Научная статья на тему 'Проявления функциональных нарушений у детей в возрасте 9-10 лет, занимающихся киокусинкай каратэ'

Проявления функциональных нарушений у детей в возрасте 9-10 лет, занимающихся киокусинкай каратэ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
251
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИОКУСИНКАЙ КАРАТЭ / КОРРЕКЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ СТАТУС КАРАТИСТОВ / KYOKUSHIN KARATE / CORRECTION / REHABILITATION / PHYSICAL READINESS AND PSYCHOPHYSICAL STATUS OF KARATEKA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петкевич Алла Ивановна, Кузнецова Юлия Игоревна, Бруйков Алексей Александрович, Гулин Александр Владимирович

Комплексная диагностика и реабилитация юных спортсменов является одной из важнейших проблем детской спортивной медицины. В исследовании отражено изучение процесса коррекционно-диагностического воздействия, направленного на актуализацию влияния функциональных изменений опорно-двигательного аппарата на физическую подготовленность, функциональное и психоэмоциональное состояние детей в возрасте 9-10 лет, занимающихся киокусинкай каратэ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петкевич Алла Ивановна, Кузнецова Юлия Игоревна, Бруйков Алексей Александрович, Гулин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANIFESTATIONS OF FUNCTIONAL DISORDERS IN CHILDREN AGED 9-10 YEARS IN KYOKUSHIN KARATE

Comprehensive diagnosis and rehabilitation of young athletes is one of the most important problems in pediatric sports medicine. The research shows the learning process of the correctional and diagnostic impact, aimed at actualization of the influence of functional changes of locomotor apparatus in children aged 9-10 years in Kyokushin karate, on their physical fitness, functional and psycho-emotional state.

Текст научной работы на тему «Проявления функциональных нарушений у детей в возрасте 9-10 лет, занимающихся киокусинкай каратэ»

УДК 361.1

DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1552-1559

ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 9-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КИОКУСИНКАЙ КАРАТЭ

© А.И. Петкевич1*, Ю.И. Кузнецова2*, А.А. Бруйков3), А.В. Гулин3)

1) Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского 398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42 2) Поликлиника № 3 Управления делами Президента РФ 129090, Российская Федерация, г. Москва, Грохольский пер., 31 3) Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]

Комплексная диагностика и реабилитация юных спортсменов является одной из важнейших проблем детской спортивной медицины. В исследовании отражено изучение процесса коррекционно-диагностического воздействия, направленного на актуализацию влияния функциональных изменений опорно-двигательного аппарата на физическую подготовленность, функциональное и психоэмоциональное состояние детей в возрасте 9-10 лет, занимающихся киокусинкай каратэ.

Ключевые слова: киокусинкай каратэ; коррекция; реабилитация; физическая подготовленность и психофизический статус каратистов

ВВЕДЕНИЕ

Распространенность нарушений опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов, занимающихся различными видами спорта, возрастает. Так, например, такое самое распространенное нарушение опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов, как изменение осанки во фронтальной и саггитальной плоскостях, составляет от 66 до 71,2 %. Комплексная диагностика и реабилитация юных спортсменов является одной из важнейших проблем детской спортивной медицины. Появление новых современных подходов к восстановительной терапии при нарушениях костно-мышечной системы у детей создают необходимость изучения состояния здоровья юных спортсменов и кор-рекционных направлений в их реабилитации при самых распространенных изменениях в опорно-двигательном аппарате. Развитие физических качеств каратистов, инвариантно находящих отражение в показателях силы, скорости и выносливости, в полной мере определяется и зависит не только от степени выраженности различных функциональных изменений и оптимальности развития статики и динамики их опорно-двигательного аппарата, но и от особенностей формирования их психофизического статуса. Мнения таких ученых, как К. Левит, К. Свачек и С. Скрабель (2003) свидетельствуют о том, что у лиц с преимущественным депрессивно-тревожным синдромом клинические проявления спинальной боли (дорсалгия) отсутствовали только у 10 %, в то время как у лиц со сниженным чувством страха и тревоги функциональные нарушения не имели проявлений у 64 % обследованных [1]. По данным К. Левита, Й. Захсе, В. Янда (2003), изменения в опорно-двигательного аппарате характеризуются хро-

ническим течением и периодическими обострениями заболеваний в виде разнообразных вертебро-невроло-гических (вегето-вазомоторных) проявлений в виде головной боли, тяжести и нарушения подвижности в шейном и поясничном отделах, сопровождающихся спинальной болью [1].

