УДК 372.879.6
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
© 2015
И.Н. Воробьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и легкой атлетики Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)
Аннотация. Статья посвящена анализу и обоснованию основных направлений формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни. Признавая укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения одним из приоритетных задач государственной образовательной политики, всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает его не только как отсутствие заболевания, но и как состояние полноценного физического, умственного, психического, физиологического, нравственного и социального благополучия. В связи с этим здоровье учащихся должно обусловливаться, прежде всего, личностно-ценностным уровнем его проявления. Из этого следует, что центральное место в процессе физического развития личности школьника и формирования положительного отношения к здоровому образу жизни занимают мотивационно-ценностные установки, а также активная физкультурно-оздоровительная деятельность как ведущие направления в процессе укрепления и сохранения здоровья. Сегодня залогом физического и психического здоровья обучающихся является физическое воспитание в общеобразовательной системе. Можно разными методами и способами совершенствовать и развивать систему здравоохранения, но здоровье детей - это, прежде всего, их физическое развитие с раннего детства, то есть сегодня необходимо говорить о гармоничном развитии личности молодого, перспективного, умеющего ставить перед собой большие жизненно важные цели. Отсутствие понимания значения активной двигательной деятельности для укрепления и сохранения здоровья, низкий уровень сформированности положительного отношения к физической культуре и спорту является проблемой не только образовательных организаций в целом, но и проблемой каждой отдельной семьи, в частности.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, двигательная активность, здоровый образ жизни, мотивационно-ценностное отношение.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Перезагруженность образовательного процесса учебными предметами, малоподвижный образ жизни детей, бесконтрольное времяпровождение за компьютерными играми, нерациональное и неполноценное питание, равнодушное отношение к собственному здоровью и здоровому образу жизни в целом, сложная экологическая обстановка, доступность алкогольных напитков, психотропных и наркотических средств, - главные причины недостаточной физической активности и заметное ухудшения здоровья школьников в последнее время. Давно известно, что физическое воспитание выступает мощным средством социального становления человека, совершенствования его индивидуальных, личностных качеств, а также совершенствования профессионально важных характеристик, двигательной активности и т.д. Как отмечает Г.Н. Голубева, сегодня невозможно найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физическим воспитанием, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные духовные и материальные ценности общества в целом и инструментальные ценности каждого человека в отдельности, овладевая которыми индивид осваивает и преобразует культуру [1].
Во всем мире роль физического воспитания люди оценивают по-разному: одни относятся к физической культуре и спорту скептически, другие считают его излишней тратой времени, третьи явно ощущают смысл физической активности, четвертые значение занятий спортом видят в стройности и красоте тела человека и т. д. Причем каждый из них имеет разное отношение к физическому воспитанию и занятиям физической культурой: кто-то отдает предпочтение просмотру по телевизору спортивных передач (чемпионатов различного уровня, олимпиад и т. д.); кто-то желает просто заниматься каким-нибудь видом спорта или общефизической подготовкой для поддержания здоровья, для кого-то спорт может быть просто средством существования. К последним относятся тренеры, профессиональные спортсмены, спортивные врачи, директора различных спортивных секций, организаторы спортивных мероприятий и т.д. Разумеется, каждый из них вносит свою посильную лепту в развитие физической культуры и спорта в нашей стране.
Анализ последних исследований и публикаций, в
которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Научно-педагогический анализ работ известных ученых (Г.И. Барышев, М.М. Бахтин, И.Н. Воробьева, В.Н. Горелова, В.В. Левченко, Л.Ф. Лесгафт, Л.И. Лубышева, Р.Р. Магомедов, В.В. Марков, А.В. Родионов и др.) по проблеме формирования мо-тивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни в процессе физической культуры позволил выявить, что важными задачами школы признаны: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, рост уровня их адаптационного потенциала организма, освоение основных правил и принципов реализации здорового образа жизни, полноценное физиологическое, психическое и физическое развитие школьников в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. По мнению некоторых ученых (И.Н. Воробьева, В.В. Елисеев, Е.В. Зобкова, Д.Ю. Карасев, Л.И. Лубышева, Е.В. Панова и др.), в современном обществе назрели противоречия между объективной необходимостью оптимизации физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся как важного условия успешности учебно-воспитательного процесса и отсутствием методологии организации данного процесса; признанием физической культуры и спорта приоритетными в процессе формирования у школьников ориентации на здоровый образ жизни и устаревшими традиционными формами, методами и средствами деятельности на уроках физкультуры. По мнению Е.В. Пановой, здоровый образ жизни - это способ организации жизнедеятельности, базирующееся на научно обоснованных, личностно-значимых и санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья [2, с. 226-228]. Близкое по смыслу определение дает Л.И. Лубышева: «Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных правил, закономерностей, норм, принципов и ограничений в жизни, способствующих оптимальной адаптации организма к условиям среды, сохранению здоровья, высокому уровню работоспособности в повседневной учебной, профессиональной и трудовой деятельности»
[3].
