УДК 371.72
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ МЕТОДОВ, МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
© 2016
Кочиева Элина Романовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных игр
и медико- биологических дисциплин факультета физической культуры и спорта Северо-Осетинский государственный университет им К.Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования тех или иных физических качеств подрастающего поколения, которые необходимо изучить не только с точки зрения улучшения двигательных способностей, но и обязательно с точки зрения обеспечения организации процесса физического развития и увеличения функциональных возможностей молодежи. Признавая укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения одним из приоритетных направлений государственной политики в области физического воспитания, можно утверждать, что важными задачами сегодня в этом ракурсе являются повышение уровня адаптационных возможностей его организма, обучение основным методам, принципам и средствам ведения здорового образа жизни, полноценное физическое и психофизиологическое развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; формирование у него мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью, к ведению здорового образа жизни. Степень усиления функционально-целевого потенциала физической культуры, сформированности физических качеств и способности приспособляемости организма к физическим нагрузкам зависят от возрастных особенностей организма. Упражнения на выносливость в возрасте 17 - 18 лет и особенно в 15 - 16 лет необходимо строго дозировать. При организации физического воспитания необходимо учитывать тот факт, что высокие показатели быстроты и гибкости человека могут быть достигнуты к 18 годам, сила мышц повышается до 20 лет и более; высокий уровень выносливости обычно достигается к 23 - 25 годам. По мнению большинства исследователей, наиболее благоприятными условиями для развития выносливости считается возраст 19-20 лет.
Ключевые слова: физическое воспитание, учет возрастных особенностей, методы физического воспитания, технологии физического воспитания, физическая культура, спорт.
ACCOUNTING AGE FEATURES IN SELECTING METHODS, TECHNIQUES AND TECHNOLOGIES
PHYSICAL EDUCATION
© 2016
Kochieva Elina Romanovna candidate of biological sciences, assistant professor of sports games and biomedical
disciplines faculty of physical education and sport North Ossetian State University named K.L. Hetagurova, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. The problem of the formation of various physical qualities of the younger generation, which should be studied not only in terms of improving motor skills, but certainly in terms of the organization of process of physical development and increased functional capabilities of youth. Recognizing the strengthening and preservation of health of the younger generation of one of the priority directions of the state policy in the field of physical education, it can be argued that the important task today in this perspective is to increase the level of adaptation capabilities of the organism, learning basic techniques, principles and means of leading a healthy life, full physical and psychophysiological development in accordance with the age and individual characteristics; the formation of his motivation and value attitude to their own health, to the maintenance of a healthy lifestyle. Extent to which the functional-target potential of physical culture, formation of physical qualities and abilities of adaptability of the organism to physical stress depend on the age characteristics of the organism. Exercise endurance aged 17 - 18 years and especially in the 15 - 16 years of age must be strictly dosed. The organization of physical education must take into account the fact that high levels of speed and flexibility can be achieved by age 18, muscle strength increased to 20 years or more; a high level of endurance is usually achieved in 23 - 25 years. According to most researchers, the most favorable conditions for the development of endurance is considered the age of 19 - 20 years.
Keywords: physical education, age-appropriate methods of physical education, technology, physical education, physical culture and sports.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время все больше осознается тот факт, что традиционные, давно сформировавшиеся и используемые на практике формы, методы, методики и технологии осуществления физкультурно-спортивной работы с подрастающим поколением уже не отвечают требованиям современного общества и должны быть реформированы в более результативные формы. Исходя из этого, как отмечают в своих исследованиях Б.А. Баскаев, А.С. Бузоев и А.М. Хубецов, создается необходимость в поиске новых идей и подходов к организации физкультурно-спор-тивной работы с использованием инновационных педагогических технологий [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Научные исследования большинства ученых показывают, что комплексная реализация образовательной программы по физическому воспитанию обеспечивает лучшее разрешение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, в том числе и задач, связанных с подготовкой молодежи к выполнению общегосударственных требований. Однако, подбор средств, методов, методик и технологий физического воспитания, допустимые
нагрузки, нормативные требования необходимо осуществлять с учетом возраста обучающихся. Особого внимания заслуживают идеи ученых (С.А. Амбалова [2], И.Н. Воробьева [3], Е.М. Данилов, А.Н. Доева, Д.Ю. Карасев [4], Э.Р. Кочиева [5], Ф.Г. Хамикоев [6] и др. [8-14]), посвященные вопросам перестройки физ-культурно-спортивной работы в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования в соответствии с современными запросами государства и более активное использование оздоровительного потенциала спортивных игр.
