Научная статья на тему 'Формирование здоровьесберегающей компетентности у школьников 7-11-х классов посредством включения уроков здоровья при изучении физики и химии'

Формирование здоровьесберегающей компетентности у школьников 7-11-х классов посредством включения уроков здоровья при изучении физики и химии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
299
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / УРОКИ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH LESSONS / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTH FORMING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хорошева Татьяна Анатольевна

Охрана здоровья подрастающего поколения является важной государственной задачей. Практическая значимость проблемы здоровья детей и подростков в условиях современного образования не вызывает сомнений. Ухудшение здоровья школьников, наблюдающееся в последние годы (ухудшение психического и физического развития, рост общей заболеваемости и школьной патологии, омоложение ряда болезней и др.), требует более пристального внимания и принятия конкретных мер по его формированию и укреплению. Это связано с тем, что практическая медицина занимается в основном больными детьми и мало уделяет внимания профилактической работе в учебных учреждениях. Подавляющее большинство школ целенаправленным здоровьем учащихся не занимаются. В стандартах народного образования объем знаний по формированию здоровья, заложенный в программах биологических дисциплин, весьма мал и не позволяет дать школьникам необходимые знания и привить умения по формированию и сохранению своего здоровья. Между тем учебные заведения являются тем социальным институтом, который создает наиболее благоприятные возможности для решения указанной проблемы. Формирование здорового образа жизни, воспитание общей культуры здоровья является чрезвычайно важной проблемой в современном мире. Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни способствует распространению вредных привычек и факторов риска для здоровья человека, снижая уровень здоровья нации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTHY SAVING COMPETENCE IN SCHOOLCHILDREN OF 7-11-TH CLASSES BY THE INCLUSION OF HEALTH LESSONS IN PHYSICS AND CHEMISTRY STUDIES

The younger generation’ health protection is an important state task. The practical importance of children and adolescents’ health problem in the context of modern education is beyond doubt. Schoolchildren's health deterioration which has been observed in recent years (deterioration of mental and physical development, growth of general morbidity and school pathology, rejuvenation of some diseases, etc.) requires closer attention and specific measures for its formation and strengthening. It is connected with such fact as practical medicine deals with sick children mainly and it is paid too little attention to preventive work in educational institutions. The vast majority of schools does not focus on the schoolchildren’s health purposefully. In the standards of public education, the amount of knowledge on health formation, laid down in biological disciplines programs, is very small and it does not allow to give students the necessary knowledge, instill skills in the formation and their health preservation. Meanwhile, educational institutions are those social establishments which create the most favorable opportunities for solving this problem. The formation of healthy lifestyle, the upbringing of a common health culture is the most important problem in the modern world. The lack of knowledge on healthy lifestyle makes a great contribution to the bad habits spreading and risk factors to human health, reducing the nation health as a whole.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровьесберегающей компетентности у школьников 7-11-х классов посредством включения уроков здоровья при изучении физики и химии»

Хорошева Татьяна Анатольевна ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ .

pedagogical sciences

УДК 371.7

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 7-11-Х КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ УРОКОВ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ФИЗИКИ И ХИМИИ

© 2017

Хорошева Татьяна Анатольевна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой физического воспитания Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. Охрана здоровья подрастающего поколения является важной государственной задачей. Практическая значимость проблемы здоровья детей и подростков в условиях современного образования не вызывает сомнений. Ухудшение здоровья школьников, наблюдающееся в последние годы (ухудшение психического и физического развития, рост общей заболеваемости и школьной патологии, омоложение ряда болезней и др.), требует более пристального внимания и принятия конкретных мер по его формированию и укреплению. Это связано с тем, что практическая медицина занимается в основном больными детьми и мало уделяет внимания профилактической работе в учебных учреждениях. Подавляющее большинство школ целенаправленным здоровьем учащихся не занимаются. В стандартах народного образования объем знаний по формированию здоровья, заложенный в программах биологических дисциплин, весьма мал и не позволяет дать школьникам необходимые знания и привить умения по формированию и сохранению своего здоровья. Между тем учебные заведения являются тем социальным институтом, который создает наиболее благоприятные возможности для решения указанной проблемы. Формирование здорового образа жизни, воспитание общей культуры здоровья является чрезвычайно важной проблемой в современном мире. Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни способствует распространению вредных привычек и факторов риска для здоровья человека, снижая уровень здоровья нации в целом.

Ключевые слова: здоровье, школьники, уроки здоровья, здоровьеформирующие технологии.

