Научная статья на тему 'Применение немедикаментозных методов в лечении детского церебрального паралича'

Применение немедикаментозных методов в лечении детского церебрального паралича Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
3055
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ИППОТЕРАПИЯ / ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ / ФИКСАЦИОННЫЙ МАССАЖ / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ / CEREBRAL PALSY / HIPPOTHERAPY / THERAPEUTIC SWIMMING / FIXATIVE MASSAGE / ONTOGENETIC GYMNASTICS / NON-DRUG METHODS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Бруйков Алексей Александрович, Гулин Александр Владимирович, Бруйков Юрий Александрович

Рассмотрены вопросы комплексного применения различных немедикаментозных средств реабилитации в лечении детей с церебральным параличом. Цель работы: выявить наиболее эффективные немедикаментозные средства лечения детей с детским церебральным параличом. Выявлено, что ведущими средствами реабилитации детей со спастическими формами церебрального паралича являются различные виды массажа и лечебной физической культуры. Показано, что приемы фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой значительно увеличивают резервные возможности кардиореспираторной системы, нервно-мышечного аппарата детей со спастическими формами детского церебрального паралича. Установлено, что занятия по иппотерапии совершенствуют познавательные психические процессы у детей со спастическими формами детского церебрального паралича. Выявлено, что наибольшая эффективность отмечается при комплексном подходе в реабилитации детей с церебральным параличом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Бруйков Алексей Александрович, Гулин Александр Владимирович, Бруйков Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of non-drug methods in the treatment of infantile cerebral paralysis

The complex application of various non-medicament means of rehabilitation in the treatment of children with cerebral palsy is considered. Objective: to identify the most effective non-medicamentous treatment for children with infantile cerebral palsy. It has been revealed that the main means of rehabilitation of children with spastic forms of cerebral palsy are various types of massage and therapeutic physical training. It is shown that the methods of fixative massage with ontogenetic gymnastics significantly increase the reserve capabilities of the cardiorespiratory system, the neuromuscular system of children with spastic forms of cerebral palsy. It is established that classes on hippotherapy improve cognitive mental processes in children with spastic forms of infantile cerebral palsy. It was revealed that the greatest effectiveness is noted in the integrated approach to the rehabilitation of children with cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «Применение немедикаментозных методов в лечении детского церебрального паралича»

УДК 616.8

DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1722-1728

ПРИМЕНЕНИЕ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫХ МЕТОДОВ В ЛЕЧЕНИИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

© А.А. Бруйков1*, А.В. Гулин1*, Ю.А. Бруйков2)

1) Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 2) Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова 390026, Российская Федерация, г. Рязань, ул. Высоковольтная, 9 E-mail: [email protected]

Рассмотрены вопросы комплексного применения различных немедикаментозных средств реабилитации в лечении детей с церебральным параличом. Цель работы: выявить наиболее эффективные немедикаментозные средства лечения детей с детским церебральным параличом. Выявлено, что ведущими средствами реабилитации детей со спастическими формами церебрального паралича являются различные виды массажа и лечебной физической культуры. Показано, что приемы фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой значительно увеличивают резервные возможности кардиореспираторной системы, нервно-мышечного аппарата детей со спастическими формами детского церебрального паралича. Установлено, что занятия по иппотерапии совершенствуют познавательные психические процессы у детей со спастическими формами детского церебрального паралича. Выявлено, что наибольшая эффективность отмечается при комплексном подходе в реабилитации детей с церебральным параличом.

Ключевые слова: детский церебральный паралич; иппотерапия; лечебное плавание; фиксационный массаж; онтогенетическая гимнастика; немедикаментозные методы

Детский церебральный паралич (ДТТП) - клинический, описательный термин, характеризующий группу состояний, в основе которых лежит селективный дефект моторной функции мозга, сопровождающихся двигательными дисфункциями церебрального происхождения и часто выраженными нарушениями умственного развития и когнитивных функций [1-4].

Более чем у 80 % детей заболевание начинается внутриутробно, клинические же его проявления в по-стнатальном онтогенезе определяются в значительной степени не этиологией, не характером основного вредного фактора, влияющего на организм плода, а тем этапом пренатального развития, во время которого действовал этот фактор [4-7]. Это общебиологический закон, сущность которого в том, что любая вредность поражает прежде всего те структуры любого органа, которые развиваются в момент, когда она действует наиболее интенсивно, т. е. процессы обмена протекают в них наиболее активно, поэтому поломка структуры и функции их может быть наиболее значимой [1-3].

ДТТП как следствие мультифакториального дизон-тогенеза центральной нервной системы характеризуется многообразием клинических проявлений, на преодоление которых в течение многих лет с большей или меньшей степенью эффективности были направлены усилия специалистов различных профилей [5-22].

Цель работы: выявить наиболее эффективные немедикаментозные средства лечения детей с детским церебральным параличом.

Наибольшее внимание в проблеме реабилитации детей с ДЦП заслуживают средства, основанные на коррекции афферентного потока [6-7]. Развитие двига-

тельного акта при ДЦП происходит в процессе самого двигательного акта, на основе обратной афферентации, определяющей и контролирующей совершаемый двигательный акт и его адаптивные возможности. С этих позиций логично рассматривать и сущность способов коррекции позы и ходьбы при ДЦП [8-11].

