Научная статья на тему 'Методика обучения технико-тактическим действиям юных каратистов'

Методика обучения технико-тактическим действиям юных каратистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1089
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАТИСТЫ / ТАКТИКА / "СИТУАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ" МОДЕЛЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА "ТАКТИКА КАРАТЭ" / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Сергей Витальевич, Гареева Айгуль Сабитовна, Тимербаев Олег Маратович

В статье представлена методика обучения технико-тактическим действиям юных каратистов с целью совершенствования технико-тактического мастерства каратистов 12-13 лет. Проанализированы соревновательные поединки чемпионатов Европы и Мира по каратэ. На основе результатов анализа соревновательных поединков каратистов сконструирована «ситуационно-процессуальная» модель реализации технико-тактических действий высококвалифицированных каратистов в современном соревновательном поединке. Содержание данной модели вошло в состав разработанной методики обучения технико-тактическим действиям юных каратистов. Проведен педагогический эксперимент. Результаты данного эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу и доказали эффективность использования разработанной методики обучения в процессе технико-тактической подготовки юных каратистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Сергей Витальевич, Гареева Айгуль Сабитовна, Тимербаев Олег Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique of training to technical and tactical actions of young karatekas

The technique of training to the technical and tactical actions of young karatekas for the purpose of improvement of the technical and tactical skills of karatekas of 12-13 years old is presented in the article. Competitive duels of the European championships and the World on karate are analyzed. On the basis of the results of the analysis of the competitive duels of karatekas the "situational and procedural" model of realization of the technical and tactical actions of highly skilled karatekas in a modern competitive duel is designed. The contents of this model were a part of the developed technique of training in technical and tactical actions of young karatekas. The pedagogical experiment is made. Results of this experiment have confirmed the proposed hypothesis and proved efficiency of the application of the developed training technique in the course of the technical and tactical training of the young karatekas.

Текст научной работы на тему «Методика обучения технико-тактическим действиям юных каратистов»

УДК 796.853.26

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ЮНЫХ

КАРАТИСТОВ

Сергей Витальевич Павлов, доктор педагогических наук, профессор, Айгуль Сабитовна

Гареева, кандидат педагогических наук, доцент, Олег Маратович Тимербаев, соискатель, тренер по карате Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная

школа №12» городского округа г. Уфа (МБУ «СШ№12»), Башкирский институт физической культуры филиал Уральского государственного университета физической

культуры (БашИФК), г. Уфа

Аннотация

В статье представлена методика обучения технико-тактическим действиям юных каратистов с целью совершенствования технико-тактического мастерства каратистов 12-13 лет. Проанализированы соревновательные поединки чемпионатов Европы и Мира по каратэ. На основе результатов анализа соревновательных поединков каратистов сконструирована «ситуационно-процессуальная» модель реализации технико-тактических действий высококвалифицированных каратистов в современном соревновательном поединке. Содержание данной модели вошло в состав разработанной методики обучения технико-тактическим действиям юных каратистов. Проведен педагогический эксперимент. Результаты данного эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу и доказали эффективность использования разработанной методики обучения в процессе технико-тактической подготовки юных каратистов.

Ключевые слова: каратисты, тактика, «ситуационно-процессуальная» модель реализации технико-тактических действий высококвалифицированных каратистов, компьютерная программа «Тактика каратэ», методика обучения технико-тактическим действиям.

TECHNIQUE OF TRAINING TO TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF

YOUNG KARATEKAS

Sergey Vitalievich Pavlov, the doctor pedagogical sciences, professor, Aygul Sabitovna Gareeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Oleg Maratovich Timerbaev, the competitor, coach on karate of Municipal budgetary institution "Sports School No. 12" of the city district Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture branch of the Ural State University of

Physical Culture, Ufa

Annotation

The technique of training to the technical and tactical actions of young karatekas for the purpose of improvement of the technical and tactical skills of karatekas of 12-13 years old is presented in the article. Competitive duels of the European championships and the World on karate are analyzed. On the basis of the results of the analysis of the competitive duels of karatekas the "situational and procedural" model of realization of the technical and tactical actions of highly skilled karatekas in a modern competitive duel is designed. The contents of this model were a part of the developed technique of training in technical and tactical actions of young karatekas. The pedagogical experiment is made. Results of this experiment have confirmed the proposed hypothesis and proved efficiency of the application of the developed training technique in the course of the technical and tactical training of the young karatekas.

