Научная статья на тему 'Социальная реклама как фактор формирования представлений о здоровом образе жизни у студентов вуза'

Социальная реклама как фактор формирования представлений о здоровом образе жизни у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1247
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пропаганда и реклама здорового образа жизни / студенты / сохранение здоровья / эффективная социальная реклама. / healthy lifestyle promotion and advertising / students / health preservation / effective social advertising

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барковский Евгений Сергеевич, Заппаров Рустам Ильдарович, Фисенко Юлия Андреевна

В обеспечении демографического роста, укрепления здоровья населения России важная роль отводится рекламе здорового образа жизни. Предпринимаются попытки ее применения, но по своему содержанию, масштабам охвата и систематичности они зачастую не соответствуют возможностям рекламы здорового образа жизни. Средствами современной пропаганды здорового образа жизни являются наружная реклама, телевизионная, радиои социальная реклама в печатных СМИ, социальные фильмы, просвещенческие программы. Кроме того, Минздрав РФ проводит работу в образовательных учреждениях, которая предполагает лекции и консультации специалистов, раздачу информационных брошюр по проблемам курения, алкоголизма, наркотиков и др. Для повышения эффективности предоставления рекламной информации государство направляет ее на молодых людей и студентов. Одна из ключевых причин указанной проблемы – недостаточная изученность социорекламной практики в сфере здорового образа жизни. В ее исследовании не хватает комплексного, многоаспектного подхода, что обусловлено несовершенством используемого методологического обеспечения и в итоге ограничивает научно обоснованное восприятие факторов и влияния внешней среды. В данной работе анализируются некоторые пути эффективного решения рассматриваемой проблемы с использованием объективных официальных статистических и субъективных данных по результатам проведенных социологических исследований. Здоровый образ жизни представляет собой сочетание возможностей и достигнутого уровня укрепления (сохранения) здоровья личности, социальной группы, общества сложившимся образом, стилем жизни, приобретение социального благополучия на основе современного уровня и качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барковский Евгений Сергеевич, Заппаров Рустам Ильдарович, Фисенко Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Advertising as a Factor of Formation of Representations about a Healthy Way of Life for University

The promotion of a healthy lifestyle plays an important role in ensuring a demographic growth and improving the health of the Russian population. Attempts are made to use it, but in its content, scope and systematic they often do not correspond to the possibilities of advertising a healthy lifestyle. Means of modern propaganda of healthy life are outdoor advertising, television, radio and social advertising in printed media, social movies, enlightenment programs. Besides also the Ministry of health of the Russian Federation conducts work in educational institutions, lectures and consultations of specialists, hand the information booklets problems of smoking, alcohol addiction, drug addiction, and so on. To improve the efficiency the advertising information, the state sends it to young people and students. One of the key reasons for this problem is the lack of knowledge of social advertising practices in the field of healthy lifestyles. In its research there is a lack of comprehensive, multi-faceted approach, which is due to the imperfection of the methodological support used, which ultimately limits the scientifically based perception of factors and the influence of the environment. This paper analyzes some ways to solve effectively the problem with the use of objective official statistical and subjective data the results of the sociological research. A healthy lifestyle is a combination of opportunities and the achieved level of strengthening (preservation) of the health of the individual, social group, society in the established way, lifestyle, the acquisition of social well-being the basis of the modern level and quality of life.

Текст научной работы на тему «Социальная реклама как фактор формирования представлений о здоровом образе жизни у студентов вуза»

УДК 37;77.01.14

Е. С. Барковский

https://orcid.org/0000-0001-7311-5771 Р. И. Заппаров

https://orcid.org/0000-0001-9853-7858 Ю. A^^eHro

https://orcid.org/0000-0002-2395-1461

Социальная реклама как фактор формирования представлений о здоровом образе жизни у студентов вуза

В обеспечении демографического роста, укрепления здоровья населения России важная роль отводится рекламе здорового образа жизни. Предпринимаются попытки ее применения, но по своему содержанию, масштабам охвата и систематичности они зачастую не соответствуют возможностям рекламы здорового образа жизни.

Средствами современной пропаганды здорового образа жизни являются наружная реклама, телевизионная, радио- и социальная реклама в печатных СМИ, социальные фильмы, просвещенческие программы. Кроме того, Минздрав РФ проводит работу в образовательных учреждениях, которая предполагает лекции и консультации специалистов, раздачу информационных брошюр по проблемам курения, алкоголизма, наркотиков и др. Для повышения эффективности предоставления рекламной информации государство направляет ее на молодых людей и студентов.

