговли в России во многом повторяет путь, который эта отрасль уже прошла в странах с развитой экономикой, одной из характерных черт является создание и широкое распространение сетей и сетевых продуктов. Именно сетевая организация розничной торговли делает ее важнейшим экономическим и социальным инструментом, непосредственно влияющим на качество жизни миллионов людей. Сетевая организация, управляемая из единого центра, имеет возможности централизации закупочной деятельности, разработки стратегии размещения магазинов, создания собственного бренда, что создает предпосылки для снижения издержек, более удобного расположения торгового предприятия, повышения его узнаваемости, а при эффективном позиционировании и сильных ассоциативных связей [5. С. 78].
Эффективное функционирование сетевой торговли требует создания определенных условий. Прежде всего, должен быть преодолен торговый дефицит, когда торговля лимитируется предложением товаров. Кроме того, необходим определенный средний уровень жизни покупателей. Чем выше уровень жизни в стране, в регионе, тем разнообразнее и требовательнее запросы покупателей, тем многообразнее способы удовлетворения этих запросов, что повышает конкурентные преимущества розничных торговых сетей перед другими формами организации розничной торговли, создавая благоприятные условия для их развития. Успехи сетевого ритейла могут служить индикатором наступления новой эры в сфере организации потребления - эры господства крупномасштабных розничных торговых сетей, способных соединять изобилие товаров и услуг с учетом индивидуальных запросов каждого покупателя.
В России выделяют четыре типа торговых сетей в зависимости от масштабов деятельности: международные, федеральные, региональные, локальные. Если с международными сетями все ясно - они должны быть представлены иностранными компаниями либо работать по их франшизе, - то разделение российских компаний на федеральные, региональные и локальные вызывает вопросы [4. С. 28].
В конце 2007 г. УФАС ввело критерий оценки того, имеет ли право торговая сеть называться федеральной. Согласно этому критерию к федеральным сетям могут относиться только ритейлеры, которые представлены во всех 86 субъектах РФ. Из этого следует, что федеральные компании планируют экспансию во все регионы. Однако мы считаем, что к федеральным торговым сетям относятся те, которые развивают магазины в крупных регионах России, включая Москву или Санкт-Петербург. Региональные сети в основном работают в рамках региона (области, края); локальные - в сегменте одной области, города. Практически во всех крупных и средних городах России присутствуют локальные торговые сети (рис. 1).
В развитии торговых сетей проявляются следующие тенденции:
• вхождение на российский потребительский рынок международных торговых сетей. Стимулом для этого послужила динамика экономических показателей внутренней торговли России, которая по темпам роста опережает рынки Западной Европы. Появление западных компаний, имеющих огромный инвестиционный потенциал и большой опыт организации торговли, способствует формированию конкурентной среды в торговой отрасли. На российском рынке ритейла в настоящее время наиболее эффективно свою деятельность ведут «Metro» (Германия) и «Auchan» (Франция);
Рис. 1. Распространение торговых сетей в России
• региональная экспансия национальных торговых сетей [1. С. 11]. Для отечественных компаний одним из приоритетных направлений становятся региональные рынки. Сложность продвижения сетей в регионы связана с наличием административных барьеров, недостатком собственных оборотных средств, неразвитостью системы дистрибуции, низкой покупательной способностью населения. Вместе с тем, несмотря на трудности, многие российские компании осваивают региональные розничные рынки. Наиболее ярко эта тенденция стала проявляться с конца 2003 г. Лидеры по присутствию в регионах: «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Метро»;
• выход региональных сетей в Москву. В столице успешно действуют торговые сети Калининграда, Краснодара, Санкт-Петербурга;
• продвижение столичных и региональных торговых сетей в другие города. Особенно перспективными в этом плане считаются районные центры.
