УДК 796.011
ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Т.Ю. Никифорова
Выявлены ценностные ориентации и уровень интереса к информации о здоровье и здоровом образе жжизни среди девушек и юношей первых курсов, занимающихся по программам основной и специальной медицинской групп. Изучена структура жизненных приоритетов первокурсников, уровень их интереса к информации о здоровье и здоровом образе жизни. Представлены факторы, мешающие вести здоровый образ жизни студенческой молодежи.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, студенты специальной медицинской группы, образовательный процесс, физическое воспитание, адаптивная физическая культура.
Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи является наиболее важной и в то же время трудной. Исходя из увели -чения частоты случаев заболеваемости студентов, многие авторы отмечают наличие несоответствия у обучающихся физических, психических и функциональных характеристик оптимальному для них уровню. При этом проявляются и негативные изменения в мотивационной сфере, связанной со снижением интереса обучающихся к физической культуре (ФК) и несоблюдение ими основ здорового образа жизни (ЗОЖ) [3, 6].
В этой связи следует выделить ряд факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье обучающихся в высших учебных заведениях. Во-первых, процесс образования студентов в вузе предъявляет высокие требования к их организму при выполнении значительных умственных нагрузок. Наряду с возросшей учебной нагрузкой, отражающейся на центральной нервной системе обучающихся в виде психических перегрузок, существует другая проблема - недостаток у них двигательной активности [6]. Во-вторых, состояние психофизического здоровья студентов во многом будет определять уровень их образовательной подготовки в течение всего периода обучения в вузе.
Особое внимание обращает наличие высокого процента студентов, относящихся к специальной медицинской группе, доля которых составляет 25-45 %. Причем 10-15 % студентов из этой категории полностью освобо -ждёны от занятий по физической культуре [7, 8]. Поэтому для таких студентов основными задачами на занятиях по адаптивной физической культуре (АФК) становятся: укрепление и восстановление здоровья, повыше -ние адаптационных возможностей организма, развитие волевых качеств и интереса к самостоятельным занятиям по физической культуре [2].
Одной из причин неблагополучия здоровья детей и молодежи, по мнению П.С. Ольбрехта, является: «...недооценка значения здорового образа жизни в деле формирования физического и духовного здоровья, воспитания личности» [5]. В этой связи показательной можно считать следующую взаимосвязь: чем выше уровень здоровья, тем эффективнее будет протекать и процесс обучения индивида, и приобретение им необходимых профессиональных компетенций [4].
Следует отметить, что за период обучения в вузе нередко отсутствует системная работа по формированию знаний в вопросах здорового об -раза жизни. При этом зачастую используются лишь отдельные мероприя -тия по сохранению здоровья обучающихся, например, в виде занятий по физической культуре или АФК, а также отдельных учебных дисциплин или спецкурсов. Поэтому в большинстве вузов России не в полной мере решается проблема повышения грамотности студентов в вопросах здоровьесбережения на протяжении всего периода их обучения [1].
В рамках данного исследования необходимо было выявить различия в уровне знаний об обеспечении здоровья, фактическом образе жизни у студентов, имеющих нарушения в состоянии здоровья (специальная медицинская группа) и категории студентов из основной группы по физической культуре, обучающихся на первом курсе.
Целью исследования являлось изучение отношения к своему здоровью и выявление особенностей образа жизни у студентов первых курсов, относящихся к основной и специальной медицинской группам Липецкого государственного педагогического университета (ЛГПУ) имени П.П. Семенова-Тян-Шанского.
Задачи исследования:
1. Выявить ценностные ориентации и уровень интереса к информации о здоровье и здоровом образе жизни среди девушек и юношей первых курсов, занимающихся по программам основной и специальной медицинской групп в ЛГПУ.
2. Выявить уровень теоретической подготовки студентов в вопросах здоровья.
3. Изучить особенности образа жизни обучающихся первых курсов
ЛГПУ.
Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 97 студентов первых курсов очной формы обучения (отделение бакалавриат), занимающиеся в основной и специальной медицинской группах по физической культуре в ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского. Из общего числа студентов первого курса, участвующих в исследовании были: 44 чел. (26 девушек и 18 юношей) из специальной медицинской группы (группа АФК) и 53 чел. (32 девушки и 21 юноша) из основной группы по физической культуре. Основным методом исследования было анкетирование.
Результаты исследования. Изучение жизненных приоритетов для респондентов осуществлялось путем ранжирования из 7 представленных в анкете факторов: учеба, общение, семья, здоровье, дружба, самоутверждение, любимое занятие. В самооценке студентов 1 -го курса рейтинг здоровья среди других жизненных приоритетов оказывался выше среди девушек и юношей специальной медицинской группы, занимая 4-е и 5-е места, тогда как в основной группе значимость здоровья находится на 5-м и 6-м местах соответственно.
Уровень интереса первокурсников ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского к информации о здоровье и здоровом образе жизни (по 5-балльной шкале) представлен на рисунке.
5 4 3
□ Юноши
□ Девушки
Специальная медицинская группа
Основная группа
2
Уровень интереса первокурсников к информации о здоровье и здоровом образе жизни (в баллах)
Из представленных на рисунке результатов видно, что значимость информации о здоровье и ЗОЖ в обеих группах респондентов выше у девушек. Так, если в группе студентов АФК средние значения интереса у девушек составили 4,1 балла, то в основной группе этот показатель в среднем равен 3,8 балла. Среди юношей уровень интереса к информации о здоровье и ЗОЖ также был выше в группе АФК - 3,7 балла, а в основной группе его значения составили 3,4 балла.
Выявление уровня теоретической подготовки у студентов первого курса в вопросах здоровья осуществлялось исходя из наличия у них знаний о роли конкретного фактора, определяющего здоровье в общей системе из четырех факторов: наследственность, экология, образ жизни и медицинское обслуживание.
В структуре ответов респондентов 1 -го курса отмечается преобладающая роль образа жизни среди других факторов, за исключением юношей из специальной медицинской группы. Для них большую значимость представляет фактор экологии (1 -е место) и медицинского обслуживания (2-е место). Наименьший вклад в обеспечение здоровья большинство респондентов из двух групп отводят роли медицинского обслуживания (4-е место).
Результаты исследования образа жизни студентов первых курсов ЛГПУ им. П.П. Семенова-'Тян-Шанского» представлены в табл. 1.
Таблица 1
Образ жизни студентов первых курсов, занимающихся в группах АФК и группе по физической культуре
Компоненты Специальная Основная
ЗОЖ медицинская группа группа
Девушки Юноши Девушки Юноши
1. Занимаюсь ФК:
- кол-во раз в неделю; 2,4 3,3 2,8 3,6
- кол-во часов в неделю 2,50 3,20 4,40 5,10
2. Рационально питаюсь, %:
- да; 23,1 27,8 40,6 38,1
- нет; 42,3 38,9 28,1 42,8
- иногда 34,6 33,3 31,3 19,1
3. Соблюдаю режим дня, %:
- да; 27,0 22,2 21,9 19,1
- нет; 34,6 44,5 34,4 47,6
- иногда 38,4 33,3 43,7 33,3
4. Воздерживаюсь от вредных
привычек, %:
- да; 61,5 44,5 53,1 42,9
- нет; 23,1 33,3 21,9 33,3
- иногда 15,4 22,2 25,0 23,8
Анализ образа жизни студентов показывает, что занятия физической культурой у обучающихся, отнесенных к группе АФК, носит нерегулярный характер. Причем у девушек среднее число занятий в неделю составляет 2,4 раза (по 2,50 ч), а у юношей этот показатель выше -3,3 раза (по 3,20 ч). Среди ведущих форм двигательной активности для обучающихся из группы АФК являются: утренняя гимнастика, посещения занятий по АФК и прогулки до университета или домой.
