Научная статья на тему 'К вопросу обеспечения здоровьесберегающих условий в системе общего образования'

К вопросу обеспечения здоровьесберегающих условий в системе общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФАКТОРЫ РИСКА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HEALTH / EDUCATIONAL PROCESS / RISK FACTORS / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH-SAVING APPROACH / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никифорова Татьяна Юрьевна, Аношкина Наталья Леонидовна, Назирова Анна Анатольевна

Показана динамика показателей состояния здоровья детей на разных ступенях обучения в школе. Приведены факторы, способствующие снижению уровня здоровья учащихся в системе общеобразовательной подготовки. Раскрыты особенности использования здоровьесберегающего подхода, педагогических условий и физкультурнооздоровительной работы, направленные на сохранение здоровья школьников и формирование у них культуры здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никифорова Татьяна Юрьевна, Аношкина Наталья Леонидовна, Назирова Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ENSURING HEALTHSA VING APPROACH IN THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION

The dynamics of indicators of the health status of children at different levels of schooling is shown. The factors contributing to a decrease in the level of students' health in the system of general education are given. The features of the use of health-saving approach, pedagogical conditions and physical training and health improvement activities aimed at preserving the health of schoolchildren and developing their health culture are revealed.

Текст научной работы на тему «К вопросу обеспечения здоровьесберегающих условий в системе общего образования»

УДК 796.011.1

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.Ю. Никифорова, Н.Л. Аношкина, А.А. Назирова

Показана динамика показателей состояния здоровья детей на разных ступенях обучения в школе. Приведены факторы, способствующие снижению уровня здоровья учащихся в системе общеобразовательной подготовки. Раскрыты особенности использования здоровьесберегающего подхода, педагогических условий и физкультурно-оздоровительной работы, направленные на сохранение здоровья школьников и формирование у них культуры здоровья.

Ключевые слова: здоровье, образовательный процесс, факторы риска, здоровый образ жизни, здоровьесберегающий подход, физическое воспитание, физическая культура.

За последние годы в Российской Федерации отмечается тенденция к снижению уровня здоровья учащихся за период их обучения в школе. Согласно данным Научного центра здоровья детей РАМН, к числу здоровых учащихся сегодня можно отнести 10-12 % детей младших классов, 8 % учащихся среднего звена и 5 % старшеклассников [2]. Среди школьников хронические заболевания имеют от 40 до 60 % учащихся [4]. В то же время у старшеклассников, имеющих хронические заболевания, в 2,5-3 раза чаще, чем среди здоровых учащихся, отмечаются случаи социально-психологической дезадаптации, конфликты со сверстниками и учителями и невысокая эффективность учебной деятельности [ 8].

Ввиду того, что подавляющая часть времени школьников связана с обучением, то нельзя не учитывать роль образовательной среды как важного фактора в организации их образа жизни.

Поскольку для современной системы общеобразовательной подготовки характерно наличие высоких умственных нагрузок, то закономерно следует увеличивать долю двигательной активности учащихся. Это особенно важно, поскольку 65 % детей и подростков не занимаются регулярно физической культурой и спортом. В результате низкого уровня физической подготовки и здоровья более 40 % лиц допризывной молодежи не соответствуют требованиям, предъявляемым со стороны армейской службы (включая объем минимальных нормативов по физической культуре) [9].

В настоящее время выявлено, что, с одной стороны, характер условий обучения, а с другой стороны, отсутствие возможностей для реализации здоровьесберегающего подхода в системе образования, являются одними из основных факторов риска здоровья учащихся.

Цель научной работы: раскрыть факторы риска образовательной среды, отрицательно влияющие на психофизическое здоровье учащихся и обосновать здоровьесберегающие условия, обеспечивающие сохранение здоровья школьников.

К числу наиболее значимых факторов образовательной среды, отрицательно воздействующих на здоровье школьников, относятся:

1. Информационные перегрузки, обусловленные возросшей учеб -ной нагрузкой на учащихся. В системе общего образования имеет место тенденция к увеличению объема информации, который должен освоить обучающийся за период освоения школьной программы, что выражается в виде интенсификация учебного процесса.

По данным исследований Т.В. Зазнобовой, выявлены особенности учебной нагрузки среди учащихся старших классов г. Иркутска, обучающихся в школах разного типа. Среди учащихся школ инновационного типа (лицей) отмечается ситуация, когда обучающиеся испытывают высокие психоэмоциональные нагрузки и имеют состояние психофизиологического стресса. В этом отношении показателен тот факт, что у юношей и девушек лицея выявлен высокий уровень школьной тревожности, который выше в 7,5 и 3,3 раза соответственно, чем среди учащихся общеобразовательных школ [3].