FORMATION OF HEALTHY SAVING COMPETENCE IN SCHOOLCHILDREN OF 7-11-TH CLASSES BY THE INCLUSION OF HEALTH LESSONS IN PHYSICS AND CHEMISTRY STUDIES

© 2017

Horosheva Tatiana Anatolievna, Candidate of Biology, associate professor, head of department of physical training Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, 14, St. Belorusskaya, e-mail: [email protected])

Abstract. The younger generation' health protection is an important state task. The practical importance of children and adolescents' health problem in the context of modern education is beyond doubt. Schoolchildren's health deterioration which has been observed in recent years (deterioration of mental and physical development, growth of general morbidity and school pathology, rejuvenation of some diseases, etc.) requires closer attention and specific measures for its formation and strengthening. It is connected with such fact as practical medicine deals with sick children mainly and it is paid too little attention to preventive work in educational institutions. The vast majority of schools does not focus on the schoolchildren's health purposefully. In the standards of public education, the amount of knowledge on health formation, laid down in biological disciplines programs, is very small and it does not allow to give students the necessary knowledge, instill skills in the formation and their health preservation. Meanwhile, educational institutions are those social establishments which create the most favorable opportunities for solving this problem. The formation of healthy lifestyle, the upbringing of a common health culture is the most important problem in the modern world. The lack of knowledge on healthy lifestyle makes a great contribution to the bad habits spreading and risk factors to human health, reducing the nation health as a whole.

Keywords: health, schoolchildren, health lessons, health forming technologies.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Изучение заболеваемости детей и подростков показало, что ее уровень имеет стойкую тенденцию к росту. В целом за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4%, а подростков - на 98,4%. В последнее время в практике школьного образования центральное место занимают проблемы, связанные со снижением активности школьников в учебной деятельности, ухудшением здоровья учащихся, а также с низким уровнем их мотивации к учению, необходимой для систематической учебной работы [4].

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

Обследование детей дошкольного и школьного возрастов говорит о том, что с каждым годом увеличивается процент детей с теми или иными заболеваниями, а значит, уменьшается количество здоровых детей. Считают, что основными причинами являются:

- слабое физическое развитие детей;

- отсутствие у детей знаний о здоровом образе жизни;

- низкая двигательная активность;

- экологическая ситуация;

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В последние годы наблюдается негативная динамика состояния здоровья населения, особенно учащейся молодёжи. Несмотря на некоторую стабилизацию демографических показателей, выявляется отчетливая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях. По данным различных авторов, насчитывается лишь 10-15 % практически здоровых школьников, примерно 50 % имеют небольшие морфологические или функциональные отклонения и 35-40 % — хронические заболевания. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. К моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки; каждый четвёртый — патологию сердечно-сосудистой системы. Важное место в структуре общей заболеваемости занимает «школьная» патология (нарушение осанки, плоскостопие, патология органов зрения). Вероятно, можно полагать, что школа превратилась в дополнительный фактор риска развития заболеваний вместо оздоравливающего фактора [1].

Охрана здоровья детей и подростков является важной государственной задачей. В условиях школы она

278

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Хорошева Татьяна Анатольевна ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ...

зависит в значительной степени от правильной организации учебного процесса. В настоящее время в образовательных учреждениях нет специалистов, которые занимаются проблемами формирования и укрепления здоровья подрастающего поколения. В связи с этим начальные формы нарушений со стороны здоровья проходят незамеченными, и лишь явная патология - острого или хронического характера - обращает на себя внимание. И, тем не менее, в настоящее время учитель является единственно реальной личностью, которая может реализовать в детях идеи здорового образа жизни, так как ни семья, ни медики к этому не готовы. Рассчитывать на хороший результат можно в том случае, если, с одной стороны, сами педагоги владеют знаниями по здоро-вьесбережению а с другой, - только дети будут получать последовательно и целеустремленно спланированную информацию по многим предметам [2].

В соответствии с концепцией непрерывного обучения школа призвана дать детям не только умственное, нравственное, физическое и эстетическое воспитание, трудовые и профессиональные навыки, компьютерную грамотность, но и способствовать формированию и укреплению их здоровья. Организация учебного процесса должна в себя включать не только соблюдение гигиенических требований к учебно-воспитательному процессу (классной комнате, школьной мебели, режиму дня и т.д.), на и прививать умения и навыки, направленные на охрану здоровья детей в период их обучения в школе.

Формирование целей статьи.

Цель работы - дать оценку компетентности школьников по вопросам здоровья и здорового образа жизни и оценить эффективность уроков здоровья, внедренных в учебный процесс по физике и химии.

Задачи:

1.Дать оценку гигиенических знаний и умений по вопросам здоровья и здорового образа жизни современных школьников.

2.Разработать методические подходы по организации здоровьесберегающего педагогического обучения путем внедрения в учебный процесс уроков здоровья.

З.Оценить эффективность внедрения уроков здоровья по формированию компетентности современных школьников.