Из немедикаментозных методов в комплексном лечении детского церебрального паралича по распространенности первое место занимают лечебная гимнастика и массаж. Для преодоления отставания развития детей с ДЦП обычно проводят оздоровительные занятия стандартной физической терапией [12-18].

Все средства реабилитации больных ДЦП подбираются индивидуально для каждого больного, в зависимости от особенностей тех патологических мышечных синергий, которые определяют основные характеристики патологического двигательного стереотипа с учетом стадии, формы ДЦП, наличия контрактур, интеллектуального развития и других индивидуальных особенностей [19-22].

Многие авторы отводят большую роль в реабилитации больных ДЦП лечебной физической культуре [324]. В настоящее время лечебная физкультура продолжает занимать ведущую позицию в восстановительной терапии в области неврологии. При этом до сегодняшнего дня считается, что основным средством лечебной физкультуры в целом, в том числе и в неврологии, было и остается физическое упражнение в различных своих вариациях: пассивное, активное, рефлекторное [20-26].

При построении индивидуального плана занятий лечебной физической культурой (ЛФК) используются

1722

элементы аналитической гимнастики, функциональной терапии, эволюционной гимнастики [22-24].

В связи с тем, что ведущее значение в клинической картине ДЦП занимает нарушение движений, основная цель ЛФК сводится к нормализации двигательной деятельности больного ребенка. Эта цель может быть реализована путем применения комплексного воздействия, способствующего нормализации всех сторон моторной деятельности ребенка, с включением средств лечебной физической культурой (ЛФК), направленных на нормализацию познотонических реакций, начиная от ослабления спастического напряжения отдельных мышечных групп и заканчивая воспитанием сложных синергий; борьбу с патологическими двигательными стереотипами (синкинезии, заместительные движения); укрепление всей мышечной системы и увеличение подвижности суставов; стимуляцию произвольных движений конечностей; обучение вертикальному положению и самостоятельной ходьбе [5-12].

Одним из наиболее эффективных методов воздействия ЛФК является методика Б. Бобата, которая основана на патогенетическом подборе упражнений. Независимо от возраста применяют упражнения с учетом того уровня, на котором прекратилось развитие функции, т. е. развивают установочный лабиринтный рефлекс с головы на шею, как у 5-месячного, так и у 5-летнего ребенка с контрактурами [3-5].

К. Бобат обращает внимание на необходимость для ребенка с ДЦП, вслед за снижением спастичности, добиваться максимальной сенсорной информации о положении всего его тела в пространстве и о положении отдельных его частей. Для этого инструктор оказывает давление на суставы и на части тела, поглаживает их, растягивает суставы и т. д. Важнейшим фактором является выработка рефлексов на положение, рефлексов с тела на тело и рефлексов, способствующих удержанию равновесия его в пространстве [3-6].

Для максимального расслабления мышц используют специальные укладки в «позе эмбриона», «рефлек-созапрещающей позиции», прием потряхивания конечностей, предложенные М. Pheeps (2000), покачивание на мяче, валике в сочетании с точечным массажем, укладки на ортопедической доске, тележке и др. Каждый ребенок должен пройти все этапы физиологического развития: держать голову, сидеть, стоять, ходить [1-4].

Методику Б. и К. Бобатов расширил и дал свою модификацию В. Войта. Подробно разбирая возможность становления каждого полуавтоматизированного или произвольного движения, он, также как и Б. и К. Боба-ты, основывает свою методику на принципе онтогенетического становления моторики, предлагая для этой цели использовать врожденные рефлекторные механизмы. Эта методика применяется в основном для проведения лечебной физкультуры, прежде всего, с детьми первых месяцев и лет жизни, но может быть использована и для больных более старшего возраста [4-6].

При гиперкинетической форме заболевания и, в меньшей степени, при спастической диплегии возможно получить эффект при использовании методики Темпл-Фея. Эта методика использует формы движения, контролируемые структурами спинного мозга и ствола для развития простейших активных движений ребенка. Примитивные формы движений воспроизводятся в процессе формирования двигательного акта на основе этапов филогенетического развития [1-6].

Методика Домана основана на том, что у больного воспроизводится пассивно весь комплекс физиологических синергий - в мышцах туловища, конечностей, -который обеспечивает выполнение заданного пассивного движения, имитирующего произвольное. Предполагается, что многочисленные повторения заданного движения могут привести к развитию кинестетической памяти о нем и затем к его воспроизведению в той или иной степени приближенному к заданному. Движения проводятся пассивно, по 10-20 раз и более в одну минуту, по 50-100 раз за одно занятие, с целью установления координаторных связей и закрепления их схемы в центральных мозговых структурах. Затем упражнения выполняются пассивно-активно, активно до тех пор, пока не будут усвоены. После этого приступают к разработке движений более высокой стадии развития [3-6].

Эффективным в восстановительном периоде лечения ДЦП является метод динамической проприоцеп-тивной коррекции (ДНК) патологического двигательного стереотипа, с применением лечебных костюмов «Адели», «Гравистат» [5-6]. Метод предназначен для нейтрализации сохранившихся тонических рефлексов и патологических синергий, коррекции порочного положения туловища и нижних конечностей, увеличения общей двигательной активности и выработки приближающегося к физиологическому стереотипа передвижения у больных старше 2 лет в позднем резидуальном периоде ДЦП.