Цель исследования: изучение процесса коррекци-онно-диагностического воздействия, направленного на актуализацию влияния функциональных изменений опорно-двигательного аппарата на физическую подготовленность, функциональное и психо-эмоциональное состояние детей в возрасте 9-10 лет, занимающихся киокусинкай каратэ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проявлений функциональных изменений опорно-двигательного аппарата детей-каратистов проводилось на базе МБОУ СОШ № 10 г. Грязи. В исследовании принимали участие 14 мальчиков в возрасте 9-10 лет, занимающихся киокусинкай каратэ, разделенных на две группы: контрольная и экспериментальная, по 7 человек в каждой. Занятия проводились три раза в неделю, но экспериментальная группа занималась дополнительно перед и после тренировки упражнениями на растяжку и коррекцию осанки. Исследование проводилось в спортивном зале во второй половине дня. С детьми был проведен краткий инструктаж по технике выполнения тестирований. Все родители были проинформированы и получено их письменное согласие на проведение исследования следующим образом. Исследование динамики двигательной подготовленности детей, занимающихся киокусинкай каратэ, которая в полной мере не только отражает фи-

1552

зическую подготовленность каратистов, но и является наиболее информативной в отражении результативности их спортивной деятельности. Констатация нарушений осанки проводилась посредством соматометрии: «методом Александера», суть которого заключается в том, что правильное положение головы и шеи осуществляет первичный контроль над всем телом, неверное положение головы и шеи «навязывает» неверную осанку всему телу; определение «плечевого индекса»; со-матоскопически: методом наружного осмотра для установления изменений со стороны треугольников талии, асимметричности лопаток, изменения высоты плеч по латеральным и саггитальным плоскостям. Определение мышечно-фасциального баланса между по-стуральными (склонными к сокращению) и фазически-ми (склонными к расслаблению) мышцами путем исследования их растяжимости. Определение вегетативного тонуса по «индексу Кердо» для установления взаимозависимости алгических факторов при функциональных изменениях опорно-двигательного аппарата с нервно-вегетативно-вазомоторными нарушениями, и определения степени выраженности влияния симпатической и парасимпатической систем на адаптационный процесс. Многомерная оценка детской тревожности (МОДТ) предназначена для психологической диагностики характера и уровня детской тревожности на многомерной основе (анкетирование). Методика МОДТ, в отличие от других методик по определению тревожности, отражает еще и четыре категории тревожности: низкая, средняя, высокая и крайне высокая, которые, влияя на мышечно-фасциальный баланс в зависимости от степени выраженности, отражают уровень функциональных изменений опорно-двигательного аппарата детей. Тестирование функционального состояния подкорковых структур мозга (лимбическая система и система базальных ядер), проводимое путем анкетирования с целью физиологической характеристики структур, участвующих в инициации различных проявлений «соматической» и «когнитивной» тревожности у детей, занимающихся киокусинкай каратэ. Педагогический эксперимент таргетной коррекционно-диагностической направленности представлен комплексом специальных физических упражнений. При определении достоверности полученных данных использовался критерий Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Каратэ является многостилевым видом спорта. Одним из наиболее популярных и зрелищных стилей является киокусинкай. Данный стиль является полноконтактным, что предъявляет повышенные требования к функциональной подготовке спортсменов. Кратковременные скоростно-силовые напряжения при проведении спортсменами технических действий (приемов) сопровождаются элементами напряжения и задержкой дыхания, а проведение боев в турнирах требует от спортсменов оптимального соотношения аэробной и анаэробной производительности, отражающейся, по мнению многих авторов, достаточно полно и объективно в скоростных и скоростно-силовых характеристиках их двигательной подготовленности. Развитие физических качеств каратистов, нашедших отражение в наших исследованиях в показателях силы, скорости и выносливости, в полной мере определялось и зависело

не только от степени выраженности функциональных изменений и оптимальности развития статики и динамики их опорно-двигательного аппарата, но и от особенностей формирования их психо-физического статуса. Все вышеназванное и определило первоочередной задачей исследование динамики двигательной подготовленности детей, занимающихся киокусинкай каратэ.

