педагогические науки
Воробьева Ирина Николаевна, Годжиев Георгий Тимофеевич ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УМСТВЕННОЕ ...
УДК 378.1
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
© 2018
Воробьева Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спортивных дисциплин Годжиев Георгий Тимофеевич, старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и спортивных дисциплин Северо-Осетинский государственный университета имени К.Л.Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Физическая культура личности подразумевает совокупность знаний, навыков и умений, которые используются в дальнейшем для достижения физического и интеллектуального развития способностей человека. Существуют различные формы средств, формирующие физическую культуру личности, которые мы рассмотрим в данной статье. Перед нами стоит задача выявления роли физической культуры в формировании и развитии умственных способностей школьников. Совокупность предметов, условий, форм и видов деятельности, которые используются людьми для совершенствования физической подготовки, называются средствами физической культуры. Люди используют различные формы и методы для совершенствования своего физического состояния организма, а так же преследуют для этого совершенно разного рода мотивации. Этим может послужить как улучшение физических показателей здоровья, так и повышение своего умственного потенциала. Причины и мотивы могут различаться, но чаще несут одинаковые смысловые нагрузки. Существует множество факторов, которые влияют на эффективность воздействия физических упражнений, а далее на умственные способности человека. И знание определенных факторов благоприятно воздействует на активизацию педагогического процесса в целом. Первая группа факторов предполагает индивидуальные возможности людей. В зависимости от возраста, пола, физической подготовки и многих других факторов формируются комплекс, длительность, сложность, упражнений. Вторая группа рассматривает квалификацию преподавателя. В третью группу входят особенности самого упражнения, которые подразумевают его сложность, технику выполнения, познавательную направленность. Интеграция физического воспитания с умственным помогает нам создать идеальный здоровый организм. Именно для этого и существуют различные средства формирования личности, влияющие на наше тело и интеллект.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, умственное воспитание, здоровый образ жизни, физическое здоровье, двигательная активность, физическая подготовка.
INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE ON MENTAL DEVELOPMENT
OF SCHOOLBOYS
© 2018
Vorobyova Irina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of theory and methods of physical education and sports disciplines Godzhiev Georgiy Timofeevich, senior lecturer of the department of theory and methods of physical education and sports disciplines North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina st., 44-46, e-mail: [email protected])
Abstract. The physical culture of an individual implies a combination of knowledge, skills and abilities, which are then used to achieve the physical and intellectual development of a person's abilities. There are various forms of means that form the physical culture of the individual, which we will consider in this article. We are faced with the task of identifying the role of physical culture in the formation and development of mental abilities of schoolchildren. The set of objects, conditions, forms and activities that people use to improve physical fitness, called the means of physical culture. People use various forms and methods to improve their physical condition of the body, as well as pursue completely different kinds of motivation for this. This can serve as an improvement in physical health indicators, as well as an increase in their mental potential. Causes and motives may differ, but more often they carry the same meaning. There are many factors that affect the effectiveness of the impact of exercise, and then on the mental abilities of a person. And the knowledge of certain factors favorably affects the formation of the pedagogical process as a whole. The first group of factors involves the individual capabilities of people. Depending on age, gender, physical fitness and many other factors, a complex, duration, complexity, exercises are formed. The second group examines the qualifications of the teacher. The third group includes the features of the exercise itself, which imply its complexity, execution technique, and cognitive orientation. Integrating physical education with mental helps us create the perfect healthy body. For this purpose, there are various means of personality formation that affect our body and intellect.
Keywords: physical education, physical culture, mental education, healthy lifestyle, physical health, physical activity, physical training.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Ни для кого не секрет, что физическая культура для каждого человека выступает как важная составляющая его образа жизни, необходимая для повышения уровня физической подготовленности, воспитания полезных двигательных навыков и умений, рационального использования свободного времени. Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С ранних лет родители, учителя, средства массовой информации, такие как интернет и телевидение - внушают детям особую полезность физической активности и побуждают их активно заниматься спортом в меру своих возможностей, помогать организму восстанавливаться после различного рода нагрузок. В дошкольных образовательных организациях
занятия физкультурой проходят, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют учителя физической культуры. В институте это специализированные педагоги физкультуры.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы влияния физической культуры на формирование и развитие умственных способностей учащихся выступают предметом научного интереса некоторых ученых (Н.В. Васеленков, И.Н. Ворробьева, Г.Т. Годжиев, О.В. Добронравова, Г.В. Карева, О.Ю. Кузнецов, А.В. Панькова, Г.С. Петрова и др.) [1; 2; 3; 4; 5], которые в своих исследованиях осо-
Vorobyova Irina Nikolaevna, Godzhiev Georgiy Timofeevich INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE ON MENTAL ...
