Научная статья на тему 'Мотивация студентов на ведение здорового образа жизни'

Мотивация студентов на ведение здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / УСТАНОВКА / INSTALLATION / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / СПОРТ / SPORTS / ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / PROPER NUTRITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенко Арина Павловна, Тихомирова Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются проблемы, препятствующие ведению здорового образа жизни и варианты их решения, описаны основные виды мотивации и способы формирования установки на ЗОЖ у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIVATION OF THE STUDENTS ON LEADING A HEALTHY LIFESTYLE

The article deals with the problems that prevent the conduct of a healthy lifestyle and options for their solutions, describes the main types of motivation and methods of formation of the installation of healthy lifestyle among students.

Текст научной работы на тему «Мотивация студентов на ведение здорового образа жизни»

УДК 796.011.1 -057.875:316.628

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА ВЕДЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ THE MOTIVATION OF THE STUDENTS ON LEADING A HEALTHY LIFESTYLE

Косенко Арина Павловна

студент

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Kosenko Arina Pavlovna student Orel state university Orel, Russia

научный руководитель: Тихомирова Татьяна Анатольевна

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Tichomirova Tatyana Anatolievna senior lecturer department of Applied Physical Education

Orel state university Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, препятствующие ведению здорового образа жизни и варианты их решения, описаны основные виды мотивации и способы формирования установки на ЗОЖу студентов.

Abstract. The article deals with the problems that prevent the conduct of a healthy lifestyle and options for their solutions, describes the main types of motivation and methods of formation of the installation of healthy lifestyle among students.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, студенты, мотивация, установка, физическая подготовка, спорт, правильное питание.

Keywords: health, healthy lifestyle, students, motivation, installation, physical training, sports, proper nutrition.

Главным ресурсом человека является его здоровье. Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов [1, с. 48]. К сожалению, многие из нас вспоминают о необходимости заботиться о нём только в то время, когда оно начинает стремительно ухудшаться.

Многочисленные исследования в области здравоохранения выявили неблагоприятную тенденцию снижения здоровья студенческой молодёжи по многим показателям. Большая часть заболеваний, раньше считавшаяся «возрастными» или «старческими» в последнее время значительно «молодеет». Подавляющее большинство студентов имеет хронические заболевания, среди

которых особо выделяется вегетососудистая дистония, сколиоз, остеохондроз, гастрит. Данный фактор приводит к снижению продуктивности и эффективности учебной деятельности.

Одним из наиболее значимых составляющих здоровья является образ жизни человека. Здоровый образ жизни (далее - ЗОЖ) строится на четырёх основных принципах: двигательная активность, рациональный режим питания, правильное распределение труда и отдыха, отказ от вредных привычек (алкоголь, табак, наркотики). Многие студенты зачастую пренебрегают принципами ЗОЖ, не задумываясь о губительных последствиях для своего организма.

По результатам опросов среди молодёжи выяснилось, что 100% опрошенных употребляют фаст фуд, 60% делают это ежедневно, 90% респондентов знают о масштабе причиненного им вреда, но все равно продолжают им питаться, и 10 % никогда не задумывались об этом. Прежде всего, человек должен понять для себя, что фаст фуд никогда не сможет заменить полноценный и сбалансированный приём пищи. В «быстрой еде» чрезмерно высокое содержание жиров и углеводов, дефицит белков, витаминов и микроэлементов, также огромное количество усилителей вкуса. Такая еда вызывает зависимость, подобно наркотической. Студенты отдают предпочтение такому питанию потому, что это «быстро и дешево». В период обучения многие живут в общежитиях, далеко от родителей, но не хотят задумываться о своем питании, что, свою очередь, ведёт к плачевным последствиям. Несбалансированное меню может привести к ожирению, нарушениям в эндокринной и иммунной системе. Чтобы избежать этого, нужно заменить вредную еду овощами и фруктами, сухофруктами, интернет пестрит различным рецептами полезных бутербродов и салатов, которые могут быть столь же вкусными, что и фаст фуд, но принесут организму не только насыщение, но и пользу, такую еду можно взять с собой и питаться в течение дня.

