УДК 361.1
DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-2-334-336
КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ СОХРАННЫХ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
© А.И. Петкевич1*, Ю.И. Кузнецова2*, А.А. Бруйков3), А.В. Гулин3)
1) Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского 398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42 2) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Поликлиника № 3» Управления делами Президента РФ 129090, Российская Федерация, г. Москва, Грохольский пер., 31 3) Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Несмотря на то, что зрение является одной из ведущих сенсорных систем в организме человека, при патологии зрительных функций компенсаторную роль берут на себя другие сохранные сенсорные системы организма. Необходимость изучения данного вопроса была реализована в настоящем исследовании путем актуализации свойств тактильного и слухового анализаторов как информативных средств компенсации недостаточности зрительной функции у слабовидящих детей.
Ключевые слова: патология; зрительная функция; абилитация; компенсация; коррекция; реабилитация; слух; осязание
В научных публикациях специалистов, работающих в детских образовательных учреждениях, все чаще отмечается необходимость своевременного выявления уровня сформированности сохранных сенсорных систем у детей 4-5 лет с дефектами зрения и своевременной их абилитации и коррекции, так как именно они являются средством успешной адаптации и социализации личности ребенка. Мы предполагали, что коррек-ционные занятия для слабовидящих детей 4-5 лет с пониженной функцией сохранных сенсорных систем некоторыми средствами адаптивного физического воспитания окажут взаимодействующее и интегрирующее влияние на их функциональную дифференциацию, что будет способствовать более или менее адекватному замещению функций зрительного анализатора. В связи с этим целью нашего исследования являлось изучение интеграции формирующего обучения в специфику специальных коррекционных и компенсаторных занятий для слабовидящих детей 4-5 лет в абилитационном процессе их индивидуальных сохранных сенсорных систем.
Для выяснения проблем и возможностей ранней диагностики, своевременных развития и коррекции деятельности осязательного и слухового анализаторов, повышения уровня функционирования пространственных представлений и оказания помощи в элиминации социальной дизадаптации слабовидящим детям в начале необходимо было определить уровни сформирован-ности тактильно-кинестетических и слуховых способностей у слабовидящих детей 4-5 лет для выявления альтернативной возможности воспринимать признаки и свойства предметов окружающей их действительности посредством деятельности сохранных сенсорных систем. Адекватной задачей являлся подбор, систематизация и применение комплекса специальных упраж-
нений, дидактических и подвижных игр, инвариантно связанных с активацией тактильного и слухового гно-зиса у слабовидящих с последующим анализом результатов процесса коррекции, абилитации сохранных сенсорных функций и выявления уровня их готовности к полной или частичной компенсации зрительного дефекта у детей 4-5 лет.
В процессе формирования умений и навыков, направленных на более полное развитие и межфункциональную интеграцию сохранных сенсорных систем у слабовидящих детей, была проведена оценка уровня их сформированности и готовности к компенсации зрительной патологии согласно комплексной методике реализации алгоритма диагностики, коррекции, абилитации с телесно-ориентированным и натуропатическим подходом: исследование тактильной чувствительности рецепторов кожи (проба Тробера, направленная на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере) и проба Ферстера; тесты в виде дидактических игр для оценки развития функций осязания и слуха; определение мы-шечно-суставного чувства (динамометрия, гониометрия, проба Ромберга); исследование слуха с помощью разговорной и шепотной речи; в плане коррекции - ритмическая гимнастика, как вид гомеостатической ритмики организма, проявляющейся в ритме дыхания, ритме ходьбы и т. д.; упражнения с «перекрестными элементами кинезиотерапии»; подвижные игры, дидактические игры, самомассаж рук, «мудры» и дыхательные упражнения релаксирующего содержания. Важное место в программе по коррекции сохранных органов чувств следует уделять упражнениям на расслабление и релаксационным упражнениям, так как способность к полному расслаблению является важным условием развития осязательного и слухового анализаторов.
Подготовительная часть коррекционного занятия начиналась с самомассажа рук, который улучшает крово- и лимфообращение, борется с вестибулярными нарушениями, улучшает проприоцептивную чувствительность рук, а «мудры» и дидактические игры являются средством совершенствования мышечно-суставного чувства.
