педагогические науки
Саракаева Сусанна Александровна, Сокаев Хасан Михайлович ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ...
УДК 378.1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
© 2018
Саракаева Сусанна Александровна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Сокаев Хасан Михайлович, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования у подростков ценностного отношения к себе, к своему здоровью, к здоровому образу жизни. Подростковый возраст выбран потому, что из-за кризиса переходного периода, это наиболее уязвимый период в жизни детей до совершеннолетия. Проблемы укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения, формирования у них ценностного отношения к здоровому образу жизни всегда были в центре внимания учителей, ученых, родителей, общества и государства в целом. В разных исследованиях понятие «здоровый образ жизни» имеет различные смысловые значения, но все ученые едины во мнении, что основа здорового образа жизни заложена в духовном и физическом развитии человека. Ни у кого не вызывает сомнения, что обозначенная проблема актуализировалась особенно в современных условиях, когда наблюдается отчетливая тенденция к резкому ухудшению психического, соматического, физического и физиологического здоровья школьников. По статистике, только около 10 % детей считаются совершено здоровыми, у остальных проявляются различного рода отклонения в их здоровье. Десятки известных ученых давно доказали содержательную взаимосвязь здоровья человека и его образа жизни, особенно относительно физической активности. И хотя данный факт уже аксиома, однако в общеобразовательных школах положительной динамики в этом направлении мы не замечаем. Конечно, проблема формирования позитивного отношения школьников к здоровому образу жизни не решается в рамках одной школы, но больше возможностей все-таки у образовательной организации, так как в ее распоряжении достаточное количество часов, отведенных на уроки физической культуры. Исходя из сказанного, автор убедительно доказывает в статье свою позицию относительно уроков физической культуры, которые необходимо трансформировать из «обычного цикла» учебных дисциплин в стиль жизни школьников, в «жизненные уроки» сохранения и укрепления здоровья молодого поколения, в средство профилактики вредных привычек, в том числе и интернет-зависимости.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, подростковый возраст, воспитание школьников, ценностное отношение к здоровому образу жизни, двигательная активность, психическое развитие, физическое развитие, укрепление и сохранение здоровья.
THE MAIN DIRECTIONS OF INCREASING ADOLESCENTS OF SUSTAINABLE MOTIVATION TO HEALTHY LIFESTYLE
© 2018
Sarakaeva Susanna Alexandrovna, senior lecturer of the department of physical education and sports Sokaev Hasan Mikhailovich, senior lecturer of the department
of physical education and sports North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina Street, 44-46, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the problem of forming in adolescents a value attitude to themselves, to their health, to a healthy lifestyle. Adolescence is chosen because, due to the crisis of the transition period, this is the most vulnerable period in the life of children before adulthood. The problems of strengthening and preserving the health of the younger generation, the formation of their value attitude towards a healthy lifestyle have always been the focus of teachers, scientists, parents, society and the state as a whole. In various studies, the concept of a «healthy lifestyle» has various meanings, but all scientists agree that the foundation of a healthy lifestyle is embedded in the spiritual and physical development of a person. No one doubts that the mentioned problem was actualized especially in modern conditions, when there is a distinct tendency to sharp deterioration of schoolchildren's mental, somatic, physical and physiological health. According to statistics, only about 10 % of children are considered to be healthy, others show different kinds of deviations in their health. Dozens of well-known scientists have long proved the substantial relationship between human health and its way of life, especially regarding physical activity. And although this fact is already an axiom, however, in general schools there is no positive dynamics in this direction, we do not notice. Of course, the problem of forming a positive attitude of schoolchildren towards a healthy lifestyle is not solved within the framework of one school, but there are more opportunities for the educational organization, since at its disposal there are enough hours allocated for physical education lessons. Proceeding from what has been said, the author convincingly proves in his article his position regarding the lessons of physical culture, which must be transformed from the «usual cycle» of educational disciplines into the life style of schoolchildren, into the «life lessons» of preserving and strengthening the health of the younger generation, in preventing harmful habits, including Internet addiction.