Так, если объем недельной учебной нагрузки в общеобразовательной школе составляет 32,2±0,3 ч, то в лицее величина нагрузки достигает 41,1±0,5 ч, что на 27,6 % выше. Эти данные указывают на превышение уровня максимально допустимой недельной нагрузки в лицее в часах на 14,2 % от норматива (СанПиН 2.4.2.1178-02). При этом большая учебная нагрузка в лицее приводит к увеличению каждого учебного дня на 0,9 ч. Причем на выполнение домашних заданий учащиеся старших классов в лицее затрачивают в среднем 5,7±0,1 ч, а старшеклассники, из общеобразовательных школ, тратят на домашние задания на 1,5 ч меньше (4,2±0,1 ч) [3].

2. Стрессовая педагогическая тактика. Повышенные требования со стороны педагогов к уровню подготовки учащихся зачастую не соответствуют возрастным и индивидуально-типологическим особенностям обучающихся, что нередко приводит к развитию дидактоневрозов [5].

Среди неадекватных педагогических воздействий Н.В. Третьякова выделяет такие факторы, как «обучение на высоком уровне», «быстрым темпом», создание «принудительного темпа» в учебной работе [10]. Результатом использования неправильных технологий обучения и воспитания, как правило, становятся: снижение адаптационных возможностей организма, нарушение познавательных процессов, личностные деформации и ослабление психосоматического здоровья учащихся.

3. Несовершенная организация учебной деятельности, обусловленная отсутствием физиологически обоснованного режима учебных нагрузок, учитывающих динамику работоспособности учащихся разного возраста в течение учебного дня, недели. В такой ситуации происходит перенапряжение психической сферы у учащихся, что влияет на снижение психофизического резерва здоровья.

Именно поэтому для повышения эффективности обучения и сохранения здоровья школьников при разработке расписания следует учитывать особенности возрастного и индивидуально-типологического развития детей, характер изменений их работоспособности в течение учебного дня и недели [10].

4. Недостаточная двигательная активность. Недостаток движения -гипокинезия приводит к ряду изменений в функциональных системах организма, что выражается в виде гиподинамии. Так, среди 6-8-летних школьников она отмечается у 50 %, среди 9-12-летних - 60 %, а у старшеклассников гипокинезия выражена - у 80 % [6]. Причем данную проблему в полной мере не решают уроки по физической культуре, которые способны удовлетворить потребность учащихся в двигательной активности только на 17 % [4].

В этой связи считаем необходимым приобщать школьников к разным формам активного отдыха, к занятиям в спортивных секциях, что позволит минимизировать влияние на них высокого уровня учебной нагрузки. При этом за счет большей двигательной активности будет осуществляться своеобразная «разгрузка» центральной нервной системы учащихся [8].

5. Низкий уровень знаний учащихся в вопросах здоровья и подходах к его сохранению. Так, недостаток знаний об организации здоровой жизнедеятельности зачастую приводит к тому, что дети и подростки имеют неправильное представление о здоровье, средствах и методах его сохранения, что влияет на их приобщение к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ) и раннему началу сексуальной активности.

Следует отметить, что если доля влияния отрицательных факторов школьной среды в начальной школе составляет 12,5 %, то к старшим классам их уровень достигает 21 % [2].

Таким образом, наличие тревожной тенденцией в динамике уровня здоровья учащихся в системе общего образования и отсутствие в ряде Российских школ здоровьесберегающего подхода являются взаимообусловленными проблемами, требующие решения.

В условиях отсутствия целенаправленного воспитания и обучения школьников основам здорового образа жизни и, как следствия, здоровьесберегающего поведения, мы видим одну из главных причин низкого уровня здоровья учащихся.

С позиции Т.Ф. Ореховой понятие «здоровьетворящее образование» представляет собой «целенаправленно организованный педагогический процесс, обеспечивающий становление здоровья учащихся и учителей как феномена культуры в условиях их взаимодействия в течение каждого дня» [7].

В настоящее время одним из путей совершенствования системы образования становится идея гуманизации процесса подготовки учащихся, ориентированная на создание безопасных для здоровья школьников условий обучения и воспитания.

Так, реализация принципа гуманизма является одной из составляющих здоровьесберегающего подхода в системе образования, что, по мнению А.М. Абаева, представляет одну из моделей психологически безопасной образовательной среды [1]. Причем эффективность образования во многом будет определяться возможностью приспособления методов, условий обучения и воспитания к личности ребенка, а не наоборот. В этой связи обращает внимание важная роль педагогов по формированию ценностного отношения учащихся к своему здоровью и выработки основ ведения здорового образа жизни.