«Мудры» являются не только эффективным средством коррекции и абилитации проприоцептивного чувства, но служат и для активизации нейродинамическо-го тонуса, стабилизации телесных и, как следствие, межполушарных взаимодействий. «Мудры» оказывают «стимулирующий массаж мозга», эти воздействия способствуют иррадиации влияния на всю сенсомоторную деятельность организма.
Исследовательская работа была проведена на базе детского сада комбинированного вида № 107 г. Липецк, с письменного согласия родителей детей. В исследовании принимали участие 20 слабовидящих детей 4-5 лет с диагнозами: амблиопия, гиперметропия, астигматизм, косоглазие. В экспериментальной группе, помимо основных занятий по адаптивному физическому воспитанию, были организованы дополнительные занятия, адаптированные к поставленным задачам, во второй половине дня, проходившие в течение 45 минут, 3 раза в неделю. Всего было проведено 18 коррек-ционных занятий, способствующих активному формированию готовности сохранных сенсорных систем к замещению моносенсорного восприятия признаков и свойств окружающего мира на полисенсорное. В ходе исследования уровня сформированности коррекцион-но-компенсаторного статуса исследуемых систем было отражено, какими же сохранными анализаторами, как превалирующими, пользуются слабовидящие дошкольники 4-5 лет: слуховой анализатор - как наиболее информативный, из 10 детей использовал 1 человек; тактильно-кинестетический анализатор наиболее успешно использовали 6 человек; проприоцептивный анализатор применяли достаточно полно 5 человек.
Данные цифры позволяют отметить, что слабовидящие дети 4-5 лет не имеют достаточных умений и знаний о возможности использования сохранных органов чувств для применения их как информативных ощущений, позволяющих компенсировать недостаточность зрительных образов. Как ведущий анализатор они используют зрение, которое у слабовидящих дошкольников не в полной мере дает представление о многих визуальных предметах окружающего мира.
Дидактические игры и тесты с разговорной и шепотной речью, направленные на выявление уровня развития слуха, показывают, что у 40 % обследованных слабовидящих наблюдается низкий уровень развития слуховых ощущений, что может быть связано с оказанием на них влияния первичного дефекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние годы в мире наблюдается увеличение числа детей, поступающих в детские сады с уже
имеющимися дефектами зрительного анализатора, составляющими по данным ряда авторов около 1,5 %. Но, как правило, усвоение слабовидящими детьми 4-5 лет социального опыта зависит не только от степени выраженности зрительной патологии, но и от уровня формирования у них сохранных органов чувств. Проблема неподготовленности сохранных сенсорных систем к частичной компенсации зрительной патологии -одна из самых актуальных для детей 4-5 лет, поскольку именно от готовности сохранных функций анализаторов зависит возможность адекватной компенсации зрительного дефекта.
Выраженные изменения функций осязания, слуха, проприоцептивного чувства вследствие патологического развития, перенесенных травм и заболеваний отрицательно сказываются на социальной адаптации.
Анализ исходных результатов тестирования сохранных сенсорных функций детей 4-5 лет с нарушениями зрительного анализатора выявил неблагоприятный уровень, свидетельствующий о неготовности осязания и слуха к частичной либо полной компенсации зрительного дефекта как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Несформированность сохранных сенсорных функций, наблюдающаяся в той или иной степени у каждого слабовидящего экспериментальной группы, вызванная недостаточностью сенсорного воспитания сохранных функций, осложняется патологическим развитием зрительно-пространственного восприятия.
При анализе результатов применения экспериментальной методики коррекции и абилитации сохранных сенсорных систем у детей экспериментальной группы была выявлена положительная динамика эффективности влияния подвижных игр с «перекрестными элементами кинезиотерапии», самомассажа, упражнений «Мудры» и дыхательных комплексов релаксирующего содержания на побуждение старших дошкольников с нарушением зрения к познанию предметов и явлений окружающего мира с параллельной возможностью социальной адаптации в обществе людей с нормальным зрением. Можно рекомендовать воспитателям специализированных дошкольных учреждений шире использовать игры и упражнения в системе коррекционной работы по развитию у детей навыков тактильного, проприоцептивного и слухового взаимодействия для более полного и активного познания окружающего мира как с ослабленным, так и с нормальным зрением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Развитие тактильной чувствительности. М.: Просвещение, 1985. 230 с.
