ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ КАРАТИСТОВ (СТИЛЬ ШОТОКАН)
В.М. КАТАШЕВ, ДЮСШ № 2; О.А. ШУБИНА, О.И. ПЯТУНИНА, ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск
Аннотация
В статье подчеркнута необходимость совершенствования учебно-тренировочного процесса юных каратистов, с учетом методологических основ данного вида спорта. Обозначенная актуальность определила цель исследования: совершенствование учебно-тренировочного процесса юных каратистов (стиль шотокан) посредством корректировки аттестационной программы и контрольно-переводных нормативов. Исследование проходило в течение 2007-2013 гг. на базе ДЮСШ № 2 г. Бийска. Контингент исследования - юные каратисты (30 человек), наблюдавшиеся на протяжении нескольких лет: с первого года начальной подготовки по третий год обучения в учебно-тренировочной группе включительно. Оценка результатов педагогического эксперимента позволила сделать вывод об эффективности изменений следующего характера: увеличение в контрольно-переводных нормативах общего объема требований по общей физической подготовке и введение 90% упражнений, соответствующих соревновательной технике каратэ, для оценки специальной физической подготовки, а также модернизации аттестационной программы в направлении конкретизации системы требований для каждой ученической степени.
Ключевые слова: каратэ-шотокан, учебно-тренировочный процесс юных каратистов, контрольно-переводные нормативы, аттестационная программа.
Abstract
The necessity of educational training process improvement in young karate athletes under methodological bases is underlined. The timeliness defined the main aim of the research: the improvement of the young karate training process (shotokan style) due to the correction of the attestation program and control qualification standards. Research was conducted during 2007-2013 at the premises of Youth Sports school № 2 in Biysk. Contingent of research - young karate (30 persons) observed from the first year of initial training to the third year training group inclusively. The estimation of pedagogical experiment results showed the opportunity to draw conclusion about efficiency of the changes. There is a necessity of adjustment of the control-qualification standards: increase of general volume of requirements on body-conditioning; introduction of 90% exercises corresponding to the karate competition technique for the estimation of the special physical body-conditioning and modernisation of the attestation program in the direction of specification of the requirement system for every student's level.
Key words: karate-shotokan, educational-training process of young karate, control-qualification standards, attestation program.
Введение
Каратэ - это уникальная система движений, позволяющая научиться владеть телом как «единым» целым и гармонично развивать физические и психические качества личности [2]. По мнению многих специалистов, каратэ как учебно-спортивная дисциплина является эффективным средством воспитательной работы с детьми
разного возраста [3, 4]. В России каратэ как вид спорта возник сравнительно недавно - с начала 80-х годов прошлого века, а как детский спорт - еще позже. Возможно, это является причиной значительных недостатков в существующей системе подготовки юных каратистов. В настоящий момент времени тренер-специалист, работающий в детских спортивных школах, использует
<&
ФНЦ ВНИИФК
или откорректированные программы для взрослых, которые часто не учитывают основные закономерности онтогенеза, или адаптивные программы из других видов единоборств, без опоры на основные методологические принципы каратэ [1]. В связи с этим, для того чтобы подготовить каратиста высокого класса, тренеру приходится оперативно, часто бессистемно вносить существенные исправления в учебно-тренировочный процесс, что несомненно тормозит различные стороны подготовленности юного спортсмена каратэ.
Цель исследования
Совершенствование учебно-тренировочного процесса юных каратистов (стиль шотокан) посредством корректировки аттестационной программы и контрольно-переводных нормативов.
Объектом исследования является система подготовки спортсменов каратэ; предметом - учебно-тренировочный процесс юных спортсменов каратэ.
Гипотеза
Предполагалось, что изменения на этапах многолетней подготовки каратистов по направлениям совершенствования аттестационной программы и контрольно-переводных нормативов окажут положительное воздействие на результаты соревновательной деятельности.
Методы и организация исследования
Анализ и обобщение научно-методической литературы по исследуемой проблеме; анализ отчетной документации; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; анализ соревновательной деятельности и контрольных испытаний, математико-статистическая обработка результатов.
Исследование проходило в течение 2007-2013 гг. в четыре этапа: изучение литературных источников по проблематике исследования; совершенствование учебно-тренировочного процесса юных каратистов (стиль шотокан) посредством корректировки аттестационной программы и контрольно-переводных нормативов в экспериментальной группе; проведение педагогического эксперимента на базе ДЮСШ № 2 г. Бийска, (контингент исследования - юные каратисты (30 человек) на протяжении нескольких лет (с первого года начальной подготовки по третий год обучения в учебно-тренировочной группе включительно); анализ результатов педагогического эксперимента.