Keywords: karatekas, tactics, "situational and procedural" model of realization of technical and tactical actions of highly skilled karatekas, computer program "Karate Tactics", technique of training in technical and tactical actions.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития мирового каратэ характеризуется обострением конкуренции на крупнейших соревнованиях [5]. При прочих относительно равных психофункциональных состояниях спортсменов, одинаковом развитии их физических качеств, технической подготовленности обычно победителем в спортивном поединке становится тот боец, который своевременно и результативно сможет провести в процессе боя технико-

тактические действия, соответствующие конкретно сложившимся ситуациям схватки [1].

Выявление наиболее эффективных методов обучения технико-тактическим действиям в процессе технико-тактической подготовки каратистов является одной из насущных проблем отечественной школы-каратэ [2]. Решение этой проблемы даст возможность повысить качество технико-тактической подготовки каратистов и в конечном итоге улучшить спортивные достижения.

В настоящие время в теории и практике каратэ чаще всего представлены традиционные методы обучения технико-тактическим действиям каратистов, не в полной мере отвечающие современным требованиям к содержанию и организации процесса технико-тактической подготовки каратистов, а также учета особенностей реализации технико-тактических действий в структуре современного поединка в каратэ, что в конечном итоге сказывается на результативности как тренировочной, так и соревновательной деятельности.

На современном этапе возникает проблемная ситуация разрешения которой лежит в поиске содержания новых методов обучения технико-тактическим действиям каратистов для достижения стабильных и высоких спортивных результатов.

Цель исследования. Разработать и обосновать эффективность методики обучения технико-тактическим действиям юных каратистов с учетом особенностей реализации данных действий в процессе современного соревновательного поединка.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью обоснования содержания методики обучения технико-тактических действий у юных каратистов был проведен анализ соревновательных поединков Чемпионатов Европы и Чемпионатов мира по каратэ. Всего было проанализировано 105 поединков. Во время педагогического наблюдения учитывались следующие показатели [3; 4]: объем, разносторонность и эффективность технико-тактических действий, использование дистанций и зон спортивной площадки, уровень спортивного мастерства каратистов, время получения выигранных баллов в ходе спортивного поединка.

На первом этапе анализа соревновательной деятельности высококвалифицированных каратистов было выявлено, что атакующие и защитные технико-тактические действия каратистов наиболее эффективны по сравнению с ситуационными и подготовительными действиями.

В связи с высокой эффективностью применения атакующих и защитных действий высококвалифицированными каратистами нами был проведен более детальный и всесторонний анализ использования этих технико-тактических действий ведущими каратистами мира. Результаты анализа спортивных поединков высококвалифицированных каратистов показали следующие.

На соревнованиях каратисты при атаке первым используют одиночные (35,5% от общего объема выполненных ударов за весь бой), двойные (45,7%) и многочисленные (18,8%) ударные действия. Наиболее эффективно одиночные удары проходят: во время поединка с соперниками выше классом (Кэф. = 86%); на своей стороне площадки (Кэф. = 72%); в конце боя (Кэф.= 73%). Эффективные двойные ударные действия: с равными соперниками (Кэф. = 68%); в центре площадки (Кэф. = 63%); в середине боя (Кэф. = 76%). Многочисленные эффективные технико-тактические действия: с соперниками ниже класса (Кэф. = 86%); на стороне площадки соперников (Кэф. = 57%); в первой половине боя (Кэф. = 73%).

Во время боя, используя встречные атаки, спортсмены применяют одиночные (75% от общего объема выполненных ударов за весь бой) и двойные (25%) ударные действия. Эффективность одиночных ударов проявляется во время: проведения поединка с соперниками выше класса (Кэф. = 83%); на своей стороне площадки (Кэф. = 77%); в конце боя (Кэф. = 84%). А эффективность двойных ударных действий: с равными соперниками (Кэф. = 67%); в центре площадки (Кэф. = 56%); в середине боя (Кэф. = 78%).