Среди студентов основной группы объем двигательной активности превышает по числу занятий и времени, чем объем в группе АФК, и составляет у девушек 2,8 раза в неделю (по 4,40 ч), а у юношей - 3,6 раза (по 5,10 ч).
На вопрос «Рационально ли Вы питаетесь? (регулярно, достаточно, количество раз)» мнения студентов распределились следующим образом: 23,1 % девушек и 27,8 % юношей из группы АФК утвердительно ответили на этот вопрос. В основной группе процент положительных ответов составил 40,6 % у девушек и 38,1 % у юношей.
На вопрос «Соблюдаете ли Вы режим дня» более высокий процент положительных ответов был среди студентов специальной медицинской группы - у 27,0 % девушек и 22,2 % юношей. В основной группе значения ответов составили 22,0 и 19,0 % соответственно. Однако примерно треть девушек из обеих групп не соблюдает режим дня. У юношей этот показатель выше и составляет 44 и 47 %.
Изучение мнения респондентов к фактору вредных привычек показало, что на вопрос «Воздерживаюсь ли я от вредных привычек?» положительно ответила большая часть респондентов, особенно девушек. Так, среди студентов группы АФК 61,5 % девушек и 44,5 % юношей относятся отрицательно к вредным привычкам. В основной группе отмечается более низкий процент первокурсников, воздерживающих от вредных привычек: 53,1 % девушек и 42,9 % юношей.
Распределение факторов, мешающих вести здоровый образ жизни среди студентов 1-го курса, показано в табл. 2.
Таблица 2
Факторы, мешающие студентам первого курса вести здоровый образ жизни (место)
№ Фактор Специальная Основная
п/п медицинская группа группа
Девушки Юноши Девушки Юноши
1 Недостаток времени 1 2 2 2
2 Отсутствие условий для занятий 4 3 3 4
3 Лень 2 1 1 1
4 Дефицит знаний о ЗОЖ 3 4 4 3
5 Материальные затруднения 5 6 6 6
6 Отсутствие интереса к здоровью 6 5 5 5
7 Отсутствие угрозы болезни 7 7 7 7
Среди преобладающих факторов, мешающих вести здоровый образ жизни, по мнению студентов из двух групп, являются лень (1 -е место) и недостаток времени (2-е место). Показательно, что практически все студенты не считают ведущими факторами «Отсутствие интереса к здоровью» (5-е и 6-е места) и «Дефицит знаний о ЗОЖ» (3-е и 4-е места).
Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что при наличии положительного интереса у студентов обеих групп, к проблеме сохранения здоровья, тем не менее, заслуживает внимания
необходимость коррекции режима жизни студентов как основной группы, так и группы АФК в сторону здорового образа жизни. В этом отношении заслуживают внимания следующие факторы: рациональное планирование свободного времени, повышение уровня двигательной активности обучающихся вуза, что поможет снизить уровень их нервно-психического напряжения; контроль режима и качества питания; отказ (отсутствие) вредных привычек и др.
Для студентов специальной медицинской группы, по нашему мнению, необходимо регулярное посещение занятий по АФК, поскольку многие из обучающихся нередко имеют пропуски по данной дисциплине по причине заболеваний. Поэтому для этой категории студентов важным является применение самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий, исходя из сохранных и нарушенных функций организма.
В контексте вышесказанного, обращает на себя внимание позиция
B.Н. Егорова в том, что: «...доминирующая роль в решении задач физического воспитания студентов принадлежит парадигмам здоровьесбережения». В этом отношении «... парадигмы контроля уровня здоровья затрагивают вопросы исследования и оценки уровня физического, двигательного и функционального развития» [3].
Таким образом, важное место в системе вузовской подготовки необходимо уделять следующим аспектам:
1) повышению уровня грамотности у обучающихся вузов в вопросах сохранения и повышения индивидуального здоровья и использования здоровьесберегающих форм поведения;
2) формированию у студентов стойкой мотивации на здоровье и личной ответственности за его поддержание;
3) развитию у обучающихся вуза способности самостоятельно оценивать собственные действия с позиции их влияния на здоровье.