Результаты и их обсуждение
Итоговые (контрольно-переводные) испытания общей и специальной физической подготовленности проводятся для всех учащихся ДЮСШ (кроме спортивно-оздоровительных групп). Это является обязательным компонентом учебно-тренировочного процесса. Данное положение распространяется на ДЮСШ, реализующие образовательную программу физкультурно-спортивной направленности. Анализ учебно-тренировочных про-
грамм по подготовке юных спортсменов каратэ разных ДЮСШ позволил нам выявить существенный недостаток: контрольно-переводные испытания, направленные на оценку специальной физической подготовленности, не отображают специфику каратэ и поэтому могут лишь косвенно свидетельствовать о результате подготовки. В связи с этим нами разработаны и включены в переводные экзамены по специальной физической подготовке (СФП) физические упражнения, часто применяющиеся в учебно-тренировочном процессе юных каратистов:
1) маэ гэри (прямой удар ногой) из позиции - одно колено на полу, нанести максимальное количество ударов по макивари за одну минуту;
2) маваши гэри (круговой удар ногой), поочередно оппонент наносит точные и сильные удары по макивари за одну минуту;
3) челночный бег (один из видов бега на короткие дистанции, он отличается от обычного тем, что испытуемый должен преодолеть дистанцию туда и обратно несколько раз);
4) гияку дзуки (прямой удар рукой) аналогично за одну минуту нанести максимальное количество ударов по макивари, данный вид удара используется спортсменами в 80% поединков отдельно или в связках и поэтому является важным компонентом;
5) атака со сменой направления (используя связки «рука-нога», атаковать со сменой направления за одну минуту) (табл. 1).
Для оценки общей физической подготовленности применялись тесты на работу основных групп мышц, используемых каратистами: прыжок в длину - развивает взрывные способности мышц, что соответствует атакующим действиям спортсмена; отжимание и подтягивание - улучшает мышцы плечевой и грудной части тела, что усиливает силу и скорость удара руками; бег на короткие и средние дистанции - увеличивает выносливость. Изменения контрольных нормативов оценки общей физической подготовленности касались прежде всего увеличения требований: в среднем уровень сложности повысился на 10% (табл. 2).
В данное время существует множество способов тестирования технического уровня занимающихся каратэ, которые основываются на визуальной оценке и зависят от уровня специалистов, проводящих переводные экзамены (аттестация). Недостаток заключается в том, что зачастую не сдавший тест спортсмен до конца не осознаёт свои ошибки, как правило, они трактуются обширно и без последовательных решений, либо отрицательный результат вовсе не комментируется. Разработанная нами система оценок основана на следующих принципах: постепенное повышение уровня сложности; индивидуальный подход в зависимости от способностей спортсмена; конкретизация требований для каждого ученического уровня. Опора на последний принцип позволила дополнить частными детализированными признаками требования к аттестации, за счет чего стало возможным более быстрое продвижение в решении задач эффективной подготовки юных каратистов.
