Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ'

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH STATUS / PHYSICAL CULTURE / HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назирова Анна Анатольевна, Давыдова Селена Станиславовна, Назирова Карина Фархадовна

Опираясь на статистические данные, можно сказать, что за время обучения в школе и к моменту ее окончания 70% сформировавшихся в начальных классах функциональных расстройств перерастают в стойкую хроническую патологию [1, с. 14]. Отрицательное влияние на состояние здоровья учащихся оказывает несовершенство учебной и внешкольной деятельности, ведущее к выраженным перегрузкам [2, с. 150]. Состояние учебного режима в образовательных учреждениях является главной проблемой в ряду общих проблем охраны и укрепления здоровья школьников [3, с.27]. Анализ доступной научной литературы свидетельствует о недостаточной разработке данной проблематики, находящейся больше на методическом уровне изучения [4, с. 228]. Следовательно, актуальность исследования определяется недостатком конкретных исследований, раскрывающих важность применения оздоровительной физкультуры в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Назирова Анна Анатольевна, Давыдова Селена Станиславовна, Назирова Карина Фархадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF HEALTH-IMPROVING PHYSICAL CULTURE ON THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Based on statistical data, we can say that 70% of functional disorders formed in primary classes develop into a persistent chronic pathology during school years and by the time of graduation [1, р.14]. The imperfection of educational and extracurricular activities, which leads to severe overloads, has a negative impact on the health of students [2, р.150]. The state of the educational regime in educational institutions is the main problem among the General problems of protecting and promoting the health of schoolchildren [3, р.27]. Analysis of the available scientific literature indicates insufficient development of this problem, which is more at the methodological level of study [4, р. 228]. Therefore, the relevance of the study is determined by the lack of specific studies that reveal the importance of using recreational physical education in the educational process.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

УДК 796

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

INFLUENCE OF HEALTH-IMPROVING PHYSICAL CULTURE ON THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Назирова Анна Анатольевна

кандидат биологических наук, доцент кафедра «Адаптивная физическая культура, физиология

и медико-биологические дисциплины» Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Nazirova Anna Anatolyevna candidate of biological Sciences, associate Professor Department of Adaptive physical culture, physiology and biomedical disciplines Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky

Lipetsk, Russia

Давыдова Селена Станиславовна

кандидат биологических наук, доцент кафедра «Адаптивная физическая культура, физиология

и медико-биологические дисциплины» Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Davydova Selena Stanislavovna candidate of biological Sciences, associate Professor Department of Adaptive physical culture, physiology and biomedical disciplines Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky

Lipetsk, Russia

Назирова Карина Фархадовна

студент

Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Nazirov Karina Farhadova Student

Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky

Lipetsk, Russia

Аннотация. Опираясь на статистические данные, можно сказать, что за время обучения в школе и к моменту ее окончания 70% сформировавшихся в начальных классах функциональных расстройств перерастают в стойкую хроническую патологию [1, с.

14]. Отрицательное влияние на состояние здоровья учащихся оказывает несовершенство учебной и внешкольной деятельности, ведущее к выраженным перегрузкам [2, с. 150]. Состояние учебного режима в образовательных учреждениях является главной проблемой в ряду общих проблем охраны и укрепления здоровья школьников [3, с.27]. Анализ доступной научной литературы свидетельствует о недостаточной разработке данной проблематики, находящейся больше на методическом уровне изучения [4, с. 228]. Следовательно, актуальность исследования определяется недостатком конкретных исследований, раскрывающих важность применения оздоровительной физкультуры в учебном процессе.

Abstract. Based on statistical data, we can say that 70% of functional disorders formed in primary classes develop into a persistent chronic pathology during school years and by the time of graduation [1, р.14]. The imperfection of educational and extracurricular activities, which leads to severe overloads, has a negative impact on the health of students [2, р.150]. The state of the educational regime in educational institutions is the main problem among the General problems of protecting and promoting the health of schoolchildren [3, р.27]. Analysis of the available scientific literature indicates insufficient development of this problem, which is more at the methodological level of study [4, р. 228]. Therefore, the relevance of the study is determined by the lack of specific studies that reveal the importance of using recreational physical education in the educational process.

Ключевые слова: состояние здоровья, физическая культура, здоровье.

Keywords: health status, physical culture, health.

Цель нашего исследования:

1. Определить содержание, средства и методы применения физкультурно-оздоровительных основ в учебной деятельности учащихся.

