Научная статья на тему 'Адаптивное физическое воспитание школьников с нарушением интеллекта и соматическими заболеваниями'

Адаптивное физическое воспитание школьников с нарушением интеллекта и соматическими заболеваниями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
535
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА / СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / SCHOOLCHILDREN / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / INTELLECTUAL IMPAIRMENT / SOMATIC DISEASES / CIRCULAR TRAINING / MORPHOFUNCTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мищенко Ирина Александровна, Волынская Елена Владимировна

Предложена методика адаптивного физического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта и сопутствующими соматическими заболеваниями, построенная на традиционных методах проведения урока адаптивной физической культуры с включением упражнений адресной нозологической направленности и круговой тренировки. Представлены изменения показателей морфофункционального состояния школьников, доказывающие эффективность методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мищенко Ирина Александровна, Волынская Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES AND SOMATIC DISEASES

The technique of adaptive physical education of younger schoolchildren with intellectual disabilities and concomitant somatic diseases, built on traditional methods of conducting a lesson of adaptive physical culture with the inclusion of exercises of targeted nosological orientation and circular training, is proposed. Changes of indicators of morphofunctional state of schoolchildren, proving the effectiveness of the technique, are presented.

Текст научной работы на тему «Адаптивное физическое воспитание школьников с нарушением интеллекта и соматическими заболеваниями»

УДК 796.011:376.42

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И СОМАТИЧЕСКИМИ

ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

И.А. Мищенко, Е.В. Волынская

Предложена методика адаптивного физического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта и сопутствующими соматическими заболеваниями, построенная на традиционных методах проведения урока адаптивной физической культуры с включением упражнений адресной нозологической направленности и круговой тренировки. Представлены изменения показателей морфофункционального состояния школьников, доказывающие эффективность методики.

Ключевые слова: школьники, адаптивное физическое воспитание, нарушение интеллекта, соматические заболевания, круговая тренировка, морфофункциональное состояние.

Оптимальные условия образования детей с отклонениями в состоянии здоровья являются основой успешности их обучения. Особенно сложную категорию в этом отношении составляют дети с нарушением интеллекта [3].

Эффективным средством повышения комфортности условий обучения является физическая культура [1]. Содержание физического воспитания детей с нарушением интеллекта широко обсуждается в научных кругах [6]. Определенную проблему в организации адаптивного физического воспитания школьников с нарушением интеллекта составляет большое наличие сопутствующих основному диагнозу соматических заболеваний [4]. К сожалению, в настоящее время отсутствуют научные подходы к организации и содержанию адаптивной физической культуры, учитывающей данные о структуре и количестве этих заболеваний [2].

Целью исследования явилось экспериментальное обоснование методики адаптивного физического воспитания адресной нозологической направленности, позволяющей улучшить морфофункциональное состояние школьников с легкой степенью умственной отсталости и соматическими заболеваниями.

Исследования и педагогический эксперимент проводились на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения № 32 г. Липецка. В педагогическом эксперименте приняли участие 16 школьников 8-9 лет (10 мальчиков и 6 девочек). Исследуемые обучались в МБОУ № 32 по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии с заключением - умственная отсталость. Дополнительно к этому педиатром по месту жительства у каждого ребенка диагностировано хроническое соматическое заболевание. Анализ

медицинских карт позволил сформировать из 16 школьников с умственной отсталостью две группы: контрольную и экспериментальную, в состав которых вошли 2 ребенка с миокардиодистрофией, 3 - с хроническим бронхитом, 1 - с бронхиальной астмой и 2 - с ожирением.

Все школьники, принимающие участие в исследовании, посещали занятия по адаптивному физическому воспитанию. Школьники с нарушением интеллекта контрольной группы занимались по традиционной схеме [7, 8]. Для детей экспериментальной группы нами была предложена методика адаптивного физического воспитания, которая учитывала не только особенности интеллектуального развития детей, но и сопутствующие соматические заболевания.

Задачи улучшения функциональных возможностей организма школьников специальной медицинской группы, в рамках предложенной нами методики, решались нами путем совершенствования уже известных традиционных методов проведения урока адаптивной физической культуры, а также наполнением новым содержанием адресной нозологической направленности с использованием такой формы организации, как круговая тренировка [5]. Содержанием для круговой тренировки служили технически несложные специальные движения, направленные на улучшение морфофункционального состояния младших школьников с нарушением интеллекта трех нозологических групп: сердечно-сосудистой патологии, заболеваний органов дыхания и нарушений обмена веществ.

Занятие адаптивной физической культурой в экспериментальной группе традиционно состояло из трех частей. В подготовительной части использовалась разминка в виде упражнений в движении, параллельно включались упражнения на растягивание отделов верхнего плечевого пояса, дыхательные упражнения и упражнения на правильную осанку.