Таблица 1
Контрольные нормативы специальной физической подготовленности в группе начальной подготовки (НП)
и в учебно-тренировочной группе (УТ)
Группа Год подготовки Пол Контрольные нормативы
Маэ гэри, позиция - одно колено на полу (кол-во ударов за 1 мин) Маваши гэри по снаряду (кол-во ударов за 1 мин) Челночный бег 3x10 (НП), 4x10 (УТ) Гияку дзуки с упора лежа на полу (кол-во ударов за 1 мин) Атака со сменой направления (кол-во ударов за 1 мин)
НП 1-й год м 27 55 15,0 17 24
д 25 48 16,5 14 20
2-й год м 30 57 14,0 18 28
д 27 50 15,5 15 24
н 1-й год м 32 60 21,0 19 32
д 30 52 22,0 16 28
2-й год м 35 63 20,0 20 36
д 32 55 21,0 17 32
3-й год м 37 65 19,0 21 40
д 35 57 20,0 18 36
4-й год м 40 67 18,5 22 44
д 37 60 19,5 19 40
5-й год м 42 70 18,0 23 46
д 40 63 19,0 20 42
Таблица 2
Контрольные нормативы общей физической подготовленности в группе начальной подготовки (НП)
и в учебно-тренировочной группе (УТ)
Группа Год подготовки Пол Контрольные нормативы
Прыжок в длину с места, см Отжимание (д), подтягивание (м), кол-во раз Подъем туловища из положения на спине, кол-во раз Бег 30 м, с Бег 300 м (НП), бег 600 м (УТ - 1-4-й год обучения), бег 1000 м (УТ - 5-й год обучения), мин
НП 1-й год м 174 3-5 25-40 6,0 1,16
д 160 13-15 27-32 6,5 1,20
2-й год м 190 4-6 36-41 5,6 1,07
д 180 13-15 28-33 6,1 1,75
н 1-й год м 195 7-9 37-42 5,3 1,55
д 190 19-21 29-34 5,8 2,10
2-й год м 205 10-12 38-43 5,0 1,45
д 195 22-24 30-35 5,5 1,55
3-й год м 210 12-14 39-44 4,7 1,35
д 200 25-27 31-35 5,2 1,40
4-й год м 215 14-16 40-45 4,4 1,32
д 205 28-30 32-37 4,9 1,37
5-й год м 220 16-18 41-46 4,2 3,10
д 210 31-33 33-38 4,7 3,30
В структуру аттестационной программы на разных ученических уровнях входит обязательное исполнение: кихон (демонстрация техники), ката (комплекс формальных упражнений), кумитэ (учебный поединок). Требования к аттестации имеют пятибалльную оценку готовности спортсмена:
10-9 кю: 1 - взгляд; 2 - в ката правильно выполнять схему; 3 - горизонтальное перемещение в стойках.
8-7 кю: 1 - взгляд; 2 - осанка; 3 - Хикитэ; 4 - правильное перемещение; 5 - правильное распределение веса тела в стойках.
6-5 кю: 1 - взгляд; 2 - Хари-аши; 3 - работа бедер;
4 - центровка; 5 - Хикитэ.
4-3 кю: 1 - работа бедер; 2 - Хари-аши; 3 - правильное дыхание; 4 - Кимэ; 5 - Шимэ.
2 кю: 1 - таймер; 2 - Кимэ; 3 - Шимэ; 4 - Хари-аши;
5 - дыхание и прием объединены.
1 кю: хорошая форма: 1 - стоек, 2 - Дзуки, 3 - Гэри, 4 - Уке, 5 - Ката.
Последнее является новшеством в системе аттестации. Допускается один недочет из пяти, в случае невы-
полнения любого второго требования спортсмен не сдает экзамен. Данная система оценок позволяет спортсменам и тренерам ориентироваться и корректировать проблемные зоны в технике и тактике уже на этапе подготовки к соревновательной деятельности.
Оценка результатов педагогического эксперимента позволила сделать вывод об эффективности внесенных изменений. Показатели экспериментальной группы оказались по большинству параметров (результаты контрольных испытаний, общее количество медалей, количество золотых медалей соревнований разного уровня) выше в сравнении с контрольной группой (р < 0,05).
Таким образом, существует необходимость корректировки контрольно-переводных нормативов: увеличение общего объема требований по общей физической подготовке; введение 90% упражнений, соответствующих соревновательной технике каратэ для оценки специальной физической подготовки и модернизации аттестационной программы в направлении конкретизации системы требований для каждой ученической степени.
Литература
1. Каташев В.М. Каратэ шотокан / под ред. А.А. Ми-кушина, Р.В. Вдовина. - Бийск: Фуджи, 2002.
2. Ояма М. Классическое каратэ / М. Ояма. - М.: Эксмо, 2006. - 256 с.
3. Прокудин К.Б. Технология построения тренировочного процесса юных каратистов на этапе предвари-
тельной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / К.Б. Прокудин. - М., 2000. - 22 с.
4. Рот Д. Черный пояс каратэ / Д. Рот. - М.: АСТ, 2007. - 415 с.
References
1. Katashev V.M. Shotokan Karate / editors A.A. Mi-kushin, R.V. Vdovin. - Biysk: Fudji, 2002.
2. Ojama M. Classical karate / M. Ojama. - M.: Exmo, 2006. - 256 p.
3. Prokudin K.B. Technology of young karate training process on preliminary strengthening work stage. Synopsis
of thesis of candidate of pedagogic sciences / K.B. Prokudin. - M., 2000. - 22 p.
4. Rott D. Black belt / D. Rott. - M.:AST, 2007. - 415 p.