Метод тандотерапии, описанный В.В. Певченко-вым, заключается в том, что ребенка принуждают повторять циклы естественных движений, которые передаются через механическую связь от соответствующей части тела обучающего здорового человека - тандо-терапевта (инструктора). Освоение двигательных действий осуществляется путем тренировки с принудительным выполнением движений. Он объединяет способы обучения с помощью инструктора по лечебной физкультуре (когда больного держат за руки и подталкиванием стимулируют движение, контролируя постановку ноги и помогая удерживать равновесие) и с помощью подвешивания в «воротниках» и корсетах различных конструкций [12].

Применение иппотерапии оказывает положительную роль в становлении движений и поз, осуществлении произвольного контроля над своим телом, развитии произвольного внимания, снижении тонуса мышц, тренировке вестибулярного аппарата, развитии удержания вертикализации, а также балансировке тела. Иппотерапия - это нейрофизиологически ориентированная терапия с использованием лошади (от греческого «иппо» - лошадь и «терапия» - лечение). Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического [7-8].

Под психогенным фактором подразумеваются две высокоценные мотивации - очень желаемое с очень опасным (страх и неуверенность в себе). Это помогает, во-первых, раскрыть потенциальные возможности больного, активно вовлекая его в лечебный процесс с преодолением страха и неуверенности, и, во-вторых, помогает вести борьбу с имеющимися нарушениями с помощью эмоционально стимулирующего прекрасного животного - лошади [7-8].

1723

Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища, что обусловливает частичную (а в некоторых случаях необходимую) нормализацию мышечного тонуса, снижение спастичности, уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение координации, и улучшают статиколокомоторные функции.

Преимущество иппотерапии перед другими видами лечебной физкультуры заключается в том, что при верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц [7-8]. И происходит это на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, ребенок в течение всего занятия инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади. И тем самым побуждает к активной работе пораженные болезнью мышцы своего тела. Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у детей такую сильную, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям иппотера-пии [8-9].

В результате наших исследований было выявлено, что иппотерапия по своей эффективности в 2 раза превосходит стандартные средства восстановительной медицины в развитии координационных способностей, силовых способностей у детей с ДЦП в форме спастической двойной гемиплегии и спастической диплегии [7-9]. Установлено, что занятия по иппотерапии совершенствуют познавательные психические процессы у детей со спастическими формами ДЦП. Под воздействием проводимых процедур активизируются не только подкорковые структуры на уровне ретикулярной формации и таламуса, но и структуры префронтальной лобной коры, обеспечивающей вербально-логическое мышление, что приводит к улучшению восприятия и мышления у обследуемых [7-9].

Гидрокинезотерапия (физические упражнения в теплой воде) - оптимальная методика ЛФК. Как показали наши исследования, лечебное плавание является высокоэффективным средством реабилитации по сравнению с классическими средствами. Выявлено, что у детей с ДЦП после применения лечебного плавания уменьшается спастичность мышц, увеличиваются объем движений, координация, пространственные представления. Анализ результатов сравнительного изучения влияния лечебного плавания с классическими средствами реабилитации выявил более эффективное активизирующее влияние первого на кардиореспираторную систему организма детей с ДЦП, направленное на увеличение резервных возможностей организма [10-12].

Занятия лечебным плаванием проводят в бассейне (температура воды 34-35 °С) или ванне (35-36 °С). В бассейне дети в плавательных поясах выполняют заданные упражнения под наблюдением инструктора. Продолжительность занятий лечебным плаванием в зависимости от возраста от 15 до 45 минут. Во время занятий по лечебному плаванию использовались различные положения ребенка по отношению к инструктору по ЛФК, направления перемещения: лицом, спиной, боком. Разработка нового ряда упражнений осуществлялась с использованием положения тела ребенка на спине, голова - в воде, при его перемещении в воде

с помощью инструктора ЛФК. Использовались упражнения для самостоятельного захвата ребенком руками лестничного поручня, доски для плавания, инструктора ЛФК - как подвижной опоры. Применялись упражнения на пассивное сгибание-разгибание конечностей ребенка с помощью инструктора ЛФК и гидродинамическое сопротивление движению [10-12].

В ванне проводится коррекция положением, подводный ручной массаж, уменьшающий контрактуры. Длительность занятия от 10 до 15-20 минут (в зависимости от возраста), на курс 20-25 процедур.

При любой из форм ДЦП в комплекс реабилитирующих мероприятий обязательно входит массаж (классический, сегментарный, точечный, склеромер-ный, шиатсу, краниопрессура, шипованные массажные катки, вибромассаж, пневмомассаж, вакумный, логопедический массаж, гидромассаж) [1-26].

Задача массажа - ликвидировать (уменьшить) гипертонус мышц и тонизировать атоничные и атрофич-ные группы мышц, улучшить трофику, кислородный обмен в тканях, ускорить окислительные процессы в мышцах [10-17].

Основными методами оздоровительного массажа, обычно применяемыми при детском церебральном параличе, являются: поглаживание, растирание, разминание и точечный рефлекторный массаж [12-24].

