Научная статья на тему 'Технологии формирования здорового образа жизни у старшеклассников в системе лицей-вуз'

Технологии формирования здорового образа жизни у старшеклассников в системе лицей-вуз Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1676
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВАЯ СРЕДА / ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / SOCIAL-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / HEALTHY ENVIRONMENT / HEALTHY PERSON / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH OF SCHOOLBOYS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Солонцов Р. Л.

В статье рассматриваются разработанные технологии формирования здорового образа жизни «Здоровая среда» и «Здоровая личность». Анализируются основные аспекты их реализации в системе лицей-вуз, обусловленных необходимостью комплексного взаимодействия с учащимися в здоровьесберегающей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF FORMATION OF THE HEALTHY LIFESTYLE AT SENIORS IN SYSTEM LYCEUM HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In this paper attention is paid to usage of social-pedagogical technologies in system Lyceum-High School caused by the necessity of complex interaction with students in health saving activities. In the paper describes the technology developed for healthy lifestyle «Healthy environment» and «Healthy person».

Текст научной работы на тему «Технологии формирования здорового образа жизни у старшеклассников в системе лицей-вуз»

УДК - 371.7

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ЛИЦЕЙ-ВУЗ

Р.Л. Солонцов

В статье рассматриваются разработанные технологии формирования здорового образа жизни «Здоровая среда» и «Здоровая личность». Анализируются основные аспекты их реализации в системе лицей-вуз, обусловленных необходимостью комплексного взаимодействия с учащимися в здоровьесберегающей деятельности.

Ключевые слова: Социально-педагогические технологии, здоровая среда, здоровая личность, здоровый образ жизни, здоровье школьников.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем школьного образования является приобщение учащихся учебных заведений к здоровому образу жизни. Внедрение компьютеров, широкое распространение видеоигр, малоподвижный образ жизни, эмоциональное перенапряжение, снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, пребывание в помещениях малого объема, информационное перенапряжение, а также недостаточно серьезное отношение к рациональному питанию - это наиболее часто сочетающиеся неблагоприятные факторы, в результате которых формируется негативное воздействие на растущий организм учащихся учебных заведений, а также происходит резкое снижение их двигательной активности.

Как показывает ряд исследований, ограниченная двигательная активность может являться причиной изменения функциональных показателей организма, отрицательные сдвиги которых могут вызывать возникновение предпаталогических состояний и заболеваний. Недостаточное количество двигательных действий лицеистов в процессе учебных занятий задерживает рост и развитие всего организма, что часто приводит к необратимому нарушению отдельных структур и функций. Но не только снижение двигательной активности может негативно влиять на состояние их здоровья, в тоже время огромную роль могут представлять такие составляющие, которые у ряда авторов характеризуются, как основные принципы современной концепции питания и в частности рациона школьников, а именно его сбалансированность и адекватность.

Анализ теоретических основ применения здоровьесберегающих образовательных технологий привел нас к пониманию того, что эффективным средством формирования здорового образа жизни у старшеклассников является использование социально-педагогических технологий. Социально-педагогические технологии во многом способствуют решению у старшеклассников конкретных задач по сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни. По современным представлениям, в понятие здоровый образ жизни входят следующие составляющие: положительные эмоции, рациональное питание, оптимальный двигательные режим, закаливание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий и другие.

Следует заметить, что формирование здорового образа жизни рассматривалось в основном с позиции сохранения здоровья старшеклассников - это очевидная методологическая ошибка. Кроме этого, используемый анализ формирования здорового образа жизни, в контексте разных авторских подходов становления и развития, не дает возможности в полной мере исследовать здоровье школьников. Только комплексный подход, системообразующим которого используются социально-педагогические технологии, способствует решению не только задач защиты здоровья старшеклассников от угрожающего или патогенного воздействия, но и задач формирования и укрепления здоровья, формирования готовности к ведению здорового образа жизни, обогащения теоретических знаний и здоровом образе жизни и практических умений сохранения и укрепления собственного здоровья.