Как видно из представленной табл. 1, исходные показатели контрольной и экспериментальной групп были примерно одинаковыми, что свидетельствует о сходном уровне двигательной подготовленности исследуемых групп.

После 6 месяцев занятий в контрольной группе по стандартной программе, а в экспериментальной с дополнительными упражнениями на растяжку посту-ральных мышц в начале занятий и упражнениями индивидуальной лечебной гимнастики (ИЛГ) в конце тренировки произошли положительные сдвиги, характеризующие улучшение показателей быстроты и ско-ростно-силовой выносливости, более выраженные в экспериментальной группе. Проявления дорсопатии могут быть обусловлены (вызваны) перегрузкой позвоночника и мышц спины вследствие нарушения в мышечном развитии, неравномерной и тяжелой физической нагрузки на мышцы спины. Вследствие этого происходит формирование гипертонуса мышц, которое ведет к снижению общей и специальной работоспособности, в частности, к ограничению подвижности, уменьшению объема движений. Постоянные ноющие боли в спине могут приводить к нерациональному использованию мышц шеи, плечевого пояса, спины и конечностей, приводящему к нарушению осанки. Для выявления нарушения осанки были проведены измерения расстояния от наружного затылочного выступа до остистого отростка 7-го шейного позвонка (дельта) по методу Александера, суть которого заключается в том, что правильное положение головы и шеи осуществляет первичный контроль над всем телом. Неверное положение головы и шеи «навязывает» неверную осанку всему телу. Результаты приведены в табл. 3.

Позвоночник выполняет основную опорную функцию и для характеристики функционально-рефлекторных изменений в так называемых «ключевых регионах» (кранио-цервикальном, цервико-торакальном, торако-люмбальном) также использовался «метод Александера». Оценивая результаты, полученные после исследования осанки по методу Александера, было выявлено, что среднее значение расстояния от наружного затылочного бугра до остистого отростка седьмого шейного позвонка в положении стоя у контрольной группы 18,6 ± 0,2 см, в положении сидя 16,9 ± 0,3 см, среднее значение разницы 1,7 ± 0,1 см. У экспериментальной группы в положении стоя 17,8 ± 0,3; в положении сидя 16,4 ± 0,3; среднее значение разницы 1,4 ± 0,3. Полученные результаты позволяют говорить, что у обследованных детей имеют место нарушения осанки. Так же, в подтверждение имеющих место нарушений осанки, в ходе соматоскопии были установлены изменения со стороны треугольников талии, асимметричность лопаток, изменение высоты плеч по латеральным и саггитальным плоскостям. Причинами нарушения осанки могут быть и нарушения баланса между посту-ральными (склонными к сокращению) и фазическими (склонными к расслаблению) мышцами.

При исследовании баланса между постуральными и фазическими мышцами путем исследования их растя-

1553

жимости было выяснено, что у 70 % всех исследуемых в тестах № 1 (подвздошно-поясничная мышца таза), № 2 (большая приводящая мышца бедра), № 3 (прямая мышца бедра), № 4 (двуглавая мышца бедра), № 5 (брюшная мускулатура), № 6 (общий разгибатель позвоночника) были выявлены минимальные баллы, которые свидетельствовали о наличии у исследованных постуральных мышц повышенной сократимости. Опираясь на данные

К. Левита, Й. Захсе, В. Янды о том, что мышечно-фасци-альный дисбаланс постуральных и фазических мышц наблюдается как следствие таких физиологических изменений, как утомляемость, перетренированность, болевые ощущения, нарушения со стороны психического и эмоционального состояния (депрессия, тревога), в целях экспресс-диагностики тревожных состояний и причин тревожности у детей, занимающихся

Таблица 1

Показатели двигательной подготовленности детей в возрасте 9-10 лет, занимающихся киокусинкай каратэ