Keywords: healthy way of life, physical culture, adolescence, education of schoolchildren, value attitude to a healthy lifestyle, physical activity, mental development, physical development, strengthening and maintaining health.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Основной задачей современной системы образования является не только формирование совокупности необходимых компетенций, обеспечивающих способность личности к приобретению социального опыта, освоения соответствующих знаний, умений и навыков в рамках конкретной дисциплины, но и развитие личности обучающегося с достаточно высокими функциональными возможностями основных систем организма, с ориентацией на здоровый образ жизни. Сегодня указанная директива в процессе воспитания подрастающего поколения предельно Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)
необходима против обостряющейся опасности развития и укрепления таких последствий, как: интернет-зависимость (А.М. Иванов, П.В. Панькин) [1], наркомания (А.Ю. Швацкий) [2], алкоголизм (Л.Д. Шайдукова, А.Р. Галимзянова) [3], токсикомании (Р.С. Каленик) [4], бродяжничество (И.Н. Некрасова) [5] и других видов де-виантного поведения (Е.И. Попова, Н.В. Карпова) [6] у современных подростков. Это в лишний раз доказывает тот факт, что формирование здорового образа жизни является одной из актуальнейших проблем на сегодняшний день. Задача школы состоит в том, чтобы развить внутреннюю индивидуальность школьника согласно его
зГ7
Sarakaeva Susanna Alexandrovna, Sokaev Hasan Mikhailovich pedagogical
THE MAIN DIRECTIONS OF INCREASING ADOLESCENTS ... sciences
склонностям, а также потребностям общества.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Период «школьной жизни» детей в возрастной психологии определяется в пределах от 6—7 до 16—18 лет. В течение этого времени ребенок проходит множество глубоких и достаточно серьезных изменений как физических, так и психологических. Одной из задач урока физической культуры в школе в данном направлении, как отмечают многие ученые (М.И. Бекоева, А.Г. Бугулов, И.Н. Воробьева, Э.Р. Кочиева, Х.М. Сокаев) [7—11], является компенсация происходящих изменений и стимулирования правильного развития и роста учащегося. «Во всем мире, как отмечает И.Н. Воробьева в своей публикации, роль физического воспитания люди оценивают по-разному: одни относятся к физической культуре и спорту скептически, другие считают его излишней тратой времени, третьи явно ощущают смысл физической активности, четвертые значение занятий спортом видят в стройности и красоте тела человека и т. д. Причем каждый из них имеет разное отношение к физическому воспитанию и занятиям физической культурой: кто-то отдает предпочтение просмотру по телевизору спортивных передач; кто-то желает просто заниматься каким-нибудь видом спорта или общефизической подготовкой для поддержания здоровья, для кого-то спорт может быть просто средством существования» [8, с. 25—28]. Однако, по справедливому мнению преподавателей-практиков в данной сфере (Б.А. Баскаев, А.Г. Бугулов, М.О. Ревазов, А.М. Хубецов), «...существующая тенденция к безусловному росту физических нагрузок не является единственным средством повышения технической подготовленности к тому или иному виду спорта. Возможным путем совершенствования технической подготовленности выступает учет особенностей развития функций зрительной и вестибулярной сенсорных систем» [12; 13].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Занятия физической культурой и спортом учат школьников самоконтролю, самокритике, обеспечивают целостность их общекультурного, физического, психического и познавательного развития; помогают учащимся устанавливать связи и отношения между целью и мотивом проведения занятий по физкультуре, иными словами, между достигнутыми результатами на занятиях по физической культуре, и тем, что мотивирует физкультурно-оздоровительную деятельность, для чего она выполняется. Организовывая занятия по физической культуре в общеобразовательной школе, преподаватель должен исходить из требований, предъявляемых государством к физкультуре, как к учебному предмету:
— главной целью физической культуры в школе должна стать всестороннее физическое развитие школьников с устойчивым психическим и физиологическим потенциалом;
— занятия по физической культуре и спорту необходимо использовать как средство формирования у школьников мотивации к здоровому образу жизни;
— основным направлением деятельности учителя физической культуры должна стать развитие индивидуальных способностей и потребностей каждого школьника, включению всех обучающихся в разнообразные спортивные, физкультурно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия различного уровня (школьного, городского, республиканского и т. д.);
— необходимо, чтобы уроки физической культуры способствовали формированию знаний, умений и навыков самостоятельному проведению занятий по повышению двигательной активности, коррекции осанки и телосложения;
— помимо физических свойств, физическая культура должна способствовать вырабатыванию умственных 318
способностей, развитию логического мышления, формированию культуры межличностного взаимодействия, проявлению уважительного отношения к себе и окружающим, обеспечению условий для самовыражения и готовности к успешному жизненному самоопределению.