Точечный массаж основан на принципах иглореф-лексотерапии. Воздействие на точку может быть седа-тивным или возбуждающим. Выбор точек проводят в зависимости от клинических синдромов заболевания. Точечный массаж проводят в определенной последовательности, в зависимости от клинико-физиологических синдромов заболевания. Этот вид массажа может использоваться самостоятельно и в сочетании с другими видами массажа.

Периостальный (надкостничный) массаж. Предложено воздействовать на надкостницу с целью рефлекторной коррекции нарушений функций, связанных с ней внутренних органов [1-5].

Склеромерный массаж основан на том, что сегмент спинного мозга является относительно самостоятельным и автономным отделом нервной системы, который обеспечивает двигательную и чувствительную иннервацию определенной части тела: конкретного участка кожи, мышц, надкостницы, кровеносных сосудов и внутренних органов. Спастичность мышц при ДЦП обусловлена патологическим повышением активности в сегменте спинного мозга так называемых тонических двигательных нейронов, от которых к мышцам поступает избыточная импульсация, повышающая мышечный тонус. В свою очередь от мышц к спинному мозгу поступает обратная информация, которая при ДЦП еще более усиливает перевозбуждение тонических нейронов. Но одновременно информация от спастических мышц отраженно влияет на те зоны тела, которые также иннер-вируются тем же сегментом, главным образом, на сегментарную область надкостницы. Врач или массажист, воздействуя на зоны надкостницы, может снижать патологическую функциональную активность тонических нейронов, а затем и мышечную спастичность [2-5].

Наибольшая эффективность отмечается при комплексном подходе в реабилитации больных ДЦП [1-23].

Методики ЛФК подбираются индивидуально для каждого, в зависимости от особенностей тех патологических мышечных синергий, которые определяют основные характеристики патологического двигательного

1724

стереотипа, у больных с той или иной формой ДЦП. Это положение относится в той же степени и к массажу - каждому больному подбирается та система массажа, которая, как и ЛФК, определяется особенностями патологических мышечных синергий, спастич-ности, спастикоригидности в соответствующих группах мышц сегментарный, точечной [15-24].

Таким образом, проанализировав наиболее адекватные методы ЛФК, предлагаемые как зарубежными авторами, так и отечественными, мы разделяем точку зрения многих авторов в том, что наибольшая эффективность отмечается при комплексном подходе в реабилитации больных ДЦП [1-26].

В последнее время в комплексы реабилитации больных ДЦП включаются: лечебная физкультура, массаж, применение лечебных костюмов «Адели» и «Гравистат», физиотерапевтические методы, водо-бальнеолечение, тепло-грязелечение, иппотерапия, медикаментозная терапия, ортопедические и хирургические методы лечения [6-8]. Однако, несмотря на многообразие лечебно-реабилитационных мероприятий, эффект от них не удовлетворяет многих исследователей, что является предпосылкой к поиску новых методов, среди которых метод применения фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой вызывают особой интерес за счет своей высокой эффективности.

Е.Ю. Быковской (2007) предложен и с успехом используется для детей с ДЦП новый вид оздоровительного массажа - фиксационный в сочетании с онтогенетической гимнастикой [13-14].

Лечебный массаж является одним из главных средств, позволяющих формировать и развивать при церебральных параличах жизненно необходимые двигательные умения и двигательные навыки. К сожалению, достигаемая на практике эффективность лечебного массажа оказывается значительно ниже возможной. Это происходит по нескольким причинам. Так, во многих случаях массаж проводится без учета физиологических особенностей строения организма пациента: массируются те мышцы, для которых массаж противопоказан; не соблюдаются требуемые направление массажа и очередность частей тела при массаже, используются неподходящие способы массажа и др. Е.Ю. Быковская выделяет еще один, причем очень серьезный недостаток: известные способы проведения массажа не предусматривают необходимой фиксации частей тела пациента. Поэтому при проведении массажа на какой-то части тела пациента происходит возникновение патологических синкинезий и возбуждаемых гиперкине-зов на других, незафиксированных частях тела. Со временем патологические синкинезии и возбуждаемые гиперкинезы укрепляются и становятся непреодолимым препятствием, особенно у детей с ДЦП, для формирования правильного двигательного стереотипа, вплоть до полной невозможности выполнять необходимые целевые действия. Решение этой проблемы достигается путем использования фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики. При фиксационном массаже фиксируются все части тела пациента, кроме тех частей (или той части), которые подвергаются в данный момент массажу и послемассажной гимнастике [18].

Применение лечебной гимнастики с учетом здоровья и физического состояния пациента, особенно детей с ДЦП, является обязательным, независимо от применения других методов лечения и оздоровления. К сожалению, достигаемая на практике эффективность

лечебной гимнастики оказывается значительно ниже возможной. Это происходит по нескольким причинам. Так, во многих случаях лечебная гимнастика проводится без учета физиологических особенностей строения организма пациента, подбор и очередность следования гимнастических упражнений не всегда соответствуют требованиям физиологии, при выполнении гимнастических упражнений не принимаются меры по фиксации частей тела пациента для предупреждения развития патологических синкинезий и вызванных гимнастикой гиперкинезов. В большинстве способов лечебной гимнастики не учитывается эволюционно сформировавшаяся последовательность развития у ребенка двигательных навыков с использованием различных мышц тела. Обычное естественное развитие двигательной активности происходит в строгой последовательности, от более простых движений к более сложным. Если ребенок по каким-либо причинам не смог овладеть хотя бы одним базовым простым движением, то он оказывается неспособным выполнять целую серию более сложных движений, которые формируются на основе именно этого базового простого движения. Например, если ребенок не научится осознанно поворачивать в положении «лежа» голову в сторону, он будет не способен переворачиваться со спины на живот или с живота на спину [7-9].