Образовательная система «лицей -вуз» располагает объективными возможностями для позитивного воздействия на здоровье лицеистов путем повышения их грамотности в области основ здорового образа жизни, приобщения к здоровому образу жизни. Целенаправленное использование этих возможностей позволило решить главную задачу воспитания лицеистов - подготовить их к самостоятельной, творческой жизнедеятельности.

Применение социально-педагогических технологий формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве лицей -вуз осуществлялось на основе соблюдение ряда принципов, которые обеспечивают эффективность данной деятельности.

На сегодняшний день из большого количества социально-педагогических технологий , наиболее научнообоснованными и практически значимыми являются такие технологии, как "Здоровая среда" и "Здоровая личность".

Содержание социально-педагогической технологии «Здоровая среда» направлено на формирование здорового образа жизни у старшеклассников лицея, развития и формирования здоровья каждого учащегося. Рассматривая содержание технологии «Здоровая среда» в ней мы выделяем наличие следующих компонентов: целевого, информационного и организационного.

Основной целью реализации технологии «Здоровая среда» являлась организация в лицее такой "обстановки", которая, всесторонне воздействуя на личность старшеклассника, предоставляла ему возможности для здорового, полноценного существования в образовательном пространстве лицея.

Разрешение проблемы поддержания и укрепления физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью.

В старших классах значительно увеличивается учебная нагрузка: в лицее она составляет от 6 до 8 часов, а иногда и более, а подготовка домашних заданий занимает не менее 4 часов 4. Вот главные причины малоподвижного (а значит, нездорового) образа жизни, распространения, особенно среди лицеистов, гиподинамии. Это приводит к задержке развития, снижению адаптационных возможностей организма старшеклассников, общему ухудшению состояния здоровья личности.

Для профилактики недостаточной двигательной активности в лицее уделяется особое внимание:

1. Увеличению числа уроков физической культуры, сопровождающееся наполнением теоретического материала о способах организации индивидуальной двигательной активности.

2. Содержание и организация "активных" уроков физкультуры, в отличие от традиционных, основной целью которых, как правило является сдача учащимися нормативов физической подготовки, ориентированных на решение генеральной задачи - сформировать навыки регулярной физической подготовки, привить интерес к занятиям физкультурой, дать старшеклассникам почувствовать "ощущение телесной радости", мотивировать их заботу о своем здоровье средствами физической культуры, актуализировать их готовность к ведению здорового образа жизни.

3. Использованию возможностей дополнительной физической нагрузки (разминки) лицеистов в рамках учебного дня путем проведения на уроках физкультминуток, физкультпауз между уроками, грамотной организации перемен, позволяющей лицеистам компенсировать статическую нагрузку урока.

4. Создаются условия для занятий школьников физкультурой и спортом во внеурочное время: посещение секций; предоставление возможностей самостоятельно заниматься в спортзале ; обустройство спортплощадок; посещение бассейна; организация турпоходов и т. п.

5. Активизировано влияние педагогического процесса в лицее на образ жизни лицеистов, выбор ими форм проведения досуга, контакт в этой связи с родителями учащихся.

6. Акцентируется рациональное использование разнообразных форм и методов физического воспитания для достижения оптимальной двигательной активности, соответствующих научно обоснованным физиологическим и гигиеническим нормативам.

Для решения проблемы недостаточной двигательной активности во внеурочное время проводятся такие мероприятия, как дни здоровья, где старшеклассники принимали участие в лицейских и городских соревнованиях по различным видам спорта; физкультурно-спортивных праздниках, включающих информационно-познавательные программы по экологии и здоровому образу жизни; лыжные и легкоатлетические кроссы и различные конкурсы. В подготовке и проведении этих мероприятий активное участие принимали как преподаватели физической культуры, так и преподаватели ОБЖ. Целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни потребовала обеспечения гигиенических условий в гимнастическом зале, разделение учащихся на группы допуска к занятиям физкультурой, профилактика спортивно травматизма и переохлаждения учащихся (особенно во время зимних занятий на свежем воздухе), проведение программ закаливания лицеистов во время уроков физкультуры и работы спортивных секций, организация и контроль за работой секций ЛФК и других занятий лечебно-реабилитационной направленности с больными детьми во внеурочное время и параллельно с обычными уроками физкультуры.