Несмотря на активное развитие сетевого ритейла, обеспеченность торговыми площадями в России в 1,5 раза ниже, чем в ТОП-5 стран Европы. К примеру, в Германии на 1000 человек населения приходится 1460 кв. м торговых площадей, в то время как в России - 680 кв. м. Доля современных форматов ритейла в России не более 57% всего оборота, в странах Западной Европы она достигает 90%. Существенные темпы строительства новых торговых центров в нашей стране привели к тому, что 85% всех торговых площадей, строящихся в Восточной Европе, приходится на долю Москвы и Санкт-Петербурга. Но обе столицы и европейская часть страны уже близки к удовлетворению потребностей в торговых центрах, поэтому дальнейшее развитие будет возможно только за счет движения ритейл-сетей на восток. В первую очередь торговые сети будут приходить в регионы и города с более высоким уровнем социально-экономического развития и наибольшей транспортной доступностью - вблизи крупных транспортных магистралей, например Транссиба или БАМа.
Степень концентрации российского рынка розничной торговли продуктами питания весьма мала - на долю трех крупнейших игроков приходится 14% рынка, что существенно уступает аналогичным показателям стран Восточной и Западной Европы. В свою очередь, низкая концентрация капитала создает предпосылки для усиления конкуренции среди розничных сетей. На данном этапе развитие конкурентной борьбы в первую очередь выражается в захвате дополнительных рынков сбыта за счет роста самой торговой сети, в том числе путем использования франчайзинговых схем, а также сделок по слиянию и поглощению. Как следствие, оперирующие на российском рынке сети активно
увеличивают свое присутствие в Москве и регионах, что приводит к рекордным показателям темпов роста бизнеса. Показатели роста объема продаж ведущих торговых сетей превышают аналогичные показатели по рынку торговых сетей в целом, а для продовольственных сетевых магазинов - по рынку продуктового ритейла соответственно. Так, например, продажи «Метро Кэш энд Керри» в России за 2013 г. составили 183 224 млн р. (рост по сравнению с 2012 г. - 11,3%). Выручка группы компаний «Дикси» за 2014 г. выросла на 26,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. и составила 229,0 млрд р. Чистая выручка сети «Лента» по итогам 2014 г. составила 194,0 млрд р., увеличившись на 34,5% по сравнению с 2013 г. Чистая выручка сети «О'Кей» по итогам 2014 г. составила 151,98 млрд р., увеличившись на 9,0% относительно 139,46 млрд р. за 2013 г.
Анализ показателей деятельности федеральных продовольственных сетей показывает, что их доля в продовольственной рознице составляет 22,2%, в то время как на долю двух компаний-лидеров (Магнит и X5 Retail Group) приходится 11,3% розничного оборота продовольствием и 50,9% оборота Тор-10 крупнейших компаний сектора FMCG (см. таблицу).
Рейтинг крупнейших компаний FMCG ритейла по объему реализации продукции, 2014 г.
Компания Товарооборот, млн р. Доля в розничном товарообороте торговли продовольствием, % Доля в Тор-10 продовольственного ритейла, %
1. Магнит 763527 6,2 27,8
2. X5 Retail Group 633873 5,1 23,1
3. Ашан 334107 2,7 12,2
4. Дикси 228988 1,8 8,3
5. Метро Кэш энд Керри 207580 1,7 7,6
6. Лента 193988 1,6 7,1
7. O'Key 149916 1,2 5,4
8. Spar 86 221 0,7 3,1
9. Монетка 75 443 0,6 2,7
10. Седьмой континент 75 443 0,6 2,7
Всего Тор-10 2 749 086 - 100,0
Составлено авторами на основе данных компаний.
На поведение продуктового ритейла влияет множество факторов внешней макросреды, важнейшие из которых - законодательные, экономические, социально-демографические, технологические. Ключевым фактором, определяющим возможности достижения целевых показателей продуктового ритейла, являются потребительские намерения и их трансформация в потребительское поведение. Эти факторы определяют объем платежеспособного спроса и уровень издержек по формированию предложения в данном секторе, обусловливают инвестиционную привлекательность отрасли и, следовательно, возможности ее развития.
