Научная статья на тему 'Бильярд в физическом воспитании студентов-экономистов'

Бильярд в физическом воспитании студентов-экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЛЬЯРД / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / BILLIARDS / PHYSICAL EDUCATION STUDENTS / INTELLECTUAL EFFICIENCY / PSYCHOLOGICAL AND PHYSICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титовский Александр Викторович, Мамонова Оксана Вячеславовна

Современные образовательные технологии в экономическом вузе в рамках ФГОС, предусмотренных разделом элективная «Физическая культура», позволяют развивать новые спортивные направления, такие, как «бильярд». Методика занятий в бильярдном зале позволяет освоить технику выполнения ударов, получить общее представление об игре, повысить уровень общекультурного развития. Бильярд решает оздоровительную, игровую, развивающую, интеллектуальную и психологическую направленность физического воспитания студентов всех специальностей, развивает у них физические и психофизические качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титовский Александр Викторович, Мамонова Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BILLIARDS IN PHYSICAL THE EDUCATION OF THE STUDENTS OF ECONOMISTS

Modern educational technologies in the economic University in the framework of the GEF under the elective section "Physical culture" can develop, but high sports areas such as "Billiards". Technique classes in Billiards room allow you to master the technique of strikes, to get a General idea about the game, to increase the level of General cultural development. Billiards decides wellness, playing, developmental, intellectual, and psychological orientation of physical education students of all disciplines, develops their physical and psychophysics-ski quality.

Текст научной работы на тему «Бильярд в физическом воспитании студентов-экономистов»

УДК 796.382

БИЛЬЯРД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ

А.В. Титовский, О.В. Мамонова

Современные образовательные технологии в экономическом вузе в рамках ФГОС, предусмотренных разделом элективная «Физическая культура», позволяют развивать новые спортивные направления, такие, как «бильярд». Методика занятий в бильярдном зале позволяет освоить технику выполнения ударов, получить общее представление об игре, повысить уровень общекультурного развития. Бильярд решает оздоровительную, игровую, развивающую, интеллектуальную и психологическую направленность физического воспитания студентов всех специальностей, развивает у них физические и психофизические качества.

Ключевые слова: бильярд, физическое воспитание студентов, интеллектуальная работоспособность, психофизическое состояние.

Физическое воспитание в высших профессиональных образовательных организациях ведет к всестороннему гармоническому развитию личности, связи воспитания с трудовой практикой и оздоровительной направленностью. Практические занятия обеспечивают серьезной мотивацией, например, желанием целенаправленно укрепить основные мышечные группы, укрепить здоровье, достичь высоких спортивных результатов. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения [2].

В бильярде физические упражнения носят характер двигательного действия, специально организованного для решения задач физического воспитания. Одну из таких важнейших основ физического воспитания в бильярде составляет способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом [1]. Бильярд имеет оздоровительную, игровую, развивающую, интеллектуальную, творческую и психологическую направленность, в том числе позволяет целенаправленно укреплять основные мышечные группы, поступательно улучшать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировать мышцы глаз, развивать глазомер, точность, концентрацию и силу удар [6].

На занятиях физического воспитания в бильярдном зале, используются нагрузка слабой интенсивности (ЧСС=110-130 уд/мин). Оптимальная моторная плотность находится в пределах 50-60 %, при этом занятия с такой нагрузкой позволяют сохранить высокую умственную активность студентов экономистов.

Практические занятия бильярдом в физическом воспитании студентов включают в себя следующие основные направления: общеподготовительное, спортивное и оздоровительно-рекреативное, лечебное.

Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и поддержание ее на уровне ФГОС, а

также требований примерной программы физического воспитания.

Спортивное направление обеспечивает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования, а также участие в спортивных соревнованиях с целью повышения уровня спортивного мастерства.

Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физического воспитания для восстановления работоспособности и укрепления здоровья.

Лечебное направление обеспечивает восстановление здоровья в целом или в отдельных функциях организма, снижений, либо утраченных в результате заболевания, травм [6].