Внешкольная сторона решения проблемы двигательной активности связана как с позицией родителей, ситуацией в его семье, образом жизни, который в ней принят, материальными возможностями родителей, так и с предоставлением лицеистам возможностей посещать стадионы, городские спортзалы, бассейны и т.п. Проведение этой работы на всех уровнях (уроках, во внеурочное и внешкольное время) сопровождается диагностическими наблюдениями, которые осуществлялись преподавателями физической культуры совместно с врачом.

Наряду с преодолением двигательной пассивности, особое внимание требует организация питания лицеистов, которое занимает особое место в структуре реализации технологии «Здоровая среда» формирования здорового образа жизни, поскольку рациональное питание выступает одним из основных компонентов здорового образа жизни. Необеспеченность старшеклассников полноценным, в том числе и горячим питанием в урочное время по мнению специалистов оказывает существенное влияние на здоро-

вья учащихся. Поэтому решение данной проблемы с полным основанием можно рассматривать составляющую процесса формирования здорового образа жизни лицеистов.

В целом, содержание технологии «Здоровая среда» представляет собой комплекс информационных и процессуальных мероприятий, направленных на формирование здоровьесберега-ющего пространства лицея, которое средствами социально-педагогических технологий решает совокупность проблем организационного характера, а также направлено на повышение уровня готовности старшеклассников к ведению здоровою образа жизни.

Обеспечение условий формирования здорового образа жизни старшеклассников в лицее связано с возможностями осуществления здоро-вьесберегающей деятельности всеми специалистами, а также родителями. На административном уровне это решалось путем оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с медико-гигиеническими требованиями.

Однако, эффективная организация учебно-воспитательного процесса не может являться панацеей на пути формирования здорового образа жизни у старшеклассников в лицее.

В процессе формирования здорового образа жизни оптимальная организация учебно-воспитательного процесса, способствующая сохранению здоровья лицеистов, является важной составляющей. Но в тоже время старшеклассникам необходимо осознавать и понимать все возможности к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведения здорового образа жизни. Данное, положение достигалось нами путем обогащением знаний, умений и навыков старшеклассников в вопросах здорового образа жизни.

С этой целью в учебно-воспитательный процесс лицея внедрена социально-педагогическая технология «Здоровая личность». Основная цель технологии - теоретическая и практическая подготовка старшеклассников к осуществлению деятельности по сохранению и укреплению собственного здоровья на пути формирования здорового образа жизни. Главная задача реализации технологии «Здоровая личность» — интеграция познавательной и оздоровительной деятельности старшеклассников, направленной на изменение и преобразование форм неправильной, неэффективной жизнедеятельности, ведущей к ухудшению здоровья в условиям интенсивного обучения в лицее. Структура технологии «Здоровая личность» определяется уровнями ее существования (личный, коллективный), субъектами, в ней участвующими (учащиеся, педагоги, психологи, врач, родители).

Как нами уже отмечалось использование социально-педагогических технологий формирования здорового образа жизни у старшеклассников в системе лицей - вуз обусловлено необходимостью комплексного взаимодействия с учащимися в здоровьесберегающей деятельности.

Разработанные нами технологии формирования здорового образа жизни «Здоровая среда» и «Здоровая личность» в значительной степени обеспечивают интегративный и комплексный характер реализации действенных условий для сохранения и укрепление здоровья, формирования готовности к ведению здорового образа жизни старшеклассниками лицея. Их эффективность усиливалась также тем, что в процессе формирования здорового образа жизни осуществлялось систематическое и планомерное взаимодействие с родителями лицеистов.

Таким образом, реализация в образовательном пространстве лицея-интерната социально-педагогических технологий позволила: активизировать внутренние резервы старшеклассников, используя их для сохранения - и укрепления здоровья; обеспечить старшеклассникам необходимые уровень грамотности для эффективной заботы о своем здоровье; создать необходимые условия проведения образовательного процесса, способствующего сохранению здоровья учащихся по предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; включить в учебно-воспитательный процесс программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и соблюдению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со старшеклассниками после уроков, просвещение их родителей.