Происходящие изменения в экономике России серьезно влияют на потребительские настроения. По данным Госкомстата индекс потребительской уверенности в I квартале 2015 г. снизился по сравнению с IV кварталом 2014 г. на 14 процентных пунктов и составил -32%. При этом наибольшее изменение наблюдается в группе экономически активного населения в возрасте 30-49 лет, где значение индекса снизилось на 16 процентных пунктов за анализируемый период и составило -33%, максимально приблизившись по своему значению к оценке возрастной группы в возрасте 50 лет и старше -34%. Падение
индекса связано с выплеском эмоций потребителей как ответной реакцией на высокий уровень инфляции, высокими и быстро растущими процентными ставками, существенным сокращением денежных доходов значительной части населения, сжатием потребительского кредитования и другими негативными макротенденциями в экономике. Серьезную трансформацию претерпевает оценка населением России изменений в экономике. Индекс произошедших изменений в экономике России в I квартале 2015 г. составил -52% против -26% в IV квартале 2014 г. Значение индекса ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу снижается в I квартале 2015 г. на 4 процентных пункта и составляет -18%.
Очевидно, что население озабочено состоянием национальной экономики, растущими ценами на товары и услуги, в первую очередь на продукты питания. Ритейлеры уже отмечают явный тренд на переориентацию покупателей в сторону товаров из более низкого ценового сегмента, причем переход на более дешевые товары характерен для всех товарных категорий и социальных групп потребителей (данные исследовательской компании Nielsen). Как видно из результатов опросов, 78% респондентов готовы более экономно тратить свой семейный бюджет (рис. 2).
На наш взгляд, наибольшие благоприятные ожидания в отношении развития продуктового ритейла могут быть связаны с ростом денежных доходов населения России, и в первую очередь экономически активной его части. Прогнозные же данные свидетельствуют, что реальные доходы населения в 2015 г. сократятся на 9,8%, и только с 2016 г. ожидается их небольшой прирост (к уровню наибольшего спада 2015 г.) на 2,1%, а в 2017-2018 гг. - на 4,1-4,2% к уровню 2016 г.1
По мнению аналитиков, нельзя исключить дальнейшее ужесточение режима санкций против России, что, безусловно, отразится на состоянии рынка продуктового ритейла [3. С. 54]. В создавшихся условиях необходимо ускорить разработку эффективной стратегии импортозамещения продовольствия с обоснованием приоритетных направлений для вложения инвестиций. Возможности импортозамещения будут сдерживаться ростом расходов на приобретение импортных ресурсов и сужением доступа к кредитованию2.
Усилится влияние на рынок продуктового ритейла демографических факторов. По прогнозу Минэкономразвития РФ в ближайшие годы сокращение численности населения трудоспособного возраста составит почти 1 млн чел. в год, а это значит, что будет наблюдаться тенденция старения населения [6]. По прогнозу Госкомстата (реалистический или средний вариант) общий прирост населения России будет сокращаться с 346,6 тыс. чел. в 2016 г. до 286,5 в 2018 г., а по пессимистическому (низкому) варианту - со 189,5 тыс. чел. до 26,3 тыс. чел. соответственно, а начиная с 2019 г. уже будет наблюдаться отрицательная динамика прироста3. Такой негативный прогноз позволяет констатировать сокращение объема внутреннего спроса на российском рынке розничного ритейла в период 2016-2018 гг.
На данном этапе регулирование рынка продуктового ритейла является одним из проблемных вопросов, касающихся его среднесрочного (до 2020 г.) развития. Закон о торговле, который вступил в силу с 1 февраля 2010 г., наделяет правительство правом ограничивать на срок до 90 дней предельные розничные цены на важнейшие виды продовольственных товаров в случае их повышения на 30% и более в течение 30 дней. Постановлением Правительства РФ о регулировании цен на социально значимые товары (№ 530 от 15 июля 2010 г.) определен перечень соответствующих товаров.
1 Социально-экономическое положение России / Росстат, 2015 г. Режим доступа: gks.ru/bgd/regl/b14_01/Main.htm.
2 Там же.
3 По данным Государственного комитета статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
Покупаю больше РМСО 7%
Покупаю столько же РМСО 60%
Покупаю меньше РМСО 33%
Трачу значительно меньше денег Трачу немного меньше денег Трачу столько же денег Трачу немного больше денег Трачу значительно больше денег
20
44
3
10 15 20 25 30 35 40 45
Скорее да 50%
Скорее нет 20%
Точно да 28%
Рис. 2. Изменение потребительского поведения сектора БМС01 (декабрь 2014 г. по сравнению с августом 2014 г.): а - изменение объема покупок; б - изменение объем затрат; в - стали ли более экономны?