Одна из ключевых причин указанной проблемы - недостаточная изученность социорекламной практики в сфере здорового образа жизни. В ее исследовании не хватает комплексного, многоаспектного подхода, что обусловлено несовершенством используемого методологического обеспечения и в итоге ограничивает научно обоснованное восприятие факторов и влияния внешней среды. В данной работе анализируются некоторые пути эффективного решения рассматриваемой проблемы с использованием объективных официальных статистических и субъективных данных по результатам проведенных социологических исследований.

Здоровый образ жизни представляет собой сочетание возможностей и достигнутого уровня укрепления (сохранения) здоровья личности, социальной группы, общества сложившимся образом, стилем жизни, приобретение социального благополучия на основе современного уровня и качества жизни.

Ключевые слова: пропаганда и реклама здорового образа жизни, студенты, сохранение здоровья, эффективная социальная реклама.

E. S. Barkovskiy, R. I. Zapparov, Y. A. Fisenko

Social Advertising as a Factor of Formation of Representations about a Healthy Way of Life for University

The promotion of a healthy lifestyle plays an important role in ensuring a demographic growth and improving the health of the Russian population. Attempts are made to use it, but in its content, scope and systematic they often do not correspond to the possibilities of advertising a healthy lifestyle.

Means of modern propaganda of healthy life are outdoor advertising, television, radio and social advertising in printed media, social movies, enlightenment programs. Besides also the Ministry of health of the Russian Federation conducts work in educational institutions, lectures and consultations of specialists, hand the information booklets problems of smoking, alcohol addiction, drug addiction, and so on. To improve the efficiency the advertising information, the state sends it to young people and students.

One of the key reasons for this problem is the lack of knowledge of social advertising practices in the field of healthy lifestyles. In its research there is a lack of comprehensive, multi-faceted approach, which is due to the imperfection of the methodological support used, which ultimately limits the scientifically based perception of factors and the influence of the environment. This paper analyzes some ways to solve effectively the problem with the use of objective official statistical and subjective data the results of the sociological research.

A healthy lifestyle is a combination of opportunities and the achieved level of strengthening (preservation) of the health of the individual, social group, society in the established way, lifestyle, the acquisition of social well-being the basis of the modern level and quality of life.

Keywords: healthy lifestyle promotion and advertising, students, health preservation, effective social advertising.

Здоровье во все времена выступает одной из лучия, поэтому проблема здоровья всегда нахо-основ человеческого счастья, радости и благопо- дится в центре внимания человечества. Она всегда

© Барковский Е. С., Заппаров Р. И., Фисенко Ю. A., 2018

была и остается в центре внимания познающей и созидающей человеческой деятельности.

Однако в последние десятилетия отмечается тенденция к ухудшению здоровья общества, в особенности молодежи. Причем информация об отрицательных факторах и о профилактике здоровья предоставляется в полной мере и во всех видах источников (СМИ, телевидение, радиовещание и др.). Алкоголь, наркотики, сигареты, СПИД, ВИЧ и др. - все эти проблемы человечества XXI века отрицательно сказываются на здоровье подрастающего поколения.

Наиболее заметно эти проблемы фиксируются в организациях высшего образования. Последовательное снижение уровня здоровья ограничивает физические возможности студентов [9] по выполнению стандартов ФГОС и активизирует в научном сообществе поиск новых подходов и направлений для реализации образовательных стандартов [12]. На практических занятиях физической культурой в организациях высшего образования задачи разделены на кластеры [14] и направлены на достижение основной цели, которой является сохранение [5] и преумножение здоровья [7]. Кроме того, преподавателями постоянно ведется поиск новых подходов, методов и технологий, объединенных в комплекс теоретических и практических элементов, включающий производственную гимнастику [15], систематическую рекламу практических, секционных, соревновательных мероприятий, а также общеобразовательных программ [8] на основе бильярда как вида спорта [10]. В ряде работ [6] отмечены позитивные педагогические решения, отраженные в социальной рекламе, связанные с тем, что технология реализации комплекса мероприятий бильярда [17] позволяет объединить на занятиях группы с различными показателями здоровья [18], а студенты [9], освоив необходимые компетенции без деления на специальные медицинские группы, становятся полноценными спортсменами и принимают участие в турнирах [11].