Формирование целей статьи (постановка задания). Возрастная периодизация в некотором смысле условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами развития роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои особенности. Возрастные особенности организма человека в значительной степени определяют содержание и методику физического воспитания, совершенствования двигательной активности, физиологического развития и т.д. ого питания. Таким образом, проблема поиска и реализации новых концепций, технологий и подходов к организации физкультурно-оздоровительной воспитательной работы с учетом возрастных особенностей обучающихся, должна стать одной из приоритетных в современной образовательной системе для укрепления
и сохранения физического и психического здоровья молодежи, формирования у нее основ здорового образа жизни.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Перегрузка образовательного процесса учебными дисциплинами, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, скептическое отношение к здоровому образу жизни, неблагоприятная экологическая обстановка, доступность алкогольных напитков, наркотических и психотропных средств, бесконтрольное времяпровождение за компьютером - основные причины ухудшения здоровья и недостаточной физической активности молодежи в последнее время. Сложившаяся на сегодняшний день система образования не способствует формированию положительной мотивации у молодежи к здоровому образу жизни.
Реализуемые методы, методики и технологии физического воспитания (Б.А. Баскаев, М.О. Ревазов, А.М. Хубецов) могут быть оптимальными и эффективными педагогическими воздействиями только тогда, когда они будут соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся [7, с. 876]. По возрастным особенностям их можно отнести к двум группам:
- подростковый возраст - юноши 13-16 лет, девушки
- 12-15 лет;
- юношеский возраст - юноши 17-21 год и девушки
- 16-20 лет.
Возраст 15-20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы тела и его размеров, расширение приспособительных возможностей организма. Формирование скелета заканчивается в основном к 17-18 годам. К этому периоду формируется физиологическая кривизна позвоночного столба. К 1618 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15-16 лет особое внимание преподавателя физического воспитания должно быть обращено на формирование правильной осанки и развитие стопы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутренних органов и организма в целом. У женщин рост заканчивается в 20-22 года, у мужчин в 23-25 чет. Рост тела сочетается с изменениями в строении костной системы. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к задержке роста.
С возрастом у каждого человека увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес тела продолжает расти примерно до 25 лет. У женщин вес тела, как и рост, обычно увеличивается меньше, чем у мужчин. Отношение веса мышечной массы к весу тела у подростков к 15 годам составляет примерно 32,6%, а у юношей к 17-18 годам - 44,2%. Функциональное развитие отделов центральной нервной системы и вегетативных систем заканчивается в основном к 18-21 годам. Большой подвижностью отличаются нервные процессы, а сила возбудительных процессов значительно доминирует над тормозными.
В возрасте 11-18 лет отмечается усиленный рост сердца. Линейные размеры сердца к 15-17 годам увеличиваются в три раза в сравнении с размерами новорожденных. Объем полостей сердца в 13-15 лет составляет 250 см3, а у взрослых 250-300 см3. Если за семь лет (от 7 до 14) его объем возрастает на 30-35%, то за четыре года (от 14 до 18) - на 60-70%. Увеличение емкости полости сердца опережает увеличение 'просветов сосудов. Сердце нередко «не поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возрасте 15-20 лет у 10-15% юношей и девушек отмечается относительное «малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстановительных процессов после нагрузки.