Среди ведущих предпосылок выработки у учащихся мотивации на здоровье с позиции Л.К. Фортовой и Г.В. Финашиной: «является определение и создание педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни подростков» [1 1]. К числу педагогических условий данные авторы относят:

- внедрение в учебный процесс дисциплины в области здоровья и здорового образа жизни, что будет способствовать формированию у учащихся устойчивой установки на здоровый образ жизни;

- использование психолого-педагогического направления, ориентированного на выработку мотивации и личностной активности школьников в вопросах здоровьесбережения.

Обращает внимание ряд педагогические условий, определяющих эффективность формирования культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся, которые предлагает А.М. Митяева [6]:

1. Непрерывная подготовка учителей предметников, социальных педагогов к работе по валеологизации личности ребенка в учебно-воспитательном процессе. Это, в свою очередь, позволит сформировать необходимую систему деятельности по формированию культуры здоровья каждого субъекта в учебной среде.

2. Взаимосвязь и единство действий школы и семьи, ориентированных на создание своеобразного стиля здоровьесберегающих отношений между педагогами и учащимися. В этом случае будет выработана личная ответственность всех звеньев этого процесса, влияющая на оздоровление школьных условий, повышение грамотности учащихся в вопросах здоровья и его обеспечения.

3. Формирование культуры здоровья учащихся, осуществляемое в единстве организации урочной и внеурочной, внешкольной и внеклассной деятельности. За счет грамотной системы взаимодействий педагогического персонала и учащимися будет возможна выработка положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Особая роль в этом отношении, на наш взгляд, должна отводиться совершенствованию всей системы общеобразовательной подготовки, включая условия обучения, воспитания, использования педагогических технологий и физкультурно-оздоровительной работы, ориентированных на принципы здоровьесберегающей педагогики. При этом роль педагогического аспекта имеет большую долю влияния на процесс формирования, сохранения и укрепления здоровья человека, чем педагогическое сопровождение в процессе лечения, профилактики и реабилитации.

Активное использование физкультурно-спортивной деятельности в образовательных учреждениях станет необходимым условием для удовлетворения естественной потребности человека в движении и предупреждения состояния нервно-психического переутомления в учебном процессе. Наряду с этим приобщение детей и подростков к регулярным занятиям физическими упражнениями будет способствовать выработке у них мотивации на сохранение своего здоровья и ведение здорового образа жизни.

И.Ф. Харламов считает, что «физическое воспитание является многогранным процессом организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни» [12].

В заключение следует отметить, что организация, содержание и методика учебно-воспитательного процесса в системе общеобразовательной подготовки не учитывает отдельные стороны подготовки школьников, связанных с вопросами обеспечения их здоровья. В связи с существующими случаями неправильной организацией и распределением учебной нагрузки в образовательных учреждениях разного типа необходимо проводить оценку степени риска режима подготовки учащихся, например по методике А.Г. Сухарева.

Система общеобразовательных воздействий, с одной стороны, должна учитывать качественную сторону обучения (повышение уровня образованности учащихся), а с другой стороны, она должна быть направлена на предупреждение снижения адаптационных возможностей организма школьников, профилактику нарушения познавательных процессов через использование средств, методов, подходов и технологий с оздоровительной направленностью.

Особого внимания заслуживает оздоровление условий и технологий обучения, использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, основанные на гуманистических принципах подготовки учащихся, увеличение объема физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также воспитании культуры здоровья школьников.

В результате совершенствования системы общеобразовательной подготовки через использование педагогических подходов к обучению и воспитанию учащихся, приобщение их к соревновательной, прикладной, рекреативной, реабилитационной деятельности, станет возможным обеспечение условий для сохранения здоровья школьников. На этой взаимодополняющей основе будут реализовываться здоровьесберегающие условия обучения школьников, формирование у них культуры здоровья, мотивации к физической культуре и здоровому образу жизни.

Список литературы

1. Абаев А.М. Здоровьесберегающий подход в развитии педа-гогических моделей образовательной среды // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 2(06). С. 101-103.

2. Баранов A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Педиатрия. 2013. № 1. С. 5-8.

3. Зазнобова Т.В. Роль факторов образовательной среды в формировании здоровья старшеклассников, обучающихся в школах разного типа: автореф. дис. ...канд. мед. наук. Иркутск, 2010. 26 с.

