Научная статья на тему 'Комплексная методика профилактики ранних проявлений невротизации школьников'

Комплексная методика профилактики ранних проявлений невротизации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
602
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВРОЗЫ / ПРОФИЛАКТИКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / NEUROSIS / PREVENTION / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аношкина Наталья Леонидовна, Гулин Александр Владимирович

Изложена программа и методика комплексной профилактики неврозов у детей школьного возраста. Приведены обоснование методики, показания и противопоказания к ее применению, описан опыт ее использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аношкина Наталья Леонидовна, Гулин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated methods of prevention of early manifestations of neurotization among students

The program and methods of complex prevention of neurosis among children of school age is presented. The founded methods, indication and precautions for its application are presented. The experience of use is described.

Текст научной работы на тему «Комплексная методика профилактики ранних проявлений невротизации школьников»

УДК 612 + 632.95.026

DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1548-1551

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИКИ РАННИХ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕВРОТИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

© Н.Л. Аношкина1*, А.В. Гулин2)

1) Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского 398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42 E-mail: [email protected] 2) Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]

Изложена программа и методика комплексной профилактики неврозов у детей школьного возраста. Приведены обоснование методики, показания и противопоказания к ее применению, описан опыт ее использования. Ключевые слова: неврозы; профилактика; реабилитация

ВВЕДЕНИЕ

Неврозы представляют собой серьезную проблему современной цивилизации и в настоящее время распространены чрезвычайно широко. Отчетливо возросла и частота неврозоподобных состояний, под которыми обычно подразумевается невротическая астения (слабость) здоровых, но безмерно переутомленных людей. Страдания связаны с нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) вследствие длительных психических переживаний, разочарований, перенапряжений, длительной внутренней борьбы. Нетрудно увидеть, что они причинно связаны с резкими изменениями в нашем обществе и его культуре, когда повседневными стали чувство неуверенности, ощущение нервного напряжения, тревожности и страха.

Беда приобретает общий характер: в современном мире немало стран, жизнь которых также сотрясается политическими, экономическими и другими конфликтами и создает сложные проблемы для здоровья. О частоте заболеваний психогенного происхождения свидетельствуют, например, данные Института кардиологии. Оказывается, что одна треть инфарктов миокарда развивается в связи с психическими травмами или длительным перенапряжением нервной системы, а почти половина - в результате нервного напряжения в сочетании с профессиональной нагрузкой.

Особенную озабоченность вызывает распространение нервно-психических патологий у детей и подростков. По данным различных авторов, отклонения в нервно-психическом развитии обнаружены у 27-35 % детей, посещавших детский сад, из них неврозы выявляются, по крайней мере, у каждого третьего. Обследования школьников дают еще более удручающую картину: 15-20 % из них страдают различными формами психогенной дезадаптации.

В связи с этим особое значение приобретает профилактика неврозов, одним из путей которой могут явиться функциональные методы оздоровления, кото-

рые доступны и просты в применении в повседневной жизни. В отличие от медикаментозных средств нетрадиционные методики оказывают более мягкое воздействие на организм человека.

По результатам анализа специальной литературы степень разработки проблем, сочетанного применения функциональных методов реабилитации людей, страдающих неврозами, представляется недостаточной.

Отсюда возникает гипотеза: нетрадиционные функциональные оздоровительные методики должны быть эффективными средствами профилактики и снижения невротизации подростков, а их комплексное сочетание должно оказывать наиболее выраженное воздействие на ранние и наиболее общие проявления неврозов, одним из которых является тревожность. Исходя из положений гипотезы, была сформирована цель: разработать комплексную методику для профилактики и реабилитации ранних проявлений неврозов на основе функциональных методов оздоровления, изучить их влияние на уровень тревожности лиц, страдающих неврастенией.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать литературные сведения по проблемам возникновения, течения и функциональных методов лечения неврозов;

2) провести тестирование по выявлению уровня тревожности исследуемого контингента;

3) исследовать влияние предложенной комплексной методики на уровень тревожности и соматические проявления невротизации личности.