2. Архипенко Г.М. Мобилизация сохранных анализаторов как средство развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Начальная школа. 2006. № 5. С. 24-31.
3. Амодс С. Тайны мозга вашего ребенка. М.: Эксмо, 2013. 480 с.
4. Батуев А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. СПб.: Питер, 2008. 317 с.
Поступила в редакцию 15 марта 2017 г.
Петкевич Алла Ивановна, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected]
Кузнецова Юлия Игоревна, Поликлиника № 3 Управления делами Президента РФ, г. Москва, Российская Федерация, врач-невролог высшей категории, e-mail: [email protected]
Бруйков Алексей Александрович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры медицинской биологии с курсом инфекционных болезней, e-mail: [email protected]
Гулин Александр Владимирович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой биохимии и фармакологии, e-mail: Gulin49@yandex. ru
UDC 361.1
DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-2-334-336
CORRECTION AND HABILITATION OF INTACT SENSOR FUNCTIONS AT VISUALLY IMPAIRED CHILDREN 4-5 YEARS
© A.I. Petkevich1), Y.I. Kuznetsova2), A.A. Bruykov3), A.V. Gulin3)
1)1 Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan 42 Lenin St., Lipetsk, Russian Federation, 398020 2) Federal State Budgetary Institution "The Polyclinic № 3» of the Russian President Administration 31 Grokholski Ln., Moscow, Russian Federation, 129090 3) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]
Despite the fact that vision is one of the leading sensory systems in the human body, in the pathology of visual functions compensatory role takes intact sensory systems of the body. The necessity of studying this issue was implemented in this study by updating the properties of tactile and auditory analyzers as informative means of compensation of insufficiency of visual function in visually impaired children. Key words: pathology; visual function; habilitation; compensation; correction; rehabilitation; hearing; touch
REFERENCES
1. Ananev B.G. Razvitie taktil'noy chuvstvitel'nosti [The Development of Tactile Sensitivity]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1985, 230 p.
2. Arkhipenko G.M. Mobilizatsiya sokhrannykh analizatorov kak sredstvo razvitiya detey doshkol'nogo vozrasta s narusheniem zreniya [Mobilization of intact analyzers as a means of development of preschool children with visual impairment]. Nachal'naya shkola - Elementary School, 2006, no. 5, pp. 24-31.
3. Amods S. Tayny mozga vashego rebenka [Secrets of the Brain of your Child]. Moscow, Eksmo Publ., 2013, 480 p.
4. Batuev A.S. Fiziologiya vysshey nervnoy deyatel'nosti i sensornykh system [Physiology of Higher Nervous Activity and Sensory Systems]. St. Petersburg, Piter Publ, 2008, 317 p.
Received 15 March 2017
Petkevich Alla Ivanovna, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor of Adaptive Physical Education Department, e-mail: [email protected]
Kuznetsova Yulia Igorevna, Federal State Budgetary Institution "The Polyclinic № 3» of the Russian President Administration, Moscow, Russian Federation, Doctor-Neurologist of the Highest Category, e-mail: [email protected]
Bruykov Alexey Aleksandrovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Biology, Senior Lecturer of Medical Biology with Course of Infectious Diseases Department, e-mail: [email protected]
Gulin Aleksander Vladimirovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Head of Biochemistry and Pharmacology Department, e-mail: [email protected]
Информация для цитирования:
Петкевич А.И., Кузнецова Ю.И., Бруйков А.А., Гулин А.В. Korrektsiya i abilitatsiya sokhrannykh sensornykh funktsiy u slabovidyashchikh detey 4-5 let // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 2. С. 334-336. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-2-334-336
Petkevich A.I., Kuznetsova Y.I., Bruykov A.A., Gulin A.V. Proyavleniya funktsional'nykh narusheniy u detey v vozraste 9-10 let, zanimayushchikhsya kiokusinkay karate [Correction and habilitation of intact sensor functions at visually impaired children 4-5 years]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2017, vol. 22, no. 2, pp. 334-336. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-2-334-336 (In Russian).