Показатели Бег на 30 метров, с Бег на 500 метров, с Прыжки в длину с места, см

до после до после до после

Контрольная группа

1 6,6 5,9 191,0 187,0 143 146

2 6,5 5,9 187,0 183,0 147 150

3 6,7 6,3 212,0 209,0 154 156

4 5,4 5,4 185,0 181,0 147 150

5 7,0 6,8 203,0 201,0 148 149

6 6,2 5,7 204,0 200,0 151 152

7 6,8 6,1 202,0 201,0 146 148

х 6,5 6,0 197,71 194,57 148,0 150,1

а 0,5 0,4 9,3 10,0 3,3 2,9

т 0,2 0,2 3,8 4,1 1,3 1,2

Экспериментальная группа

1 6,7 5,5 194,00 181,00 148 153

2 6,4 5,4 195,00 182,00 144 150

3 6,2 5,7 202,00 190,00 151 159

4 6,9 5,2 198,00 185,00 149 155

5 6,5 5,4 191,00 184,00 147 153

6 7,0 6,1 201,00 190,00 146 151

7 6,5 5,3 195,00 184,00 150 157

х 6,6 5,5 196,60 185,14 147,9 154,0

а 0,3 0,3 3,7 3,3 2,2 3,0

т 0,1 0,1 1,5 1,4 0,9 1,2

Таблица 2

Динамика показателей двигательной подготовленности детей в возрасте 9-10 лет, занимающихся киокусинкай каратэ

Группа До эксперимента После эксперимента Критерий Стьюдента Достоверность

Бег на 30 метров, с

Экспериментальная 6,6 ± 0,1 5,5 ± 0,1 6,94 достоверно

Контрольная 6,5 ± 0,2 6,0 ± 0,2 1,69 не достоверно

Достоверность 0,45 2,24

не достоверно достоверно

Бег на 500 метров, с

Экспериментальная 196,6 ± 1,5 185,1 ± 1,4 5,67 достоверно

Контрольная 197,7 ± 3,8 194,6 ± 4,1 0,56 не достоверно

Достоверность 0,28 2,20

не достоверно достоверно

П] ыжки с места в длину, см

Экспериментальная 147,9 ± 0,9 154,0 ± 1,2 4,05 достоверно

Контрольная 148,0 ± 1,3 150,1 ± 1,2 1,19 не достоверно

Достоверность 0,09 2,26

не достоверно достоверно

1554

Таблица 3

Показатели исследования дельты наружного затылочного выступа

Код Длина дельты наружного затылочного выступа (стоя), см Длина дельты наружного затылочного выступа (сидя), см Разница, см

исследуемого до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

1 18,7 18,7 17,0 17,2 1,7 1,5

2 19,1 19,2 17,4 17,5 1,7 1,7

3 17,6 17,6 16,0 16,1 1,6 1,5

4 18,4 18,4 16,4 16,5 2,0 1,9

5 19,1 19,1 17,9 17,9 1,2 1,2

6 18,2 18,3 16,3 16,3 1,9 1,8

7 19,3 19,3 17,2 17,4 2,1 1,9

х 18,6 18,7 16,9 17,0 1,7 1,6

а 0,6 0,6 0,7 0,7 0,3 0,3

m 0,2 0,2 0,3 0,3 0,1 0,1

Экспериментальная группа

1 17,2 17,2 15,5 16,2 1,7 1,0

2 18,3 18,3 16,5 17,4 1,7 0,9

3 18,7 18,8 16,6 17,4 2,1 1,2

4 17,3 17,3 16,1 16,5 1,2 0,8

5 18,2 18,3 17,1 17,6 1,1 0,7

6 16,6 16,7 15,4 16,0 1,2 0,7

7 18,3 18,5 17,2 18,0 1,2 0,5

х 17,8 17,9 16,3 17,0 1,5 0,8

а 0,8 0,8 0,7 0,8 0,4 0,2

m 0,3 0,3 0,3 0,3 0,1 0,1

Таблица 4

Стандартизированная оценка категорий тревожности

Категории выраженности тревожности

Шкала M ± а Низкая. Отрицание тревоги, баллы Средняя. Нормальный уровень тревожности, баллы Высокая. Повышенный уровень тревожности, баллы Крайне высокий уровень тревожности, баллы

1 4,13 ± 2,40 0-1 2-6 7-8 9-10

2 3,89 ± 2,15 0-1 2-6 7-8 9-10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 4,61 ± 1,87 0-2 3-6 7-8 9-10