Формирование целей статьи (постановка задания). Обозначенные противоречия послужили основанием
для определения цели данной статьи, которая заключается в выявлении основных направлений формирования мотивационно-ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни, способствующих осознанию обучающимися личностной значимости физической культуры и ориентированных на воспитание у них осознанного отношения к собственному здоровью.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проблема реализации здоровье-сберегающего потенциала физической культуры и спорта в целях укрепления и сохранения физического, психического и психофизиологического здоровья обучающихся, формирования навыков здорового образа жизни становится одним из приоритетных направлений совершенствования современной образовательной организации. На основе анализа и обобщения ведущих концептуальных подходов к проблеме исследования (педагогического, социологического, психологического, философского, медицинского), здоровый образ жизни мы определяем как специфическую форму организации жизнедеятельности людей, способствующая повышению уровня адаптации к психическим, эмоциональным, умственным, трудовым и физическим нагрузкам, укреплению и сохранению здоровья человека; удовлетворению своих жизненных потребностей и интересов в рамках социальных и природных ограничений. Он органически соединен с личностно-мотивационной мобилизацией умственных, физических, психологических, психических, социальных, творческих способностей и возможностей подрастающего поколения. Известный отечественный ученый, основоположник научной теории физического воспитания в нашей стране П.Ф. Лесгафт писал, что физическое воспитание не следует ограничивать оздоровлением и укреплением организма или выработкой спортивных навыков, а должно быть органически связано с задачами нравственного, духовного, умственного, трудового и эстетического воспитания. Только при наличии логически последовательной системы элементов, включающих цели и содержание физического воспитания, проектирование педагогической техники управления образовательным процессом, учебных планов и программ по физической культуре, по мнению ученого, можно осуществить реализацию общей цели воспитания, которая заключается во всестороннем и гармоничном развитии деятельности человеческого организма [4].
Однако, совершенствование системы физического воспитания на фоне реформирования системы образования в России, в настоящее время, на практике идет крайне медленно, до сих пор кардинальных изменений в решении этой проблемы не произошло. В результате, можно констатировать, что физическая культура уже на протяжении многих десятилетий не выполняет ни тактические, ни стратегические свои функции на должном уровне. До сих пор не найдены достаточно эффективные формы организации учебного процесса по физической культуре в школе (Т.В. Хромина), способные воплотить в непротиворечивых педагогических технологиях все то новое, что создано российской наукой в области формирования здорового образа жизни [5]. Решить проблему эффективности физического воспитания без создания условий, содействующих освоению ценностей физической культуры, удовлетворению потребностей школьников в занятиях физическими упражнениями; формированию физической культуры личности учащегося с учетом его индивидуальных способностей и мотивации практически невозможно. Центральное место в культуре здоровья и формировании здорового образа жизни, отмечает В.В. Марков, занимают ценностно-мотивацион-ные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни [6].
Таким образом, важнейшими компонентами в процессе организации спортивно-оздоровительной деятель-
ности школьников являются его мотивационная сфера, нравственные приоритеты и ценностные ориентиры. Они отображают потребности и интересы ученика, его активное, осознанное отношение к образованию. Только при наличии сильных, глубоких побуждений и мотивов учебная деятельность школьников будет протекать наиболее продуктивно. По мнению М.Ю. Славина, мотивация учебно-физкультурной деятельности школьников вытекает из трех ведущих потребностей: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося, потребность в спортивной деятельности [7, с. 6-9].
Чтобы оптимизировать возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, психических, нравственных и волевых качеств, формирования основ здорового образа жизни у подростков, необходимо: во-первых, формирование ценностного отношения к физической культуре, установка на приоритет здоровья, здоровый образ жизни, физическое совершенствование; во-вторых, овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое и эмоциональное благополучие; в-третьих, создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в перспективных личностных достижениях. Это, в свою очередь, потребовало от нас разработки «Структурно-функциональной модели формирования у подростков мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни средствами физической культуры», ориентированной на приоритет здоровья и отвечающей интересам и возможностям обучающихся в процессе самостоятельно организованных занятий по физкультуре.