Изложение основного материала исследования.

В виде констатирующего этапа исследования нами было проведено анкетирование среди школьников города Тольятти для выявления уровня компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения.

Анкета состояла из вопросов, отражающих знания ребят о своем здоровье, о факторах, влияющих на здоровье.

Организация и строгое соблюдение режима дня, предусматривающего переход от бодрствования ко сну и наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности, отдых и пр. в одно и то же время, в соответствии с возрастными особенностями детей и подростков, создает наилучшие условия для жизнедеятельности организма человека. В каждой семье режим организуется по-своему, что зависит от жилищно-бытовых условий семьи, отдаленности школы от дома, степени занятости детей в семейных делах, от занятий в спортивных секциях, кружках и т.д. Как показали результаты анкетирования, из общего числа школьников в среднем соблюдали режим дня только 27,4%. С возрастом процент числа детей, соблюдающих его, имел тенденцию к снижению. В 11-х классах его соблюдали только 12,0% школьников. Знают же требования к его организации, согласно данным самооценки, 61,4% школьников. Наличие навыков личной гигиены отмечали большинство школьников: ежедневно чистят зубы 92,4 - 70,2%, моют руки перед едой 56,0 - 88,7%.

Важное место в формировании здоровья занимает физическая культура и спорт. Всем известно, что занятия физической культурой направлены на укрепление

здоровья и развитие физических способностей человека. Физические упражнения повышают устойчивость организма к инфекциям и неблагоприятным факторам окружающей среды, развивают физические качества, способствуют повышению умственной и физической работоспособности и т.д. Установлено, что уровень заболеваемости падает с возрастанием уровня развития физической культуры и спорта, а преступности - снижается с возрастанием уровня подготовки спортивного резерва и развития массового спорта. Занятия массовой физической культурой являются базовым компонентом рационального двигательного режима людей, обеспечивающим биологические психофизиологические аспекты здорового образа жизни.

Наблюдения показали, что с возрастом наблюдалось уменьшение времени (на 45,2%), отводимого на занятия физической культурой. Так, если учащиеся 6-х классов отводили на эти мероприятия 80,2% школьников, то в 11-х классах - 35,0%. Анкетирование показало, что утреннюю гимнастику делали в среднем 15,2% опрошенных. Многочасовое выполнение домашнего задания, «отдых» у телевизора, компьютерные игры, недостаточная физическая нагрузка понижают продуктивность умственного труда учащихся и могут вызвать переутомление.

Одним из факторов формирования здоровья является закаливание. Целенаправленным закаливанием организма занимаются 21,7 - 49,6% школьников, а знакомы с правилами закаливания 16,7 - 50,6% учащихся. В старших классах этот фактор укрепления здоровья используется в меньшей мере, чем у детей средних классов, в то время как знаний по правилам закаливания у старшеклассников больше [3].

Ситуация, сложившаяся со здоровьем подрастающего поколения (снижение индекса здоровья, рост общей заболеваемости, омоложение болезней и др.) при отсутствии в образовательных учреждениях структур, занимающихся здоровьем, вызвала необходимость поиска возможных путей по здоровьесбережению.

Как показал анализ здоровьесберегающих технологий (гигиенических, педагогических, экологических, физкультурно-оздоровительных и др.) при отсутствии финансирования их использование в практике учебного учреждения практически невозможно. На наш взгляд, более целесообразно использовать здоровьесберегаю-щие аспекты педагогики. Здоровьесберегающее образование предполагает, что каждый урок и любое школьное мероприятие должны содержать в себе оздоровительный эффект, препятствовать развитию утомления и способствовать укреплению здоровья. При отсутствии в учебных учреждениях структур по здоровьесбережению, а также низкий уровень знаний учителей по вопросам здоровья и здорового образа жизни их использование практически невозможно. На наш взгляд, более рационально с этой целью использовать уроки здоровья по ведущим предметам обучения.

С этой целью разработаны и изданы массовым тиражом методические пособия по ведущим предметам: физике и химии. «Здоровьесберегающие аспекты в процессе изучения физики в 2-х частях (для учащихся 7-11 классов) и химии «Химия и здоровье. Уроки здоровья» (для учащихся 8-10 классов). Уроки здоровья внедрены в практику учебного процесса общеобразовательных школ (№№3,49,84) г.Тольятти. Традиционно фрагментарные сведения о здоровье были заложены в учебные программы преимущественно биологических дисциплин (биология, экология). Поэтому нами был предложен цикл уроков по химии и физике, включающих в себя необходимые здоровьеформирующие знания и умения.