На практических занятиях по физическому воспитанию все студенты распределяются по медицинским показаниям на группы здоровья: основная, подготовительная и специальная медицинская. Данное распределение проводится в начале учебного года с учетом состояния здоровья физического развития, физической спортивно-технической подготовленности и интересов студентов. Значительным преимуществом занятий в бильярдном зале по дисциплине «Физическая культура», является возможность объединения на одном занятии двух и трех групп здоровья.

Бильярд для студентов разных медицинских групп - это прежде всего спорт, развлечение и отдых, что позволяет студентам всесторонне проявлять свои физические, интеллектуальные творческие и даже артистические свойства личности [3].

Двигательная активность на практических занятиях проходит достаточно монотонно и состоит, в основном, в многократной отработке ударов из различных позиций. Несмотря на это в течение занятия при постоянной загруженности студент проходит в среднем 2-2,5 километра, что свидетельствует о достижении оздоровительных задач, которые решаются в процессе физического воспитания студентов экономистов.

Практические занятия не требуют высокой подготовленности функциональных систем организма, поскольку нагрузка распределяется равномерно от начала и до конца занятия, поддерживая функциональные системы организма в тонусе. Кроме того, бильярд развивает такие физические качества, как координация и точность движений, быстрота реакции, находчивость и ловкость, визуальную оценку позиции и глазомер. Вырабатываются и психологические качества - постепенно игрок приучается к терпению и хладнокровию. Вместе с тем, бильярдное поле является практическим учебником геометрии и физики, что позволяет игроку правильно раскладывать углы отскока шаров при выполнении ударов.

Игра на бильярде двух мастеров доставляет удовольствие как партнерам, так и зрителям, следовательно, в ней присутствует и эстетический момент. Бильярд - ничем не заменимое средство отдыха, которое снимает накопившееся нервное напряжение (с первых же минут

играющий почти полностью отвлекается от повседневных мелочей и отдается увлекательному состязанию). Бильярд уравновешивает эмоции и вырабатывает ряд психологических качеств, необходимых человеку в жизни, которые учат выигрывать, при помощи волевых усилий, преодолевая сопротивление противника. Бильярд учит победившего игрока воспринимать выигрыш без злорадства и неприличного ликования, а также достойно проигрывать - не впадая в панику и не теряя веры в себя [4].

ФГОС по физическому воспитанию определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, а также уровень развития физических качеств. Занятия по бильярду в физическом воспитании студентов экономистов проходят в режиме учебной работы, регламентируются учебными планами и программами, которые разработаны на кафедре физического воспитания Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) [5].

Для занятий бильярдом разработан практикум по проведению занятий по дисциплине «Физическая культура» в бильярдном зале, который содержит три основных раздела: теоретический, практический и контрольный [5].

Теоретический раздел в бильярдном зале предусматривает овладение студентами системными научно-практическими и специальными знаниями, необходимыми для понимания природных и специальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, творческого подхода для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Практический раздел в бильярдном зале направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретении личностного опыта обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта [5, 7].

Методико-практические занятия по бильярду предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Деятельность студентов экономистов на занятиях в бильярдном зале направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов.

Программой предусматривается следующий перечень обязательных методико-практических занятий по бильярду, реализующий два раздела:

Первый раздел предусматривает освоение методики постановки

стойки и удара. Методика направлена на изучение основных элементов игровой стойки, технику ударов, разновидность мостов, игра с бортов, с машинкой.

Второй раздел направлен на изучение «чужих» шаров, удары с нижним и верхним винтом, изучение точек на вертикальной и горизонтальной осях битка, клапштос, контроль битка и остановка шара, накат, зависимость траектории движения битка после соударения с прицельным шаром от глубины винта, силы удара и расстояния между шарами, нижнее вращение шара, оттяжка, использование упругости резины при игре «чужих» шаров.

Контрольный раздел в бильярдном зале направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов экономистов. Контрольные занятия по бильярду обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне усвоения теоретических, практических и методических знаний-умений и подготовленности каждого студента к выполнению простейших умений и навыков выполнение ударов, серий ударов для игры в бильярд [5, 7].