После осознания этой закономерности Е.Ю. Быковской была разработана необходимая последовательность упражнений лечебной гимнастики, соответствующая той обычной онтогенетической последовательности развития двигательной активности ребенка, которая выработалась исторически в ходе эволюционного развития человека. У детей с ДЦП такая последовательность развития двигательной активности нарушена. Многие звенья этой последовательности или вообще не проявляются, или проявляются в недостаточной степени. Например, некоторые дети с ДЦП не способны осознанно поворачивать голову в сторону из положения «лежа на спине». А без этих поворотов головы они практически не способны приобрести уменье переворачиваться со спины на живот и др. В таких случаях надо специально, с помощью принудительной гимнастики обучить ребенка отсутствующим у него базовым движениям, начиная от самых простых и переходя к более сложным, в полном соответствии с той последовательностью развития движений, которая выработана исторически в ходе эволюции человека. Те движения, которые ребенок не смог сформировать и освоить естественным путем, необходимо продублировать принудительным путем, с помощью специальной гимнастики, соответствующей закономерностям онтогенетического развития движений. В таком случае ребенок может освоить полный комплект базовых движений, необходимых ему для самообеспечения в последующей жизни. Существенной характеристикой предложенной онтогенетической гимнастики является использование в ней физиотерапевтом фиксирующих захватов частей тела ребенка и необходимых фиксирующих приспособлений и устройств [13-14].

По результатам наших исследований была дана сравнительная оценка влияния фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой и классического массажа и лечебной гимнастики на кардиореспираторную систему, функциональное состояние вегетативной и центральной нервной системы, и нервно-мышечного аппарата, развитие подвижности суставов и психиче-

1725

ски-познавательных процессов. По всем исследуемым показателям установлена эффективность фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой, превосходящая действие классического массажа и лечебной гимнастики.

В восстановительном периоде после выполнения физической нагрузки выявлено позитивное влияние фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой на темпы снижения частоты сердечных сокращений. При использовании фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой частота сердечных сокращений снижалась в среднем на 9,9 %, а при использовании классического массажа и лечебной гимнастики - на 6,9 % [7-9].

Установлено, что приемы фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой значительно увеличивают резервные возможности дыхательной системы детей со спастическими формами ДЦП. Так, произвольная задержка дыхания на вдохе у них увеличивалась, в среднем, на 13 %, а на выдохе, в среднем, на 22,3 %, тогда как при применении приемов классического массажа и лечебной гимнастики при вдохе, в среднем, на 10 % и на выдохе, в среднем, на 12,7 %. Под воздействием приемов фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой показатели жизненной емкости легких у детей со спастической диплегией и спастической двойной гемиплегией возрастали, соответственно, на 12,5 и 16,5 %, а при применении приемов классического массажа и лечебной гимнастики, соответственно, на 7 и 14,5 %. Характер изменений в системе внешнего дыхания определялся прежде всего прямым механическим позитивным воздействием фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой на нервно-мышечный и связочно-суставный аппарат грудной клетки [7-9].

Сравнительный анализ эффективности фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой и классического массажа и лечебной гимнастики выявил значимое преимущество способов первого на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата. Установлено, что использование приемов фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой способствует большему совершенствованию функционального состояния центральной и вегетативной нервной системы. Под влиянием фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой сокращается латентное время двигательной реакции на световой и звуковой раздражители, увеличивается подвижность и уравновешенность нервных процессов, возрастает лабильность двигательной функции и абсолютная максимальная сила кистей рук [7-9].

Показано, что при применении приемов фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой дефицит активного разгибания стопы уменьшался за счет увеличения объема движений в голеностопных суставах. Так, после проведения процедур объем активных движений в голеностопных суставах возрастал, в среднем, на 8 %, а после применения приемов классического массажа и лечебной гимнастики - на 5 %. Приемы фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой увеличивали объем активных движений и в локтевых суставах, в среднем, на 4,6 %, а приемы классического массажа и лечебной гимнастики - на 2,1 % [13-14].

Таким образом, приведенные нами общие научные данные и анализ отечественных и зарубежных литературных источников, собственные результаты убеждают

в необходимости проведения дальнейших исследований в области изучения влияния новых способов оздоровительно-профилактического воздействия, в частности, фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой, лечебного плавания и иппотерапии на организм детей с ДТТП в сочетании с другими высокоэффективными средствами.

В заключение необходимо отметить, что среди многообразия современных средств восстановительного лечения и реабилитации больных с ДТП, лишь часть из которых кратко освещена в данной статье, все более устойчивые позиции занимают высокотехнологичные методы, основанные на изучении патогенеза этого заболевания и на синхронном коррекционном воздействии на многочисленные его звенья. Есть все основания надеяться на дальнейшее их развитие и широкое внедрение в практику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батышева Т.Т., Трепилец В.М., Климов Ю.А., Квасова О.В., Глаз-кова С.В. Современный взгляд на проблему детского церебрального паралича // Детская и подростковая реабилитация. 2016. № 2 (27). С. 5-9.