Достоверность полученных результатов базируется на использовании математических методов обработки данных исследования. Теоретическое значение работы заключается в научном обосновании предлагаемой комплексной, взаимодополняющей методики, включающей нетрадиционные формы оздоровления, способствующие понижению уровня тревожности больных неврозами.

1548

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Перед началом исследования было проведено тестирование по выявлению уровня тревожности школьников 10-х классов. В тестировании приняло участие 84 человека, 49 девочек и 35 мальчиков.

По результатам тестирования были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная - из школьников 10-х классов, у которых при предварительном тестировании был выявлен повышенный уровень тревожности. Им было предложено заниматься кроме уроков физического воспитания в специальной группе по предложенной программе, которая включала комплекс хорошо сочетающихся и взаимодополняющих методов функциональной терапии: лечебную физическую культуру, элементы аутогенной тренировки, фитотерапию и точечный массаж.

Первую (контрольную группу) составили 7 человек, не посещавших дополнительных занятий, вторую (экспериментальную) - 6 человек, изъявивших желание дополнить и освоить предлагаемую оздоровительную программу. Исследования проводились с января по май, на базе школы № 64. По разработанной комплексной оздоровительной программе было проведено 32 занятия (два раза в неделю). Продолжительность каждого занятия составляла 30-45 минут.

В ходе исследования проведено 2 тестирования по методике измерения уровня тревожности Тейлора в контрольной и экспериментальных группах и 2 функциональных пробы в экспериментальной группе. Первое тестирование по методике измерения уровня тревожности Тейлора проводили до начала эксперимента с целью определения исходной степени ее выраженности у школьников обеих групп. Второе тестирование являлось одним из критериев определения эффективности предложенного нами функционального лечения.

Те же цели преследовались при проведении функциональных проб до начала и по завершении эксперимента.

Предложенная комплексная оздоровительная программа включает оздоровительную гимнастику, элементы аутогенной тренировки, приемы точечного и линейного массажа в сочетании с фитопрепаратами. В разработанной комплексной программе главным звеном являлась лечебная физическая культура. Основными направлениями комплексов являлись нормализация динамики основных нервных процессов вегетативных функций, а также укрепление нервно-соматического состояния, повышение психического тонуса и работоспособности. В лечении физическими упражнениями было выделено два периода. В первом основное внимание обращалось на восстановление координации функций различных систем. Во втором периоде стремились расширить адаптационные возможности организма к физическим нагрузкам. Занятия лечебной физкультурой строились по общепринятой схеме и состояли из трех частей: вводной, основной и заключительной. В начале лечения физическая нагрузка во время каждого занятия была небольшой. В этом периоде использовались простые упражнения с участием малых мышечных групп, которые выполнялись в спокойном темпе, свободно, без мышечного напряжения. Такие упражнения способствовали нормализации деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем.

Постепенно нагрузка увеличивалась за счет увеличения количества повторений каждого упражнения, изменения исходного положения. Во втором периоде лечения применялись упражнения с дозированным напряжением и с отягощением, упражнения, сложные по координации.

Для усиления эффекта комплекса ЛФК (лечебной физической культуры) были предложены элементы аутогенной тренировки. Применялись упражнения, помогающие научиться расслаблению мышц тела. Для этого в положении сидя или лежа учащиеся сжимали пальцы рук, напрягали мышцы и затем настойчиво думали: «Мышцы кистей, всего тела расслаблены». Свободно расслабляли руки и делали ими несколько раз потряхивающие движения, и так 5-6 раз.

Перед сном был рекомендован комплекс аутотренинга, направленный на быстрое и глубокое засыпание. Подобный установочный комплекс создает застойный очаг возбуждения в коре головного мозга, иррадиация которого подавляет болезненные очаги возбуждения в коре и в подкорковых образованиях, приводящих к бессоннице. Нормализация сна, в свою очередь, влечет за собой восстановление как психоэмоциональной сферы школьников, так и общей умственной и физической работоспособности, ускоряет адаптацию к физическим нагрузкам.

Значительно меньше нежелательных побочных эффектов при лечении неврозов дают лекарственные растения, это связано с тем, что активные вещества растительной клетки имеют много общего в своем строении с веществами, образующимися в клетках животного и человека. Более эффективное действие по сравнению с отдельными травами дают их композиции, в связи с этим было рекомендовано употребление настоев и отваров из лекарственных сборов.