Исходя из перечисленных утверждений можно сделать вывод о том, насколько существенна роль физического воспитания в формировании ориентации обучающихся на здоровый образ жизни, что, в свою очередь, способствует повышению уровня их физиологических функциональных возможностей, сохранению и укреплению их физического, психического и соматического здоровья. Кроме того, можно утверждать, что при таком подходе к обозначенной проблеме, физическая культура станет условием и средством развития духовно-нравственных ценностей личности, образом жизнедеятельности и способом гармоничного развития счастливого, жизнерадостного, самодостаточного человека.
Чтобы поставленная задача была достигнута, необходимо вызвать у учащегося интерес к физической культуре, желание посещать урок. Заинтересованность к предмету способствует высокой познавательной и физической активности на уроках. Интерес к физической культуре мы рассматриваем как одно из сложных проявлений структуре мотивационной сферы личности. Процесс формирования интереса к урокам физической культуры не является легким. Он включает в себя как и элементарные понятия о физической культуре, так и некоторые знания об анатомии и физиологии человека, анатомии, психологии. Наиболее важной является практическая часть, которая базируется на теоретических знаниях. Следовательно, можно без сомнения утверждать, что физическая культура включает в себя не только повышение уровня физической подготовки школьников, но и образовательно-воспитательную направленность.
Одним из злободневных проблем в сфере физического воспитания является формирование мотивации к физической культуре, здоровому образу жизни. Эта проблема актуализируется многими исследователями, рассматриваются вопросы формирования мотивации к самостоятельным регулярным занятиям физическими упражнениями (А.Г. Бугулов, И.Н. Воробьева, Х.М. Сокаев) [8; 10], разрабатываются различные концепции развития у школьников представлений о здоровом образе жизни (З.М. Сабанов; Т.А. Хорошева) [14; 15]. Именно ими была поднята проблема: как повысить у школьников интерес к обучению через физическую культуру и спорт, т.е. формировать учебную мотивацию ко всем дисциплинам, и особенно к физической культуре. По отношению к школьному образованию, мотивацию следует различать внутреннюю, внешнюю, общую и конкретную. Внешняя мотивация школьника может быть крайне неустойчива, так как она иногда вызвана случайными обстоятельствами или внешними стимулами. Какими бы не были обстоятельства и стимулы, устойчивый интерес формируется чаще в том случае, если он вызван внутренней мотивацией. Внутренняя мотивация у школьника формируется тогда, когда его возможности согласуются с внешними целями и мотивами, когда ученик испытывает удовлетворения от занятий. Успешная реализация собственных целей вызывает интерес, стимул продолжать заниматься физической культурой непрерывно. Характер взаимоотношений ученика с учителем и одноклассниками в процессе урока также играет немаловажную роль в формировании внутренней мотивации и этому, разумеется, тоже следует уделять особое внимание.
Мотивация школьников по отношению к физической культуре дифференцирована. Наряду с внешней и внутренней мотивацией, условно можно выделить еще общие и конкретные мотивы занятий физической культурой. Общие мотивы характеризуются желанием школьника заниматься физической активностью вообще, то есть, в данном случае, ему безразличен вид и характер Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Саракаева Сусанна Александровна, Сокаев Хасан Михайлович ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ...
активности, мотив вызван потребностью в двигательной активности. Конкретные мотивы отличаются тем, что вид деятельности на уроке для ученика играет важную роль. Школьник отдает предпочтения одним упражнениям и играм, и негативно относится к другим. Как правило, младшие школьники предпочитают игры, а подростки отдают свое предпочтение конкретным видам спорта, например, гимнастика или волейбол. «Если ценности порождаются социально-культурными условиями бытия, пишет в своем исследовании Ю.О. Панкова, то мотивы задаются конкретной деятельностью. Человек постоянно находится в ситуации выбора одного из альтернативных вариантов. В структуре развития мотивации на здоровый образ жизни можно выделить три компонента: когнитивный: комплекс знаний о ЗОЖ, методах, средствах и нормах его осуществления; мировоз-зренческо-ценностный: система личностных смыслов и потребностей, определяющих установку старших подростков на валеологическое поведение; деятельностно-поведенческий: совокупность навыков и умений по разнообразным видам здоровьесберегающей деятельности» [16, с. 121-124].