Список литературы
1. Абаев А.М. Здоровьесберегающий подход в развитии педаго -гических моделей образовательной среды // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 2(06). С. 101-103.
2. Димитренко Е.В., Ирхин В.Н. Оценка исходного уровня сформи-рованности культуры здоровья студентов специальных медицинских групп вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.
C.113-117.
3. Егоров В.Н. Концептуальные положения полипарадигмальности физического воспитания // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 4. С. 32-38.
4. Егорычева Е.В., Чернышева И.В., Галкин А.Р. Формирование культуры здоровья студентов в процессе валеологического образования // Физическая культура, спорт и здоровье. 2016. №. 27. С. 30-32.
5. Ольбрехт П.С. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/61991056-Obraz-zhizni-studentov-i-ego-vliyanie-na-zdorove.html (дата обращения: 02.05.2019).
6. Тихомиров Д.А. Демографический кризис и проблемы здоровья российской молодежи // Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: материалы семинара для молодых ученых. Вып. 9 / под общ. ред. Вал.А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С. 16-39.
7. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы на основе методики пилатес / Д.М. Гаджиев [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 1. С. 27-34.
8. Шутова Т.Н. Классификации фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 2. С. 116-122.
Никифорова Татьяна Юрьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
THE ATTITUDE TO OWN HEALTH AMONG FIRST-YEAR STUDENTS PEDAGOGIKAL UNIVERSITY
T.Yu. Nikiforova
The value orientations and the level of interest in health information and healthy lifestyles among girls and boys of the first courses who study programs of the main and special medical groups are revealed. The structure of life priorities of first-year students, the level of their interest in information about health and healthy lifestyle were studied. The factors hindering a healthy lifestyle of students are presented.
Key words: health, healthy lifestyle, students of a special medical group, educational process, physical education, adaptive physical culture.
Nikiforova Tatyana Yurievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenova-Tyan-Shansky
Reference
1. Abaev A.M. Zdorov'esberegayushchij podhod v razvitii pedagogicheskih modelej obrazovatel'noj sredy // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2011. № 2(06). S. 101-103.
2. Dimitrenko E.V., Irhin V.N. Ocenka iskhodnogo urovnya sformirovannosti kul'tury zdorov'ya studentov special'nyh medicinskih grupp vuza // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 6. S. 113-117.
3. Egorov V.N. Konceptual'nye polozheniya poliparadigmal'nosti fizicheskogo vospitaniya // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018. № 4. S. 32-38.
4. Egorycheva E.V., Chernysheva I.V., Galkin A.R. Formirovanie kul'tury zdorov'ya studentov v processe valeologicheskogo obrazovaniya // Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e. 2016. №. 27. S. 30-32.
5. Ol'brekht P.S. Obraz zhizni studentov i ego vliyanie na zdorov'e [Elektronnyj resurs]. URL : https://docplayer.ru/61991056-Obraz-zhizni-studentov-i-ego-vliyanie-na-zdorove.html (data obrashcheniya: 02.05.2019).
6. Tihomirov D.A. Demograficheskij krizis i problemy zdorov'ya rossijskoj molodezhi // Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: rossijskaya i mirovaya praktika realizacii v obshchestve innovacionnogo potenciala novyh pokolenij : materialy seminara dlya molodyh uchenyh. Vyp. 9 / pod obshch. red. Val.A. Lukova. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. unta, 2013. S. 16-39.
7. Fizicheskoe vospitanie studentov special'noj medicinskoj gruppy na osnove metodiki pilates / D.M. Gadzhiev [i dr.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018. № 1. S. 27-34.
8. Shutova T.N. Klassifikacii fitnes-programm i tekhnologij, ih primenenie v fizicheskom vospitanii studentov // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2017. № 2. S. 116-122.