Настои и отвары рекомендовано принимать хотя бы один раз в день, а по возможности - 3 раза.

Во время занятий школьники были обучены приемам массажа биологически активных точек. Ежедневному активированию больным были предложены следующие точки акупунктуры: 1 - расположенная в середине локтевого сгиба; 2 - расположенная в середине ладони между сухожилиями мышц лучевого сгибателя кисти и длинной ладонной мышцы; 3 - расположенная на средней линии головы в области затылка; 4 - расположенная между остистыми отростками I и II грудных позвонков; 5 - расположенная над затылочной костью, выше задней границы роста волос в ямке у наружного края трапециевидной мышцы, где пальпируется углубление; 6 - расположенной на середине расстояния между латеральным надмыщелком и лучевым концом складки локтевого сгиба.

Помимо этого школьники использовали варианты линейного массажа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обработка данных тестирования выявила следующее: исходный уровень средней тревожности в контрольной группе равнялся 35,9 балла, в экспериментальной - 37,1 балла.

Данные показатели свидетельствуют об исходно высоком уровне тревожности как в контрольной, так и в экспериментальной группах. После завершения программы было проведено повторное тестирование, аналогичное первому, которое показало снижение уровня

1549

тревожности в контрольной группе до 33,3 балла, в экспериментальной - до 22,1 балла.

Таким образом, средний уровень тревожности школьников после курса занятий по комплексной оздоровительной методике в экспериментальной группе снизился на 41 %, тогда как в контрольной лишь на 2 %.

Полученные данные свидетельствуют о значительной эффективности комплексной оздоровительной методики.

При этом средний уровень тревожности в контрольной группе (33,3 балла), относится к высокой степени ее проявления, тогда как в экспериментальной (22,1 балла) - к средней степени.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты функциональных проб, проведенных в экспериментальной группе, выявили положительную динамику. Была отмечена тенденция к нормализации частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД).

Так, до начала занятий по комплексной оздоровительной программе у группы школьниц ЧСС равнялась 90 уд./мин., АД составляло 130/85 мм рт. ст., тогда как после проведенной терапии ЧСС снизилась до 65 уд./мин., а АД - до 110/65 мм рт. ст. Были отмечены улучшения показателей приспособительных процессов в организме на предлагаемую нагрузку, у большинства участников программы увеличилось пульсовое давление и, следовательно, минутный объем; сократилось время восстановления частоты сердечных сокращений после нагрузки к начальной величине. Все это позволяет говорить о том, что предложенная комплексная программа, состоящая из методов функциональной терапии, является эффективным средством не только снижения уровня тревожности, но и соматических проявлений невротизации.

ВЫВОДЫ

Тревожность является достоверным показателем повышенной невротизации личности. Оздоровительная методика, включающая комплекс ЛФК, элементы аутогенной тренировки и приемы точечного массажа, приводит к снижению уровня тревожности школьников в 2 раза. Предлагаемая методика функциональных методов оздоровления повышает адаптацию к физическим нагрузкам. Обучение школьников с повышенной тревожностью приема аутогенной тренировки приводит к балансу процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и нормализации функции ЦНС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березин Ф.Б. Неврозы и неврозоподобные расстройства. М.: Медицина, 2013. С. 568-593.

2. Васильченко Г.С. О некоторых системных неврозах и их патогенетическом лечении. М.: Медицина, 2015. 184 с.

3. Гарбузов В.И., Захаров А.И. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 2014. С. 134-136.

4. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М.: Медицина, 2013. С. 25-26.

5. Шеррингтон Ч.С. Интегративная деятельность нервной системы / пер. с англ. А.А.Ухтомского. М.: Мир, 1969. 385 с.