Основная часть занятия решала специальные задачи и состояла из круговой тренировки. Адресная нозологическая направленность решалась путем применения специальных упражнений из раздела корригирующей гимнастики. Данный вид гимнастики включал упражнения, направленные на улучшение функционального состояния органов и систем организма обучающихся с нарушением интеллекта, которое в результате соматического заболевания было нарушено. Школьники с нарушением интеллекта были разделены на три нозологические группы и перемещались в процессе круговой тренировки по двум одинаковым для всех занимающихся станциям и одной, состоящей из упражнений корригирующей гимнастики своей нозологической группы. Одна из общих для всех школьников групп состояла из упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой и упражнений Бодифлекс, вторая - из упражнений мышечной релаксации.

Заключительная часть урока включала в себя «заминку» в виде прохождения 1-3-х кругов по залу с восстановлением дыхания, упражнения на координацию и равновесие, малоподвижные игры.

Исследование функционального состояния школьников с нарушением интеллекта проводилось нами в начале и в конце исследования для оценки его динамики. Анализ морфофункционального состояния обучающихся с нарушением интеллекта и соматическими заболеваниями проводился по следующим показателям: длина тела, масса тела, индекс массы тела (ИМТ), частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), жизненный индекс (ЖИ), функциональные индексы Робинсона и Руффье.

Результатом реализации предложенной нами методики стало изменение исследуемых морфофункциональных показателей у школьников 8-9 лет с нарушением интеллекта и соматическими заболеваниями (табл. 1, 2).

Таблица 1

Изменение показателей морфофункционального состояния школьников 8-9 лет с нарушением интеллекта и соматическими

заболеваниями

№ п/п Показатели Контрольная группа М±т Экспериментальная группа М±т

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

1 Масса тела, кг 34,88±2,78 35,04±2,46 33,90±2,98 32,26±1,68

2 Длина тела, м 1,35±0,02 1,37±0,01 1,33±0,01 1,34±0,01

3 ИМТ, кг/м2 19,00±1,35 18,58±1,11 19,39±1,90 18,10±1,06

4 ЧСС, уд/мин 94,00±4,37 90,60±3,29 91,60±4,01 87,40±3,56

5 АД, мм рт.ст. САД 109,00±7,16 110,00±5,00 106,00±7,58 105,00±5,00

ДАД 68,00±8,22 68,00±8,22 70,00±9,35 65,00±3,54

6 ЧД, цикл/мин 22,20±0,96 21,60±0,91 21,00±1,00 19,00±0,50*

7 ЖЕЛ, мл 1230,00±37,91 1280,00±37,91 1200,00±25,00 1540,00±32,60*

8 Жизненный индекс, мл/кг 35,68±2,88 37,62±2,52 36,14±2,69 48,12±2,47*

9 Индекс Робинсона, уе. 130,78±12,51 126,85±8,58 123,45±10,51 116,49±6,51

10 Индекс Руффье, у.е. 13,40±0,76 13,00±0,61 13,40±0,91 7,80±0,65*

Примечание:* - различия достоверны между контрольной и экспериментальной группами после исследования при Р<0,05.

Общеизвестно, что длина тела - самый стабильный показатель индивидуальных особенностей организма и в большей степени детерминирован генетикой. Поэтому утверждать о влиянии занятий по предложенной нами методике на рост школьников некорректно. Процент увеличения данного показателя был практически одинаков в обеих группах и совпадал с естественным приростом.

Таблица 2

Изменение показателей морфофункционального состояния школьниц 8-9 лет с нарушением интеллекта и соматическими

заболеваниями

№ п/п Показатели Контрольная группа М±т Экспериментальная группа М±т

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

1 Масса тела, кг 29,73±1,88 30,20±1,73 29,37±1,45 29,93±1,22

2 Длина тела, м 1,39±0,01 1,41±0,01 1,37±0,03 1,39±0,03

3 ИМТ, кг/м2 15,30±0,72 15,30±0,73 15,64±0,29 15,48±0,09

4 ЧСС, уд/мин 86,00±5,63 86,67±4,56 85,67±2,87 80,33±2,49

5 АД, мм рт.ст. САД 93,33±4,09 93,33±4,09 93,33±4,09 98,33±5,42

ДАД 56,67±4,09 58,33±2,05 56,67±4,09 60,00±0,00

6 ЧД, цикл/мин 21,67±1,08 21,00±1,42 21,67±1,78 19,00±0,71*

7 ЖЕЛ, мл 1200,00±35,46 1250,00±35,46 1233,33±54,17 1566,67±54,17*

8 Жизненный индекс, мл/кг 40,54±2,43 41,55±2,43 42,01±0,40 52,36±0,73*

9 Индекс Робинсона, уе. 101,53±5,13 102,56±4,28 101,71±5,00 100,29±5,71

10 Индекс Руффье, у.е. 12,67±1,48 11,67±0,82 12,00±1,23 7,00±0,71*

Примечание:* - различия достоверны между контрольной и экспериментальной

группами после исследования при Р<0,05.