4 4,51 ± 2,10 0-2 3-6 7-8 9-10

5 4,12 ± 1,94 0-2 3-6 7 8-10

6 4,18 ± 1,87 0-2 3-6 7 8-10

7 4,09 ± 2,11 0-2 3-6 7-8 9-10

8 5,00 ± 2,40 0-2 3-7 8-9 10

9 4,35 ± 2,16 0-2 3-6 7-8 9-10

10 3,81 ± 2,58 0-1 2-6 7-8 9-10

киокусинкай каратэ, было решено воспользоваться новой оригинальной методикой. Данная методика -многомерная оценка детской тревожности (МОДТ) -предназначена для психологической диагностики характера и уровня детской тревожности на многомерной основе.

Результаты, полученные путем анкетирования исследуемых детей по МОДТ, и их сравнения со стандартизированной оценкой (табл. 4), представлены в табл. 5.

«Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) содержит 100 вопросов (по 10 на каждую

шкалу), на которые респонденты должны отвечать одним из двух вариантов ответов: «да» или «нет». Методика МОДТ, в отличие от других методик по определению тревожности, отражает еще и четыре категории тревожности: низкая, средняя, высокая и крайне высокая низкая: «отрицание тревоги или слабая ее выраженность, которая, в свою очередь, может иметь и защитный, неосознаваемый характер».

Средняя: «нормативный уровень тревожности, способствующий оптимальной адаптации индивида».

Высокая: «повышенный уровень тревожности, дестабилизирующий (ослабляющий) психо-эмоциональ-

1555

Таблица 5

Результаты анкетирования по методике « МОДТ», %

Шкала Категории выраженности тревожности, количество детей

низкая средняя высокая крайне высокая

1 70 30 0 0

2 40 50 10 0

3 20 80 0 0

4 60 40 0 0

5 30 70 0 0

6 30 70 0 0

7 40 60 0 0

8 20 80 0 0

9 50 50 0 0

10 50 50 0 0

Таблица 6

Результаты исследования вегетативного тонуса

Пульс, уд./мин. Давление, мм рт. ст. ВИК, %

Код систолическое диастолическое

до | после до | после до | после до | после

Контрольная группа

1 76 75 110 105 75 80 1 -6

2 75 73 100 100 70 75 7 -3

3 80 79 110 105 75 75 6 5

4 79 81 115 115 80 80 -1, 2

5 77 76 105 110 75 75 3 2

6 83 79 120 115 85 80 -2, 1

7 82 76 115 110 80 80 2 -5

х 78,9 77,0 110,7 108,6 77,1 77,9 2,3 -0,6

а 3,0 2,8 6,7 5,6 4,9 2,7 3,4 4,1

т 1,1 1,0 2,5 2,1 1,8 1,0 1,3 1,6

Экспериментальная группа

1 80 77 115 110 80 75 0 3

2 84 80 120 115 85 85 -1 -6

3 79 77 105 105 75 75 5 9

4 75 78 110 105 70 75 7 3

5 78 74 115 115 80 75 -2 -1

6 73 75 105 110 70 80 4 -6

7 81 78 115 115 80 80 2 -2

х 78,6 77,0 112,1 110,7 77,1 77,9 2,1 0,0

а 3,7 2,0 5,7 4,5 5,7 3,9 3,3 5,4

т 1,4 0,8 2,1 1,7 2,1 1,5 1,3 2,0

ное состояние индивида в определенных ситуациях; субклинический уровень».

Крайне высокая: «клинические проявления функциональных нарушений в мышечной системе и системах внутренних органов».

Тревожность - это последовательность когнитивных эмоциональных и поведенческих реакций, актуа-лизующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров. Для каждой шкалы имеются ответы (ключи), используемые для сравнения с ними полученных результатов. Категории тревожности определяются в соответствии с количеством совпадений полученных ответов и ключа. Используя стандартизированную оценку, была проведена обработка полученных

нами результатов анкетирования 14 детей, представленная (в %) в табл. 5.

