Научная статья на тему 'Психологические аспекты реабилитации у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата'

Психологические аспекты реабилитации у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
919
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИППОТЕРАПИЯ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / HIPPOTHERAPY / INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бруйков Алексей Александрович, Гулин Александр Владимирович

Впервые проведено сравнительное изучение влияния иппотерапии и классического массажа с лечебной гимнастикой на развитие психически-познавательных процессов у детей с детским церебральным параличом в возрасте 8-10 лет в период процесса реабилитации. Результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать иппотерапию в качестве восстановительного и корригирующего средства реабилитации у детей со спастическими формами церебрального паралича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бруйков Алексей Александрович, Гулин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF REHABILITATION OF PERSONS FROM MUSCULOSKELETAL SYSTEM

For the first time a comparative study of the influence of hippotherapy and classic massage with therapeutic exercises on the development of mental and cognitive processes in children with infantile cerebral paralysis at the age of 8-10 years in the period of the rehabilitation process is conducted. Research results allow recommending hippotherapy as a restorative and corrective means of rehabilitation of children with spastic forms of cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты реабилитации у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата»

УДК 612.816

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

© А.А. Бруйков, А.В. Гулин

Ключевые слова: иппотерапия; детский церебральный паралич.

Впервые проведено сравнительное изучение влияния иппотерапии и классического массажа с лечебной гимнастикой на развитие психически-познавательных процессов у детей с детским церебральным параличом в возрасте 8-10 лет в период процесса реабилитации. Результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать иппотерапию в качестве восстановительного и корригирующего средства реабилитации у детей со спастическими формами церебрального паралича.

ВВЕДЕНИЕ

При детском церебральном параличе (ДЦП) наиболее страдают центры, отвечающие за произвольные движения, т. е. происходит нарушение работы опорнодвигательного аппарата. ДЦП представляет собой заболевание центральной нервной системы, сопровождающееся двигательными дисфункциями церебрального происхождения и часто выраженными нарушениями умственного развития и когнитивных функций [1-2].

Анализ литературы показывает, что наряду с выраженными физическими недостатками у пациентов с ДЦП значительное место занимают нарушения развития психических функций, характерно выражающиеся в нарушениях наглядно-образного мышления и процессов восприятия. У детей с ДЦП трудно идет развитие мелкой моторики, из-за ограниченности физических возможностей страдает познавательная деятельность, что негативно сказывается на формировании мышления. Патология двигательной функциональной системы у детей, страдающих церебральными параличами, является одним из важных факторов, замедляющих и искажающих психическое развитие [3].

Лечебный массаж и лечебная гимнастика являются одними из главных средств, позволяющих формировать и развивать у пациентов с церебральными параличами жизненно необходимые двигательные умения и двигательные навыки. Однако эффект от этих средств не удовлетворяет многих исследователей, что является предпосылкой к поиску новых методов. В этой связи применение новых методов восстановительного воздействия на организм ребенка с ДЦП является проблемой актуальной и своевременной. В настоящее время с этой целью используется метод иппотерапии, позволяющий оказывать положительное воздействие не только на физическое, но и психическое состояние организма ребенка с ДЦП.

Принципиальное отличие иппотерапии от всех других видов лечебной физкультуры заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего

сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела. Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у пациента такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям иппотерапии.

Целью настоящей работы явилось определение эффективности применения иппотерапии для коррекции психически-познавательных процессов у детей с церебральным параличом. Для этого проводили тестирование с помощью компьютерной программы «Лонги-тюд». Определяли уровни развития следующих способностей: восприятия и мышления.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Обследовано 18 детей в возрасте 8-10 лет обоих полов с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия. Исследуемые были разделены на 2 равные группы: контрольную (группа № 1) - средний возраст составил 8,5 ±1,2 лет - и экспериментальную (группа № 2) -средний возраст составил 9,1 ± 0,9 лет. Наблюдения осуществлялись в течение 6 месяцев. При этом у детей из первой группы реабилитационные мероприятия включали стандартный массаж и лечебную гимнастику. Дети из второй группы занимались по специально разработанной программе иппотерапии. В каждой группе (основной и контрольной) обследование детей проводили дважды: первый раз - до проведения курса реабилитационных мероприятий (начальное обследование), второй раз - после проведения курса (конечное обследование). Всего было проведено 2 курса массажа и лечебной гимнастики, каждый продолжительностью 15 процедур. Сеансы иппотерапии проводились непрерывно 3 раза в неделю в количестве 40 процедур.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Известно, что при ДЦП наряду с двигательными дисфункциями церебрального происхождения часто наблюдаются нарушения умственного развития и когнитивных функций. Данные проведенного исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели восприятия и мышления под влиянием приемов массажных процедур, гимнастики и иппотерапии у детей с ДЦП

Исследуемые № группы Показатели (в усл. ед.)