В пособии по физике предложены варианты уроков здоровья в составе наиболее подходящих тем уроков, изучаемых в рамках программы. Например, при изучении темы «Механическое движение: равномерное и неравномерное» включены сведения о движении как

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)

279

Хорошева Татьяна Анатольевна pedagogical

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ... sciences

мышечной деятельности и его значении для здоровья человека. В качестве индивидуального домашнего задания (ИДЗ) школьникам предлагается вычислить двигательный компонент (ДК) путем сложения времени движения (в мин) за сутки (утренняя гимнастика, ходьба в школу, движение на переменах, занятия физкультурой и т.д.) и определить уровень собственной двигательной активности. При изучении темы «Давление» приведены сведения о кровяном давлении человека как показателе здоровья и состояния организма. В качестве же ИДЗ дается задание освоить методику измерения артериального давления и сравнить свой показатель с возрастными нормами. В пособие включены также разработки по темам: «Осанка», «Физиологические основы работоспособности», «Первая помощь при термических ожогах», «Электрический ток в медицине», «Магнитные поля», «Зрение», «Гипокинезия и ее профилактика», «Влияние шума на здоровье человека» и многие другие. После каждой темы учащимся предлагалось выполнить ИДЗ помимо основного задания по текущей теме предмета.

В пособии по химии при изучении темы «Атом» была предложена тема «Значение микроэлементов для организма человека», где приведены сведения о количестве микроэлементов в организме человека, значении каждого элемента, о минеральном обмене. После изучения данного раздела учащимся были предложены контрольные вопросы, на которые они должны письменно ответить к следующему уроку. В рамках изучения темы «Вода» предлагается материал о значении воды для организма человека, о водно-солевом обмене, о правильном потреблении воды. Наряду с этими темами в пособии рассматриваются следующие вопросы: «Кислород в живой природе», «Значение кислорода в процессе дыхания», «Первая помощь при химических ожогах», «Обмен веществ и энергии в организме», «Металлы», «Кислотно-щелочное равновесие в организме», «Алюминий и его влияние на организм», «Биологическая роль железа в организме», раскрывается роль кальция, калия, углерода, водорода, кислорода в организме и других элементов. Описывается значение жирового и белкового обмена и т.д.

В каждом из пособий в конце изложенного материала предлагается глоссарий - перечень медицинских и биологических терминов.

После внедрения разработанных методик в практику общеобразовательных школ для выявления изменений в здоровьесберегающем мировоззрении школьников проведено повторное анкетирование.

Заключительный этап исследования показал, что навыки личной гигиены стали соблюдать 100% опрошенных учащихся, значительно увеличили свой двигательный компонент в режиме дня почти 60% школьников старших классов (результат увеличился на 71%),а 89% респондентов отметили, что благодаря сведениям из учебного пособия они значительно расширили свой кругозор в вопросах здоровья, показателей организма, правильного режима дня, режима питания и личной гигиены.

Таким образом, учебно-воспитательная работа заключается во внедрении в учебный процесс знаний и умений по формированию привычек здоровьесберега-ющего оправданного поведения и развития позитивных эмоционально-ценностных ориентаций. Одной из существенных задач в области здоровья является мотивация учащихся на свое здоровье и здоровье окружающих людей. Она базируется на осознании учащимися своего здоровья как ценности, на желании быть здоровыми, сильными и красивыми. При реализации этого направления следует исходить из положения, что проблемой здоровья должны заниматься все (педагоги, медики, родители, учащиеся).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

1.Оценка знаний у школьников по

и здорового образа жизни школьников свидетельствует об их низкой компетентности.

2.Среди здоровьесберегающих технологий важное место занимает педагогика здоровья.

3.Разработка и внедрение в учебный процесс уроков здоровья позволяет наиболее эффективно получить необходимые знания и умения по формированию и укреплению здоровья.

Исходя из вышеизложенного, мы можем утверждать, что разработка данных пособий является актуальной и востребованной. Материалы пособий могут быть использованы не только в традиционных школах, но и в лицеях, а также в колледжах. Возможно использование отдельных тем в высших учебных заведениях при преподавании таких предметов как «Физиология», «Безопасность жизнедеятельности», «Неорганическая химия», «Физика».

В дальнейшем возможна разработка похожего пособия для таких учебных дисциплин как «Информатика», «География».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 494-496

2. Олейникова, И.И. Химические основы валеоло-гического образования студентов педагогических вузов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - М., 1998. - 133-154.

3. Формирование здорового образа жизни / Бурханов А.И., Хорошева Т.А., Кропотова Г.А. монография. -Тольятти, 2012. - 264 с.

4. Формирование интереса учащихся средних классов к урокам физической культуры Лазунина. - И.В. -Наука и образование: новое время. 2016. № 5 (16). - С. 231-237.

Статья поступила в редакцию 17.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

вопросам здоровья_

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.