Как видно из табл. 5, 80 % исследуемых проявили тревогу по шкале 3 (тревога на мнение окружающих в оценке своих результатов) и шкале 8 (тревога в ситуациях проверки (особенно - публичной) его знаний, достижений); 70 % исследуемых проявили тревогу по шкале 5 (тревога в связи с родительским отношением и оценкой его родителями) и шкале 6 (тревога, связанная с опасениями в успехе и достижении высокого результата); 50 % исследуемых проявили тревожность по шкалам 9 и 10. Шкала 9 (снижение психической активности, обусловленное тревогой), проявляющейся в признаках депрессии и снижении приспособляемости к стрессогенным ситуациям. Шкала 10 (повышенная ве-

1556

гетативная реактивность, обусловленная тревогой), результаты которой отражают нарушение психо-веге-тативных реакций, приводящее к психосоматическим заболеваниям. Если же рассматривать эти результаты в соответствии с категориями тревожности, то наглядно положительным является то, что результаты укладываются в низкий и средний, нормативный уровень тревожности, когда организм ребенка все-таки справляется с тревожно-инициирующими ситуациями и переключает их в адаптационный процесс.

Для установления взаимозависимости алгических факторов функциональных изменений опорно-двигательного аппарата с нервно-вегетативно-вазомоторными нарушениями и определения степени выраженности влияния симпатической и парасимпатической систем на адаптационный процесс была проведена оценка состояния вегетативного тонуса («индекс Кердо»), позволяющего оценить его по параметрам, характеризующим состояние сердечно-сосудистой системы: артериальному давлению (АД) и частоте сердечных сокращений. В обеспечении тонуса активно участвуют регуляторные аппараты, поддерживающие метаболическое равновесие, соотношение между симпатической и парасимпатической системами в период «относительного покоя». Результаты проведенного обследования по оценке состояния вегетативного тонуса представлены в табл. 6.

В результате оценки полученных данных по «индексу Кердо» было выявлено, что средние результаты мальчиков экспериментальной группы до исследования равны 2,3 ± 1,3 %; после исследования стали (-0,6 ± 1,6 %). У контрольной группы показатели по данному индексу до исследования составили: 2,1 ± 1,3 %; после исследования составили: 0,0 ±1,6 %, что свидетельствует о наличии у всех исследуемых нормотонии (эйтонии).

Тестирование функционального состояния подкорковых структур мозга, проводимое с целью физиологической характеристики структур, участвующих в инициации различных проявлений тревожности у детей, занимающихся киокусинкай каратэ и оцениваемое по 4-балльной шкале, не позволяет актуализировать функциональную дефицитарность базальных ядер мозга ни у одного из обследуемых, хотя такие проявления, как застенчивость и стеснительность, низкая мотивация в желании чего-то добиться (у 10 % обследованных) все же свидетельствуют о некоторой «заинтересованности» этих подкорковых структур, тем более что речь идет о детях, которые должны быть «заточены» на активное достижение результата. Некоторые из обследованных (5 %), предъявляли жалобы, связанные с мышечным напряжением (головная боль, боль в мышцах, дрожание рук); также 5 % каратистов часто испытывали головокружения, предобморочные состояния, слабость в ногах, как сопутствующие приступам паники и чрезмерных опасений критики или обсуждения. Анкета для тестирования работы глубокой лимбиче-ской системы не выявила повышенную вероятность нарушений ее функций. Однако 70 % обследуемых отметили изменение режима сна, а 20 % изменение (в сторону снижения) аппетита после того, как они начали заниматься в секции каратэ. И сон, и аппетит, и программы тяжелых физических тренировок являются важнейшими факторами для поддержания нормального внутреннего состояния лимбической системы. Лимби-ческая система, тесно связанная с префронтальной корой, действует как переключатель между поступка-

ми, которые совершаются под воздействием эмоций, и рациональным мыслительным процессом для поиска решений, в которые вовлекается кора мозга. Этот переключатель и обеспечил, скорее всего, тот «нормативный уровень тревожности» у наших обследованных, который способствует проявлению оптимальной адаптации индивида при проявлениях «соматической тревожности» [2].