6. Tynchenko V.S., Tynchenko V. V., Bukhtoyarov V. V., Tynchenko S. V., Petrovskiy E.A. Multi-objective optimization of complex objects neural network models // Indian Journal of Science & Technology. 2016. V. 9. № 29. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i29/99467

7. Umemoto A., Lukie C.N., Kerns K.A., Mueller U., Holroyd C.B. Impaired reward processing by anterior cingulate cortex in children with attention deficit hyperactivity disorder // Cognitive, Affective & Behavioral Neuroscience. 2014. P. 698-714. DOI: 10.3758/s13415-014-0298-3

8. Zebardast B., Maleki I., Maroufi A. A novel multilayer perception artificial neural network based recognition for Kurdish manuscripts // Indian Journal of Science & Technology. 2014. V. 7. № 3. P. 343351.

Поступила в редакцию 19 июня 2017 г.

Аношкина Наталья Леонидовна, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат биологических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, физиологии и медико-биологических дисциплин, e-mail: [email protected]

Гулин Александр Владимирович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой биохимии и фармакологии, e-mail: [email protected]

1550

UDC 612 + 632.95.026

DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1548-1551

INTEGRATED METHODS OF PREVENTION OF EARLY MANIFESTATIONS OF NEUROTIZATION AMONG STUDENTS

© N.L. Anoshkina1), A.V. Gulin2)

1) Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky 42 Lenin St., Lipetsk, Russian Federation, 398020 E-mail: [email protected] 2) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]

The program and methods of complex prevention of neurosis among children of school age is presented. The founded methods, indication and precautions for its application are presented. The experience of use is described. Keywords: neurosis; prevention; rehabilitation

REFERENCES

1. Berezin F.B. Nevrozy i nevrozopodobnye rasstroystva [Neuroses and Neurosis-like Disorders]. Moscow, Meditsina Publ., 2013, pp. 568593. (In Russian).

2. Vasilchenko G.S. O nekotorykh sistemnykh nevrozakh i ikh patogeneticheskom lechenii [On Some System Disorders and Their Pathogenetic Treatment]. Moscow, Meditsina Publ., 2015, 184 p. (In Russian).

3. Garbuzov V.I., Zakharov A.I. Nevrozy u detey i ikh lechenie [Neuroses in Children and Their Treatment]. Moscow, Meditsina Publ., 2014, pp. 134-136. (In Russian).

4. Zakharov A.I. Nevrozy u detey i podrostkov [Neuroses in Children and Adolescents]. Moscow, Meditsina Publ., 2013, pp. 25-26. (In Russian).

5. Sherrington C.S. The Integrative Action of the Nervous System. Moscow, Mir Publ., 1969, 385 p.

6. Tynchenko V.S., Tynchenko V.V., Bukhtoyarov V.V., Tynchenko S.V., Petrovskiy E.A. Multi-objective optimization of complex objects neural network models. Indian Journal of Science & Technology, 2016, vol. 9, no. 29. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i29/99467.

7. Umemoto A., Lukie C.N., Kerns K.A., Mueller U., Holroyd C.B. Impaired reward processing by anterior cingulate cortex in children with attention deficit hyperactivity disorder. Cognitive, Affective & BehavioralNeuroscience, 2014, pp. 698-714. DOI: 10.3758/s13415-014-0298-3

8. Zebardast B., Maleki I., Maroufi A. A novel multilayer perception artificial neural network based recognition for Kurdish manuscripts.

Indian Journal of Science & Technology, 2014, vol. 7, no. 3, pp. 343-351.

Received 19 June 2017

Anoshkina Natalya Leonidovna, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Biology, Associate Professor of Adaptive Physical Culture, Physiology and Medical-Biological Disciplines Department, e-mail: [email protected]

Gulin Aleksander Vladimirovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Head of Biochemistry and Pharmacology Department, e-mail: [email protected]

Для цитирования: Аношкина Н.Л., Гулин А.В. Комплексная методика профилактики ранних проявлений невротизации школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 6. С. 1548-1551. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1548-1551

For citation: Anoshkina N.L., Gulin A.V. Kompleksnaya metodika profilaktiki rannikh proyavleniy nevrotizatsii shkol'nikov [Integrated methods of prevention of early manifestations of neurotization among students]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2017, vol. 22, no. 6, pp. 1548-1551. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1548-1551 (In Russian, Abstr. in Engl.).

1551

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.