Частота сердечных сокращений в возрасте 15 лет составляет 76 ударов в минуту, а в возрасте 20 лет - у юношей 65-70, у девушек 70-75 ударов в минуту._
В обеспечении снабжения тканей кислородом важным фактором является скорость кровотока. Время кругооборота крови в 14-16 лет составляет 18с, а у взрослых - 17-29 с. Для укрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физических нагрузок, систематичность занятий физическими упражнениями.
С возрастом происходят видоизменения (Э.Р. Кочиева) и в дыхательной системе. С ростом тела потребность в кислороде увеличивается и органы дыхания работают более напряженно [8, с. 88-90]. Так, минутный объем дыхания у 14-летнего подростка составляет на1 кг веса 110-130 мл, у взрослого же всего лишь 80-100 мл. Функциональные возможности аппарата дыхания еще недостаточно совершенны. Жизненная емкость легких и максимальная легочная вентиляция меньше, чем у взрослых. Объем вентиляции составляет в 14-16 лет - 45 л, в 17-18 лет - 61 л в минуту.
Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыхательного аппарата. Преподаватель должен обращать внимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление дыхательных мышц. Молодежь необходимо научить правильно дышать и помочь им овладеть навыками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. При этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с развитием других систем организма и в различные возрастные периоды предъявляются разные требования к развитию физических качеств. Развитие тех или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения совершенствования двигательных способностей, но и обязательно с точки зрения обеспечения нормального протекания процесса физического развития и повышения функциональных возможностей растущего организма.
Уровень развития физических качеств и степень приспособляемости организма к физическим нагрузкам на быстроту, силу, гибкость зависят от возрастных особенностей организма. Высокие показатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к 18 годам, сила мышц увеличивается до 20 лет и более; высокий уровень выносливости наблюдается обычно к 23-25 годам. Упражнения на выносливость в возрасте 17-18 лет и особенно в 15-16 лет необходимо строго дозировать. Наиболее благоприятные условия для развития выносливости в 19-20 лет.
В возрасте 15-16 лет отмечается значительное увеличение мышечной массы и совершенствование нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к развитию силы. Однако в занятиях с учащимися этого возраста следует воздерживаться от силовых упражнений с предельными нагрузками, так как условия для развития силы создают несколько позднее - в 19-20 лет.
Необходимо подчеркнуть, что обучение в профессионально-техническом училище совпадает с периодом полового созревания. В этот период наблюдается повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического развития учащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологические возможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического воспитания важен индивидуальный подход.
Организация и проведение занятии. Групповые учебные занятия - основа всей учебно-воспитательной работы по физическому воспитанию. На учебных занятиях решается большой круг задач: сообщаются специальные знания, выявляются и совершенствуются физические способности учащихся, прививается любовь к физической культуре и спорту, формируются двигательные навыки. От качества групповых занятий зависит успешное применение всех других форм физического воспитания. Поэтому методику проведения плановых учебных заня-
тий следует разрабатывать с учетом их связи с другими формами физического воспитания.
Характерная особенность видовых занятий заключается в том, что содержание отдельных занятий ограничивается средствами какого-либо одного раздела общей физической подготовки (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.), а последовательность занятий по этим разделам определяется временем года или сроками предоставления спортивных сооружений (стадиона, бассейна, корт и др.). С точки зрения общей физической подготовки и разрешения оздоровительных задач видовые занятия менее эффективны, так как средствами одного вида нельзя обеспечить нужную подготовку молодежи к успешному выполнению программных требований.
Видовые занятия оправданы в тех случаях, когда комплексирование в одном занятии нескольких видов по организационным (занятие в бассейне) или методическим (отрицательный перенос двигательных навыков или физических качеств) признакам невозможно или нецелесообразно.