Особенно это касается студентов, которые не думают о сохранении здоровья (не испытывают такой потребности) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать его недостаток [1]. К сожалению, формирование здорового образа жизни в настоящее время не является целевой функцией образовательной деятельности организаций высшего образования. Большое значение имеет пропаганда здорового образа жизни, формирующая представления об этой важной составляющей жизнедеятельности студенческой молодежи.

Одним из средств современной пропаганды здорового образа жизни является социальная реклама, которая призвана воспитывать у людей активное отношение к собственному здоровью, например, через направление фитнеса [3], вырабатывать компетенции потребности в здоровом образе жизни [2].

Социальная реклама, доходящая до каждого конкретного человека, наиболее эффективна. Весьма означимыми для формирования представлений о здоровом образе жизни являются конкурсы творческих работ, в которых студенты осуществляют поиск новых форм здоровьесбереже-ния.

На формирование представлений о здоровом образе жизни существенное влияние оказывает показ по телевидению социально ориентированных передач и фильмов. «Клиповое» запоминание информации, идущей извне, предполагает наличие видеоряда, фильма на нужную тематику.

Для понимания того, какое место здоровый образ жизни занимает в жизни студентов вуза, и какова популярность социальной рекламы внутри этой социальной группы, мы опросили 50 респондентов - студентов и школьников.

Характеристики респондентов:

Пол: 26 % опрошенных мужчины, 74 % женщины.

Возраст: 18-25 лет - 88 %, 15-18 лет - 8 %, выше 35 лет - 2 %.

Род деятельности: 88 % учатся, 12 % работают.

Предложено дать ответ на 10 вопросов.

Вопросы следующие:

— Роль ЗОЖ в жизни.

— Отношение к физическим нагрузкам.

— Стиль питания (правильное питание, неразборчивое питание).

— Количество воды, употребляемое в сутки.

— Наличие вредных привычек.

— Является ли ЗОЖ неотъемлемой частью жизни физически и морально здорово человека?

— Ассоциации с ЗОЖ.

— Уровень осведомленности относительно ЗОЖ.

— Частота попадания на социальную рекламу, посвященную ЗОЖ по телевидению.

— Насколько мотивирует реклама ЗОЖ.

В результате проведенного исследования мы получили следующие данные:

— 55 % опрошенных студентов всегда задумываются о здоровом образе жизни, 17 % не волнует эта тема, а 12 % имеют вредные привыч-

132

Е. С. Барковский, Р. И. Заппаров, Ю. А. Фисенко

ки и считают, что жизнь одна, нельзя себе в чем-то отказывать.

— 62 % студентов иногда занимаются спортом, 22 % вообще не занимаются спортом, 16 % активно занимаются спортом в зале.

— 52 % употребляют любую пищу, но в меру; 34 % едят все, что захотят, в любом количестве, включая фаст-фуд и жирную пищу; 14 % - исключительно правильное питание, включающее все микроэлементы и витамины.

— 56 % выпивают больше двух литров воды в день, меньше литра или литр употребляют 44 % опрошенных.

— 48 % не имеют вредных привычек, 24 % указали курение, 16 % - алкоголь, 10 % - другие вредные привычки, небольшой процент опрошенных упомянул наркотики.

— 64 % респондентов считают, что здоровый образ жизни влияет не только на физическое, но и на духовное здоровье. 8 % считают, что ЗОЖ никак не влияет на человека. Остальные воздержались и не дали ответ.

— 67 % ассоциируют понятие «здоровый образ жизни» с правильным питанием, спортом и отказом от вредных привычек. 12 % указали правильное питание, 12 % - отказ от вредных привычек. Остальные связывают ЗОЖ со спортом.

— Уровень осведомленности о здоровом образе жизни: 62 % свободно могут рассуждать на эту тему, 35 % плохо разбираются в теме.

— На вопрос «Часто ли вы встречаете социальную рекламу, посвященную здоровому образу жизни на телевидении?» 71 % ответили, что редко, 28 % - что часто.

Анализ результатов проведенного опроса позволил сделать следующие выводы.

— Необходимо существенно изменить отношение к формированию у студентов представлений о здоровом образе жизни. Эта задача должна рассматриваться как целевая функция образовательной деятельности организации высшего образования.