В связи с этим, в общеобразовательной школе физической культуре должно уделяться особое внимание, так именно эта дисциплина направлена на решение важных общепедагогических проблем, среди которых основным является повышение умственного, психического и физического потенциала обучающихся, то есть физическая культура не должна быть второстепенной учебной дисциплиной, а максимально стать образом жизнедеятельности школьников. Для этого необходимо внедрить в учебно-воспитательный процесс такие интерактивные методы обучения и технологии их реализации, при которых физкультура была бы в школьном образовании не только обычным учебным предметом, а мощным средством физического, психического и физиологического развития школьников, укрепления и сохранения их здоровья и, самое главное, мотивацией на здоровый образ жизни. При постановке образовательных задач по активизации двигательной деятельности, развитию координационных навыков, некоторые преподаватели нередко игнорируют вопросы воспитания позитивного отношения учащихся к физической культуре и, соответственно, к здоровому образу жизни. Мы это называем «Проблемой № 1!» в школьной физической культуре.
Большое значение во время проведения уроков принадлежит созданию положительного эмоционального фона, который вырабатывается у учеников, как известно, уже в начале занятия и сохраняется на протяжении всего времени. Но, вместе с тем, эмоциональный настрой в течение урока может меняться в зависимости от самочувствия школьников, их отношения к конкретным физическим упражнениям, определенному уроку, авторитета и профессионализма учителя и т. д. Занятия физической культурой всегда приносят удовольствие и отраду, если ученики много двигаются, а не скучают на лавочках, если чувствуют позитивное настроение учителя и его доброе отношение к ученикам, понимают его юмор, заинтересованы в предполагаемых результатах своей текущей деятельности. Важно, чтобы требовательность, пунктуальность и отчетливость действий учителя переплетались с шутками, словами благодарности школьников за их достижения, поддержанием их при некоторых неуспехах. «Важным моментом формирования у подростков правильного представления о здоровом образе жизни, необходимости соблюдения его основных норм и правил, как отмечает И.В. Цветкова, являются источники, из которых школьник может почерпнуть нужную информацию по этой теме. В числе основных факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи и ее само-сохранительное поведение, ученые выделяют кризис базовых институтов социализации - семьи и образования, а также рост влияния средств массовой информации на процесс формирования молодой личности, насаждаю-
щих философию в стиле жизни здесь и сейчас» [17]. Мы солидарны с И.В. Цветковой, и эту проблему обозначили «Проблемой № 2!»
В педагогической теории и практике представлено множество способов разнообразить проведение занятий по физической культуре: применить технологию фронтальной, групповой или круговой организации урока (Т.А. Хорошева) [15]; систематически подключать многообразные физические упражнения и спортивные игры (М.И. Скоморохова) [18]; периодически видоизменять место и условия проведения занятий; для оптимизации двигательной активности учащихся применять игровые и соревновательные элементы в командных спортивных мероприятиях (А.Г. Бугулов, Х.М. Сокаев) [10]; стремиться к максимальному достижению удовлетворенности учащихся занятиями по физической культуре.
Среди подростков самой популярностью среди командных спортивных игр пользуются футбол и баскетбол. В сфере спортивной деятельности футбол и баскетбол приобрели колоссальную популярность в основном из-за своей экономичности и доступности, возвышенной эмоциональности, высокого зрелищного эффекта и самое существенное, что эти игры благоприятно воздействуют на внутренне состояние игроков. Эти два вида спорта как нельзя позитивнее отвечают современному настрою молодежи и общества в целом. Трудно отыскать более подходящих спортивных видов игр, в которых так интегрировано совмещаются быстрота, стойкость, скорость, сила, хватка, сноровка и самое главное способность к моментальным осмысленным действиям.
Задача преподавателей физической культуры состоит в том, чтобы создать все необходимые условия для учащихся с целью формирования интереса к занятиям. Урок физической культуры должен базироваться на применении модернизированных технологий. Педагогу необходимо использовать как общий так и индивидуальный подход к учащимся, оценивать уровень физической подготовленности каждого ученика. Фронтальные методы воздействия на школьников во время урока физической культуры помогут педагогу заинтересовать учащихся, вызвать положительные мотивы к занятиям. В этом случае, игровые комплексы являются наилучшем выбором. Педагог может самостоятельно выстраивать комплекс игр, в зависимости от особенностей учащихся (возраст, физическая подготовленность и т. д.). Игровые комплексы, в свою очередь, могут включать набор игр, эстафеты, небольшие соревнования. Игровые комплексы вызывают интерес у школьников, доставляют им удовольствие и радость, что способствует хорошему настроению на уроках физической культуры. Во время игр, дети удовлетворяют свою двигательную активность, появляется возможность проявить инициативу, попробовать свои силы. Все выше перечисленное приводит к формированию устойчивой внутренней мотивации у учащихся к занятиям физической культуры.