В заключении подчеркнем, что на сегодняшний день по данным исследуемых литературных источников, существует достаточно большое количество различных подходов к решению основных проблем, связанных с сохранением и укреплением здоровья и формированием здорового образа жизни у старшеклассников в системе лицей-вуз. Многие авторы писали о здоровьесбережении и формировании здорового образа жизни школьников с точки зрения разных несистемных подходов, рекомендации и предложения которых хорошо известны, но этого как правило оказалось недостаточно. И только системно-комплексная реализация в рамках социально-педагогических технологий «Здоровая личность» и «Здоровая среда», с учетом специфики учебно-воспитательного процесса и возрастных особенностей старшеклассников позволила обеспечить тот здоровьесберегающий эффект, к которому стремиться современная система образования.

In this paper attention is paid to usage of social-pedagogical technologies in system Lyceum-High School caused by the necessity of complex interaction with students in health saving activities. In the paper describes the technology developed for healthy lifestyle «Healthy environment» and «Healthy person».

The key words: social-pedagogical technologies, healthy environment, healthy person, healthy lifestyle, health of schoolboys.

Список литературы

1. Бойко Е.С., Грачев Ю.С. Основы здоровьесберегающей жизнедеятельности: Учебное пособие. Брянск: Издательство БГУ, 2004. 308 с.

2. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11-х классов / Под ред. Л.А. Ше-плягиной. 2-е изд., испр. Ярославль: Аверс, 2003.

3. Смирнов А.В., Самусев Р.П., Писарев В.Б., Попов А.В., Смирнова Т.Ф., Агеева В.А. Влияние антропогенных факторов окружающей среды на структурные особенности растущего организма // Фундаментальные исследования. 2006. №3 с. 69-70.

4. Спорт в школе: Методическая газета для учителей физкультуры. № 12 (438), 2008.

Об авторе

Солонцов Р. Л. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, solonroman@mail.ru.

УДК 371.4

ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ ЭКОЛОГО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

Р.В. Степанец

В статье анализируются основные подходы к моделированию интегрированных курсов эколого-культурологической направленности для общеобразовательной школы.

Ключевые слова: интеграция, интегрированный курс, экологическая компетентность, экологическая культура.

Новая стратегия развития цивилизации связывается с экогуманитарной парадигмой, гуманизацией общественного сознания, приоритетностью духовных ценностей, повышением уровня экологической культуры человечества. Несомненно, важнейшим институтом, формирующим культуру и механизмы ее наследования, является система общего и экологического образования. С переходом к новой модели развития общества одной из ее приоритетных задач становится задача формирования личности с высоким уровнем экологической культуры, способной воспринимать и осуществлять идеи коэволюции природы и общества, ориентированной на непрерывное саморазвитие, прогресс общества и приоритет общечеловеческих ценностей, способной не только адаптироваться к быстроменяющимся цивилизационным условиям, но и обеспечить своей деятельностью дальнейшее устойчивое развитие человечества.

Поэтому одной из центральных проблем, стоящих перед современной педагогической наукой, оказывается проблема разработки нового содержания образования.

В этом отношении важно подчеркнуть, что в документах международного проекта «Определение и отбор компетенций» [DeSeCo, 2002 г.] признаётся необходимость определения образовательных компетенций (в том числе и экологических), исходя из общего видения мирового будущего, которое должно опираться на базовые принципы прав человека, демократические ценности и цели, связанные с устойчивым развитием (то есть интеграция защиты окружающей среды, экономического благополучия и социальной справедливости).

Отметим, что стратегия в области образования в интересах устойчивого развития цивилизации продолжает формироваться в качестве всеобъемлющей программы, позволяющей решать вопросы интеграции экологических, социальных и экономических проблем, индивидуализации образования. Это подтверждено принятием Боннской декларации в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (2009 г.).

Бесспорно, в новых цивилизационных условиях необходимы новые концептуальные подходы, новые методологические, теоретические и дидактические основания для его конструирования. Они связаны, прежде всего, с идеями культуросообразности, гуманизации и гуманитаризации, с выводом на передний план ценностного аспекта знаний, формированием целостного представления о социоприродной среде, позволяющего понять и прочувствовать коэволюционный характер устой-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.