Материалы исследования. Педагогическое исследование организовано на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова со студентами 1 курса в бильярдном зале. Всего в исследовании приняло участие 260 человек различного пола. Возраст 17-18 лет. Из них - 20 человек были отнесены к специальной и 240 человек к основной медицинской группе. Проанализированы результаты выполнения контрольных заданий (от 1 до 10 баллов). Выполнение контрольных нормативов проведено дважды:

1 измерение - сентябрь 2014 года, 2 измерение - декабрь 2014 года.

Подготовительная часть или разминочная часть (10-15 мин). Выполняются упражнения на точность и силу удара, с акцентом на: постановку стойки, забивание «пустышек», разбой пирамиды, забивание «чужих» шаров, при помощи клапштоса, ударов с верхним и нижним вращением битка.

В основной части (65 мин) занятия выполняются контрольные нормативы:

№ 1 «Прокат в один размер». И.п. биток на 1 точке стола, через

2 диаметра шара справа и слева установлены 2 шара. Выполнить удар так, чтобы биток от короткого борта вернулся, пройдя через ворота не задевая шары и останавливаясь как можно ближе к короткому борту.

№ 2 «Накат в среднюю лузу». И.п. биток на 2 точке стола, прицельный шар в створе средней лузы. Выполнить накат в среднюю лузу оставляя биток в створе лузы, прицельный шар падает в лузу, очередной биток с руки выставляется на точку 2 или же за среднюю линию стола. Последовательно положить 4-6 прицельных шаров в среднюю лузу.

№ 3 «Накат в угловую лузу». И.п. биток на 1 точке стола, прицельный шар в створе угловой лузы, прицельный попадает в лузу, очередной биток выставляется на точку или за среднюю линию стола. Последовательно положить 3-5 прицельных шара в угловую лузу.

№ 4 «Финская партия». И.п. биток на 1 точке стола, 6 прицельных в створе 6 луз. Выбирается направление последовательного забивания шаров. 6 ударами последовательно забиваются 6 шаров. Ошибкой считается если биток падает в лузу, забивает шар или шары не по порядку.

№ 5 «Положить 14 пустышек с разбоя». И.п. самостоятельно выбирается направление и последовательность забивания «пустышек». Необходимо положить максимальное количество «пустышек» без ошибок.

Для выполнения всех контрольных упражнений каждому занимающемуся дается 3 попытки, лучшая из которых заносится как результат.

В заключительной части (10 мин) подводятся итоги занятия, оглашаются результаты выполнения нормативов и оценки, называются наиболее отличившиеся при выполнении нормативов студенты.

В исследовании нами проведен сравнительный анализ контрольных нормативов в начале учебного года и по окончании одного семестра, что демонстрирует эффективность освоения навыков бильярда студентами основной и специальной медицинской группы.

Результаты исследования и обсуждение. Результаты выполнения контрольного норматива № 1 студентами специальной медицинской группы незначительно отличаются от выполнения норматива студентами основной медицинской группы, что свидетельствует об эффективности усвоения материала студентами, а также о посильности выполнения контрольных нормативов (таблица). Также следует отметить, что в обеих группах выявлены высокие показатели среднего квадратического отклонения, что характеризует неоднородность групп.

Сравнительные результаты выполнения зачетных упражнений

бильярда

Контрольные нормативы для студентов Основная группа Специальная группа

До исследования (балл) После исследования (балл) До исследования (балл) После исследования (балл)

№ 1 «Прокат в один размер» 4,3 7,9 3,7 6,6

№ 2 «Накат в среднюю лузу» 5,1 8,4 4,5 7,3

№ 3 «Накат в угловую лузу» 4,8 8,2 3,9 7,1

№ 4 «Финская партия» 3,8 8,7 3,2 7,9

№ 5 «Положить 14 пустышек с разбоя» 3,3 8,6 2,9 7,4

В нормативе № 2 и № 3 представители специальной медицинской группы показывают результаты на уровне «удовлетворительно» и «хорошо» (7,3 и 7,1), что незначительно ниже по сравнению с основной

медицинской группой, справившихся на (8,4 и 8,2) «отлично».

