Научная статья на тему 'Изменение показателей функционального состояния кардиореспираторной системы под влиянием занятий иппотерапией у детей с церебральным параличом в форме спастической диплегии'

Изменение показателей функционального состояния кардиореспираторной системы под влиянием занятий иппотерапией у детей с церебральным параличом в форме спастической диплегии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
510
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИППОТЕРАПИЯ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / HIPPOTHERAPY / INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волокитин Антон Сергеевич, Бруйков Алексей Александрович, Гулин Александр Владимирович

Впервые проведено сравнительное изучение влияния иппотерапии и классического массажа с лечебной гимнастикой на функциональное состояние кардиореспираторной системы у детей с детским церебральным параличом в возрасте 8-10 лет в период процесса реабилитации. Показано, что эти виды воздействия увеличивают резервные возможности кардиореспираторной системы организма детей со спастическими формами церебрального паралича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волокитин Антон Сергеевич, Бруйков Алексей Александрович, Гулин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the first time a comparative study of the effects of hippotherapy and classic massage with physiotherapy on functional state of the cardio-respiratory system among children with cerebral palsy at the age of 8-10 years during the rehabilitation process. It is shown that these effects increase the reserve resources of the cardiorespiratory systems of the body among children with spastic forms of cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «Изменение показателей функционального состояния кардиореспираторной системы под влиянием занятий иппотерапией у детей с церебральным параличом в форме спастической диплегии»

УДК 616-007

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАНЯТИЙ ИППОТЕРАПИЕЙ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ФОРМЕ СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИИ

© А.С. Волокитин, А.А. Бруйков, А.В. Гулин

Ключевые слова: иппотерапия; детский церебральный паралич.

Впервые проведено сравнительное изучение влияния иппотерапии и классического массажа с лечебной гимнастикой на функциональное состояние кардиореспираторной системы у детей с детским церебральным параличом в возрасте 8-10 лет в период процесса реабилитации. Показано, что эти виды воздействия увеличивают резервные возможности кардиореспираторной системы организма детей со спастическими формами церебрального паралича.

ВВЕДЕНИЕ

Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы в детском возрасте во всех странах мира.

ДЦП - группа синдромов, которые являются следствием повреждений мозга во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном периодах. Характерная особенность ДЦП - нарушение моторного развития ребенка, обусловленное прежде всего аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений [1].

Это заболевание тяжело инвалидизирует ребенка, не только поражая двигательную систему, но и другие, в т. ч. и кардиореспираторную.

В комплексное лечение ДЦП включаются: медикаментозные средства, лечебная физкультура, ортопедическое лечение, различные виды массажа, в т. ч. и фиксационный в сочетании с онтогенетической гимнастикой, средства рефлексотерапии, физиотерапевтические процедуры [2]. Лечебный массаж и лечебная гимнастика являются одними из главных средств, позволяющими формировать и развивать у пациентов с церебральными параличами жизненно необходимые двигательные умения и двигательные навыки [3].

В общем комплексе медико-биологических средств восстановления детей с ДЦП особое место занимают различные виды массажа. Классический массаж улучшает функцию внешнего дыхания. Массируя грудную клетку, спину, дыхательные мышцы, а также сдавливая грудную клетку, можно увеличить вентиляцию соответствующих сегментов легких и кровообращение в них. Массаж грудной клетки в виде поглаживания, растирания и разминания увеличивает глубину дыхания, нормализует его ритм, урежает частоту. Этот эффект связывают с моторно-висцеральными и кожно-легочными рефлексами, которые приводят к понижению возбудимости дыхательного центра [4].

Принципиальное отличие иппотерапии от всех других видов лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в

том, что здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника, в т. ч. и дыхательных. Занятия иппотерапией проходят на свежем воздухе, в отличие от проведения процедур массажа и лечебной гимнастики.

Знание особенностей функционирования и адаптации кардиореспираторной системы к мышечным нагрузкам необходимы для организации научно обоснованной системы физической подготовки детей с ДЦП с целью их реабилитации и подготовки к самостоятельной жизни.