ВЫВОДЫ

Под воздействием курса физической реабилитации у юных спортсменов экспериментальной группы улучшилась соматометрическая характеристика дельты наружного затылочного бугра, что косвенным образом свидетельствует об уменьшении дисфункции шейного отдела позвоночного столба и улучшении положения головы, влияющих на правильность осанки; в ходе соматоскопии также были установлены положительные изменения со стороны плечевого индекса, треугольников талии, асимметричности лопаток, нормализации высоты плеч по латеральным и саггитальным плоскостям. Снижение проявлений функциональных изменений опорно-двигательного аппарата юных спортсменов наиболее предметно выразилось в уменьшении алгического синдрома, улучшении двигательных способностей, отражающих улучшение их функционального и психофизического состояния, наиболее отчетливо прослеживаемых у детей экспериментальной группы: бег на 30 метров улучшился с 6,6 до 5,5 с; время бега на 500 метров сократилось с 196,6 до 185,1 с; увеличение длины прыжков с места с 147,9 до 154,2 см. Отсутствие изменений в характеристике индекса Кердо (эйтония) до- и после эксперимента и констатация отсутствия «функционального перегрева» базальных структур мозга лишь подтверждает способность нервно-вегетативной системы регулировать состояние предстартовой «соматической» (по определению каратистов) тревожности на среднем нормативном уровне, чтобы находиться в хорошей исходной позиции для формирования нужного настроя на победу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Структура и содержание занятий физическими упражнениями, способствующими профилактике и коррекции нарушений органов опоры и движения у юных спортсменов, в наших исследованиях диктовалась не только возрастными особенностями, хотя клиническая картина психосоматической патологии у детей и подростков в ее соматической представленности по данным многих авторов в значительной степени связана с определенным периодом онтогенеза в виде предпочтительного проявления функциональными (психовегетативными) расстройствами: до 7 лет - в основном в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет - в двигательной сфере с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями и с 10 лет - нарушениями в эндокринной системе. Нами учитывался тип нарушений ОДА, последовательность решения задач физической реабилитации. Программа восстановительного лечения ОДА детей контрольной и экспериментальной групп включала не только диагностику двигательных способностей, как интегрированных показателей физической подготовленности и функционального состояния детей, занимающихся

1557

киокусинкай каратэ и имеющих клинические признаки функциональных изменений опорно-двигательного аппарата, но и установление нарушения осанки, процесс формирования которой начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей ВНД, которые характерны для формирования условных двигательных связей, с параллельной регистрацией функционального мышеч-но-фасциального дисбаланса постуральных и фазиче-ских мышц, являющегося причиной их интенсивной боли и перенапряжения, а следствием, чаще всего, нарушения их нервно-вегетативной регуляции.

Для коррекционной работы с детьми экспериментальной группы были применены как методика восстановительного лечения нарушений ОДА, которая состояла из растягивания и укрепления ослабленных мышц в начальной части основного тренировочного комплекса и была направлена на ликвидацию алгиче-ской симптоматики, рефлекторно-мышечного спазма, функциональных мышечных блоков позвоночно-двигательных сегментов, так и лечебная гимнастика в заключительной части основного тренировочного комплекса, которая решала специальные задачи выработки навыка правильной осанки, формирования мышечного корсета, улучшения координации движений, функции дыхания, коррекции уже имеющихся нарушений осанки и профилактики их прогрессирования, повышения общей силовой выносливости. А. Стейнова в книге К. Левита (2003) отмечает, «что занятия лечебной гимнастикой и результативное лечение «нарушения равновесия между отдельными мышцами» оказывает явное положительное воздействие на нервно-вегетативную регуляцию и психологический настрой пациента» [1]. Известные нейропсихологи, как и некоторые тренеры по каратэ, предупреждают, что произ-

вольная саморегуляция таких детей не просто плохо сформирована; она просто уступает их собственному «Я так хочу!» [3]. Следовательно, необходимо внедрение в процесс абилитации комплекса приемов, ориентированных на присвоение ребенком правил, ритуалов, ролей; то есть социально ориентированных алгоритмов поведения, которые с неизбежностью привели бы его к сознанию, что существует и глагол «должен». Представляется также, что оптимальный вариант специальных воздействий психологической помощи таким детям, как в нашем обследовании, - это сознательно «отпустить» ребенка на уровень, адекватный его возможностям, и начинать выстраивать линию его поведения, минимально опираясь на речь и максимально привлекая широкий спектр двигательных, изобразительных, паралингвистических средств. Полученные результаты нашего анкетирующего исследования уровней тревожности и подкорковых структур мозга позволят более рационально составлять алгоритм спортивных занятий и использовать данные о функциональном состоянии нервной, эндокринной и костно-мышечной систем в процессе как организации тренировочного процесса, так и предварительного отбора детей в секцию киокусинкай каратэ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левит К Мануальная медицина. М.: Медицина, 2003.