В создавшейся экономической ситуации торговые сети определили перечень товаров, входящих в так называемую «социальную корзину», и осуществляют инвестиции в цены на данные товарные позиции. Вопрос о том, насколько такое решение торговых сетей соответствует их интересам и как долго они могут справляться с такой ситуацией, требует научного обоснования. На наш взгляд, такие жизненно важные вопросы, затрагивающие интересы не только торговли, но и всего общества, требуют разработки научных подходов и методов регулирования розничных цен, которые были бы адекватны сложившейся экономической ситуации и этапу развития рыночной экономики России. Механизмы разработки данных решений должны учитывать интересы торговли,
а
%
б
в
1 http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/reports/2014/consumer-confidence-index-russia-q4-2014. Ыш1.
которые в условиях рыночной экономики, конкурентного рынка должны быть направлены на создание потребительской ценности предложения на основе изучения потребительских предпочтений.
Научно-технический прогресс оказал огромное влияние на развитие розничной торговли - это и оснащение магазинов современным торгово-кассовым оборудованием, компьютерами, системами контроля, и полный спектр автоматизированных услуг по хранению запасов, и кассы самообслуживания. Лидер рынка продуктового ритейла сеть «Магнит» помимо эффекта масштаба бизнеса, который позволяет получать более выгодные условия у поставщиков, имеет одну из самых эффективных IT-систем в отрасли. Она учитывает такие параметры, как оценочный бюджет на продукты питания в домохозяйствах района вокруг каждого конкретного магазина, данные об основных конкурентах и т. д. На основе этой системы «Магнит» может устанавливать целевые значения по трафику и рентабельности для отдельного магазина, а также точечно инвестировать в цены и работать с ассортиментом. Например, если рядом с магазином есть офисы, сеть может нарастить предложение собственной продукции с расчетом на то, что она будет покупаться офисными сотрудниками на обед или ужин. Руководство продуктовым ритейлом может оценивать внедрение современных IT-систем как эффективные долгосрочные инвестиции, которые позволят расширить число потенциальных покупателей, увеличить потребительскую ценность предложения, а значит, и денежные потоки предприятия [7. С. 37].
В периоды экономических спадов становятся очевидными проблемы в системах управления и организации бизнеса в российском ритейле [4. С. 78]:
• отсутствие понимания целевого потребителя - изменения его стиля жизни, уровня доходов, которое определяет изменение предпочтений целевых покупателей относительно качества товаров, уровня цен, сервиса, мест покупок. В такой ситуации с наибольшими проблемами столкнулись ритейлеры с нечетким позиционированием своего торгового предприятия с точки зрения комбинации формата, ассортимента, цен и уровня сервиса;
• отсутствие эффективных инструментов управления ассортиментом, которые в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры позволяли бы адекватно оценивать и быстро реагировать на новые потребности покупателей;
• неоптимизированные бизнес-процессы и низкая операционная эффективность. В период кризиса компаниям важно использовать все ресурсы экономии. Оптимизация процессов может принести существенную экономию на издержках, наибольший потенциал содержится в оптимизации управления цепочкой поставок и оптимизации процессов в самих розничных предприятиях;
• кадровые проблемы - болевая точка российского ритейла. Причем это касается не только линейного персонала, но и менеджеров всех уровней управления. Эксперты и аналитики рынка ритейла считают, что именно они стали причиной смены лидера отрасли X5 Retail Group. Розничная торговля характеризуется высокой текучестью кадров, уровень которой в продуктовой рознице значительно выше, чем, например, в розничных предприятиях, торгующих модными товарами (одеждой, аксессуарами и т. д.). Так, если в продуктовых магазинах крупных форматов текучесть кадров составляет 100-150% в год, то в магазинах одежды, обуви, аксессуаров -на уровне 30-50%, причем чем выше уровень марки, тем показатели текучести персонала ниже.