2. Батышева Т.Т. Детский церебральный паралич - современные представления о проблеме (обзор литературы) // Русский медицинский журнал. 2012. Т. 20. № 8. С. 401-405.

3. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. М.: Сов. спорт, 2000. 224 с.

4. Астахов В.А. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы // Здоровье. 2000. № 3. С. 14-15.

5. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М., 2013. 325 с.

6. Семенова КА. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М.: Закон и порядок, 2007. 616 с.

7. Бруйков А.А., Гулин А.В., Апокин В.В. Изменение показателей функционального состояния дыхательной системы организма детей с различными формами церебрального паралича в процессе реабилитации // Теория и практика физической культуры и спорта. 2016. № 7. С. 83-85.

8. Бруйков А.А., Гулин А.В. Реабилитация детей со спастическими формами детского церебрального паралича средствами фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой и иппотерапии // Детская и подростковая реабилитация. 2016. № 2 (27). С. 10-14.

9. Волокитин А.С., Бруйков А.А., Апокин В.В., Гулин А.В. Влияние иппотерапии на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата у детей с детским церебральным параличом в форме спастической двойной гемиплегии // Теория и практика физической культуры и спорта. 2015. № 4. С. 83-85.

10. Добряков И.В., Щедрина Т.Г. Восстановление и лечение детей с поражениями ЦНС и опорно-двигательного аппарата. СПб. : СПбМАПО, 2004. 318 с.

11. Кравцевич П.В., Бруйков А.А., Гулин А.В. Развитие подвижности суставов у детей со спастическими формами церебрального паралича под влиянием лечебного плавания // В мире научных открытий. 2014. № 2 (50). С. 177-183.

12. Певченков В.В. Тандо - новый метод адаптивного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1998. № 1.

13. Быковская ЕЮ., Жуковский Ю.Г. Развитие тонкой моторной активности ДЦП-детей под воздействием адаптивной онтогенетической гимнастики и фиксационного массажа // Адаптивная физическая культура. 2007. № 1. С. 41-43.

14. Быковская Е.Ю., Жуковский Ю.Г. Развитие подвижности суставов у ДЦП-детей под воздействием адаптивной онтогенетической гимнастики и фиксационного массажа // Адаптивная физическая культура. 2007. № 3. С. 16-18.

15. Преображенская И.Г., Шелякин A.M., Катышева М.В., Богданов О.В. Влияние афферентного притока с двигательного аппарата на высшие психические функции детей, страдающих детским церебральным параличом // Физиология человека. 1997. Т. 23. № 1. С. 118-122.

16. Семенова К.А. Восстановительное лечение больных детским церебральным параличом // Невролог. 1997. № 1. С. 4-7.

17. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб., 2001. 272 с.

18. Katz N., Cermak S., Shamir Y. Unilateral neglect in children with hemi-plegic cerebral palsy // Percept. Mot. Skills. 1998. V. 86. № 2. P. 539550.

1726

19. Bykovskaia E.Yu., Zhukovskii Yu.G. Using ontogenetic gymnastics in physical therapy for children with cerebral palsy // International Congress and Exhibition. "Euromedica Hannover 2005". Hannover, 2005. P. 73.

20. Rosenbaum P., Paneth N., Leviton A., GoldsteinM. et al. A report: The definition and classification of cerebral palsy April 2006 // Dev. Med. Child Neurol. 2007. V. 49. № 109. P. 8-14.

21. Ehrenkranz R.A., Dusick A.M., Vohr B.R. et al. Grow thin the neonatal intensive care unit influences neuro developmental and grow thout comes of extremely low birth weight in fants // Pediatrics. 2006. V. 117 (4). P. 1253-1261. DOI: 10.1542/peds.2005-1368

22. Imms C. Children with cerebral palsy participate: a review of the literature // Disabil. Rehabil. 2008. V. 11. № 30 (24). P. 1867-1884.

23. Nieuwenhuijsen C., Donkervoort M., Nieuwstraten W. et al. Transition Research Group South West Netherlands. Experienced problems of young adults with cerebral palsy: targets for rehabilitation care // Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 2009. V. 90 (11). P. 1891-1897.

24. Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуаль-ной стадией детского церебрального паралича. М., 1999. 384 с.

25. Физическая реабилитация / под ред. С.Н. Попова. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 608 с.

26. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб., 2001. 272 c.

Поступила в редакцию 30 августа 2017 г.