В «Финской партии» (где требуется самостоятельное интеллектуальное решение задачи последовательного забивания шаров), представители специальной медицинской группы продемонстрировали наиболее близкий к основной группе результат, их стойка, прицельный удар и последовательность забивания 6 шаров в лузу позволил достигнуть уровня «хорошо+». При этом представители основной группы справились с заданием на «отлично».

В нормативе № 5 представители основной медицинской группы показали результаты выполнения «удовлетворительно» и «хорошо», при показателях основной группы «отлично».

Материалы исследования продемонстрировали общую тенденцию роста результатов выполнения учебных нормативов студентами основной и специальной медицинских групп в течение 1 учебного семестра, что свидетельствует об «отличном» и «хорошем» уровне усвоения учебного материала студентами всех медицинских групп.

Сравнение данных по медицинским группам также продемонстрировало устойчиво более высокие результаты основной группы в сравнении со специальной медицинской, что является закономерным для сниженного уровня здоровья студентов специальной медицинской группы.

Представленный материал свидетельствует о том, что проведение дисциплины «Физическая культура» в бильярдном зале позволяет использовать единую методику преподавания для студентов основной и специальных медицинских групп с учетом разделения требований учебных нормативов в соответствии с медицинскими группами.

Результаты исследований позволяют предложить рекомендовать широкое использование методики проведения занятий по «Физической культуре» в бильярдном зале для студентов всех специальностей в рамках раздела «Элективная физическая культура».

Список литературы

1. Бочкарев А.Ю. Бильярд. Эффективные уроки обучения и техники игры. М.: АСТ. Полиграфиздат. Астрель, 2010. 238 с.

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Изд. 9-е. М.: Феникс. 2014.

444 с.

3. Жилин Л. Русский бильярд. М.: Изд-во: Эксмо, 2013. 168 с.

4. Здобников Н.С. Бильярд. Техника. Правила. Советы профессионалов. М.: Изд-во «Феникс», 2010. 238 с.

5. Титовский А.В. Практикум по проведению занятий по дисциплине «Физическая культура» в бильярдном зале. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2014. 36 с.

6. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Изд. центр «Академия», 2014. 480 с.

7. Шнуровозов Т.В. Бильярд. Уроки игры для начинающих. М.: Изд-во «Владис», 2011. 448 с.

Титовский Александр Викторович, канд. биол. наук, доц., avtitovskiy@yandex.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Мамонова Оксана Вячеславовна, преп., mamonova-o-v@mail. ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

BILLIARDS IN PHYSICAL THE EDUCATION OF THE STUDENTS OF ECONOMISTS

A.V. Titovskiy, O.V. Mamonova

Modern educational technologies in the economic University in the framework of the GEF under the elective section "Physical culture" can develop, but high sports areas such as "Billiards". Technique classes in Billiards room allow you to master the technique of strikes, to get a General idea about the game, to increase the level of General cultural development. Billiards decides wellness, playing, developmental, intellectual, and psychological orientation of physical education students of all disciplines, develops their physical and psychophysics-ski quality.

Key words: Billiards, physical education students, intellectual efficiency, psychological and physical condition.

Titovskiy Alexander Viktorovich, candidate of biological Sciences, associate professor, AVTitovskiy@yandex.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Economics named after G.V. Plekhanov,

Mamonova Oksana Vyacheslavovna, lecturer, mamonova-o-v@mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Economics named after G.V. Plekhanov

УДК 796.011.2

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ

B.А.Тищенко, А.А. Чипко

Изучен уровень мотивации к занятиям физической культурой и выбору профессии учителя физической культуры у студентов факультета физического воспитания. Оценена динамика уровня успешности студентов 1 курса направления подготовки «Физическое воспитание». В ходе исследования подтверждено, что студентам не хватает как теоретических знаний, так и практических умений по дисциплинам, которые являются базовыми для профессиональной готовности специалиста по физическому воспитанию и спорту.

Ключевые слова: показатели здоровья, физическое развитие, студенты.

Процессы глобализации, интеграции и информатизации общества, социально-экономические изменения в Украине определили новые приоритеты в профессиональной подготовке специалистов в различных отраслях. Ухудшение состояния здоровья украинской нации требует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.