pedagogical sciences
бое внимание уделяют физиологическому аспекту этого воздействия. «Цель и задачи адаптивной физической культуры и спорта в отношении лиц данной категории, как отмечает Г.В. Карева, составляют основные тенденции будущего общества, так как физическое, психическое и социальное здоровье людей очень важны для нации» [4, с. 255-258]. По мнению некоторых ученых (А.Н. Гусев, Г.С. Петрова, А.В. Стафеева), умственная и физическая деятельность человека на уровне отделов головного мозга, руководящих ими, находятся в самой тесной взаимозависимости, которая позволяет стимулировать умственную активность человека за счет активизации физической деятельности [6; 7]. Это очень важно для совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов. «В бытовой культуре граждан, как пишут в своем исследовании И.Н. Воробьева и Г.Т. Годжиев, к сожалению, очень редко происходит снятие интеллектуального и психического переутомления физиологически адекватными методами. Для этого почти всегда применяют фармакологические препараты различного происхождения, начиная от употребления излишних углеводов, спиртных напитков, разного рода одурманивающих средств и завершая антидепрессантами разнообразной фармакологии, психотропными и наркотическими препаратами. Однако все эти воздействия направлены на ликвидацию негативных психоэмоциональных состояний, а не минимизацию физиологических оснований психологического переутомления. Другими словами, ликвидируется ощущения, а не их источники» [8, с. 273-276].
Отечественный ученый И.М. Сеченов отмечал, что мышечные движения имеют особое влияние на деятельность мозга. Другой, не менее известный русский ученый И.П. Павлов также выдвигал мысль о единстве интеллектуального и физического развития. Взаимосвязь развития интеллекта и физических упражнений заинтересовала группу ученых из Америки. В 2011 году ими был проведен эксперимент. Четыре группы мышей были помещены в различные условия: первая группа хорошо питалась, жила в клетках, где было много игрушек; вторая группа имела все то же самое, но помимо в клетке находилось беговое колесо; третья группа не имела ничего и питалась скудно; у четвертой группы было только беговое колесо, питание обычное.
Формирование целей статьи (постановка задания). Результаты исследования показали, что у мышей, в клетках которых было беговое колесо, количество нейронов головного мозга увеличилось, чего нельзя сказать о тех, у кого колеса не было [10]. С чем же это связано? Все дело в том, что физические нагрузки способствуют ней-рогенезу - рождению новых клеток головного мозга. Наилучшими катализаторами роста клеток мозга являются аэробные упражнения (бег, йога, интервальные тренировки, кроссфит). Однако одними физическими упражнениями в развитии интеллекта не обойтись. Для того чтобы новые клетки мозга оставались сохранными, необходимо тренировать память, развивать речь, логическое мышление. В этом и заключается взаимосвязь и взаимозависимость умственного и физического воспитания.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Здоровье у многих людей ассоциируется исключительно с наличием физической силы, в их сознании глубоко засела поговорка «сила есть - ума не надо». И хотя эту поговорку чаще всего произносят как шутку, однако в обществе сложился стереотип о том, что человек, занимающийся спортом, не может иметь высокий уровень интеллекта. Но, с другой стороны, не менее известное выражение гласит: «в здоровом теле - здоровый дух», предполагающее «поддерживая тело здоровым, человек тем самым поддерживает в себе и душевное здоровье». Автор данной поговорки, римский поэт-сатирик - Децим Юний Ювенал, подразумевал гармоничное развитие че-
ловека, т.е. то, что все в человеке взаимосвязано. Если тело не функционирует должным образом, то и ум будет отставать в развитии. Иными словами, если душе плохо - то и телу нехорошо, всякое недомогание оказывает негативное влияние не только на организм в целом и его функции, но и на наши чувства, эмоции, умственную деятельность. Разберем понятия физическое воспитание и умственное развитие.
Физическое воспитание большинство ученых (Г.В. Валеева, А.В. Греб) определяют как основу самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры. Физическое воспитание осуществляет пропаганду физической культуры и спорта; проявляет интерес и желание заниматься различными видами спорта и физическими упражнениями; дает возможность выявлять сильнейших из числа занимающихся для комплектования спортивных команд образовательной организации; способствует патриотическому воспитанию, особенно в процессе проведения мероприятий, посвященных памятным датам; вносит свой неоценимый вклад в воспитание здоровой, полноценной личности [11].
Умственное развитие, как интеллектуальный, творческий процесс - это количественные и качественные изменения (М.И. Бекоева), происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем, совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение новых знаний и умений, творческое преобразование материала в проблемной ситуации [12] .
Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным. В те или иные моменты человеческой жизни на первый план выходят разные ценности. Как справедливо отметил С.Л. Рубинштейн, «ценности -это не то, за что платим, а то, ради чего живем». А живем мы ради самого ценного в жизни - наших детей, принимающих в качестве ведущих личных ценностей, прежде всего те, которые составляют ядро ценностной системы их учителей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров, пишут С.А. Саракаева и Х.М. Сокаев, разъяснить положительное воздействие физической культуры на соматическое здоровье и общее развитие детей [13]. Физическое воспитание в школе проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников. Организационные формы физического воспитания школьников включают уроки физкультуры (Д.Ю. Карасев); физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьников; внеклассную и внешкольную спортивно массовую работу [14]. Урок физкультуры - основная форма физического воспитания (М.Ю.Славин), охватывающая всех школьников и по возможности проходящая на открытом воздухе [15]. Основным организационно-педагогическим принципом осуществления физического воспитания учащихся школы является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста.