Изменение показателя массы тела школьников имело различия в исследуемых группах и составило 1,9 % у девочек экспериментальной и 1,6 % у девочек контрольной групп. У мальчиков этот показатель увеличился на 0,46 % в контрольной группе и снизился на 4,84 % в экспериментальной.

Оценка прироста массы тела в группах позволяет отметить его соответствие возрастным нормам. Исключение составляет изменение массы тела у мальчиков экспериментальной группы. В конце исследования масса тела мальчиков 8-9 лет снижается, несмотря на ее естественный прирост. Это объясняется тем, что методика адаптивного физического воспитания адресной нозологической направленности стала весьма эффективной для нормализации массы тела мальчиков с ожирением, входящих в состав экспериментальной группы. Традиционная методика занятий, используемая в контрольной группе, оказалась не столь эффективной, и масса тела мальчиков с ожирением, входящих в состав данной группы, практически не изменился.

Индекс массы тела к концу исследования изменяется согласно изменениям весо-ростовых показателей. Так, в экспериментальной группе ИМТ снижается на 6,6 % у мальчиков и на 1,0 % у девочек. В контрольной группе ИМТ не изменяется у девочек и снижается у мальчиков на 2,2 %.

Особенно значимым является тот факт, что у мальчиков экспериментальной группы по показателю ИМТ масса тела в начале исследования оценивалась как ожирение II и I степени, а в конце эксперимента, после реализации методики адаптивного физического воспитания адресной нозологической направленности, оценивается уже как ожирение I степени и избыточная масса тела (предожирение) соответственно. У мальчиков контрольной группы ИМТ тоже изменяется, но не обеспечивает переход массы тела в более низкую категорию.

В контрольных группах ЧСС уменьшается на 3,6 % у мальчиков и увеличивается на 0,8 % у девочек.

У исследуемых экспериментальных групп были отмечены достоверные изменения (Р<0,05) всех изучаемых показателей внешнего дыхания. В контрольных группах также наметилась позитивная динамика, но не столь выраженная.

В конце исследования во всех группах исследуемых отмечено снижение частоты дыхания (ЧД). Данный показатель статистически достоверно уменьшается (Р<0,05) на 9,5 % у мальчиков и на 12,3 % у девочек экспериментальных групп. В контрольных группах выявлено статистически незначимое снижение (Р>0,05) ЧД на 2,7 % у мальчиков и на 3,1 % у девочек.

За время эксперимента жизненная емкость легких увеличивается на 28,3 % у школьников и 27,0 % у школьниц. Изменения статистически достоверны при Р<0,05. У детей контрольных групп также отмечена положительная динамика в улучшении дыхательных параметров, однако различия в результатах тестирования недостоверны (Р>0,05) и составляют 4,1 и 4,2 % соответственно.

В связи с отмеченным, улучшается и показатель жизненного индекса, который в экспериментальной группе увеличивается на 33,2 % у школьников и на 24,6 % у школьниц. Изменения статистически достоверны при Р<0,05. В контрольной группе ЖИ повышается только на 5,4 % у мальчиков и на 2,5 % у девочек. Изменения статистически недостоверны (Р>0,05).

Влияние предложенной нами методики адаптивного физического воспитания адресной нозологической направленности выразилось в улучшении функционального состояния по индексам Робинсона и Руффье.

Так, после завершения исследования в группах, которые занимались по экспериментальной методике, уменьшается количество школьников, которые по функциональному состоянию относились к зоне напряжения обменно-энергетических процессов в организме и возможного развития преморбидных состояний.

В начале исследования количество мальчиков экспериментальной группы, функциональное состояние которых по индексу Робинсона, относилось к зоне преморбидных и патологических состояний было равно

80 %. К концу исследования данный показатель уменьшается ровно на половину и составляет 40 %. К началу эксперимента 33,3 % девочек относились по функциональному состоянию к зоне крайних вариантов нормы и преморбидных состояний. К концу исследования функциональное состояние девочек улучшается и может быть отнесено в группу вариантов нормы.

В контрольных группах по индексу Робинсона функциональное состояние мальчиков за период эксперимента не изменяется, а у 33,33 % девочек снижается и переходит в зону крайних вариантов нормы и преморбидных состояний.

В конце исследования адаптация к физической нагрузке по пробе Руффье у школьников 8-9 лет с нарушением интеллекта и соматическими заболеваниями экспериментальной группы (как у мальчиков, так и девочек) изменяется на удовлетворительную, в то время как в контрольной группе остается по-прежнему неудовлетворительной.