— Необходимо внедрить в образовательный процесс вуза комплекс мероприятий по педагогическому сопровождению саморазвития студентов [4] с целью формирования у них мотивов здорового образа жизни.

— Социальная реклама не реализует в полной мере функцию формирования у студентов представлений о здоровом образе жизни. Опрос помог подтвердить это предположение.

— Предлагаемая в социальной рекламе информация отличается мрачностью тонов и шоки-

рующими сюжетами, что чаще взывает отрицательное восприятие, даже, возможно, демотиви-рует. Отрицательные образы в сознании людей сразу заставляют мозг ставить блок на восприя-тииинформации.

— Процесс формирования представлений о здоровом образе жизни должен учитывать интересы современной молодежи, соответствовать ее представлениям об идеальном образе счастливого, здорового и умного человека.

— Мы предлагаем творческую, проектную деятельность самих студентов как одну из технологий, которую можно реализовывать в рамках теоретического курса ФГОС по дисциплине «Физическая культура и спорт». Она основана на логическом выстраивании сценариев, слоганов и создании фильмов о ЗОЖе с точки зрения современного студента. Такая методика позволяет заинтересовать современного студента, сформировать необходимое представление о здоровом образе жизни в творческой обстановке.

Таким образом, необходимо с помощью социальной рекламы побуждать студентов к сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать и поддерживать культуру здорового образа жизни среди молодежи, культивировать своего рода «моду» на здоровье. Только хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний будет способствовать снижению заболеваемости, поможет воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ [16], направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов [13], формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Библиографический список

1. Иванов, В. А. Фитнес-технологии как фактор повышения функционального и физического состояния студентов [Текст] / В. А. Иванов, Н. М. Нуцалов, Д. М. Гаджиев, Р. И. Заппаров // Спорт - дорога к миру между народами : материалы III Международной научно-практической конференции ; под ред. Х. Ф. Нассралах, 2017. - С. 103-108.

2. Подоруев, Ю. В. Успешное овладение общекультурными и профессиональными компетенциями студентами специальности «Экономическая безопасность» с использованием современных средств обучения физической культуре [Текст] / Ю. В. Подоруев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. -2017. - № 2. - С. 71-80.

3. Подоруев, Ю. В. Система фитнеса в процессе физического воспитания студентов [Текст] / Ю. В. Подоруев, Р. Р. Пихаев, Р. И. Заппаров // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 218-223.

4. Рожков, М. И. Сопровождение саморазвития детей как педагогическая проблема [Текст] / М. И. Рожков // Со-

циальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2017. - № 3. - С. 21-26.

5. Титовский, А. В. Формирование образовательной компетенции студентов для дисциплины: «Физическая культура» средствами бильярда [Текст] / Титовский А. В., И. Н. Антонова, И. Н. Моторин, Н. М. Нуцалов // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 9. - С. 33-35.

6. Титовский, А. В. Учебно-методический комплекс «Бильярд» в учебном процессе по физической культуре экономического университета [Текст] / А. В. Титовский // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 6. -С. 30-33.

7. Титовский, А. В. «Бильярд» как направление физической культуры в условиях снижения состояния здоровья [Текст] / А. В. Титовский, П. А. Кондратьев // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции : в 2 томах, 2017. - С. 324-329.

8. Титовский, А. В. Формирование соревновательных компетенций у студентов в процессе организации бильярдных турниров [Текст] / А. В. Титовский, Д. М. Гаджиев, Н. М. Нуцалов, В. В. Аверясов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 39-41.

9. Титовский, А. В. Бильярд как инновационное направление учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» [Текст] / А. В. Титовский // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. -2016. - № 4. - С. 90-96.

10. Титовский, А. В. Технология «Бильярд» как направление физической культуры в условиях снижения состояния здоровья [Текст] / А. В. Титовский, Д. В. Выприков, И. Н. Моторин // Ярославский педагогический вестник. - 2017. -№ 5. - С. 155-159.

11.Титовский, А. В. Формирование соревновательных компетенций у студентов в процессе организации бильярдных турниров [Текст] / А. В. Титовский, Д. М. Гаджиев, Н. М. Нуцалов, В. В. Аверясов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 39-41.

12.Титовский, А. В. Практикум по проведению занятий по дисциплине «физическая культура в бильярдном зале» [Текст] / А. В. Титовский, А. В. Петров, А. А. Хасанова, Д. А. Манкевич. - М., 2014. - С. 36.