параметры обследуемых исходное состояние после проведения массажных процедур и гимнастики Р

Восприятие 1 -0,61 ± 0,02 -0,57 ± 0,03 <0,05

2 -0,61 ± 0,03 -0,51 ± 0,04 <0,01

Мышление 1 -0,54 ± 0,04 -0,52 ± 0,06 >0,05

2 -0,52 ± 0,04 -0,45 ± 0,03 <0,01

Примечание: p - коэффициент достоверности различий.

Как следует из табл. 1, в результате применения иппотерапии у обследуемых детей со спастической диплегией улучшались показатели восприятия в среднем на 13,1 %, а в группе обследуемых № 1 этот показатель изменялся на 6,5 %.

Изучение параметров уровня мышления показало, что классический курс оздоровительных процедур не улучшил средний уровень мышления у детей с ДЦП в группе № 1. После проведения курса процедур с применением иппотерапии в группе обследуемых со спастической диплегией показатели мышления улучшились на 13,4 %.

Анализируя полученные данные, можно заключить, что в отличие от классического массажа с лечебной гимнастикой иппотерапия оказывает более сильное активирующее влияние не только на подкорковые структуры на уровне ретикулярной формации и таламуса, но и на структуры префронтальной лобной коры, обеспечивающей вербально-логическое мышление.

ВЫВОДЫ

Все вышеперечисленное свидетельствует о высокой эффективности применения иппотерапии в коррекции психически-познавательных процессов организма детей с церебральным параличом. Иппотерапия воздействует на организм детей с ДЦП через два мощных фактора: психогенный и биомеханический. Под воздействием проводимых процедур активизируются не только подкорковые структуры на уровне ретикулярной формации и таламуса, но и структуры префрон-тальной лобной коры, обеспечивающей вербально-

логическое мышление, что приводит к улучшению восприятия и мышления у обследуемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бруйков А.А., Гулин А.В. Функциональное состояние сердечнососудистой системы у детей с церебральным параличом в процессе реабилитации // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2011. Т. 16. Вып. 1. С. 23-25.

2. Бруйков А.А., Гулин А.В., Апокин В.В. Физиологическая характеристика влияния фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики на функциональное состояние ЦНС у детей с ДЦП // Теория и практика физической культуры и спорта. М., 2010. № 11. С. 99101.

3. Бруйков А.А., Гулин А.В. Развитие подвижности суставов у детей с детским церебральным параличом под влиянием фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики // Здоровье для всех: материалы 3 междунар. науч.-практ. конф. Пинск: Полес. гос. ун-т, 2011. С. 32-34.

Поступила в редакцию 14 апреля 2014 г.

Bruikov A.A., Gulin A.V. PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF REHABILITATION OF PERSONS FROM MUSCULOSKELETAL SYSTEM

For the first time a comparative study of the influence of hippotherapy and classic massage with therapeutic exercises on the development of mental and cognitive processes in children with infantile cerebral paralysis at the age of 8-10 years in the period of the rehabilitation process is conducted. Research results allow recommending hippotherapy as a restorative and corrective means of rehabilitation of children with spastic forms of cerebral palsy.

Key words: hippotherapy; infantile cerebral paralysis.

Бруйков Алексей Александрович, Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин, e-mail: [email protected]

Bruikov Alexey Alexandrovich, Lipetsk State Pedagogical University. Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Biology, Senior Lecturer of Medical and Biological Disciplines Department, e-mail: [email protected]

Гулин Александр Владимирович, Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой медико-биологических дисциплин, почетный работник науки и техники РФ, e-mail: [email protected]

Gulin Alexander Vladimirovich, Lipetsk State Pedagogical University. Lipetsk, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Head of Medical and Biological Disciplines Department, Honored Worker of Science and Technology of RF, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.