Бруйков Алексей Александрович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат биологических наук, ст. преподаватель кафедры медицинской биологии с курсом инфекционных болезней, e-mail: [email protected]

Гулин Александр Владимирович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой биохимии и фармакологии, e-mail: [email protected]

Бруйков Юрий Александрович, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, г. Рязань, Российская Федерация, студент лечебного факультета, e-mail: [email protected]

UDC 616.8

DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1722-1728

THE USE OF NON-DRUG METHODS IN THE TREATMENT OF INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS

© A.A. Bruykov1), A.V. Gulin1), Y.A. Bruykov2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 2) Ryazan State Medical University named after Academician I.P. Pavlov 9 Vysokovoltnaya St., Ryazan, Russian Federation, 390026 E-mail: [email protected]

The complex application of various non-medicament means of rehabilitation in the treatment of children with cerebral palsy is considered. Objective: to identify the most effective non-medicamentous treatment for children with infantile cerebral palsy. It has been revealed that the main means of rehabilitation of children with spastic forms of cerebral palsy are various types of massage and therapeutic physical training. It is shown that the methods of fixative massage with ontogenetic gymnastics significantly increase the reserve capabilities of the cardiorespiratory system, the neuromuscular system of children with spastic forms of cerebral palsy. It is established that classes on hippotherapy improve cognitive mental processes in children with spastic forms of infantile cerebral palsy. It was revealed that the greatest effectiveness is noted in the integrated approach to the rehabilitation of children with cerebral palsy.

Keywords: cerebral palsy; hippotherapy; therapeutic swimming; fixative massage; ontogenetic gymnastics; non-drug methods

REFERENCES

1. Batysheva T.T., Trepilets V.M., Klimov Y.A., Kvasova O.V., Glazkova S.V. Sovremennyy vzglyad na problemu detskogo tserebral'nogo paralicha [Modern view on the problems of infantile cerebral paralysis]. Detskaya i podrostkovaya reabilitatsiya - Child and Adolescent Rehabilitation, 2016, no. 2 (27), pp. 5-9. (In Russian).

2. Batysheva T.T. Detskiy tserebral'nyy paralich - sovremennye predstavleniya o probleme (obzor literatury) [Infantile cerebral paralysis -modern notions about the problem (literature review)]. Russkiy meditsinskiy zhurnal - Russian Medical Journal, 2012, vol. 20, no. 8, pp. 401-405. (In Russian).

3. Gross N.A. Fizicheskaya reabilitatsiya detey s narusheniyami funktsii oporno-dvigatel'nogo apparata [Physical rehabilitation among children with disordered functions of supporting-motor apparatus]. Moscow, Sovetskiy sport Publ., 2000, 224 p. (In Russian).

4. Astakhov V.A. Detskiy tserebral'nyy paralich: ponyatie, etiologiya, simptomy [Infantile cerebral paralysis: notion, etiology, symptoms]. Zdorov'e - Health, 2000, no. 3, pp. 14-15. (In Russian).

1727

5. Badalyan L.O., Zhurba L.T., Timonina O.V. Detskie tserebral'nyeparalichi [Infantile cerebral paralysis]. Moscow, 2013. (In Russian).

6. Semenova K.A. Vosstanovitel'noe lechenie detey s perinatal'nym porazheniem nervnoy sistemy i detskim tserebral'nym paralichom [Rehabiliational treatment of children with perinatal nervous system breakdown and infantile cerebral paralysis]. Moscow, Zakon i poryadok Publ., 2007, 616 p. (In Russian).

7. Bruykov A.A., Gulin A.V., Apokin V.V. Izmenenie pokazateley funktsional'nogo sostoyaniya dykhatel'noy sistemy organizma detey s razlichnymi formami tserebral'nogo paralicha v protsesse reabilitatsii [The change of the functional state indices of respiration system of the organism of children with different forms of cerebral paralysis in the process of rehabilitation]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury i sporta — Theory and Practice of Physical Culture, 2016, no. 7, pp. 83-85. (In Russian).

8. Bruykov A.A., Gulin A.V. Reabilitatsiya detey so spasticheskimi formami detskogo tserebral'nogo paralicha sredstvami fiksatsionnogo massazha s ontogeneticheskoy gimnastikoy i ippoterapii [The rehabilitation of children with spastic forms of Infantile cerebral paralysis by means of bone-holding massage with ontogenetic gymnastics and hippotherapy]. Detskaya i podrostkovaya reabilitatsiya — Child and Adolescent Rehabilitation, 2016, no. 2 (27), pp. 10-14. (In Russian).

9. Volokitin A.S., Bruykov A.A., Apokin V.V., Gulin A.V. Vliyanie ippoterapii na funktsional'noe sostoyanie nervno-myshechnogo apparata u detey s detskim tserebral'nym paralichom v forme spasticheskoy dvoynoy gemiplegii [The influence of hippotherapy on functional state of nervous-muscle apparatus with infantile cerebral paralysis in the form of spastic binary hemiplegia]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury i sporta — Theory and Practice of Physical Culture, 2015, no. 4, pp. 83-85. (In Russian).

10. Dobryakov I.V., Shchedrina T.G. Vosstanovlenie i lechenie detey s porazheniyami TsNS i oporno-dvigatel'nogo apparata [The recovery and treatment of children with central nervous system beating and supporting-motor apparatus]. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskaya meditsinskaya akademiya poslediplomnogo obrazovaniya Publ., 2004, 318 p. (In Russian).

11. Kravtsevich P.V., Bruykov A.A., Gulin A.V. Razvitie podvizhnosti sustavov u detey so spasticheskimi formami tserebral'nogo paralicha pod vliyaniem lechebnogo plavaniya [The development of joint mobility at children with spastic forms of cerebral paralysis under the influence of medical swimming]. V mire nauchnykh otkrytiy — In the World of Scientific Discoveries, 2014, no. 2 (50), pp. 177-183. (In Russian).