Помимо нездорового питания в наше время является актуальной проблема вредных привычек у молодёжи. В студенческие годы их возникает множество: курение, злоупотребление спиртными напитками, наркомания. Научно доказано, что, попадая внутрь организма, алкоголь проникает в кровь и разносится ко всем органам, неблагоприятно воздействует на них вплоть до разрушения. Особенно это влияет на мышечные ткани и мозговую деятельность [2, с. 101]. При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь - алкоголизм; длительное курение влечёт - рак легких и болезни десен; при даже кратковременном употреблении наркотических веществ - разрушение мозга, и, следовательно - личности. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный разрушить жизнь человека [3, с. 96].

Недостаточная двигательная активность, малое пребывание на свежем воздухе, отсутствие режима труда и отдыха способствуют появлению заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, выделительной и иммунной систем организма человека. Исследования показали, что почти 70% юношей и девушек ведут малоподвижный образ жизни, отдавая предпочтение компьютеру и интернету вместо активных прогулок, занятий физической культурой и спортом [4, с. 269]. Все это в совокупности ухудшает работоспособность и здоровье студентов. Зачастую это случается из-за лени,

неграмотности в вопросах здоровья, а самое главное - отсутствия должной мотивации.

Многие научные издания пишут о том, что физкультура и спорт до сих пор не являются для студентов необходимостью [5, с. 225] Основным мотивом, формирующим и контролирующим образ жизни студента должна стать забота о собственном самочувствии, состоянии здоровья и способах его укрепления. Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности и мотивы приобщения студентов к активной физкультурно-оздоровительной деятельности.

К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

Влияние субъективных факторов представлено в диаграмме (рис.1). Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что к 4 курсу любой вид мотивации становится для студентов менее значимым. Самым влиятельным мотивом можно считать удовлетворение, а одними из наиболее незначительных - духовное обогащение и развитие познавательных способностей.

Рис. 1 Диаграмма влияния субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельной деятельности

Потребности в физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий

спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.

Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции [5, с. 10].

Формирование мотивации для ведения ЗОЖ у студентов требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у молодых людей культуры здоровья. Первоочередная задача - установка на ЗОЖ.

Для того чтобы быть в отличной форме и чувствовать себя прекрасно, прежде всего следует желать этого. Чтобы по-настоящему захотеть и начать вести здоровый образ жизни, необходимо создать для себя специальную установку.

Определение установки, данное психологом и философом Д.Н. Узнадзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» [6]. Таким образом, исходя из данного суждения, можно сделать вывод, что установка — это готовность человека к совершению определенных действий, буквально потребность. Установка создается на основе мотивации и меняется благодаря системе ценностей каждого человека. Именно поэтому одинаковые мотивы у разных людей дают начало различным установкам.

Для того чтобы создать личную установку, нужно учитывать некоторые моменты, такие, как: необходимость воспринимать задачу как достижимую, стоящую затраченных усилий.

Однако сформировать её еще недостаточно, главное — осуществить. Это является важной целью в жизни студента, да и любого человека, так как именно установка на ЗОЖ определяет здоровое поведение на многие годы. Иногда заставить себя вести здоровый образ жизни может оказаться сложной, невыполнимой задачей, потому, что вредные привычки глубоко укореняются, и от них бывает тяжело отказаться.

Справиться с трудностями помогут некоторые рекомендации [2, а 48]:

Ставить перед собой конкретные, достижимые цели. Это означает, что для начала нужно определить, чего именно в отношении собственного здоровья человек желает добиться. Достижение любой, даже самой ничтожной, на первый взгляд, цели, придаст уверенность в своих силах, необходимую в дальнейшем. Как и во всех человеческих начинаниях, успех порождает успех. Нужно быть готовым к тому, что для того, чтобы добиться цели, потребуется время.