В случае, если ребенок не проявляет ни малейшего интереса к уроку, выполняет все задания через силу, у него формируется негативное отношение к физической культуре. Причиной этому могут быть плохая организация урока, отсутствие эмоционального контакта между учителем и учениками, неправильно подобранные упражнения, урока, превышенная или малая физическая нагрузка. Не пропускаем мимо нашего внимания и эту непростую задачу, которую мы отметим как «Проблема № 3!».
Познавательный интерес играет немалую роль в освоении урока. Необходимо использовать средства наглядности, это могут быть карточки, картинки, стенды, плакаты, презентации, образовательные видеоролики. Наглядность является необходимым условием в успешном усвоении материала урока. Знакомство школьников с новыми, незнакомыми им видами спорта способствует повышению интереса к физичкой культуре.
Выводы исследования и перспективы дальнейших
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)
319
Sarakaeva Susanna Alexandrovna, Sokaev Hasan Mikhailovich THE MAIN DIRECTIONS OF INCREASING ADOLESCENTS ..
pedagogical sciences
изысканий данного направления. Таким образом, можно сделать вывод о том, что при использовании всех вышеперечисленных методов в совокупности, педагог может повысить интерес к предмету; способствовать повышению внутренней мотивации к занятиям физической культуры; усилению популяризации среди подрастающего поколения здорового образа жизни как уникального для каждого человека состояния души и тела; формированию потребности в активном участии в массовых занятиях по физической культуре и спорту; осознанию необходимости гармонизации умственного, физического, физиологического, психического, нравственного и духовного состояния человека как целостной системы развития личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Панькин П.В., Иванов А.М. Теоретико-понятийная основа информационной зависимости подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 147-150.
2. Швацкий А.Ю. Психолого-педагогические технологии профилактики употребления наркотических средств в подростковой среде //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 330-334.
3. Шайдукова Л.Д., Галимзянова А.Р. Роль молодежной политики на региональном уровне //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.
6. № 1 (18). С. 356-358.
4. Каленик Р.С. Уровень валеологической компетентности педагогических работников образовательных организаций МВД России //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 91-93.
5. Некрасова И.Н. Исследование особенностей этно-ментальной регуляции построения жизненной перспективы в молодом возрасте //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 180-184.
6. Попова Е.И., Карпова Н.В. Особенности психологического сопровождения наркозависимых в процессе немедикаментозной реабилитации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т.
7. № 1 (22). С. 302-304.
7. Бекоева М.И. Формирование лидерских качеств у старшеклассников как педагогическая проблема// Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-4. С. 77-83.
8. Воробьева И.Н. Основные направления формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 25-28.
9. Кочиева Э.Р. Формирование здорового образа жизни в современной студенческой среде //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 88-90.
10. Бугулов А.Г., Сокаев Х.М. Роль физического воспитания в формировании практической компетенции человека //News of Science and Education. 2018. Т. 3. № 3. С. 033-036.
11. Сокаев Х.М., Бугулов А.Г. Формирование толерантности учащихся средствами физической культуры и спорта //Уральский научный вестник. 2018. Т. 3. № 1. С. 034-037.
12. Баскаев Б.А., Ревазов М.О., Хубецов А.М. Моделирование процесса формирования у подростков мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни //Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 876.
13. Бугулов А.Г. Педагогические основы совершенствования технической подготовки юных вратарей в футболе //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 193-196.
14. Сабанов З.М. Социально-экономическая адапта-
ция инвалидов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 345-348.
15. Хорошева Т.А. Формирование здоровьесбере-гающей компетентности у школьников 7-11-х классов посредством включения уроков здоровья при изучении физики и химии //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 278-280.
16. Панкова Ю.О. Системный подход в формировании ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 121-124.
17. Цветкова И.В. Интересы подростков в получении информации о здоровом образе жизни //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 105-108.
18. Скоморохова М.И. Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников средствами педагогической технологии //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 184-188.
Статья поступила в редакцию 03.05.2018
Статья принята к публикации 26.06.2018
320
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)