При этом величина индекса Руффье у мальчиков экспериментальной группы уменьшается на 41,8 %, а у девочек - на 44,8 %. У школьников контрольной группы величина данного индекса уменьшается на 2,9 и 7,9 % соответственно.

Резюмируя вышеизложенное можно заключить, что предложенная нами методика адаптивного физического воспитания адресной нозологи -ческой направленности оказалась эффективным средством улучшения морфофункционального состояния школьников 8-9 лет с нарушением интеллекта и соматическими заболеваниями, что подтверждается полученными в ходе эксперимента данными.

Список литературы

1. Баладанов О.Ю. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: материалы науч.-практ. конф. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2017. С. 172-174.

2. Васянина И.И. Организация и содержание физкультурно -оздоровительного направления внеурочной деятельности по физической культуре учащихся с легкой умственной отсталостью: дис. ... канд. пед. наук. Владивосток, 2016. 196 с.

3. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 176 с.

4. Евтушенко И.В., Мозговой В.М. Особенности организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 58.

5. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.

6. Мищенко И.А., Волынская Е.В., Петкевич А.И. Психофизическое здоровье школьников и средства его коррекции в условиях инклюзивного образования // Культура физическая и здоровье. 2018. № 3(67). С. 149-151.

7. Шалаева И.Ю. Здоровьесберегающая среда как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья школьников специальных медицинских групп // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2015. № 1(11). С. 75-79.

8. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. М.: Проспект, 2017. 324 с.

Мищенко Ирина Александровна, канд. биол. наук, доц., зав. кафедрой, mia-751@yandex. ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,

Волынская Елена Владимировна, канд. пед. наук, доц., vol. 67@mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN WITH INTELLECTUAL

DISABILITIES AND SOMATIC DISEASES

I.A. Mishenko, E.V. Volynskaya

The technique of adaptive physical education of younger schoolchildren with intellectual disabilities and concomitant somatic diseases, built on traditional methods of conducting a lesson of adaptive physical culture with the inclusion of exercises of targeted nosological orientation and circular training, is proposed. Changes of indicators of morphofunctional state of schoolchildren, proving the effectiveness of the technique, are presented.

Key words: schoolchildren, adaptive physical education, intellectual impairment, somatic diseases, circular training, morphofunctional state.

Mishenko Irina Alexandrovna, candidate of biological sciences, associate professor, head of chair, mia-751@yandex.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University,

Volynskaya Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, vol.67@mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

References

1. Baladanov O.Yu. Aktual'nye problemy sohraneniya, ukrepleniya i priumnozheniya zdorov'ya shkol'nikov [Actual problems of preserving, strengthening and enhancing the health of schoolchildren] // Problems of human health. The development of physical culture and sports in modern conditions: materials scientific.-practical. conf. Stavropol: Publishing House of SSU, 2017. P. 172-174.

2. Vasyanina I.I. Organizaciya i soderzhanie fizkul'turno-ozdorovitel'nogo napravleniya vneurochnoj deyatel'nosti po fizicheskoj kul'ture uchashchihsya s legkoj

umstvennoj otstalost'yu [Organization and maintenance of the physical culture and health-improving direction of extracurricular activities in physical education of students with mild mental retardation]: dis. ... cand. ped sciences. Vladivostok, 2016. 196 p.

3. Dmitriev A.A. Fizicheskaya kul'tura v special'nom obrazovanii [Physical education in special education]: textbook. allowance. M.: Academy, 2002.176 p.

4. Evtushenko I.V., Mozgovoj V.M. Osobennosti organizacii fizicheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov s umstvennoj otstalost'yu [Features of the organization of physical education of younger students with mental retardation] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2018. No 4. P. 58.

5. Menhin Yu.V., Menhin A.V. Ozdorovitel'naya gimnastika: teoriya i metodika [Health gymnastics: theory and methodology]. Rostov-on-Don: Phoenix, 2002. 338 p.

6. Mishchenko I.A., Volynskaya E.V., Petkevich A.I. Psihofizicheskoe zdorov'e shkol'nikov i sredstva ego korrekcii v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya [Psychophysical health of schoolchildren and means of its correction in conditions of inclusive education] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical Culture and Health]. 2018. No. 3(67). P. 149-151.

7. Shalaeva I.Yu. Zdorov'esberegayushchaya sreda kak neobhodimoe uslovie sohraneniya i ukrepleniya zdorov'ya shkol'nikov special'nyh medicinskih grupp [Health-saving environment as a necessary condition for preserving and strengthening the health of schoolchildren of special medical groups] // Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training]. 2015. No. 1(11). P. 75-79.

8. Shapkova L.V. Sredstva adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Means of adaptive physical education]. M.: Prospect, 2017. 332 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.