13.Титовский, А. В. Бильярд как направление физического воспитания студентов [Текст] : учебное пособие / А. В. Титовский, С. В. Белецкий, П. А. Кондратьев, Т. В. Помощникова. - М. : ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 2016.

14.Alaev M. V. Klasterizatsiya metodicheskkh zadach uchebnoy distsipliny «fizicheskaya kultura» v vysshem obrazovanii. Izvestiya tulskogo gosudarstvennogo universiteta // Alaev M. V., Titovskiy A. V., Lavrinenko V. V. Физическая культура, спорт - наука и практика. 2015. № 3. С. 3.

15.Stolyar K. E. Management and didactic provisions for industrial gymnastics in modern socio-economic situation // Stoly-ar K. E., Shutova T. N., Vitko S. Y., Andryushchenko L. B. Theory and Practice of Physical Culture. 2018. № 2. С. 25.

16.Titovskiy A. V. Billiards education and training module in physical education curriculum of university of economics // Titovskiy A. V. Theory and Practice of Physical Culture. 2017. № 6. С. 10.

17.Titovskiy A. V. Billiards course applied under academic physical education discipline for competency bulding // Titovskiy A. V., Antonova I. N., Motorin I. N., Nutsalov N. M. Theory and Practice of Physical Culture. 2017. № 9. С. 11.

18.Titovskiy A. V. Forming students competitive competences via biiliards tournaments // Titovskiy A. V., Gadzhiev D. M., Nutsalov N. N., Averyasov V. V. Theory and Practice of Physical Culture. 2016. № 9. C. 12.

Reference List

1. Ivanov, V. A. Fitnes-tehnologii kak faktor povyshenija funkcional'nogo i fizicheskogo sostojanija studentov = Fitness technologies as a factor of increasing students' functional and physical condition [Tekst] / V. A. Ivanov, N. M. Nucalov, D. M. Gadzhiev, R. I. Zapparov // Sport - doroga k miru mezhdu naro-dami : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii = Sport - the road to the world between the people: materials of the III International scientific and practical conference; pod red. H. F. Nassralah, 2017. - S. 103-108.

2. Podoruev, Ju. V. Uspeshnoe ovladenie obshhekul'turnymi i professional'nymi kompetencijami studentami special'nosti «Jekonomicheskaja bezopasnost'» s ispol'zovaniem sovremen-nyh sredstv obuchenija fizicheskoj kul'ture = Successful mastering of common cultural and professional competences of students studying in speciality «Economic security» with the use of modern means to teach physical culture [Tekst] / Ju. V. Podoruev // Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaja kul'tura. Sport. - 2017. - № 2. -S. 71-80.

3. Podoruev, Ju. V. Sistema fitnesa v processe fizicheskogo vospitanija studentov = The system of fitness in the process of students' physical training [Tekst] / Ju. V. Podoruev, R. R. Pihaev, R. I. Zapparov // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. - 2017. - № 9 (151). - S. 218-223.

4. Rozhkov, M. I. Soprovozhdenie samorazvitija detej kak pedagogicheskaja problema = Support of children's self-development as a pedagogical problem [Tekst] / M. I. Rozhkov // Social'naja pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskij zhurnal = Socialnaya pedagogika v Rossii. Scientific and methodical magazine. - 2017. - № 3. - S. 21-26.

5. Titovskij, A. V. Formirovanie obrazovatel'noj kompe-tencii studentov dlja discipliny: «Fizicheskaja kul'tura» sredstvami bil'jarda = Formation of students' educational competence for the discipline: «Physical culture» by means of billiards [Tekst] / Titovskij A. V., I. N. Antonova, I. N. Motorin, N. M. Nucalov // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury = Teoriya i praktika fizicheskoi kultury. - 2017. - № 9. - S. 33-35.

6. Titovskij, A. V. Uchebno-metodicheskij kompleks «Bil'jard» v uchebnom processe po fizicheskoj kul'ture jekonomicheskogo universiteta = The educational and methodical complex «Billiards» in the educational process on physical culture in the economic University [Tekst] / A. V. Titovskij // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury = Teoriya i praktika fizi-cheskoi kultury. - 2017. - № 6. - S. 30-33.