Ответные атаки в процессе спортивных поединков проводятся каратистами в виде одиночных (41,6% от общего объема выполненных ударов за весь бой), двойных (33,4%) и многочисленных (25%) ударных действиях. Одиночные ответные атаки наиболее эффективно используются каратистами: при проведении поединка с соперниками выше класса (Кэф. = 86%); на своей стороне площадки (Кэф. = 78%); в конце боя (Кэф. = 67%). Эффективные двойные ответные атаки обнаружены: при проведении боя с равными соперниками (Кэф. = 76%); в центре площадки (Кэф. = 78%); в середине боя (Кэф. = 84%). Эффективные ответные атаки в виде многочисленных технических действиях: при проведении поединка с соперниками ниже классом (Кэф. = 68%); на стороне площадки соперников (Кэф. = 83%); в первой половине боя (Кэф. = 78%).

В процессе соревновательных поединков ведущие каратисты мира применяют традиционные (2% от общего объема выполненных блоков за весь бой), отводящие (55%) и плотные (43%) блоки. Наиболее эффективно традиционные блоки реализуются на дальней дистанции (Кэф. = 100%), отводящие блоки на средней дистанции (Кэф. = 73%) и плотные блоки на ближней дистанции (Кэф. = 88%).

В ходе боя высококвалифицированные каратисты используют плотные (22,3% от общего объема выполненных уходов за весь бой), смешанные (44,4%) и частичные (33,3%) уходы. Данные виды уходов эффективно применяются: полные - на дальней дистанции (Кэф. = 74%); смешанные - на средней дистанции (Кэф. = 82%); частичные - на ближней дистанции (Кэф. = 86%).

Намерения в защите в процессе поединков выполняются в виде пассивных защит (12% от общего объема применяемых намерений в защите за весь бой), активных защит (16%), сбивающих защит (8%), опережающих защит (16%), экстремальных защит (14%), «ломать линию атаки» (20%) и естественных защит (14%).

На основе теоретического анализа литературных источников, полученных данных о реализации технико-тактических действий высококвалифицированных каратистов в ходе соревновательных боев, положений ситуационного и процессуального подходов была сконструирована «ситуационно-процессуальная» модель реализации технико-тактических действий высококвалифицированных каратистов в современном соревновательном поединке.

Разработанная методика обучения технико-тактическим действиям состоит из двух блоков: теоретического и практического. Теоретический блок представляет собой разработанную компьютерную программу «Тактика каратэ» и включает в себя два компонента: обучающий и тестирующий. Обучающий компонент включает в себя знания о: стандартных ситуаций боя; тактических задач, возникающих в процессе состязаний и пути их решения; результативных технико-тактических действий (в виде видеосюжетов), которые необходимо использовать в ходе соревновательных поединков в зависимости от конкретно сложившийся ситуации боя и выбранного направления решения тактических задач. Тестирующий компонент включает в себя оценку уровня развития тактического и оперативного мышления каратистов и представляет собой перечень вопросов и ответов (правильных и неправильных) о тактике каратэ. Тесты в компьютерной программе разработаны на основе объема теоретической информации изложенного в обучающем компоненте.

Практический блок заключается в реализации приобретенных знаний в теоретическом блоке о тактике карате непосредственно в тренировочном процессе. В начале обучения в виде имитационных упражнений, затем реализации тактических действий в парах (с сопротивлением и без сопротивления) и конце закрепление двигательного технико-тактического навыка в условных боях по заданию. Методика обучения технико-тактическим действиям каратистов представлена на рисунке 1.

С целью проверки эффективности разработанной методики обучения технико-тактическим действиям юных каратистов был проведен педагогический эксперимент. Результаты межгруппового анализа показали следующее (таблица 1). До эксперимента между

контрольной и экспериментальной группой достоверность различий показателей уровня развития тактического и оперативного мышления не установлено.

Методика обучения ТД

Теоретический блок

Практический блок

Обучающий Компонент

Тестирующий Компонент

Реализация ТД в тренировочном процессе

/ \

Условные бои по заданию

Рисунок 1 - Структура методики обучения технико-тактическим действиям каратистов.

