Список литературы /References
1. Айрапетян Д.Д. Состояние и тенденции изменения деловой активности в пищевой промышленности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», 2016. Том 8. № 5.
2. Иванова В.Н. Повышение качества пищевой продукции - ключевой приоритет реализации государственной политики Российской Федерации в области здорового питания // Пищевая промышленность, 2016. № 5. С. 8 - 14.
3. Незамайкин В.Н. Финансовое планирование и бюджетирование: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. С. 14.
4. Павлова Е.Н. Управление предприятием с помощью системы бюджетирования // Концепт, 2015. № S5. С. 1 - 7.
5. Урасова Н.Г. Бюджетирование как инструмент управленческого учета организаций пищевой промышленности // Известия Волгоградского государственного технического университета, 2015. № 3. С. 89 — 93.
CHARACTERISTIC FEATURES OF THE FOOD MARKET IN RUSSIA IN 2017 Voronova M.I. (Russian Federation) Email: Voronova224@scientifictext.ru
Voronova Mariya Igorevna - undergraduate, ACADEMIC DEPARTMENT OF TRADE POLICY, PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW
Abstract: the economic and social crisis has led to changes in the consumer market. The decrease in real incomes of the population had an impact on consumption and changed the behavior of consumers, which in turn affected retail activities. This situation affected the food retail. In this regard, the government and retailers are looking for and implementing various ways to increase consumer loyalty, stimulate sales and improve their results. This provided the main trends in the development of the food market. Keywords: food market, development features, trends.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В РОССИИ В 2017 ГОДУ Воронова М.И. (Российская Федерация)
Воронова Мария Игоревна - магистрант, кафедра торговой политики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: экономический и социальный кризисы привели к изменениям на потребительском рынке. Уменьшение реальных доходов населения оказало влияние на потребление и изменило поведение покупателей, что в свою очередь отразилось на деятельности розничной торговли. В большей степени эта ситуация сказалась на продовольственной рознице. В связи с этим государство и ритейлеры ищут и внедряют различные пути повышения лояльности потребителей, стимулирования продаж и улучшения показателей своей деятельности. Это обеспечило основные тенденции развития продуктового рынка.
Ключевые слова: продуктовый рынок, особенности развития, тенденции.
УДК 339.13.024
За последние несколько лет на потребительском рынке произошли серьезные изменения, причиной которых стал экономический, а затем и социальный кризис. Начавшийся в 2014 году спад экономики привел к тому, что население потратило все свои сбережения и перешло в режим тотальной экономии. По данным Банка России за 2014-2016 гг., потребительский спрос находится в стадии длительной рецессии. При этом продуктовая розница чувствует себя менее уверенно, чем непродовольственный сектор [1, с. 2].
Если рассматривать торговлю продуктами питания, то в настоящее время наблюдается неравномерный рост потребительского спроса. В основном покупательская активность приходится либо на конец года, либо приурочена к праздникам. Несмотря на эту закономерность, уровень продаж ниже докризисного периода. Это связано со значительными изменениями в поведении потребителей.
Тенденции таковы, что стремление сэкономить и уменьшение объемов потребления продуктов являются основными характеристиками среднестатистического покупателя в России. По данным исследования компании Nielsen «Российский покупатель в новых экономических условиях», проведенного осенью 2016 года, россияне по-прежнему считают ценовой фактор наиболее важным при принятии решения о покупке. Более 60% респондентов отметили, что стремятся найти товар по самой низкой цене [4]. Помимо этого большое внимание покупатели уделяют промо-предложениям или наличию скидки на предлагаемые товары. Показатель качества при этом учитывается минимально. Многие предпочитают находить данную информацию онлайн, через сообщества в социальных сетях или мобильные приложения, избегая посещения магазинов и незапланированных покупок.
Помимо этого на потребительском рынке произошли и другие изменения. На рынке значительно увеличилась доля крупных продовольственных сетей. По состоянию на начало 2017 года они контролируют более 20% рынка, а лидерами являются «Магнит» и «X5 Retail Group» [2]. За время кризиса эти торговые сети максимально увеличили свое присутствие территориально, делая ставку на формат «дискаунтера» (10 251 магазин у «Магнита» и 7 787 магазинов у «Пятерчоки»).
В то время как торговые сети укрепляют свои позиции, несетевая розница столкнулась со многими проблемами. В основном эти предприятия размещены в небольших городах или малых населенных пунктах, где расширяют свое присутствие торговые сети. При размещении в крупных мегаполисах малая розничная торговля больше отвечает удовлетворению спонтанных потребностей. В целом, небольшие розничные предприятия не могут конкурировать с сетевым ритейлом. Их закупочная мощность не позволяет реализовывать глубокий ассортимент товаров по конкурентоспособным ценам. Также им недоступны промо-акции, а внедрение программ лояльности вряд ли является целесообразным. В большей степени покупательский поток небольших магазинов обусловлен привычками населения.
С началом кризиса продуктовая розничная торговля столкнулась с падением объемов потребления, уменьшением трафика покупателей, а, следовательно, и объемов товарооборота и прочих показателей. Первоочередной задачей для нее стало привлечение покупателей за счет удержания более низких цен по отношению к конкурентам, увеличение доли промо -акций и улучшение их качественной составляющей, наращивание доли СТМ в ассортименте. Помимо этого большое внимание ритейлеры стали уделять расширению программ лояльности, при этом каждый клиент стал рассматриваться индивидуально с учетом имеющихся у него потребностей.