На основании анализа результатов исследования, выявленных противоречий, препятствующих формированию мотивационно-ценностного отношения подростков к физкультуре и соответственно эффективному осуществлению физического воспитания, были сделаны выводы, обоснованы причины неудовлетворительного состояния здоровья и физического развития обучающихся в связи с чем приступили к решению задач, предусмотренных в рамках реализации «Структурно-функциональной модели формирования у подростков мотивационно-ценност-ного отношения к здоровому образу жизни средствами физической культуры» и направленных на формирование у школьников потребности в интенсивных занятиях физической культурой и необходимости в их проведении: организационно-деятельностные (формирование способности к организации своей деятельности, планированию своей деятельности, овладению комплексом упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма, взаимодействию с педагогом и сверстниками); оздоровительные (улучшение показателей физического развития, укрепление здоровья и повышения функциональных возможностей организма, закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма); гигиенические (знание основ ЗОЖ, режима и распорядка дня, системы питания, освоение жизненно важных двигательных умений и навыков); функциональные (обогащение знаниями в области физической культуры, совершенствование волевых и нравственных качеств, повышение дисциплины и ответственности) [8].
Ценным средством формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни, по мнению автора, выступает внеучебная спортивно-оздоровительная деятельность, содержание которой включает: спортивно-массовые мероприятия, систему подвижных игр, спортивные игры, новые виды и средства двигательной активности, средства теоретической подготовки (уроки здоровья) и др. В качестве одного из примеров, реализуемых в общеобразовательных школах РСО-Алания можно привести участие школьников в военно-спортивной игре «Зарница Алании», которая проводится ежегодно в рамках реализации го-
сударственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Республики Северная Осетия -Алания на 2016-2020 годы». Основными этапами игры являются: прикладная физическая подготовка, строевая подготовка, ратные страницы истории, конкурс стенгазет, медицинская подготовка, основы безопасности жизнедеятельности, снаряжение магазина патронами к АКМ, военизированная эстафета, перетягивание каната [9, с. 37-40].
Подготовка и участие в военно-спортивной игре «Зарница Алании» послужило эффективным средством и методом удовлетворения жизненно важной потребности в формировании личностно-мотивационной установки школьников на воплощение своих физических, интеллектуальных, психических и социальных возможностей и способностей; воспитания ответственного отношения к учебе, общественной и трудовой активности; формирования высоких нравственных качеств, инициативы и самодеятельности, сознательной дисциплины, товарищества и дружбы, коллективизма, воли, смелости, находчивости и выносливости; овладения приемами защиты от оружия массового поражения, правилами дорожного движения и противопожарной безопасности, освоению навыков оказания первой медицинской помощи при травмах, ранениях, ожогах и т.д. Такое поэтапное включение подростков во все более сложные виды познавательной и практической физкультурно-спортив-ной деятельности способствует успешному формированию чувств, воли, разума и поведения, необходимых для непринудительной и осмысленной реализации здорового образа и стиля жизни.
В процессе учебной деятельности одних обучающихся в большей мере мотивирует сам процесс познания, других - ценностное отношение к процессу обучения, к конкретному предмету, третьих - личностное становление, четвертых - перспективные направления будущей профессиональной деятельности и т.д. Именно характер мотивации и ценностных ориентаций определяет потенциал внутренних резервов активности личности школьника как субъекта образовательного процесса [11]. Основу для формирования у учащихся таких личностных свойств, как: мобильность, целеустремленность, творческие способности, трудолюбие, чувство коллективизма, стремление не отставать от других закладывает система школьной физической культуры. Это эффективное средство направления энергии школьников в конструктивное русло. При этом знания и умения, поведение, личный пример учителя физической культуры становятся для них более значимыми ориентирами, чем назидания и наставления. И если учитель физической культуры поможет сформировать у обучающихся потребности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, то им будет легче осознать и принять для своей жизни такие социальные понятия, как дружба, равноправие, справедливость, красота, право на интересную жизнь, свобода и счастье [12]. Результатом такой физической подготовки подростков, как правило, является сформированная личность, обладающая устойчивой мотивацией к спортивным перегрузкам, психологической способностью в дальнейшей жизни «осмысливать» меняющуюся информацию и передавать ее [13-22].