2. Семенович А.В. Методологические аспекты нейропсихологиче-ской диагностики отклоняющегося развития. Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М.: Медицина, 1998.

3. Гребова Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2006. 175 с.

Поступила в редакцию 10 марта 2017 г.

Петкевич Алла Ивановна, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected]

Кузнецова Юлия Игоревна, Поликлиника № 3 Управления делами Президента РФ, г. Москва, Российская Федерация, врач-невролог высшей категории, e-mail: [email protected]

Бруйков Алексей Александрович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры медицинской биологии с курсом инфекционных болезней, e-mail: [email protected]

Гулин Александр Владимирович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой биохимии и фармакологии, e-mail: Gulin49@yandex. ru

1558

UDC 361.1

DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1552-1559

THE MANIFESTATIONS OF FUNCTIONAL DISORDERS IN CHILDREN AGED 9-10 YEARS IN KYOKUSHIN KARATE

© A.I. Petkevich1), Y.I. Kuznetsova2), A.A. Bruykov3), A.V. Gulin3)

^ Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan 42 Lenin St., Lipetsk, Russian Federation, 398020 E-mail: [email protected] 2) Federal State Budgetary Institution "The Polyclinic № 3» of the Russian President Administration 31 Grokholski Ln., Moscow, Russian Federation, 129090

E-mail: [email protected] 3) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]

Comprehensive diagnosis and rehabilitation of young athletes is one of the most important problems in pediatric sports medicine. The research shows the learning process of the correctional and diagnostic impact, aimed at actualization of the influence of functional changes of locomotor apparatus in children aged 9-10 years in Kyokushin karate, on their physical fitness, functional and psycho-emotional state. Keywords: Kyokushin karate; correction; rehabilitation; physical readiness and psychophysical status of karateka

REFERENCES

1. Levit K. Manual'naya meditsina [Manual Medicine]. Moscow, Medicine Publ., 2003. (In Russian).

2. Semenovich A. V. Metodologicheskie aspekty neyropsikhologicheskoy diagnostiki otklonyayushchegosya razvitiya. Problemy spetsial'noy psikhologii i psikhodiagnostika otklonyayushchegosya razvitiya [Methodological aspects of neuropsychological diagnostics of abnormal development. Problems of special psychology and psycho-diagnostics of abnormal development]. Moscow, Medicine Publ, 1998. (In Russian).

3. Grebova L.P. Lechebnaja fyzycheskaja kul'tura pry narushenyjah oporno-dvygatel'nogo apparata [Therapeutic Physical Training at Muscle-Skeleton Disorder]. Moscow, Akademiya Publ., 2006, 175 p. (In Russian).

Received 10 March 2017

Petkevich Alla Ivanovna, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor of Adaptive Physical Education Department, e-mail: Gulin49@yandex. ru

Kuznetsova Yulia Igorevna, Federal State Budgetary Institution "The Polyclinic № 3» of the Russian President Administration, Moscow, Russian Federation, Neurologist of the Highest Category, e-mail: [email protected]

Bruykov Alexey Aleksandrovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Biology, Senior Lecturer of Medical Biology with Course of Infectious Diseases Department, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gulin Aleksander Vladimirovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Head of Biochemistry and Pharmacology Department, e-mail: [email protected]

Информация для цитирования: Петкевич А.И., Кузнецова Ю.И., Бруйков А.А., Гулин А.В. Проявления функциональных нарушений у детей в возрасте 9-10 лет, занимающихся киокусинкай каратэ // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 6. С. 1552-1559. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1552-1559

For citation: Petkevich A.I., Kuznetsova Y.I., Bruykov A.A., Gulin A.V. Proyavleniya funktsional'nykh narusheniy u detey v vozraste 9-10 let, zanimayushchikhsya kiokusinkay karate [The manifestations of functional disorders in children aged 9-10 years in Kyokushin karate]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2017, vol. 22, no. 6, pp. 1552-1559. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1552-1559 (In Russian, Abstr. in Engl.).

1559

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.