Однако теперь все эти мероприятия необходимо проводить с учетом изменений в Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вступивших в силу с 01.01.2017 года. В основном эти поправки коснулись регулирования условий договоров поставки, размера ретробонуса и иных выплат поставщикам, а также
34
дополнительных выплат, не связанных с исполнением договора поставки [6]. Это, в свою очередь, может привести к изменениям розничных цен в сторону увеличения.
Также было решено поддержать спрос населения на продукты питания на государственном уровне. Планируется ввести систему продуктовых карточек для малоимущих граждан. Это связано с тем, что реальные доходы населения остались без изменения, а около 20% граждан находятся за чертой бедности и не могут позволить себе приобрести определенные виды продуктов. Минпромторг надеется, что данная программа позволит наладить здоровое питание и поможет развитию российского производства. Ожидается, что «на каждый вложенный в программу рубль можно будет получить два рубля прироста ВВП».
У данной программы есть несколько особенностей. Например, деньги, перечисленные на карту, нельзя будет использовать не по назначению, а также накопить. При этом приобрести можно будет только продукты отечественных производителей из утвержденного списка, а также некоторые сельскохозяйственные товары. Карточки будут функционировать на основе российской многонациональной платежной системы («Мир»), которая создавалась как альтернатива иностранным «Visa» и «Mastercard». Их можно будет использовать во всех магазинах, которые готовы использовать эту систему [3].
По состоянию на 2017 год можно отметить несколько тенденций, характерных для продовольственного ритейла. Определенная часть потребителей, розница и государство оптимистично рассматривают сложившуюся ситуацию на потребительском рынке, несмотря на то, что на начало года индекс потребительских настроений составляет 72% [5]. При этом население не готово вернуться к докризисным объемам потребления, учитывая все мероприятия по привлечению покупателей и продвижению товаров. Поиск скидок и промо-акций стал своеобразной игрой, и покупатели пока не готовы от него отказаться. Однако качество продуктов будет играть все большую роль при выборе товара, и оптимальным вариантом для покупки станет качественная продукция по низкой цене. Многие россияне по-прежнему считают, что недопустимо покупать продукцию по высоким ценам и готовы экономить дальше, особенно на продуктах питания
Основным фактором развития продовольственного рынка является готовность населения переступить психологический барьер, установленный кризисом. Если это произойдет, то изменится структура потребления в пользу высокоценных продуктов питания.
Список литературы /References
1. Шаповалов А. Экономика переходит к положительной стагнации // Газета «Коммерсантъ», 2017. № 38. С. 2.
2. Ищенко Н. Крупнейшие продовольственные сети существенно нарастили долю рынка // Ведомости. [Электронный ресурс]: 2015. № 3989. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/12/25/622565-seti-narastili-dolyu/ (дата обращения: 15.03.2017).
3. Чалабов К. Продуктовые карточки: кому дадут, и как это будет работать?// Еженедельник «Аргументы и Факты». [Электронный ресурс]: 2017. № 7. Режим доступа:
http://www.aif.ru/money/mymoney/produktovye_kartochki_komu_dadut_i_kak_eto_bu det_rabotat/ (дата обращения: 15.03.2017).
4. Nielsen. Российские потребители ходят в магазин за низкими ценами // Nielsen. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2 016/september-2016-crisis-study.html/ (дата обращения: 14.03.2017).
5. Левада-центр «Социально-экономические индикаторы» // Портал Левада-центр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru/indikatory/sotsialno-ekonomicheskie-indikatory/ (дата обращения: 15.03.2017).
6. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-Ф3 (последняя редакция) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (дата обращения: 14.03.2017).
HR-BRANDING AS AN IMPORTANT FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF A MODERN COMPANY Rakhimov I.KH. (Russian Federation) Email: Rakhimov224@scientifictext.ru
Rakhimov Ildar Khaybullovich - Graduate student, DEGREE IN MANAGEMENT AND MARKETING, FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION CHELYABINSK BRANCH, CHELYABINSK
Abstract: in this article, the advantages and expediency of using HR branding as one of the most important factors of maintaining the image in the development of a modern company are considered. The main directions and development of it in Russia have been studied. In more detail, the types of HR branding were studied: internal, external, and formation. The analysis of the state of HR branding on the basis of the matrix of the «Boston Consulting Group (BCG Matrix)» was also conducted on the example of the JSC «Northern Installation Management Sevzapenergomontazh ».
Keywords: HR-branding, image, development, matrix, company.
HR-БРЕНДИНГ как важный фактор в развитии СОВРЕМЕННОЙ КОМПАНИИ Рахимов И.Х. (Российская Федерация)
Рахимов Ильдар Хайбуллович - магистрант, кафедра менеджмента и маркетинга, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Челябинский филиал, г. Челябинск
Аннотация: в данной статье рассмотрены преимущества и целесообразность применения HR-брендинга, как одного из самых важных факторов поддержания имиджа в развитии современной компании. Изучены основные направления и развитие его в России. Более подробно были изучены виды HR-брендинга: внутренний, внешний и формирование. Также был проведен анализ состояния HR-брендинга по принципу матрицы «Бостонской консалтинговой группы (BCG Matrix)» на примере компании АО «Северное монтажное управление Севзапэнергомонтаж». Ключевые слова: HR-брендинг, имидж, развитие, матрица, компания.
В настоящее время отечественные компании усиленно продолжают поиск путей повышения эффективности систем управления персоналом. И это вполне обоснованно! Постепенно до сознания собственников и топ-менеджмента компаний доходит важность управления данным ключевым ресурсом. Если раньше во многих компаниях работа с персоналом строилась по принципу: «Увольняем и находим