Детей от 3 до 6-7 лет принято относить к категории детей дошкольного возраста. Данный период характеризуется высокой сензитивностью к всестороннему развитию личности. Стоит отметить, что в данном возрасте наиболее интенсивно развивается интеллектуальная сфера. Не секрет, что гармоничное развитие личности заключается в его комплексности и всесторонности, поэтому в дошкольном возрасте важно не только уделять внимание умственному, но и физическому воспитанию ребенка. И.Г. Андреева по этому поводу пишет: «Умственное развитие ребенка нельзя рассматривать
66
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Воробьева Ирина Николаевна, Годжиев Георгий Тимофеевич ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УМСТВЕННОЕ ...
в отрыве от его психического развития и физического состояния в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик» [16].
По результатам научных исследований около половины школьников старших классов имеют хронические заболевания, что связано с недостатком двигательной активности молодежи, неблагоприятными экологическими условиями и современным образом жизни. Довольно часто встречаются учащиеся с болезнями костно-мы-шечной и сердечно-сосудистой системой. Одной из приоритетных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе является организация двигательного режима воспитанников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в двигательной активности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В период обучения в школе развитие мыслительных операций, таких как анализ, синтез, аналогия, сравнение и др., является приоритетной задачей образования, поскольку посредством их ученик имеет возможность в полной мере изучать окружающий мир. Здесь мы не можем недооценить значение физического воспитания школьников, так как физические нагрузки стимулируют рост клеток головного мозга и, как следствие, развитие восприятия, внимания, памяти. Без этих составляющих когнитивной сферы развитие интеллекта невозможно. Именно поэтому важно соблюдать комплексность в процессе обучения и воспитания учащихся, соблюдать баланс между умственной и физической активностью.
Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в различных формах, способствует снятию утомления, вызванного образовательной деятельностью, что особенно важно учитывать при планировании занятий в старших группах детского сада.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васеленков Н.В. Динамика состояния и физического здоровья подготовленности студентов //Теория и практика физической культуры. 2008. №5. С. 91-92.
2. Воробьева И.Н., Годжиев Г.Т. Подготовка детей к обучению в школе средствами физической культуры в условиях дошкольной образовательной организации //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1 (78). С. 204-206.
3. Добронравова О.В., Паньков А.В. Спорт — это жизнь! // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 177-180.
4. Карева Г.В. Особенности организации учебного процесса по дисциплине «Адаптивная физическая культура и спорт»//Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 255-258.
5.Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С. Физиологические основы стимуляции активности интеллектуальной деятельности студентов средствами физического воспитания //Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. 2013. С. 357-362.
6. Петрова Г.С. Влияние физических и дыхательных упражнений на мозговую гемодинамику и сопрово- ждающих ее патологий у студентов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч. 2. 2017. С. 200-209.
7. Гусев А.Н., Стафеева А.В. Прикладная физическая подготовка студентов в вузе как основа концепции разработки содержания дисциплины «Физическая культура» в рамках ФГОС ВО 3+ //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 146-149.
8. Воробьева И.Н., Годжиев Г.Т. Влияние физической культуры на активность учебно-познавательной деятельности студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №4 (21). С. 273-276.
9. Марчук Ю.В. Самоуправление здоровьем как один из определяющих факторов успешной профессиональной деятельности будущего специалиста //Здоровье, физическое развитие и образование: состояние проблемы и перспективы: тезисы докладов. Екатеринбург: РГППУ, 2007. С.440 - 445.
10. Кочиева Э.Р. Учет возрастных особенностей при выборе методов, методик и технологий физического воспитания //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3(16). С. 129-131.
11. Валеева Г.В., Греб А.В. Содержание инновационных педагогических технологий в физическом воспитании//Материалы всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов». М., 2011. 316 с.
12. БекоеваМ.И. Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 75-78.
13. Саракаева С.А., Сокаев Х.М. Основные направления повыше-
ния у подростков устойчивой мотивации к здоровому образу жизни //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 317-320.
14. Карасев Д.Ю. Развитие физических и личностных качеств дошкольников средствами физической культуры //Вектор науки ТГУ, 2013.-№4 (15).-С. 88-92.
15. Славин М.Ю. Формирование учебной мотивации подростков на занятиях физической культуры // Нач. школа. Плюс до и после. 2015. №3. С. 6-9.
16. Андреева И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников - актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России // Стандарты и мониторинг. 2011. №3. С.15-19.
Статья поступила в редакцию 16.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018