Один из законов психологии гласит: «закрепляется лишь тот вид поведения,

за которым следует подкрепление». Безусловно, отличное состояние здоровья — лучшая награда для человека за приверженность к здоровому образу жизни, но эта награда обычно чересчур далеко во времени от хорошего поступка, чтобы служить ему поддержкой. Нужно вознаграждать себя даже за самые скромные успехи, и наградой должно быть то, что приносит удовольствие.

Важно, чтобы готовность к ведению ЗОЖ имела устойчивый характер. Зачастую люди, которые стремятся к улучшению состояния своего здоровья, склонны к тому, чтобы поменять свое поведение и привычки, однако такие перемены чаще всего носят временный характер. Для того, чтобы настрой на стремление к благополучию сохранялся в течение длительного времени, во-первых, нужно сконцентрировать свое внимание на поддержании положительного настроения, как можно чаще задумываться о том, насколько на данный момент улучшилось здоровье, сколько времени было уделено физической активности, формированию режима питания, и т.д. Во-вторых, для укрепления мотивации необходимо подкреплять ее положительными примерами окружающих. Научно доказано, что большинство наших вредных привычек являются результатом влияния общества. На пути к желаемому результату важным фактором также являются поощрение и поддержка друзей и родственников. Особенно удачным может быть вариант, при котором один из окружающих имеет те же самые цели: избавление от вредных привычек, снижение веса, начало занятий спортом. Совместными усилиями работа над собой дается легче, а постоянная поддержка единомышленника позволяет не только поддерживать позитивный настрой в течение всего периода работы, но и дает дополнительную мотивацию посредством наблюдения за результатами друг друга. А если к этому добавляется элемент соперничества, то он позволяет сделать процесс продвижения к цели гораздо более эффективным.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что каждый человек для обеспечения высокого качества жизни и отличного самочувствия должен вести себя, чтобы сохранить своё здоровье на максимально длительный срок, достичь высокого уровня своих физических качеств, что в свою очередь поможет максимально продуктивно учиться, работать и взаимодействовать с окружающим миром.

Литература

1. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2012.

2. Павлова Л. А., Ермолаева Е. В. Здоровье и здоровый образ жизни российского студенчества // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1

3. Гемкова Л. Л., Славков Н. Б. Почему это опасно. М. : Просвещение, 2008.

4. Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. Ростов н/Д : Феникс, 2012.

5. Физическая культура : учебник /коллектив авторов; под ред. М. Я. Виленского. М. : КНОРУС, 2012.

6. Установка на здоровый образ жизни [электронный ресурс] URL: http://studopedia.ru/14_8716_ustanovka-na-zdoroviy-obraz-zhizni.html (дата обращения 26.03.2018)

References

1. Baronenko V. A., Rapoport L. A. Zdorov'e i fizicheskaya kul'tura studenta [health and physical culture of the student]. Moscow, Al'fa-M Publ.; INFRA-M Publ., 2012.

2. Pavlova L. A., Ermolaeva E. V. Zdorov'e i zdorovyj obraz zhizni rossijskogo studenchestva [Health and healthy lifestyles of Russian students]. Byulleten' medicinskih internet-konferencij - Bulletin of medical Internet conferences, 2016, T. 6, no. 1.

3. Gemkova L. L., Slavkov N. B. Pochemu ehto opasno [Why it's dangerous]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008.

4. Kobyakov Yu. P. Fizicheskaya kul'tura. Osnovy zdorovogo obraza zhizni [Physical culture. Basics of a healthy lifestyle]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2012.

5. Vilenskij M. Ya.[ed.] Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Moscow, KNORUS Publ., 2012.

6. Ustanovka na zdorovyj obraz zhizni [Installation on a healthy lifestyle] Avialable at: http://studopedia.ru/14_8716_ustanovka-na-zdoroviy-obraz-zhizni.html (accessed by 26.03.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.