Специализированные занятия проводят, когда осуществляется специальная профессионально-прикладная физическая подготовка, например, обучение переправам через водные преграды, обучение езде верхом на лошади или на мотоцикле, или, когда необходимо развить специфические для данной профессии двигательные качества с помощью специальных средств.
Самостоятельные занятия по заданию преподавателя являются важным дополнением обязательных занятий и могут включать в себя изучение теоретических вопросов по литературным источникам, составление комплексов гигиенической и производственной гимнастики, 'выполнение специальных упражнений, направленных на устранение недостатков в физическом развитии или физической подготовленности и т.д. Самостоятельные занятия по заданию преподавателя имеют большое воспитательное значение, способствуя внедрению физической культуры в быт учащихся.
Одной из обязательных форм физического воспитания, обусловленных новым комплексом, являются туристские походы. Туристские походы могут быть предусмотрены в «дни здоровья» или во внеучебное время. В процессе туристских походов формируются прикладные двигательные умения и навыки и физические качества в условиях походной жизни.
Внеучебные формы физического воспитания организуются коллективом физической культуры и самими молодежью в быту на добровольных началах. К ним относятся мероприятия по закаливанию организма, прогулки, оздоровительный бег, экскурсии, учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и др. Они призваны обеспечить здоровый и культурный отдых, удовлетворить спортивные запросы молодежи и способствовать их физическому совершенствованию. По сравнению с другими педагогическими дисциплинами физическое воспитание имеет свою специфику, и это предъявляет особые требования к организации и проведению учебных занятий по физическому воспитанию. В режиме внеучебного дня производственная гимнастика также решает общеоздоровительные и прикладные задачи.
Правильная организация учебного процесса предполагает однородный состав учащихся по полу, состоянию здоровья и физической подготовленности. Необходимо эти требования учитывать при комплектовании учебных групп.
Не менее важны и физиологические закономерности: реакция организма на физическую нагрузку, развитие работоспособности в ходе занятия (предстартовое состояние, вырабатываемость, устойчивое состояние). В соответствии с этим необходимо предусмотреть подготовку органов и систем организма к предстоящей двигательной деятельности; чередование работы и отдыха, постепенное повышение физических нагрузок с учетом достигнутого уровня функциональной подготовленно-
сти организма; приведение организма при окончании занятий в относительно спокойное состояние, создание благоприятных предпосылок перехода к другим видам деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баскаев Б.А., Бузоев А.С., Хубецов А.М. Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста как фактор их успешного физического развития //Nauka-Rastudent.ru. 2015. №10. С. 14.
2. Амбалова С.А. Содержание и структура учебной деятельности школьников //Nauka i studia. 2016. Т. 6. С. 157-160.
3. Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2014. №1. С. 37-40.
4. Карасев Д.Ю. Развитие физических и личностных качеств дошкольников средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №4 (15). С. 88-91.
5. Кочиева Э.Р. Адаптационные реакции организма студентов к учебной деятельности в современном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. С. 609.
6. Хамикоев Ф.Г., Кетоев К.Э. Педагогические условия организации процесса физического воспитания студентов вуза //Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. №19. С. 303-307.
7. Баскаев Б.А., Ревазов М.О., Хубецов А.М. Моделирование процесса формирования у подростков мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни //Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 876.
8. Кочиева Э.Р. Формирование здорового образа жизни в современной студенческой среде //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №4 (19). С. 88-90.
9. Воробьева И.Н. Основные направления формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 25-28.
10. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К.А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016.Т. № 2 (15). С. 83-86.
11. Скоморохова Н.А. Гендерный подход в педагогической практике //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 94-97.
12. Панкова Ю.О. Исследование сформированности у учащихся старших классов средней школы ценностной ориентации на здоровый образ жизни // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 1 (17). С. 19-22.
13. Цветкова И.В. Интересы подростков в получении информации о здоровом образе жизни // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 105-108.
14. Григорьева О.В. Психофизиологическое обоснование роли двигательной активности для здоровья человека // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 50-54.