12. Pevchenkov V.V. Tando - novyy metod adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya [Tando - new method of adaptive physical education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury — Theory and Practice of Physical Culture, 1998, no. 1. (In Russian).

13. Bykovskaya E.Y., Zhukovskiy Y.G. Razvitie tonkoy motornoy aktivnosti DTsP-detey pod vozdeystviem adaptivnoy ontogeneticheskoy gimnastiki i fiksatsionnogo massazha [The development of thin motor activity of Infantile Cerebral Paralysis under the influence of adaptive onthogenic gymnastics and bone-holding massage]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura — Adaptive Physical Education, 2007, no. 1, pp. 41-43. (In Russian).

14. Bykovskaya E.Y., Zhukovskiy Y.G. Razvitie podvizhnosti sustavov u DTsP-detey pod vozdeystviem adaptivnoy ontogeneticheskoy gimnastiki i fiksatsionnogo massazha [The development of joint mobility under the influence of adaptive ontogenic gymnastics and bone-holding massage]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura — Adaptive Physical Education, 2007, no. 3, pp. 16-18. (In Russian).

15. Preobrazhenskaya I.G., Shelyakin A.M., Katysheva M.V., Bogdanov O.V. Vliyanie afferentnogo pritoka s dvigatel'nogo apparata na vysshie psikhicheskie funktsii detey, stradayushchikh detskim tserebral'nym paralichom [The influence of afferent tributary with motor apparatus on higher psychological functions of children with infantile cerebral paralysis]. Fiziologiya cheloveka — Human Physiology, 1997, vol. 23, no. 1, pp. 118-122. (In Russian).

16. Semenova K.A. Vosstanovitel'noe lechenie bol'nykh detskim tserebral'nym paralichom [rehabilitation treatment of patients with infantile cerebral paralysis]. Nevrolog — Neurologist, 1997, no. 1, pp. 4-7. (In Russian).

17. Shipitsyna L.M., Mamaychuk I.I. Detskiy tserebral'nyy paralich [Infantile Cerebral Paralysis]. St. Petersburg, 2001, 272 p. (In Russian).

18. Katz N., Cermak S., Shamir Y. Unilateral neglect in children with hemiplegic cerebral palsy. Percept. Mot. Skills, 1998, vol. 86, no. 2, pp. 539-550.

19. Bykovskaia E.Y., Zhukovskii Y.G. Using ontogenetic gymnastics in physical therapy for children with cerebral palsy. International Congress and Exhibition. "Euromedica Hannover 2005". Hannover, 2005, p. 73.

20. Rosenbaum P., Paneth N., Leviton A., Goldstein M. et al. A report: The definition and classification of cerebral palsy April 2006. Dev. Med. Child Neurol., 2007, vol. 49, no. 109, pp. 8-14.

21. Ehrenkranz R.A., Dusick A.M., Vohr B.R. et al. Grow thin the neonatal intensive care unit influences neuro developmental and grow thout comes of extremely low birth weight in fants. Pediatrics, 2006, vol. 117 (4), pp. 1253-1261. DOI: 10.1542/peds.2005-1368

22. Imms C. Children with cerebral palsy participate: a review of the literature. Disabil. Rehabil., 2008, vol. 11, no. 30 (24), pp. 1867-1884.

23. Nieuwenhuijsen C., Donkervoort M., Nieuwstraten W. et al. Transition Research Group South West Netherlands. Experienced problems of young adults with cerebral palsy: targets for rehabilitation care. Archives of Phys. Med. and Rehabil., 2009, vol. 90 (11), pp. 1891-1897.

24. Semenova K.A. Vosstanovitel'noe lechenie bol'nykh s rezidual'noy stadiey detskogo tserebral'nogo paralicha [Rehabilitation treatment of patients with residual stage of infantile cerebral paralysis]. Moscow, 1999, 384 p. (In Russian).

25. Popov S.N. (ed.). Fizicheskaya reabilitatsiya [Physical Rehabilitation]. Rostov-na-Donu, Feniks Publ., 2005, 608 p. (In Russian).

26. Shipitsyna L.M., Mamaychuk I.I. Detskiy tserebral'nyy paralich [Infantile Cerebral Paralysis]. St. Petersburg, 2001, 272 p. (In Russian).

Received 30 August 2017

Bruykov Alexey Aleksandrovich, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Biology, Senior Lecturer of Medical Biology with Course of Infectious Diseases Department, e-mail: [email protected]

Gulin Alexander Vladimirovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Head of Biochemistry and Pharmacology Department, e-mail: [email protected]

Bruikov Yuri Alexandrovich, Ryazan State Medical University named after Academician I.P. Pavlov, Ryazan, Russian Federation, Student of Medicine Faculty, e-mail: [email protected]

Для цитирования: Бруйков А.А., Гулин А.В., Бруйков Ю.А. Применение немедикаментозных методов в лечении детского церебрального паралича // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 6. С. 1722-1728. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1722-1728

For citation: Bruykov A.A., Gulin A.V., Bruykov Y.A. Primenenie nemedikamentoznykh metodov v lechenii detskogo tserebral'nogo paralicha [The use of non-drug methods in the treatment of infantile cerebral paralysis]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2017, vol. 22, no. 6, pp. 17221728. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1722-1728 (In Russian, Abstr. in Engl.).

1728

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.