Реакция компаний - участников рынка на экономические спады, как правило, носит бессистемный характер и сводится к известным антикризисным мерам, основными из которых являются: сокращение персонала и товарного ассортимента, переход на закупку товаров с более низкими ценами, предоставление скидок и т. д. Такие действия направлены на достижение краткосрочных целей, в то время как для сохранения
рыночной позиции в экономически сложные периоды необходимы разработка и внедрение целостной антикризисной концепции, включающей маркетинговые инструменты преодоления кризисной ситуации.
Оперативные меры зачастую необходимы для предотвращения банкротства и повышения ликвидности в краткосрочной перспективе (компаниям приходится продавать активы и сокращать персонал). Однако, планируя эти мероприятия, необходимо одновременно оценивать возможные негативные последствия принимаемых решений (например, потерю клиентов).
Исследование показало, что рынок российского ритейла начиная с 2012 г. демонстрирует тенденции к замедлению темпов роста, в то же время оставаясь достаточно привлекательным для инвестиций как российских, так и международных компаний. Многие российские торговые сети имеют темпы продаж, значительно превышающие среднерыночные показатели, хотя в ряде случаев эти темпы ниже предыдущих наиболее благоприятных экономических периодов. Таким образом, у продовольственного ритейла существует определенный запас прочности, чтобы выдержать период экономического спада.
В то же время отмечаются неблагоприятные макротенденции, которые могут негативно отразиться на состоянии и развитии рынка ритейла. Так, в России наблюдается снижение индекса потребительской уверенности, сказывается влияние кризисных настроений, происходит переориентация покупателей в сторону более дешевых товаров. Модели сбережения, на которые переходят россияне, негативно отражаются на развитии ритейла. В сложившейся ситуации важна помощь государства, необходимо поддерживать не только малый бизнес в торговле, но и крупные торговые сети, которые наиболее привлекательны для населения, так как дают возможность выбора при удовлетворении потребностей. Государство многое делает для улучшения демографической ситуации, но этого явно недостаточно. Снижается численность населения трудоспособного возраста, наблюдается тенденция старения населения, что оказывает негативное влияние на развитие ритейла уже в настоящее время, а к 2018 г. эта тенденция усилится.
Следует отметить низкий уровень организации бизнеса в российском ритейле, отказ от привлечения научных сил к решению управленческих проблем. Требуется вложение инвестиций в правильное позиционирование, а при необходимости и репози-ционирование, в исследования, позволяющие разрабатывать эффективные стратегии управления товарным ассортиментом, ценами, цепочками поставок и т. д.
Кадровые проблемы российского продовольственного ритейла во многом обусловлены низким уровнем внутрифирменного менеджмента. Недостаточный уровень оплаты труда, высокая психологическая нагрузка, отсутствие четких должностных инструкций, слабое внимание к повышению уровня корпоративной культуры - вот причины, вызывающие высокую текучесть кадров. Для решения этих вопросов необходимо проведение научных исследований, после чего могут быть выработаны рекомендации.
Источники
1. Красюк И. А. Современное состояние и проблемы развития розничной торговли в регионах // Практический маркетинг. 2015. № 6 (220).
2. Кушнир А. О., Моисеева Н. К. Организационно-экономические отношения при взаимодействии традиционного и онлайн рынков // Организатор производства. 2015. № 7 (66).
3. Мониторинг розничных цен при спаде покупательской активности / И. И. Ско-робогатых, Т. Н. Парамонова, И. А. Рамазанов, Т. И. Урясьева, И. Н. Попова // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2015. № 4 (82).
4. Попова И. Н. Развитие сетевого продовольственного ритейла России. М. : Дашков и Ко, 2013.
5. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учеб. пособие / кол. авторов; под ред. А. А. Есютина и Е. В. Карповой. М. : КноРус, 2007.
6. Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Режим доступа: http:// economy.gov.ru.
7. Шальнова О. А., Зинцова М. В., Ребрикова Н. В. Технологии формирования потребительской лояльности в розничной торговле / под ред. О. А. Шальновой. М. : Дашков и Ко, 2014.