4. Каташинская Л.И., Губанова Л.В. Анализ факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья городских и сельских школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view? id= 14181 (дата обращения: 10.02.2019).

5. Лесовских Н.П. Законодательство российской федерации в сфере молодежной политики // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2014. № 3(36). С. 33-35.

6. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. М.: Издат. центр «Академия», 2010. 192 с.

7. Орехова Т.Ф. Понятие «Здоровьетворящее образование» как педагогическая категория // Вестник ОГУ. 2004. № 7. С. 60-66.

8. Подростковая медицина. Руководство. 2-е изд. / под ред. Л.И. Левиной, А.М. Куликова. СПб.: Изд-во Питер, 2006. 544 с.

9. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения: 11.02.2019).

10. Третьякова Н.В. Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений: современное состояние и проблемы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С. 29-36.

11. Фортова Л.К., Финашина Г.В. Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков // Молодой ученый. 2015. № 14. С. 538-542.

12. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2015. 520 с.

Никифорова Татьяна Юрьевна, канд. пед. наук, [email protected], Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,

Аношкина Наталья Леонидовна, канд. биол. наук, [email protected], Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,

Назирова Анна Анатольевна, канд. биол. наук, [email protected], Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семе-нова-Тян-Шанского

TO THE QUESTION OF ENSURING HEALTHSA VING APPROACH IN THE SYSTEM

OF GENERAL EDUCATION

T. Yu. Nikiforova, N.L. Anoshkina, A.A. Nazirova

The dynamics of indicators of the health status of children at different levels of schooling is shown. The factors contributing to a decrease in the level of students' health in the system of general education are given. The features of the use of health-saving approach, pedagogical conditions and physical training and health improvement activities aimed at preserving the health of schoolchildren and developing their health culture are revealed.

Key words: health, educational process, risk factors, healthy lifestyle, health-saving approach, physical education, physical culture.

Nikiforova Tatyana Yurievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, nickiforowa. ni@yandex. ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky,

Anoshkina Natalia Leonidovna, candidate of biological sciences, associate professor, [email protected], Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky,

Nazirova Anna Anatolievna, candidate of biological sciences, associate professor, [email protected], Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky

Reference

1. Abaev A.M. Zdorov'esberegayushchij podhod v razvitii pedagogicheskih modelej obrazovatel'noj sredy // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2011. № 2(06). S. 101-103.

2. Baranov A.A. Sostoyanie zdorov'ya detej i podrostkov v sovremennyh usloviyah: problemy, puti resheniya // Pediatriya. 2013. № 1. S. 5-8.

3. Zaznobova T.V. Rol' faktorov obrazovatel'noj sredy v formirovanii zdorov'ya starsheklassnikov, obuchayushchihsya v shkolah raznogo tipa: avtoref. dis. ...kand. med. nauk. Irkutsk, 2010. 26 s.

4. Katashinskaya L.I., Gubanova L.V. Analiz faktorov, okazyvayushchih vliyanie na formirovanie zdorov'ya gorodskih i sel'skih shkol'nikov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 4. [Elektronnyj resurs]. URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=14181 (data obrashcheniya: 10.02.2019).

5. Lesovskih N.P. Zakonodatel'stvo rossijskoj federacii v sfere molodezhnoj politiki // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. 2014. № 3(36). S. 33-35.

6. Mityaeva A.M. Zdorov'esberegayushchie pedagogicheskie tekhnologii: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. 2-e izd. M.: Izdat. centr «Akademiya», 2010. 192 s.

7. Orekhova T.F. Ponyatie «Zdorov'etvoryashchee obrazovanie» kak peda-gogicheskaya kategoriya // Vestnik OGU. 2004. № 7. S. 60-66.

8. Podrostkovaya medicina. Rukovodstvo. 2-e izd. / pod red. L.I. Levinoj, A.M. Kulikova. SPb.: Izd-vo Piter, 2006. 544 s.

9. Strategiya razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.minsport.gov.ru/ activities/federal-programs/2/26363/ (data obrashcheniya: 11.02.2019).

10. Tret'yakova N.V. Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' obrazo-vatel'nyh uchrezhdenij: sovremennoe sostoyanie i problemy // Mu-nicipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment. 2014. № 1. S. 29-36.

11. Fortova L.K., Finashina G.V. Nauchnye podhody k obosnovaniyu pedagogicheskih uslovij formirovaniya zdorovogo obraza zhizni podrostkov // Molodoj uchenyj. 2015. № 14. S. 538-542.

12. Harlamov I F. Pedagogika. M.: Gardariki, 2015. 520 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.