2. Выявить и экспериментально обосновать пути, а также педагогические условия применения оздоровительной физкультуры для поддержания активности младших школьников в учебной деятельности.

Исследование проводилось на базе МБОУ СШ № 28 имени А. Смыслова г. Липецка с учащимися 3 классов. Класс 3 «б» (контрольная группа - К.Г.). Класс 3 «в» - (экспериментальная группа - Э.Г.). Возраст всех учащихся 8-9 лет. Школьники не страдали физическими недостатками и по данным медицинского заключения относились к основной медицинской группе. Экспериментальная и контрольная группы состояли по 20 человек.

Выявление объема внимания определялось методом перечисления предметов.

Умственная работоспособность определялась по методике «Корректурная проба», которая изучает устойчивость внимания в условиях работы, требующей его распределения и переключения.

Академическую успеваемость определялась по классным журналам за I и III четверть.

Результаты исследования. Исследование проводились в 3 этапа. На первом этапе мы изучили академическую успеваемость в 2 группах за I четверть. Анализировалась вся сумма четвертных отметок по всем предметам (русский язык, чтение, математика, риторика, природоведение, музыка, физкультура, труд,

изобразительное искусство) с разделением на удовлетворительные, хорошие, отличные. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Академическая успеваемость младших школьников за I четверть_

Группы Академическая успеваемость

Удовлетворительно Хорошо Отлично

Э.Г. 58 74 48

К.Г. 48 80 52

Э.Г - экспериментальная группа.

К.Г - контрольная группа.

Изучалась умственная работоспособность.

Средние показатели коэффициента правильности и коэффициента продуктивности в экспериментальной группе составили 0,925 и 614,2, а в контрольной группе 0,872 и 589,3 (табл. 2).

Таблица 2

Показатели умственной работоспособности_

Группы Коэффициент правильности Коэффициент продуктивности

Э.Г. 0,925 614,2

К.Г. 0,872 589,3

Э.Г. - Экспериментальная группа; К.Г. - Контрольная группа

Также на этом этапе мы изучили объем внимания младших школьников. Данные представлены в (табл. 3).

Таблица 3

Уровни объема внимания у младших школьников_

Группы Уровни сформированности объема внимания

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

Э.Г. 3 7 7 3 -

К.Г. 4 6 8 2 -

Э.Г. - экспериментальная группа; К.Г. - контрольная группа.

Из таблицы видно, что в основном в 2 группах преобладает средний уровень и уровень ниже среднего, с высоким уровнем объема внимания не выявлено детей ни в одной группе.

На втором этапе проходила реализация программы. Она включала в себя проведение в группах:

a) уроков физкультуры в экспериментальной группе на воздухе 2 раза в неделю, в контрольной 1 раз в неделю;

b) в основном уроки проходили в игровой форме. Основные игры: «выше ножки от земли», «салки», «конный бой», «резиночки», эстафеты с мячом, «скакалки», «третий лишний», «уголки», «кто сильней», «пионербол», «наперегонки», «выши-

балы», «классики», «царь горы», «городки», «тише едешь, дальше будешь», «съедобное-несъедобное», «море волнуется раз», «разрывные цепи»;

c) перед началом учебного дня выполнялись общие и развивающие упражнения;

d) на каждом уроке (кроме физкультуры) выделялась 1 минута для выполнения разминающих или расслабляющих упражнений (в зависимости от содержания урока);

e) всегда после второго урока проводилась какая-нибудь игра. Перечислим самые основные: «лилия», «мост», «конфета», «найди пару», «снайпер», «бадминтон», «палочка-выручалочка», «совушка», «передай другому», «испорченные телефончики», «воробьи и вороны», «поймай свой хвост», «кто лучше», «фонарики», «художник», «пещера», «минное поле», «кочки», «зарничка, «шустрики». Программа проводилась с помощью учителя начальных классов и других педагогов, преподающих в школе.

На третьем этапе осуществлялось изучение объема внимания, умственной работоспособности и анализ успеваемости после реализации программы в конце III четверти. Проводилось сравнение с результатами I четверти. Данные представлены в (табл. 4, 5, 6, 7, 8, 9)

Таблица 4

Средние показатели умственной работоспособности у младших школьников за I и III четверти в экспериментальной группе

Группа Коэффициент правильности Коэффициент продуктивности

Э.Г. - I 0,925 614,2

Э.Г. - III 1,252 781,1

Изменения в коэффициенте правильности составили 35%, а в коэффициенте продуктивности 27%.