Помимо удовлетворенности уроком, у обучающихся необходимо формировать и ценностное отношение к физической культуре, как к учебному предмету, которое характеризуется, с одной стороны, осознанием необходимости этого предмета, а с другой - пониманием того, что на уроках физкультуры можно удовлетворить свои потребности в двигательной активности. Когда дети испытывают состояние удовлетворенности и стараются оптимизировать частоту движений, тогда и происходит формирование положительно-активного отношения к
физической культуре.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Мотивационно-ценностное отношение подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры представляет совокупность явлений и процессов, побуждающих к активной физкультурно-оздоровительной деятельности в соответствии с внутренними потребностями-мотивами, приобретающими личностно-значимую ценность (нацеленность на здоровый образ жизни; организация самостоятельных физических занятий; стимулирование положительной мотивации, интересов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности; формирование знаний о влиянии занятий физической культурой на основные системы организма; об основных приемах самоконтроля во время этих занятий) и внешними условиями-мотивами (познавательная и практическая деятельность по овладению ценностями физической культуры; объединение воедино техники выполнения физических упражнений с правилами самостоятельной тренировки для повышения двигательной активности; достижений высокой пластичности движений с совершенствованием телосложения; заметное улучшение внешнего вида с впечатлениями, производимыми на окружающих; совершенствования техники выполнения жизненно необходимых двигательных умений и навыков).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Голубева Г.Н. Формирование двигательного режима ребенка. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта. 2006. - 124 с.
2. Панова Е.В. К вопросу о здоровьесберегающей методике развития гибкости: Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. - Омск, 2003. - С. 226 - 228.
3. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе. -М.: Теория и практика физической культуры и спорта. 2006. - 174 с.
4. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания: Избр. психол. тр. /Под ред. М.П. Ивановой. - М., Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. - 410 с.
5. Хромина Т.В. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. Учебное пособие. -Хабаровск: ДВГАФК, 2008. - 124 с.
6. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Академия, 2001. - 320с.
7. Славин М.Ю. Формирование учебной мотивации подростков на занятиях физической культуры // Начальная школа плюс: до и после. - 2005.- №3. - С. 6 - 9.
8. Воробьева И.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 /Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2014.
9. Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №1 (16). С. 37-40.
10. Карасев Д.Ю. Развитие физических и личностных качеств дошкольников средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №4 (15). С. 88-91.
11. Баскаев Б.А., Ревазов М.О., Хубецов А.М. Моделирование процесса формирования у подростков мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни //Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 876.
12. Баскаев Б.А., Бузоев А.С., Хубецов А.М. Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста как фактор их успешного физического развития //Nauka-Rastudent.ru. 2015. №10. С. 14.
13. Кочиева Э.Р. Формирование здорового образа жизни в современной студенческой среде //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №4 (19). С. 88-90.
14. Атамась О.А. Аспекты формирования готовности будущих учителей физической культуры к внедрению технологий оздоровительного фитнеса //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №1 (12). С. 33-35.
15. Лизунова Е.В. Внеклассная работа как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного возраста //Азимут научных исследований. 2015. №1 (10). С. 30-34.
16. Цветкова И.В. Интересы подростков в получении информации о здоровом образе жизни //Азимут научных исследований. 2015. №1 (10). С. 105-108.
17. Избаш Л.М. Формирование культуры здоровья студентов колледжа как научно-педагогическая проблема //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.
№1. С. 74-77.
18. Левченкова Т.В. Активные методы обучения в педагогике физической культуры и спорта //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №1. С. 74-77.
19. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.
20. Павлов Ю.А. Формирование здоровьесберега-ющих компетенций будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №1 (12). С. 104-174.
21. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.
22. Жуковский Е.И. Понятия «физическая культура» и «физкультурно-оздоровительная деятельность» в педагогической науке: содержательный аспект //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. 2 (13). С. 113-115.
BASIC DIRECTIONS OF FORMATION OF MOTIVATIONAL-VALUABLE RELATION OF SCHOOLBOYS TO A HEALTHY LIFESTYLE
© 2015
I.N. Vorobieva, candidate pedagogical sciences, associate professor of theory and methods
of physical education and athletics.
North Ossetian State University. KL Khetagurova, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. This article analyzes and the justification of the basic directions of formation of motivational and valuable relation of schoolboys to a healthy lifestyle. Acknowledging the strengthening and preservation of health of the younger generation of one of the priority tasks of the state educational policy, the World Health Organization (WHO) considers it is not merely the absence of disease, but also as a state of full physical, mental, psychological, physiological, moral and social well-being. In this connection it should be subject to the health of students, especially student-value level of its manifestation. This implies that central to the physical development of the individual student and the formation of positive attitudes towards healthy lifestyle hold motivational value systems, as well as active sports and recreational activities as the leading trend in the process of strengthening and preservation of health. Today the key to physical and mental health of students in physical education is the education system. There are different methods and ways to improve and develop the health system, but the health of children - is, above all, their physical development in early childhood, that is, today we need to talk about the harmonious development of the personality of a young, promising, able to set a large vital goal. Lack of understanding of the value of the active motor activity for health promotion, the low level of formation of a positive attitude to physical culture and sport is not only a problem of educational institutions as a whole, but also the problem of each family in particular.
Key words: physical education, physical education, physical activity, healthy lifestyle, motivation and value attitude.