Таблица 1 - Различие показателей тактического и оперативного мышления в контрольной и экспериментальной группах_

Экспериментальные группы Тактическое мышление (%) Оперативное мышление (сек) Периоды тестирования

КГ 32,1±0,18 136,1±0,21 НЭ

ЭГ 30±0,21 134,7±0,56

Р >0,05 >0,05

КГ 34,3±0,23 132,7±0,19 ПЭ

ЭГ 82,5±0,25 104,9±0,09

р <0,05 <0,05

Примечания: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; НЭ - начало эксперимента; КЭ - после эксперимента; р - достоверность различий.

После эксперимента были обнаружены достоверные различия между результатами испытуемых групп как по тактическому мышлению, так и по оперативному (р <0,05). Результаты сравнительного анализа свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе, где использовалась разработанная методика обучения технико-тактическим действиям каратистов 12-13 лет уровень развития тактического и оперативного мышления выше, чем у контрольной группы, что говорит об эффективности использования теоретического блока разработанной методики в тренировочном процессе юных каратистов.

Рассмотрим результаты оценок уровня технико-тактической подготовленности в контрольной и экспериментальной группе до и после экспериментальной работы. Сравнительный анализ позволил установить, что спортсмены контрольной группы после экспериментальной работы улучшили результат не существенно, лишь на 0,13 балла (в среднем на 3,5%), в то время как экспериментальная группа улучшила результат на 1,25 балла (в среднем на 31,2%), что свидетельствует о более высоком уровне технико-тактической подготовленности каратистов экспериментальной группы (р <0,05), который они достигли в процессе экспериментальной работы.

Таким образом, результаты исследования дают основание для констатации факта о том, что разработанная методика повышает уровень технико-тактической подготовленности юных каратистов и оказывает положительное влияние на демонстрацию технико-тактических возможностей спортсменов в процессе тренировочных «учебных» поединков.

Для определения эффективности разработанной методики обучения технико-тактическим действиям каратистов 12-13 лет оценивалась реализация технико-тактических действий спортсменов контрольной и экспериментальной групп во время соревновательных поединков. Анализировались соревновательные поединки республиканского турнира по каратэ и открытого первенства г. Уфы. Рассмотрим межгрупповые различия опытно-экспериментальных групп по количеству выигранных соревновательных поединков до и

после эксперимента (таблица 2).

Таблица 2 - Различия количества выигранных соревновательных поединков в контрольной и экспериментальной группах_

До эксперимента После эксперимента

ЭГ КГ р ЭГ КГ Р

5,91±0,17 6,05±0,17 >0,05 9,18±0,28 7,77±0,21 <0,05

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа - контрольная группа, р - достоверность различий по критерию Стьюдента.

При сравнении спортивных результатов каратистов контрольной и экспериментальной групп установлено, что до эксперимента достоверных различий между группами не обнаружено, после эксперимента определена достоверность различий (р <0,05).

Таким образом, использование разработанной методики обучения технико-тактическим действиям каратистов 12-13 лет, которая применялась в экспериментальной группе, дало более существенные результаты, чем методика, используемая в контрольной группе.

ВЫВОДЫ

Полученные количественные данные о различиях показателей тактического и оперативного мышления, уровней технико-тактической подготовленности, результатов соревнований юных каратистов контрольной и экспериментальной групп позволяет говорить о том, что традиционные методики обучения технико-тактическим действиям не дают существенного прироста уровню технико-тактической подготовленности единоборцев, а реализация разработанной методики позволяет повысить эффективность процесса обучению технико-тактическим действиям каратистов-юношей, качественно увеличить рост уровня технико-тактической подготовленности, и в конечном итоге, улучшить результаты выступления на соревнованиях.

По результатам исследования можно констатировать, то что, разработанную методику обучения технико-тактическим действиям юных каратистов целесообразно использовать в спортивной практике каратэ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джероян, Г.О. Тенденция развития тактики современного бокса / Г.О. Джероян, Е.В. Калмыков // Бокс : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - С. 49-52.

2. Иванов-Катанский, С. Комбинационная техника каратэ : учеб. пособие / С. Иванов-Ка-танский. - М. : Агентство «Фаир», 1998. - 478 с.

3. Кузнецов, В.В. Научные основы создания "моделей сильнейших спортсменов" / В.В. Кузнецов, А.А. Новиков, Б.Н. Шустин // Проблемы современной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. - М., 1975. - Вып. 2. - С. 24-26.