Целью настоящей работы явилось определение эффективности применения иппотерапии на функциональное состояние кардиореспираторной системы у детей с ДЦП в форме спастической диплегии.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследовано 32 ребенка в возрасте 8-10 лет обоих полов с диагнозом: ДЦП, спастическая диплегия. Исследуемые были разделены на 2 равные группы: контрольную (группа № 1) - средний возраст составил 9,2 ± 0,9 лет и экспериментальную (группа № 2) -средний возраст составил 9,5 ± 0,7 лет. Наблюдения осуществлялись в течение 6 месяцев. При этом у детей из первой группы реабилитационные мероприятия включали стандартный массаж и лечебную гимнастику. Дети из второй группы занимались по специально разработанной программе иппотерапии. В каждой группе (основной и контрольной) обследование детей проводили дважды: первый раз - до проведения курса процедур (начальное обследование), второй раз - после проведения курса (конечное обследование). Всего было проведено 2 курса массажа и лечебной гимнастики, каждый продолжительностью 15 процедур. Сеансы иппотерапии проводились непрерывно 3 раза в неделю в количестве 40 процедур. Продолжительность массажа и последующей лечебной гимнастики составляла 90 мин. Продолжительность процедуры иппотерапии -45 мин.

Изучали влияние процедур на следующие показатели системы кардиореспираторной системы: ЖЕЛ (мл) и произвольную задержку дыхания на вдохе и выдохе (с), частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (СД), диастоличе-ское давление (ДД). В силу особенностей нейро-ортопедического статуса детей, страдающих ДЦП, в качестве дозированной физической нагрузки была выбрана проба Мартине как наиболее адекватная физическим возможностям изучаемого контингента [4]. ЧСС определяли в состоянии покоя и сразу после нагрузки через одну, две и три минуты и рассчитывали в уд./мин. АД измеряли по методу Короткова в покое и через одну, две и три минуты после нагрузки в мм рт. ст. Анализ исследований был проведен с определением основных статистических параметров (М ± m) и достоверности их различий по непараметрическому критерию Wilcoxona на основе стандартной компьютерной программы MS Excel и показал высокую достоверность полученных результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты проведенного исследования показали следующее: у детей с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия в возрасте 8-10 лет при воздействии классического массажа с лечебной гимнастикой и иппотера-пии отмечены изменения, более существенные при проведении процедур последнего. Данные исследований представлены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, под влиянием иппотерапии активизировались все показатели системы внешнего дыхания, направленные на увеличение его резервных возможностей. После проведения процедур с использованием иппотерапии ЖЕЛ у детей с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия увеличилась на 15,2 %, в то время как при использовании классического массажа и лечебной гимнастики - на 4,1 %. Иппотерапия оказалась более эффективна, чем классический массаж и лечебная гимнастика при задержке дыхания на вдохе (на 22,4 %) и выдохе (на 31,5 %). В то время как после применения классического массажа и лечебной гимнастики эти показатели составили 10,2 и 18,6 % соответственно.

Высокие показатели восстановления АД после нагрузки при применении иппотерапии были отмечены в

группе № 2. Так, к третьей минуте СД снижалось в среднем на 9,5 %, а ДД - на 8,9 %. Восстановление сердечной деятельности от первой к третьей минутам составило 7,5 %. При применении классического массажа и лечебной гимнастики снижения АД оказались менее выраженными. СД снижалось в среднем на 5,9 %, а ДД - на 5,1 %. Восстановление сердечной деятельности от первой к третьей минутам при применении классического массажа и лечебной гимнастики составило 5,7 %.

Дальнейшие наши исследования были направлены на изучение динамики восстановления ЧСС после физической нагрузки (20 приседаний) у детей с ДЦП. Установлено, что восстановление сердечной деятельности у детей из группы № 2 от первой ко второй и третьей минутам при применении иппотерапии составляло 8,2 %, а в группе № 1, где применялись классический массаж и лечебная гимнастика, - 5,9 %.