7. Titovskij, A. V. «Bil'jard» kak napravlenie fizicheskoj kul'tury v uslovijah snizhenija sostojanija zdorov'ja = «Bil-liards» as the direction of physical culture in the conditions of health decrease [Tekst] / A. V. Titovskij, P. A. Kondrat'ev // Gumanitarnoe obrazovanie v jekonomicheskom vuze : materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj internet-konferencii = Humanitarian education in economic higher education institution: materials of the V International scientific and practical distance Internet conference: v 2 tomah, 2017. -S. 324-329.

8. Titovskij, A. V. Formirovanie sorevnovatel'nyh kompe-tencij u studentov v processe organizacii bil'jardnyh turnirov = Formation of students' competitive competences in the course of the organization of billiard tournaments [Tekst] / A. V. Titovskij, D. M. Gadzhiev, N. M. Nucalov, V. V. Averjasov // Teorija i

134

Е. С. Барковский, Р. И. Заппаров, Ю. A. Фисенко

praktika fizicheskoj kul'tury = Teoriya i praktika fizicheskoi kultury. - 2016. - № 9. - S. 39-41.

9. Titovskij, A. V. Bil'jard kak innovacionnoe napravlenie uchebnogo processa po discipline «Fizicheskaja kul'tura» = Billiards as the innovative direction of the educational process on the discipline «Physical culture» [Tekst] / A. V. Titovskij // Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaja kul'tura. Sport = News of Tula state university. Physical culture. Sport. - 2016. - № 4. - S. 90-96.

10.Titovskij, A. V. Tehnologija «Bil'jard» kak napravlenie fizicheskoj kul'tury v uslovijah snizhenija sostojanija zdorov'ja = «Billiards» technology as a trend of physical culture in the conditions of health decrease [Tekst] / A. V. Titovskij, D. V. Vyprikov, I. N. Motorin // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2017. - № 5. - S. 155-159.

11. Titovskij, A. V. Formirovanie sorevnovatel'nyh kompe-tencij u studentov v processe organizacii bil'jardnyh turnirov = Formation of students' competitive competences in the course of the organization of billiard tournaments [Tekst] / A. V. Titovskij, D. M. Gadzhiev, N. M. Nucalov, V. V. Averjasov // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury = Teoriya i praktika fizicheskoi kultury. - 2016. - № 9. - S. 39-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.Titovskij, A. V. Praktikum po provedeniju zanjatij po discipline «fizicheskaja kul'tura v bil'jardnom zale» = Workshop on training the discipline «physical culture in the billiard hall» [Tekst] / A. V. Titovskij, A. V. Petrov, A. A. Hasanova, D. A. Mankevich. - M., 2014. - S. 36.

13.Titovskij, A. V. Bil'jard kak napravlenie fizicheskogo vospitanija studentov = Billiards as direction of students' physical training [Tekst] : uchebnoe posobie / A. V. Titovskij, S. V. Beleckij, P. A. Kondrat'ev, T. V. Pomoshhnikova. - M. : FGBOU VO «Rossijskij jekonomicheskij universitet imeni G. V. Plehanova», 2016.

14.Alaev M. V. Klasterizatsiya metodicheskkh zadach uchebnoy distsipliny «fizicheskaya kultura» v vysshem obrazovanii. Izvestiya tulskogo gosudarstvennogo universiteta // Alaev M. V., Titovskiy A. V., Lavrinenko V. V. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika. 2015. № 3. S. 3.

15.Stolyar K. E. Management and didactic provisions for industrial gymnastics in modern socio-economic situation // Stoly-ar K. E., Shutova T. N., Vitko S. Y., Andryushchenko L. B. Theory and Practice of Physical Culture. 2018. № 2. S. 25.

16.Titovskiy A. V. Billiards education and training module in physical education curriculum of university of economics // Titovskiy A. V. Theory and Practice of Physical Culture. 2017. № 6. S. 10.

17.Titovskiy A. V. Billiards course applied under academic physical education discipline for competency bulding // Ti-tovskiy A. V., Antonova I. N., Motorin I. N., Nutsalov N. M. Theory and Practice of Physical Culture. 2017. № 9. S. 11.

18.Titovskiy A. V. Forming students competitive competences via biiliards tournaments // Titovskiy A. V., Gadzhiev D. M., Nutsalov N. N., Averyasov V. V. Theory and Practice of Physical Culture. 2016. № 9. S. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.