4. Павлов, С. В. Модели технико-тактического мастерства тхэквондистов / С. В. Павлов // Эколого-валеологические аспекты физического воспитания и спортивной тренировки : сборник научных трудов. - Челябинск, 1999. - С. 145-147.

5. Хаберзетцер, Р. Каратэ-до: от азов до черного пояса. Ч. 4 / Р. Хаберзетцер. - Тирасполь : ЧП «Модус», 1991. - 187 с.

REFERENCES

1. Dzheroyan G. O. and Kalmykov, E.V. (1988), "Tendential of development of tactics of modern boxing", In book: Boxing. Year-book, Physical culture and sport, Moscow, pp. 49-52.

2. Ivanov-Katansky, S. (1998), Combinational technology of karate, Fair agency, Moscow.

3. Kuznetsov, V.V., Novikov, A.A. and Shustin (1975), "Scientific bases of creation of "models of the strongest athletes", in book Problems of modern system of preparation of highly-skilled athletes, VNIIFK, Moscow, Issue 2, pp. 24-26

4. Pavlov S.V. (1999), "Model of technical and tactical skill of taekwondo fighter", Ecological-valeological aspects of physical training and sports training: Collection of scientific works, South Ural state University, Chelyabinsk, pp. 145-147.

5. Haberzettser, R. (1991), Karate-to: from elements to black belt, Part 4, State of emergency "Mode", Tiraspol.

Контактная информация: sergej_pavlov_2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.02.2018

УДК 796.011.3

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО КАК ПОКАЗАТЕЛЬ

АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОК К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

Надежда Петровна Петрушкина, доктор медицинских наук, Ольга Ивановна Коломиец, кандидат биологических наук, доцент, Виктор Константинович Миловидов, профессор,

Анатолий Иванович Пустозеров, кандидат биологических наук, доцент,

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

Цель исследования состояла в оценке уровня результатов выполнения норм комплекса ГТО и их динамики в двух группах студенток первого курса с различными сценариями адаптации к обучению в вузе. Первая группа включала 30 девушек, у которых был диагностирован толерантный вариант адаптации к обучению. Во вторую группу (сходную по численности и по возрасту) вошли студентки, продемонстрировавшие резистентную стратегию адаптации. При толерантной стратегии адаптации зафиксированы не только более высокие, чем при резистентной стратегии, результаты выполнения некоторых нормативов комплекса ГТО девушками-первокурсницами, но и большее число лиц, сдавших, и соответственно меньшее число лиц, не сдавших эти нормативы.

Ключевые слова: студентки, стратегии адаптации к обучению в вузе, вегетативный статус, физическая подготовленность, нормативы комплекса ГТО.

RESULTS OF IMPLEMENTATION OF THE "READY FOR LABOR AND DEFENSE" STANDARDS AS INDICATOR OF ADAPTATION OF STUDENTS TO TRAINING IN

HIGHER EDUCATION

Nadezhda Petrovna Petrushkina, the doctor of medical sciences,

Olga Ivanovna Kolomiets, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Victor Konstantinovich Milovidov, the professor, Anatoly Ivanovich Pustozerov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation

The purpose of the study was to assess the level of implementation of the norms of the "Ready for labor and defense" and their dynamics in two groups of students of the first course with different scenarios of adaptation to training in higher school. The first group included 30 women who were diagnosed with tolerant variant of adaptation to training. The second group (similar in size and age) is composed of students who have demonstrated a resistant strategy of adaptation. With tolerant adaptation strategies there were recorded the results not only higher than in the resistant strategy of the implementation of some standards of the «Ready for labor and defense» by the girls-freshmen, but the bigger number of those who passed, and accordingly less number of the individuals, who did not pass these standards.

Keywords: students, adaptation strategies for teaching in the University, autonomic status, physical fitness, standards of the "Ready for labor and defense".

Доступные публикации последних лет подтверждают негативное влияние на женский организм особенностей современной жизни - социально-экономических, психологических, медико-биологических. Следствием действия этих факторов являются дисгармоничное физическое развитие, нарушение работы функциональных систем организма, рост

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.