Средние показатели умственной работоспособности у младших школьников за I и III четверти в контрольной группе (табл. 5).

Таблица 5

_Показатели умственной работоспособности_

Группы Коэффициент правильности Коэффициент продуктивности

К.Г. - I 0,872 589,3

К.Г. - III 0,975 617,9

Изменения в коэффициенте правильности составили 12%, а в коэффициенте продуктивности 5%.

Таблица 6

Академическая успеваемость младших школьников за I и III четверти _в экспериментальной группе_

Группы Академическая успеваемость

удовлетворительно хорошо отлично

Э.Г. - I 58 74 48

Э.Г. - III 20 106 54

В успеваемости школьников произошли значительные изменения. Количество удовлетворительных отметок стало на 38 меньше. Возросло количество хороших отметок, и разница составила 32 отметки. Также после реализации программы повысилось количество отличных отметок.

Таблица 7

Уровни объема внимания у младших школьников за I и III четверти

в экспериментальной группе

Группы Уровни сформи рованности объема внимания

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

Э.Г. - I 3 7 7 3 -

Э.Г. - III 1 4 10 5 -

Из представленных данных видно, что с уровнем выше среднего на 2 школьника стало больше, со средним на 3. Уменьшилось количество школьников с уровнем ниже среднего (на 3 чел) и на 2 человека с низким уровнем.

Таблица 8

Академическая успеваемость младших школьников за I и III четверти _в контрольной группе_

Группы Академическая успеваемость

удовлетворительно хорошо отлично

К.Г. - I 48 80 52

К.Г. - III 46 92 42

Таблица 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни объема внимания у младших школьников за I и II четверти

в экспериментальной группе

Группы Уровни сформированности объема внимания

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

К.Г - I 4 6 8 2 -

К.Г. - III 4 7 6 3 -

Из представленных данных видно, что у школьников с низким уровнем внимания никакого изменения не произошло. На одного человека стало больше с уровнем ниже среднего, на 2 человека стало меньше со средним уровнем, и на 1 человека стало больше с уровнем выше среднего.

Заключение. Таким образом, оздоровительная физкультура и ее более широкое внедрение в учебную деятельность улучшает умственную работоспособность и формирует более высокий уровень объема внимания у младших школьников. В исследовании показательным является профилактика утомления, влияющая на улучшение успеваемости младших школьников. Также выяснилась целесообраз-

ность использования методов физической культуры и ее результатов в практической педагогической деятельности. Изучение теоретического и практического материала по данной проблеме доказывает правомерность и необходимость применения оздоровительной физкультуры в учебном процессе, что подтверждается положительными результатами исследования.

Литература

1. Гриневич В. Биологические ритмы здоровья / В. Гриневич // Наука и жизнь. -2005. - № 1. - 25 с.

2. Дильман В. М. Большие биологические часы (Введение в интегральную медицину) / В. Дильман. - М. : Знание, 1981. - С. 149-156.

3. Дурейко Л. И. Как устроен организм человека : пособия для учащихся сред. шк. возраста /Л. И. Дурейко. - 2-е изд. - Минск: БэлЭн, 2002. - 45 с.

4. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии 4.1. основы здорового образа жизни / под редакцией Р. И. Айзмана - Новосибирск : Сибирское соглашение, 1999. - С. 224-229.

References

1. Grinevich V. Biologicheskie ritmy zdorov'ya [Biological rhythms of health]. Nauka i zhizn' - Science and life,2005, no. 1, 25 p.

2. Dil'man V. M. Bol'shie biologicheskie chasy (Vvedenie v integral'nuyu meditsinu) [Big biological clock (Introduction to integral medicine)]. Moscow, Knowledge Publ. ,1981, pp. 149156.

3. Dureyko L. I. Kak ustroen organizm cheloveka : posobiya dlya uchashchikhsya sred. shk. vozrasta [How the human body works: Manuals for students of secondary school age]. 2nd ed. Minsk, Belen Publ., 2002, 45 p.

4. Aizman R. I. (ed.). Rabochaya tetrad' dlya prakticheskikh zanyatiy po valeologii 4.1. osnovy zdorovogo obraza zhizni [Workbook for practical training on valeology 4.1. the basics of a healthy lifestyle]. Novosibirsk, Siberian agreement Publ., 1999, pp. 224-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.