ВЫВОДЫ

Применение иппотерапии - нового корригирующего и восстановительного средства, способствует стимулированию нейрогуморальной регуляции дыхания, обеспечивая согласованность ее работы с другими системами, оптимизируя экономизацию функций системы дыхания в процессе физической реабилитации детей с ДЦП. Улучшению функции дыхания у детей с использованием метода иппотерапии способствовало: тренировка функции основных и вспомогательных дыхательных мышц с помощью физических упражнений, а также вспомогательных дыхательных мышц, что способствовало более эффективному, чем при применении классического массажа и лечебной гимнастики, снижению повышенного тонуса дыхательной мускулатуры, увеличивало эластичность тканевых структур грудной клетки (связок, мышц), увеличивало подвижность позвоночника и ребер, что в конечном итоге привело к замедлению дыхания и улучшению вентиляции легких во время покоя. В наших исследованиях под влиянием иппотерапии СД и ДД статистически достоверно снижалось, и эффективность действия этого метода значительно превосходила эффективность классического массажа в сочетании с лечебной гимнастикой. Иппоте-рапия оказывала прессомодулирующее воздействие на АД, вызывая гипотензивные реакции, сопровождаю-

Таблица 1

Изменение показателей функции внешнего дыхания (М ± т) под влиянием классического массажа и лечебной гимнастики в сравнении с иппотерапией у детей с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия

в возрасте 8-10 лет (п = 16)

Условия исследований ЖЕЛ, мл Произвольная заде] эжка дыхания, с

на вдохе на выдохе

А 730 ± 49,5 21,5 ± 1,5 7,5 ± 1,5

Б 760 ± 45,5 22,1 ± 1,7 8,9 ± 1,4

Р < 0,01

А1 725 ± 40,9 20,9 ± 1,4 7,3 ± 1,4

В 835 ± 50,5 25,6 ± 1,8 9,6 ± 1,5

Р < 0,01 < 0,01 < 0,05

Примечание: А - исходное состояние до применения классического массажа и лечебной гимнастики; Б - после применения классического массажа и лечебной гимнастики; А1 - исходное состояние до применения иппотерапии; В - после применения иппотерапии; р - коэффициент достоверности различий.

щиеся нормализующим эффектом АД в зависимости от его исходных значений.

Все вышеперечисленное свидетельствует о высокой эффективности влияния иппотерапии на функциональное состояние кардиореспираторной системы у детей с ДЦП в форме спастической диплегии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бруйков А.А., Гулин А.В. Функциональное состояние сердечнососудистой системы у детей с церебральным параличом в процессе реабилитации // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2011. Т. 16. Вып. 1. С. 374-376.

2. Бруйков А.А. Влияние фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики на дыхательную систему детей с детским церебральным параличом // Немедикаментозная оптимизация состояния человека: материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. Тамбов, 2010. С. 36-40.

3. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. М.: Сов. спорт, 2000. 224 с.

4. Бруйков А.А. Сравнительная характеристика влияния лечебного плавания и иппотерапии на дыхательную систему организма детей с детским церебральным параличом // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2014. Т. 19. Вып. 3. С. 993-994.

Поступила в редакцию 27 января 2015 г.

Volokitin A.S., Bruikov A.A., Gulin A.V. INDICATORS OF CHANGE IN THE FUNCTIONAL STATE OF THE CARDIOVASCULAR AND RESPIRATORY SYSTEMS UNDER THE INFLUENCE OF THE PRACTICE OF HIPPOTHERAPY AMONG CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY IN THE FORM OF SPASTIC DIPLEGIA

For the first time a comparative study of the effects of hip-potherapy and classic massage with physiotherapy on functional state of the cardio-respiratory system among children with cerebral palsy at the age of 8-10 years during the rehabilitation process. It is shown that these effects increase the reserve resources of the cardiorespiratory systems of the body among children with spastic forms of cerebral palsy.

Key words: hippotherapy; infantile cerebral paralysis.

Волокитин Антон Сергеевич, Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, аспирант, кафедра медико-биологических дисциплин, e-mail: [email protected]

Volokitin Anton Sergeevich, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Post-graduate Student, Medical and Biological Disciplines Department, e-mail: [email protected]

Бруйков Алексей Александрович, Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин, e-mail: [email protected]

Bruikov Alexey Alexandrovich, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Biology, Senior Lecturer of Medical and Biological Disciplines Department, e-mail: [email protected]

Гулин Александр Владимирович, Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин, почетный работник науки и техники РФ, e-mail: [email protected]

Gulin Alexander Vladimirovich, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor of Medical and Biological Disciplines Department, Honored Worker of Science and Technics of Russian Federation, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.